Особенности горных велосипедов
Обычные горные велосипеды созданы для преодоления сложных склонов. Но они создавались для обычного преодоления трудностей, а не быстрого. Их колёса больше, а сам велосипед массивнее. Правда есть исключения. Кросс кантри сами по себе являются горными велосипедами, поэтому включают в себя все их достоинства. Трудно выделить в горном велосипеде положительную черту, которой нет у кросс кантри. Пожалуй, только безопасность, но велосипед велосипеду рознь.
У кросс кантри более низкая посадка, чем у горного велосипеда. Это нужно для более активной езды. Типов горных велосипедов существует много. Даунхил это скоростной спуск с гор. Они отличаются мощной тормозной системой, которая обеспечивает лёгкую остановку транспортного средства перед препятствием. Фрирайд можно использовать не только для спуска, но и для подъёма. Существует стиль олмаунтин, который специализируется для езды вне дорог.
Каждый из этих стилей горных велосипедов имеет какие-то черты, которые позволяют ему выполнять свои функции. Кросс кантри это один из многочисленных видов горных велосипедов. Он предназначен именно для спортивного преодоления препятствий. Ехать на нём нужно не только быстро, но и красиво.
Остальное зависит от конкретного вида велосипеда. Горный велосипед очень широкое понятие. Сюда можно включить и тяжёлые машины, предназначенные для прохода по непроходимой местности и лёгкие тягачи, которые нужны для подъёма в гору по крутым склонам. Выбор велосипеда зависит от того, что именно человек собирается делать в горах.
Кросс кантри дорогой велосипед. При его производстве используется сложные карбоновые рамы, которые улучшают качество велосипеда. Остальные виды создаются на базе более дешёвых элементов
Это заставляет говорить о ещё одном важном отличии – цене. Нормальный маунтинбайк можно купить за 1000-2000 долларов США, кросс кантри будет стоить 2500
Чем более новая и совершенная модель, тем она дороже.
Типы протектора велосипедных покрышек
Протекторы делят на следующие типы:
- слик;
- полуслик;
- грязевой;
- зимний.
Слики разработаны для передвижения по ровной, гладкой поверхности: ровное асфальтовое или бетонное покрытие, велотреки. Протектор на них практически отсутствует за исключением канавок для отвода воды. Такие велосипедные покрышки имеют минимальное сопротивление качению, в результате чего появляется возможность развивать максимально возможную скорость
При их использовании следует соблюдать особую осторожность при маневрировании и торможении на мокрой дороге
Полуслики отличаются от сликов тем, что имеют по краю шины хорошо выраженный протектор, а в центральной части полусликов располагаются водоотводные каналы и небольшие выступы-зацепы. Этот тип протектора прекрасно ведёт себя в поездках по грунтовым дорогам и в длительных прогулках по бездорожью. Такие протекторы будут удобны в велопрогулках по городу и в парковой зоне. Слик и полуслик относятся к покрышкам с позитивным протектором.
Грязевой протектор (его ещё называют горными или гравийными) предназначен для наиболее эффективного сцепления с песчаным грунтом, щебнем, снегом, мягким травянистым покрытием. Он представляет сочетание боковых грунтозацепов и катящей дорожки в основной части протектора. С ним достаточно трудно перемещаться на длинные дистанции – усиленное сцепление с дорожным покрытием делает поездку энергозатратной. А при перемещениях по асфальтобетонному покрытию такой протектор будет интенсивно изнашиваться.
Зимний протектор имеет агрессивный, выступающий рисунок. Он изготавливается из мягкой резины и позволяет передвигаться по скользким, оледенелым участкам дороги и снегу. Для езды по льду такие покрышки дополнительно оснащаются шипами.
В последнее время все более популярными становятся бескамерные фолдинговые покрышки Tubeless Ready (TLR). Это имеет под собой серьёзные основания: они имеют меньший вес, меньше боятся проколов, ремонт можно осуществить без снятия шины с обода. Кроме того, их можно использовать и с обычной камерой. Но есть и негативные стороны их использования:
- бескамерные покрышки эксплуатируются со специальным герметичным ободом с высоким бортом;
- монтаж бескамерных покрышек в связи с их жёсткостью более трудоемок;
- герметик в бескамерной покрышке нуждается в периодической замене.
Складные велосипеды
Такие байки удобно использовать в черте города. В Европейских странах, в частности, в Нидерландах, где для многих работа и проживание осуществляется в разных городах, можно наблюдать множество людей, берущих в электропоезд свой велосипед (в сложенном состоянии). Далее в пункте назначения байк, имеющий небольшие колеса, легко раскладывается и используется как транспорт до места работы/дома. Понятно, что такие модели компактны, комфортны при достаточно небольшой скорости.
При необходимости можно также обратить внимание на грузовые модели (они часто комплектуются тремя колесами и большой корзиной для грузов). Кроме того, некоторым подойдет велосипед-тандем, дающий возможность катания вдвоем, втроем, а кому-то покажется удобным лежачий велосипед (лигерад), предполагающий вождение в положении лежа
Кроме того, некоторым подойдет велосипед-тандем, дающий возможность катания вдвоем, втроем, а кому-то покажется удобным лежачий велосипед (лигерад), предполагающий вождение в положении лежа.
Отдельно скажем об электровелосипедах, в которых установлены электродвигатели, и которые относятся к экологически чистому виду транспорта. Наличие двигателя помогает при кручении педалей, давая возможность даже пожилым и больным людям передвигаться без чувства усталости на большие расстояния. Как правило, их стоимость выше стоимости стандартных моделей.
Выбор велосипеда – процесс индивидуальный, предполагающий подход с точки зрения роста, веса, комфорта. Часто случается, что визуально нравится одна модель, а удобна и комфортна другая. Поэтому перед покупкой будет нелишним лично оседлать понравившийся байк, прокатиться на нем пару кругов. Только тогда можно понять, какая модель подходит.
Приложение для бездорожья Mountain Bike Pro
Mountain Bike Pro — приложение-велокомпьютер с картами, доступными даже без сотовой сети
Единственная из гоночных и каких-либо других дисциплин горного велосипеда, входящая в состав олимпийских видов спорта. По сути, кросс-кантри представляет собой круговую гонку по пересеченной местности, где есть спуски, подъемы, равнинные и технические участки. В последнее время трассы дополняют искусственными элементами, заимствованными в даунхилле и норт шоре. Все участники стартуют одновременно. В классическом варианте гонка длится 1,5-2 часа, за которые райдеры на скорость преодолевают 3 -7 кругов. В марафоне время и дистанция увеличивается до 2-8 часов. Более агрессивный аналог кросс-кантри – эндуро, отличается более сложным рельефом на котором отсутствуют прямые участки, а значит, требуется еще больше внимания и выносливости от райдера и его боевого коня. Для кросс-кантри используют облегченные хардтейлы с контактными педалями, высоким и узким седлом, вилками с небольшим ходом (100мм) и узким рулем.
Фото: flowmountainbike.com
Познакомившись со всем этим многообразием двухколесной жизни, важно помнить, что для каждых конкретных условий существует наиболее подходящий байк. А если вы вообще не планировали покидать зеленые границы велодорожек, вполне можно обойтись городским или шоссейным агрегатом
Кстати, эмоций и приключений будет не меньше
Поделиться
Похожие публикации
На порядок выше Идея фикс Белое длинное облако SPLIXIE: история о хитром поляке, друге его велосипеде и чудо-сплитборде
Необходимо обслуживание
Как такового обслуживания сам руль велосипеда не требует. В основном это касается его навесного оборудования и деталей, за счёт которых он прикрепляется к раме велосипеда.
При проведении обслуживания велосипеда стоит проверить, насколько хорошо затянуты болты на выносе
Отдельное внимание уделить чашке, соединяющей рулевую колонку со стаканом на раме велосипеда. По необходимости провести смазывание подшипников, но только не промышленных
После активных прыжков, стоит проверить на наличие трещин или царапин. Последнее проверяют далеко не все владельцы, так как это зависит исключительно от личного желания владельца сохранить руль в привлекательном виде.
Если на руле велобайка расположено большое количество аксессуаров, то нужно проверить, насколько крепко они держатся, так как во время быстрой езды по неровностям могут разболтаться и упасть.
По назначению
Основными категориями велосипедов по отношению к их назначению являются:
Велосипеды, припаркованные возле академического здания Стэнфордского университета
- Дорожные велосипеды предназначены для поездок на работу, в магазины и прогулок. У них средний или большой вес рамы и шин, одна передача либо планетарный механизм переключения скоростей. Чтобы сохранить ездока в чистоте, такой велосипед оборудуется полными передним и задним крыльями, защитой цепи. Для того, чтобы сделать велосипед более полезным в качестве пригородного транспортного средства, он часто снабжается корзиной. Посадка видоизменяется от прямой до очень прямой.
- Горные велосипеды (другое название — маунтинбайки, МТБ, англ. mountainbike) предназначены для внедорожной езды, и включают в себя другие типы внедорожных велосипедов, такие как кросс-кантри (например, «ХС»), велосипед для скоростного спуска, фрирайд. Все горные велосипеды имеют очень прочные рамы и колёса, широкие шины с высоким протектором и усиленный руль, чтобы помочь ездоку противостоять внезапной тряске. Как правило, горные велосипеды имеют амортизаторы разных типов (пружинные или пневматические, либо газовые пружины), и гидравлические или механические дисковые тормоза. Диапазон скоростей на горном велосипеде очень широк: от очень низкого до среднего соотношения, и, как правило, от 16 до 30 передач.
Алюминиевый гоночный велосипед производства Raleigh с использованием компонентов Shimano. Он использует полу-аэродинамическую колёсную пару с малым количеством спиц.
- Шоссейные велосипеды предназначены для скоростной езды и соревнований по шоссейному велоспорту. У них лёгкие рамы с минимальным количеством оборудования, низким рулём, чтобы обеспечить мощную и аэродинамическую посадку, узкие шины высокого давления для минимального сопротивления качению и несколько передач. Шоссейные велосипеды имеют относительно узкий диапазон передач, который, как правило, видоизменяется от среднего до очень высокого соотношения, распределённого по 18, 20, 27 или 30 передачам. Более близкие передаточные числа позволяют гонщикам выбирать передачу, которая позволит им ехать на оптимальной частоте педалирования для максимальной эффективности.
- Трековые велосипеды предназначены для езды по открытым или закрытым велотрекам, исключительно просты по сравнению с шоссейными велосипедами. У них есть одно передаточное число, фиксированная трансмиссия (то есть без муфты свободного хода), отсутствуют тормоза, и минимальное количество других компонентов, которые иначе причисляли бы велосипед к шоссейным.
- Курьерские велосипеды, как правило, используются для срочной доставки писем и мелких пакетов между предприятиями в крупных городах с сильно перегруженным движением. Хотя может использоваться любой тип велосипеда, велокурьеры чаще всего (особенно в США) используют трековые велосипеды с фиксированной или односкоростной передачей.
Современный туристический велосипед, с оборудованием и багажом
Туристические велосипеды предназначены для велотуризма и длительных поездок. Они прочны и удобны, способны перевозить багаж, оснащены дополнительным оборудованием, а также имеют широкий диапазон передач. Этот тип велосипеда является компромиссом между дорожным и шоссейным велосипедами.
От чего зависит вес велосипеда?
Обычный велосипед состоит из рамы, колес, руля, седла, вилки и других второстепенных элементов. Но наибольшее значение во всей его конструкции имеет, конечно же, рама, поскольку она является по сути каркасом, соединяющим все элементы воедино и поэтому испытывает наибольшую нагрузку во время езды.
В связи с этим производители велосипедов стараются изготавливать велосипедные рамы из наиболее прочных материалов.
Но почему вес велосипедов порой так сильно отличается? Все дело в модели конкретного байка, ведь некоторые из них предназначены для скоростной езды и экстремальных трюков, в то время как другие должны выдерживать большие нагрузки на неровных поверхностях и вес самого велосипедиста.
Поскольку материалы имеют различную массу и прочность, производители подбирают при изготовлении рам именно те из них, которые соответствуют требованиям той или иной модели велосипеда.
Электровелосипедов
Прогресс не стоит на месте – с приходом на рынок электровелосипедов, мир двухколесного транспорта вступил в новую эру. Теперь, для движения нет необходимости изнурительно крутить педали, электропривод это сделает за велосипедиста. Электровелосипед – это тот же привычный байк, но с электроприводом, который постоянно или по мере надобности заставляет двухколесного друга двигаться вперед. Узнать этот тип очень просто по наличию трех основных частей: электродвигателя, батареи питания для него и контроллера. Главным отличием от мототехники считается присутствие в конструкции педалей, с помощью которых можно при желании привести байк в движение, и тогда он ничем не будет отличаться от обычного вида.
Отличия электровелосипедов от других типов байков:
- Велосипедисту можно отдохнуть в поездке, не нужно крутить педали – с помощью электрической системы с приводом, велосипед будет ехать сам.
- Наличие батареи питания. Как правило, она размещается в специальных полостях, вмонтированных в раму. Заряжать аккумулятор можно от сети 220 В. Один заряд позволяет преодолеть более 40 км, со скоростью около 30 км/ч.
- В модель введен новый важный элемент – электродвигатель. Его расположение может быть разным: на оси заднего колеса, на раме, даже под седлом, как в байке Vivax.
- При движении только с помощью педалей, без помощи электропривода, велосипедист затратит больше сил, чем на обычном велосипеде. Это происходит из-за общей инерции электромагнитной системы, которую человек приводит в движение без помощи электричества.
- Наличие контроллера, специального мини-компьютера, который управляет всей электрической системой и может показывать заряд аккумулятора, время, скорость, преодоленное расстояние.
Экспорт тренировок из TrainingPeaks в Zwift
В том случае, если ваш велокомпьютер или спортивные часы не поддерживают приложение TrainingPeaks Daily Workout, а вы хотите добавить интерактивности в тренировку, вам поможет приложение Zwift. Даже бесплатная версия позволяет импортировать структурированные тренировки из TrainingPeaks с последующим управлением велотренажером в любом режиме Resistance или ERG.
Для экспорта выберите тренировку TrainingPeaks и нажмите кнопку в верхнем правом углу
В открывшемся окне экспорта выберите формат ZWO и сохраните полученный файл. Дальнейший алгоритм действий зависит от устройства, на котором установлен Zwift.
Если приложение Zwift установлено на вашем компьютере, тогда переместите полученный файл тренировки с расширением .zwo на компьютере в папку Documents\Zwift\Workouts. Тогда при запуске программы в списке заданных пользователем тренировок появится и ваше задание.
Если Zwift установлен на iPhone или iPad, то алгоритм чуть сложнее.
- Подключите iPhone или iPad кабелем к компьютеру и запустите iTunes
- Нажмите на иконку устройства в iTunes, далее на «Приложения» и листайте ниже до раздела «Файлы»
- Здесь вы найдете папку «Zwift»
- Нажмите кнопку «Добавить» и выберите сохраненный .zwo файл
- Запускаем синхронизацию. Далее в приложении Zwift на устройстве тренировка появится в списке созданных пользователем занятий
Детские
Конструкторы велосипедов не обошли стороной и маленьких любителей покататься. Главной отличительной чертой детских типов велосипедов является надежность и безопасность во время движения. Узнать его можно по небольшому размеру, который соответствует возрасту ребенка.
Первым детским “железным конем” традиционно считается трехколесный велосипед-каталка. Он очень удобен и для самого малыша и его родителей. В зависимости от модели, такие каталки оснащены удобным креслом, ремнями безопасности, солнцезащитным тентом (все для комфорта маленького владельца байка), а также они имеют ручку управления рулем (чтобы взрослый мог катать свое чадо).
Но в последнее время очень популярными стали детские велобеги (или беговелы), их еще называют велокатами. Это двухколесный вид байка без педалей. Ребенок, отталкиваясь ногами с места, приводит байк в движение. За счет простой конструкции дети легко осваивают езду на нем, быстро учатся удерживать равновесие.
Для детей возрастом от 3 до 5 лет разработаны байки с дополнительными колесами, которые крепятся по бокам заднего. После того как малыш освоит технику управления, их можно будет снять.
Для ребят, которым исполнилось 4-7 лет, покупают велосипеды, имеющие одну скорость. Остановиться на этом байке можно с помощью ножного (сзади) и ручного (спереди) типов тормозов.
Дети 6-9 лет могут кататься на велосипедах, имеющих несколько передач, и без дополнительных колес.
Велосипеды, разработанные для ребят 8-12 лет, напоминают миниатюрные копии взрослых видов байка. Они ничем не отличаются по оснастке от аналогичного взрослого аналога.
Дополнительно к детскому байку родителям нужно обязательно покупать специальный шлем для безопасности малыша во время движения.
Руль и его устройство
Руль на велосипед представляет собой трубу различной ширины, диаметра и формы с требуемым углом изгиба. Крепится при помощи выноса к штоку вилки. Необходим как точка опоры для управления и поддержания равновесия велобайка. Изготавливается из алюминия, карбона, хроммолибденового или титанового сплава.
Вынос или иначе рулевой кронштейн, выполняет роль соединяющего элемента. Представляет собой удлинённую деталь, по краям которого имеются фиксаторы для рулевой перекладины и штока вилки. Данный элемент определяет расстояние от рулевой трубы до рамы велосипеда. Расстояние (длина выноса) для каждого велосипеда и его владельца подбирается индивидуально.
Ремонту велоруль подвергается не часто, но при сильном падении или износе рулевых элементов необходимо обслуживание и/или замена деталей.
Конструкция велосипедной шины
Конструкция покрышки велосипеда отражается в ее маркировке. А вид в большей степени определяется типом протектора – внешней оболочкой покрышки, соприкасающейся при движении с грунтом. В свою очередь он может иметь беговую дорожку и боковые грунтозацепы.
Принято подразделять рисунок протектора на позитивный и негативный. Первый характеризуется общей площадью грунтозацепов, большей, чем общая площадь канавок, второй – соответственно меньшей. Позитивный протектор более приспособлен для движения по твердому дорожному покрытию, негативный – для обеспечения хорошего сцепления при поездках по песку или грязи, а также в зимних условиях.
Вторым элементом покрышки является корд – каркас, обеспечивающий ее форму. Он представляет собой особое переплетение синтетических нитей, характеризующееся их количеством на единицу площади покрышки и обозначающееся аббревиатурой TPI (EPI). Для бюджетных шин он находится в пределах 20-40, а для хороших шоссейных покрышек 60-130.
Борт шины влияет на износостойкость покрышки и ее ходовые качества особенно при маневрировании. Существует две конструктивные разновидности:
- Gumwall – с небольшим числом TPI и толстым слоем резины;
- Skinwall – тонкий борт с высокой плотностью корда, имеющий значительный слой резины только в месте соприкосновения покрышки с ободом.
Для фиксации шины на ободе служит бортировочный трос, составленный из стальных (клинчерные покрышки) или кевларовых (фолдинговые шины) нитей. Первая разновидность может храниться только в естественном состоянии, а вторую можно складывать гармошкой, уменьшая тем самым объем хранения. Кроме того фолдинговые покрышки имеют меньший вес.
Для даунхила
Байк создан для преодоления крутых, непроходимых спусков с гор, в глубины оврагов, для движения по каменистым тропам. Определить именно этот тип байка можно по особенно мощной раме и тяжелому весу модели.
Отличия велосипедов для даунхила от всех остальных типов:
- наличие очень прочной и толстой рамы для безопасности при спуске по камням и выполнении сложных трюков;
- оба колеса имеют систему амортизации для комфортной езды по сильно пересеченным тропам;
- большой вес байка, он начинается от 14 кг;
- просадка этого типа велосипеда под весом владельца может быть выше 50% для комфорта движения в плохих условиях с лучшей скоростью;
- ширина колес больше, чем у всех остальных типов, для надежности движения по каменным тропам.
Остальные типы велосипедов являются разновидностями предыдущих моделей с незначительными изменениями характеристик. Каждый год для коммерческого успеха продаж создается что-то новое, но присмотревшись, можно увидеть, что новинки очень напоминают один из существующих типов байков.
С приходом велосипеда жизнь человека стала лучше – стало возможным преодоление расстояний быстро и с минимальной затратой усилий. Для удобства создали разные типы байков, в зависимости от поставленных задач. Горный – для сложной местности, шоссейный – для идеальных дорог, для ежедневного использования – гибрид. Малыши тоже могут упражняться в езде – придуманы мини-модели и для них. Велосипеды прочно заняли свою нишу в жизни людей, замена им в ближайшие годы точно не предвидится.
Различия велосипедов по виду колес
По виду колес различают следующие модели:
- Хардтейл (Hardtail)– это наиболее популярная среди горных велосипедов модель, у которой есть амортизация только переднего колеса – велосипедная вилка (деталь, которая удерживает переднее колесо и позволяет поворачивать во время езды). Если сравнивать хардтейлы с ригидами (бесподвесными велосипедами), у хардтейлов лучшая проходимость, но они развивают меньшую скорость. По сравнению с двухподвесами, хардтейлы более легкие и развивают большую скорость, но на них не так комфортно передвигаться по сильному бездорожью;
- Двухподвес (Full-suspension) — модель с амортизацией и переднего, и заднего колеса. На переднем колесе у этих велосипедов такая же амортизационная вилка, как у хардтейлов. А амортизация заднего колеса у разных производителей может сильно отличаться. От задней подвески во многом зависит комфортность в передвижении и работа педалей, поэтому разработчики велосипедов стараются придумывать все новые модели задних подвесок, которые бы были одновременно мягкими и активными в движении. В целом, двухподвесы хорошо подходят для езды по пересеченной местности;
- Ригид (Rigid) – модель без амортизации колес. Такие модели легче, чем хардтейлы и двухподвесы, и стоят гораздо дешевле. Но на ригидах довольно неудобно передвигаться по бездорожью, и в продаже они встречаются все реже.
Что это вообще такое?
Суть велостанка проста: перед вами конструкция, которая включает в себя различные опоры для обычного или горного велосипеда. После установки велосипеда на станок вы получаете возможность использовать его как велотренажер. При этом никаких существенных конструктивных перемен вносить не требуется, вы всегда можете снять велосипед и использовать по основному назначению. Напомним, что такой станок – лишь один из 12 видов велотренажеров.
Преимущества и недостатки
Таким образом, данное приобретение выглядит более чем понятным и полезным, но и тут есть детали. Рассмотрим основные отличия от велотренажера, а также преимущества и недостатки:
В целом трудно сказать чтобы велостанок был лучше или хуже велотренажеров, просто данная конструкция является особенной.
Станок или обычный велотренажер – что лучше?
Вы можете принять велостанок за точную имитацию велотренажера, но не всегда он является таковым.
К примеру, если речь идет о роликовом станке, то там требуется особым образом держать равновесие и тренировка становится немного специфической. В то же время велостанок не является полной имитацией велосипеда как такового, хотя вы сами остаетесь в седле собственного велосипеда.
Далее мы более подробно разберем разновидности и станет понятнее. Сейчас нужно понять только специфику данного тренажера как конструкцию, которая позволяет ехать на вашем велосипеде, фактически никуда не двигаясь.