Виды спорта на велосипеде

Профессиональные трюки

Пожалуй, не меньше половины «профессиональных» трюков — это прыжки. На деле же — почти все. Трюки с прыжком называются «хоп» (от английского слова «прыжок»), и обычно выделяют следующие «хопы»:

  • Тач-хоп — прыжок, отрывающий заднее колесо с прокатом на переднем;
  • Банни-хоп — классический трюк, запрыгивание на препятствие после разгона;
  • Сайд-хоп — с места на препятствие сбоку;
  • Гэп — прыжок в длину. Выполняется с разными техниками;
  • Дроп — спрыгивание с препятствия. Правильно выполнить спрыгивание даже сложнее, чем обычный прыжок;
  • Тос — прыжки на заднем колесе, комбинация хопа и катания на заднем (Вилли);
  • Бронко — гэп на длину байка, достаточно сложный в балансировке (заднее колесо должно стать на место переднего).

Далее идут комбинации, изменения и прочие девиации. Трюки постоянно развиваются, и многие лидеры BMX-движения изобретают новые приёмы — более зрелищные, но и более опасные для райдера.

Популярные соревнования в шоссейных гонках

В велоспорте различают соревнования по олимпийской программе, по программе чемпионатов мира и соревнования общего характера.

Олимпийские игры – один из самых престижных чемпионатов по шоссейному велоспорту, проводится один раз в четыре года.

Чемпионат мира по шоссейным велогонкам – ежегодный чемпионат мира по шоссейным дисциплинам велоспорта, проводимый под эгидой Международного союза велосипедистов (UCI).

Национальные чемпионаты по шоссейному велоспорту – ежегодно проводимые в каждом государстве (имеющем федерацию велоспорта) соревнования. Они проводятся в двух дисциплинах: групповой гонке и гонке с раздельным стартом.

Самые престижные Грант-туры:

  • Тур де Франс (Франция),
  • Джиро д’Италия (Италия),
  • Вуэльта Испании (Испания).

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему “Шоссейный велоспорт”.

Теги: олимпийские виды спорталетние виды спорта

Правила в шоссейном велоспорте

Правила шоссейных велогонок варьируются в зависимости от вида гонки: индивидуальная, групповая или критериум.

В индивидуальной велогонке старт раздельный. Его порядок определяется согласно текущему рейтингу участника. Наиболее сильные велосипедисты стартуют в конце. Временной промежуток между стартом велогонщиков – 3 минуты. Главная задача — показать лучшее время прохождения дистанции.

В групповой гонке на шоссе общее число спортсменов не должно превышать 200 человек. Каждая команда должна предоставить от 4-х до 9-и участников в зависимости от решения организаторов гонок. Это количество должно быть одинаковым для всех команд. Гонщики стартуют одновременно, стараясь преодолеть дистанцию как можно быстрее, используя при этом определённые тактики:

  • основная группа;
  • отрыв;
  • отвал;
  • группето.

В критериуме гонка ведется группой спортсменов по улицам города по кругу (кольцевая гонка). Длина одного круга — от одного до трёх километров, количество таких кругов — до пятидесяти. Через определённое количество кругов устраивается промежуточный финиш, где первый пересекший черту гонщик получает 5 очков, второй — 3 очка, третий — 2, четвёртый — 1. Длина круга и количество кругов в гонке может сильно варьироваться в  зависимости от решения оргкомитета гонки и судейства.

Все гонщики могут оказывать друг другу незначительную помощь в виде передачи питания, напитков, ключей и др. Передача или обмен колесами, предоставление велосипеда другому гонщику, а также ожидание и оказание помощи отставшему разрешается только для гонщиков одной и той же команды. Подталкивание одного гонщика другим запрещено во всех случаях.

В качестве трофеев в велосипедном спорте велосипедисты получают призовые майки (в порядке уменьшения важности):

  • майка лидера генеральной классификации;
  • майка лучшего спринтера;
  • майка горного короля;
  • майка лучшего молодого гонщика;
  • майка чемпиона мира;
  • майка национального чемпиона.

Опасности

При любых прыжках не следует забывать о технике безопасности. В первую очередь, делать трюк стоит только тогда, когда в его итоге можно быть уверенным на 100%: поверхность не скользкая, высота препятствия понятна, трюк уже тренирован и ранее выполнялся правильно. Самая частая проблема — недооценка высоты препятствия или расстояния до него, что приводит к тому, что переднее колесо врезается в край, инерция теряется, и велосипедист падает, а иногда повреждается колесо и камера.

Также нельзя забывать о защите. При езде на велосипеде всегда должен быть надет шлем, а лучше ещё и комплект защиты ног и рук.

История шоссейного велоспорта

Велосипед был изобретен в России крепостным мастером Ефимом Михеевичем Артамоновым на одном из заводов Нижнего Тагила в 1800 году в день Пророка Ильи (20 июля (2 августа)). Артамонову не посодействовали в получении патента, и в 1817 году патент на первый в мире велосипед получил лесничий по имени Карл фон Драйс из Мангейма (Германия).

Первая велосипедная гонка состоялась 31 мая 1868 года в одном из парков пригорода Парижа Сен-Клу на дистанции в 2 км. Примечательно, что велосипеды двигались в то время со скорость быстрой ходьбы (10 км/ч). Для сравнения — мировой рекорд скорости на велосипеде, установленный в 1995 году Фредом Ромпелбергом, составляет 268 км/ч.

В дальнейшем этот вид спорта получил большое распространение в Англии и Америке, и уже в 1896 году велогонки по шоссе стали Олимпийским видом спорта.

Первая крупная велогонка стартовала в 1892 году в Бельгии. Спортсменам предстояло пройди дистанцию более 200 км по маршруту «Льеж — Бастонь — Льеж».

Кроссовые велосипеды

Кроссовые велосипеды тоже разработаны для гонок. Но в отличии от шоссейников, они используются для поездок по пересеченной местности по сложным, извилистым маршрутам. Давайте рассмотрим ключевые особенности данных великов:

  • Уникальная форма рамы, которая обусловлена сложными условиями эксплуатации.
  • Резина внедорожная, обладает значительной толщиной.
  • Покрышки имеют выраженный рисунок. Они обеспечивают надежное сцепление с поверхностью, удается преодолевать бездорожье.
  • Диаметр колес – 28 дюймов. Они довольно прочные и рассчитаны на высокие нагрузки.
  • Подобный велосипед специально разработан для пересеченной местности и позволяет преодолевать сложные маршруты, уверенно чувствовать себя на бездорожье.

Приобрести кроссовый велик можно как для тренировок, так и просто для поездок по лесам и равнинам. Но покупать его для применения в городе не стоит, вы просто не сможете раскрыть возможности велосипеда.

Велотриал – дисциплина для смелых

Считается, что триал зародился примерно в середине 70-х годов в Испании, когда мототриалисты решили проводить тренировки для детей на велосипедах.

Вскоре райдеры из различных стран переняли данный опыт и триал постепенно стал переростать в самостоятельную дисциплину. Суть данного вида вида спорта заключается в преодолении сложнейших препятствий на специальном велосипеде. Профессиональные спортсмены способны с легкостью спрыгнуть, к примеру, с трехметрового пьедестала или забраться на байке по ступенькам вверх.

Для соревнований по триалу используются трассы  различной сложности как с искусственными, так и с натуральными препятствиями. Для постройки трасс подходят всевозможные подручные материалы: бревна, покрышки, ящики, камни, бочки и тому подобное.

Шоппинг на время

Гонки по торговому центру Forum Dual Mall — одни из самых необычных соревнований по маунтинбайку.

На первый взгляд может показаться, что даунхилл – это любое катание с горки, не зависимо от выбранного снаряда, однако, все несколько сложнее. В первую очередь стоит понимать, что в отличие от, скажем, фрирайда, даунхил — гоночная дисциплина, где главная задача райдера – спуститься по маршруту как можно быстрее. Для данного вида строят специальные трассы и даже парки, которые, впрочем, можно использовать и для фрирайда. Кстати, в последнее время набирает популярность так называемый городской даунхилл и даже проводятся масштабные мероприятия, вроде City Downhill World Tour, куда вошел один из самых зрелищных контестов Red Bull Valparaíso Cerro Abajo. Примечательно, что даунхилл не остановился на захвате улицы, а ворвался в торговые центры и дома культуры, зародив гонки в стиле «DownMall», которые теперь есть и в России. Основное орудие – двухподвесы с большим ходом обоих амортизаторов (180-250мм).

+ Захватывающий контест Red Bull в Чили

Фото: redbull.com

Дерт джампинг — занятие для смелых

Dirt Jumping — очень зрелищная трюковая дисциплина, которая уже весьма популярна в нашей стране среди любителей велоэкстрима. Невероятные трюки и прыжки на трамплинах, сделанных  из земли, завораживают зрителей и притягивают новых поклонников.

Если Вам надоело просто колесить по городу и его окрестностям на своем двухколесном друге, или Вы чувствуете нехватку адреналина и экстремальных ощущений, то обратите внимание на данный вид велоспорта. Правда, для трюков Вам потребуется специальный байк и экипировка, которые, скажем сразу, стоят недешево

Правда, для трюков Вам потребуется специальный байк и экипировка, которые, скажем сразу, стоят недешево.

Но для тех, кто может себе позволить столь непростое занятие, эта статья будет полезной, поскольку в ней мы подробно расскажем об особенностях данной дисциплины.

Банни-хоп

Собственно, классический трюк «банни-хоп». Техника прыжка абсолютно аналогична прыжку через бордюр, правда выполняется более спортивно и делится на два подтрюка.

Для старта выбираем «переднюю» ногу, с которой будет начинаться исполнение, с неё и будем выполнять все элементы.

Первая часть трюка — это выпрыгивание:

  1. Переносим вес назад, чтобы центр массы (обычно попа) оказался за задним колесом.
  2. Сгибаем колени и локти, вжавшись в велосипед.
  3. Потягиваем руль прямыми руками на себя.

Вторая часть — поджатие:

  1. Перенести вес вперёд, упираясь в руль.
  2. Согнуть колени, освобождая педали от нагрузки.

Чтобы более высоко прыгать, делаем выпрыгивание и поджатие более высокими, играя на инерции и чувстве всей конструкции велосипеда. Просто, но требует практики. Все элементы выполняются плавно, настоящие профессионалы «играют» с инерцией очень эффективно, и выполняются зрелищные прыжки.

Велосипеды и особенности

Перечисленные ранее профессиональные трюки исполняются, конечно, на специализированных велосипедах. Обычно это BMX, собственно, многие трюки просто невозможно выполнить при наличии амортизаторов.

Горный байк

Тем не менее, самым популярным остаётся MTB, на котором, скорее всего, нам и предстоит практиковаться и учиться. На горном байке не стоит осваивать сложные трюки. Это не только неудобно, но и попросту опасно.

Наличие переднего, ато и заднего, амортизатора снижает управляемость велосипеда в полёте, а большой вес и крупные размеры делают всю конструкцию очень неудобной для велосипедиста.

На горном велосипеде прыжки используются для преодоления препятствий (вариант 1), и следует отталкиваться от этого. Преодоление препятствий — это обычный прыжок передним колесом, очень редко — сайд-хоп. Грамотная подготовка и понимание ограничений своего байка очень важны при подготовке и исполнении.

BMX

BMX принципиально отличается от MTB по многим параметрам. Основные из них:

  • небольшие размеры рамы — для хорошей управлямости;
  • большая надёжность к нагрузке как рамы, так и других компонентов (руль, педали);
  • передачи — позволяют управлять байком в любой ситуации.

Специализированный велосипед создавался для трюков, и выполнять их на нём намного удобнее. В общем виде все рекомендации по подготовке из следующей главы подходят и для BMX, но выполняются на них на порядок быстрее и проще.

Появление велосипеда

Люди еще много веков назад стали задумываться о таком виде транспорта, которым можно было бы управлять задействовав собственную мышечную силу, например ног. Изобретение велосипеда, точнее его прототипа, произошло в начале XIX века. Приписывают его немецкому изобретателю Карлу Фон Дрейсу, который в 1817 году изобрел двухколесный самокат. Изготовлен он был из дерева, а передвижение на нем напоминало ходьбу на лыжах.

Бытует мнение, что первый велосипед придумал русский крепостной умелец Артамонов в 1800 году. Сконструировав конструкцию на двух колесах он отправился, с разрешения хозяина, в путешествие из уральского села Верхотурье в Москву, преодолев почти 2000 километров. Его изобретение было высотой в полтора метра и весом 40 кг. Но к сожалению, ни точных сведений, ни других официальных фактов на этот счет не сохранилось, поэтому эту историю принято считать легендой.

Развитие велоспорта за рубежом

В 1868 году были проведены первые официальные соревнования по велоспорту. В Париже прошла велосипедная гонка, с дистанцией в два километра. Победителем стал англичанин Дж. Мур. В следующем году, он же одержал победу на шоссейной гонке длиной в 120 километров. Дистанции гонок становились сложнее и требовали все большей выносливости.

Модернизация велосипеда привела к тому, что в 1885 году шотландец Денлоп создал первые пневматические велосипедные шины. Его стало меньше трясти. Велосипед стал более маневренным и комфортным для езды, приобретал все большую популярность не только как средство передвижения, но и вариант для занятий спортом. Начиная с 1870 года, во многих странах Европы начинают строить специальные велосипедные треки. Стоит отметить, что с появлением велосипедных шин, гонки на велосипедах стали проводить не только на специальных треках, но и на обычных дорогах. В конце XIX века такие соревнования проводились во Франции и Америке. В 1893 году в Чикаго проведен первый чемпионат мира по велогонкам на треке.

Велосипедный спорт, как спортивная дисциплина, был включен в программу Олимпийских игр 1896 года в Афинах. Вскоре после этого в 1900 году, образован Международный союз велосипедистов. С 1908 года в программе Олимпиад разрешены парные гонки. Женщины получили право принимать участие в велогонках на Олимпиаде 1984 года. В 1996 году в игры ввели соревнование на горных велосипедах по специальным велотрассам, разработанным специально для этого вида спорта.

Развитие велоспорта в России

Впервые международные соревнования по велогонкам прошли в Москве в 1883 году. В 1884 году официально образовалось сообщество любителей велоспорта в Москве и Санкт Петербурге. Со временем и в других городах России стали появляться подобные сообщества.
В начале XX века, увлечение велосипедным спортом охватило всю Россию. Спорт стал популярен как среди участников, так и зрителей. Но после переворота 1917 года, велоспорт приостановил развитие, страна переживала тяжелое время. В 1918 году были проведены соревнования по маршруту Москва-Тверь и обратно.
Начиная, с 1950-х годов советские и российские велогонщики начинают свои выступления на международной арене, выигрывают престижные соревнования, завоевывают золотые олимпийские медали.

Подводя итоги, можно сказать, что велоспорт — это интересное, а главное полезное для здоровья занятие. Вам необязательно выигрывать мировые первенства или становиться олимпийским чемпионом, чтобы попробовать прикоснуться к виду спорта, с такой интересной и богатой историей.

Как выбрать велосипедный тип

Современные велосипеды делят на огромное количество видов. Зайдя на любой сайт — у вас глаза разбегутся от десятка вкладок «говорящих» о том, что в этом разделе можно найти серию «Road», в этом «МВТ», а в этом — аппараты для самоубийц, надежнейшие агрегаты для выполнения трюков, воплощения сумасшедших идей и необузданной езды серии «Dirt»! Все это вносит путаницу, поэтому при выборе велосипеда стоит разделить их на несколько типов:

  • Городской велосипед (City, Urban и др.);
  • Внедорожные велосипед (ATB, Найнер и др.);
  • Шоссейный велосипед;
  • Гибридный велосипед (Cross, Touring, Trekking);
  • Велосипеды узкой специализации.

Фрирайд – для любителей свободы

Основой стиля freeride является свобода движения. Он подразумевает преодоление неподготовленных и иногда искусственно сооруженных трасс с препятствиями различной сложности. Проще говоря, велосипедисты должны проехать там, где на первый взгляд это кажется невозможным.

Данный стиль привлекает не только профессионалов, но и новичков, которые хотят получить новые ощущения и повысить свое мастерство владения байком. Для них существует более облегченная версия дисциплины, так называемый лайт-freeride.

Однако для безопасного преодоления трассы, независимо от опыта велосипедиста, необходимо правильно подобрать комплектующие байка и экипировку, которые обеспечат комфортное катание и защиту от серьезных травм.

Полезная и интересная информация для юношей, мальчиков о велоспорте.

Скорее всего, велосипед — твой верный товарищ уже давно. Ты рос, и он тоже менялся. Сначала это был маленький трехколесный велосипед, потом, возможно, двухколесный, но с небольшими дополнительными колесами. Езда на велосипеде прочно вошла в нашу жизнь и никого не удивляет, что люди целыми семьями отправляются на них на дачу или просто на природу.

Однако если речь идет о спорте, то все усложняется. Здесь прежде всего идет работа на результат, а потому и велосипеды разительно отличаются от тех, что предназначены для обычных прогулок. Велоспорт входит в число олимпийских видов спорта и предполагает преодоление дистанции за минимальное время.

Зародился велоспорт в Европе еще в 60-х гг. XIX в. Первые серьезные соревнования прошли во Франции. Это была международная гонка «Париж—Руан» (дистанция в 120 км). Сейчас трудно это представить, но участники соревновались на деревянных велосипедах.

Велосипедный спорт имеет несколько разновидностей в зависимости от того, по какой трассе он проходит. Спортсмены могут соревноваться не только на гладкой и ровной трассе, велотреках, но также и на горной или пересеченной местности. Не так уж легко мчаться на скорости по извилистым лесным тропинкам, проезжать по узкой дощечке через канаву, прокладывать путь по старой пашне, в гору или, наоборот, с горы. Все это требует не только сил, но и выносливости и ловкости.

Очень увлекательны гонки на тандемах — двухместных велосипедах. Вот здесь понадобятся не только выносливость и ловкость, но и умение работать в паре, чувствовать и хорошо знать своего партнера. Скорость тандема больше скорости одноместного велосипеда, так как при прежнем сопротивлении воздуха движущих «мотора» уже два.

Сейчас популярностью пользуется такое экстремальное направление, как дертджампинг. Оно подразумевает прыжки на земляных трамплинах, также спортсмены могут выполнять различные трюки в воздухе или в момент приземления, хотя это и не является обязательным условием.

Родом дертджампинг из цирка, где еще в XIX в. циркачи показывали номера с прыжками на велосипедах.

В настоящем виде он появился уже в конце 80-х гг. XX в., когда некоторым любителям кроссовых трасс захотелось оставить только катание по трамплинам. С течением времени выяснилось, что стандартные трамплины не вполне подходят для того, чтобы выполнять красивые прыжки. Поэтому стали появляться специальные трассы с большим количеством трамплинов, идущих друг за другом, и специальными склонами для разгона.

Разумеется, просто прыгать в скором времени стало неинтересно, так появились различные трюки, которыми теперь дополняются прыжки.

Для дертджампинга не подходит обычный велосипед. Спортсмены катаются на специальных модификациях горных велосипедов или велосипедов типа ВМХ, которые многие спортсмены собирают собственноручно.

Важной частью экипировки велосипедиста, конечно, является сам велосипед, конструкция которого зависит от того, для чего именно он будет использоваться. Поэтому, определившись, обязательно выбирай велосипед только в специализированном магазине под руководством опытного консультанта

Поэтому, определившись, обязательно выбирай велосипед только в специализированном магазине под руководством опытного консультанта.

Форма для занятий велосипедным спортом на первом этапе может быть самой простой. В летний период это футболка и шорты, а в прохладное время тренировочный костюм и шапочка. Кроссовки должны быть легкими и удобными.

Для велосипедных гонок спортсмены предпочитают обтягивающую одежду из легких синтетических тканей, так как она сокращает сопротивление воздуха, что позволяет увеличить скорость.

Также для велотреков понадобится специальный велосипедный шлем, который имеет характерную обтекаемую форму и изготавливается из легких и прочных материалов.

Если у тебя есть велосипед, пусть даже самый простой, без всяких модных «наворотов», то во время летних каникул, ты уже можешь самостоятельно начать тренировки.

Велосипедный спорт — это спорт для тех, кто любит скорость и хочет стать выносливым. Также езда на велосипеде очень удобна, если за день тебе приходится преодолевать немалые расстояния, а делать это на автобусе не хочется.

К сожалению, далеко не везде есть специальные велосипедные дорожки, поэтому, перемещаясь по городу, будь внимателен и очень осторожен.

Использование прыжков

Собственно, можно выделить три направления использования прыжков на велосипеде:

  1. Для преодоления небольших препятствий. Самый простой вариант встречается при любом катании, мы запрыгиваем на небольшие бордюры, ступеньки, неровности, чтобы не нагружать велосипед и не терять динамику.
  2. Перенос велосипеда — достаточно сложный элемент, когда необходимо подняться по лестнице или «запрыгнуть» на параллельно идущий тротуар.
  3. Прыжок как трюк. Его исполняют на ровном месте, и никакой цели в плане передвижения трюк не несёт. Существует большое количество вариантов трюков, да и сам прыжок часто является инициирующим или составным элементом для сложных трюков и выступлений.

Каждый из таких прыжков требует отдельной подготовки. К счастью, мало у каких байкеров данные интересы пересекаются. Трюки выполняют вполне конкретные спортсмены, интересующиеся BMX, а «перенос» и вовсе фишка скорее для видеороликов, а не для реального использования.

Учимся и тренируемся

Научиться прыгать на велосипеде поможет только тренировка. Это залог хорошего исполнения, потому ею необходимо заниматься отдельно, до реального катания и настоящих бордюров.

Последовательность

Итак, чтобы прыгнуть через препятствие, повторяем следующие шаги:

  1. Набираем небольшую скорость до препятствия (если едем быстро, притормаживаем, на высокой скорости учиться нереально).
  2. Поднимаем руль — на вытянутых руках упираемся в руль и помогаем ему в пружинящем движении обратно, как бы «прыгаем» на нём.
  3. Движение велосипеда продолжается, и поднятое колесо оказывается над препятствием.
  4. Переносим вес тела вперёд, опираясь на приземляющийся руль.
  5. Снимаем нагрузку с педалей или помогаем заднему колесу подняться, можно немного подпрыгнуть.

Ура, мы совершили первый прыжок!

Подведём итог

Теперь вполне логично будет подвести итог всему вышесказанному и выделить главные отличия между одним видом транспорта, но различными его видами:

  1. Горный велосипед подобен внедорожнику, которому не нужны дороги. Городской велосипед подобен отечественному автомобилю, которому нужны дороги пусть и не самого высокого уровня.
  2. Спортивный агрегат всегда выделяется на фоне обычного высокой прочностью, немного меньшим весом и высокой стоимостью. Впрочем, такая же тенденция присутствует и в автомобилях.
  3. Шины всегда шире у спортивных двухколёсных моделей, а руль более прямой и высокий.

Прежде чем останавливать свой выбор на спортивном или обычном средстве для передвижения, нужно хорошо подумать над областью его использования. Покупать для города горную модель будет нерационально и даже глупо, равно как и обычный велосипед для рассекания по бездорожью.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий