Самодельная техника народных умельцев
Основными моделями, которые изготавливаются собственными руками стали вездеходы на пневматике, машины-амфибии, вездеходы на воздушной подушке своими руками и гусеничные мини трактора. Сегодня наиболее приемлемыми для самодельного творчества являются следующие конструкции вездеходов:
Вездеход с шинами низкого давления
В качестве примера можно использовать конструкцию изобретателя Громова. Машина имеет кузов на раме ломающегося типа, что повышает ее устойчивость и проходимость. Все четыре колеса являются ведущими, а широкопрофильные низкого давления шины делают вездеход устойчивым на болотистой или заснеженной местности. Изготовлен такой вездеход на базе двигателя от мотороллера.
Широкое применение получили самодельные вездеходы Каракаты, изготовленные на основе мотоциклов. Каракаты являются чемпионами по проходимости, так как их широкие шины обеспечивают обширную площадь контакта с поверхностью земли. Эта техника отлично передвигается по снегу, по льду, болотам и даже может плавать. Пневматика относится к экологически чистому виду наземного транспорта, так как не разрушает травянистый покров.
Вездеход-амфибия
Такие самоделки вездеходы своими руками могут передвигаться как по суше, так и по воде. Для изготовления вездехода-амфибии используют усовершенствованные моторные лодки или легковые автомобили с водонепроницаемым кузовом в комплекте с водяным двигателем. Отличный вездеход амфибию изготовил инженер Чумичев, который собрал технику из набора деталей от коляски мотоцикла СЗД, мотоцикла «ЯВА» и автомобиля «Москвич».
Скорость передвижения амфибии по суше составляет 60 кмч, а по воде или болоту до 7 кмч. Колеса вездехода изготавливаются из широкопрофильных камер 1120х450х380 мм. Амфибия на гусеничном ходу изготовлена умелыми руками Кремнева из Томской области. Ее вес составил всего 45 кг, так как имеет безрамную конструкцию и самодельные алюминиевые гусеницы. Управление машиной производится при помощи оборотных рычагов.
Вездеход на воздушной подушке
Вездеход на воздушной подушке своими руками создал умелец А.Липатков. Техника изготовлена на основе мотоцикла «Днепр». На двигатель установлен винт, который в рабочем режиме нагнетает воздух под днище, которое прикрыто манжетом-юбкой из морозоустойчивого кожзаменителя. Движение вперед обеспечивается этим же двигателем.
Конструкция движется со скоростью до 70 км в час паря над поверхностью. Ей не страшны ни заснеженные поля, ни болота, ни водная гладь озер. Вездеходы на воздушной подушке это наиболее выигрышный вариант самодельной конструкции, так как в этом случае не требуется сложные конструктивные расчеты, и изготовление ходовой части. Такая техника является наиболее приемлемой для северных и болотистых районов.
Вездеход на гусеницах
Вездеходы на гусеницах своими руками популярны среди охотников и рыболовов, которые большую часть своего свободного времени проводят в лесах и на берегах заболоченных водоемов. Примером такой самодельной техники может стать гусеничный вездеход Кузиванова, выполненный на основе жигулевского двигателя.
Корпус вездехода выполнен из сварной коробчатой конструкции длиной 3 метра, имеет небольшой вес. Площадь контакта с грунтом 1,4 кв.м. Там, где человек по болотистой местности шагает по колено в трясине, вездеход оставляет след глубиной всего 10 см. Скорость машины 45 км в час. Вездеходы на гусеничном ходу требуют тщательного расчета конструкции и ходовой части. Это наиболее трудоемкая модель из всего ряда самодельной техники.
АСИНХРОННЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ SIEMENS
ООО «ПРОМОБОРУДОВАНИЕ»SIEMENSSIEMENSDIN EN ISO 9001
Отличительные особенности электродвигателей:
- повышенный КПД;
- соответствие европейским (DIN/VDE) и международным нормам (IEC/EN);
- производство сертифицировано по стандарту DIN EN ISO 9001;
- качественная сталь (железо, медь и алюминий);
- улучшенные система охлаждения и подшипниковые узлы;
- простота эксплуатации и технического обслуживания;
- меньшие температурные нагрузки;
- долгий срок эксплуатации обмотки и подшипников вследствие меньших температурных нагрузок;
- пониженный шум при работе;
- повышенная перегрузочная способность вследствие улучшенного охлаждения;
- пригодны для работы с преобразователем частоты, стойкая изоляция DURIGNITIR2000;
- всевозможные варианты конструктивного исполнения.
Расшифровка обозначений электродвигателей SIEMEMS
Позиция | Расшифровка | Пример | ||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1.2.3. 4. | Тип электродвигателя | 1LA7 — трехфазный асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором. | ||||||||||||||||||||||||||||
5.6. | Габарит |
| ||||||||||||||||||||||||||||
7. | Габарит |
| ||||||||||||||||||||||||||||
8. | Количество полюсов |
| ||||||||||||||||||||||||||||
9. | Конструкция |
| ||||||||||||||||||||||||||||
10. | Конструкция |
| ||||||||||||||||||||||||||||
11. | Напряжение, схема подключения, частота. |
| ||||||||||||||||||||||||||||
12. | Монтажное исполнение |
| ||||||||||||||||||||||||||||
Z | Опции | Возможные встраиваемые опции смотрите ниже. |
Возможные серии электродвигателей SIEMENS
Серия | Внешний вид | Описание |
1LA7 | Электродвигатели Siemens типа 1LA7 -являются самыми популярными на российском и мировом рынках и подходят для решения большинства приводных задач. Производятся мощностью от 0,06 до 18,5 кВт, габаритами от 56 до 160.Технические характеристики | |
1LA9 | Электродвигатели Siemens типа 1LA9 -электродвигатели с повышенной мощностью, производятся мощностью от 0,14 до 24,5 кВт, габаритами с 56 по 160.Технические характеристики | |
1LG4 | Электродвигатели Siemens типа 1LG4 -производятся мощностью от 11 до 200 кВт, габаритами от 180 до 315. Предназначены для выполнения мощных приводных задач.Технические характеристики | |
1MG7 | Электродвигатели Siemens серии 1MG7 взрывозащищенной конструкции (EExdellC), производятся мощностью от 18,5 до 200 кВт, габаритами от 225 до 315.Технические характеристики | |
AOM | Электродвигатели Siemens серии АОМ противовзрывного исполнения (EExdIIC) производятся мощностью от 0,25 до 37 кВт, габаритами от 71 до 200. Предназначены для работы на взрывоопасных производствах, таких, как химические, нефтеперерабатывающие, где могут возникать смеси с воздухом горючих паров или пыли.Технические характеристики |
Возможные встравиваемые опции электродвигателей SIEMENSПрисоединительные размеры фланцев
Какой подогреватель двигателя лучше поставить
При выборе подходящего подогревателя необходимо ориентироваться на место, где эксплуатируется автомобиль.
При использовании транспортного средства в условиях города и наличии доступа к бытовой сети можно использовать недорогие модели с подключением к 220 В.
При частом выезде за пределы города, к примеру, при использовании транспорта вдали от городских условий, необходимо отдать предпочтение автономным моделям.
Это актуально для больших грузовиков и автобусов, которые перемещаются на дальние расстояния, а так же для удаленных северных регионов России.
При этом нужно правильно ориентироваться в производителях и тонкостях монтажа.
Общая схема маркировки электродвигателей
1. Обозначение серии:
АИР, А, 4А, 5А, АД, 7AVER — общепромышленные электродвигатели с привязкой мощностей по ГОСТ 51689-2000
АИС, 6А, IMM, RA, AIS — общепромышленные электродвигатели с привязкой мощностей по евростандарту DIN (CENELEC)
АИМ, АИМЛ, ВА, АВ, ВАО2, 1ВАО, 3В — взрывозащищенные электродвигатели
АИУ, ВРП, АВР, 3АВР, ВР — взрывозащищенные рудничные электродвигатели
А4, ДАЗО4, АОМ, ДАВ, АО4 — высоковольтные электродвигатели
2. Признак модификации:
М- модернизированный электродвигатель (например: АДМ63А2У3)
К- электродвигатель с фазным ротором (например: 5 АНК280А6)
Х- электродвигатель с алюминиевой станиной (например: 5АМХ180М2У3)
Е- однофазный электродвигатель 220В (например: АИРЕ80С2У3)
Н- электродвигатель защищенного исполнения с самовентиляцией (например: 5АН200М2У3)
Ф- электродвигатель защищенного исполнения с принудительным охлаждением
С- электродвигатель с повышенным скольжением (например: АИРС180М4У3)
В- встраиваемый электродвигатель (например: АДМВ63В2У3)
Р- электродвигатель с повышенным пусковым моментом (например: АИРР180S4У3)
П- электродвигатель для привода вентилятора в птицеводческих хозяйствах («птичник»)
3. Габарит (высота оси вращения вала над установочной поверхностью) мм.:
50, 56, 63, 71, 80, 90, 100, 112, 132, 160, 180, 200, 225, 250, 280, 315, 355, 400
4. Установочные размеры или длина сердечника:
А, В — вариант длины сердечника
S, M, L — вариант длины сердечника и установочных размеров по длине станины
X, XK, Y, YK — вариант длины сердечника статора высоковольтных двигателей
5. Число полюсов:
2 (3000 об/мин), 4 (1500 об/мин), 6 (1000 об/мин), 8 (750 об/мин), 10 (600 об/мин), 12 (500 об/мин)
4/2, 6/4, 8/6, 12/4, 12/6, 6/4/2, 8/6/4 и т.д. — многоскоростные электродвигатели
6. Признак конструктивной модификации:
Б — электродвигатель со встроенным датчиком температурной защиты обмотки
Б1 — электродвигатель с датчиком температурной защиты обмотки и подшипниковых узлов
Б2 — электродвигатель с датчиком температурной защиты обмотки и подогревателем
Е — электродвигатель со встроенным электромагнитным тормозом (например: АИР80А2ЕУ3)
Е2 — электродвигатель со встроенным тормозом и ручкой расторможения
П — электродвигатель с повышенной точностью по установочным размерам
Ж — электтродвигатель для привода моноблочных насосов (например: АИР80А2ЖУ2)
Н — малошумный электродвигатель (например: 5АН180S4/16НЛБУХЛ4)
Л — электродвигатель для привода лифтов (например: 5АН180S4/16НЛБУХЛ4)
С — электродвигатель для привода нефтяных станков-качалок (например: АИР180S4СНУ1)
Тр — электродвигатель для осевых вентиляторов в системах охлаждения трансформаторов
Р3 — электродвигатель для мотор-редукторов
7. Климатическое исполнение (ГОСТ 15150-69)
У — для макроклиматического района с умеренным климатом
УХЛ — для макроклиматических районов с умеренным и холодным климатом
ХЛ — для макроклиматического района с холодным климатом
Т — для макроклиматических районов как с сухим, так и с влажным тропическим климатом
М — для макроклиматического района района с умеренно-холодным морским климатом
О — для всех макроклиматических районов на суше, кроме очень холодного (общеклиматическое исполнение)
В — для всех макроклиматических районов на суше и на море, кроме очень холодного (всеклиматическое исполнение)
8. Категории размещения (ГОСТ 15150-69)
1- для эксплуатации на открытом воздухе
2- для эксплуатации под навесом, в палатках, кузовных прицепах
3- для эксплуатации в помещениях без регулируемых климатических условий
4- для эксплуатации в помещениях с искусственно регулируемыми климатическими условиями
5- для эксплуатации в помещениях с повышенной влажностью
Обзор моделей
Если к жилью подведены коммуникации, всегда можно обеспечить его теплом и горячей водой. Более 50% котлов, устанавливаемых отечественными потребителями – газовые. Среди них не последнее место занимает и продукция «СервисГаз».
КСГ-7АТ
Если вы ищете самый дешевый вариант, обратите внимание на энергонезависимый одноконтурный аппарат КСГ-7АТ. Его ориентировочная стоимость 10 600 рублей
Материал изготовления – сталь. Напольный вариант Простая и удобная эксплуатация. Экономно расходует топливо. Способен отопить 80 м кв. Технические характеристики:
- Предельная мощность — 7 кВт.
- Высокий КПД – 85%.
- Давление воды – 0,1 МПа.
Стабильная работа даже при самом низком давлении в газопроводе. Укомплектован газовым блоком. Имеется встроенный стабилизатор давления и тяги. Компактный теплообменник из стали. Материал горелки – жаропрочная нержавейка. Удобно обслуживать – можно легко снять облицовку. Подключение газа – с любой из двух сторон. Есть устройство, собирающее конденсат.
По мнению пользователей, модель отличается замечательными характеристиками. Если заменить жиклёры горелки, можно в качестве топлива использовать сжиженный газ.
КНГ 24
Ориентировочная цена 25 000 рублей. Двухконтурный. Настенный. Компактный аппарат со стильным дизайном. Реализованы последние технические достижения. Абсолютно бесшумная работа – можно устанавливать прямо в комнате, он ничем не помешает жильцам. Передняя панель имеет ЖК-экран для отображения текущих параметров. Котел может использоваться для отопления помещений, оборудованных водяной системой отопления, и для подогрева воды. Технические параметры:
- КПД – 90%
- Может отопить помещения общей площадью – 220 м кв.
- Предельные мощности обогрева – 4,6-24 кВт.
- Имеется автоподжиг.
- Расход газа — 2,6 м куб/ч.
Можно подключать теплый пол. Закрытый тип камеры сгорания. Способен функционировать на природном или сжиженном газе. Предусмотрено несколько ступеней автоматической защиты. Весит 36 кг.
КСГ-11
Назначение – теплоснабжение помещений разного назначения. Особенности конструкции:
- Удобный монтаж – подключить газ можно с любой стороны.
- Напольный.
- Дверцу можно переустанавливать на удобную пользователю сторону.
- Устройство сбора конденсата.
- Стальной теплообменник.
- Теплоизоляция – 30 мм.
- Тип горения – низко факельный.
- Бесшумная работа.
- Возможно применение блока управления EUROSIT 630 либо САБК-АТ.
Технические параметры:
- Теплопроизводительность 11 кВт.
- Площадь обогрева – 125 м кв.
- КПД – 90%.
- Расходование газа – 1,34 м куб/ч.
- Вес 48 кг.
КСТГ-16
Комбинированный одноконтурный котел с максимальной мощностью обогрева 16 кВт. Может работать на угле или на газе. Рассчитан на отопление 160 м кв. Напольная установка. Без автоподжига и модуляции пламени. КПД – 74%.
КСГ-10 АТ
Напольная установка. теплопроизводительность 10 кВт. Отапливает площадь до 100 кв. м. Расходует топлива — 1,11 м куб/ч. Цена – 11 000 рублей. Можно, заменив жиклёры горелки, топить сжиженным газом – 0,88 кг/ч. Потребители отмечают компактность устройства, его габариты- 25х47х75 см. Вес – 48 кг. Вместительность бака – 18 л.
КСГ-7 Е
Напольный. Одноконтурный. Отличается устойчивой работой при низком давлении в трубах газоснабжения. Ориентировочная цена – 11 900 рублей. КПД 85%. Потребителей привлекает компактность, экономичность и стильный дизайн. Отапливает до 80 кв. м. Весит 37 кг. Открытая камера сгорания. Без автоподжига. Модуляции пламени нет. Бюджетная версия с ограниченным набором функций.
Парапетные модификации
Их отличительная черта – отсутствие дымохода Дымоудаление производится через трубу, поставляемую в комплекте. Установка – настенная. В стенах делают заранее отверстие – в него вставляют патрубок дымохода. Монтировать нагреватель можно на стенку, выходящую на улицу. Выпускается две модификации парапетного типа:
- КСГЗ – с одним контуром;
- КСГЗВ – с двумя контурами.
Корпус теплоизолирован минватой, его легко снять – для доступа к частям нагревателя, нуждающимся в очистке. 89% КПД. Теплообменник имеет защиту от солей и накипи.
Обзор известных вездеходов мини
Ежегодно на рынке появляются новые модели небольших вездеходов от производственных автопредприятий и конструкторов-самоучек. Транспортные средства отличаются друг от друга по мощности, техническим характеристикам, функциональным возможностям и цене. Обзор моделей составляют по объединяющему их признаку.
Среди амфибий на шинах отмечают следующие марки:
- ЗИС-5;
- КИТ-ТМ-06;
- ЗИД Бархан;
- Шограш;
- ВЕПС.
Их стоимость составляет от 170 до 330 тыс. руб.
Гусеничный ряд мини-вездеходов представлен следующими моделями:
- Tinger Scout 420;
- Пелец Мини:
- РАШ;
- Мираж Т;
- Охотец и др.
Они стоят от 190 до 400 тыс. руб.
Модель Охотец
6-колесный гусеничный вездеход-амфибия Охотец имеет красивый внешний вид и высокие технические возможности. Агрегат способен поднимать вес до 300 кг. На нем устанавливают китайский двигатель Лифан мощностью до 18,5 л.с.
Все узлы и детали полностью аналогичны вазовским запчастям. Они легко заменимы, т.к. есть в продаже.
Стоимость составляет 220-339 тыс. руб. в зависимости от модификации и комплектации. Это легкий вездеход, он умещается в легковом прицепе или кузове Газели.
Пелец мини
Компактный гусеничный вездеход, это помогает ему передвигаться по густому лесу. В полную комплектацию входят следующие дополнения:
- каркас безопасности;
- тент;
- фаркоп и др.
Пелец мини легко преодолевает леса, высокие кручи, обрывистые берега, ямы и овраги. Может долго находиться в воде за счет герметичной конструкции кузова.
Каракат имеет бензиновый двигатель, центробежное сцепление и гидравлические дисковые тормоза, просторный салон для водителя, пассажиров и багажа.
Название | Показатель |
Двигатель | 15 л.с. |
Масса | 535 кг |
Максимальная скорость на суше | до 30 км/час |
Максимальная скорость на воде | до 3 км/час |
Цена | от 287 тыс. руб. |
Раш — довольно крупный в своей категории
Снегоболотоход Раш по габаритам один из самых больших среди линейки мини-вездеходов. Он не поместится в кузове Газели или в прицепе легкового автомобиля.
Кроме размеров отличается от классики особой подвеской. В ней резиновая гусеница установлена на пневмокатки большого диаметра.
Название | Показатель |
Двигатель | до 27 л.с. |
Масса | от 550 кг |
Максимальная скорость на суше | до 30 км/час |
Максимальная скорость на воде | до 5 км/час |
Цена | от 390 тыс. руб. |
Модель Бобр
Это самая выносливая модель мини-вездеходов. Работает в широкой температурной амплитуде. Бобр используют для работы в Арктике и на Крайнем Севере, не хуже справляется с задачами на склонах южных гор.
Конструкция создана на базе ГАЗа. Это комплект, включающий в себя микроавтобус и дизельный тягач. У него широкая колея и увеличенный дорожный просвет. За счет этого он может проходить любые препятствия.
Название | Показатель |
Двигатель | 125 л.с. |
Масса | 550 кг |
Максимальная скорость на суше | до 70 км/час |
Максимальная скорость на воде | до 5 км/час |
Цена | 200-500 тыс. руб. |
Создавая модель собственными руками, владелец получает в результате индивидуальный транспорт с нужными характеристиками и возможностями. В процессе конструирования он подробно изучает устройство вездехода, и это помогает в ремонте и эксплуатации транспортного средства.
За сколько месяцев 1 человек сможет собрать мини-вездеход?
Управление вездеходом на гусеничном ходу
Управление гусеничным вездеходом осуществляется двумя способами в зависимости от установленной ходовой части. Так, например, если для управления снегоболотоходом используются рычаги, то дифференциалы располагаются по бокам, а в полу может размещаться пневморычаг, который отвечает за натяжение гусениц. Управление таким агрегатом аналогично с вождением трактора. Если был такой опыт, то проблем возникнуть не должно. Нужно лишь привыкнуть.
Если в основу положена ходовая часть от ВАЗа, то сложностей с управлением еще меньше, т. к. оно часто оснащено механической коробкой и простым рулем. Водителю нужно лишь немного попрактиковаться, чтобы привыкнуть к габаритам и отзывчивости поворотных частей.
Схема подключения электродвигателей
Номинальные данные приводятся в соответствии с ГОСТ28173-89.
Электродвигатели АИР, расчитанные на напряжение 220/380В, должны подключаться при соединении обмоток в «звезду»на линейное напряжение 380В, а при соединении обмоток в «треугольник» на линейное напряжение 220В.
Аналогично, электродвигатели АИР, рассчитанные на напряжение 380/660В, должны подключаться при соединении обмоток в «звезду» на линейное напряжение 660В, а при соединении обмоток в «треугольник» на линейное напряжение 380В.
У электродвигателей, рассчитанных на напряжение 380В, обмотки по умолчанию соединены в «звезду» на линейное напряжение 380В.
Иное подключение обмоток приведет к выходу электродвигателя из строя и отказу завода-изготовителя от гарантийных обязательств по причине наличия «вины потребителя».
Китайские АИР
Если ранее двигатели АИР производили только участники «Интерэлектро», сегодня серию активно производит Китай. В связи с распространенностю маркировки китайские производители имеют возможность изготавливать большие объемы продукции по одним стандартам, что очень выгодно. Для выпуска данных двигателей достаточно соблюдения стандартов и предписаний по тех.характеристикам.
Однако китайские двигатели имеют ряд недостатков, которые заставляют относится к ним настороженно. Первейшие из них это, конечно, качество материалов и сборки. Отечественные двигатели, по общему мнению потребителей, значительно выигрывают в качестве. Убедиться в этом вы можете сами!
Узнать больше материалы
Каталог электродвигателей HELZ
Вездеходы со спальным местом
Чтобы исключить самостоятельное изготовление сложного корпуса, применяют фабричное изделие. Брутальность ВАЗ 2109 на гусеничном ходу дополнена его отличной проходимостью и комфортностью салона. Штатная трансформация спинок передних сидений позволяет создать 2 полноценных спальных места. В багажнике останется достаточно места для груза.
Чертежи и схемы
В интернете опубликованы материалы для сборки крупных вездеходов:
- «Мишутка»;
- «Сокол»;
- «Пелец».
Модель «Петрович» выпускают серийно. Но производитель не скрывает схему размещения компонентов. Изучение фабричной конструкторской документации упростит создание комплекта чертежей самоделки.
Изготовление в домашних условиях
Надо уточнить, какие приготовления нужны дополнительно. Кроме формулировки критериев, выполнения чертежей и создания списка деталей, понадобится соответствующее помещение. Выполнять рабочие операции на открытом воздухе без перерыва не позволят погодные условия.
Кроме приобретения сварочного аппарата, придется освоить создание качественных швов. Выполнение отдельных операций можно поручить опытным специалистам.
Как крепить гусеницы
Простейший вариант — шины с обрезанными бортами. Цельные изделия отличаются высокой прочностью, минимальной стоимостью. Однако для надежного закрепления лучше применить конструкцию из транспортерной ленты либо составную гусеницу из траков. Фиксация рабочего положения обеспечивается специальными ограничителями — клыками.
?
Общие сведения о двигателях АИР
Асинхронные электродвигатели серии АИ созданы специалистами стран, входящих в состав международной организации «Интерэлектро». Данная серия считается базовой, на основе которой были разработаны агрегаты в модифицированном и специализированном исполнении. Мощность таких двигателей составляет широкий диапазон, начиная от 25 Вт и заканчивая 400 кВт. Высота оси вращения также колеблется в пределах 45-355 мм.
Мощности и высоты осей вращения в агрегатах АИ исполнены в двух вариантах – Р и С. Отсюда и возникла аббревиатура АИР вместе с другой аббревиатурой АИС. Первый вариант использовался еще при Советском Союзе, а второй принят европейским электротехническим комитетом по стандартизации. Этими нормами руководствуются все зарубежные фирмы, поэтому на внутреннем российском рынке используются двигатели АИР, а на экспорт отправляются АИС. Каждый асинхронный электродвигатель АИР по своей мощности на одну ступень превышает мощность АИС при одинаковой высоте оси вращения.
- Базовое. Включает в себя символику, в которой определяется серия, мощность и частота вращения двигателя. Например, маркировка АИР200М6, соответствует серии АИ с увязкой по варианту Р, ось вращения расположена на высоте 200 мм, М – габариты (длина) корпуса по установочным размерам, 6 – количество полюсов.
- Основное. В этом случае базовое обозначение дополнительно включает электрическую и конструктивную модификацию, используемый вид защиты и охлаждения. Кроме того, учитывается специализированное исполнение, в том числе и в соответствии с условиями окружающей среды. Следовательно, маркировка АИРБС100М4НПТ2 будет расшифровываться следующим образом: АИР100М4 – базовое обозначение, Б – исполнение закрытого типа, охлаждение естественное без обдува, С – повышенное скольжение, Н – низкий уровень шума, П – установочные размеры повышенной точности, Т – использование в тропическом климате, 2 – категория размещения.
- Полное. Кроме основного обозначения содержит дополнительные конструктивные и электрические характеристики. В этом случае к основному обозначению добавляется величина напряжения 220/380В, частота сети – 60, исполнение по способу монтажа и концу вала – IM2181, выводное устройство и количество штуцеров – К3-Н-3, вид фланцевого щита – F-100.