Содержание статьи:
- Устройство педалей велосипеда
- Выбор велосипедных педалей
- Виды педалей для велосипедов
- Обслуживание педалей
1. Устройство педалей велосипеда
Ну что ж, для начала начнем мы с небольшой теории. Что же, собственно говоря, представляют собой велосипедные педали?
Велопедали — составляющая часть системы (шатунов), приводящая в движение велосипед при помощи усилия ног велосипедиста с последующим вращением кареточного вала и далее через трансмиссию на заднее колесо.
Рассмотрим их устройство на примере классических и самых распространенных велосипедных дорожных педалей. Итак, состоят они из:
С обоих концов оси нарезана резьба. Для вкручивания в шатун нарезают резьбу M14x1.0 или M14x1.25. Прикручиваются они слева — левой резьбой (откручивается по часовой стрелке), а справа — обычной правой (откручивается против часовой стрелки). Такой способ крепления предотвращает при вращении педалей их закручивание наглухо и считается, что таким образом они не выкручиваются во время езды. На противоположном конце оси резьба стандарта M7x1 (правая), на коротую накручивается конус. Этим конусом производят точную регулировку шарикоподшипников. Вдоль этой резьбы дополнительно прорезана канавка, в которой фиксируется ус шайбы, устанавливаемой между контргайкой и торцом конуса. Шариковый путь оси, конус и чашки педали закаливают, чтобы получить твердую поверхность, а все поверхности снаружи деталей хромируются.
С первого взгляда велопедали, вроде бы достаточно несложный механизм, но разновидность их типов и производителей могут привести в ступор неподготовленного человека, решившего приобрести их для своего двухколесного друга.
2. Выбор велосипедных педалей
По своему конструкционному исполнению, велосипедные педали делятся на 3 большие категории:
- Платформенные — используются практически с любой обувью;
- Контактные — применяются в паре со специальной велообувью;
- Комбинированные — с одной стороны имеют обычную платформу, а с другой — контактный механизм и позволяют носить обо вида обуви.
По назначению педали в свою очередь подразделяются на несколько типов:
- Прогулочные — предназначены для езды по городу и изготовлены из пластикового корпуса. Довольно не прочные и слишком скользкие для катания по бездорожью.
- Общего назначения — в основном, включают в себя комбинированные и металлические платформенные педали.
- Кросс-кантри — это легкие безплатформенные контактные педали, требуют наличие специальной обуви.
- Экстримальные дисциплины — педали с мощными шипами, расположенными на платформе, также педали контактные с наличием вмпомогательной платформы.
- Шоссе — это контактные педали, которые не совместимы с горными ввиду того, что имеют другой стандарт и предназначены они для максимально жесткой фиксации ног.
3. Виды педалей
Давайте теперь более подробно рассмотрим все существующие разновидности педалей для того, чтобы вы лучше ориентировались при их выборе в магазине. Начнем от самых простых дешевых и закончим профессиональными и дорогими. Так вы поймете для какого стиля катания подходят те или иные педали.
Чтобы выбрать правильно, нужно разобраться, зачем они нужны. Итак, от чего защищают велоперчатки:
- ссадины при падениях;
- мозоли;
- скольжение руля в ладонях;
- онемение пальцев (последствие длительного воздействия вибраций руля);
- низкая температура осенью и зимой.
Если думаете, как выбрать велоперчатки, учтите: кататься совсем без защиты рук не стоит. Если пока не решили, что именно вам нужно, пользуйтесь обычными перчатками: это намного лучше, чем ничего.
Теперь, пара слов непосредственно о самой езде.
Конечно же, дождь влияет не только на выбор количества запасной одежды, но так же и на стиль езды и маршруты.
Помните, что сцепление покрышек с мокрой поверхностью намного хуже, чем в обычных условиях и главную опасность тут представляют:
Дорожная разметка и гранитная плитка
Повороты
Ставшие невидимыми под слоем воды ямы и дорожные неровности
Водители автомобилей, у которых также ухудшились видимость, настроение и сцепление с дорогой
Если сомневаетесь в участке дороги, сбавьте скорость, а лучше и вовсе двигайтесь осторожней.
Видимость в дождь значительно хуже, чем в ясные дни. Рекомендуется включить габаритные огни, для того чтобы остальные участники движения (в том числе пешеходы) узнали о вас не в самый последний момент.
О пешеходах вам предстоит заботиться не меньше, чем автомобилистам. Даже если вы промокли и мягко говоря, злы на мир, притормозите перед лужей, чтобы никого не обрызгать.
Конечно же, возможны ситуации, когда «все пропало» — внезапный ливень вместо лёгкой измороси, обещанной в новостях. В таком случае расслабьтесь и получайте удовольствие от езды, забыв про промокшие насквозь вещи.
Последнее, о чем хотелось бы сказать в статье, это компания, в которой предстоит ехать под дождем. Будьте уверены, что не берете с собой в заведомо «мокрую» поездку неподготовленного капризулю, который будет громко страдать и усилит каждый отрицательный момент поездки в дождливую погоду.
Если все вышеперечисленные советы для вас слишком сложны и не хочется обрастать тонной запасных вещей, то просто приобретитедержатель для зонта, который не спасет от сильного дождя, но не испортит стиль точно!
Он может пригодиться даже для прокатных велосипедов.
4. Езди аккуратно
Мы не перестанем напоминать о том, что соблюдение велосипедистами ПДД, особенно в зимнее время, в условиях плохой видимости и скользкого полотна, может сохранить жизни – не только вашу. Если вы попали в метель или ветер несет в глаза мокрый снег, лучше медленно, но верно ехать по тротуару. Никуда не спешите – здоровье всегда дороже 10 потраченных минут. Зимой шлем необходим как никогда, ведь риск упасть или попасть в аварию повышается.
Будьте предсказуемы на дороге, показывайте сигналы руками чуть дольше, чем это требовалось бы в хорошую погоду. Не забывайте, что вступил в силу закон, по которому можно пересекать пешеходный переход только спешившись. Так вы заодно смените позицию, разомнетесь и прогоните кровь по задубевшим частям тела.
Велобахилы своими руками
Спортивные магазины предлагают всевозможные защитные чехлы для обуви. Но если Вы:
- предпочитаете ездить на велосипеде только в сухую тёплую погоду, а бахилы нужны лишь для подстраховки на случай внезапно начавшегося дождя;
- не можете найти в магазинах дождевые бахилы нужного размера;
- не понимаете, зачем отдавать такие деньги за простейшее изделие,
то пошив бахил своими руками станет самым лучшим решением. Вы сможете учесть все свои потребности и индивидуальные особенности:
- цвет;
- плотность материала;
- высоту голенища и т. д.
Чтобы самостоятельно сшить велобахилы понадобятся материал, выкройка и швейная машина. Для верхней части изделия подойдёт плотный материал, устойчивый к влаге – плащевка, габардин, полиэтилен. Наиболее подвержена износу ткань, прилегающая к подошве, которая соприкасается с поверхностью земли при ходьбе, поэтому для этой части лучше выбрать высокопрочный материал (брезент, парусину).
Сумки и багажники
Если вы преодолеваете более, чем несколько километров по пути на работу, то вам, вероятно, понадобится сменная одежда и удобный способ перевозить ее. Есть три варианта: рюкзак, сумка через плечо или багажник.
Зимой удобнее использовать водонепроницаемый рюкзак. Он плоский и крепится на двух лямках. Сумка держится на одном ремне и может попросту съехать в сторону, из-за чего вы потеряете равновесие. Багажники хороши, но они делают ваш велосипед слегка широким. Это может вызвать некоторые сложности, ведь зимой нужно держаться подальше от обочины (в отличие от лета) и ближе к машинам и проезжей части.
Гибридные велосипеды
В большинстве своем являются конструктивным сочетанием горных и шоссейных байков: у первых они заимствуют раму типа «хардтейл» (с амортизационной вилкой спереди), рулевую колонку и навесные компоненты, а у вторых – 28-дюймовые колеса с более узкими и гладкими покрышками.
Такие велосипеды ориентированы, в первую очередь, на простых велолюбителей – которые предпочитают кататься не только в городских условиях, но и по «грунтовкам» в парках (при этом не желая или не имея возможности приобретать сразу несколько разноплановых «железных коней»).
Велогибриды – это своего рода компромисс, поскольку они не предоставляют тот уровень комфорта, которым могут похвастать «чисто городские» велосипеды, но при этом серьезно уступают во «вседорожных» способностях «истинно горным» моделям.
Стоит отметить, что хотя MTB-гибриды наиболее популярны, существуют и другие «варианты гибридизации»:
- Шоссейный гибрид – это шоссер, укомплектованный прямым рулем, который подходит и для городской эксплуатации, и для велопутешествий на большие дистанции.
- Треккинг-байк – «двухколесник», приспособленный к велопоходам, но еще не дотягивающий до классических туристических велосипедов, который может быть оборудован как обычным багажником, так и полным комплектом оборудования, включая динамо-втулки.
1. Подготовь велосипед
Эксперты по велосипедным зимам в унисон утверждают, что есть два решения подготовки велосипеда: заменить на своем байке для круглогодичного катания некоторые детали или завести бюджетный зимний байк, который будет не жалко убить реагентами и влагой. Наиболее плохой выбор для зимы – рама из магниевого сплава, которая просто рассыплется от химических соединений в городе, наилучший выбор – титан качественной сварки. Советы по апгрейду для обоих вариантов будут одинаковыми.
Если у вас горный велосипед, амортизаторы будут только мешать управлению на заснеженной или обледенелой дороге. Лучше перевести маунтин байк в ригид – сделать велосипед более жестким: поставить жесткую вилку, но обязательно такой же высоты (значение axle to crown), как у вашей амортизационной. Такая высота нужна для того, чтобы не опустился угол наклона рулевой трубы. Карбоновые, титановые и стальные вилки лучше гасят мелкие вибрации, нежели алюминиевые. Гнутая вилка в этом же плане комфортней, чем прямая. Если у вас V-brake тормоза и 26″ колеса, вилка на 28″ колесо не подойдет – получится другой уровень крепления тормозов.
Если вы всё-таки решили оставить амортизационную вилку, поменяйте в ней масло на более жидкое одноименного бренда, ведь на морозе оно имеет свойство густеть. После замены масла отрегулируйте отскок вилки в условиях эксплуатации – на улице.
В плане трансмиссии мнения разделились. Кто-то переставляет на байк старые компоненты на пределе износа, чтобы было не жалко убить их за зиму. В этом случае готовьтесь к тому, что трансмиссия, переключатели и обода, если за ними не ухаживать, в конце концов заржавеют и закорродируют.
Кому-то удобней катать с планетарной втулкой, потому что она больше защищена от неблагоприятного внешнего воздействия грязи, воды и реагентов, требует меньше ухода и функционирует дольше, хотя стоит не дешево. Также планетарка полезна зимой в городе тем, что можно стоя переключать передачи – на перекрестке в ожидании “зеленого” или выйдя с работы, если дорога за день подтаяла или наоборот превратилась в каток. С планетаркой и однозвездочной системой проще поставить защиту цепи от попадания в неё одежды. Опять же пачкаться брюки или юбка с защитой цепи будут меньше.
Поставьте шипованные покрышки. Двухрядной резины хватит только для перемещения по центру города в малоснежные зимы и в мягком климате. Как только начнется снежно-грязевая каша, колеи, сугробы и наледи, без многорядных покрышек не обойтись. Советуют Schwalbe Ice Spiker и Nokian Extreme. Давление в колесах должно быть такое, чтобы пятно контакта покрышки с дорогой охватывало все ряды шипов. Если давление слишком сильное, сцепление будет только с центральное дорожкой шипов, а если давление слабое, то только с боковыми – центральная линия шипов будет уходить внутрь. Покрышки требуют обкатки – около 40 км по асфальту или бетону, чтобы уменьшить риск выпадения шипов. Если шипы теряются, их всегда можно доставить с помощью запасных. Дисковые тормоза в зимних условиях побеждают ободные. Анодированные обода рекомендуются.
Стоит ли напоминать о том, что на вашем велосипеде обязательно должны стоять передний и задний габаритные огни
Теперь, когда поездки совершаются больше в темное время суток (утром еще темно, вечером уже темно), особенно важно следить за тем, чтобы вас было видно на дороге. После каждой поездки проверяйте не сели ли батарейки, подзаряжайте аккумуляторы при надобности на работе и дома и рассчитывайте примерное время поездки, чтобы понять, хватит ли заряда фонарей на весь путь
Если понимаете, что может и не хватить, возьмите с собой дополнительные фонари. Поставьте на байк крылья – полные или быстросъемные – зависит от количества снега, который будет ежедневно налипать на внутреннюю поверхность. Снег будет налипать и на ваши педали, но топталки (обычные педали) или контакты – это всё равно личный выбор и вопрос пристрастий.
Если у вас шоссейный руль, намотайте более толстую и мягкую обмотку – она будет гасить микровибрации. Для прямого руля купите мягкие неопреновые или пробковые грипсы – не только для поглощения вибраций, но и для того, чтобы мизинцы перестали неметь. В этом плане хвалят эргономичные грипсы Ergon.
Виды велобахил
Неотъемлемая часть экипировки велосипедиста – это специальная обувь. Велобахилы призваны сделать её более комфортной и универсальной, защитив при этом ноги от холода, ветра и влаги. Существует несколько видов бахил для разных целей.
Обтекатели
Лёгкие чехлы из лайкры защищают ноги от ветра, обеспечивают хорошую вентиляцию, улучшают аэродинамические показатели. Подходят для гонок, интенсивных тренировок. Силиконовые полубахилы не пропускают воздух. Их применяют при езде по сырой трассе, чтобы защитить обувь от брызг из-под колеса. Благодаря малому весу, обтекатели не ощущаются на ногах. С помощью таких чехлов можно изменить цвет велообуви, без её утяжеления.
Бахилы-обтекатели подходят для езды на велосипеде только в тёплое время года на короткие расстояния.
Дождевые
Чехлы из мембранной ткани защищают обувь от влаги и грязи, без потери свойств вентиляции. Тефлоновое покрытие обеспечивает высокую степень износостойкости. Подкладка из полиэстера добавляет тепла, повышает испарение пота.
Бахилы защищают обувь велосипедиста от дождя, подходят для длительных поездок, активных тренировок практически в любую погоду.
Для велотуризма пригодятся высокие бахилы из нейлона (ткань Оксфорд). Они не пропускают воду, устойчивы к изнашиванию. Недостатком нейлона (без мембраны) является то, что при длительных поездках внутри бахил может скапливаться конденсат.
Утеплённые
Чехлы из неопрена отличаются хорошими теплосберегающими свойствами, не промокают, устойчивы к изнашиванию. Подходят для езды в дождливую и снежную погоду, выдерживают экстремальные условия эксплуатации. Зимние и демисезонные велобахилы имеют ощутимый вес (в среднем 200-300 г – пара).
Большинство бахил имеют светоотражающие элементы, удобны при езде по трассе. У всех типов защитных чехлов есть прорези под шипы и подходят под любые вылотуфли. Дождевые и утеплённые бахилы различаются только плотностью материала и могут одновременно выполнять обе функции.
Виды ботинок
Не все велоботинки одинаковы. Они различаются в зависимости от того, спортсмен с каким уровнем квалификации будет их использовать, и от того, в каких целях будут осуществляться поездки:
- Если цель поездок на велосипеде — простая прогулка, отлично подойдут туристические ботинки. Они прекрасно поддерживают ногу во время длительных, но неспешных поездок. Кроме того, в таких велоботинках удобно ходить. Стоят они весьма недорого по сравнению с профессиональными моделями.
- Спортивная велообувь. Такую продукцию создают специально для спортсменов с учётом их профессиональных потребностей. Такие ботинки хорошо выдерживают интенсивные скоростные поездки. Однако в них, как правило, не очень удобно передвигаться пешком.
- Зимняя обувь. Обувь с утеплителем. Профессиональные велоботинки редко делают утеплёнными, поэтому о такой обуви чаще говорят как о разновидности туристической.
Виды туристической обуви
Каждый вид велообуви подразделяется ещё на некоторые подвиды. Например, туристическая продукция бывает
- универсальной;
- сандальной.
К универсальному типу относятся зимние и летние закрытые ботинки. К сандальным — ботинки с открытым носком и иногда пяткой.
Важно при выборе велосандалей не прогадать с размером. Нога не должна выглядывать за пределы подошвы
Но и пустого места на стельке тоже оставаться не должно.
Виды спортивной обуви
Разновидностей спортивной обуви больше, чем туристической. Каждый тип выделяется в зависимости от того, в какой конкретной спортивной дисциплине желает проявить себя спортсмен.
- Шоссе. Велогонщик, который передвигается по шоссе, должен приобрести лёгкую контактную шоссейную обувь для велосипеда. Верх у таких ботинок лёгкий и позволяет ноге дышать и проветриваться. Подошва очень твёрдая. Передвигаться пешком на такой подошве практически невозможно.
- Даунхилл и триал. Так как в этих видах спорта всё реже используются контактные педали, то и специальную контактную обувь для занятий триалом или даунхиллом найти трудно. Ясно одно: рисунок протектора должен быть неглубоким. Чаще спортсмены сами вырезают его под конкретный байк на мягкой подошве кроссовок.
- Кросс-кантри. Твёрдая подошва. Спереди рисунок протектора особо выражен. Это помогает не терять сцепления с педалью во время подъёмов на вершины. Спортсмены, привыкшие на байках покорять высоты, должны выбирать велотуфли, у которых на носке шипы чуть длиннее, чем на середине подошвы.
- Прогулка. Если вы привыкли подолгу прогуливаться на велосипеде, можете приобрести специальные прогулочные велотуфли. У них не такой бугристый протектор, но присутствует паз для педали.
На что обратить внимание при покупке?
Как ясно из вышесказанного, при покупке велообуви нужно смотреть, чтобы подошва и задник были твёрдыми. Однако существует ещё один немаловажный элемент обувной архитектуры.
Застёжки
Неудивительно, что велосипедисты не пользуются простыми шнурками или липучками. Ведь и то и другое весьма непрочно и может подвести во время длительного заезда. Однако существуют специальные спортивные изделия, которые не должны развязываться или открепляться:
- Липучки. Это далеко не самый надёжный способ фиксации. Однако вместе с тем наличие липучек помогает снизить цену на цельный продукт. Однако липучки должны быть хорошими с плотным мягким «принимающим» слоем и длинными крючками на цепкой поверхности.
- Храповик на тросах и лентах. Преимущества такого вида фиксации — его быстрота и надёжность. Он может выдерживать длительные нагрузки и не ослабевать хватки. Однако у храповика есть один существенный минус: он моментально выходит из строя при механическом повреждении. Из-за этого спортсмен может потерять возможность доехать до пункта назначения, не произведя замены ботинка или застёжки.
- Спортивные шнурки. Спортивные шнурки очень надёжны. Для их изготовления используется очень крепкое плетение. Однако шнурки могут развязываться. Поэтому для их дополнительного закрепления производители, как правило, используют ещё и липучки.
Эксплуатация велобахил
Для того чтобы чехлы для обуви прослужили дольше, нужно придерживаться простых правил:
- Как можно меньше ходить в них по асфальту.
- После каждой поездки (тренировки) нужно очищать бахилы от загрязнений. При езде по трассе в зимнее время – обязательно стирать, т. к. противогололедные реагенты разъедают ткань, значительно снижая срок эксплуатации изделия.
- Сушить бахилы лучше при комнатной температуре (не на батарее).
- Бахилы из неопрена нельзя отжимать, а также хранить в сложенном состоянии. Перегибы могут привести к разрыву ткани.
Велобахилы пригодятся профессиональным спортсменам, любителям велотуризма и тем, кто привык передвигаться на велосипеде в любое время года при любой погоде. Выбирая бахилы, необходимо учитывать свои потребности и условия эксплуатации. Правильно подобранные защитные чехлы станут надёжными помощниками велосипедисту.
Подробный видеообзор велобахил, особенности надевания и регулировки, тестирование в условиях велотуризма.
Какую марку выбрать?
Перед тем как выбрать свою первую пару велоботинок, вы наверняка услышите «имена» некоторых популярных производителей. Чтобы нейминг не вгонял вас в ступор, мы расскажем о некоторых компаниях.
Sidi
Эта компания считается лидером по производству обуви для катания на мотоциклах и горных велосипедных снарядах. Преимуществом этой организации является то, что в её штате работает много научных сотрудников, постоянно тестирующих и совершенствующих новые модели.
Sidi заслужила свою популярность. Сегодня у компании заключены контракты с крупнейшими мировыми спортивными организациями.
Mavic
Этот производитель родом из Франции, однако известен он тоже на весь мир. Модели очень качественные, жёсткие. Эскизы создаются в Европе, однако отшивается такая обувь в Азии.
Polaris
Производит хорошую велообувь по доступным ценам. Кстати, эта компания выпускает ещё и специальные зимние бахилы, которые в прохладную погоду можно надеть на простые велоботинки, чтобы не мёрзла нога.
Ice Bicycle
Этот велосипед – разработка американских учёных для езды по льдам Антарктиды. Все ходовые качества байка не ухудшаются при чрезвычайно низких температурах. Широкие колёса, как и на фэтбайке, позволяют легко преодолевать снег и ездить по льду. У этого велосипеда заднее колесо чуть меньше переднего, что придаёт больше устойчивости байку.
Как утверждают производители, байк изначально был разработан для агентов спецназа. Крутить педали на велосипеде с такими широкими колёсами весьма трудно, поэтому Ice Bicycle подойдёт только сильным людям! Для среднестатистического человека есть модель этого байка с электроприводом, что значительно облегчит педалирование.
Достоинства:
- отличная проходимость;
- устойчивость;
- манёвренность;
- трансмиссия хорошо работает в любых погодных условиях.
Недостатки: тяжело крутить педали; стоимость байка.
Как выбрать седло велосипеда без вреда для здоровья мужчины
Как бы странно это ни звучало, но при выборе велосипеда первым делом стоит обратить внимание на сидение. Из-за его неправильной формы ездить на велосипеде мужчинам становится вредно -– вес тела полностью ложится на область паха
Это приводит к пережиму не только основных артерий, проходящих через таз, но и целой сети нервов, идущих от позвоночника к гениталиям. Человек чувствует онемение и часто винит в этом обувь, что является заблуждением. Настоящая причина – мягкое седло велосипеда. Водитель должен сидеть на самой верхушке, а не утопать в нем. Вреда от катания на велосипеде для мужчины не будет, если купить модель с жестким и тонким седлом. Также врачи советуют каждые пять минут приподниматься на педалях и чередовать езду с пешей прогулкой.
Вредно ли для мужчины кататься на велосипеде в прохладную погоду?
Даже при непродолжительной велопрогулке тело потеет и обдувается ветром. Наиболее опасно это для низа живота – возникает риск простуды мочевого пузыря. Но выход есть – купите велосипедную ветровку. Она способна не только предотвратить простуду, но и спасти от переохлаждений спину, почки и поясницу.
Вред для мужчин от езды на велосипеде в зной
Для жары характерно усиление потоотделения, из-за чего возникают потертости и перегрев в интимной зоне. Летом езда на велосипеде может причинить вред мужчине, если не предпринять меры. Ни в коем случае не надевайте джинсы или плотные штаны, оптимальный вариант – велошорты с памперсом. Они помогут избавиться от излишков влаги и тепла благодаря специальному материалу.
Не забывайте брать с собой емкость с достаточным запасом воды и грамотно использовать на протяжении всей поездки. Плотный прием пищи перед поездкой или во время остановок противопоказан – восполняйте запас энергии орехами или энергетическими батончиками.
Fatbike
Очень популярные в последнее время в России и мире фэтбайки – более универсальный транспорт, чем K-trak. Это основано на том, что фэтбайк не только зимний велосипед, но и всесезонный.
Это велосипед с очень широкими покрышками. Преимущество его перед предыдущим рассмотренным байком в том, что владелец может сам регулировать площадь сцепления шин с дорогой путём накачивания камер до определённого давления. Колёсами также создаётся и амортизация, ведь обычно вилка у фэтбайка жёсткая, и задняя подвеска отсутствует.
Фэтбайк проедет и по снегу, и по грязи, и по песку – возможности безграничны!
Летом вместо переднего 26-дюймового колеса с широкой покрышкой можно поставить обычное 29” колесо.
Достоинства:
- прекрасная проходимость;
- универсальность;
- возможность подогнать его «под себя»;
- можно накачивать шины до очень низкого давления.
Недостатки: стоимость велосипеда и деталей к нему; большой вес.
Зачем ездить на велосипеде зимой?
Сперва это может показаться устрашающим занятием. Многие думают, что придется ездить по льду и снегу, во время заморозков или под дождем. Но вам стоит попробовать.
Есть множество преимуществ езды на велосипеде зимой. Вы никогда не застрянете в пробке, сможете обойтись без вызова эвакуатора при поломке и больше не будете платить за бензин или замену масла. Ничто на свете не успокаивает лучше катания по первому снегу, ранним январским утром.
Вне зависимости от погоды, все преимущества на стороне велосипеда. Вы получите огромную выгоду от физической нагрузки. Вместо малоподвижного образа жизни, характерного для автомобилистов, вы получаете возможность добраться из одного места в другое на велосипеде, заставляя сердце перекачивать кровь и сжигать калории.
Вода и пища
В зимние месяцы необходимо выпивать достаточное количество воды. Из-за низкой температуры вам может показаться, что вы не обезвожены, но не забывайте, что велосипед – это аэробная нагрузка и температура окружающей среды мало влияет на количество теряемой вами жидкости.
Помните, что ваша зимняя одежда сдерживает тепло, из-за чего повышается температура тела и вы потеете еще больше. Летом вы ощущаете жажду, если не выпили достаточно воды. Зимой же, наоборот, даже если вы сильно обезвожены, можете даже не почувствуете этого.
Пища – это еще один ключевой элемент комфортного катания. Без надлежащего питания, организму не из чего производить энергию и выделять тепло. В теплом климате из-за недостатка пищи вы будете быстро уставать и терять силы, но в холодное время года вы попросту не сможете согреться. Перед тем как выезжать обязательно перекусите или хорошенько пообедайте.
Как выбрать велоперчатки по виду материала?
Приступая к выбору, учтите: большинство качественных перчаток шьется сразу из нескольких материалов. Посудите сами: ткань части с ладони должна обеспечивать хорошее сцепление с рулем, а вот материал с тыльной стороны должен хорошо отводить влагу. При пошиве велоперчаток используются:
- Лайкра и спандекс. Мягкие и гладкие, они отлично облегают руку и отводят влагу.
- Кожа. Отлично дышит, обладает хорошей стойкостью к истиранию и обеспечивает надежное сцепление с рулем.
- Кожзаменитель. Обычно используется вместо натуральной кожи в качестве материала для «ладоней».
- Флис и неопрен. Современные легкие утеплители. Ценятся производителями зимних и осенних велоперчаток за такие качества, как влагостойкость и долговечность.
- Карбон и гель. Высокотехнологичные современные материалы, использующиеся для изготовления дополнительных защитных элементов.
2. Одевайся правильно
Одеваться правильно для поездок на велосипеде зимой тоже можно двумя способами: а) в спортивном стиле – для тех, кому важна максимальная защита в любую погоду на любых расстояниях; б) в стиле casual – для тех, кто хочет выглядеть красиво или как обычно во время коммутинга (поездок на работу и учебу).
Если вы готовы потратиться на спортивную экипировку или в любом случае занимаетесь зимними видами спорта, то решение всех проблем – GoreTex, Windstopper или аналогичные мембранные, но качественные материалы. Спортивная одежда для лыжного бега, походов или сноуборда хорошо подходит для езды на велосипеде зимой: сохраняет вашу подвижность и тепло, не промокает, не продувается, выводит пот, отличается яркими цветами, имеет функциональные детали, типа карабинов, карманов и т.д. Конечно, в комбинезоне или горнолыжных штанах нельзя работать в офисе – придется брать с собой сменный комплект одежды. Что, кстати, не плохо, ведь ваша экипировка к вечеру успеет подсохнуть.
В вашем гардеробе обязательно должно присутствовать термобелье, а лучше два комплекта кофты и штанов – для относительно теплой погоды и активного катания и для морозов и езды в прогулочном темпе. Термобелье должно быть изготовлено из 100% полиэстера и полипропилена. Термобелье из натуральных материалов будет впитывать влагу, и вы будете мерзнуть.
Одежда из флиса или полартека сохраняет тепло также хорошо, как шерсть. И в отличие от натуральных тканей не впитывает влагу, мало весит, быстро сохнет, не нуждаются в деликатной стирке, хорошо отводит влагу изнутри наружу. С некоторых флисов капли дождя или снег можно стряхнуть так, что одежда останется сухой.
Чтобы эффективно пользоваться достоинствами мембранной ткани, следуйте следующей схеме трех слоев: термобелье + флис + мембрана. Если в этой схеме заменить флис или термобелье хлопчатобумажными тканями, мембрана работать не будет.
На обуви экономить нельзя. Выбирайте качественные теплые ботинки с рифленой подошвой, опять же желательно с гортексом. Утеплить ботинки можно войлочной стелькой с термофольгой. Имейте с собой запасную пару носков/термоносков. Защитить ботинки или сапоги от попадания в них и под штанины снега можно с помощью гамашей. Выбирайте простые гамаши, с минимумом деталей, которые могут порваться или зацепиться за цепь.
Обычные шарфы, шапки и перчатки промокают при мокром снеге и от конденсата, могут обмерзнуть кристаллами льда и натирать, и греть в таком состоянии они точно не будут. Так что выбирайте виндстопперные и горнолыжные модели. Если пользуетесь шлемом, купите зимний подшлемник, а также “намордник” который можно натянуть и на нос. Конечно, мало кто катается в -30, но и на такие случаи есть решения – защитить лицо поможет альпинистская термомаска. Существуют специальные велоперчатки – трехпалые, в которых и тепло, и управлять удобно.
Если вас больше интересует casual-вариант зимнего велогардероба, носить хлопчатобумажные водолазки, кенгуруху или шерстяной свитер под пальто или пуховик тоже можно. Но помните, что, как только они промокнут от пота или конденсата, передвигаться станет некомфортно. Вязаные шарфы и шапки приемлемы, если путь от дома до места назначения занимает у вас не более 15 минут, а температура опустилась не ниже 15 градусов. Для наиболее слабых мест всё-таки советуем воспользоваться спортивной продукцией – наверняка, вы сможете и среди горнолыжной одежды найти ту, которая впишется в ваш стиль. Запасной комплект одежды приветствуется, особенно, это касается джинсов, которые быстро промокают и долго сохнут.
Светоотражатели – это то, что обязательно должно присутствовать на вашей одежде. Если вы выглядите как новогодняя елка в свете фар – прекрасно, значит, будете жить долго! Не стесняйтесь пришить или приклеить свеоотражающие ленты на куртку, рюкзак, сумку, отвороты штанин, повесить световозвращающие брелки или мигающие маячки. Все это, приехав на работу или в университет, вы всё равно снимете, а штанины отвернёте, вернув себе деловой образ.
3. Ухаживай за велосипедом
Полезно будет пересобрать весь велосипед, почистить его и поменять смазку, тросики и рубашки. Перед выводом велосипеда на улицу и в течение всего сезона проверяйте всю раму, вилку, дропауты, сварочные швы на момент сколов! В неблагоприятных условиях они будут разрастаться и разрушать велосипед вплоть до поломки, поэтому сколы своевременно надо зашкурить, обработать преобразователем ржавчины, загрунтовать и покрасить. Для ленивых существует антикоррозийный спрей “Мовиль”. Антикоры можно купить в любом автосервисе.
Чистить и смазывать цепь придется чаще, чем летом. Смазку для цепи выбирайте густую – так она дольше будет вымываться из звеньев, соответственно меньше грязи будет попадать внутрь.
Немного о перепаде температур: чтобы обойти многочисленные проблемы, возникающие при резком перемещении велосипеда из холода и на холод (перепад давления, жесткости резины, конденсат, оттаивание воды), храните велосипед в прохладном месте – на застекленном балконе, в гараже, на закрытой лестничной клетке, но не в теплой комнате.
История появления
Контактная обувь появилась примерно в восьмидесятых годах минувшего столетия. Изначально такие ботинки использовали только спортсмены, ведь от комфорта и безопасности езды зависело не только их здоровье, но и репутация.
Но позже глаз на такую продукцию положили и простые обыватели. Вскоре контактная продукция поступила на простой потребительский рынок и стала доступна для приобретения простым любителям велоспорта.
До этого
Конечно, и до появления такой продукции спортсмены старались передавать педали как можно больше толчковой силы. Для этого использовались так называемые рамки. Это устройство, по виду напоминающее стремена. Его неудобство заключалось в слишком близкой фиксации ноги. В случае падения спортсмен даже мог повредить стопу или голень. Именно поэтому контактная обувь смогла с такой лёгкостью заменить фиксаторы.
Однако нужно отметить, что в СССР к нововведению привыкали довольно долго. Многие спортсмены, не внемля опыту коллег, продолжали использовать неудобные приспособления.
Эволюция
Производители изначально старались делать контактную обувь такой, чтобы человек чувствовал себя в ней максимально комфортно и не хотел переобуваться. Это повышало продажи. Однако, спустя двадцать лет наблюдений, изготовители поняли, что намного важнее комфорта результативность. Они стали делать продукцию такой, чтоб спортсмен мог получить максимум полезного эффекта от кручения педалей. Поэтому ботинки стали делать очень жёсткими и цепкими. Они не такие удобные, как их «предки», зато помогают велосипедистам сохранять силы и добиваться хороших результатов в заездах.
Как подобрать размер
Бахилы фиксируются на ноге при помощи липучек и/или молнии, закрепляются стропой под подошвой или имеют прорези в ткани. Для комфортной езды велобахилы должны плотно прилегать к обуви. Этого можно добиться, правильно подобрав размер. Стандартно велобахилы выпускаются в размерах S, M, L, XL, что соответствует российским размерам 40-46. Некоторые фирмы выпускают женские бахилы от 35 и мужские до 48 размера.
Размерный ряд | Охват обуви по краю подошвы |
XXS (35-36) | 55 — 58 см (max 60 см) |
XS (37-38) | 60 — 63 см (max 65 см) |
S (39-40) | 65 — 68 см (max 70 см) |
M (41-42) | 68 — 71 см (max 73 см) |
L (43-44) | 71 — 74 см (max 76 см) |
XL (45-46) | 75 — 78 см (max 80 см) |
XXL (47-48) | 80 — 83 см (max 85 см) |
Перед покупкой необходимо измерить обхват обуви, сверившись с размерной сеткой производителя, т. к. параметры могут отличаться.
Видео о том, как правильно одевать аэробахилы