Велосипедная вилка
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Велосипедная вилка

Устройство амортизационной велосипедной вилки

 Если устройство обычной вилки особых вопросов не вызывает, то с амортизационными моделями все несколько сложнее. Неизменными базовыми составляющими каждой вилки, имеющей амортизирующую функцию, являются пружина и амортизационный демпфер.

Пружина выступает в роли накопителя энергии, полученной от столкновения с неровностью. В процессе сжатия энергия в пружине аккумулируется, а в момент разжатия – высвобождается. Демпфер в свою очередь гасит энергию, высвобождающуюся в момент разжатия пружины.

По большому счёту, особенности взаимодействия пружины и демпфера определяют классификацию велосипедных вилок по типам. 

Принцип амортизационной вилки

Большинство вилок с амортизаторами работает на принципе телескопии, основанном на двух трубках, одна из которых меньшего диаметра, а вторая большего (внутри нее находится амортизатор, который гасит резкие перепады трубки с малым диаметром).

В зависимости от компоновки амортизационные вилки для велосипедов подразделяются на три группы: обычные, перевернутые и специфические.

Обычная компоновка состоит из верхней трубки меньшего диаметра и нижней – увеличенного размера, в которой располагается амортизатор.

Перевернутые вилки работают по точно такому же принципу, что и обычные, за исключением того, что поршень (трубка малого диаметра) находится не сверху, а снизу. Такой тип вилки для велосипедов неудобен по причине постоянного загрязнения цилиндра, но, кроме прочего, его стоимость значительно выше, чем обычного.

Специфические передние вилки основаны на той же поршневой функции, что обычные, но по сравнению с ними оснащены несколькими поршнями и рычагами, а также в данную группу входят одноножные вилки.

Основные геометрические размеры велосипедной вилки

Для всех вилок

Общая длина вилки. Оказывает влияние на геометрию велосипеда. При замене вилки (особенно амортизационной на жесткую) следует учитывать разность их длин. В общем случае, не рекомендуется ставить вилку с длиной, отличающейся более, чем на 20 мм, от рекомендуемой производителем.Общий вылет вилки. Складывается из вылета короны и вылета дропаутов. Оказывает влияние на управляемость велосипеда — чем больше вылет, тем выше стабильность при движении по прямой, но хуже управляемость. Стандартное значение — около 45 мм для горных велосипедов и около 35 мм для гибридов.

Для амортизационных вилок

Ход вилки.

Чем больше ход, тем:

  •  более крупные препятствия может отрабатывать вилка
  • тем большие удары может гасить вилка
  • тем выше скорость может быть на трамплинах
  • меньше возможности полететь через руль, так как передняя часть велосипеда выше задней
  • удобное положение райдера при скоростных спусках со склона.

Чем меньше ход, тем:

  • ниже центр тяжести велосипеда
  • выше точность управления
  • вилка меньше раскачивается при силовом педалировании
  • лучше приспособлена для езды в гору

Считается, что чем ровнее дорога, тем меньше должен быть ход вилки.

Типичные значения хода, в зависимости от предполагаемого стиля езды, такие:

Гибриды: 50-70 мм.
Кросс-кантри: 80-100 мм.
Велотуризм, покатушки, приключенческие гонки: 80-120 мм.
Дёрт: 80-100 мм.
Марафоны/эндуро/трейл: 120—150 мм.
Фрирайд: 150—180 мм, однокоронные, двухкоронные, двухкоронные перевернутого типа вилки.
Даунхилл: 180—203 мм, двухкоронные вилки.
Хардкорный (жёсткий, сложный) фрирайд: 250—300 мм, двухкоронные вилки перевернутого типа.Диаметр «ног» велосипедной вилки. Диаметр ног рассчитывается в зависимости от нагрузки вилки и влияет на ресурс направляющих подшипников скольжения, в которых движутся ноги вилки. Чем жёстче использование вилки, тем большая площадь соприкосновения ноги и направляющего подшипника требуется для уменьшения трения между ними и повышения их ресурса. Диаметр ног так же влияет на общий вес вилки и на торсионную жёсткость.
Значения диаметров ног для существующих велосипедных вилок:
28 мм — старые КК вилки, вилки низкого уровня,
30 мм — некоторые лёгкие КК вилки,
32 мм — вилки для КК и лёгкого экстрима (наиболее распространённый размер),
36-40 мм — распространённые вилки для даунхилла и фрирайда.
37-42 мм — хардкорный фрирайд

p.s. бывают и такие одноногие вилки. Это не фотошоп:

Размеры и стандарты рулевых колонок

Для резьбовых (threaded) рулевых колонок существуют следующие стандарты с посадочными размерами:

  • Рулевая колонка 1″ дюйм с диапазоном внешнего диаметра чашек 30-30.8 мм и внутренним посадочным диаметром в пределах 26.4-27 мм
  • Рулевая колонка 1.1/8″ дюйма с внешним диаметром чашек 34 мм и внутренним посадочным диаметром 30 мм
  • Рулевая колонка 1.1/4″ дюйма с внешим диаметром чашек 37 мм и внутренним посадочным диаметром 33 мм

Для безрезьбовых (threadless) стандартных рулевых колонок (EC, aheadset) существуют следующие стандарты с посадочными размерами:

  • Рулевая колонка 0.833″ дюйма (обозначение EC32) с внешним диаметром чашек 32.7 мм и внутренним посадочным диаметром 26.4 мм
  • Рулевая колонка 1″ дюйм (обозначение EC30) с внешним диаметром чашек 30.2 мм и внутренним посадочным диаметром 26.4 мм
  • Рулевая колонка 1.1/8″ дюйма (обозначение EC34) с внешним диаметром чашек 34 мм и внутренним посадочным диаметром 30 мм
  • Рулевая колонка 1.1/4″ дюйма (обозначение EC37) с внешним диаметром чашек 37 мм и внутренним посадочным диаметром 33 мм
  • Рулевая колонка 1.5″ дюйма (обозначение EC49) с внешним диаметром чашек 49.7 мм и внутренним посадочным диаметром 39.8 мм
  • Рулевая колонка 2.21″ дюйма (обозначение EC56) с внешним диаметром чашек 56 мм

Для безрезьбовых (threadless) полуинтегрированных рулевых колонок (ZS, zerostack) существуют следующие стандарты с посадочными размерами:

  • Рулевая колонка 1.1/8″ дюйма (обозначение ZS41 и ZS44) с внешним диаметром чашек 41.3 и 44 мм соответственно, а так же внутренним посадочным диаметром 30 мм
  • Рулевая колонка 1.5″ дюйма (обозначение ZS49) с внешним диаметром чашек 49.7 мм и внутренним посадочным диаметром 39.8 мм
  • Рулевая колонка 2.21″ дюйма (обозначение ZS56) с внешним диаметром чашек 56 мм

Для безрезьбовых (threadless) интегрированных рулевых колонок (IS, integrated) существуют следующие стандарты с посадочными размерами:

  • Рулевая колонка 1″ дюйм (обозначение IS38) с внешним диаметром чашек 38 мм и внутренним посадочным диаметром 26.4 мм
  • Рулевая колонка 1.1/8″ дюйма (обозначения IS41, IS42 и IS47) с внешним диаметром чашек 41.3, 41.8 и 47 мм соответственно, а так же внутренним посадочным диаметром 30 мм
  • Рулевая колонка 2.05″ дюйма (обозначение IS52) с внешним диаметром чашек 52 мм

На основе приведённых размеров и обозначений не составит подобрать рулевую колонку под имеющийся стакан при условии правильного определения его типа и главным образом диаметра трубы.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий