Фазер: минутка истории
Yamaha FZX 750 выпускалась с 1986 по 2000 год, но самым каноничным считается первое поколение, последние представители которого сошли с конвейера в 1990 году. Оно отличалось более мощным двигателем (96 л.с. у европейских версий и 77 у японских) и 6-ступенчатой трансмиссией, но пик момента у “европейцев” достигался только на 8000 об/мин, а у “японцев” – на 6000 об/мин. Чудовищная разгонная динамика в сочетании с простотой и надёжностью конструкции подарила первому поколению Yamaha FZX 750 статус культового мотоцикла.
Начиная с 1990 года, в конструкцию вносились мелкие изменения — мотор “задушивался”, КПП сменили на 5-ступенчатую, и вообще постарались превратить дрэгстер в дорожный байк. Надо заметить, что и подогнанные под японские нормы представители второго поколения на дороге запросто могут поспорить со спортивыми мотоциклами, но, тем не менее, любовью энтузиастов до сих пор пользуются именно первые “Фазеры”. По понятным причинам найти такой байк в хорошем состоянии проблематично — им всем по тридцать лет, плюс-минус.
Yamaha
Yamaha TDM850 был довольно революционным мотоциклом в 1991 году, когда он только был выпущен. Его технологическая новизна была примерно на том же уровне, как превосходство первого Ducati Multistrada 2004 над конкурентами. TDM850 может решать любые поставленные перед ним задачи, по сути, это многофункциональный байк. Хотя более поздний TDM900 лучше, 850-кубовый старичок тоже не плох. Yamaha TDM850 оснащался отличным рядным двухцилиндровым двигателем, сделанным на базе мотора Super Tenere. Он развивает мощность 77 л.с. и крутящий момент 80 Нм.
Управление мотоциклом намного лучше, чем можно было бы ожидать. Он имеет приличную подвеску и тормоза, по крайней мере, для 90-ых годов. TDM850 едет довольно хорошо, но может показаться, что он немного узковат и седло несколько жестковато.
Мотоцикл Yamaha TDM850 комплектовался намного лучше, чем многие другие. Спортивная приборная панель всесторонне развитая, переключатель передач и зеркала удобны. За отдельную плату Yamaha комплектовали байк различного рода аксессуарами: ручками с подогревом, кофрами и многим другим.
Есть мнение, что Yamaha далеко не всегда бывают лучшими из большой четверки, частенько их критикуют за плохое сопротивление коррозии и обработку металлических частей. Но к Yamaha TDM850 это всё не относится. Проблем с надежностью практически нет, большой пробег обеспечен. Стоит помнить, что последние годы выпуска Yamaha TDM850 лучше предыдущих.
История Yamaha TDM850 (1991-2001)
• 1991: выпущен • 1993: новый хромовый глушитель, серебристая рама, полированные кронштейны • 1994: незначительные модификации коробки и сцепления • 1996: установлена большая 43-миллиметровая вилка, рама стала короче, перепроектированный выхлоп и глушитель, пара фар, 20-литровый бак • 1997: модифицирован для установки сигнализации • 2001: выпущен TDM900
Технические характеристики Yamaha TDM850 (1991-2001)
• Предельная скорость: 210 км/ч • 400 метров: 12.5 секунд • Мощность: 77 л.с. • Крутящий момент: 80 Нм • Вес: 201 кг • Высота по седлу: 795 мм • Топливный бак: 20 литров • Расход топлива: 6.1 л на 100 км • Объем: 849 см3 • Двигатель: 8 клапанов, двухцилиндровый рядный • Коробка скоростей: 5 передач • Рама: стальная • Регулируемая подвеска к предварительной нагрузке и восстановлению • Передний тормоз: 2 x 298-миллиметровых диска • Задний тормоз: 245-миллиметровый диск • Передняя шина: 110/80 x 18 • Задняя шина: 150/70 x 17
Видео Yamaha TDM850 (1991-2001)
Краткая история модели
1991 г. – начало производства и выпуска Yamaha TDM 850. 1-е поколение мотоцикла (Yamaha TDM 850-1). Модель имеет топливный бак на 18 л, выдает 77 л.с. мощности и 75,5 Нм крутящего момента. Модель: Yamaha TDM850 (Европа, Океания). Заводское обозначение: 3VD1, 3VD2, 4CF1, 4CM1, 4CN1.
1992 г. – без существенных изменений. Модель доступна на рынке США. Модель: Yamaha TDM850 (Европа, Океания, Япония, США). Заводское обозначение: 3VD3, 3VD4, 4CF2, 4CM2, 4CN2, 4DT3, 4EP1
TDM850D, TDM850DC – США.
1993 г. – без существенных изменений. Модель: Yamaha TDM850 (Европа, Океания, Япония, США). Заводское обозначение: 3VD5, 3VD6, 4CF3, 4CM3, 4CN3, 4EP2
TDM850E, TDM850EC – США.
1994 г. – без существенных изменений. Модель больше не продается в США. Модель: Yamaha TDM850 (Европа, Океания, Япония). Заводское обозначение: 3VD7, 3VD8, 4CF4, 4CM4, 4CN4, 4EP3.
1995 г. – модель доступна только в Европе. Модель: Yamaha TDM850 (Европа). Заводское обозначение: 3VD9, 3VDA, 4CM5, 4CN5.
1996 г. – второе поколение мотоцикла (Yamaha TDM 850-2). Модель получает обновленный внешний вид и двигатель, который, хоть и остался “рядником”, но стал работать как полноценный V-образник (благодаря развернутым на 90 градусов шейкам коленвала). Мощность двигателя увеличивается на 3 л.с. – до 80 л.с., а крутящий момент – до 76,8 Нм. Кроме того, масляный бак переместился в картер, а передняя вилка стала толще (вместо 41 мм стала 43 мм). Топливный бак увеличивается с 18 до 20 л. Модель: Yamaha TDM850 (Европа, Япония). Заводское обозначение: 4TX1.
1997 г. – без существенных изменений. Модель: Yamaha TDM850 (Европа, Япония). Заводское обозначение: 4TX2, 5AR1.
1998-1999 г. – модели этих годов также подверглись серьезным изменениям. Внешний вид мотоцикла остался прежним, но по технической части сильно изменился. Механическая приборная панель была заменена на ЖК, датчик температуры был заменен датчиком уровня топлива, тросовый привод спидометра был заменен на электронный, была добавлена кнопка “аварийки”. Кроме того, был убран масляный щуп, на смену которому пришло удобное смотровое окошко, было также усилено сцепление и сближены передаточные числа КПП
Важной доработкой стало также использование новых карбюраторов (BDSR38), которые стали более надежными и обеспечивали лучшее наполнение цилиндров смесью. Топливный насос, вместо вакуумного, стал электрическим. Появился датчик дроссельной заслонки, благодаря чему блок управления более точно подбирал углы зажигания, что позволило повысить мощность до 83-84 л.с., а крутящий момент до 80,4 Нм (вместо 75,5 Нм)
Модель: Yamaha TDM850 (Европа, Япония). Заводское обозначение: 4TX3, 5AR2, 5GG1. – 1998
Появился датчик дроссельной заслонки, благодаря чему блок управления более точно подбирал углы зажигания, что позволило повысить мощность до 83-84 л.с., а крутящий момент до 80,4 Нм (вместо 75,5 Нм). Модель: Yamaha TDM850 (Европа, Япония). Заводское обозначение: 4TX3, 5AR2, 5GG1. – 1998
Модель: Yamaha TDM850 (Европа, Япония, Океания). Заводское обозначение: 4TX4, 4TX5, 5GG2. – 1999
2000 г. – без существенных изменений. Модель: Yamaha TDM850 (Европа, Япония). Заводское обозначение: 4TX6, 4TX7.
2001 г. – последний год производства. Модель Yamaha TDM 850 была заменена на новую – Yamaha TDM 900. Модель: Yamaha TDM850 (Европа, Япония). Заводское обозначение: 4TX8, 4TX9.
Видео
https://youtube.com/watch?v=Ng4LS5_s6Ow
Мотоцикл Yamaha TDM 850 — эдакий полукровка, компромиссный гибрид между разными классами мото, появившийся на свет в начале 90-х годов в качестве ответа на стремление отдельных представителей мотообщественности иметь по-настоящему универсальный мотоцикл. Конечно, настоящей универсальности нет и быть не может, нельзя быть идеальным во всём и сразу, но «Ямаха» решила попытаться сделать свой новый байк хорошим настолько, насколько это возможно. Успех оказался однозначным — даже в США, где традиционно мотоциклы с не до конца ясной сферой применения традиционно не пользовались огромным успехом, продажи пошли хорошо. TDM 850 стал тем, что сейчас иногда, по аналогии с миром автомобилей, называют кроссовером.
Да, пусть этот мотоцикл и не идеален, но его можно назвать по-настоящему универсальным. Он способен и пройти поворот «с коленкой», и с лёгкостью просочиться сквозь городские пробки, и увезти мотоциклиста с грузом на многие тысячи километров, при этом высокомерно наплевав на качество дорожного покрытия. Правда, за подобную универсальность пришлось платить сложностью конструкции. Например, чтобы добраться до аккумулятора Yamaha TDM 850, необходимо демонтировать с мотоцикла боковой пластик и бензобак, а для замены свечей необходимо снимать радиатор охлаждения.
Двигатель TDM 850 ведёт свою родословную от мотора Yamaha XTZ 750, победителя ралли Париж-Дакар. Для TDM 850 эту рядную десятиклапанную двойку жидкостного охлаждения чуть доработали и добавили ей сотню «кубиков», выжав из мотоцикла восемьдесят лошадиных сил и 75 нМ крутящего момента. Также доработали и доставшуюся от Super Tenere трансмиссию, сделав первые две передачи короче, а остальные — длиннее. Мотор получился удачный, чрезвычайно тяговитый, но отличающийся масляным аппетитом, особенно на высокой скорости. Впрочем, так как масло в Yamaha TDM 850 плещется в маслобаке, откуда забирается масляным насосом, многие владельцы этого мотоцикла просто заливают на пару литров больше перед путешествием. Мотоциклу такой перелив ничем не угрожает.
Максимальная скорость TDM 850 лежит где-то возле отметки в 220 км/ч, правда, расход масла на такой скорости уже довольно заметный. Но крейсерскую скорость в 150-160 км/ч Yamaha держит легко, не раздражая мотоциклиста вибрациями и умеренно потребляя бензин. К тому же байк действительно хорошо приспособлен к плохим дорогам. Конечно, его нельзя назвать эндуро — нет, TDM 850 предназначен для асфальта. Пусть плохого, в хлам разбитого, но всё-таки асфальта. Впрочем, если обуть мотоцикл в универсальную резину вместо чисто шоссейной, он более чем уверенно едет и по грунту.
Высота по седлу довольно ощутима, человек с ростом в 180 см ногами достаёт уверенно, но менее высокому байкеру может оказаться не очень удобно. Лаконичная приборная панель скрыта встроена в передний обтекатель, а руль расположен очень удобно. Для пассажира тоже места предостаточно, а если установить на Yamaha TDM 850 боковые и центральный кофры, он с лёгкостью возьмёт в дорогу сотню литров груза.
Выпускалась первая версия этого мотоцикла, внешне отличающаяся двумя круглыми фарами, с 1991 по 1995 год. В 1995 году была проведена модернизация, кроме того, мотоцикл обрёл другой внешний вид, с которым и выпускался ещё полтора десятка лет, уже под названием Yamaha TDM 900, который пришёл на смену 850-кубовой версии на рубеже тысячелетий. И надо признать, что у японских инженеров получился настоящий шедевр. Да, у TDM 850 есть свои слабые места, и обслуживать самому его порой непросто, но зато это по-настоящему универсальный мотоцикл на все случаи жизни, к тому же, по отзывам владельцев, отличающийся отменной надёжностью.
Источник
Yamaha TDM 900. 850, 900… Что дальше?
«Турист» и «спортсмен» в одном лице — возможно ли такое? Да, если речь идет о Yamaha TDM 900
«Турист» и «спортсмен» в одном лице — возможно ли такое? Да, если речь идет о Yamaha TDM 900.
2002 Yamaha TDM 900 Фото: Yamaha
Во многом это принципиально новая версия модели Yamaha TDM 850, выпускавшейся с 1991 года и успевшей неплохо зарекомендовать себя. Однако небольшие претензии к ней все же были. Кое-кто высказывал недовольство тормозами, которые не очень хорошо справлялись с обязанностями, если на заднем сиденье восседал пассажир. Нарекания были и к жесткости на скручивание, и к работе двигателя в некоторых режимах.
С этого года мотоциклы серии TDM, не изменив своего спортивно-туристского имиджа, стали более покладистыми и дружелюбными к водителю. Объем двигателя увеличился на 49 «кубиков», хотя общая конструкция осталась прежней. Возросшие мощность и крутящий момент (соответственно на 5 и 11%) отличаются теперь более пологими и ровными характеристиками. В связи с тем, что рядная «двойка» имеет свои проблемы, коленчатый вал настроен таким образом, что мотор эмулирует работу V-образной «двойки» — сглаживает некоторую жесткость и ватность, которые свойственны «рядным твинам».
Чтобы облегчить конструкцию в целом и увеличить жесткость на скручивание, раму TDM 900 выполнили из алюминиевого сплава (у предыдущей модели она стальная). Это позволило снизить общий вес мотоцикла почти на восемь килограммов, и если бы не каталитический нейтрализатор, введенный в схему выпуска, и применение новой системы впрыска топлива, вес мотоцикла удалось бы уменьшить на целых 11 кг.
Новая конструкция рамы позволила использовать полностью регулируемый задний амортизатор. Теперь даже очень крупный пассажир, чей вес влиял при торможении на развесовку мотоцикла, не будет доставлять водителю проблем.
Передний тормозной механизм TDM 900 почти полностью копирует тормоз R1 и имеет очень хорошие показатели по замедлению полностью загруженного мотоцикла при любых скоростных режимах. Передняя подвеска тоже не доставит прежних сюрпризов.
За счет того, что место водителя (его посадка осталась вертикальной) немного смещено вперед, слегка изменилась и вся развесовка. При обычном движении переднее колесо изначально чуть более нагружено, что позволило избежать былых недоразумений при резких торможениях.
По управляемости новинка значительно превосходит своего предка. За счет увеличенной жесткости на скручивание стало легче «вваливаться» в поворот и выходить из него, не опасаясь, что заднее колесо выкинет какой-нибудь фортель. Широкий руль облегчает маневрирование. Несмотря на шоссейную резину, можно время от времени посещать и грейдерные дороги. Только не стоит там резко крутить ручку газа, и все будет в порядке.
Указанной производителем мощности в 88,2 л.с. при 7500 мин-1 «туристу» вроде бы вполне достаточно. Однако у тех, кто привык к более шустрым мотоциклам — к примеру, из разряда naked bike с аналогичным объемом двигателя, при первом знакомстве с TDM 900 возникает ощущение, что мотор надо раскручивать. На самом деле для нормального плавного разгона крутящего момента хватает уже при 3000-4000 мин-1, ведь этот мотоцикл не предназначен для гонок на четверть мили с места. TDM 900 — «дальнобойщик». Его прямая обязанность — доставить удовольствие от длительного путешествия, которое может проходить в трудных дорожных условиях. Недаром топливный бак здесь вмещает 20 литров.
Что касается поведения двигателя на высоких оборотах, то во время длительной поездки их можно держать в пределах red line, которая начинается от 8000 мин-1 и заканчивается у отметки 9500 мин-1. Однако увлекаться не стоит. Красный сектор на то и красный, чтобы не загубить мотор.
Как и большинство Yamaha, новый TDM практически не утомляет водителя, не требует от него постоянного напряжения, за что и дорог. Так что фанатам, вероятно, не стоит убиваться по поводу ухода в небытие TDM 850 — замена у него достойная.
Новости СМИ2
Сравнение с аналогами
Бывалые мотоциклисты склоняются к тому, что как таковых аналогов этому байку попросту нет, так как он превосходно справляется со своими обязанностями в условиях городского трафика и за пределами города.
Оптимальное соотношение мощности, объема двигателя и эргономичности корпуса – эти качества обеспечивают хорошую проходимость и удобство эксплуатации.
TDM850: вилка
Отдельного внимания заслуживает подвеска TDM – стандартная телескопическая вилка спереди и моноамортизатор сзади чаще всего не вызывают каких-либо претензий, однако пользователям стоит учитывать один несущественный нюанс при разборе перьев вилки. Так, извлекая несущую трубу из «стакана» металлические слайдеры входят друг в друга, при этом повреждается тефлоновое покрытие, а это значит, что вместе с сальниками придется потратить средства и на замену направляющих.
Кроме того, желательно перед покупкой аппарата прокатиться на нем и пощелкать передачами – это поможет определить поведение вилки на второй передаче.
Два колеса на все случаи жизни
подходящий для всех целей10 лет
Японцам удалось скрестить ужа с ежом и в лице TDM 850 получить мотоцикл, который сейчас можно назвать кроссовером. Он не приспособлен для покорения пустынь и болот, но преодоление огромных дистанций по разбитым дорогам, в том числе и грунтовым, ему по плечу, причём с относительным комфортом и за доступную цену. Сейчас Ямаха ТДМ 850 на вторичном рынке и вовсе стоит очень дёшево, сравнимо с какой-нибудь 20-летней «четырёхсоткой». А почему бы и нет? Максимальная скорость TDM 850 превышает 200 км/ч (но это также зависит от обвеса и состояния мотоцикла), бензобак вмещает 18-20 литров (в зависимости от поколения), а разгон с 0 до 100 км/ч на исправном байке возможен за 3,8 секунды. Впечатляет даже по современным меркам, а ведь первые Ямахи ТДМ 850 поступили в продажу ещё в далёком 1991 году, когда трещал по швам и рассыпался на части СССР. При этом многие экземпляры до сих пор на ходу, а при должном уходе они прослужат ещё пару десятков лет.
запас ходаманевренностькомфортабельностивторого поколения
009_moto_0412_050
Конструктив и внешность в стиле Ducati в сочетании с простотой обслуживания «японца» — это и есть Yamaha TRX 850. Конструктив и внешность в стиле Ducati в сочетании с простотой обслуживания «японца» — это и есть Yamaha TRX 850.
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ РАСХОДНИКОВ И ЗАПЧАСТЕЙ | ||
Наименование | Оригинальные запчасти, руб. | Неоригинальные запчасти, руб. |
Масляный фильтр | 800 | 250–400 |
Воздушный фильтр | 2500 | 1500 |
Тормозные колодки передние | 5200 | 2300–3000 |
Тормозные колодки задние | 2800 | 1500–1800 |
Цепь и звезды, комплект | 18000 | 5500–8000 |
Рычаги тормоза/сцепления | 1500 | 500–1000 |
Слайдеры рамы | — | 3000–5000 |
КОНКУРЕНТЫ.
Технические характеристики
Технические характеристики Yamaha TDM850:
Модель | Yamaha TDM850 |
---|---|
Тип мотоцикла | дорожный |
Год выпуска | 1991-2001 |
Рама | стальная ромбовидная |
Тип двигателя | 2-цилиндровый, 4-тактный, рядный |
Рабочий объем | 849 см³ |
Диаметр цилиндра/ход поршня | 89,5 x 67,5 мм |
Степень сжатия | 10.5:1 |
Охлаждение | жидкостное |
Количество клапанов на цилиндр | DOHC, 5 клапанов на цилиндр |
Система подачи топлива | карбюратор, 2x Mikuni BDST38 – TDM850 (’91-97) карбюратор, 2x Mikuni BDSR38 – TDM850 (’98-01) |
Тип зажигания | цифровое TCI |
Максимальная мощность | 77,0 л.с. (56,6 кВт) при 7500 об/мин – TDM850 (’91-95) 80,2 л.с. (59,0 кВт) при 7500 об/мин – TDM850 (’96-98) 83,0 л.с. (61,0 кВт) при 7500 об/мин – TDM850 (’99-01) |
Максимальный крутящий момент | 75,5 Нм (7,6 кг-м) при 6000 об/мин – TDM850 (’91-95) 76,8 Нм (7,7 кг-м) при 6000 об/мин – TDM850 (’96-98) 80,4 Нм (8,1 кг-м) при 6000 об/мин – TDM850 (’99-01) |
Сцепление | Многодисковое в масляной ванне, тросовый привод |
Коробка передач | 5-ступенчатая |
Тип привода | цепь |
Размер передней шины | 110/80ZR-18 |
Размер задней шины | 150/70ZR-17 |
Передние тормоза | 2 диска, 298 мм, 4-поршневые суппорта |
Задние тормоза | 1 диск, 245 мм, 2-поршневой суппорт |
Передняя подвеска | 41 мм телескопическая вилка (регулировка преднатяга и отбоя), ход – 149 мм – TDM850 (’91-95) 43 мм телескопическая вилка (регулировка преднатяга и отбоя), ход – 149 мм – TDM850 (’96-01) |
Задняя подвеска | маятниковая с моноамортизатором (регулировка преднатяга и отбоя), ход – 144 мм |
Длина мотоцикла | 2165 мм |
Ширина мотоцикла | 790 мм |
Высота мотоцикла | 1285 мм |
Колесная база | 1475 мм |
Высота по седлу | 805 мм |
Минимальный дорожный просвет (клиренс) | 165 мм |
Разгон 0-100 км/ч (0-60 миль/ч) | 4,4 сек. |
Максимальная скорость | 209 км/ч |
Емкость бензобака | 18,0 л – TDM850 (’91-95) 20,0 л – TDM850 (’96-01) |
Масса мотоцикла (снаряженная) | 229 кг 232 кг – TDM850 (’98-01) |
200912151924_3
Как и большинство мотоциклов, характер которых выбивается из общей массы, TDM не столь популярен, как, скажем, четырехцилиндровые «классики» или спортбайки. Однако именно такие неоднозначные аппараты завоевывают самых преданных поклонников. Так, чаще всего ТDM продают только с целью купить другой, более свежий TDM, ну, или те, кто, попробовав, не проникся духом и характером этого аппарата. Благодаря кастовой обособленности этого «переклассика — недоэндуро» цены на TDM держатся на довольно низком уровне относительно сходных по мощности и кубатуре дорожных аппаратов, не говоря уже о больших эндуро. Так, за экземпляры первых годов выпуска (1992–1995) просят от 110 до 150 тыс. руб. За аппараты второго поколения (1996–1998), уже походившие по России, просят от 130 до 180 тыс. руб. и до 210, если мотик только прибыл из Японии или Европы. За последнюю модификацию 850-ки (1999–2001) придется выложить от 200 до 240 тыс. руб. — лишенный «косяков» мотоцикл ценится заметно дороже. А цены на «девятисотки» начинаются уже от 250 тыс. руб. Вопрос продажи мотоцикла в будущем стоит обдумать уже сейчас.
Тюнинг
Как и любой другой мотоцикл, Yamaha TDM850 с легкостью поддается совершенствованию. Опытные владельцы этих байков склоняются к тому, что ветровик нуждается в некоторой модификации, так как стандартное стекло не обеспечивает надежную защиту от встречного ветра и других не очень приятных моментов вроде встреч с мошкарой. Не стоить забывать о кофрах – поклонники дальних поездок стараются снабдить этим атрибутом мотоцикл уже на первых этапах.
Тюнинг Yamaha TDM850. Вид слева
Тюнинг Yamaha TDM850. Вид справа
Читай другие мото обзоры Обзор Suzuki Boulevard М109R
Еще один вариант тюнинга Yamaha TDM850
У «первого» маслобак установлен рядом с амортизатором, а заливная горловина и шуп — под седлом.
У «первого» маслобак установлен рядом с амортизатором, а заливная горловина и шуп — под седлом. У «первого» маслобак установлен рядом с амортизатором, а заливная горловина и шуп — под седлом.
Помимо этого, диаметр труб передней вилки вырос до 43 мм (против 41 у TDM-1) и исчез «косяк» с направляющими труб. Маслобак переместился из-под седла в картер двигателя, а аккумулятор переехал из-под бензобака в район заднего амортизатора. Кстати, при внешней схожести батарей, устанавливаемых на первое и второе поколения TDM, они слегка отличаются. Батарея TDM-1 (YTX12BS) имеет ширину 87 мм, а батарея TDM-2 (YT12B-BS) — 69 мм (прочие размеры совпадают). Таким образом, установить аккумулятор от первого поколения на мотоцикл второго не получится — он просто не влезет в батарейный отсек. В то же время обратная замена возможна. Учитывайте это при покупке нового аккумулятора!
Два колеса на все случаи жизни
Казалось бы — что сложного в том, чтобы сделать мотоцикл, одинаково хорошо подходящий для всех целей? Причины на то в основном коммерческие. Чопперистам ни к чему высокая максимальная скорость, для любителей спортбайков важнее динамика и маневренность, а не комфорт, байкеры-дальнобойщики гордятся неприхотливостью своих туристических эндуро. Ямаха ТДМ 850 отчасти объединила в себе всё понемногу. Конструкция вышла своеобразной и отчасти спорной, но очень удачной. Выпускалась Yamaha TDM 850 на протяжении 10 лет, претерпев за это время один рестайлинг и получив массу мелких доработок.
Японцам удалось скрестить ужа с ежом и в лице TDM 850 получить мотоцикл, который сейчас можно назвать кроссовером. Он не приспособлен для покорения пустынь и болот, но преодоление огромных дистанций по разбитым дорогам, в том числе и грунтовым, ему по плечу, причём с относительным комфортом и за доступную цену. Сейчас Ямаха ТДМ 850 на вторичном рынке и вовсе стоит очень дёшево, сравнимо с какой-нибудь 20-летней «четырёхсоткой». А почему бы и нет? Максимальная скорость TDM 850 превышает 200 км/ч (но это также зависит от обвеса и состояния мотоцикла), бензобак вмещает 18-20 литров (в зависимости от поколения), а разгон с 0 до 100 км/ч на исправном байке возможен за 3,8 секунды. Впечатляет даже по современным меркам, а ведь первые Ямахи ТДМ 850 поступили в продажу ещё в далёком 1991 году, когда трещал по швам и рассыпался на части СССР. При этом многие экземпляры до сих пор на ходу, а при должном уходе они прослужат ещё пару десятков лет.
За что Yamaha TDM 850 пользуется такой любовью? За большой запас хода, великолепную маневренность, неплохой уровень комфортабельности, ремонтопригодность и общую выносливость. Дизайн у первого поколения был довольно спорный, многие считали его устаревшим ещё на момент выхода, но с 1996 года начался выпуск второго поколения ТДМ 850. Внешность получилась удачной, и она почти без изменений досталась его преемнику, ТДМ 900, который выпускался уже позднее, в 00-х годах. Впрочем, безнаказанно попытаться сделать универсальный мотоцикл у Yamaha всё равно не вышло, так что не обошлось и без ложки дёгтя.