Конструкция и модификации велосипеда В-120 «Украина»
В отличие от модели В-110, новый велосипед В-120 «Украина» имел удлиненную раму, новое седло, усиленные вилки цепи и стойки, которые крепились к подседельному узлу с помощью болта вместо пайки. Модель велосипеда В-120 производилась до 1968 года. Определённый период одновременно выпускалась и новая версия В-130 (также и вариант В-130К), годы производства ориентировочно 1966—1969. В конструкцию велосипеда внесли незначительные изменения: была увеличена длина щитка переднего колеса, добавлен передний багажник, обод колес стал прямоугольного сечения, были установлены отлитые из алюминиевого сплава педали. Все велосипеды оснащались тормозной втулкой заднего колеса типа «Тorpedo» без дополнительных тормозов.
На раму наносились красочные декали с надписью «Украина» и маркой велосипеда, а также другие мелкие декоративные рисунки (ранее на модели В-120 были надписи выполнены бронзовой краской под трафарет).
Как правило, велосипеды «Украина» В-120, В-130 поступали в продажу в стандартной комплектации, в которую входили нарамная сумочка с инструментами и насос. Дополнительно предлагалось приобрести передний багажник, подножку, счетчик пробега, фару и динамо-машину.
В период, ориентировочно, 1968—1975 годов производилась версия велосипеда В-134 «Украина», которая также имела незначительные изменения конструкции. Например, в некоторых моделях обод колес был прямоугольного сечения, или старый типа «чайка». Этот велосипед поставлялся в
Велосипед «Украина» В-120, первая модель производства 1961 года
комплекте с дополнительным передним багажником и подножкой. Велосипеды красились в чёрный цвет, но определённое количество модели В-134, были темно-красного, голубого цветов. Щитки колес украшались белыми линовками.
После 1975 года на ХВЗ производились велосипеды под названием «Украина»: модель 111—411, модель 111—421, модель 111—441 и другие.
Технические характеристики мужского дорожного велосипеда В-134 «Украина»:
- Высота рамы — 580 мм.
- База — 1175 мм.
- Размер шин — 40×622 мм (1,3 / 4 «Х28»).
- Передняя звезда (число зубьев) — 48.
- Задняя звезда (число зубьев) — 19.
- Количество передач — 1.
- Цепь роликовая 12,7×3,4 мм — 112 звеньев.
- Вес велосипеда — 17 кг.
“Украина” (1926 ? – 1935 ?) — нет данных
В-120 “Украина” (1961 – 1964 ?)
Мужской дорожный велосипед В120 “Украина” – наиболее известный велосипед, выпускавшийся на Харьковском велосипедном заводе. Первые версии начали изготавливать ещё в 1926 году. Модель 1961 года. В отличии, от В110, велосипед В120 имел удлинённую раму, усиленные цепные вилки и стойки. Крепление стоек было сделано на болтах, вместо сварки.
Посмотреть: Устройство и технические данные велосипеда В-120 “Украина”
В-130 “Украина” (1965 ? – 1967 ?)
Мужской дорожный велосипед В 130 выпускался на Харьковском велосипедном заводе им. В. И. Петровского. Велосипед предназначался для туристических, деловых и прогулочных поездок по дорогам с твёрдым покрытием или грунтовым дорогам.
Посмотреть: Устройство и технические данные велосипеда В-130 “Украина”
111-411 “Украина” (1975 – 1980)
Дорожный мужской велосипед 111-411 “Украина” выпускался на Харьковском велозаводе им. В. И. Петровского. Являлся базовой моделью для велосипедов 111-412 и 111-413 “Люкс”. Предназначался для поездок по дорогам с различным профилем и покрытием. Годы выпуска: 1975 – 1980.
Посмотреть: Устройство и технические данные велосипеда 111-411 “Украина”
111-412 “Украина” (1975 – 1980)
Дорожный мужской велосипед 111-412 “Украина” выпускался на Харьковском велозаводе им. В. И. Петровского. Являлся модификацией базовой модели велосипеда 111-411. Предназначался для поездок по дорогам с различным профилем и покрытием. Годы выпуска: 1975 – 1980.
Посмотреть: Устройство и технические данные велосипеда 111-412 “Украина”
111-413 “Украина” (1975 – 1980)
Дорожный мужской велосипед 111-413 “Украина” выпускался на Харьковском велозаводе им. В. И. Петровского. Являлся модификацией базовой модели 111-411. Предназначен был для поездок по дорогам с различным профилем и покрытием. Годы выпуска: 1975 – 1980.
Посмотреть: Устройство и технические данные велосипеда 111-413 “Украина”
111-421 “Украина” (? – ?)
Дорожный мужской велосипед 111-421 “Украина” выпускался на Харьковском велосипедном заводе им. В. И. Петровского. Являлся базовой моделью для велосипедов 111-422 и 111-423 “люкс”. Предназначался для деловых, туристических и прогулочных поездок по дорогам с различным профилем и покрытием.
Посмотреть: Устройство и технические данные велосипеда 111-421 “Украина”
111-422 “Украина” (? – ?)
Дорожный мужской велосипед 111-422 “Украина” выпускался на Харьковском велосипедном заводе им. В. И. Петровского. Базовой моделью для него была модель 111-421. Предназначался для прогулочных, туристических и деловых поездок по дорогам с различным покрытием и профилем.
Посмотреть: Устройство и технические данные велосипеда 111-422 “Украина”
111-423 “Украина” (люкс) (? – ?)
Дорожный мужской велосипед 111-423 “Украина” люкс выпускался на Харьковском велосипедном заводе им. В. И. Петровского. Являлся модификацией базовой модели велосипеда 111-421 “Украина”. Предназначался для деловых, туристических и прогулочных поездок по дорогам с различным профилем и покрытием.
Посмотреть: Устройство и технические данные велосипеда 111-423 “Украина”
111-431 “Украина” (1991 ? – ?)
Велосипед дорожный для взрослых В111 – 431 “Украина” выпускался на Харьковском велосипедном заводе имени В. И. Петровского. Велосипед предназначался для туристических, деловых и прогулочных поездок по дорогам с твёрдым покрытием или грунтовым дорогам.
Посмотреть: Устройство и технические данные велосипеда 111-431 “Украина”
111-441 “Украина” (1991 ? – ?)
Велосипед для взрослых дорожный В111 – 441 “Украина” изготавливался на велосипедном заводе имени В. И. Петровского в г. Харькове. Велосипед был предназначен для туристических поездок, а также деловых и прогулочных поездок по дорогам с различным покрытием.
Посмотреть: Устройство и технические данные велосипеда 111-441 “Украина”
Интересные факты
- С начала 1960-х годов марки велосипедов «Украина» и «Урал» (с 1965 г.) стали одними из самых известных велосипедов, произведённых в СССР. «Украина» отличалась от «Урала» повышенной высотой рамы и повышенной грузоподъёмностью. Многие запасные части этих велосипедов были вполне совместимы.
- В те времена (примерно 1961—1993 годы) велосипед в целом был доступен в продаже. Но была большая проблема с приобретением запчастей. Покрышки, камеры, тормозные барабаны и другие детали задней втулки были в большом дефиците. Большинство деталей велосипеда вообще не поступало в продажу. Чтобы купить («достать») какую-нибудь запчасть, приходилось месяцами заходить в магазин «Спорттовары», с надеждой, что случайно она будет на прилавке. Отсутствовали и сервис, и мастерские по ремонту и обслуживанию велосипедов.
- Велосипеды производятся и в сегодняшнее время и являются самыми доступными велосипедами на внутреннем рынке. По состоянию на 2017 год, цена около 1800 гривен. Выпущены модели с заниженной рамой для женщин (модель 15т), вариант с открытой рамой (модель 15-39), вариант с открытой рамой и колёсами размером 26 дюймов вместо 28-ми (модель 39). Также выпускается модернизированная версия Украина LUX.