Купить Зид 50 Пилот
Прямо с завода Дегтярева купить новый ЗИД 50 Пилот можно за 42 тысячи рублей. Цены на подержанные мопеды начинаются от 5 тысячи рублей, все зависит от состояния мотоцикла. При хорошем раскладе, потратив несколько месяцев на поиски достойного варианта на сайтах типа auto.ru и других подобных, такой мопед в очень неплохом состоянии (б.у.) можно купить в пределах 10-15 тыс. руб. Все зависит от вашего желания и умения торговаться.
Что касается покупки запчастей на ЗИД 50, то с этим проблем у вас точно не возникнет. Купить их можно практически в любом магазине мототехники.
Покупая Зид 50 Пилот, вы покупаете легкий в управлении, простой по конструкции мопед, который доставит вам немало радости и позитивных эмоций. Для владельцев загородных домиков или просто “дачников” — это идеальный вариант для того, чтобы съездить за продуктами в ближайший магазин. Тем более его не нужно ставить на учет в ГАИ, а кататься на нем можно и без прав.
Доброго времени суток Драйводчане, хочу поделится с вами фотографиями моего мокика ЗиД 50 Пилот и описанием работ по восстановлению.Также в данном блоге по возможности буду публиковать фотографии интересного проекта, на базе двигателя ЗиД 80сс который так и не вышел в массовое производство, очень жаль что все потеряно, что такой завод как ЗиД выпускает теперь мопеды по Китайской лицензии…В общем, читайте, комментируйте, спрашивайте.
Двигатель, который взял под проект Honda-ЗиД 80сс, был не в лучшем состоянии, та же проблема с шейкой левой цапфы коленвала, плюс наглухо убитый подшипник НГШ. Восстанавливал шейку тем же способом, что и раньше. В виду отсутствия оснастки обратился за помощью к приятелю Евгению Делягину. У него же буду дорабатывать картер и цилиндр
Эксплуатация скутера, трицикла, мокик ЗиД 50
За время эксплуатации мопед зарекомендовал себя в большей степени только с положительной стороны. В первую очередь расход бензина не большой 3 л. на 100 км. очень экономичный в этом плане. Из-за того, что он трёхколёсный, очень устойчивый и проходимый. Я на нём даже зимой на работу ездил из деревни в город (15 км), конечно не то, что на двухколёсном.
А летом он вообще незаменимый помощник, начиная с посевной и заканчивая уборочной. Весной всю картошку с подвала на огород я перевожу только на нём, на себе ничего не ношу. В этот кузовок метр на метр я гружу сразу 5 мешков картошки, это примерно килограмм 150 это точно, да сам ещё килограмм 75 и уже получается за 200 кг. Он спокойно везёт на первой скорости.
Я на нём и в лес езжу, когда веники заготавливал, тоже нагружу целый багажник и домой, всё не на себе носить и время экономлю. Также когда ИВАН-ЧАЙ заготавливаю тоже в поля на нём. За ягодами, за грибами тоже доезжаю до леса оставляю на обочине 5 мин. и я в лесу.
Пока не было машины, я на Мокике ездил и на базар торговать. Загружу целый кузовок продукции и в город на базар.
Я брату даже брёвна (3 м) на баню из леса вывез на нём, по 2,3 бревна поперёк кузовка грузил, закреплял и потихоньку довозил к дому. А когда гараж строил, я на нём и шифер привёз и песка навозил на фундамент. В общем незаменимый, надёжный помощник. Вот уже на следующий год в апреле будет 14 лет, как я его купил.
За это время я поменял газовый тросик, тросик сцепления, аккумулятор естественно уже пришёл в негодность, но это ничего страшного просто завожу мопед не кнопкой, а ногой (кикстартером), заводится он хорошо, как говорится с полтыка. Бензиновый фильтр менял два раза, и в колесе менял камеру. Ещё с цепи выбивал звенья, она вытянулась и поворачивал её два раза, чтобы равномерно изнашивалась.
Ещё хотел отметить из-за того, что у трицикла цепная передача на одно заднее колесо, руль необходимо удерживать крепко, потому как утягивает в одну сторону. И с непривычки можно въехать в кювет. Такой случай у меня был.
Один товарищ попросил прокатится, я и дал, забыл предупредить, что руль необходимо постоянно усиленно держать, потом из канавы вместе вытаскивали, хорошо хоть не пострадал. С тех пор никому не даю , по просьбе прокатится, от греха подальше.
Из за того ,что у Мокика имеется задняя скорость, он ещё более перспективный. Возможность подъехать к любому объекту увеличивается. Где не выехать вперёд, включаю заднюю, выезжаю другим образом, очень удобно и надёжно.
Ещё один важный фактор в ЗиД 50-02 объём двигателя 49м3 и поэтому для того чтобы ездить на нём прав на вождения никаких не надо. Шлем купили и вперёд.
Свыше 50м3 уже необходимы права. Хотя у меня права имеются на две категории и на мотоциклы, и на легковые машины
Так что имейте ввиду при покупке мопедов, обращайте внимание на этот момент у кого нет прав
Сейчас конечно уже другая техника пошла квадроциклы, вездеходы. Но у меня Мокик (трицикл) не хуже всяких вездеходов. И к тому не особо тяжёлый если что, я его могу своими силами куда-то передвинуть, а с тяжёлой техникой таких манипуляций не проделаешь.
На этом заканчиваю, если кто то заинтересовался этой техникой значит я время провёл не зря. Пишите комментарии, советы может у кого тоже такой мопед имеется. Буду рад выслушать.
В следующей статье хочу написать о сушилке овощей, фруктов которую приобрел в этом году, так что подписывайтесь и следите за изменениями в моём дневнике. Всем спасибо что дочитали.
Характеристики:
Основные данные
Габаритные размеры:
длина, мм, не более 2350
высота, мм, не более 1150
ширина, мм, не более 1050
Колея задних колес, мм, не более 940
Дорожный просвет, мм, не менее 150
База, мм, не более 1610
Масса сухая, кг, не более 125
Масса снаряженного мопеда, кг, не более 130
Масса перевозимого груза, кг, не более 100
Технические параметры:
Максимальная скорость при эксплуатации, км/ч, не более 50
при эксплуатации с грузом, км/ч, не более 30
Расход топлива при скорости 30 км/ч, л/100 км, 3л
Тормозной путь в соответствии с ГОСТ Р 41.78-2001, м, не более
– задним тормозом со скорости движения 40 км/ч 26,8
– передним тормозом со скорости движения 40 км/ч 26,8
Двигатель:
Модель 1P39FMB-H
Тип, тактность карбюраторный, четырехтактный, воздушного охлаждения
Число цилиндров 1
Рабочий объем двигателя, см3 , не более 49
Диаметр цилиндра, мм 39
Степень сжатия геометрическая 9
Ход поршня, мм 41,1
Максимальная эффективная мощность после обкатки кВт (л.с.), не менее 2,0 (2,72)
Максимальный крутящий момент после обкатки Н·м (кгс·м), не менее 2,5 (0,255)
Система смазки двигателя комбинированная: разбрызгиванием – КПП, кривошипно-шатунный механизм и цилиндропоршневая группа; под давлением –
газораспределительный механизм
Масляный насос шестереночного типа
Карбюратор MIKUNI, (или однотипный другой марки), однокамерный с центральной поплавковой камерой
Топливо бензин А-92 ТУ 38.001.165-2003
Масло для четырехтактных двигателей SAE15W-40 SE
Воздушный фильтр полиуретановый
Зажигание электронное, бесконтактное
Система запуска электростартер, кикстартер
Силовая передача:
Сцепление многодисковое в масляной ванне
Управление сцеплением ручное
Коробка передач в одном блоке с двигателем, три передачи вперед и одна – задний ход
Переключение передач ножное
Моторная передача шестеренчатая
Передача от КПП на заднее колесо (главная передача) цепная, цепь ПР 12,7-18,2 ТУ 3-1060-78
Ходовая часть:
Рама трубчатая, сварная
Передняя подвеска телескопическая вилка, с пружинно-гидравлическими амортизаторами
Ход передней вилки по оси колеса, мм, не менее 150
Подвеска задних колес независимая, маятникового типа, с 2-мя пружинно-гидравлическими амортизаторами
Ход задней подвески по оси колеса, мм, 50
Тормоза барабанного типа, с раздельным механическим приводом на переднее и задние колеса, диаметр тормозных барабанов 125 мм
Колеса спицевые
Шины переднего и задних колес 2,50/85-16, модель Л-264 ГОСТ 5652-89
Седло одноместное
Электрооборудование:
Источник энергии Необслуживаемая аккумуляторная батарея YT4L-BS (12 В, 4 А•ч) Генератор с номинальным напряжением 14 В, и мощностью 50 Вт
Приборы зажигания и стабилизации напряжения коммутатор зажигания 34400/1P50FMG, регулятор напряжения 31600/1P50FMG, катушка зажигания LF0508-17 (или
однотипная другой марки) с замкнутым сердечником, свеча зажигания NHSP LD A6RTC1(или однотипная другой марки), искровая
Приборы освещения и сигнализации фара 5103.3711 с лампами дальнего и ближнего света А12-35+35 и габаритного освещения А12-4-1. Фонарь задний ФЗ-1-01
с лампами сигнала торможения А12-10 и габаритного освещения А12-5. Фонари указателей поворота УП-1 варианты исполнения 06, 07,10,11 с лампой А12-10.
Сигнал звуковой постоянного тока 38100/LF125GY. Световозвращатели: передний – белого цвета 14.3731, боковые – оранжевого цвета 15.3731
Приборы коммутации, контроля и запуска двигателя Переключатель света и указателей поворота с кнопкой звукового сигнала и кнопкой кратковременного
включения дальнего света 47600. Переключатель «день-ночь» с аварийным выключателем зажигания и кнопкой запуска стартера 47500. Выключатель сигнала
торможения ножного тормоза ВК 854Б. Выключатель стоп-сигнала ручного тормоза. Прерыватель указателей поворота 25.3747. Щиток приборов со спидометром
68.3802, двумя фонарями контрольных ламп 2202.3803-07, 2202.3803-28 с лампами А12-1,2 и индикатором реверса и включенной передачи Переключатель
центральный 216005490201. Плавкий предохранитель ПР119Б-01. Реле включения стартера 34600/1P50FMG стартер 34700/1Р50FMG-В
Заправочные емкости и нормы:
Топливный бак, л, не менее 6
Количество масла в картере двигателя, см3 800
Регулировочные данные:
Эксплуатационное давление воздуха в шинах колес, МПа, (кгc/см2)
– переднего 0,16…0,17 (1,6…1,7)
– задних 0,2…0,23 (2,0…2,3)
Свободный ход рычага ручного тормоза на конце рычага, мм 10…20
Свободный ход рычага сцепления на конце рычага, мм 10…20
Свободный ход педали ножного тормоза на конце педали, мм 15…30
Приветствуем на сайте, посвещенном математике и моделированию!
Подперев табуретку бумажными учебниками по маркетингу можно вкрутить лампочку на потолке, а с электронными учебниками по маркетингу этого сделать, конечно же, нельзя, зато можно скачать их бесплатно и очень быстро. Простым учебником можно придавить помятый лист бумаги и он станет ровным. Электронным учебником можно поделиться с друзьями. Учебники по дизайну обычно не печатают, потому что их авторы предпочитают распространять их онлайн-копии. Многие исторические знания уже утеряны, но теперь, с повсеместным присутствием интернета ни один учебник более не будет утерян. Если раньше школьники зарабатывали себе искривление позвоночника, таская тяжеленные ранцы, забитые до отказа учебниками, то теперь они налегке бредут в школу, спотыкаясь о предметы из-за слабого зрения, испорченного монитором компьютера.
Бедные студенты раньше пачками вылетали из университетов просто потому, что у них не было электронных учебников и они не могли получить бумажного учебника из-за длинной очереди. Или потому, что не успевали или забывали во время сдать взятый в библиотеке учебник. Теперь у каждого студента может быть по копии своего собственного учебника. Электронные учебники совершили настоящий переворот в системе образования. Они позволяют экономить время и деньги многих людей. Удобство применения дает множество преимуществ перед бумажными версиями учебников.
Миллионы людей по всему миру предпочитают электронные учебники обычным. Скорость доступа, легкость нахождения, удобство хранения, возможность бесплатного тиражирования — вот далеко не полный список преимуществ онлайн учебников. И их выбор очевиден. Мало помалу мы искореним бумажные учебники, тем самым сохранив нашу природу и приумножив наши богатства.
Математика и моделирование
Внешний вид, конструктивные особенности
Дизайн мопеда достаточно простой, отвечает современным стандартам. Приборная панель относится к эргономичным, вмещает в себе: датчик топлива, спидометр, указатели подворотников, тумблер переключения дальнего и ближнего цвета. Спереди можно наблюдать фару для освещения дороги в темное время суток. Для подконтрольного расположения мопеда на дороге, по бокам на руле установлены зеркала. Поставить мопед на стоянку можно с помощью удобной ножки.
Одним из главных преимуществ данного мопеда является экономичность. Расход топлива на 100 км не превышает 2.8 л. В условиях передвижения по городу расход не превышает 1.5л /100 км. Кроме этого, мопед зид лифан 50 05 очень «мягкий». Имеется ввиду, что система подвески уверено смягчает езду по различным неровностям. Спереди и сзади, можно сказать «на ура» отрабатывают пружинно-гидравлические амортизаторы. Тормозная система состоит из переднего дискового и барабанного тормозного механизма и заднего барабанного с механическим ножным приводом. В завершение описания прекрасного мопеда хотелось бы сказать о высоком уровне практичности: с помощью переднего багажника можно перевозить объемные вещи небольшого веса. Таким образом, данный мопед прекрасно подходит для повседневных катаний, поездок на пикник или рыбалку, мини-путешествий на дачу.
ЗИД 50 «Пилот»
Был выпущен в 1995 году. Он был оснащен довольно сильным двухтактным пятидесятикубовым двигателем. Маловесный мопед оказался очень мощным, и мог развивать скорость 50 километров в час при этом расходовалось всего 2 литра топлива на сто километров.
Трехступенчатая коробка передач была соединена в одно целое с двигателем. Через четыре года вышла в свет модель с приподнятым передним крылом. А позднее завод порадовал мощным мотоциклом ЗиД-50-01, оборудованного двигателем лифан, в этой модели было использовано сцепление-полуавтомат.
На основе модели ЗИД 50 «Пилот» позднее выпускалась грузовая ЗДК-2.404. Она была трехколесной и весила всего лишь 112 килограмм. Все технические характеристики были такими же, как и у предыдущей модели. Расход топлива составлял 3 литра на сто километров. На нем устанавливался уже известный двигатель лифан. Модель дополнялась задним дифференциалом.
С 2000 на заводе производится ЗИД 50-01 «Актив». Не было существенных отличий от предыдущих моделей. Применялся довольно мощный двигатель китайского производства лифан. Отличалась модель красивым и стильным пластиковым обвесом, похожим на обшивку круизеров.
Восход. Самый деревенский.
Мотоциклы «Восход» начали производить в городе Ковров, Владимирской области, в 1957 году. Это были очень неприхотливые одноцилиндровые мотоциклы (двигатель объемом 173,7 см3). Завод имени Дягтерёва постоянно усовершенствовал эту модель, выпуская на рынок вслед «Восходом» его модернизированные версии «Восход-2», «Восход-3, «Восход-3М». Последним мотоциклом «Восход» стала модель «3М-01» с двигателем мощностью 15 л.с.
Из-за своей надежности, мотоциклы «Восход» стали настоящими тружениками в тысячах советских деревень. Даже сейчас там без проблем можно найти мотоцикл «Восход» в неплохом состоянии.
«Иж Планета»
1962 год. Ижевский мотоциклетный завод приступает к сборке принципиально новой для себя модели «Иж Планета», ставшей родоначальницей целого семейства, выпускавшегося до 2008 года («Иж Планета 7»).
Созданный на базе «Иж-56» мотоцикл среднего класса, предназначался для езды по дорогам с разным покрытием. Гарантийный пробег «Иж Планеты» по сравнению с предшественником вырос на 2 000 км, а срок службы деталей цилиндро — поршневой группы — в полтора раза (благодаря применению контактно-масляного воздухоочистителя).
Были установлены новый бензобак, легкосъемное седло, глушители. Вместо штампованного переднего и заднего крыла применены штамповано-сварные.
В действие «Иж Планета» приводил одноцилиндровый, двухтактный двигатель воздушного охлаждения. Коленчатый вал — сборный, прессованный. Картер — блочного типа. В передней части находится кривошипная камера, в задней размещена коробка передач. Картер состоит из двух половин с разъёмом по средней продольной плоскости. Педали ножного переключения передач и кикстартера расположены с левой стороны картера коробки передач.
Мотоцикл выпускался до 1966 года, всего было произведено 405 303 экземпляра — довольно приличный тираж по тем временам.
“Верховина-5” (ЛМЗ-2.153)
Производилась с 1974 года и отличалась сильно изменённым внешний видом. Мопед получил горизонтальный бак емкостью 7 л, другой багажник, новую переднюю вилку. На мопед устанавливали двигатель Ш-57.
В 1978 году начали выпускать “Верховину-6” (ЛМЗ-2.158) с несколько измененным дизайном и двигателем Ш-57, а позднее — Ш-58 с кикстартером.
Помимо базовой модели был начат выпуск также “Верховины-6-Спорт” и “Верховины-6-Турист”. “Верховины-6-Спорт” отличалась верхним расположением глушителя, рулем кроссового типа с перемычкой и подрессоренным щитком переднего колеса. У “Верховины-6-Турист” был ветровой щиток и две вместительные багажные сумки за седлом водителя.
Одна из “Верховин-6” стала двухмиллионным мопедом (!) Львовского мотозавода.
“Верховина-7” (ЛМЗ-2.159) — последняя из “Верховин” — производилась с апреля 1981 года. На мопеде была установлена новая передняя вилка, новая, более мощная, светотехника и новый багажник.
На“Верховину-7” ставили дефорсированные Ш-62(М), а позднее — В-50. Максимальная конструктивная скорость мопеда была снижена до 40 км/час.
Весной 1981-го года появилась не менее значимая для истории Львовского мотозавода модель — мокик “Карпаты” (ЛМЗ-2.160) ,
0 а в 1986-м был выпущен мокик “Карпаты-2” (ЛМЗ-2.161). Оба мокика “Карпаты”, в разработке которых принял участие филиал ВНИИТЭ в Ленинграде, оснащались двигателем Ш-58 или Ш-62 с бесконтактной системой зажигания.
Если говорить о внешних отличиях между мопедами “Верховина-7” и “Карпаты”, то самое очевидное — это измененная у “Карпат” форма рамы, бака, глушителя и боковых кожухов. Разработчики увеличили срок службы новой модели: гарантийный пробег мокика “Карпаты” составил 8000 км (у “Верховины-7” было 6000), а ресурс до первого капремонта — до 18000 км по сравнению с 15000 км у “Верховины”. Как и у “Верховины-6”, у мокика “Карпаты” тоже были аналогичные модификации — мопед “Карпаты-Турист” и молодежный мопед “Карпаты-Спорт”. В последствии еще производился мопед “Карпаты-2-Люкс”, отличительной особенностью которого были указатели поворота.
В 1988-м году Львовский мотозавод выпустил 123 тысяч мопедов. Когда-то объемы производства этого завода были вдвое больше, однако, во второй половине 80-х пришлось сокращать выпуск 50-кубовых машин из-за падения спроса и активно разрабатывать новые модели для привлечения покупателей. Была разработана новая модель ЛМЗ-2.164.В 1990 году Серпуховский НИИ мотоциклостроения сконструировал новую современную модель двигателя Д-51 с лепестковым клапаном на впуске и автоматическим центробежным сцеплением, который предполагалось устанавливать на новые модели львовских мопедов, однако в серию двигатель не пошел…
Любопытно, что обогнав фирмы ФРГ и Франции, положившие начало массовому выпуску малых мотосредств, к началу 80-х годов XX века мы заняли третье место в мире (после Японии и Италии) по производству мопедов и стали поставлять их на внешний рынок (например, в Венгрию, Польшу, Анголу, Бангладеш, на Кубу и даже в Италию). (М. Леонов, Каким быть молодежному мопеду?, “Техника — молодёжи”, № 3, 1983, с. 48).
ЗиД 50-02 – грузовой мопед
Трёхколёсный грузовой мопед ЗиД – предназначен для использования в личном хозяйстве. По дорогам с твёрдым покрытием, включая грунтовые, компактный грузовой трицикл способен перевозить до 100 кг груза. На прямых участках транспортное средство развивает максимальную скорость 50 км/ч, тогда как с грузом производитель рекомендует придерживаться скоростного режима 30 км/ч.
Модель ЗиД 50-02 комплектуется бензиновым двигателем внутреннего сгорания Lifan 1P39FMB-C, с подачей топлива через карбюратор. Охлаждение двигателя осуществляется воздушной системой охлаждения. Мощность одноцилиндрового четырёхтактного двигателя, объёмом 49 см³, составляет 2.72 л.с. или 2.0 кВт. А его средний расход топлива марки АИ-92 равен 2.2 л при прохождении каждых 100 км.
Ходовая часть состоит из сварной трубчатой рамы, передней телескопической вилки с двумя пружинно-гидравлическими амортизаторами и независимой маятниковой подвески задних колёс, также с двумя пружинно-гидравлическими амортизаторами. Ход передней вилки составляет не менее 150 мм по оси колеса, ход задней подвески, также по оси колеса – 50 мм. Все три колеса у мопеда спицевые.
Шины переднего и задних колёс имеют размерность 2.50/85-16 (Л-264). Тормоза барабанного типа выполнены с раздельным механическим приводом на переднее и задние колёса. Диаметр тормозных барабанов равен 125 мм. Крутящий момент от КПП (главная передача) передаётся на задние колёса посредством цепи. Мотор заводится при помощи электрического или кик-стартера. Яркая фара хорошо освещает дорогу в тёмное время суток.
Предусмотрено 3 передачи вперёд и 1 назад. Коробка переключения передач находится в одном блоке с силовым агрегатом. Переключение передач водитель осуществляет ногой, а управление сцеплением расположено на руле. Непосредственно само сцепление – многодисковое, помещённое в масляную ванну, а моторная передача – шестерёнчатая.
Трёхколёсный мопед оборудован металлическим кузовом типа «самосвал» с задним откидным бортом. Откидной борт упрощает загрузку трицикла, а самосвальный кузов ускоряет выгрузку. Таким образом, максимально упрощён процесс разгрузки сыпучих грузов, например, песка, торфа, земли, опилок, гравия, вывозимого мусора и пр.
ЗиД 50-02 адаптирован для российских дорожных условий. Благодаря прочной стальной раме, гружёный трицикл устойчив во время движения и хорошо выдерживает нагрузки, а пружинно-гидравлические амортизаторы неплохо сглаживают неровности дорожного покрытия. Все основные элементы управления логично расположены на руле. Панель приборов состоит из спидометра, одометра и контрольных датчиков важных рабочих процессов.
Грузовой трицикл ЗиД – лёгкий и экономичный утилитарный транспорт с кузовом-самосвал, купить который ориентированы, прежде всего, жители сёл и деревень, небольших посёлков и городских поселений. Мокик не занимает много места при хранении и прост в обслуживании. Низкая цена делает российский мопед наиболее выгодным приобретением в сравнение с китайскими и прочими импортными аналогами.
Первая ласточка
ЗиД-50 «Пилот», появившийся на отечественных дорогах в 1995 году, стал первым мопедом этого завода. А уже спустя четыре года в Кирове была выпущена другая партия с поднятым крылом впереди. Ее назвали «Актив». И хотя он был так же, как и «Пилот», двухтактным, однако имелась и существенная разница: от своего предка он отличался наличием оригинального пластикового обвеса в стиле круизеров. В 2004 году эту версию немного усовершенствовали, создав ЗиД-50-01, на борту которого был четырехтактный китайский двигатель марки Lifan с мощностью 2.72 лошадиных сил.
Примечательно, что в этой модели было применено полуавтоматическое сцепление, вследствие чего исчезла его ручка. Как и мопед ЗиД-50 «Пилот», она тоже предназначалась для туристических и деловых поездок. Также транспортное средство подходило для прогулок по самым разным покрытиям.
М-72. Самый боевой
М-72 не был первым армейским мотоциклом в СССР. В 1934 началась сборка первой советской тяжелой модели ПМЗ-А-750, а в 1939-м – «дублера» британского BSA и, как считается, лучшего довоенного мотоцикла в Союзе ТиЗ-АМ-600.
Однако именно М-72, конструкцию которых «подсмотрели» у немецкого BMW R71 (именно ими оснащался Вермахт), выйдя в трагичном 1941 году, выпускались всю войну. А потом еще и серьезно послужили народу в гражданских целях – последние экземпляры сошли с конвейера аж в 1960-м.
С 1941-го по 1945-й М-72 несли на себе бойцов, вооруженных противотанковыми ракетными комплексами, пулеметами или легкими минометами. С первых послевоенных лет – и долго после того – эти мотоциклы стали основным милицейским транспортом. А с 1954 года их могли для своих нужд купить и простые советские граждане.
«Потомков» М-72 в начале «нулевых» заказала Республиканская гвардия Саддама Хусейна. Но воспользоваться не успела – и боевые мотоциклы «пошли в народ». По желанию заказчиков иракские автомастерские ставят на «Уралы» дополнительную «активную и пассивную защиту» – броню и пулемет.
«Паннония»
Мотоцикл «Паннония» стал еще одним культовым мотоциклом среди городской молодежи и мототуристов.
Производство «Паннонии» началось на заводе «Чаппель» в Будапеште в 1954 году. «Паннония» стала первым новым мотоциклом завода. Мотоцикл оснастили одноцилиндровым 250-кубовым двухтактным двигателем, четырехступенчатой КП. Новшеством оказалась закрытая цепная передача и дуплексная рама.
С 1954 по 1975 год в СССР было поставлено 286 959 мотоциклов.
Самой популярной моделью стала Pannonia 250 TLF. При весе 146 кг мотоцикл выдавал 18 л.с., не был привередлив к топливу, имел бак в 18 литров и надежную электрику. Кроме этого, завод выпускал модель с 350-кубовым двигателем и коляской.
Красота и совершенство линий мотоцикла до сих пор заставляют ценителей раритетов искать уцелевшие мотоциклы.
В 1968 году завод выпустил новую модель мотоцикла, скопированную с «Yamaha YDS-2», но в СССР решили, что мотоцикл слишком сложный и прекратили экспорт, после чего завод закрылся.
«Иж-49»
В 1951 году в Ижевске наладили выпуск модели «Иж-49». За основу, как и в случае с «Москвой», взяли трофейный аппарат. Правда, DKW NZ 350 подвергся некоторым усовершенствованиям, что сделало его только лучше — под нашей маркой, разумеется.
Мотоцикл получился надежный, очень живучий и невероятно красивый. Он и сегодня способен покорить своей внешностью истинного байкера — какая посадка, какие выверенные линии… Да, это была машина!
Завод производил версии с коляской, спортивные — для кросса и шоссе. Обладать ими сейчас — это не каждому под силу: «Иж-49» имеет коллекционную ценность. Купить его можно не меньше, чем за 100 тысяч рублей. При этом цена стремится к росту.
Ява (Jawa)
Марка дорожных мотоциклов, производимых в Тинец-над-Сазавоу (Чехословакия). СССР был основным импортёром Явы. Всего в Советский союз было поставлено более миллиона мотоциклов разных моделей. В советские времена мотоциклы Jawa считались лучшими из доступных в продаже на территории СССР.
Одним из народных названий модели Явы 360 стало «Ява-старуха» либо просто «старуха». «Старухи» с одноцилиндровым двигателем в народе назывались «чекушки», из-за объёма 250 кубических сантиметров.
Существует несколько модификаций, которые можно разделить на мотоциклы с 6В и 12В электрооборудованием. У 6В варианта менее мощный двигатель и слабый генератор, но, субъективно мотоциклы, оборудованные 6В оборудованием, красивее. «Jawa» являются мотоциклами того же класса, что и «Юпитер», но приятнее в эксплуатации.
Самой модной моделью в СССР была «Ява-368», которую начали выпускать в 1984 году. «Ява» имела двухтактный двухцилиндровый двигатель объемом в 343 куб.см. и мощностью в 26 л.с., максимальная скорость мотоцикла составляла 120 км/час.