Уницикл
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Уницикл

Что лежит в основе уницикла

Уницикл покоряет своим неповторимым внешним видом. Человек, впервые увидевший данное инженерное творение с трудом представляет, как им можно управлять. В голове возникает масса сложных ассоциаций и алгоритмов действий. На самом деле, велосипед с одним колесом отличается простой и понятной конструкцией. В его основе лежат следующие элементы:

  • механизм управления (педали);
  • кареточный механизм;
  • регулируемая стойка (в простонародье обыкновенная рама);
  • сиденье для удобного передвижения.

Это классическое строение одноколесного велосипеда. Конструкция не оснащена механизмом торможения, приводной цепью и рулевой частью. Передвижение на нестандартном агрегате основано на постоянном кручении педалей и держании равновесия. Ранее велосипеды данного типа широко применялись циркачами, для выполнения трюков различной сложности. На сегодняшний день освоить езду на необычном виде транспорта способен каждый желающий человек.

В некоторых модернизированных моделях одноколесных велосипедов встроены дополнительные элементы. К их числу относят:

  • крыло (позволяет блокировать брызги грязи);
  • багажник;
  • система освещения (фонари);
  • светоотражатели;
  • звуковой сигнал.

В «прокачанных» моделях можно встретить вынос и тормоз. Вынос представляет собой рычаг, располагающийся под седлом. Его основной задачей является создание дополнительной точки опоры во время передвижения. Наличие выноса облегчает процесс езды и позволяет человеку беспрепятственно преодолевать длительные расстояния.

Тормоз – незаменимая часть любого транспортного средства. Система торможения крепится под седлом

Важно: примечательно, что система торможения установлена исключительно в моделях с выносом. В противном случае тормоз просто некуда прикрепить

Стили езды

Фристайл

Традиционно моноцикл ассоциировался с парадами и цирком. Но в наше время, с появлением более прочных велосипедных, и, соответственно, моноциклетных, деталей, возникло много новых стилей езды, таких как триал и горный моноцикл. Таким образом, езда на моноцикле в наше время уже не только развлечение, но и спорт.

Фристайл
Возможно, старейший из экстремальных стилей езды на моноцикле. Традиционный фристайл это, прежде всего, шоу. Трюки и движения происходящие из различных способов езды на моноцикле, связываются единым ритмом в эстетически привлекательную композицию. Конкурсы фристайла больше всего похожи на конкурсы фигурного катания.
Триал
Цель триала — преодоление препятствий, аналогично велосипедному триалу.
Уличный моноцикл, «Стрит»
уличный стиль использует комбинации уличных объектов, таких как лестницы, перила и заборы, для различных трюков, многие из которых аналогичны трюкам в других видах экстремального спорта, например BMX и скейтбординг.
Оффроуд или горный моноцикл
езда по пересечённой местности — самый динамично развивающийся вид спорта в последние годы. Обычное место проведения — горные склоны крутизной от 20 до 40 градусов.[источник не указан 1260 дней] Любой маршрут, проходимый для горного велосипеда, доступен и для моноцикла, причём, иногда пройти сложную местность на моноцикле оказывается легче, из-за большей манёвренности последнего.
Туризм
Этот стиль концентрируется на поездках на большие расстояния. С колесом в 29-дюймов (740 мм) или 36-дюймов (910 мм) легко ехать со скоростью от 15 до 20 км/ч и быстрее.
Флэтлэнд
Относительно новый стиль. В целом похож на фристайл, но без элементов хореографии. Как в уличном стиле, трюки похожи на BMX и скейтбординг.

Типы моноциклов

Внедорожные моноциклы.

Моноциклы для фристайла

В основном используются для трюков на плоской поверхности (флатленд) и фристайла. Обычно имеют относительно высокий подседельный штырь, узкое седло и вилку с квадратным верхом (используется для постановки ног при исполнении трюков). Такие моноциклы используются также, как и велосипеды для плоской поверхности. Обычный размер колеса — 20 дюймов (510 мм), но моноциклисты низкого роста могут использовать 12-дюймов (300 мм). Некоторые предпочитают колёса размера 24-дюйма (610 мм).

Моноциклы для триала

Созданные для триала, эти моноциклы прочнее, чем обычные, чтобы выдерживать нагрузки, связанные с прыжками и дропами. Как правило, оснащены широкими колёсами и шинами 19- или 20-дюймов (510 мм) с высоким протектором, для поглощения энергии ударов.

Горные моноциклы (MUni)

Горные моноциклы, или MUni (от англ. mountain unicycling), во многом похожи на моноциклы для триала, за исключением нескольких отличий. Как правило, у горных моноциклов больше колёса (24 или 26 дюймов (660 мм)), с которыми легче преодолевать небольшие препятствия, например, корни деревьев или камни. 29-ти дюймовые колёса используются для поездок на длинные дистанции, или для намеренного усложнения процесса. Сёдла горных моноциклов толще и комфортнее для компенсации неровностей грунта. Также на горных моноциклах используются тормоза, необходимые при съезде с крутых склонов.

36″ моноцикл с втулкой Schlumpf

Дорожные моноциклы

Такие моноциклы созданы для преодоления длинных дистанций. Обычно на них ставятся большие колёса, от 26 до 36 дюймов, что позволяет проезжать большее расстояние, делая меньше оборотов педалей. Начало моде на 36-дюймовые моноциклы положила компания Coker Tire.
Существуют другие варианты дорожных моноциклов, например, «GUni» (от англ. «geared unicycle», «моноцикл с передачами») — моноцикл с планетарной втулкой на две передачи, производства компании Schlumpf. На большие колёса, как правило, ставятся педали с короткими шатунами, для лёгкого каденса и высокой скорости. При этом, колёса с передачами, имеющие эффективный диаметр больше, чем само колесо, используют более длинные шатуны, чтобы увеличить усилие, так как на них нет необходимости в высоком каденсе, как на колёсах с прямой передачей, но требуется большее усилие нажатия на педаль.

Другие разновидности

Моноцикл «Жираф»

Многоколёсный моноцикл

«Жираф»: моноцикл с цепным приводом. Использование цепи позволяет сделать моноцикл такого типа намного выше обычного (многоколёсные моноциклы тоже иногда называют «жирафами»). У обычных моноциклов нет цепи, и это ограничивает высоту седла, так как наездник должен доставать ногами до педалей, прикреплённых к центру оси. Высота «Жирафа» может достигать от 1 до 3 метров.

Моноцикл с передачей, GUni (от англ. «geared unicycle»): моноцикл, колесо которого вращается быстрее, чем педали. Их используют для дальних поездок и гонок.

Многоколёсный моноцикл: моноцикл с несколькими колёсами, размещёнными одно над другим таким образом, чтобы только одно колесо касалось земли. Колёса либо связаны цепью, либо вращают друг друга, как шестерни.

«Кенгуру»: моноцикл, педали которого смотрят в одну сторону. Название происходит от характера движений наездника при езде, напоминающих прыжки кенгуру.

Эксцентрический моноцикл: моноцикл, ось которого расположена вне центра колеса. Эксцентрическое колесо на моноцикле-«кенгуру» делает езду на последнем проще, причём движения наездника становятся ещё более схожи с прыжками кенгуру.

Ултимейт (Ultimate wheel): колесо без рамы и седла, просто колесо с педалями.

Невозможное колесо, «Импосибл», «Impossible wheel», « BC wheel»: колесо со штырями или металлическими платформами для стояния. Обычное применение — езда по инерции и прыжки. Пуристская форма моноцикла, даже без педалей.

Интроцикл: большое колесо, внутри которого размещается наездник (как в колесе для хомяков). Интроцикл может быть как моторизованным, так и с педальным приводом. У интроциклов есть эффект гироскопа, а центр масс расположен ниже, что делает поддержание баланса проще, а манёвры — сложнее.

Самобалансирующийся моноцикл (Моноколесо): моторизованный моноцикл, оснащённый компьютером, автоматически поддерживающим баланс во время езды.

Моноцикл со свободным ходом: моноцикл со втулкой, оснащённой обгонной муфтой, как на обычном велосипеде. Это позволяет наезднику ехать по инерции, не вращая педали. На таких моноциклах, как правило, устанавливаются тормоза, так как на нём невозможно тормозить традиционным для моноцикла способом (педалями). Рычаг тормоза обычно размещается под сиденьем. На таком моноцикле невозможно ездить задним ходом.

История

«Если бы у меня была велосипедная шина Continental» Рекламный плакат шин Continental, изображающий клоуна с собачкой на моноцикле (1900-е годы).

Одна из теорий происхождения моноцикла гласит, что он возник благодаря популярности пенни-фартинга, также известного как «Паук» — велосипеда с большим передним и маленьким задним колесом. Так как его педали крепились непосредственно к передней оси, заднее колесо могло подскакивать на неровностях, и ездок некоторое время двигался на одном колесе. Многие владельцы «Пауков» обнаружили, что они могут ездить, убрав заднюю часть рамы и руль. Эту теорию подтверждают изображения моноциклов конца 19 века с большими колесами.
С тех пор энтузиасты моноцикла вдохновили производителей на создание различных конструкций, например, моноцикл без седла («ultimate wheel»), высокие моноциклы («Жирафы»). В конце 1980-х годов интерес к моноциклу возникает в среде спортсменов-экстремалов, в результате чего был создан «внедорожный» или «горный» моноцикл («муни», от англ. «MUni», «mountain unicycling»).

Зачем два колеса, если можно на одном

Опубликовано в
Разное

Понедельник, 15 Декабрь 2014 11:53

История возникновения юнисайкла, связана со знаменитым велосипедом Penny Farthing. Изобретенный Джеймсом Стэнли в 1866 году снаряд имел огромное ведущее переднее колесо, позволявшее достигать достаточно больших скоростей — цепной привод с повышающим передаточным отношением в те времена не использовался, и педали крепились непосредственно к оси колеса. Крохотное заднее колесо несло вспомогательную функцию и легко отрывалось от земли, стоило велосипедисту слегка сместиться вперед. Тогдашние лихачи и трюкачи с радостью пользовались этим свойством, пока не догадались, что можно обходиться вообще без заднего колеса. На фотографиях конца XIX века встречаются цирковые одноколесные велосипеды с огромным колесом от Penny Farthing.

Способы обучения

Существуют различные способы обучения катанию. Самый простой — езда с поддержкой. Другой способ предполагает обучение езде в узком коридоре, стены которого служат боковой опорой, и ученик может сосредоточиться на тренировке баланса в продольной плоскости. Если нет подходящего коридора, поможет забор или даже натянутая верёвка. Балансирование между двумя стульями, поставленными спинками друг к другу, также помогает ученику отрегулировать посадку перед тем, как приступать к езде. Использование приспособлений, подобных лыжным палкам, обычно не приветствуется, так как они мешают балансированию и входят в привычку. Кроме того, использование приспособлений чревато травмами при падении.

Главная задача при обучении — исключить опору ногами на педали. Вес тела должен лежать на седле. При правильном подъёме седла и мягких ногах легко преодолевается мёртвая точка педалей а также плавно проходит соскакивание с моноцикла при потере равновесия. В основе движения вперёд лежит ровная спина и лёгкий наклон плечами. Для торможения и спрыгивания следует слегка подать таз вперёд и упереться ногами в педали, сохраняя опору на седло. Поперечный баланс лучше всего править лёгкими движениями таза совместно с махом рукой при этом плечи должны остаться над колесом. Подобный изгиб применяется и при поворотах на малых скоростях. Вначале обучения колесо должно быть приспущено для большего сопротивления качению.

Теория

Так же, как и на двухколёсном велосипеде или мотоцикле, поддерживать равновесие на моноцикле возможно преимущественно во время движения. Эксперименты и математическое моделирование показывают, что моноцикл сохраняет вертикальное положение до тех пор, пока колесо удерживается под центром масс (теория инвертированного маятника). Удержание колеса в нужном положении — задача наездника. Гипотеза о значительной роли гироскопического эффекта в поддержании баланса моноцикла в настоящее время считается опровергнутой. Кроме того, моноцикл является неголономной системой, так как его поведение зависит от направления движения. Проблема контроля самобалансирующегося моноцикла — интересная задача из области теории управления (см. Segway).

Во время езды на моноцикле ездок подсознательно замечает, в какую сторону стремится упасть его транспортное средство и корректирует «падение», перемещая колесо под свой центр масс до того, как моноцикл переместится слишком далеко от стабильного положения. Сохранение вертикального положения может быть основной задачей для начинающего ездока, но им приходится учиться и контролируемому «падению» — для поворота, ускорения или торможения.

Расстояние по горизонтали от центра тяжести до точки контакта (между колесом и грунтом) определяет ускорение. Скорость и направление вращения колеса определяет относительное положение пятна контакта, и, соответственно, падение или рост ускорения.

Если моноциклист теряет равновесие, и не может сдвинуть свой центр тяжести на другую сторону колеса (нижняя часть которого является точкой опоры) без помощи стены или другой опоры — и, соответственно, чтобы не упасть, он должен повернуть колесо (нижней частью своего тела) и сдвинуть его, вращая педали, в направлении своего центра тяжести.

Чтобы начать движение в том или ином направлении, нужно сместить центр тяжести, «упасть», что, как правило, достигается наклоном тела и движениями рук. Более опытные ездоки могут корректировать направление движения только при помощи бёдер («закручивая» верхнюю часть тела в противоположном повороту направлении). Моноциклист начинает «падать» в желаемом направлении, и это помогает ему начать движение, несмотря на возможные изменения скорости.

Когда ездок едет, он смещает центр тяжести вперёд от точки контакта, чтобы ускориться или назад, чтобы замедлить движение. Для удержания постоянной скорости ездок должен удерживать центр тяжести прямо над пятном контакта. Но более надёжный (и контринтуитивный) способ управления ускорением — с помощью изменения скорости вращения педалей и колеса, без наклонов тела.

Моноциклы в культуре и искусстве

  • В фильме Григория Александрова «Цирк (фильм, 1936)».
  • В фильме «Отроки во Вселенной» используется интроцикл как образ внеземного футуристического транспорта.
  • «Звезда цирка» — один из самых первых трёхмерных мультфильмов студии Pixar (1987). Главный герой — одноколёсный велосипед.
  • В компьютерных играх «Uniracers», «Carmageddon», «Serious Sam 2».
  • В рекламе навигационного программного обеспечения Ovi Maps с функцией SatNav компании Nokia участвует известный конструктор Кэрри МакЛин с сыном на собранных ими моноциклах
  • Во время церемонии закрытия Олимпиады в Пекине использовалось множество немоторизированных моноциклов
  • «Звёздные войны. Эпизод III: Месть ситхов» — генерал Гривус во время преследования Оби-Ваном перемещается на моторизованном интроцикле.
  • В фильме «Люди в чёрном 3» интроцикл используется как транспортное средство.
  • В одной из серий сериала «Доктор Хаус» видно, что у Кади в спальне у стены стоит моноцикл.
  • В аниме и манге «One Piece» акробат Кабадзи , один из пиратов Багги использует моноцикл как основное средство перемещения в бою и вне боя.
  • В некоторых сериях «Spongebob Squarepants» фигурирует моноцикл, которым пользуется как главный герой, так и второстепенные персонажи.

Командные виды спорта на моноциклах

Кроме индивидуальных занятий, в последнее время растёт популярность командных видов спорта с использованием моноцикла[источник не указан 1260 дней].

Баскетбол на моноциклах

Основная статья: en:Unicycle basketball

В баскетбол на моноциклах играют на обычном баскетбольном поле, по правилам обычного баскетбола, то есть, перемещаться с мячом можно только используя дриблинг. Есть несколько правил, специфичных для моноцикла, например, игрок должен ехать на моноцикле при дриблинге. В баскетбол играют на 24-дюймовых или меньших моноциклах с пластиковыми педалями, во избежание травм и повреждения покрытия поля. В Северной Америке турниры по баскетболу на моноциклах проходят в Беркли, Детройте, Фениксе, Минеаплисе и Торонто. В Швейцарии, Франции, Германии и Пуэрто Рико есть баскетбольные команды моноциклистов. Пуэрто-риканская команда All Stars — одна из наиболее сильных; они побеждали в нескольких мировых турнирах.

Хоккей на моноциклах

Основная статья: en:Unicycle hockey

Хоккей на моноциклах похож на хоккей на льду или на траве. Играют теннисным мячом и клюшками для хоккея на льду. Игра, как правило, не контактная. Есть активные лиги в Германии, Швейцарии и Великобритании, международные турниры проводятся минимум раз в два года. Турниры в Великобритании между различными командами проводятся в разных городах, обычно на крытых аренах, но иногда и на открытых площадках. Каждый турнир продолжается день, в течение которого проходят игры между 8-ю командами по круговой системе, где побеждает команда, набравшая больше всего очков. Если две команды набрали поровну очков, победитель выбирается по количеству голов или решающим пенальти.

Гандбол на моноциклах

В гандбол на моноциклах играют гандбольным мячом. Команды стараются кинуть его в вертикальный обруч, размещённый на высоте около 2-х метров над землёй. В такой гандбол играют в польской деревне Хжелице (Chrzelice (польск.), Chrzelice (англ.)) с конца 1970-х годов.

Поло на моноциклах (унициклах)

В поло на унициклах (униполо) играют почти по тем же правилам, что и в поло на лошадях. Основное отличие состоит в размере и покрытии поля и в форме клюшки. Мяч забивается в ворота только торцом клюшки. Первая официальная встреча проведена 12 июня 2015 года между командами Дубны и Москвы. Команды существуют в ряде городов России (Санкт-Петербург, Вологда, Подольск, Якутск, Казань, Дубна, Москва).

Сыктывкарский унициклист

Опубликовано в
Новости Other

Понедельник, 09 Март 2015 11:34

Горожане в Instagram активно постят фотографии загадочного сыктывкарца, который передвигается по городу на одноколесном велосипеде даже зимой.

Про тонкость езды на моноцикле и реакцию сыктывкарцев на необычное для нашего города средство передвижения порталу ProGorod11.ru рассказал велосипедист-унициклист (уницикл — одноколесный велосипед — ред.) Дмитрий Квочкин.

Расскажите, откуда узнали о необычном средстве передвижения?

Про унициклы и про виды езды на нём узнал из интернета, случайно наткнулся на пару видео, на котором люди просто катались по горам на одном колесе, и это было явно не цирковое представление. Подстегнул интерес: «А смогу ли я так?»  

А у нас в Сыктывкаре можно купить такое колесо?

В городе у нас можно приобрести одноколёсный велосипед, но, увы, сомнительного качества: я бы не рекомендовал. Лучше заказывать по интернету. Стоимость хорошего прочного уницикла выходит в половину цены среднего велосипеда.

Долго ли учились управлять унициклом? Сколько раз падали, прежде чем достичь совершенства?

Заразился этим увлечением летом 2011 года. Осваивался около 2-3 недель. На самом деле за всё время упал, пожалуй, только один раз. На колесе хорошо то, что тебе не мешает руль и можно свободно соскочить с падающего уницикла на ноги.

В Сыктывкаре на уницикле катаетесь только вы один или есть тусовка любителей одноколесных велосипедов?

В Сыктывкаре я знаком только с тремя людьми, которые, как и я, могли свободно сесть и поехать по городу. Увы, двое из них уехали, теперь катаюсь чаще в одиночку, либо друга вытаскиваю поколесить на Стефановской площади.

Как реагируют на уницикл прохожие?

Реакция у людей всегда разная. Кто-то спокойно улыбается, кто-то начинает громко смеяться, кого-то это крайне пугает. Иногда кричат в спину «Клоун, что ли?», «Где второе колесо?», «Где руль!? Где тормоза!?». Когда стою на светофоре, подходят и спрашивают «Как это называется», «Умею ли я на этом кататься?». Кто-то просит попробовать, да, есть такие смельчаки. В целом люди положительно относятся. Меня радует то, что такой мелочью я могу им поднять настроение.

Что тяжелее всего на одноколесном велосипеде: подниматься в гору, спускаться с горы или ехать по трассе?

Когда учился, тяжелее всего было запрыгнуть и поехать в момент старта. Сейчас, пожалуй тяжелее даются подъёмы, как и на любом средстве передвижения: от коньков до самокатов. Нагрузка больше на ноги и дыхательную систему.

Какую максимальную скорость может развивать уницикл?

Максимальная скорость зависит от множества факторов: диаметра колеса, длины шатунов, высоты поднятия сидения, наличия планетарной передачи, резины, погоды, желания. Сам катаюсь на 24″ со средней скоростью 15-17км/ч, максимальную под горку на «Динамо» развивал до 29 км/ч, но уже с неприлично высоким каденсом (число оборотов педалей в минуту), не комфортным для езды.

Планируете ли вы сделать «вылазку» на уницикле на дальние расстояния?

По трассе ещё на дальние расстояния не ездил. Есть желание и идея будущим летом что-нибудь такое устроить для себя, малый марафон какой-нибудь до Эжвы.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий