Бескамерные шины для велосипеда

Сильные стороны бескамерных покрышек

Неуклонно растущая популярность автомобильных шин типа «Tubeless» обусловлена набором серьезных преимуществ по сравнению с традиционными камерными вариантами:

Преимущество
Комментарий
Надежность и безопасность при повреждении
Пробитая бескамерка какое-то время сохраняет давление, что важно для безопасности вождения. В этом случае повреждение колеса не приводит к потере управления

Кроме того, если прокол небольшой, то давление снижается очень медленно, и периодически подкачивая колесо, можно добраться до места назначения без ремонта.
Меньшая масса колеса
За счет отсутствия камеры и особой структуры материала покрышки, общий вес колеса уменьшен, что снижает нагрузку на ступицы колёс, подшипники и прочие элементы подвески. С учетом суммарной массы четырех колес улучшаются динамические характеристики машины, а топливо расходуется экономичней.
Меньшая подверженность нагреву
Бескамерные шины интенсивнее охлаждаются, потому что непосредственно соприкасаются с металлическим диском, который обладает большой теплопроводностью. Это особенно актуально при активном стиле вождения и в длительных поездках.
Увеличенный по сравнению с камерными шинами эксплуатационный ресурс
Лучшие эксплуатационные показатели достигаются за счет отсутствия трения между покрышкой и камерой, стабильным распределением и сохранением давления в колесе, а также меньшим нагревом.
Возможность срочного ремонта без снятия покрышки с диска (разбортирования)
В некоторых ситуациях требуется выполнить быстрый ремонт пробитого колеса, чтобы продолжить поездку. Небольшие проколы в бескамерных шинах можно устранить самостоятельно с помощью специальных наборов, в которые входят герметик, клей, эластичные пробки и жгуты.

Ведущие производители непрерывно совершенствуют конструкцию бескамерных шин и химический состав материалов для их изготовления, поэтому преимущества их применения становятся все существенней с каждой новой моделью.

Колеса стандарта BST

Технология BST (Bead Socket Technology) подтолкнула к новому этапу развития бескамерные колеса. Благодаря новому стандарту фирмы Stan’s, стало возможным устанавливать бескамерку практически на любой велосипедный обод. Как следствие, у колес BST появилось много преимуществ:

  • Легкий обод, весом от 290 грамм.
  • Низкая боковая стенка обода, позволяющая работать покрышке максимально эффективно.
  • Простота в обслуживании и ремонте, поскольку при комплектации применяются обычные, распространенные велосипедные спицы.

Производители велосипедов, учитывая перелом шины на высоких бортах, укладывают защитную ленту чефер. Но провалившаяся в обод покрышка всё равно плохо удерживается на колесе, а при боковых нагрузках может и вовсе подломиться в любой момент. В случае неиспользования камеры, сорванная покрышка мигом нарушит все планы на дальнейшую поездку.

Вследствие того, что стенка обода BST ниже на 2–4 мм, чем у обычного, отсутствует передавливание корда покрышки. Менее зажатая велосипедная шина увеличивается в своём объёме, принимая более совершенную округлую форму. На такой покрышке кататься можно более активно, так как она в разы меньше подвержена срыву при боковом скольжении. Заднее колесо меньше виляет по сторонам при отчаянном раскручивании педалей.

Колеса, изготовленные по стандарту BST, выбирают такие производители премиум велосипедов, как Cannondale, Orbea, NINER, IBIS, KONA. Технологии, повторяющие новый стандарт бескамерных колес, начали применять многие компании: American Classic, FRM, ENVE и другие.

Единственный недостаток колес BST в том, что обязательно нужно применять герметик, без которого невозможно герметизировать места контакта покрышки и обода.

Выбор бескамерных покрышек

Все бескамерные шины сбоку маркируются надписью «Tubeless», тогда как покрышки с камерами — «Tube Type». Первый признак, по которому необходимо выбирать покрышки, это их сезонный класс. Сегодня существуют:

  • Летние;
  • Зимние;
  • Всесезонные.

Различают их по составу, внутренней конструкции, но главным критерием является рисунок протектора.

Летняя резина

Летнюю резину необходимо использовать в тёплое время года и желательно на хороших дорогах. Узор протектора состоит из небольших (по сравнению с зимним вариантом) канавок, а также незначительных тонких разрезов (ламелей). Благодаря тому, что такой рисунок снижает сопротивление инерции автомобиля, существенно уменьшается расход топлива и шум, вызываемый движением. Также летняя резина наиболее износоустойчивая среди всех.

Зимняя резина

Зимняя резина отличается маркировкой «M+S» сбоку (иногда встречается маркировка с дополнительной «W»). Они созданы специально для использования в условиях пониженных температур. Благодаря специальному рисунку протектора (глубокие, массивные каналы, большое количество ламелей и тонких прорезей) такие покрышки обеспечивают лучшее сцепление с мокрым или скользким покрытием. Но существуют и некоторые неудобства — больше шума при езде, больший расход топлива, меньшая износоустойчивость.

Зимние бескамерные покрышки разделяются на несколько групп:

  • Шипованные;
  • Нешипованные;
  • Комбинированные.

Шипованные покрышки изначально продаются с монтированными шипами (производитель не рекомендует использовать такие шины без них). Основное их преимущество в небольшом тормозном пути и отличному сцеплению со скользкой дорогой. Но они обладают рядом недостатков, которые проявляются на обычном дорожном покрытии, а именно большой тормозной путь, высокий уровень шума. Также нужно учитывать то, что при экстренном торможении существует вероятность блокировки колёс.

В большинстве стран мира принят закон, который запрещает использование шипованной резины — она становится причиной значительного износа дорожного покрытия. Однако технологии позволили производителям найти решение — современные нешипованные зимние покрышки имеют лучшее сцепление с дорогой, чем шипованные.

Комбинированные покрышки подразумевают возможность использования резины как с шипами, так и без них. Шипы устанавливаются в сервисных центрах.

Всесезонная резина

Такие покрышки маркируются символами AS или AW (реже «Any Seasons» и «Any Weather»). Большинство современных водителей ошибочно полагают, что использование всесезонной резины является отличным компромиссом. На самом деле всё наоборот — они значительно уступают по показателям как летней, так и зимней резине. За небольшие преимущества приходиться расплачиваться усугублением недостатков — летом резина больше изнашивается и шумит, увеличивается расход, а зимой сцепление с дорожным покрытием ухудшается.

https://youtube.com/watch?v=ViHBVHPIwHA

Другие виды покрышек

Современные производители в своих разработках не стоят на месте. Крупнейшие компании предлагают свои разработки (точнейшие расчёты, компьютерная прорисовка, современный рисунок протектора) в качестве инструмента, позволяющего уйти от разделения на сезоны. Сегодня существует возможность расширять возможности покрышки без потери показателей. Например, существуют покрышки, которые выделяются высокой износоустойчивостью и меньшим расходом топлива летом, а также повышенным сцеплением с мокрым и скользким дорожным покрытием и низким уровнем шума зимой.

Также следует выделить ещё один класс покрышек, разработанный одной из компаний — дождевые. Их отличие — особый рисунок протектора. Посередине проходит широкий канал, который как бы разделяет колесо пополам вдоль. Каждая половина содержит поперечные разрезы, через которые вода моментально вытесняется из-под колеса. Это позволяет избежать возможности скольжения по воде на дороге при быстрой езде.

Дождевая резина пока ещё не выделяется в отдельный класс шин, но при её упоминании обычно имеют в виду именно летние покрышки. Некоторые производители наносят на такие изделия маркировку «Aqua» или «Rain».

Как видите, чтобы выбрать бескамерные шины для автомобиля, необходимо обладать некоторыми знаниями маркировки и особенностей конструкции резины. Если вы уже сталкивались с подобным выбором, поделитесь комментариями под этой статьёй.

Соответствие ширины обода и покрышки

Важный фактор — обод должен подходить покрышке по ширине. Вот какие варианты возможны, если размеры не соответствуют друг другу:

Узко: грушевидный профиль, ухудшается руление, растет сопротивление качению, покрышка ощущается валкой (плавает)

Правильное пятно контакта, кубики протектора находятся на своих местах. Минимальное сопростивлени качению с максимальным сцеплением.

Широко: ухудшается поглощение вибрации, боковые шипы цепляют дорогу при прямолинейном движении, плохое руление

Таблица соответствия размеров ободов и шин велосипеда:

Ширина обода:Ширина покрышки:
23мм2.0-2.25
25мм2.25-2.35
25-27мм2.35-2.50
30мм2.60
35мм2.80-3.0

Обратите внимание, что в современных колесах применяются широкие обода. Когда я только начинал катать КК, десять лет назад, мы ездили на 17мм ободах и 2.10 шинах

За эти годы опытным путем выкристализовались правильные размеры. Сегодня просто нет смысла покупать обода или вилсеты более узкие, чем 24-25мм и покрышки менее 2.25, если вы собираетесь катать по трейлам.

Прочие особенности бескамерных шин

Автомобильные бескамерные покрышки обладают многими полезными свойствами, в отличие от устаревших камерных аналогов, что значительно увеличивает их популярность среди автолюбителей. Так, среди прочих особенностей изделий можно выделить:

Как узнать камерная или бескамерная резина – какие основные признаки выдают отсутствие второго слоя? Для того чтобы отличить камерную резину от бескамерных шин автомобиля, достаточно лишь взглянуть на маркировку этих шин и увидеть, что при наличии дополнительного резинового изделия внутри покрышки на профиле шины стоит маркировка Tube Type или TT, а бескамерная резина обозначается как Tube Less либо просто буквой Т.

Также всегда можно увидеть данное отличие на ниппеле, то есть у покрышек без камеры сосок гораздо короче и намертво прикреплён к диску. На камерном изделии он свободно двигается, так как просто продет в отверстие и значительно длиннее.

  • Если бескамерная резина прохудилась, либо водитель проколол её во время езды, колесо сдулось до обода, что вызвало истирание и ослабление внутренней поверхности резины, либо порез оказался настолько серьёзным, что простым жгутом его не отремонтировать, автолюбитель всегда имеет запасной вариант. Так, он может заехать на ближайший шиномонтаж и поставить под покрышку камеру, выпустив её ниппель через срезанный оригинальный элемент для подкачки.
  • Бескамерная резина, в зависимости от размерности дисков, может быть установлена не строго в параметр, а на одно и то же колесо может подойти сразу целый ряд геометрических характеристик. В то же время камерная шина сильно ограничена как по радиальности, так и по ширине или профилю, что сужает возможность выбора для автолюбителей.

Снятие бескамерной шины на шиномонтаже
Важно!
Для того чтобы выбрать бескамерную резину, водителю достаточно лишь знать условия эксплуатации автомобиля, сезон, при котором он хочет ездить на данных шинах, и допустимый производителем дисков размерный ряд, устанавливаемый на данные колёса без камеры. Имея в наличии данные параметры, выбор резины будет дальше зависеть лишь от бренда и его ценовой политики.

Стандарты бескамерных колес

Существует несколько вариантов бескамерных колес, наиболее распространенных в массах.

UST

UST (Universal System Tubeless) – это стандарт среди колес и выступает родоначальником уже действующих. Mavic – компания из Франции, которая впервые вместе с изготовителями аксессуаров для велосипеда реализовала идею бескамерных колес. Идея заключается в создании специальных бескамерных шин для особого обода, без использования герметика. В 1999 году технология была на своем пике, но со временем появились и другие, лучшие варианты.

Используя такие обода и покрышки, велосипед добавлял себе массы, но если владелец имеет большой вес, то такой случай идеальный вариант. Так как крепкая и надежная конструкция выдержит повышенную нагрузку. Дополнительным недостатком является немалая цена, если обод популярной марки. И при необходимости отсутствует возможность установки стандартных спиц.

BST

BST (Bead Socket Technology) стандарт. Метод известной фирмы Stan’s NoTubes дал возможность ставить бескамерные покрышки на обода колёс с BST технологией. Вследствие чего шины приобрели популярность у профессиональных владельцев велобайков. Использование данного варианта незначительно увеличивает вес колеса велосипеда. Позволяет легко проводить демонтаж и устанавливать при замене стандартные спицы. Данная технология наиболее распространена среди современных райдеров.

Отдельно стоит рассмотреть наличие низких боковых стенок (высота ниже на пару миллиметров). Изменение в конструкции позволило покрышке плотно садиться на обод велосипеда, что было невозможно на обычных ободах. Отчего не плотно сидящая шина проскакивала вглубь, колесо постепенно начинало вилять при крутом спуске, покрышка не выдерживая нагрузки и срывалась с обода.

Одним минусом в элементах стандарта BST является то, что для полноценной рабочей схемы необходимо использовать герметик. И обновлять его нужно в среднем раз в сезон, так как он имеет свойство высыхать со временем.

Getto-Tubeless

Getto-Tubeless вариант, это по сути не стандарт, это категория “умелых ручек”. Суть в том, что экономные и находчивые райдеры собственноручно переделывают обычное камерное колесо в бескамерку. Для этого они разрезают камеру вдоль, по всей окружности. Выворачивают ее наизнанку и натягивают на внутреннюю часть обода, тщательно разравнивая и укладывая. Таким способом камера служит “герметиком” для обода, изолируя ниппельные отверстия от будущей вакуумной камеры. А дальше все как в остальных системах – герметик, Presta ниппель, резина, насосос с возможностью создания пневмоудара.

Конструкция бескамерных шин

Бескамерные шины имеют специальную подковообразную форму поперечного профиля и многослойную конструкцию из протектора, каркаса и внутреннего герметизирующего покрытия.

Наружным слоем покрышки является протектор – рабочая часть шины, обеспечивающая эксплуатационные характеристики резины: сезонность, проходимость, сцепление с дорожным полотном.

Каркас покрышки представляет собой многослойную конструкцию из резины и корда. Корд изготавливают из полимерных волокон или металлических нитей, которые придают шине прочность, жесткость и долговечность. Между жестким каркасом и более мягким протектором находится разделительный элемент – «брекер», также состоящий из сочетания кордовых нитей и резиновых прослоек. Его наличие обеспечивает необходимую упругость покрышки.

Внутренняя поверхность бескамерной шины покрыта слоем вязкой воздухонепроницаемой резины, изготовленной из натурального каучука со специальными искусственными добавками. Его толщина составляет около двух миллиметров. Именно этот слой выполняет функцию камеры – он обеспечивает поддержание рабочего давления воздуха и общую герметичность колеса.

Чем лучше бескамерная шина прилегает к диску, тем надежней и герметичней будет колесо в сборе. Поэтому по всей окружности бортов у бескамерных шин имеется плавное утолщение, внутри которого расположено кольцо из металлической проволоки или полимеров. Такая форма боковины увеличивает площадь контакта покрышки с ободом колесного диска.

Преимущества бескамерок

  • Поставить «змеиный укус» на бескамерном колесе невозможно. Если камеры нет, то она не попадет между ободом и шиной при ударе о кочку. Иначе бы металлический обод легко прорезал зажатую резину в двух местах, оставив след, как будто от укуса змеи.

Пробить колесо очень сложно. Резина с кордом плотного плетения хорошо сопротивляется проколам от камней, стекол и даже гвоздей.
Можно доехать до пункта назначения с проколом. А если и случится прокол шины, то высока вероятность, что специальный герметик закроет дыру без вашего вмешательства. Из места пореза воздух уходит настолько медленно, что вполне хватит времени добраться до места, где можно отремонтировать покрышку.
Возможность ездить на спущенном колесе. Бескамерка имеет корд достаточной жесткости, чтобы даже при давлении в 0,5 атмосферы поддерживать хороший накат. Тогда как ехать на обычной велопокрышке с проколотой камерой весьма тяжело, так как мягкая резина забирает почти всю полезную для качения колес энергию.
Легко отремонтировать проколы. Чтобы всунуть шнур из сырой резины в дыру, не нужно снимать колесо с велосипеда, как в случае с наложением латки.
Можно забыть о прокручивании камеры. Как следствие, никогда не случится ситуация со срезанием ниппеля.
Делают колеса велосипеда более легкими. Сама по себе бескамерка тяжелее обычной покрышки, но из-за отсутствия камеры и применения самых современных легких ободов получается неплохой выигрыш в весе.

Если кто-то ещё сомневается в преимуществе бескамерных колес, то это нормально, ведь любые нововведения всегда вызывали много споров и разногласий. Было время, когда люди противились любым шинам, а теперь 99% транспорта в мире ездят на резиновых колесах.

Герметики для бескамерных колес

Жидкий герметик заливается внутрь велопокрышки, его нужно в среднем 100 грамм на колесо.

1. Герметик с полимерным волокном

В жидкости, имеющей свойства антифриза, взвешены мельчайшие частицы полимерного волокна. Принцип действия герметика банален и прост: в месте прокола шины начинает с большой скорость выходить воздух, захватывая с собой жидкость со взвешенными частицами, постепенно полимерные волокна забивают поврежденное место.

На деле же всё происходит не так красиво: герметик хорошо ремонтирует дыры от гвоздей, а микропоры он закрыть абсолютно не в состоянии, потому что волокна полимера в сотни раз больше размера самих пор. Однако жидкость через имеющиеся в резине микротрещины постоянно сочится, собираясь капельками на её поверхности. В результате на покрышку налипает много пыли, и она имеет ужасный грязный вид. Большие дыры ремонтирует тоже не так, как хотелось бы — из дыры должно выйти много воздуха, прежде чем она забьётся герметиком, а давление в колесе при этом падает до предела.

Плюсы герметика с полимерным волокном в относительной долговечности и дешевизне.

2. Герметик на основе латекса

В жидкости находятся микроскопические частицы каучука в изолирующей белковой оболочке. Эти частицы настолько малы, что поднимаются во взвешенное состояние посредством Броуновского движения.

О принципе работы такого герметика можно рассказать много. Каучук — это материал, родственный резиновой шине, поэтому при соприкосновении они охотно соединяются друг с другом. Это значит, что герметику на его основе потребуется немного времени, чтобы затянуть дыру.

В месте прокола со стремительным потоком воздуха выдавливаются частицы герметика, их белковая оболочка не выдерживает механического перенапряжения в свище и разрывается. Освобожденные молекулы каучука мигом вступают во взаимодействие со свежоразорванной резиной, образуя при этом надежную, неотличимую от остальной поверхности покрышки пробку. Это происходит, благодаря процессу холодной вулканизации сырой резины, которой является каучук.

Атомарные частицы каучука легко проникают в мельчайшие, не видимые глазом поры в резине. При эксплуатации каучук постепенно покрывает внутреннюю поверхность дополнительным тонким слоем резины, который неплохо продлевает жизнь велосипедной покрышки.

3. Герметик силиконовый

В жидкости растворены кремнийорганические соединения. В настоящее время такой состав практически полностью вытеснен с рынка более совершенными герметизаторами на основе латекса. Так как ещё раньше он не получил широкого распространения из-за неудовлетворительной работы.

При использовании бескамерных колес периодической обязанностью становится замена герметика. Срок службы любого герметика ограничен, и это нормально. На время жизни герметика влияет температура и интенсивность его перемешивания. Жаркую летнюю погоду герметизирующий состав хуже переносит, чем холодную. Заправленные бескамерные колеса нужно использовать, а не хранить в гараже. Герметику нельзя давать застаиваться в покрышке.

Как распознать бескамерные шины

В жизни автомобилистов частенько возникают ситуации, когда требуется наличие навыков и умений касательно того, как определить и распознать, что на осях автомобиля установлены именно бескамерные шины.

Наиболее ярким примером считается покупка транспортного средства. Если при приобретении нового авто в салоне зачастую указываются все характеристики и комплектация, то на вторичном рынке ситуации случаются разные.

Когда по каким-то причинам покупатель забыл уточнить тип покрышек или не стал придавать этому большого значения, в последующем в рамках дальнейшей эксплуатации знать тип изделия необходимо. Это нужно для правильного обслуживания и ремонта при возникновении такой потребности.

Самым лёгким способом определить, что у автомобиля установлены именно бескамерные шины, является изучение стоимости. Цены на конкретную модель можно легко узнать, не выходя из дома. Стоимость бескамерных шин всегда существенно превышает стандартные камерные аналоги.

При этом мало кто будет разрезать покрышку, чтобы понять, какая она внутри

Если вы являетесь обычным автомобилистом, которому важно получить ответ на вопрос, тогда отталкивайтесь от следующих признаков

  1. Надписи TL или Tubeless. Очевидный признак того, что перед вами бескамерная покрышка. Камерные аналоги маркируются TT или Tube Type. Хотя нельзя исключать ситуации, когда маркировка отсутствует или стёрлась. Это плохой признак, указывающий на сильный износ.
  2. Размеры ниппеля. Бескамерные шины имеют маленькие ниппели, которые плотно сидят на колесе и имеют небольшой бортик у своего основания. Камерные аналоги оснащаются длинными, подвижными и гладкими ниппелями.
  3. Вентили бескамерных шин невозможно вдавить внутрь колеса. Даже если стравить воздух, всё равно попытки окажутся безуспешными. А вот у камерных изделий ниппель удаётся порой практически целиком вдавить внутрь.
  4. Самым последним и сложным способом определения считается разбортовка. Но прибегать к ней следует в крайних случаях.

Чаще всего помогает определение путём считывания маркировки.

Отыскать разницу между изделиями и определить, какой именно тип покрышки установлен на автомобиле, на практике оказывается довольно просто.

Учитывая широкий перечень сильных качеств, даже наличие некоторых недостатков не останавливает грамотных автомобилистов на пути к приобретению комплекта бескамерных шин. Они объективно лучше камерных аналогов. Это подтверждают многочисленные опыты, тесты и банальная статистика.

Но всё равно остаются автолюбители, которые скептически относятся к бескамерным шинам, считая их слишком сложными в ремонте и установке. Никто не отрицает факт наличия минусов. Но если сопоставить камерные и бескамерные изделия, определить победителя не составит большого труда. Хотя окончательный выбор должен делать непосредственно сам автомобилист. Это его законное право ездить на той резине, которую он считает лучшей.

Преимущества

Главным преимуществом бескамерных шин считается их возможность удерживать нормальный уровень давления внутри даже в случае неожиданного крупного прокола. Другими словами, даже если вы пробьете колесо в пути, вы сможете легко проехать еще несколько десятков километров, прежде чем замена колеса станет обязательной. Это не только удобно, но и безопасно: давление в колесе не падает мгновенно, а значит, вы не теряете контроль над своим автомобилем. Воздух из такой шины выходит только в месте прокола, и только тогда, когда на него наезжают.

Следующий плюс – это вес шин: бескамерные гораздо легче, что, в свою очередь, существенно снижает нагрузку на подвеску вашего авто.

Даже если вы путешествуете на большие расстояния и предпочитаете быструю езду, бескамерка гораздо меньше нагревается. Кроме того, особенности конструкции таких покрышек сводят к минимуму вероятность возможной стремительной разгерметизации.

Со срочным ремонтом такой резины сможет справиться даже женщина с минимальным представлением о процессе при помощи специального спрея или пасты, тогда как традиционные камерные покрышки требуют умения и наличия множества инструментов. Срок эксплуатации бескамерной резины на 10–12% превышает аналогичный срок для камерных покрышек.

Детальная расшифровка указанной на покрышке маркировки

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий