Велообувь Shimano

Содержание статьи:

1. Устройство педалей велосипеда

Ну что ж, для начала начнем мы с небольшой теории. Что же, собственно говоря, представляют собой велосипедные педали?

Велопедали — составляющая часть системы (шатунов), приводящая в движение велосипед при помощи усилия ног велосипедиста с последующим вращением кареточного вала и далее через трансмиссию на заднее колесо.

Рассмотрим их устройство на примере классических и самых распространенных велосипедных дорожных педалей. Итак, состоят они из:

С обоих концов оси нарезана резьба. Для вкручивания в шатун нарезают резьбу M14x1.0 или M14x1.25. Прикручиваются они слева — левой резьбой (откручивается по часовой стрелке), а справа — обычной правой (откручивается против часовой стрелки). Такой способ крепления предотвращает при вращении педалей их закручивание наглухо и считается, что таким образом они не выкручиваются во время езды. На противоположном конце оси резьба стандарта M7x1 (правая), на коротую накручивается конус. Этим конусом производят точную регулировку шарикоподшипников. Вдоль этой резьбы дополнительно прорезана канавка, в которой фиксируется ус шайбы, устанавливаемой между контргайкой и торцом конуса. Шариковый путь оси, конус и чашки педали закаливают, чтобы получить твердую поверхность, а все поверхности снаружи деталей хромируются.

С первого взгляда велопедали, вроде бы достаточно несложный механизм, но разновидность их типов и производителей могут привести в ступор неподготовленного человека, решившего приобрести их для своего двухколесного друга.

2. Выбор велосипедных педалей

По своему конструкционному исполнению, велосипедные педали делятся на 3 большие категории:

  • Платформенные — используются практически с любой обувью;
  • Контактные — применяются в паре со специальной велообувью;
  • Комбинированные — с одной стороны имеют обычную платформу, а с другой — контактный механизм и позволяют носить обо вида обуви.

По назначению педали в свою очередь подразделяются на несколько типов:

  • Прогулочные — предназначены для езды по городу и изготовлены из пластикового корпуса. Довольно не прочные и слишком скользкие для катания по бездорожью.
  • Общего назначения — в основном, включают в себя комбинированные и металлические платформенные педали.
  • Кросс-кантри — это легкие безплатформенные контактные педали, требуют наличие специальной обуви.
  • Экстримальные дисциплины — педали с мощными шипами, расположенными на платформе, также педали контактные с наличием вмпомогательной платформы.
  • Шоссе — это контактные педали, которые не совместимы с горными ввиду того, что имеют другой стандарт и предназначены они для максимально жесткой фиксации ног.

3. Виды педалей

Давайте теперь более подробно рассмотрим все существующие разновидности педалей для того, чтобы вы лучше ориентировались при их выборе в магазине. Начнем от самых простых дешевых и закончим профессиональными и дорогими. Так вы поймете для какого стиля катания подходят те или иные педали.

Чем отличается велообувь от обычной

Очевидно, что наличием шипа дело не ограничивается. Если уж для подобных целей разработали специальную продукцию, это значит, что она дает другие преимущества.

Следует отметить, что велообувь имеет гораздо более жесткую подошву, которая чаще всего изготавливается из пластика или карбона (в более дорогих моделях). При использовании обычной пары с мягкой подошвой мы затрачиваем усилие на ее сжатие, которое пропадает впустую. Это приводит к тому, что требуется оказывать большее давление.

Такой материал не распределяет нагрузку по всей стопе, а концентрирует ее в точках соприкосновения с педалями. Это вызывает не только дискомфорт, но и способствует тому, что нога устает быстрее. Поэтому жесткая подошва, позволяющая равномерно распределить нагрузку, способствует увеличению результативности езды.

Жесткое сцепление с педалью обеспечивает надежную фиксацию. Нога не соскальзывает и находится в анатомически правильном положении для максимальной эффективности процесса. Сначала необходимо адаптироваться, при остановках думать о выщелкивании из фиксации. Вследствие этого многие велосипедисты боятся повредить ноги при падении. При неправильном положении конечности во время падения шип выщелкивается очень просто и без усилий, а научится пользоваться и быстро освобождаться можно в течение нескольких часов.

Не менее важной является возможность надежной и гибкой настройки фиксации ноги в обуви. Чаше всего она позволяет анатомически точно ее обхватывать

Это предотвращает лишнюю нагрузку, а также обеспечивает нормальное кровообращение. Для регулирования используются липучки и быстрозащелкивающиеся крепления.

На более дорогих моделях предусмотрены специальные устройства для микрорегулирования. Шнурки применяются все реже, ведь они могут попасть в цепь. Кроме того, со временем натяжение ослабевает, и обувь приходится перешнуровывать.

Обувь для шоссейного велосипеда

Обувь для шоссейного велосипеда схожа с mtb-велообувью – тем, что в ней невозможно ходить. На подошве шоссейной велообуви есть три отверстия для установки шипов для дорожных педалей. В отличие от горных велоботинок, там нет грунтозацепов, поэтому при ходьбе придется упираться на большой шип, который выступает.

В то же время считается, что для езды на велосипеде по шоссе такая обувь подходит прекрасно. Небольшой совет: на шоссейный велосипед можно поставить mtb-педали, и в таком случае можно надевать mtb-велотуфли, о которых мы рассказали выше.

Обувь для велосипеда бывает и «экстремальная» – которую используют для фрирайда, дерта, эндуро и прочих экстремальных видов катания. Здесь спецификой такой обуви является ее  «прилипание» к педалям. Подошва резиновая и мягкая, протектор «слабенький» , и это дает возможность этой велообуви не скользить по педалям. Однако есть и минус: некоторые модели обуви для экстремального катания не рассчитаны на контактные педали.

Читайте: Как выбрать велосипед для ребенка

Производители

Требования к велообуви аналогичны требованиям к обычной обуви. Она должна быть изготовлена из качественных материалов, не иметь дефектов и быть удобной. Если удобство проверяется исключительно лично (откуда рекомендация не покупать дорогие модели через интернет, а воспользоваться услугами магазинов), то относительно изготовления очень помогает репутация и практика использования товаров определённый марки. Благо, в наши дни в интернете можно найти отзыв о продуктах любой марки. Рассмотрим самые популярные из них.

Sidi

Признанный лидер в производстве обуви для мотоциклов и горных велосипедов. Современные технологии, заключённые контракты с крупнейшими спортивными командами и большой штат научных сотрудников – достигнуть уровня Sidi вряд ли кому-то удастся в ближайшее время. В дополнение к высокой технологичности и качеству, производство Sidi всё ещё находится в Италии, хотя встретить и «азиатские» коробки можно со всё возрастающим шансом.

Как и о любом лидере рынка, о компании и её моделях можно прочитать много негатива, но следует помнить одно: десятки тысяч профессионалов и ценящих качество любителей выбирают Sidi в качестве своей основной обуви и не особо намерены от неё отказываться.

Mavic

Всемирно известная компания из Франции. Производство давно перенесено по большей части в Азию, но сами модели разрабатываются в Европе. Выбор не очень широк, и основной упор при производстве делается на спортивную составляющую в ущерб материалам. В первую очередь пользователи отмечают жесткость и удобство подошвы, отличный контакт с педалями и крепкий задник ботинка. На материалах Mavic, конечно, вряд ли можно экономить, но сравнить его с лучшими на рынке нет никакой возможности.

Shimano

В любой сфере, связанной с производством аксессуаров для велосипеда и велосипедистов, было бы сложно не найти этого производителя. Американская велообувь Shimano отлично показывает себя. Линейка SPD хоть и является негуманно дорогой для российского рынка, практически всеми принимается за «стандарт» велообуви.

Polaris

Не особо популярная компания, производящая дешёвые модели для развивающихся рынков. Периодически случаются «неудачные партии», и общее впечатление о производителе со столь «развитым» (в одной Британии как минимум три мотоциклетных бренда Polaris) названием среднее. К слову, Polaris выделились тем, что одними из первых выпустили на российский рынок, действительно, качественные бахилы для зимы – накидки на велообувь, которые позволяют не замёрзнуть при зимнем катании.

Northwave

Ещё один итальянский бренд. Фирма открылась в 1993 году и признана в основном сноубордистами и обывателями. Пуховики Northwave в России можно встретить в любом городе. Northwave имеют огромную линейку производимой продукции – от велосипедной обуви до нательного белья и аксессуаров. Сотрудничество со спортсменами в плане тестирования продукции постоянно повышает качество изготовления велообуви, но сравниться с лидерами рынка пока нет возможности. А вот материалы, судя по всему, из-за работы и с одеждой, очень радуют.

Fiveten

Американская компания FiveTen, начинавшая с производства обуви для скалолазания и остающаяся в этой сфере одним из лидеров до сих пор. В 90-х, на волне бума горных велосипедов и кросс-кантри, выпустили обувь под замок и с тех пор поддерживают линейку качественных велотуфель для любителей.

Какие виды шоссеров встречаются в продаже

По типу конструкции шоссейные байки разделяются на три типа:

  • универсальные;
  • прогулочные;
  • гоночные.

Универсальные велосипеды чаще всего согласуются с обывательским понятием «шоссейник». Предназначены для поездок на большие расстояния: от 50 до 250 км за раз. Рекомендованная периодичность использования – несколько раз в неделю. Один-два раза в год можно выкатывать на групповые выезды протяженностью больше 250 км.

Геометрия рамы предусматривает полунаклонённое положение велосипедиста: угол наклона к горизонтальной плоскости в пределах 70 градусов.

Прогулочный вариант оснащен прямым МТБ-рулем и подходит для тех, кто принципиально не приемлет «руль-баран» и не любит катать в полусогнутом состоянии. В отличие от универсальных шоссер-байков, прогулочные обеспечивают более прямое положение тела и лучший обзор по сторонам. Подойдет также для поездок на невысокой скорости. Данный тип ШБ иногда относят к гибридам.

Эта модель сочетает комфорт управления прямым рулем и скорость шоссейника

Гоночный шоссейник – самый легкий и динамичный велосипед: карбоновая рама, «невесомые» и прочные колеса, высококачественное навесное оборудование. Этот байк предназначен для соревнований, марафонов и путешествий по автодорогам. Геометрия рамы «сгибает» велосипедиста, очень низкая посадка, соответственно, практически нулевое сопротивление воздуха даже в условиях встречного ветра. Стоимость в сравнении с универсалом и прогулочной моделью будет значительно выше. Правда, стоит помнить, что шоссейный велосипед не бывает дешевым.

Туристическая велообувь

Туристическая велообувь также разделяется на несколько подвидов.

Велоботинки популярны как среди туристов, так и любителей покататься по городу или за городом.  Внешне велоботинки похожи на обычные кроссовки, однако, как и в другой обуви для катания на велосипеде, имеют жесткую подошву для комфортной езды. Дополнительная «опция» велоботинок – на подошву можно установить шипы для контактных педалей.  На подошве таких велоботинок есть отверстия для специальных шипов, но они закрыты заглушками. То есть такую обувь можно использовать как с шипами, так и без,  и при необходимости кататься с контактными педалями. Верх велоботинок как правило производят из синтетической ткани или кожи. Модели представлены демисезонными и непромокаемыми велоботинками.

Подошва – резиновая, но достаточно  жесткая. Протектор подошвы этих велотуфель позволяет ходить по горам и бездорожью, по мокрой поверхности. Главным достоинством туристических велотуфель является то, что в ней комфортно как ехать на велосипеде, так и ходить пешком.  

Велосандалии. Из названия понятно, что велосандалии предназначены для катания на велосипеде летом, в жару. Подошва в такой велообуви жестче, чем в велотуфлях и велоботинках. В подошве велосандалий также есть возможность накрутки шипов, они отличаются улучшенным удержанием ноги. Если планируете летний велопоход, где есть грязь или труднопроходимые места,  лучше выбрать модель велосандалий с закрытым носком. И дело не в том, чтобы сохранить ноги чистыми, а в том, что можно получить удар по пальцам, если споткнетесь о какой-нибудь пень, корень или ветку.

Гоночная обувь.Велогонщики называют эту обувь «тапками». В них только ездят, а на скользкой и горной поверхности ходить в них вообще небезопасно. Гоночная обувь подходит профессиональным спортсменам. Их еще называют велотуфли для триатлона. Она очень легкая. Хорошо сидит на ноге, отлично вентилируется. Если просто ходить в велотуфлях для триатлона или другой гоночной обуви, они быстро износятся. Спецификой велотуфель для триатлона является то, что на них есть поддерживающие стельки и специальная система застегивания. Она быстро фиксирует ногу прямо на ходу, а также широкое место вокруг пятки. Так спортсмены могут быстро надеть обувь, находясь прямо в седле велосипеда.  

Мtb-велообувь – пожалуй, самый универсальный вид обуви для велосипедов. Она подойдет для широкого потребления: mtb-обувью пользуются профессиональные спортсмены-велогонщики и туристы. Облюбовали этот вид обуви и любители-велосипедисты. Как и велоботинки, mtb-велообувь подходит и для езды, и для хождения. У нее твердая подошва, хотя есть модели, отличающиеся большей мягкостью, сильный протектор, хорошая воздухопроницаемость. Также mtb-велообувь хвалят за анатомическое облегание ноги, есть грунтозацепы.

В таких велотуфлях можно быстро ездить по плохим дорогам, ходить по рыхлой поверхности и даже по лужам. Также mtb-велообувь отличается легким весом.

Производители велообуви предлагают целую линейку велотуфель для женщин. Однако многие велосипедисты считают, что существенных отличий между мужской и женской велообувью нет – разве что немного отличается  форма подошвы. Ну и большее разнообразие цветов в женском варианте.

Как ухаживать за велообувью? Велотуфли мы покупаем не на один год и  хотим, чтобы она служила как можно дольше. Особого ухода она не требует, но есть нюансы. После катания обязательно уберите грязь с помощью щетки. Не надо ставить велообувь на батарею или пользоваться электросушилкой

Лучше чистую велообувь оставить высыхать при комнатной температуре.Важно: нельзя использовать чистящие и моющие средства

Читайте: Как выбрать велосипед

Shimano и SRAM – что за компании?

Shimano может похвастаться длительной историей и хорошей репутацией. Она работает с 1921 г и является крупным бизнесом семьи Симано (Япония). Помимо вело оборудования, компания специализируется на снаряжении для рыбалки и лодочной гребли. Занимает более 40% европейского рынка велосипедной продукции.

SRAM работает относительно недавно – с 1987 г. Это – американская компания. Ее комплектующие в основном реализовывается в США и других странах Нового света. Доля на европейском рынке – менее 30% — что является неплохим показателем на фоне 17% у Shimano в США.

В SRAM в американской манере любят говорить, что они самые инновационные и продвинутые, используют самые лучшие технологии. Действительно, незначительные конструктивные усовершенствования СРАМ часто выводит первой. Но и Шимано следует в фарватере общепризнанного тренда. Менять же одно на другое только потому, что одна компания изменила способ подвода тросика к переключателю скорости, наверное, не совсем оправдано.

По отзывам велосипедистов, продукция ни одной из компаний не имеет существенного преимущества перед другой. Производственные мощности обеих располагаются в юго-восточной Азии. У Shimano – в Малайзии, у SRAM – в Тайване и Китае. Предпочтение велосипедистами того или иного бренда обусловлено особенностями потребительного поведения: человек привыкает к одному бренду и наделяет его «лучшими» свойствами.

Зачем велосипедисту нужны велотуфли

В большинстве своем, современную обувь для езды на велосипеде изготавливают, чтобы использовать с контактными педалями — контактные педали сейчас используют почти во всех стилях катания, не считая трюковых. Используя специальную обувь, можно ездить далеко и быстро.

Хорошо подобранные велотуфли всегда будут удобней любой другой обуви. У обычной обуви недостаточно жесткая подошва, из-за чего дополнительно затрачивается энергия и ощущается дискомфорт, давление от педалей распределяется на участок контакта с педалью, а не на всю стопу. Чем у вас выше нагрузки, тем целесообразней использования специальной обуви.

Виды туфель для езды на велосипеде

Под обычные педали

Как правило, это туфли для контактов, у которых отверстия под шип закрыты заглушками. Есть и с плоской обычной подошвой. Их отличие от обычных кроссовок — это более жесткая подошва и такие «штучки», чтобы фиксировать шнурки.

Для туклипсов

С туклипсами использовать можно практически любую обувь, которая подходит для обычных педалей, надо только, чтобы можно было освобождать быстро ногу.

Полужесткая туристическая обувь

Она довольно мягкая по сравнению с жесткой велообувью. Подошва имеет отверстия, чтобы устанавливать шипы под контакты в виде двух прорезей, параллельных продольной оси туфли. Контактный шип утоплен в подошву и при ходьбе почти не касается земли. Шип крепится двумя винтами, вкрученных в пластину под стелькой. В пластине есть две пары отверстий с резьбой для перемещения шипа в различные положения, чтобы его более точно установить продольно. Поперечное смещение шипа обеспечивается прорезью в нем самом.

Из-за сквозных отверстий в подошве, туфли могут набирать воду. Чтобы это предотвратить, клеят водонепроницаемую прослойку под стельку или она бывает в комплекте с туфлями. Также можно использовать скотч или силикон В тоже время, открытые отверстия в подошве выводят воду из обуви, если зачерпнул полностью.

Как выбрать велотуфли — полужесткая обувь бывает на шнурках, липучках или в комбинации. В таких туфлях можно передвигаться на ногах, как в обычной обуви. Из-за этого ей пользуются туристы и простые велосипедисты, которые часто спешиваются. Такая обувь удобная и на грунтовой дороги и при бездорожье, как легкие трекинговые ботинки. Недостаток — когда точка опоры приходится на шип, то может быть проскальзывание, поэтому отверстия для шипов под контакты закрывают временно куском резины или заглушкой на винтах.

Жесткие велотуфли

Для МТВ

Они для гонок и их делают только под контакты. Такая обувь позволяет себя почувствовать как одно целое с велосипедом. Подошву делают негнущуюся из пластика, а на дорогих моделях карбоновую. Подошва имеет несколько крупных грунтозацепов с шипом между ними. На подошву часто ставят линейку, чтобы точно установить шип.

В таких жестких велотуфлях неудобно ходить пешком, тем более длительно, к тому же у них плохое сцепление с землей. С мокрых камней и бревен, такая обувь сильно соскальзывает. При ходьбе сильно изнашиваются грунтозацепы. При изношенных грунтозацепах сильно изнашиваться и шипы. То есть жесткие туфли предназначены фактически только для езды.

Для шоссе

Конструкция похожа на ту, какая у жестких МТВ туфлей, с некоторыми отличиями. У контактного шипа крепление с тремя отверстиями для шоссейного шипа. Туфли не имеют грунтозацепов, поэтому при ходьбе опор делается на шип, сильно выступающий из подошвы. Такая обувь полностью не годится для ходьбы, разве что дохромать к велосипеду. Но, на велосипеде такая обувь самая лучшая. Чтобы совместить два в одном, на шоссейник ставят МТВ педали и используют МТВ туфли.

Вначале надо определиться с типом туфель. Размер выбирают как в обычной обуви, чтобы туфли сидели плотно, но не жали. Жесткие велотуфли особенно плотно должны сидеть на ноге. Перед пальцами осталась пара миллиметров? У разных производителей разные колодки, чтобы почувствовать,что подходит, надо померить обувь различных производителей.

3.2 Контактные педали

Полуконтактные педали

Если вы фанат даунхилла и экстримального катания, то стоит обратить внимание на профессиональные педали с платформой и контактами (полуконтактная педаль). Это что-то среднее между MTB и контактными педалями и считаются они комбинированными, т.к

применяются в двух дисциплинах. Особенность их состоит в том, что с одной стороны находится обычная платформа, как на педалях общего назначения, а с другой — специальный контактный механизм для застегивания велообуви.

К достоинствам можно отнести то, что можно не встегиваться в особо тяжелых условиях катания и ехать на платформе. Также нет привязки к обуви какого-то одного вида. А еще вы можете сперва купить педали, а затем уже обувь.

Из недостатков можно выделить следующее: неудобство во время начала движения, причем с любой обувью, т.к. сначала необходимо ногами найти требуемую сторону педали; значительно падает скорость встегивания, особенно для опытных райдеров, привыкших ездить на контактах, т.к. топталки им нужны намного реже, чем это может показаться со стороны; не обязательно покупать комбинированные педали, достаточно использовать специальную платформу-адаптер для контактных.

Контактные педали

Эта развонидность велосипедных педалей является, пожалуй, самой популярной в велосипедном сообществе. Они не имеют платформ, как описанные выше модели, зато имеют особый механизм для пристегивания. Как правило, в комплекте к ним идут специальные шипы, при помощи которых происходит встегивание и выстегивание.

Основной материал для изготовления контактных педалей — различные алюминиевые сплавы. Для их использования вам понадобится специальная велообувь. Из производителей можно выделить Shimano, VP, Mavic и другие. Стартовая цена примерно 35$. Подробнее о контактных педалях вы сможете прочитать в следующей статье.

Шоссейные педали

Применяются только лишь на шоссейных велосипедах и имеют очень жесткое крепление. В связи с тем, что на такие педали крайне редко попадает грязь, их конструкция выполнена таким образом, чтобы максимально четко и жестко фиксировать ногу. К тому же они обеспечивают максимальную устойчивость благодаря большой площади контакта обуви с педалью. А вот рамка, которая фиксирует шип, может быть длинной около трети длины обуви. Шоссейные педали практически всегда односторонние, ввиду таких размеров, дабы чрезмерно не увеличивать вес всей конструкции.

Ну и естественно, так же как и для контактных педалей, вам понадобится особая обувь и шипы, крепление которых осуществляется при помощи трех болтов (обычно идут в комплекте). Шип композитный либо пластиковый и по ширине во всю подошву. Контактная обувь для шоссейных педалей на очень жесткой подошве не имеет протектора, из-за этого пешком ходить в ней практически невозможно. Самые популярные среди велолюбителей и профессионалов — Shimano, Look, Wellgo и др. Некоторые владельцы шоссеров, все же отдают предпочтение «горным» педалям за их универсальность. Цена достаточно разнообразна, в пределах 40-60$ и выше.

4. Обслуживание педалей

Не зависимо от того, какие педали установлены на вашем велосипеде, недорогие или же они с надежной защитой, рекомендуется раз в сезон проверять состояние подшипников и менять их смазку. У педалей с плохой влаго и пылезащитой, менять смазку необходимо сразу же, как только в подшипнике появляется характерный хруст.

Во время обслуживания педалей, сперва нужно удалить остатки старой смазки и грязь, при помощи тряпки или бумажной салфетки. Очистить надо чашки внутри корпуса, ось и шарики. Если же это промышленный подшипник, то с него необходимо снять сначала пыльник и затем уже удалять старую смазку. После того, как старая смазка будет удалена, можно наносить новую. Для этого можно использовать литол или специальную смазку, которую продают в каждом веломагазине.

Для того, чтобы защитить отверсия под шипы (если вы их снимаете) от грязи, можно залить их воском. Периодически также рекомендуется проверять не ослабли ли гайки на оси, но слишком туго затягивать их тоже не стоит. Лучше всего для катаний на велосипеде иметь сменную обувь, дабы уменьшить вероятность загрязнения педалей.

Ну что ж, я надеюсь, что эта статья была вам полезна и теперь вы знаете, как выбрать педали для велосипеда. В следующей статье мы подробно рассмотрим контактные педали их преимущества и недостатки, а также развеем самые распространенные мифы. И в завершении, рекомендую вам посмотреть видео, в котором вы можете наглядно ознакомится с вышеописанными педалями. На этом у меня все, до скорых встреч на страницах блога!

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий