ВЫБОР РАЗМЕРА ДЕТСКИХ ВЕЛОСИПЕДОВ
Все детские велосипеды подразделяются, прежде всего, исходя из возраста и роста. Сейчас в интернете царит большая путаница в показателях между размерами велосипедов и возрастом детей.
Возраст ребенка, лет | Рост, см | Диаметр колес, дюймов |
1 — 3 | от 75 до 95 | |
3 — 4 | от 95 до 101 | 12″ |
4 — 6 | от 101 до 115 | 16″ |
6 — 9 | от 115 до 128 | 20″ |
9 — 13 | от 126 до 155 | 24″ |
Показатели роста и соответствие им размеров колес велосипеда взяты не с потолка. При подготовке этой таблицы были изучены классификации самих производителей детских велосипедов, а также таблицы роста детей от 1 года до 15 лет. Если ваш ребенок растет медленнее или быстрее, чем по указанным в таблице средним показателям, то можно купить меньший или больший велосипед соответственно. В этом нет ничего страшного.
Главные параметры выбора
Чтобы подобрать оптимальную модель велосипеда, необходимо в первую очередь обратить внимание на размер и конфигурацию рамы, комфорт седла и качественные характеристики привода. Однако основными показателями продуктивной и безопасной езды считаются высота (ростовка) рамы велосипеда и его руль
Неграмотно подобранная геометрия может существенно навредить здоровью спортсмена вследствие неправильного распределения нагрузки на запястья, позвоночник и колени.
Безусловно, лишние физические воздействия на колени и ступни вполне возможно компенсировать, если правильно настроить подсидельную трубку, однако наклон корпуса над транспортным средством вряд ли получится изменить
Именно поэтому очень важно знать, как определить ростовку велосипеда
Другие параметры ростовки: размер колеса
Часто производители указывают и диаметр колеса. В зависимости от этой величины все велосипеды можно разделить на детские и взрослые. К первой категории относятся колеса диаметром от 12 до 24 дюймов. 20-24 дюйма уже считаются подростковыми. Кстати, взрослые низкого роста вполне могут кататься на таких моделях, т. к. у железного коня с большим колесом пропорционально увеличивается рама, расстояние до руля и все остальные параметры.
26 и 29 дюймов – распространенные размеры для взрослых горных велосипедов. Цифра 28 часто встречается на моделях, предназначенных для городского катания.
Характеристики шоссейного велосипеда
Отличительные параметры байка-шоссера, которые определяют его принадлежность к данному классу:
- суперлегкая рама;
- большой диаметр колес;
- тонкие гладкие шины;
- жесткая передняя вилка;
- изогнутый руль;
- развитая трансмиссия;
- облегченные тормоза.
Рама обеспечивает шоссейному велосипеду два основных показателя – легкость и высокую прочность. Эти два показателя напрямую определяют динамику передвижения и долговечность конструкции. У шоссеров они изготавливаются из алюминиевого сплава – металлические, или из углеродного волокна – карбоновые. Лучшими прочностными показателями обладают карбоновые рамы, однако по стоимости они значительно дороже алюминиевых.
Шоссейные байки оснащаются колесами большого диаметра – 28 дюймов. Точно такие же ставятся на некоторые модели сиглспидов, на циклокроссовые велосипеды и гибриды. Что дает большая площадь колеса? В первую очередь быстрый разгон, стабильную скорость и большой накат. Последний параметр особенно важен для шоссейников при маневрировании между препятствиями, когда велосипед движется за счет инерции колес.
Кроме этого, большие колеса амортизируют велосипед на небольших кочках и трещинах дороги. Правда, эффективность такой амортизации невелика.
Покрышки на таких больших колесах шоссейника практически незаметны, но они есть. Гоночный класс велосипедов снабжают гладкими узкими шинами с толщиной профиля 18-28 мм. Их накачивают до сверхвысокого давления, которое полностью устраняет динамические потери. Рисунок протектора выражен слабо.
Шоссейники снабжаются жесткими вилками, так как предназначены для езды по ровным трассам. Амортизационная вилка играла бы в этом случае роль «тормоза»: постоянно раскачивала бы велосипед в вертикальном направлении и не давала разогнаться.
Руль-баран – отличительная характеристика шоссера. Конструкция обладает низким сопротивлением воздуху, благодаря чему велосипед характеризуется отличной проходимостью даже в условиях сильного встречного ветра. Кроме того, изогнутая форма руля позволяет велосипедисту периодически менять положение рук на длительных перегонах.
Шоссейный байк развивает высокую скорость на ровных участках, с легкостью преодолевает затяжные и кратковременные крутые подъемы, отлично входит в повороты и не боится сильного ветра. Немалую роль в этом играет система передач с широким спектром передаточных отношений. Классическая система – 3 Х 8 или 3 Х 9, с общим числом передаточных комбинаций до 27.
Шоссейные велосипеды оснащаются легкими клещевыми тормозами с высокой модуляцией
В сравнении с другими типами тормозов эти обладают наименьшим весом, что очень важно для разгона и скорости
На новые модели не устанавливаются педали, что может сильно смутить при покупке велика в первый раз. Так повелось, что универсальными педалями шоссейники не снабжаются, а приобретать их надо отдельно с учетом размера и формы ног.
Динамика шоссер-байка:
- средняя скорость на 2-3 км/час выше, чем у МТБ при одинаковых энергозатратах;
- максимальная скорость на 7 км больше по сравнению с горным велосипедом, предельные значения в идеальных условиях могут достигать 50-60 км/час;
- высокая устойчивость в активном движении;
- низкая маневренность на небольшой скорости.
Седло на шоссейниках устанавливается выше уровня руля, за счет чего посадка занижается, а корпус приобретает горизонтальное положение или близкое к нему. Это сводит к нулю аэро-сопротивление, но ухудшает обзорность по сторонам и сзади.
История ростовок
Чтобы выбрать оптимальный размер велосипеда, необходимо учитывать ряд параметров. Раньше все было гораздо проще. В советское время встречались только шоссейные и дорожные велосипеды. Рама имела стандартную геометрию, а верхняя труба всегда располагалась строго горизонтально. Поэтому подобрать оптимальную высоту было просто. При необходимости всегда можно было дополнительно отрегулировать положение руля и седла. Подбор велся по горизонтальной трубе, т. к. это был единственный параметр, который нельзя было откорректировать. Иными словами, использовалась только ростовка рамы велосипеда как наиболее важный параметр. Все остальное подгонялось под рост.
В настоящее время ассортимент велосипедов расширился. Появились рамы различной геометрии, у многих типов велосипедов подседельная труба расположена по диагонали. Очень часто приходится сталкиваться с нерегулируемым по высоте рулем и т. д. Все это осложняет выбор подходящей модели. А кроме этого, производители по-разному считают высоту и используют различные системы длин. Теперь используется не только ростовка рамы велосипеда, но и размер колеса, расстояние между рулем и сидением и иные параметры. Однако высота подседельной трубы до сих пор является одним из ведущих факторов. При спрыгивании со слишком высокого велосипеда можно удариться пахом и даже нанести себе повреждения. При слишком низкой раме катание становится дискомфортным, приходится поднимать ноги выше головы, в итоге нагрузка распределяется неправильно, что тоже вредно для здоровья.
Практическая схема относительно подбора ростовки
Определить подходящий размер велорамы можно самостоятельно. Практическая схема предполагает столь несложную последовательность:
- Установка велосипеда. При этом ноги нужно расположить по разные стороны велорамы, а спина должна контактировать с седлом. От верхней трубы велорамы до паховой области человека должно быть расстояние в 5–15 см, что идентично собственной ладони. Говоря о маленьких ростовках, где верхняя труба велорамы имеет сильный наклон, здесь допустимо меньшее расстояние. То же самое касается и коротких ног. Если планируется ездить по неровной дороге, обсуждаемое расстояние не может быть меньше 10 см.
- Помощь продавца. Она нужна для регулирования высоты седла. Рекомендуется попытаться совершить прыжки на пятках. Если не удаётся, велорама великовата. Слишком свободные прыжки указывают на маловатую раму.
- Оценка степени комфортности посадки. Достаточно сесть на велосипед и начать педалировать. По возможности лучше поездить по территории магазина.
Выбрав понравившуюся модель, определяем ростовку по таблице в соответствии с собственным ростом.
Развитие велоиндустрии
С появлением на рынках спортивных товаров новых моделей велосипедов усложнились и параметры выбора. Появились новые конфигурации рамы, а в некоторых современных байках изменилось расположение подсидельной трубы. Сегодня некоторые модели имеют нерегулируемую рулевую конструкцию.
Однако самым сложным моментом при выборе транспортного средства считается то, что многие изготовители используют различные величины длин и по-разному считают высоту рамы. Теперь кроме ростовки велосипеда учитывается размер колес, расстояние между рулем и седлом, высота сиденья. Именно высота подсидельной трубы играет основную роль. Ведь при слишком низкой раме спортсмену в буквальном смысле приходится задирать ноги выше головы, а при спрыгивании с высокого седла можно травмировать пах.
Как выбрать подходящий велосипед с нужной ростовкой?
Конечно самым оптимальным вариантом было бы попробовать поездить на этом велосипеде. Причем не стоит доверять кратковременным впечатлениям от катания в магазине — они часто обманчивые и больше строятся на эмоциях от новой покупки. Это не понимают продавцы консультанты, предлагая опробовать железного коня при покупке. Показательным является только эксплуатация велосипеда в течение 2-3 дней на разных поверхностях.
Для того, чтобы сориентироваться в ростовках велосипеда, можно использовать таблицу соответствия ростовок велосипеда и роста велосипедиста.
Таблица соответствия ростовки велосипеда и роста велосипедиста
Размер рамы в дюймах | Буквенная маркировка | Рост велосипедиста в см |
13-14 | XS | до 150 см |
14-16 | S | 150-160 |
16-18 | M | 160-170 |
18-20 | L | 170-180 |
20-22 | XL | 180-190 |
22-24 | XXL | 185 и более |
Однако, в идеале необходимо руководствоваться только своими ощущениями от катания. Например, при моем относительно небольшом росте 172 см, мне должно быть удобно кататься на ростовках Mи L. Однако, я гораздо более комфортно ощущаю себя на больших ростовках и чувствую, что велосипед лучше управляется. При этом все консультанты убеждают, что мне н ив коем случае не нужно покупать себе XL. Я не призываю Вас к таким экспериментам, выбивающимся из общего понимания ситуации, но очень советую не бояться пробовать. Например, велосипед с большой ростовкой можно взять в городском прокате и попробовать в деле.
Также есть традиционный рациональный способ подбора ростовки — велосипедист, поместив раму между ногами, должен быть выше велосипеда на 10-15 см (имеется в виду расстояние между пахом и рамой). Однако, для современного велосипеда это не совсем правильно. Есть множество моделей с большими ростовками, например NorcoFluid, где центральная точка рамы занижена даже в ростовках XL. Поэтому, методика не совсем корректна для современных геометрий рамы.
Есть ещё одно правило, которое следует учитывать при катании — колени при кручении педалей, должны распрямляться полностью. На низких ростовках это практически невозможно осуществить даже при низком росте велосипедиста.
Угол подседельной трубы
- Седло велосипеда поддерживает корпус и таз.
- Педали держат ноги.
- Руль — опора для рук.
Встать посреди комнаты, наклонить тело вперёд, так, будто вы едете на велосипеде. Затем сделать то же самое, прислонившись к стене спиной перед прогибом вперёд. Тогда вы обнаружите, что нельзя принять позу велосипедиста без падения вперёд либо не держась за что-либо, поскольку нельзя поддерживать баланс тела, не отодвигая таз назад, ведь таз — это как бы противовес верхней части тела, наклонённой вперёд. Основную массу велосипедиста должны нести педали, однако, если седло сдвинуто чересчур сильно вперёд, ноги не способны поддерживать верхнюю часть тела. Тогда придётся наклоняться вперёд, сильней опираться на руль, нагружая свои руки. Разные стили катания предполагают различные силы давления на велосипедные педали. Гонщики используют значительную силу, потому сёдла их немного сдвинуты вперёд. А для любителей и для использующих велосипед для «моциона» более предпочтительна посадка со сдвиганием седла назад. У рам для триатлонистов и гонщиков с раздельным стартом иногда имеется угол подседельной трубы, достигающий 90 градусов. Аэродинамичные красивые рамы данных велосипедов сделаны с расчётом на то, что масса велосипедиста приходится на руки, согнутые в локтях, которыми тот держит разделочный велосипедный руль типа «лежак».
Таблица ростовок шоссейных и fixed gear байков
Как выбрать шоссейный велосипед
Первое, чему должен соответствовать велосипед – это параметрам самого велосипедиста
В первую очередь внимание уделяется росту, так как по нему подбирается размер рамы
Ростовка – показатель, по которому велосипед соответствует росту человека. Правильное соотношение обеспечит максимальный комфорт передвижения, исключит усталость ног, рук и спины, исключит риск травм во время езды.
Для ориентировки были разработаны специальные таблицы, где рост человека (в см) соотносится с длинами подседельной трубы велосипеда.
Значения хоть и приблизительны, но для большинства покупателей подходят. Исключения составляют нестандартная комплекция человека или индивидуальные неудобства при посадке. В этом случае нужно «примерить» несколько велосипедов и определить, какой из них не доставляет дискофорта. Обкатка нового велосипеда – рекомендуемая процедура для всех новых байков, будь то дорожник, МТБ или шоссер. Поэтому по возможности не пренебрегаем возможностью опробовать велик на практике.
Таблица ростовок для шоссейных велосипедов:
Рост велосипедиста, см | Размеры рам, см |
155 – 165 | 48 – 51 |
165 – 170 | 51 – 53 |
175 – 180 | 53 – 55 |
180 – 185 | 55 – 58 |
185 – 190 | 58 – 61 |
190 – 195 | 61 – 63 |
195 – 200 | 63 |
свыше 200 | 65 |
Для подтверждения данных из таблицы воспользуемся вторым способом определения соответствия роста велосипедиста:
- Поставить велосипед в прямое положение, надежно придерживая его.
- Встать строго над верхней трубой рамы так, чтобы она оказалась между ног.
- Расстояние от паха до рамы должно быть не менее 6 см, оптимально – 10 см, или ладонь в вертикальном положении должна проходить в этот промежуток. Это и будет оптимальная ростовка.
- Если между ладонью и рамой (и ладонью и пахом) остаются большие свободные промежутки, подбираем велосипед побольше и наоборот.
Итак, с ростовкой разобрались, идем дальше, по каким еще критериям правильно выбрать новый шоссейник.
- Сесть на велосипед и посмотреть на втулку переднего колеса. Ее проекция должна находиться примерно посередине корпуса или немного дальше. В противном случае модель или не соответствует росту, или седло не отрегулировано правильно.
- Напрямую влияет на посадку высота седла. На выбранной модели оно должно регулироваться в тех пределах, в которых можно достичь «почти прямой ноги» на педали в нижнем положении. При этом обеспечивается оптимальное положение корпуса: для шоссейных велосипедов это близко к 90 градусам.
- Руки должны свободно лежать на руле и доставать до крайних точек рожков. Если пальцы едва дотягивают до тормозных ручек и манеток, то велосипед слишком «длинный» и следует поискать вариант поменьше.
- Ширина руля должна приблизительно соответствовать ширине плеч.
Шоссейные велосипеды разнятся по стоимости, которая определяется материалом рамы и качеством комплектующих: ободьев колес, тормозов, манеток, трещоток. Качеству навесов приписываются соответствующие уровни: начальный, средний и профессиональный. Последний делится на качественный любительский и гоночный.
Рассмотрим модели комплектующих трансмиссии от известных производителей запчастей: SRAM и Shimano:
Уровень | SRAM | Shimano |
Начальный | — | Sora |
Средний | Rival, Apex | Tiagra, 105 |
Любительский высококачественный | Force | Ultegra |
Гоночный (профессиональный) | Red | Dura Ace |
Исходя из стоимости велосипеда и моделей комплектующих, можно прикинуть уровень использования и соотнести его с собственными требованиями. То есть, идти в обратном порядке. По материалу рамы можно сказать следующее: для комфортных и длительных поездок рекомендуется выбрать карбон, а «для себя» по городу – алюминий.
Ширина седла
Еще один параметр, на который велосипедисты традиционно обращают мало внимания. Хоть он и мало связан с вопросом ростовки велосипедов, совершенно напрасно его игнорируют, т. к. от комфортного сиденья зависит многое. Если оно слишком узкое, то могут возникать потертости, а ягодицы и поясница могут начать болеть. Неправильное седло может вызвать различные проблемы со здоровьем. Если оно слишком широкое, то крутить педали будет неудобно, т. к. бедро не сможет свободно шевелиться. Седалищные бугры должны приходиться не на скаты, а на еще ровные края седла. Тогда оно не будет доставлять дискомфорт, попадать между ягодиц, натирать и т. д.
Узнать, на каком расстоянии друг от друга находятся седалищные бугры, можно следующим образом: нужно сесть на ровный песок, а затем замерить расстояние между самыми глубокими впадинами. Это и будет оптимальная ширина. Следует помнить, что у женщин таз больше, чем у мужчин. Поэтому велосипеды для прекрасного пола отличаются не только расцветкой, но и шириной седла.
За покупкой лучше отправляться в специализированный магазин. Здесь опытные продавцы подскажут, как выбрать ростовку велосипеда с учетом всех особенностей человека и предполагаемого стиля катания.
Какими критериями выбора руководствоваться при соответствии роста сразу двум размерам
- Планируя купить велосипедную модель для активного времяпрепровождения и экстремальных целей, акцент следует сделать на меньшем размере из предполагаемых двух. Лишняя запаска сантиметров позволяет уверенно и манёвренно себя ощущать. Рама впритык используется преимущественно для умеренных путешествий по ровной местности.
- Худощавым велосипедистам и людям с обычным телосложением следует отдать предпочтение большей ростовки из предполагаемых двух. Плотным путешественникам будет комфортнее на велосипеде меньшего размера – будет легко сесть, слезть и управлять.
- Что делать, если допущена ошибка при покупке в размере? Всё просто, ведь существует возможность в регулировке высоты седла наряду с настройкой наклона рулевого выноса. Если он нерегулируемый, покупка дополнительного выноса нужной длины решит эту проблему.
- Обладая нестандартным телосложением (короткими руками или ногами), рекомендуется отдать предпочтение меньшему размеру из предполагаемых двух. Соответственно, обладателям длинных рук следует выбрать раму большего размера.
Подбирая размер велорамы согласно несложным правилам, последующие поездки станут комфортными и безопасными. Лучше десять раз убедиться в правильном выборе, прежде чем совершить покупку. И тогда приобретение будет приносить в дальнейшем сплошные удовольствия.
Общие рекомендации при выборе железного коня
Главное в выборе конфигурации рамы – это предполагаемый режим использования велосипеда. Для езды по парковым зонам с хорошими дорожными покрытиями подойдет прогулочный велосипед. В этом случае размер не будет играть особой роли, ведь нагрузки будут возникать редко. Здесь можно оставить дополнительное пространство – выбрать руль чуть повыше, а седло чуть пониже.
Гоночные и дорожные велосипеды – полная противоположность прогулочному. Спортсмену необходим низкий руль. Это обеспечивает облегчение быстрого педалирования. Для данного типа транспортного средства основным критерием выбора становится ростовка шоссейных велосипедов. Размер рамы в этом случае должен полностью соответствовать росту ездока.
Для туристических (или кросс-кантри) моделей подходят общие рекомендации. Это универсальный стиль велосипедов.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЧАСТОЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
На что еще стоит обратить внимание при выборе из двух подходящих вариантов ростовки велосипеда?
Предполагаемый стиль катания: для активного и экстремального катания их двух вариантов лучше выбрать меньшую — больший запас сантиметров над рамой придаст вам уверенности, а велосипед будет более юрким. Для спокойных поездок по городу и паркам можно брать раму «впритык».
Телосложение: при худощавом или обычном телосложении смело выбирайте большую ростовку велосипеда. Если вы полный, лучше взять на размер меньше — будет легче садиться, слезать и рулить.
Полезные регулировки: вы всегда можете подкорректировать ваше положение, отрегулировав высоту седла и наклон выноса руля (доступно не на всех моделях). На горных велосипедах вынос руля чаще всего нерегулируемый — это стандарт безопасности, использующийся на велосипедах, предназначенных для активной езды. В этом случае можно докупить более длинный/короткий/высокий/низкий вынос — это совершенно нормальная практика.
Насполедок, видео о том, как создают легендарные велосипедные рамы Soulcraft
https://youtube.com/watch?v=FKVzwLWWSEs
Как выбрать ростовку велосипеда?
Термин «ростовка», который при покупке будет часто использовать продавец-консультант, — это и есть размер рамы. Велосипед с большой ростовкой будет более длинным и лучше подойдет для езды на большие расстояния. Велосипед с меньшей ростовкой более маневренный и лучше подойдет для недолгой езды по городу.
Ростовка может обозначаться в дюймах или универсальными обозначениями (S, M, L). Таблица с соответствием размеров ростовки и роста человека может различаться в зависимости от модели и производителя. Вот несколько примеров таблиц с ростовками.
Размеры горных и городских велосипедов
Рост в см | Размер рамы в дюймах | Размер рамы в см | Размер рамы в условных единицах |
130 — 145 | 13 | 33 | XS (XSmall) |
135 — 155 | 14 | 35,6 | XS (XSmall) |
145 — 160 | 15 | 38,1 | S (Small) |
150 — 165 | 16 | 40,6 | S (Small) |
156 — 170 | 17 | 43,2 | M (Meduim) |
165 — 178 | 18 | 45,7 | M (Meduim) |
170 — 180 | 19 | 48,3 | L (Large) |
178 — 185 | 20 | 50,8 | L (Large) |
180 — 190 | 21 | 53,3 | XL (XLarge) |
185 — 195 | 22 | 55,9 | XL (XLarge) |
190 — 200 | 23 | 58,4 | XXL (XLarge) |
195 — 210 | 24 | 61 | XXL (XLarge) |
Выбор велосипеда по росту ребенка не зависит от размера рамы
Здесь нужно обращать внимание на диаметр колес и на то, насколько ребенку удобно слезать и залезать на него
Таблица размеров для детских велосипедов
Возраст ребенка | Рост в см | Диаметр колес, дюймов |
от 1 до 3 | от 75 до 95 | |
от 3 до 4 | от 95 до 101 | 12 |
от 4 до 6 | от 101 до 115 | 16 |
от 6 до 9 | от 115 до 128 | 20 |
от 9 до 13 | от 126 до 155 | 24 |
Какие виды шоссеров встречаются в продаже
По типу конструкции шоссейные байки разделяются на три типа:
- универсальные;
- прогулочные;
- гоночные.
Универсальные велосипеды чаще всего согласуются с обывательским понятием «шоссейник». Предназначены для поездок на большие расстояния: от 50 до 250 км за раз. Рекомендованная периодичность использования – несколько раз в неделю. Один-два раза в год можно выкатывать на групповые выезды протяженностью больше 250 км.
Геометрия рамы предусматривает полунаклонённое положение велосипедиста: угол наклона к горизонтальной плоскости в пределах 70 градусов.
Прогулочный вариант оснащен прямым МТБ-рулем и подходит для тех, кто принципиально не приемлет «руль-баран» и не любит катать в полусогнутом состоянии. В отличие от универсальных шоссер-байков, прогулочные обеспечивают более прямое положение тела и лучший обзор по сторонам. Подойдет также для поездок на невысокой скорости. Данный тип ШБ иногда относят к гибридам.
Гоночный шоссейник – самый легкий и динамичный велосипед: карбоновая рама, «невесомые» и прочные колеса, высококачественное навесное оборудование. Этот байк предназначен для соревнований, марафонов и путешествий по автодорогам. Геометрия рамы «сгибает» велосипедиста, очень низкая посадка, соответственно, практически нулевое сопротивление воздуха даже в условиях встречного ветра. Стоимость в сравнении с универсалом и прогулочной моделью будет значительно выше. Правда, стоит помнить, что шоссейный велосипед не бывает дешевым.