Виды велосипедных походов и туристов

Требования к участникам

  1. Участники должны с должным уважением относиться к правилам дорожного движения и не нарушать их. Движение осуществлять в один ряд, максимально прижимаясь к правому краю проезжей части. Придерживаться дистанции с впереди идущим велосипедистом в 3-4 метра, а на спусках 20-25 метров. Не заезжать вперед руководителя и не покидать группу без предупреждения инструктора группы.
  2. Отправляясь в поход убедитесь в исправности вашего велосипеда. И передние, и задние тормаза должны исправно работать, проверьте рулевое управление, колеса, должны присутствовать отражатели и фонарик. Запаситесь рем комплектом, возьмите насос, запасную камеру, набор инструментов.
  3. В наших походах на первом месте в шкале приоритетов стоит безопасность, а на втором общее настроение похода, дух общности и слаженности. Поэтому в зависимости от физических возможностей каждого участника выбирается общий темп группы (медленный, средний или быстрый).

Организационные моменты

Берите с собой мобильные телефоны, обменяйтесь номерами с руководителем похода, другими участниками и предупредите близких, что вы отправляетесь в велопоход. Это поможет вам не растеряться в том случае, если вы отстали от группы или потеряли группу из виду.
Одежда должна соответствовать времени года и быть комфортной

Для ветреной погоды важно иметь при себе ветронепроницаемую куртку. Велошлем является важным атрибутом велопохода и гарантией вашей безопасности

Поэтому рекомендуем ездить в велошлеме.
Продукты для планового обеда, чаепития и инвентарь для приготовления пищи находятся у руководителя группы. А также групповая аптечка. Но, каждый участник должен иметь при себе личную аптечку и в летнее время средства для защиты от комаров.
Велопоход подразумевает под собой выезд из точки А в точку Б. А по пути следования могут быть самые разные участки дорог с не самым лучшим дорожным покрытием . Поэтому не лишним будет накануне потренироваться.
Лучше взять с собой какой-то документ удостоверяющий личность и деньги на карманные расходы.

Руководитель велопохода имеет право не допустить участника велопохода или отстранить от  маршрута, если эти правила будут нарушены.

Рекомендуем Вам ознакомиться с интересной статьей, которая может быть Вам полезной: Что взять в велопоход…

Польза велотуризма для здоровья человека

Велопрогулки благотворно влияют на общее самочувствие спортсмена, обеспечивают хорошую физическую подготовку, помогут подтянуть тело и привести в тонус все мышцы. Благодаря равномерной физической нагрузке укрепляются одновременно все группы мышц, это отличная кардио тренировка, благодаря которой нормализуется уровень давления и снижается риск инфаркта. А еще прогулки на велосипеде действуют как антидепрессант, поднимают настроение.

Несколько полезных фактов в пользу велопрогулок:

  • не требует огромных денежных затрат;
  • это активный отдых на природе;
  • получение эстетического удовольствия от прекрасных пейзажей и ландшафтов;
  • не загрязняет окружающую среду.

Главный атрибут для прогулки на велосипедах – это наличие собственного средства передвижения. Конечно же, можно воспользоваться услугами проката, но в данном случае спортсмен не будет абсолютно уверен в своем снаряжении. А ведь в велотуризме — это главный залог успешного отдыха.

Огромный ассортимент существующих моделей даже в одной ценовой категории может попросту сбить с толку. А ведь выбор достойного снаряжения – это очень нелегкий труд. Хороший велосипед для туризма обойдется недешево. Но и экономить в данном случае на своем здоровье и комфорте никак нельзя. Учитывая, что велосипеду придется преодолеть не одну сотню километров по разнообразной местности, начиная с автотрасс и заканчивая бездорожьем, при выборе модели руководствуйтесь 3-мя основными показателями:

  1. надежная рама;
  2. укрепленные колеса;
  3. небольшой удельный вес спортивного инвентаря.

А на какой модели остановить – это уже решение, которое должен принять только сам турист.

Путешествие на велосипеде

Наряду с тем, что путешествие на велосипеде может относиться к любому из многочисленных видов велотуризма, в основном же его связывают с теми, кто путешествует на велосипеде длительное время (обычно месяц или год без перерывов).

Путешествие на велосипеде относится к такому виду велотуризма, который представляет собой не просто короткую велопоездку с определенной датой начала и окончания, а подразумевает длительное путешествие. После пребывания в дороге в течение нескольких месяцев, вы можете называть себя велопутешественниками. Или, возможно, вы решите назвать так себя, не раз побывав на велоэкскурсиях, и после того, как они станут обыденностью.

Человек, путешествующий на велосипеде, – смелый, самостоятельный индивидуум. Тем не менее, велопутешественник может рано или поздно сменить одиночную езду на езду с гидом, или же самостоятельно составлять себе маршрут.

Рейтинг велосипедов для туризма

Все модели велосипедов осветить в данной статье не удастся, поэтому приведём самые известные и популярные.

Surly Long Haul Trucker

Как утверждают опытные велотуристы, проехавшие не одну тысячу километров по самым разным дорогам, данная модель практически идеальна для этого вида активного отдыха. Существуют версии девяти размеров рам и двух размеров колёс: 26 и 29 дюймов. Стальной корпус обеспечивает модели долговечность. Предусмотрены несколько конфигураций установки багажника. Велосипед очень надёжный, ремонта требует достаточно редко, чтобы лишний раз беспокоиться в дальних путешествиях. Подготовка велосипеда данной модели к походу не требует каких-то специальных знаний и действий.

Trek 520

Классический велосипед для туризма со стальной рамой. Посадка несколько низковата, но к этому быстро привыкаешь и уже через несколько километров чувствуешь себя весьма комфортно. К тому же это позволяет намного лучше держать равновесие при полной загрузке. Трансмиссия SHIMANO – механизм качественный, проверенный временем. Скорости переключаются быстро и без дополнительных усилий. Багажник сразу входит в комплект. Машина надёжная, прочная, но чтобы купить именно эту модель придётся потратиться в финансовом отношении.

Novara Randonee

Ещё один достаточно качественный вариант туристического велосипеда на стальной раме. Выдерживает весьма сильную нагрузку. Можно сказать, что оборудован уникальной 30-ти скоростной трансмиссией, имеющей очень низкие передачи, что значительно облегчает подъём даже на крутые склоны. Есть возможность установки крыльев и багажника. Комплектующие не самого лучшего качества, но достаточно хороши, чтобы при довольно демократичной цене это стало плюсом.

Novara Randonee – велосипед со стальной рамой

Fuji

Достаточно бюджетный вариант туристического велосипеда. При этом на нём установлена трансмиссия SHIMANO, что говорит само за себя. Рама стальная, при полной загрузке машина ведёт себя очень послушно и манёвренно. Багажник входит в комплект. Останется только подготовиться к дальнему путешествию и смело отправляться в путь.

Novara Safari

Ещё один не очень дорогой туристический велосипед со стальной рамой и качественной трансмиссией SHIMANO. Тем, кто утверждает, что чем дешевле изделие, тем оно меньше прослужит, данная машина может послужить хорошим примером неправоты этого мнения. Для тех, кто только начинает делать первые обороты колёс на увлекательном пути велопоходов Novara Safari может стать замечательным первым шагом в этом направлении. Единственный минус, который отмечают, но не ставят в вину, это довольно большой вес велосипеда.

Novara Safari – относительно недорогой, но качественный велосипед

Моделей велосипедов для туристических поездок, однодневных или длительных, великое множество. Рассказывать о них обо всех нет никакого смысла. Не каждый может позволить себе машину с титановой рамой, которая и лёгкая и прочная, но в разы увеличивает стоимость. Не каждый отважится сразу отправиться на сложный горный маршрут, для которого необходим велосипед особого качества. Мы привели пять моделей, которые можно приобрести практически в любом специализированном магазине и которые станут для вас не только способом путешествовать, но и повседневным транспортным средством.

Велорюкзаки

Заплечные

Велорюкзаки и велосумки

Длительная перевозка большого груза на спине неприятна и вредна для позвоночника, что вызвано специфической позой велосипедиста. Поэтому они обычно имеют небольшой объём — от 5 до 35 литров и предназначены для коротких маршрутов для перевозки питьевой системы и минимума одежды.

Для велорюкзаков характерны:

  • Яркая раскраска, наличие светоотражателей и крепления для маячка.
  • Характерная форма, сужающаяся кверху. Благодаря этому, снижается аэродинамическое сопротивление и вероятность зацепиться рюкзаком за свисающие над дорогой ветки.
  • Наружные крепления для шлема.

Багажные

Багажные велорюкзаки («велоштаны», велохурджины, перемётные сумки) крепятся на багажник велосипеда, при этом части рюкзака, как правило, свешиваются по обе стороны колеса.
По количеству отделений делятся на:

  • однообъёмные;
  • двуобъёмные;
  • многообъёмные.

Рама туристического велосипеда

Стальные рамы примечательны высокой ремонтопригодностью: их удается сварить в случае поломки. Также такие рамы имеют хороший накат и неплохо гасят вибрацию.

Как правило, для изготовления рам из стали используется хром-молибденовый сплав. Он отличается хорошей стойкостью к коррозии и высокой удельной прочностью.

Преимущество титана — его невероятная прочность, сочетаемая с лёгкостью. Если сталь хорошо ремонтируется, то титан практически не ломается. При этом по степени наката титановые рамы не уступают стальным. Минус один – высокая цена.

Карбоновые и алюминиевые рамы тоже не запрещено использовать для туризма, но только, когда речь идёт о нечастых походах продолжительностью в несколько дней, максимум пару недель.

В более длительных турах, к тому же, проводимых по нескольку раз в год, их эксплуатировать не рекомендуется. Карбоновые — из-за хрупкости, алюминиевые — из-за низкой выносливости металла.

Особенности велотуризма как вида спорта

Спортивный велотуризм — походы по маршрутам определенной категории сложности. Основная цель спортивного велотуризма — повышение туристского мастерства, совершенствование техники и тактики прохождения маршрутов, освоение новых видов туристического снаряжения и прочее. Как вид спорта, спортивный туризм с 1949 включён в «Единую всесоюзную спортивную классификацию», ныне — в «Единую Всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК)» .

Как и в спорте, в спортивном велотуризме существуют ступени (разряды) и звание мастера спорта. Спортивные разряды и звание мастера спорта по туризму присваиваются с учётом количества и сложности совершенных походов, а также опыта самостоятельного руководства ими. Сложность похода определяется категорией сложности маршрута. Порядок формирования туристских групп, права и обязанности их участников и руководителей, оформление документов, разработка и подготовка маршрутов и т. п. регламентируются «Правилами проведения туристских спортивных походов».

Среди видов спортивного туризма, где для передвижения используется исключительно мускульная сила человека, велосипедный туризм является лидером по скорости передвижения и протяженности маршрутов. Спортивный туризм – это, прежде всего средство повышения мастерства туриста и серьезная физическая нагрузка. Если это становится вторичным, а на первое место выходят испытание резервов человека, острые ощущения, новые впечатления и открытия, спортивный туризм превращается в экстремальный, то есть спортивный туризм на уровне самых высоких категорий сложности. В этом случае в нем появляются элементы риска, реальной опасности.

Велосипедный туризм заключается в прохождении на велосипеде маршрутов, содержащих общетуристские и специфические для велотуризма препятствия. Походы в спортивном велотуризме подразделяются на 6 категорий сложности в зависимости от протяжённости маршрута, продолжительности похода, сложности рельефа, высоты над уровнем моря, характера препятствий и т. д. Например, маршрут похода 1 категории сложности может проходить по любым дорогам, его протяжённость не менее 300 км, продолжительность не менее 6 дней, к тому же маршрут должен включать как минимум два препятствия первой категории трудности. Маршруты походов 3 категории сложности (протяжённость не менее 500 км, продолжительность похода не менее 10 дней) включает как минимум два препятствия третьей категории трудности и одно препятствие второй категории трудности (это, например, несложные горные перевалы высотой до 1000 м либо песчано-гравийные и грунтовые дороги, полевые и лесные тропы — не менее 40 % маршрута). Походам 4 категории сложности соответствует расстояние не менее 600 км в течение 13 и более дней. При этом по равнинной местности не менее 300 км по грунтовым дорогам, лесным и полевым тропам, при их отсутствии не менее 1200 км по дорогам с твёрдым покрытием, а по горной местности не менее 150 км по грунтовым дорогам с общим набором высоты не менее 7000 м по грунтовым дорогам или 10 000 м по дорогам с твёрдым покрытием. Маршруты походов 5 категории сложности (протяжённость более 800 км, продолжительность более 16 дней) прокладывают обычно по горным районам с преодолением нескольких перевалов, по горным тропам и автодорогам на высотах 3000 – 4000 м. При путешествии по пустыне или тайге маршрут похода 5 категории сложности прокладывается через малонаселённую местность, причём не менее 60 % протяжённости маршрута должны приходиться на естественные грунтовые дороги и тропы с труднопроходимыми участками, бродами, завалами, осыпями и другими препятствиями. Маршруты походов 6 категории сложности (протяжённость не менее 800 км, продолжительность похода не менее 20 дней). При этом по равнинной местности не менее 500 км труднопреодолимых дорог с песчаными или заболоченными участками и лесными массивами, преодоление водных препятствий с наведением как минимум одной переправы. При их отсутствии не менее 800 км по дорогам с твёрдым покрытием. По горной местности не менее 250 км по грунтовым дорогам. Общий набор высоты не менее 12 000 м по грунтовым дорогам или 20 000 м по дорогам с твёрдым покрытием, а также преодоление хотя бы одного категорийного перевала или реки с наведением переправы. На категорию сложности маршрута влияет не только наличие протяженных препятствий, но и показатели интенсивности прохождения, автономности маршрута, а также сезонность.

Велокэмпинг

Байкпэкинг или велокэмпинг – велотур по бездорожью с минимальным количеством еды, одежды и снаряжения. Также с байкпэкингом и велокэмпингом связаны труднопреодолимые места, горные и велосипеды для бездорожья, которые обычно используются здесь чаще остальных.

Под велокэмпингом подразумевается выезд на природу на велосипеде и поиск удобного места для разбивки лагеря. Байкпэкинг большее значение придает самому процессу езды на велосипеде, велокэмпинг же – отдыху на природе. Байкпэкинг или велокэмпинг – мероприятие, которое в основном проходит на самообеспечиваемой основе.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий