Категории сложности маршрутов в велотуризме

Уровни сложности походов

Low

Очень Легкий

Данная категория походов предусматривает проживание в отеле, радиальные прогулки (без рюкзаков). Опыт походов в таком случае не является обязательным, тур отлично подойдёт для новичков. В данных походах есть возможность принять участие с детьми.

Low+

Легкий

Данная категория предусматривает ночевки в палатках, в спальниках. В среднем Вас будут ожидать переходы по 12-15 км в день без больших наборов и сбросов высоты. Средний вес рюкзака в данном походе будет 12-15 кг. Для такого путешествия вам понадобится нормальная физическая подготовка (если вы можете спокойно преодолеть путь пешком до 10 этажа — то несомненно справитесь со всеми нагрузками). Опыт походов не обязателен, тур хорошо подойдет новичкам.

Mid

Средний (велотуры)

Велосипедный поход предусматривает ночевки в палатках, в спальниках (по маршруту есть возможность остановиться в гестхаусах/отелях, при желании вы сможете это сделать). Вас ожидают переезды около 50-60 км в день, обязательно будут днёвки (отдых на море). Для велопохода необходима средняя физическая подготовка (если вы периодически катаетесь на велосипеде и можете спокойно проехать 15-20 км, то с нагрузкам исправитесь). Опыт велопоходов для такого тура желателен, но не обязателен (подойдет и новичкам).

Mid

Средний (пешие туры)

В основном, участие в таких походах предусматривает ночевки в палатках и в спальниках. В некоторых турах есть возможность ночевать в кемпингах или в домиках на территории кемпинга/хостелах (Норвегия), или же может быть предусмотрено проживание в приютах (без палаток), гестхаусах или отелях (Марокко). В данных турах сбалансированы переходы как с рюкзаками (средний вес 15-18 кг, так и радиально (без рюкзаков). Вы должны быть в нормальной физической форме. Опыт пеших походов желателен, но не обязателен.

Mid+

Выше Среднего

Походы, в основном, предусматривают ночевки в приютах/палатках. Но некоторые из туров (Непал) предусматривают в туристических приютах без палаток. Для участия необходима хорошая физическая подготовка. Нужно быть готовым совершать переходы 15-18 км в день, средний вес рюкзака 15-18 кг. Для участия в подобных турах опыт пеших походов очень желателен. Сложность данных походов также обусловлена высотой гор и необходимостью акклиматизации организма к условиям высоты.

High

Высокий

Данная категория сложности применима к восхождениям. В скором времени ожидайте в программе

Каждый из наших походов как пеших, так и авто-, велотуров имеет определенную отметку сложности. В данной статье мы расскажем вам что такое сложность походов и как их классифицируют.

Уровень сложности походов – это субъективный критерий, который зависит от таких факторов как региональный рельеф, погодные условия, продолжительность тура, а также другие возможные непредвиденные ситуации. Каждый из пеших походов предусматривает наличие базового уровня физической подготовки, но мы до конца не можем быть уверены в том, что во время путешествия не возникнет новых препятствий или преград на пути. Все наши маршруты классифицируются на шесть категорий, каждая из классификаций предусматривает определенный уровень подготовки как физической, так и моральной.

Понятие и сущность велосипедного туризма

Велосипедный туризм – это популярный вид активного отдыха, имеющий множество разновидностей: от небольших прогулок и экскурсий до сложных велосипедных путешествий .

Велосипедный туризм – это путешествия на велосипеде, один из видов спортивного туризма – массового и популярного спорта.

Маршруты велосипедного туризма прокладываются в различной местности: по проселочным дорогам, по равнинам и через горные перевалы. Для велосипедного туризма разработаны специальные конструкции.

По велосипедному туризму проводятся соревнования различного ранга, присваиваются спортивные разряды и звания. В общем, все так же, как и в других видах спорта. И в тоже время велосипедный туризм во многом необычный вид спорта. Это не только скорость и физические нагрузки, но и общение с друзьями, вечера у костра, захватывающие виды природы и многое, многое другое. Не говоря уж о том, что велосипедный туризм, видимо, был одним из первых экстремальных видов спорта.

Велосипедный туризм обязательно должен соответствовать правилам, в зависимости от категории сложности определяющих протяженность и продолжительность маршрута, набора препятствий, состава группы и т.д. Что в свою очередь заставляет проходить маршрут в быстром темпе, проявлять высокие морально-волевые качества и применять навыки преодоления, препятствий, определяющих категорию сложности маршрута.

На наш взгляд велотуризм лишен недостатков, а вот преимуществ у него масса .

Во-первых, велосипедный туризм позволяет преодолевать за поход очень большие расстояния. Только в автомототуризме расстояния больше, но в этом случае вы ограничены в выборе дороги возможностями транспортного средства, лишены контакта с природой. Велосипед же позволяет наслаждаться быстрой сменой впечатлений и посмотреть огромный район не мешая при этом ощущать каждый метр дороги, каждое дуновение ветерка.

Во-вторых, как уже было упомянуто выше, высокая скорость велотуризма обеспечивает быструю смену впечатлений. В велосипедном походе вы можете один день пробиваться через снега среди высоких вершин, на следующий загорать у теплого моря, потом идти сквозь густой лес через многочисленные броды, а через два дня ехать по сухой полупустыне, где до далекого горизонта не единого деревца. Пешеходники и горники могут упрекнуть велотуристов, мол вы никогда не увидите те места, где бываем мы. Но это не так, ничто не мешает доехать до интересного, не проходимого на велосипеде, участка, а дальше сделать на один два дня пешеходную прогулку. Таким образом, можно сходить хоть на Эльбрус. И в то же время на велосипеде можно добраться до таких мест, куда на машине проехать невозможно в силу плохой дороги, а пешком дойти нельзя в силу их удаленности. В общем, для велосипедного туризма нет недостижимых мест .

В-третьих, если другие виды туризма ограничены в выборе района (в горный поход нельзя ходить на равнине, в водный поход нельзя сходить в пустыню), то для велотуризма доступны все районы: Памир и Чукотка, Кавказ и пустыни Средней Азии, кольские тундры и монгольские степи. Кроме того, велотуризм всесезонный вид туризма. В велопоходы можно ходить и зимой и летом, и весной и осенью. Очень интересные зимние маршруты проходят в районе Таймыра и Прибайкалья. Весной интересно сходить в цветущую пустыню, а осенью насладиться отличной погодой на Кавказе.

Итак, подведем итоги. Для велосипедного туризма характерны быстрые динамичные походы с разнообразными препятствиями, частая смена впечатлений и большие покрываемые расстояния. Велосипедные походы могут проходить практически в любом районе и в любое время года. Велосипедный поход позволяет достичь тех мест, которые недостижимы иным образом в силу своей удаленности. Недаром велосипедным туризмом, как правило, занимаются люди с холерическим характером. Велосипедный поход должен быть веселым и активным.

Велорюкзаки

Заплечные

Велорюкзаки и велосумки

Длительная перевозка большого груза на спине неприятна и вредна для позвоночника, что вызвано специфической позой велосипедиста. Поэтому они обычно имеют небольшой объём — от 5 до 35 литров и предназначены для коротких маршрутов для перевозки питьевой системы и минимума одежды.

Для велорюкзаков характерны:

  • Яркая раскраска, наличие светоотражателей и крепления для маячка.
  • Характерная форма, сужающаяся кверху. Благодаря этому, снижается аэродинамическое сопротивление и вероятность зацепиться рюкзаком за свисающие над дорогой ветки.
  • Наружные крепления для шлема.

Багажные

Багажные велорюкзаки («велоштаны», велохурджины, перемётные сумки) крепятся на багажник велосипеда, при этом части рюкзака, как правило, свешиваются по обе стороны колеса.
По количеству отделений делятся на:

  • однообъёмные;
  • двуобъёмные;
  • многообъёмные.

Особенности велотуризма как вида спорта

Спортивный велотуризм — походы по маршрутам определенной категории сложности. Основная цель спортивного велотуризма — повышение туристского мастерства, совершенствование техники и тактики прохождения маршрутов, освоение новых видов туристического снаряжения и прочее. Как вид спорта, спортивный туризм с 1949 включён в «Единую всесоюзную спортивную классификацию», ныне — в «Единую Всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК)» .

Как и в спорте, в спортивном велотуризме существуют ступени (разряды) и звание мастера спорта. Спортивные разряды и звание мастера спорта по туризму присваиваются с учётом количества и сложности совершенных походов, а также опыта самостоятельного руководства ими. Сложность похода определяется категорией сложности маршрута. Порядок формирования туристских групп, права и обязанности их участников и руководителей, оформление документов, разработка и подготовка маршрутов и т. п. регламентируются «Правилами проведения туристских спортивных походов».

Среди видов спортивного туризма, где для передвижения используется исключительно мускульная сила человека, велосипедный туризм является лидером по скорости передвижения и протяженности маршрутов. Спортивный туризм – это, прежде всего средство повышения мастерства туриста и серьезная физическая нагрузка. Если это становится вторичным, а на первое место выходят испытание резервов человека, острые ощущения, новые впечатления и открытия, спортивный туризм превращается в экстремальный, то есть спортивный туризм на уровне самых высоких категорий сложности. В этом случае в нем появляются элементы риска, реальной опасности.

Велосипедный туризм заключается в прохождении на велосипеде маршрутов, содержащих общетуристские и специфические для велотуризма препятствия. Походы в спортивном велотуризме подразделяются на 6 категорий сложности в зависимости от протяжённости маршрута, продолжительности похода, сложности рельефа, высоты над уровнем моря, характера препятствий и т. д. Например, маршрут похода 1 категории сложности может проходить по любым дорогам, его протяжённость не менее 300 км, продолжительность не менее 6 дней, к тому же маршрут должен включать как минимум два препятствия первой категории трудности. Маршруты походов 3 категории сложности (протяжённость не менее 500 км, продолжительность похода не менее 10 дней) включает как минимум два препятствия третьей категории трудности и одно препятствие второй категории трудности (это, например, несложные горные перевалы высотой до 1000 м либо песчано-гравийные и грунтовые дороги, полевые и лесные тропы — не менее 40 % маршрута). Походам 4 категории сложности соответствует расстояние не менее 600 км в течение 13 и более дней. При этом по равнинной местности не менее 300 км по грунтовым дорогам, лесным и полевым тропам, при их отсутствии не менее 1200 км по дорогам с твёрдым покрытием, а по горной местности не менее 150 км по грунтовым дорогам с общим набором высоты не менее 7000 м по грунтовым дорогам или 10 000 м по дорогам с твёрдым покрытием. Маршруты походов 5 категории сложности (протяжённость более 800 км, продолжительность более 16 дней) прокладывают обычно по горным районам с преодолением нескольких перевалов, по горным тропам и автодорогам на высотах 3000 – 4000 м. При путешествии по пустыне или тайге маршрут похода 5 категории сложности прокладывается через малонаселённую местность, причём не менее 60 % протяжённости маршрута должны приходиться на естественные грунтовые дороги и тропы с труднопроходимыми участками, бродами, завалами, осыпями и другими препятствиями. Маршруты походов 6 категории сложности (протяжённость не менее 800 км, продолжительность похода не менее 20 дней). При этом по равнинной местности не менее 500 км труднопреодолимых дорог с песчаными или заболоченными участками и лесными массивами, преодоление водных препятствий с наведением как минимум одной переправы. При их отсутствии не менее 800 км по дорогам с твёрдым покрытием. По горной местности не менее 250 км по грунтовым дорогам. Общий набор высоты не менее 12 000 м по грунтовым дорогам или 20 000 м по дорогам с твёрдым покрытием, а также преодоление хотя бы одного категорийного перевала или реки с наведением переправы. На категорию сложности маршрута влияет не только наличие протяженных препятствий, но и показатели интенсивности прохождения, автономности маршрута, а также сезонность.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий