Особенности велосипеда с фиксированной передачей

Особенности управления

Стоит учитывать особенности управления таким видом велосипеда и понять подойдет ли такой транспорт именно для вашего случая. Перед покупкой стоит внимательно изучить описание механизма и техники езды.

Главной чертой фиксов является именно способ торможения. Помимо этого такие велосипеды обладают небольшим весом, что позволяет им быстро набирать скорость и быть маневренными на поворотах.

Благодаря такой специфике фиксы первоначально использовались для спортивных состязаний, таких как:

  • велобол;
  • велосипедное поло;
  • фигурное катание на велосипеде;
  • игра «аллейкэт».

Но простота в уходе, долговечность и скорость езды сделала фиксы популярными не только среди спортсменов. Их стали приобретать курьеры для работы, а позже фиксы приобрели спрос и для обычных велопрогулок.

Несмотря на очевидные преимущества, перед покупкой стоит оценить и сложности, которые могут возникнуть в процессе управления велосипедом.

Москва как велогород

Смотря все эти видео с лихими курьерами Нью-Йорка, непременно хочется гонять также. Но без хорошей подготовки не стоит и пытаться перенять манеру их езды. Кроме того, Москва еще только в самом начале пути  к тому чтобы стать крутым велогородом.

Технических различий с Нью-Йорком и правда достаточно. Это и расстояния, и рельеф — Москва огромна и полна горок и спусков даже в пределах ТТК.

Важный момент — отношение водителей и пешеходов. На нью-йоркских видео может показаться, что трафик в городе более медленный, водители и пешеходы вроде как более понимающие. Но как и в любом большом городе, случается всякое — и лихачи, и дебилы, и дебилы на велосипедах, одним из которых можешь стать ты, если будешь строить из себя экстремала и гнать на красный при любом удобном и неудобном случае.

В Москве и водители, и пешеходы гораздо менее привычны к велосипедисту. И все же, с машинами за несколько лет катания по московской обочине — и полгода на фиксе — у меня проблем не возникало. Чего не скажешь о пешеходах. По непонятным причинам некоторые из них не всегда рассматривают велосипедиста как угрозу, поэтому считают совершенно нормальным переходить дорогу в любом месте, не видя тебя в упор — а ты едешь, и за неимением впереди светофоров и переходов тормозить не планируешь. В итоге ты сам любой ценой пытаешься уйти от столкновения, но надо сказать, что так делают далеко не все — и упрекнуть их не за что. Пользуйтесь переходами!

История с велодорожками в Москве достойна отдельного текста. Но если коротко, то в таких количества и с таким темпом их строительства они едва ли влияют на общую картину. Не говоря о том, что пока не все водители и пешеходы понимают, для кого выделены эти куски дороги — и это долгий процесс.

Ну и конечно, погода! Во время написания этого текста мне попался замечательный док про московского велокурьера на фиксе. Герой фильма развозит кофе и кексы по Москве, и на его примере можно понять, насколько это непростая работа — не только из-за расстояний, пешеходов или водителей, но и из-за погодных условий.

Но кроме этой ниши, которую представляет герой фильма, есть еще и другие велокурьеры. Зачастую это доставка еды гастарбайтерами на дешевых и тяжеленных «Стелсах». Но эти парни делают весомый вклад в представление жителей города о велосипеде и том, как его использовать. Помимо того, что это уже довольно массовое явление — таких курьеров в Москве сотни — они гоняют еще и зимой. Надо признать, что в любой сезон это еще и вынужденная мера: судя по печальным репортажам из твиттера, осилить заказы «Яндекс.еды», «Деливери клаба» и кого угодно еще на своих двоих очень непросто.

Еще несколько лет назад я не мог даже близко представить ничего такого. В сезон куча народу разъезжает по городу на велосипеде, велопрокаты востребованы и нередко пустуют. Если велосипед становится таким распространенным средством передвижения по городу — значит, есть место и для более нишевых историй. Не то чтобы я утверждаю, что рано или поздно доставщики еды откроют для себя фиксы — пока это звучит сюрреалистично. Но ведь и Krussia первый год в Нью-Йорке развозил грузы на самых обычных велосипедах, не подозревая о том что рядом с ним есть даже не субкультура, а просто более эффективное средство передвижения на короткие дистанции, хоть и требующее кое-какой подготовки. Вдруг и у нас фиксу найдется более утилитарное применение?

Как это работает

Велосипед с фиксированной передачей лишён свободного хода. За счёт работы простого механизма (втулки и барабана) традиционные по конструкции байки не прекращают двигаться даже тогда, когда ездок перестаёт крутить педали. У фиксов же нет барабана, а на втулку с резьбой установлена звёздочка, передающая усилие на педальный механизм.

Именно поэтому райдер, оседлавший фикс, обязан вращать педали без остановки, причём делать это можно как вперёд, так и назад. Чтобы остановиться, нужно переменить направление их вращения. В случае экстренного торможения велосипед идёт юзом, так как сопротивление ног блокирует заднее колесо. Так выглядят классические «глухари», но более современные модели фиксов всё же оснащены дополнительным ручным тормозом.

Чтобы упростить себе жизнь, владельцы подобных велосипедов нередко пользуются системой Toe Clips, помогающей удерживать ноги на педалях. Туклипсы препятствуют соскальзыванию стопы и помогают контролировать процесс управления.

Планетарная втулка на складных велосипедах

Многие жители крупных городов стараются облегчить свою участь преодоления дороги до работы и в другие места. Именно поэтому все чаще спросом у городских жителей пользуются складные велосипеды – практично и удобно. Но приобретая подобный тип двухколесного транспортного средства, специалисты рекомендуют отдавать предпочтение именно тем, у кого имеется планетарная втулка.

Почему лучше покупать складной велосипед с планетарной втулкой:

переключить передачи можно даже в условиях полной остановки велосипеда – это важно в условиях городских пробок и светофоров;
если требуется подняться на горку, не понадобится одновременно вращать педали и переключать скорость – можно остановиться буквально на долю минуты и установить необходимый скоростной режим;
планетарная втулка находится в герметичном корпусе, он надежно защищает механизм от грязи, пыли, снега, воды – даже при езде в городских условиях не требуется регулярно обслуживать рассматриваемую деталь двухколесного транспортного средства;
трансмиссия планетарной втулки обладает просто невероятным сроком службы – она не подвержена механическим поломкам;
такой вариант, как «слетание» цепи во время движения и необходимость ее установки на место (а это грязь и неудобства) просто исключена при использовании складного велосипеда с планетарной втулкой.

Виды многоскоростных планетарных втулок

Самыми распространенными являются 3-скоростные, 7-скоростные и 8-скоростные планетарные втулки, которые имеют хороший спрос и завоевали авторитет на велорынке.

В свое время выпустили 12-скоростную втулку, но, к сожалению, за счет своего большого веса и плохого качества ее сняли с производства.

14-скоростная планетарная втулка из Германии Rohloff Speedhub считается лучшей в своем диапазоне. Может составить конкуренцию системам с 24 и 27 скоростями. Более легка в управлении.

11-скоростная втулка Shimano Alfine 700 сделала более доступными велосипеды с планетарными системами переключения передач. Масляная ванна трансмиссии обеспечивает большую механическую эффективность.

Туклипсы

Ещё одним существенным недостатком, который, к счастью, тоже можно исправить, являются туклипсы. Почему недостаток? Все дело в том, что, как нам уже известно, многие вещи в фиксе остались со времён его трекового прошлого, в том числе и туклипсы. Вот только на треке совершенно нет внезапных препятствий, а в городе — полно, поэтому застрявшая в них нога запросто может стать причиной аварии.

Куда более рациональным решением будет замена туклипсов на контактные педали.

Из всего вышесказанного Вы можете сделать вывод, что fixed gear велосипед — это совсем бесполезная для поездок по городу вещь, но это не совсем так, ведь в таком случае он бы не стал столь популярным. На самом деле такой велосипед будет очень удобным в городах, где нет сильных перепадов высот, и очень плотный трафик со множеством пробок.

Опыт велокурьера в Нью-Йорке

Алекс Кальнев родился в Челябинске, но уже почти 17 лет живет в Нью-Йорке. Кому-то он может быть известен под псевдонимом Krussia; еще шесть лет назад Vice в своей публикации назвал его «лучшим русским рэпером Нью-Йорка». Алекс до сих пор пишется и выступает в Нью-Йорке, но у меня был другой интерес — кроме музыки он работал велокурьером, и участвовал в местных аллейкэтах. Поэтому слово ему самому.

Далее в одном из веломагазинов города Алекс увидел флаер Monstertrack и решил принять участие. Так он стал участвовать в гонке раз в год. На тот момент он не знал никого из тусовки курьеров. Несколько лет спустя на очередном MT Krussia финишировал в первой десятке, и его позвали на другую гонку.

На последнем Monstertrack Krussia был близок к победе — но по итогам ему пришлось практически самому себя дисквалифицировать. Подробности этой истории в его изложении можно прочесть здесь.

По словам Алекса, изначально он не горел желанием стать частью тусовки, но со временем это произошло само собой.

Не менее вдохновенно рассказывает он сейчас и о выборе, который сделал в свое время.

Самое крутое в этих словах то, что после полугода на фиксированной передаче я, пожалуй, подпишусь под каждым из них.

Фиксированная передача: а чем же она хороша?

Если разобраться, у данной модели велосипедов не так уж мало достоинств, как может показаться. Назовём лишь некоторые из них:

  • Высокий КПД. За счёт отсутствия узлов коэффициент полезного действия фикседов максимален.
  • Контроль торможения. Фикс байк можно без напряжения остановить в любой момент. Элементарная система торможения делает его полностью подконтрольным ездоку.
  • Маневренность. Даже на неровной дороге, на льду или выбоинах, фиксы чувствуют себя прекрасно. Ими легко управлять, своевременно объезжая препятствия.
  • Универсальность. Подобные велосипеды можно использовать для езды по городу, развлечений, спортивных игр и велогонок.
  • Задний ход. Не на всяком велосипеде можно ехать задом наперёд. Фикс готов развязать руки (или ноги!) трюкачам. Есть даже специальные велоигры, в которых активно задействованы велосипеды без свободного хода.
  • Функции велотренажёра. Фиксы полезно использовать для накачивания мышц ног. При вращении педалей на нём расходуется в два раза больше энергии, чем при катании на обычных велосипедах. Можно осваивать технику плавного педалирования, учиться быстрой смене темпа.
  • Простота конструкции и лёгкость. В таких велосипедах не найти ни одной лишней детали. За счёт этого конструкция удобна для переноски и к тому же как добыча малопривлекательна для велосипедных воров.
  • Минимальный уход. Перед тем, как отправиться на прогулку, достаточно убедиться, что исправна велосипедная цепь. Не требуется постоянное подкручивание и настройка.

Нередко к преимуществам фиксов относят их дешевизну. Это вопрос спорный, так как даже при небольшом количестве деталей современные производители находят здесь своеобразное поле роста: изготавливают рамы из дорогостоящих материалов, предлагают дорогую велосипедную оснастку. Сегодня фикс велосипеды используют как элемент стиля, а приличные по качеству и дизайну модели стоят не меньше 20000 рублей.

Прежде чем приобрести фиксед, нужно честно взвесить свои силы. Позволяет ли ваша спортивная форма сразу пересесть на «живой тренажёр»? Готовы ли вы привыкнуть к новому стилю катания, ведь ясно, что о прогулках в расслабленном темпе придётся забыть? Если нет, не стоит покупать подобную игрушку только для того, чтобы следовать моде. А вот для тех, кто хочет по-настоящему ускориться и поработать над собой, такой велосипед – как раз то, что нужно!

Подобрать и приобрести себе велосипед с фиксированной передачей вы можете у наших партнеров в магазине myfixedgear.ru. А указав промокод «velofans» в комментарии к заказу на сайте, в момент оплаты вы получите приятную скидку в 10% на аксессуары или 5% на велосипед.

Цены и бренды Фиксов

В последние несколько лет популярность таких байков среди представителей различных субкультур привела к активизации их производства. Каждый модник считает своим долгом перемещаться по городу на фикси. Поэтому их дизайн стал ярче, красочней и оригинальней. Отличить его от прочих сможет практически каждый. Среди производителей существует много компаний, выпускающих велосипеды этого класса. Особой популярностью пользуется средний ценовой диапазон 300-400$, но можно найти предложения и за 250$, и 2500$.

Среди наиболее распространенных и популярных в нашей стране фиксов выделяются модели марки Fuji Bikes. Расположенные в ценовом диапазоне от 250-400$, они отличаются высоким качеством, небольшим весом и изящным дизайном. Как правило, задние колеса имеют флип-флоп втулку (с одной стороны фиксированную звездочку, а с другой – фривил), которая позволяет превращать Fixed Gear в синглспид с возможностью не крутить постоянно педали. Аскетичность данного предложения нарушает только наличие тормозов, но без них по городу будет ездить опасно.

Оригинальные цветовые решения отличают марку Create, которая выбрала для своих изделий яркую окраску. Простота конструкции, а также ее высокая надежность делает эти байки неплохим выбором. Также есть возможность сделать синглспид. Стоимость находится в пределах 250-300$

Linus Bikes выпускает сразу 3 разновидности фикси: с оригинальной геометрией, классические женские модели и вариации на тему коммутер-байков Франции 60-х годов. Их цена колеблется от 250$ до 400$.

Среди моделей фикси премиум-класса внимания заслуживают следующие производители

  • Yamaguchi bicycles
  • Republic Bikes
  • Bianchi
  • Affinity
  • Tokyobike
  • Cannondale
  • Geekhouse bikes

Их творения стоят от 500$ и гораздо выше, но взамен вы получите наиболее легкую, яркую, а также стильную продукцию с неповторимым дизайном и высочайшей надежностью.

История возникновения

История появления столь странного средства передвижения весьма туманна. Определённо можно сказать, что он произошёл от трекового велосипеда и практически идентичен ему. Геометрия рамы, отсутствие свободного хода и тормозов — все это наработки трековых гонок. Собственно такие особенности объясняются желанием максимально сократить вес велосипеда, а относительная безопасность гонок на велотреке (отсутствие автомобилей, ветра и ровное покрытие) позволяет это сделать.

А вот кто придумал ездить на трековом велосипеде по городу, доподлинно неизвестно. По одной из версий, своей популярностью фикс велосипед обязан велокурьерам из города Нью-Йорк. Простота конструкции и непритязательный внешний вид позволяют не волноваться, что велосипед украдут или что он будет часто ломаться.

Также стоит отметить, что в США скорость движения в городах ниже чем в СНГ и составляет 40-50 км/ч против 60 км/ч. Казалось бы, разница не столь значительна, но при столкновении велосипедиста и автомобиля она играет важную роль. Так при 40 км/час велосипедист отделается легкими ушибами и ссадинами, а при 60км/ч, скорее всего, получит более тяжёлые травмы.

Некоторые особенности выбора планетарной втулки

Во-первых, стоит помнить, что рассматриваемый механизм можно установить даже на самый обычный велосипед – это позволит модифицировать свое транспортное средство, да и поэкспериментировать всегда интересно. Такая установка планетарной втулки даст возможность почувствовать все преимущества езды на велосипеде с этой деталью – возможно, такая оценка пригодится при выборе следующего двухколесного транспортного средства.

Установить планетарную втулку на классический велосипед не трудно – достаточно лишь отказаться от роллерного тормоза.

Во-вторых, рассматриваемая деталь велосипеда постоянно совершенствуется и модифицируется – недавно производители предложили своим покупателям новую 11-скоростную втулку. Она обладает определенными преимуществами перед втулками с 7 и 8 скоростями:

  • имеет небольшой вес – в пределах полутора килограмм;
  • отлично подходит для установки на двухколесное транспортное средство, которое предназначено и для спокойных прогулок, и для езды по плохим дорогам;
  • переключение передач осуществляется более плавно и мягко.

В-третьих, опытные велосипедисты не рекомендуют сразу же приобретать транспортное средство с мощной, современной планетарной втулкой – вполне будет достаточно и трехскоростного механизма. Дело в том, что только опытный велосипедист сможет почувствовать все переключения скорости, сможет оценить езду на каждой из них. Новичок же, или неискушенный велосипедист, наверняка разочаруется в многоскоростной планетарной втулке – некоторые ее возможности вообще целесообразно использовать исключительно в холмистой местности.

При этом трехскоростная планетарная втулка полностью удовлетворит потребности велосипедиста в городской местности – зачем платить больше?

Планетарная втулка – деталь достаточно дорогая, многие просто не рискуют ее устанавливать на уже имеющих транспортных средств, либо приобретать велосипеды, оснащенные подобным механизмом. И тем не менее, стоит прислушаться к характеристикам планетарной втулки, которые даются потребителями:

  • независимо от педалей (крутятся/не крутятся) можно переключить скорость;
  • планетарная втулка компактная и отличается надежностью;
  • набирается скорость быстро, динамично и плавно одновременно;
  • отсутствует громоздкий механизм, который нужно устанавливать с непременным разбором минимум половины транспортного средства;
  • исчезает проблема «слетания» цепи;
  • в длительных поездках на велосипеде с планетарной втулкой ощущается значительная экономия сил;
  • эксплуатировать рассматриваемую деталь можно длительное время без обязательного сервисного обслуживания.

Особенности велосипеда Fixed Gear

В первую очередь это максимально простая конструкция. Такие велосипеды являются городским вариантом трековых моделей, где легкий вес и максимальная скорость играли решающую роль (например, в соревнованиях Keirin, проводимых в Японии).

Такой вариант очень прост в обслуживании. В нем нет хрупких и сложных узлов, все предельно надежно, поэтому починить его можно в полевых условиях с минимальным набором инструментов.

Отсутствие тормозов у классических моделей делает его использование в городе достаточно проблематичным. Не очень легко заезжать на бордюры, так как нет возможности остановить вращение педалей для большей устойчивости. Однако такие проблемы возникают только у новичков. Через пару месяцев их просто не замечают.

Максимальный КПД достигается за счет отсутствия каких-либо узлов, помимо передней и задней звездочек. Это составляет до 99% (в то время как различные передачи и обвесы могут съедать до 15% КПД), а значит развить необходимую скорость можно при наименьших усилиях. Однако для прогулок за городской чертой и по бездорожью Fixed Gear не подходит.

Производители втулок: плюсы и минусы

Изготовлением планетарных втулок на велосипеды занимается несколько производителей:

  • Shimano,
  • SRAM,
  • Sturmey-Archer,
  • Rohloff.

Последний занимает лидирующее положение по сложности изобретенного механизма. Втулка этого производителя включает 14 планетарных составляющих. Большое количество передаточных отношений и высокая эффективность смело конкурируют с аналогичными показателями продвинутых звездочных систем переключения скоростей.

Скоростной агрегат от Rohloff в разрезе

Второе место занимает SRAM – его планетарка имеет 12 скоростей, а передаточный диапазон превышает 400%. Shimano – известнейший производитель велозапчастей и скоростных втулок. Его хорошо зарекомендованные втулки с 3, 4, 7 и 8-планетарными механизмами дополнены обновленной версией – 11-скоростной системой переключения скоростей. Sturmey может похвастаться гибридными кассетно-планетарными механизмами, а также другими типами стандартных втулок с тремя, пятью и семью скоростями.

Доставка с ветерком: как фикс стал эффективным средством передвижения по городу

Практически с момента изобретения велосипеда во второй половине XIX века его начали использовать для доставки мелких грузов. Сложно сказать, где и когда велокурьеры начали использовать именно велосипеды с фиксированной передачей — но в 80-е годы XX века в Канаде и США уже работало множество курьеров, предпочитавших фикс любому другому типу велосипеда. На это были веские причины.

Велик курьера должен быть быстр, прост и недорог в обслуживании. Фикс подходит по всем этим параметрам.  У него минимум деталей и нет хрупких частей, которые можно повредить, типа каких-нибудь переключателей скоростей. Определенного ухода требуют не только переключатели, но и тормоза — и их на фиксе в его «классической» версии тоже нет. Мало деталей — меньше вес. Даже со стальной рамой фикс весит 8-10 кг. Стоит он тоже недорого, особенно в сравнении даже с самыми простыми шоссейными велосипедами, не говоря о карбоновых монстрах за тысячи долларов.

Но главное — это движение. Отсутствие обычного тормоза на фиксе предполагает, что ты не должен останавливаться, пока не достигнешь определенной точки. Ты можешь крутить педали быстро и ускоряться — или медленно, тем самым замедляясь. Ты ищешь оптимальный маршрут, вовремя разгоняешься или сбрасываешь скорость в зависимости от происходящего впереди, но останавливаешься только тогда в пункте назначения. Оптимальные маршруты опытных курьеров не ограничиваются обочиной и проложены прямо сквозь трафик.

В конце 80-х группа велосипедистов на фиксах из Торонто, среди которых были сотрудники веломагазинов и веломеханики, каталась в свое удовольствие по родному городу. Они называли себя alley cats — «бродячие коты» в неточном переводе на русский. Решив разнообразить велопрогулки, парни придумали гонку: каждый участник должен в кратчайшие сроки проехать через определенный маршрут, отметившись на специальных чекпоинтах. Для этого нужно было хорошо знать город и не менее хорошо управляться с велосипедом. Это было идеальное развлечение для велокурьеров, и те быстро увлеклись идеей. Гонки получили такое же название — alleycat. По другой версии такое название было связано с тем, что первые гонки стартовали в alleys — узких переулках. Это было частью соревнования — десятки человек в суматохе пытаются найти свой велосипед и поскорее вырваться на просторные улицы города.

В следующие годы аллейкэты вышли за пределы Торонто, добравшись до США, Европы и даже стран Азии. Суть всегда оставалась прежней — это были уличные гонки на фиксах. И в силу специфики передвижения опытных велокурьеров, гонки, как правило, незаконные: ведь если для них специально будут перекрывать улицы, это будет уже совсем другая гонка.

Про аллейкэты снято множество крутых документалок — например, Line of Sight от одного из мэтров велокинематографа, Лукаса Брюнелля. А в начале 2019 года вышел короткий док именно про тех самых «котов» из Торонто — First Cats. Кроме прочего из него можно узнать, как те же канадцы придумали еще пару безумных гонок — например, построив велотрек целиком изо льда, или деревянный трек в форме восьмерки.

Об одном из самых известных аллейкэтов прямо сейчас — нью-йоркском Monstertrack — я не так давно рассказывал. Позже я узнал, что среди участников последней гонки был и русский — и решил задать ему несколько вопросов.

Но прежде чем мы перейдем к нему, не могу не рассказать про еще один тип гонок на фиксах. Первая кольцевая гонка Red Hook Crit прошла в Нью-Йорке 2008 году. Свое название она получила по месту проведения — району Ред Хук в Бруклине. Впоследствии «Ред Хуки» проводились и в Европе, но самое интересное вот что: последние пять лет генеральным спонсором гонки была Rockstar Games. Вы когда-нибудь слышали, чтобы Rockstar что-то спонсировала? Обычно эта компания очень избирательно появляется в публичном поле.

Мы привыкли слушать о ней из каждого чайника, только когда она что-то выпускает — в остальное же время никто из Rockstar не раздает интервью, не ездит по выставкам и вообще нигде не фигурирует. Но на Red Hook Crit логотипом компании завешано просто все, что можно. Почему именно эта гонка? Неужели братья Хаузеры сами катаются на фиксе? Узнать об этом ничего не удалось, но очевидно, что поддержка Rockstar была очень важна: вместе с окончанием пятилетнего договора с компанией у организаторов начались проблемы с деньгами, и в 2019 году они решили взять перерыв.

Вывод:

Покупать или не покупать Fixed Gear – личное решение каждого велосипедиста. Этот класс отличается простым и оригинальным дизайном. Он подарит ощущение большой скорости, но в тоже время придется постоянно крутить педали, а такие чрезмерные нагрузки могут подойти не каждому, особенно при спуске с горок, когда каданс достигает 170 оборотов в минуту и более. К тому же неправильное торможение негативно скажется на коленях.

Рекомендуем еще почитать по теме статьи:

  • Як дитину навчити їздити на велосипедіПроводити навчання краще короткими сесіями, а не витрачати на нього весь де…
  • Сердце и профессиональный велоспортДорогой Леннард, Я прочитал статью о ваших проблемах с сердцем и их связ…
  • Які тренажери використовують велосипедисти?Велосипед для деяких людей є просто засобом пересування, для когось розваго…
  • Вплив велосипеду на жіноче здоров’яВелосипед може стати для дівчини справжнім другом: підняти настрій, допомог…
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий