Задний тормоз на велосипеде

Описание

Большинство велосипедистов-новичков, видя перед собой гидравлический или механический дисковый тормоз, не знают, что с ним можно сделать. Вся причина в том, что многими ошибочно кажется, что дисковый тип тормоза устроен намного сложнее, чем традиционный V-brake. Однако это не так – их конструкция не только похожа, но и основана на одних и тех же принципах: силе трения, останавливающей вращения колеса.

Механические

Система такого типа устроена достаточно просто:

  • ручка тормоза;
  • система регулирования, оснащенная контргайкой;
  • система, позволяющая регулировать тормозную ручку;
  • трос и его рубашка;
  • фиксатор;
  • калипер – натяжитель;
  • колодка механического тормоза;
  • диск.

Тормозную ручку следует устанавливать на руль: правая, традиционно, служит для торможения заднего колеса, а левая – для переднего (в отличие от мотоциклов, в которых наоборот).

Ручку устанавливают при помощи специальных хомутов, именно она является передатчиком усилия от пальцев руки к тормозному диску. Регуляторы помогают изменить силу натяжения троса, контргайка и есть основным инструментом регулировки. Чем сильнее она закручена, тем более натянутым является трос и тем чувствительнее, соответственно, вся тормозная система.

Говоря простыми словами, механическая система устроена таким образом, что, нажимая на ручку, вы попросту затягиваете трос, который вкручивает калипер и, тем самым, прижимает колодку к диску, который передает торможение на ободной диск колеса.

Конструкция механической системы

По сути, есть два способа регулировки – регулятор тормозной ручки до грипсы и сама контргайка, которая способна натягивать и послаблять трос.

Почему скрипят дисковые тормоза и как это исправить

Гидравлические

Для тех, кто боится гидравлики, предполагая, что конструкция ее очень сложна и заимствована из автомобилей и мотоциклов, сразу сообщаем – гидравлика практически ничем не отличается от дисковой механики, это попросту чуть более усовершенствованная конструкция. Между ручкой и ободом теперь располагается не трос, а шланг со специальной тормозной жидкостью (либо DOT4, либо минеральные жидкости).

Конструкция не менее простая:

  • тормозная ручка;
  • резервуар с тормозной жидкостью, цилиндр, поршень;
  • гидравлическая линия;
  • колодки;
  • диск.

Мастер-цилиндр – главный компонент, отличающий изделие от механики. Он устроен довольно просто – резервуар с плотной крышкой, внутри которого находится жидкость, поршень, создающий давление и отправляющий жидкость по гидролинии и пружина, возвращающая жидкость и ручку обратно.

Конструкция гидравлики

Как настроить механические дисковых тормозов

Отрегулировать тормозную систему велобайка нужно при сильном взаимном трении диска и колодок, а также если качество торможения велосипеда ухудшилось. Порядок действий следующий.

  • Выжмите до упора тормозную рукоятку. В случае, если рукоятка достала до пальцев, надо ограничить свободу ее хода. Ослабьте контргайку и выверните регулятор. После этого затяните контргайку и снова проверьте ход рукоятки;
  • Оцените величину расстояния между тормозными колодками и дисками. Желательно делать это на свет и на белом фоне: так будет виднее. Чтобы отрегулировать положение тормозной машинки, ослабьте винты, которые закрепляют калипер к адаптеру или вилке велосипеда;
  • Ослабьте винты. Это нужно для свободного движения тормоза;
  • Снова выжмите тормозную ручку велосипеда. Теперь зафиксируйте ее в таком положении, прибинтовав к грипсе резинкой или тканью. После этого отцентруйте тормозную машинку относительно диска;
  • Затяните крепежные винты, которыми калипер крепится к вилке велосипеда или адаптеру. Действуйте в строгой очередности, проворачивая винты по четверть оборота. Теперь можно отпустить ранее зафиксированную ручку.

Если все выполнено верно, получается идеальное взаиморасположение колодок с ротором, без намека на какой-либо перекос.

Проверяем натяжение троса

Недостаточное натяжение троса характеризуется положением тормозной ручки, в котором начинает происходить торможение. Проверить это можно на ходу, либо подняв колесо, раскрутить его и нажать на тормоз. Чем раньше при нажатии будет останавливаться колеса – тем быстрее велосипед сможет остановиться.

Если при торможении получается без особых усилий нажать тормозную ручку более чем на половину расстояния до руля, необходимо подтянуть тормозной трос. Небольшое натяжение троса можно дотянуть на тормозной ручке с помощью фигурного болта.

Если ручка легко нажимается вплоть до руля, необходимо натянуть трос со стороны самих тормозов. Трос крепится на тормозе с помощью специального винта. Чтобы натянуть трос, необходимо этот винт открутить, натянуть трос с помощью пассатижей, и зафиксировать его, сильно затянув регулировочный винт. Как правило, при фиксации троса остается небольшой хвост, который не должен быть слишком длинным. Чтобы исключить попадание троса в колеса или другие системы велосипеда, лишнюю часть троса необходимо накрутить, либо обрезать, оставив небольшой запас, не превышающий нескольких сантиметров.

Тормозные кабели

Если у вас гидравлические дисковые тормоза, стоит проверить все гидравлические шланги и фитинги на предмет утечек. Утечку иногда бывает трудно обнаружить. Однако, грязь, как правило, находится там, где расположены утечки – это один из признаков , чтобы найти утечку. Если вы найдете утечки , отнесите велосипед к механику.

Механические дисковые тормоза используют кабели и кожухи, как обычные тормоза. Кабели могут могут сломаться, заржаветь или ослабиться с течением времени. Когда это происходит, тормоза начинают реагировать не молниеносно, когда вы нажимаете на тормозные рычаги. Также кожухи, которые защищают тормозные кабели, могут ломаться, ржаветь, закупориться или стереться со временем.

Механические или гидравлические дисковые тормоза

Сравним эти 2 варианта.

Механические дисковые тормоза

Стоимость механической тормозной системы ниже. Тросики, посредством которых передается торможение, достаточно дешевы, в сравнении с гидравликой. Важный момент – высокая ремонтопригодность системы даже в полевых условиях. Регулировать и настраивать механическую систему можно и самостоятельно.

Минус механики в том, что, всякий раз после демонтажа и монтажа колеса нужно заново отрегулировать систему торможения. Также тросики механической системы велобайка нуждаются в периодической смазке. При езде надо постоянно отслеживать отзывчивость тормозной системы велосипеда.

Гидравлические дисковые тормоза

Основное преимущество гидравлики – в предельно мягком и удобном торможении велосипеда (из-за плавного давления жидкостного столба). Гидравлика, по сравнению с механикой, меньше склонна к перегреванию. Кроме того, регулировать эту систему надо значительно реже, чем механические. Однако, настраивать и ремонтировать гидравлику очень сложно. В частности, самостоятельно исправить повреждение гидролинии нельзя никак.

Как установить и настроить тормозной механизм?

Тормоза включают тормозные суппорты и тормозные колодки. Эти сборки могут быть неправильно установлены или выскочить из правильного положения вследствие агрессивной езды, несчастных случаев или аварий. Чтобы убедиться, что с ними все в порядке, следует проверить все составные части, которые должны свободно двигаться и находиться в правильном положении, а также быть уверенным, что все винты плотно затянуты.

Как проверить, правильно ли установлена тормозная система?

Чтобы проверить положение тормозных агрегатов, нужно осмотреть передние и задние суппорты и убедиться, что диски центрируются между тормозными колодками. Каждая панель должна быть в полном контакте с ротором при наложении тормоза.

Как починить тормозную систему?

У многих возникает проблема с тем, что одна сторона тормозной системы соприкасается с колесом до того, как это сделает другая сторона, что приводит к ухудшению торможения и шума

Устранить эту проблему можно, ослабив болты и осторожно переместить суппорт в правильное положение. Некоторые суппорты требуют, чтобы вы добавили или удалили регулировочные шайбы для центровки суппорта над колесом

Также, убедитесь, что болты на роторе и суппорте сидят плотно. Свободные части могут вибрировать и вызывать шум при торможении.

Как проверить и почистить тормозные колодки?

Дисковые тормоза имеют колодки, которые постепенно изнашиваются, в связи с нормальным использованием. Это может привести к замедлению реакции тормоза, а также потребовать больше усилий для того, чтобы тормоз сработал.

Посмотрите, изношены ли колодки. Чтобы проверить колодки, можно снять колесо и посмотреть в пространство, где вращается ротор. Если колодки стали гладкими, нужно снять их с суппортов и слегка потереть об наждачную бумагу, лежащую на ровной поверхности. Если же колодки меньше 3 мм толщиной, включая металлический держатель, то их нужно заменить
.
Стук дискового тормоза часто является следствием того, что колодка загрязнена. Дисковые тормозные колодки могут загрязниться даже от малейшего попадания масла, включая масло кожи, поэтому стоит минимизировать контакт поверхности тормозной системы с вашей кожей. Если же вы используете сенсорные колодки, то их можно очистить с помощью спирта или продукта специально предназначенного для чистки дисковых тормозных колодок. Далее следует слегка обработать колодку наждачной бумагой.

Регулировка дисковых тормозов

Колодки на дисковых тормозах изнашиваются меньше, чем колодки на велосипеде, оборудованном ободной системой торможения. Торможение с помощью дисковых тормозов может быть эффективней, чем с помощью ободных, однако в одинаковой ценовой категории v-brake могут оказаться практичней и эффективней дисковых тормозов.

Дисковые тормоза бывают механические и гидравлические. Настройка механических дисковых тормозов предполагает регулировку натяжения троса и корректировку положения колодок. Конструкция гидравлической системы тормозов позволяет ограничиться настройкой натяжения троса, поскольку колодки по мере их износа настраиваются самостоятельно, кроме системы закрытого типа. Колодки на гидравлических тормозах закрытого типа необходимо регулировать, осуществляется это с помощью специальных вентилей.

Настройка положения колодок осуществляется с помощью регулировочных болтов. Расстояние, которое необходимо установить между колодками находится в пределах десятых долей миллиметра. Колодки также как и в случае ободных тормозов должны быть установлены симметрично, относительно диска, и расположены относительно него на одинаковом расстоянии. После установки зазора необходимо проверить, что при вращении колеса колодки не соприкасаются с диском. Правильная установка зазора должна обеспечивать своевременное срабатывание тормоза. Для достижения максимально эффективного торможения ход тормозной ручки не должен превышать половины расстояния до руля.

После проверки настройки дискового тормоза на поднятых колесах, следует сделать пробный небольшой заезд. Действовать при этом следует аккуратно, плавно нажимая на ручки. Если торможение недостаточно эффективно, следует подтянуть трос, делается это точно также, как и при использовании v-brake.

Осмотр

Выжмите оба тормоза. Желательно, чтобы в этом положении рычаги ручек тормоза оказались параллельны грипсам. Но бывают исключения: кто-то – привык к большому ходу рычагов или наоборот – к малому. Зависит от стиля катания и массы других факторов. Но если рычаги достают грипсы то, вероятно, потребуется заменить тормозные колодки на новые.

Осмотрим тормозные колодки. Для этого отключаем тормоз и отстёгиваем обе пружины тормоза.

Рабочая поверхность тормозных колодок (та плоскость, которая прилегает к ободу при торможении) не должна быть сильно изношена. Т.е. быть ровной (без выработки), но не стёртой под основание. На ней должны оставаться канавки для отвода воды и грязи.

Сильный износ тормозных колодок бывает, когда они стоят не ровно:

  • смещены вниз – ниже края обода (при этом на колодке образуется выступ по краю обода)
  • смещены вверх – выше края обода (при этом страдает покрышка)
  • не параллельны боковой поверхности обода (если смотреть сверху) – колодка имеет разную толщину
  • повёрнуты относительно крепёжного болта, когда один край колодки оказывается ближе к нижнему краю обода, а другой – ближе к верхнему.

Тут нам надо решить – менять колодки (если сильно изношены) или только подрегулировать, если они стоят неровно.

Обратите внимание на синхронность работы тормозных рычагов, на которых установлены колодки. Колодки должны касаться обода одновременно с обоих сторон

Иначе пострадает обод колеса – протрётся с одной стороны.

Пыльник должен быть без трещин и прочно держаться на конце направляющей трубки, чтобы предотвратить попадание воды под оплётку тормозного троса. Если он износился – лучше его заменить на новый.

Разновидности ободных тормозов

Ободные тормоза разделяются на несколько типов:

  • клещевые;
  • кантилеверы;
  • V-brake (векторные механические);
  • с гидравлическим приводом.


Схематичное изображение ободных тормозов

Клещевые тормоза – ранее популярные модификации, сейчас на рынке встречаются редко. Являются классической моделью ободного тормоза с закреплением к вилке или перьям рамы велосипеда. Особенности конструкции и принцип работы:

  1. Состоят из ручки, приводного троса, двух подвижных дуг и тормозных колодок.
  2. Ручка закрепляется на руле велосипеда, от нее протягивается трос и закрепляется на зажимной стороне дуг. Сам корпус крепится строго над колесом, к нижним креплениям дуг прикручиваются колодки.
  3. Через трос усилие напрямую передается на зажимную часть дуг, благодаря чему они сжимаются, и колодки соприкасаются с ободом.
  4. За разжатие отвечает встроенная между рычагами упругая металлическая вставка или пружина.

Рычаги имеют единую ось вращения и движутся навстречу друг другу как клешни пассатижей. Отсюда и название – клещевые. Преимущества – легкость монтажа, простая настройка. Минусы – слабое тормозное усилие, низкая модуляция, высокая истираемость колодок, требуют частой отладки. Устанавливаются на шоссейно-гоночных байках и дополнительно как передний ободной тормоз на дорожных моделях.


Клещ на переднем колесе шоссейника

Ко второму типу исчезающих тормозов относятся кантилеверы. Принцип их работы заключается в раздвижке рычагов под действием натянутого поводка. Принцип работы кантилеверного тормоза:

  1. Через главный трос усилие передается на перемычку.
  2. Трос тянет перемычку наверх, закрепленный на ней поводок вытягивается.
  3. Поводок соединяет оба рычага, которые жестко закреплены на раме.
  4. За счет сближения рычагов колодки приближаются к ободу.

Кантилеверы устойчивы к грязи, не задевают покрышку и легко устанавливаются. К существенным недостаткам относятся:

  • снижение тормозной силы по мере вытягивания поводка;
  • требуется создать высокое усилие для полной остановки велосипеда;
  • сложность регулировки.

В оправдание последнего стоит отметить, что регулировать положение колодок можно в широких пределах.


Кантилевер с верхней тягой также можно ставить на переднее колесо как дополнительный

V-brake – распространенный тип ободных тормозов на скоростных велосипедах. По сравнению с кантилеверами, обладает более высокой точностью и долговечностью колодок. Также их легко снять и отремонтировать самостоятельно.

По конструкции векторы частично схожи с кантилеверами: с помощью болтов рычаги переднего тормоза крепятся на вилке, заднего – на верхних перьях. Между собой ножки связаны стягивающим тросом. Приводной трос подведен к одной стороне, но благодаря прямой форме «стяжки» усилия одинаково передаются на оба рычага.


V-brake популярны на МТБ

Гидравлические велосипедные ободные тормоза – более совершенная модель механического аналога. Система привода состоит из управляющего цилиндра, гидролинии и силовых цилиндров. Усилия от ручки передаются на главный цилиндр, который через масло воздействует на силовые цилиндры. Те, в свою очередь, сдвигают колодки навстречу друг другу.

Достоинства
– высокая сила сжатия и эффективность, отличная модуляция. Недостатки – ухудшение работы при засоре гидролинии, сложный ремонт. Используется подобный тип тормозов для фрирайда и триала.

У тормозов ободного типа малый ход колодок, за счет чего они меньше изнашиваются при эксплуатации. К существенному недостатку такого подхода относится невозможность использоваться на колесах даже с незначительными искривлениями обода. Чувствительные тормоза будут задевать колесо на ходу, что вызовет снижение скорости и повышенный износ колодок.

Эффективное торможение при скоростном спуске на велосипеде может в буквальном смысле спасти. В городских условиях зависимость жизни и здоровья от качественных параметров тормозных компонентов не критична. Но там, где скорость, затяжные спуски и крутые повороты, — эффективность тормозной системы не только обеспечивает удовольствие от управления велосипедом, но и избавляет от многих проблем, связанных с поломками или потерей контроля над дорогой

Поэтому самое пристальное внимание необходимо уделить установленным тормозам. Многие любители , обладающие сравнительно большим опытом, предпочитают собирать технику по частям, выбирая отдельные компоненты, исходя из индивидуальных соображений

Когда речь заходит о тормозной системе, как правило, возникает вопрос выбора:

Как проверить и настроить тормоза

Существует четкая инструкция по проверке и настройке тормозной системы велосипеда. Если ее придерживаться, то весь процесс займет мало времени и будет результативным.

Порядок действий при проверке и настройке тормозной системы велосипеда:

Настройка тормозной системы при ободном и дисковом типе отличается, так как используются различные вращающиеся механизмы и колодки.

Настройка ободных тормозов

На горных велосипедах используется v-brake тормозная система – на ее примере и будем рассматривать принципы настройки, так как она же имеется и на других велосипедах с ободными тормозами. Отличие может состоять лишь в разном расположении болтов и винтов, которые нужно будет подкручивать/подтягивать.

Обратите внимание:
важно соблюсти три главных правила:

  • колодки должны располагаться параллельно ободу;
  • зазор между ободом и колодкой не должен быть больше или меньше 1 мм;
  • колодки должны располагаться симметрично пот отношению друг к другу.

Как достигнуть указанных правил при настройке ободных тормозов на велосипеде:

  1. Нужно найти гайку с шестигранником – она фиксирует колодки. Чтобы ослабить ее и выставить тормозные колодки в нужное положение, понадобится нажать на ручку тормоза и посмотреть, как колодка касается обода. Отпустив ручку тормоза, колодку можно выставлять в нужное положение – она двигается вверх, вниз и на угол.
  2. Расстояние между колодкой и ободом колеса не должно быть больше 1 мм, хотя в некоторых моделях велосипедов встречается и 2-3 мм — точную информацию о конкретном транспортном средстве можно получить либо от инструкции к нему, либо в сети интернет по техническим характеристикам. Следует учесть, что торможение колеса должно происходить даже при минимальном нажатии на ручку тормоза. То есть, если колесо останавливается только при полном нажатии ручки тормоза «до упора», то это неверно.

После проведения всех указанных работ, обязательно нужно проверить работу тормозной системы. Сначала это делается на холостом ходу – поднимите переднее колесо вверх, раскрутите его и резко нажмите ручку, затем то же самое проделайте с задним колесом. Следующий этап – проверка работы тормозной системы «в действии» — сядьте на велосипед и прокатитесь 3-5 метров, резко затормозив. Если велосипед остановился даже при минимальном нажатии на ручку тормоза, то обслуживание системы было выполнено правильно.

Настройка дисковых тормозов

Как правило, регулировка дисковых тормозов заключается в периодическом подтягивании троса. Но нередко приходится заменять и колодки, правда, на дисковых тормозах они стираются дольше, чем на ободных. Сначала нужно выяснить, какие конкретно дисковые тормоза установлены на велосипеде – регулировка тормозных колодок при гидравлической и механической системе будет различаться.

  1. Если стоят на велосипеде дисковые тормоза гидравлического типа, то замена колодок может и не понадобиться – они способны самостоятельно это делать. Но следует учесть один нюанс – если гидравлическая система закрытого типа, то придется регулировать колодки в ручном режиме – для этого предусмотрены специальные вентили.
  2. Если предстоит настройка дисковых механических тормозов, то нужно будет натянуть трос по вышеуказанной инструкции и проверить расположение колодок – расстояние между ними и диском должно быть в пределах 0,2-0,4 мм.
  3. Для того, чтобы настроить колодки при дисковых механических тормозах, нужно воспользоваться специальными болтами – подтягивая их, можно увидеть, как движется колодка. Особенно внимательным нужно при выставлении расстояния между колодкой и диском – 0,3 мм слишком мало, ошибиться легко.

Современные велосипеды оснащаются или ободными системами тормозов. Наиболее часто встречающиеся проблемы, требующие настройки – это регулировка положения тормозных колодок, и зазор между ними и тормозящей поверхностью. Настройка тормозов осуществляется на самих колодках, и настройкой тормозной ручки.

Регулировка тормоза на велосипеде достаточно редкая процедура, которая необходима в редких случаях, в основном из-за износа или повреждения узлов велосипеда. Так, например, в случае повреждения обода, колодки будут цепляться за диск или обод, а при износе колодок, расстояние до диска станет больше, что не позволит эффективно пользоваться тормозом

Важно понимать, что хорошо отрегулированные тормоза – залог безопасной езды

Как выровнять дисковые тормоза если погнули

Об этой поломке уже говорилось, когда речь шла о механической системе велика. Погнутый ротор – достаточно распространенная поломка. Достаточно сказать, что многие компании выпускают специальные инструменты по выправлению погнутого ротора. В каждой велосипедной мастерской они тоже имеются. Однако, велосипедисту-любителю совсем не обязательно иметь такой инструмент. Во-первых, это дополнительные расходы, а выпрямлять диск приходится не так уж и часто. Во-вторых, применение инструмента дает большое направленное усилие. И, если для опытного веломеханика это только плюс, то для рядового велосипедиста может закончиться не выпрямлением, а поломкой ротора, после чего его останется только выбросить.

Итак, вам понадобятся.

  • Чистый текстиль;
  • Тонкий фломастер;
  • Пара резиновых перчаток;
  • Жидкость, применяемая для чистки тормозов велосипеда.

Порядок действий следующий.

  • Определите место искривления диска: прокрутите колесо и определите место, где колодки цепляются за ротор;
  • Отметьте фломастером погнутое место. При этом отметки наносите лишь на грань ротора, а не на поверхность тормоза;
  • Надавливайте большими пальцами на спицы, пока не добьетесь нужного результата. Периодически прокручивайте колесо велосипеда. Это действие нужно производить, если выпрямление надо произвести в сторону велобайка;
  • Если диск надо выпрямлять в противоположную сторону, то одной рукой тяните за диск, а другой – придерживайте колесо велосипеда. Начинать надо с самого малого усилия, постоянно отслеживая изменения;
  • Нанесите на ротор жидкость для очистки тормозов велосипеда и подождите, пока она высохнет.
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий