Вологодский болотоход-каракат ЗИС-5

Предпосылки создания


Бортовой ЗИЛ-132Р

Наглядно необходимость в полноприводных транспортных машинах, показала уборочная кампания в Винницкой области, прошедшая осенью 1974 года. В результате сильных дождей, вывоз сахарной свеклы с полей был сильно затруднен. К примеру, серийные грузовики ЗИЛ-130, ГАЗ-53 и др. попросту не могли добраться до места загрузки без помощи тракторов. На выручку колхозникам, Московский автозавод отправил свои опытные амфибии ЗИЛ-49042. Подобным образом, завод решил не только помочь в уборке, но и оценить проходимость машин в реальных условиях.

Между тем, амфибии зарекомендовали себя очень хорошо. Машины уверенно преодолевали осеннюю распутицу, там где грузовики и сельхозтехника уже теряли подвижность. К примеру, ЗИЛ-49042 был способен передвигаться в колее глубиной до 400мм со скоростью до 18 км/ч. Более того, амфибия отлично справлялась с буксировкой груженых грузовиков и прицепов.

Оценив эффективность ЗИЛ-49042 в уборочной компании, с одобрения министерства автомобильной промышленности, специалисты ЗИЛ начинают работу над сельхоз грузовиком с колесной формулой 6х6.

Солдат, труженик, легенда

В 41 году был совершен авианалет на завод им. Сталина. Было приказано полностью вывезти все производство. В 42 году выпуск снова возобновили. Грузовики эти выполняли самые разные функции в тылу и на фронте. Автобусов еще не было, а в кузов этого авто могло поместиться 25 человек. На них возили боекомплект, различное оборудование. Эти машины довезли солдат Красной Армии до Берлина и обратно.

В Москве грузовик производили вплоть до 48 года. Последняя партия была оборудована новым агрегатом – ЗИС-120. Всего в Советском Союзе было создано около миллиона таких экземпляров грузовиков.


Этот автомобиль довольно скромный труженик с очень длинной и весьма запутанной судьбой. Сегодня таких уже не встретить на дорогах. Они сохранились либо в музеях, либо в частных коллекциях. Если очень хочется, то можно сделать уменьшенную модель автомобиля ЗИС-5. Чертежи есть в нашей статье – это очень увлекательное занятие.

Итак, мы выяснили историю создания и технические характеристики грузовика ЗИС.

Технические характеристики

Обзор технических характеристик снегоболотохода ЗИС-5

Двигатель Lifan190FDБензиновый четырехтактный
Объем ДВСсм3420
Мощностьл.с.15
Количество цилиндров1
Система охлаждения мотораВоздушная
Коробка передач4МКП
Тормозная системаГидравлическая, барабанная
Объем бензобакал6
Диаметр цилиндрамм90
Ход поршнямм66
Наибольшая выходная мощность ДВСкВт10,5 при 3600 об/мин.
Номинальная мощность ДВСкВт8,5 при 2500 об/мин.
Крутящий момент25 при 2500 об/мин.
Количество масла в ДВСл1,1
Габариты двигателямм403х449х525
Катушка освещенияАмпер18
Вес силового агрегатакг36

Обзор конструкции

При разработке ЗИС 5 каракат производитель отказался от установки вариатора, раздаточной коробки и сцепления. Это делает квадроцикл более неповоротливым, но повышает практичность, ведь именно эти детали выходят из строя в первую очередь. Дополнительным преимуществом упрощенной конструкции является меньший расход топлива, так как из-за отсутствия вариатора ЗИС вынужден работать только на менее прожорливых высоких оборотах.

ЗИС 5 — переломный момент: восстановлена ​​треть деталей. Но это не недостаток модели, так как используются только второстепенные детали. Ключевые компоненты новые, закуплены напрямую с заводов-изготовителей. Это позволяет минимизировать цену машины.

От ВАЗ 2105 вездеход получил четырехступенчатую коробку передач, гидравлическую тормозную систему, мосты и рулевую рейку. В качестве «сердца» для болотохода ЗИС 5 был выбран одноцилиндровый двигатель LIFAN 190FD объемом 420 куб.см и мощностью 15 лошадиных сил. С такими параметрами вездеход легко может перевозить не только 470-килограммовую базу, но и груз до 600 кг (включая 4 пассажиров).

Сварная рама вологодского вездехода состоит из двух частей, которые вместе представляют собой металлический профиль квадратного сечения. Узел крепления большой звезды в виде рычажного механизма, собран из переделки поворотного кулака автомобиля УАЗ.

Лучший гусеничный вездеход

Говорить о том, какой гусеничный вездеход является лучшим – задача сложная. Многое зависит от вкусов и предпочтений того, кто осуществляет выбор, от поставленных перед техникой задач. Тем не менее, некий объективный рейтинг гусеничных вездеходов сложился. И, для большей объективности, стоит упомянуть не об одной, а о трех верхних позициях из него.

Витязь ДТ

Просто умопомрачительный по своим характеристикам вездеход, который имеет сочлененную конструкцию, как многие колесные вездеходы. Витязь ДТ активно используется военными, аварийно-спасательными службами, различными строительными компаниями и ремонтными организациями. Техника способна передвигаться со скоростью до 47 км/ч, преодолевать водные преграды и рвы, длиной до 4 метров, взбираться на полутораметровые возвышенности, с высотой подъема до 30 градусов. Есть и существенный минус: стоимость техники может доходить до 8 миллионов рублей.

ТМ-120

Имеет примерно такие же характеристики, как и Витязь, но не имеет сочлененной конструкции. Техника способна перевозить до 2 тонн груза, сохраняя при этом свойства плавучести. Работает при температуре от -40 до +40 градусов.

СМ-552-03

Малогабаритный вездеход с 8-местной кабиной. В нем есть все, чтобы комфортно доставлять людей и грузы в труднодоступные местности: лебедка, отапливаемый салон, автономный генератор, навигационная система и многое другое.

Немного истории

Первые вездеходные авто на шинах низкого давления были представлены танком «Кристи». Уже через несколько лет на базе этой модели появились более быстроходные версии.

К их преимуществам можно отнести универсальность и отличную проходимость. Такая техника уверенно себя чувствовала на твердом покрытии (к работе подключались колеса), так и на бездорожье (помогали гусеницы).

Но время показало, что гусеничная техника – далеко не лучший вариант.

Автолюбители заметили, что при снижении давления внутри шины увеличивается площадь соприкосновения колеса с землей. Как следствие, повышается проходимость транспортного средства.

К примеру, на некоторых грузовых авто (Урале-4320, ГАЗ-66 и прочих) водитель может регулировать давление в колесе, исходя из обстановки на дороге.

Иногда используются ШНД со специальным протектором, которые улучшает вездеходные качества.

Особенность специальных шин — в большей ширине и мягкости, если сравнивать с обычными покрышками.

Сегодня все более популярны шины, имеющие сверхнизкое давление. Но есть один большой минус. Установка таких колес возможна лишь на специальную технику. Если же есть желание поставить их на свое авто, придется производить серьезную переделку.

Конструкция вездехода

Стальная конструкция автотранспортного средства представляет собой классический вариант переломки, имеющей второе название — каракат.

На болотоход установлена трансмиссия, мосты и карданный вал от автомобиля ВАЗ 2105. С силового агрегата крутящий момент передается посредством ременного привода, а сцепление работает по принципу ослабления ременного натяжителя.

В основе силовой установки лежит четырехтактный бензиновый двигатель Lifan 190FD, мощностью 15 л.с. Он может легко тащить не только базу вездехода, но и груз, весом от 300 до 600 кг, включая 4 пассажиров, которые могут удобно разместиться в большом открытом кузове машины.

Вездеход оснащен передними и задними шинами низкого давления (12.00R20 (320R508)) с покрышками от Урала, называемыми «обдирышами». Т.к. в процессе производства с такой резины удаляется верхний слой, она становится более легкой, позволяя болотоходу не только перемещаться по заболоченным местам, но и преодолевать неглубокие водные пространства.

Диаметр поперечно установленного вала составляет 25 мм. В машине предусмотрена бесконтактная полупроводниковая система зажигания, а запускается вездеход посредством электрического стартера или в ручном режиме.

ЗИС-5 болотоход — параметры:

  • длина — 3,2 м;
  • ширина — 1,87 м;
  • высота — 1,45 м;
  • дорожный просвет — 45 см;
  • колея — 1,65 м.

При весе в 470 кг максимальная скорость вездехода на суше составляет не более 25 км/ч, а на водных просторах — не более 5 км/ч. На многочисленных интернет-сайтах представлены чертежи вездехода ЗИС-5, который можно собрать из различных деталей и запчастей на основе автомобиля ВАЗ и УАЗ.

Тормозная система

Передние колеса вездехода оборудованы гидравлической тормозной системой. Несмотря на несколько устаревший барабанный тип тормозов, это простой в управлении полноприводный вездеход с жесткой подвеской, который позволяет совершать даже самые крутые маневры с быстрым торможением машины независимо от качества дорожного покрытия.

Узел крепления большой звездочки

Сварная рама вездехода, состоящая из 2 частей, выполнена из металлического профиля квадратного сечения. Узел крепления большой звездочки представляет собой шарнирный механизм, собранный из поворотного кулака автомобиля УАЗ.

СПАСИБО, ЗАХАР!

Говорят, остроумные шоферы прозвали автомобиль «захаром ивановичем» еще до войны. Жило это имя долго, даже после того, как ЗИС-5 сняли с производства. По инерции так же потом называли ЗИС-150, а иногда даже ЗИЛ-164. На Урале автомобили выпускали почти до середины 1960-х. Ну а работали «захары», особенно в провинции, аж до 1970-х, переживая мелкие, средние и крупные ремонты, обрастая неродными деталями. Вот и этот грузовик, с которым мы вроде бы нашли общий язык, — скромный, совсем не пафосный работяга с длинной, запутанной судьбой. Зато он и сегодня не музейный экспонат. Этот ЗИС — сотрудник «Мосфильма», играет в картинах самого себя. Между прочим, не каждый, даже именитый актер удостаивается такой чести. ЗИС-5 ее заслужил.

ЗИС-5В военного времени

Одна из модификаций грузовика —ЗИС-5В. Буква «В» здесь указывает на принадлежность техники к военной. Всего за время войны произведено более 84 000 машин, которые выпускались в период с 1943 до 1946 года.  В процессе изготовления использовалась более легкая кабина весом 124 кг, изготовленная с применением дерева и фанеры. Для крепления досок обшивки применялись обычные гвозди. Верхняя часть кабины сделана из реек, поверх которых был натянут заменитель кожи.

Упрощение конструкции ЗИС-5В коснулось и крыльев. Они изготовлены с помощью обычной гибки, а в качестве основы использовался листовой прокат. Тормоза остались только на задней оси, а бортовую платформу можно открыть только сзади. Обод руля деревянный.

При этом некоторые штампованные запчасти делались с применением чугуна. При изготовлении версии 5В делалось все возможное для упрощения и удешевления конструкции. Это было обусловлено необходимостью снизить расходы и ускорить выпуска машин для военного назначения.

К слову, отказ от передних тормозов не привел к снижению надежности, ведь сзади устанавливалось больше колодок. Что касается основных технических характеристик, они почти ничем не отличаются от «гражданской» версии.

Доработки

Простота вездехода вынуждает его владельцев вносить некоторые коррективы в существующую конструкцию техники.

Кроме того, установка рулевого демпфера облегчит процесс управления автотранспортным средством (руль перестанет бить по рукам водителя). Для того чтобы цепь не нужно было постоянно подтягивать, некоторые владельцы машины оснащают ее простейшим успокоителем.

В зимние холода защитить водителя и пассажиров от холода поможет установленное лобовое стекло и тент, закрывающий грузопассажирскую часть вездехода. Все переделки на болотоходе можно произвести самостоятельно, докупив соответствующие детали и необходимые материалы.

По желанию заказчика на заводе-производителе можно установить дополнительное оборудование, которое улучшит технические показатели машины:

  1. Оснастить ее фаркопом для прицепа и буксировочным рымом.
  2. Вывести сапуны с мостов и КП.
  3. Оборудовать площадку для установки аккумулятора.
  4. Внедрить прикуриватель.
  5. Установить галогенные или светодиодные фары, в т.ч. и фару-прожектор.
  6. Оснастить вездеход мягкими сиденьями с амортизаторами, в т.ч. и боковыми.
  7. Установить подвеску на рессорах.

Кроме того, некоторые мастера самостоятельно делают специальные крепления для канистры, утолщают руль для более удобного процесса вождения автотранспортным средством и другими способами модифицируют вездеход, делая его более удобным и надежным для передвижения по бездорожью.

Как использовали ЗИС-5 на войне и в мирной жизни

Благодаря большому количеству модификаций, грузовик получил широкое распространение в военное и мирное время.
Во время войны они использовались для решения следующих задач:

  • Перевозка грузов военного назначения и инженерной техники.
  • Выполнение роли артиллерийских тягачей.
  • Радиотехническая станция с дальностью действия до 1000 км.
  • Автомастерские для ремонта транспорта.
  • Машины службы горючего, оборудованные емкостями с топливом. Оборудовались специальными насосами или шли без них.
  • Аэродромный и аэростатный транспорт.
  • Инженерная автотехника.
  • Грузовики химической службы.
  • Пулеметно-пушечные машины.
  • Санитарная и штабная техника.

Во время войны было предложено и много альтернативных вариантов. К 1933-му году количество выпускаемых машин достигало 65 в день. 

В мирной жизни автомобиль ЗИС-5, как правило, использовался для перевозки грузов, в качестве машины-молоковоза, для перевозки топлива и решения других задач. Здесь многое зависело от применяемой надстройки вместо кузова. 

Импортные 150-е

Помимо того, что СССР поставлял ЗиС-150 отечественного производства в страны «социалистического лагеря» и Ближнего Востока, Венгрия, Румыния и Китай освоили самостоятельный выпуск грузовиков. Производственные линии в этих странах строились по советской техдокументации, и с использованием отечественного оборудования, однако, машины сходили с конвейеров уже под собственными названиями. В Китае, ЗиС получил настоящее признание, вплоть до того, что изображение первых моделей грузовика поместили на один из денежных знаков КНР.

А вот в Советском Союзе на адрес завода продолжали приходить письма, с негодованиями по поводу этого грузовика. В конце концов, 7 октября 1957 года выпуск ЗиС-150 в СССР было полностью прекращен, на смену ему пришел ЗиС-164-й модернизированный.

Снегоболотоход Шерп

Вездеход-амфибия российского производства «Шерп» эффективно решает оперативные задачи подразделений МЧС, разведывательных и медицинских служб. С его помощью возможно оказание помощи в труднодоступных районах, включая болотистые местности.

Колеса диаметром 160 см оснащены шинами со сверхнизким давлением. Наличие особой пневмоциркуляционной подвески обеспечивает равномерное распределение давление внутри шин. Это позволяет легко преодолевать препятствия высотой до 70-100 см. Подкачка шин осуществляется за счет отработанного газа от мотора. Такая взаимосвязанная система позволяет полностью подкачать колеса за 30 с.

Благодаря особому расположению протекторов (лесенкой) снегоболотоход без труда вплавь преодолевает водоемы. Скорость на воде составляет 6 км/ч, а на суше вездеход способен набирать скорость до 45 км/ч.

Он оснащен стальным кузовом и сиденьями с ремнями безопасности. Грузоподъемность груза достигает 1000 кг.

Технические характеристики

ДвигательLifan 190FD
Мощность15 л.с.
Расположение валаГоризонтальное
Диаметр вала25 мм
Диаметр цилиндра90 мм
Ход поршня66 мм
Рабочий объем420 см³
Степень сжатия8.2:1
Максимальная выходная мощность10,5 кВт при 3600 об. в мин.
Номинальная мощность8,5 кВт при 3600 об. в мин.
Максимальный крутящий момент25 Н.м при 2500 об. в мин.
Система зажиганияБесконтактное полупроводниковое
ЗапускЭлектрический стартер и Ручной
Емкость топливного бака6,5 л
Расход топлива374 г/кВт.ч
Объем масла в двигателе1,1 л
Размеры (мм)403х449х525 мм
Размер упаковки (мм)525х455х525 мм
Катушка освещения18 A
Вес36 кг
Тормозная системаГидравлическая
Коробка передачВАЗ
МостыВАЗ
Длина3200 мм
Ширина1870 мм
Высота1450 мм
Дорожный просветне менее 450 мм
Колея колес1650 мм
Количество посадочных мест5
Масса470 кг
Грузоподъемность (включая водителя)300 кг
Максимальная допустимая скоростьне более 25 км/ч
Максимальная скорость по воде5 км/ч
Цена120 … 150 тыс. руб.

СПАСИБО, ЗАХАР!

Говорят, остроумные шоферы прозвали автомобиль «захаром ивановичем» еще до войны. Жило это имя долго, даже после того, как ЗИС-5 сняли с производства. По инерции так же потом называли ЗИС-150, а иногда даже ЗИЛ-164. На Урале автомобили выпускали почти до середины 1960-х. Ну а работали «захары», особенно в провинции, аж до 1970-х, переживая мелкие, средние и крупные ремонты, обрастая неродными деталями. Вот и этот грузовик, с которым мы вроде бы нашли общий язык, — скромный, совсем не пафосный работяга с длинной, запутанной судьбой. Зато он и сегодня не музейный экспонат. Этот ЗИС — сотрудник «Мосфильма», играет в картинах самого себя. Между прочим, не каждый, даже именитый актер удостаивается такой чести. ЗИС-5 ее заслужил.

Автомобиль ЗИС-5: технические характеристики, описание и устройство

Сегодня грузовики применяются в логистике. С их помощью доставляют различные товары или же предоставляют различные услуги доставки. Современные автомобили с высокой грузоподъемностью оснащаются буквально по последнему слову техники – это позволяет обеспечить комфорт, а также безопасность водителя. Однако во время Великой Отечественной войны на грузовых автомобилях совершались подвиги. Они участвовали в подвозе оружия, боекомплекта, продовольствия и воды. Чего стоила только доставка питания в Блокадный Ленинград. Одни из таких – легендарный грузовик ЗИС-5. О нем и пойдет речь.

ЗиС-150: технические характеристики

Прежде всего, нужно отметить тот факт, что если первые опытные машины обладали внешней оригинальностью, то в серию пошла практически полная копия «американца» -International КР-11

  • Вместимость кабины – 2 человека.
  • Габариты см – 6,72х2,47х2,18 (дл., шир., выс.).
  • Колесная база – 4 метра.
  • Колея: 1,70 см – передняя, 1,74 см – задняя.
  • Клиренс – 26,5 см.
  • Снаряженная масса – 3т 900 кг.
  • Полная масса – 8т 125 кг.
  • Мотор ЗиС-120, с заявленной мощностью в 90 л/с, карбюраторного типа.
  • Объем двигателя – 5555 см куб.
  • Используемое топливо – А-66.
  • Коробка передач – пятискоростная.
  • Предельная скорость движения – 65 км/ч.
  • Объем бака для бензина – 150 л.
  • Расход топлива – 29 л/100 км.
  • Радиус поворота – 16 м.
  • Тормозная система – барабанная.

Несмотря на то, что машина ЗиС-150 широко эксплуатировалась в самых разных хозяйственных отраслях страны, однако это не означало, что она получилась удачной. Скорее наоборот, а причиной популярности было обычное отсутствие выбора. «150-му» в тот период просто не существовало никакой альтернативы в его «весовой категории».

Конструктивные особенности

Машина преодолевает препятствия различной сложности благодаря колесам большого диаметра, за счет которых снижается давление на почву и увеличивается дорожный просвет.

Другие особенности конструкции:

  • Особый рисунок протектора обеспечивает прочное сцепление с грунтом.
  • Основой конструкции является шарнирно-сочлененная рама, благодаря которой колеса размещаются под нужным углом. Это обеспечивает устойчивость транспорта, при большом уклоне исключает переворачивание вездехода.

Камеры низкого давления имеют увеличенный внутренний объем (давление — от 0,1 до 0,4 МПа). Покрышка имеет меньшее количество слоев корда и менее объемные боковые поверхности в сравнении с классическими изделиями. Составные элементы колес:

  • протектор;
  • каркас (состоит из металлических или синтетических нитей);
  • бортовые полосы (из натурального каучука);
  • брекер (пояс из стального корда);
  • крыльевая лента (из синтетического эластомера);
  • стальной кольцевой стержень.

Колеса низкого давления имеют разборный диск. Он оснащен устройством, исключающим соскакивание покрышки с обода. Шины отличаются мягкостью, эластичностью и способностью к амортизации. Благодаря таким колесам машина передвигается плавно на рельефной поверхности.

Пользующиеся спросом модели вездеходов разных производителей

Модели бренда Max

Популярностью пользуются три варианта вездеходов этой марки:

  • маневренный «Max 2» для двух человек;
  • вместительный «Max 4» на шесть человек;
  • грузовой «Buffalo».

Первые две модели относят к универсальным, поскольку им не составляет труда съехать с суши на поверхность воды и продолжать двигаться со скоростью 12 км/ч. На сухом грунте техника способна набрать скорость до 75 км/ч. У каждого из шести колес имеется независимое управление, что позволяет преодолеть любое препятствие.

Техника Argo 8×8 OutFitter

Обе разновидности этой модели – на гусеничном и на колесном ходу – популярны у экстремалов всего мира. В колесном исполнении у нее восемь шин. Это универсальная модель, способная перемещаться по скалам, болотам, заснеженному грунту и льду, а также по воде.

Вездеход Argo 8×8 OutFitter

Амфибия Tinger

Его преимущество является почти абсолютная проходимость, а недостатком – низкая скорость (во многом из-за гусеничного устройства для передвижения). Скоростной максимум на суше – 45 км/ч, на воде – 4 км/ч.

Зато у него вместительная закрытая кабина, где свободно размещаются пять путешественников. Они полностью защищены от превратностей погоды. Это прекрасный вариант для тех, кто комфорт ценит больше скорости перемещения.

Амфибия Tinger — размеры

Вездеход «Трансмаш»

Чаще используется как грузовой, поскольку имеет гусеницы и большой кузов закрытого типа. Но и людей перевозить он может – до десяти человек одновременно. Несмотря на большую массу, с легкостью движется по снегу, грязи, бурелому.

Маневренная «ТАРУСЬ 2X2»

Эту модель выберет человек, который любит охотиться, рыбачить или просто выезжать на природу в одиночку. Легкий вездеход на двух колесах пройдет через любые преграды и бездорожье. При желании его легко разобрать и упаковать в багажник вместительного автомобиля для дальнего переезда.

Автомобили АМО 3 и ЗИС 5.

фотография ЗИС-5 пожарный автомобиль

Когда началось производство ЗИС-5, то наряду с основной моделью выпускались
модификации с удлиненной (4420 мм вместо 3810 мм) базой. Шасси ЗИС-11 предназначалось для пожарных автомобилей (длина —
7500 мм, снаряженная масса — 2600 кг), а шасси ЗИС-12 и ЗИС-14 — для различных специальных автомобилей. Эти машины были
чуть короче (7370 мм) и использовались, в частности, для прожекторных установок. Кроме того, небольшая партия ЗИС-14
получила бортовые платформы, усиленные рессоры и раму, шины размером 36X8″, никелированные облицовки радиаторов и
бамперы. Часть их поступила на экспорт. Следует также упомянуть, что для первых o серийных газогенераторных грузовиков
ЗИС-13, как и для автобусов ЗИС-8, применялись именно длиннобазные шасси.

Продолжение истории и первые серийные машины

В 1943 году, работа над грузовиком продолжилась, но уже под новым индексом – ЗиС-150. Причем теперь за эталон был взят International КР-11 – американский грузовик, поставляемый в Советский Союз по госпрограмме «ленд-лиза».

Часть узлов «американца» были просто скопированы и подогнаны под отечественную модель. В дальнейшем оказалось, что такой подход к делу привел к серьезным конструкторским ошибкам, выявленным уже во время эксплуатации серийных машин. В связи с этим автомобиль ЗиС-150 вскоре приобрел репутацию – «ужаса на колесах».

Дело в том, что разрабатываемый грузовик практически не тестировался. За все время, что машину готовили в производство, заводчане собрали только три опытных образца, и из тех лишь два прошли хоть какие-то проверки. Объяснить это можно тем, что параллельно с «полтораста» шла работа над ЗиС-110 (правительственным лимузином), разработка которого, по известным причинам, у заводчан была в приоритете.

Но, так или иначе, первая партия новых грузовиков покинула родной завод в конце октября 1947-го, а через полгода конвейер заработал уже в полную силу.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий