Что значит киберспорт? Несет ли он пользу
Киберспорт, его еще называют esport, – это виртуальные состязания по компьютерным играм. Игроков, которые соревнуются, называют геймерами. Если раньше игры были офлайн, игроки устанавливали софт на ПК или ноутбук и сами планировали стратегию, выполняли задания, заданные алгоритмом игры, то сегодня киберспорт признан виртуальным видом спорта, по которому проводятся онлайн турниры и LAN-турниры (команды геймеров собираются в установленном месте и проводят соревнования). Тренировочные встречи, отборочные, квалификационные соревнования, турниры, главные чемпионаты, призовые, спонсоры – киберспорту также присущи эти составляющие, как и игровым видам спорта. Поговорим о том, что значит – киберспорт. Можно ли на нем заработать и сделать это основной статьей дохода? Как стать профессиональным геймером? Как и на что делать ставки?
Что такое киберспорт
Что такое киберспорт? Это вид виртуального состязания по какой-либо компьютерной игре. В зависимости от геймплея соревнование может быть:
- командным. В игре принимают участие две команды по 4-5-6 геймеров. Есть капитан, есть тренер, менеджер в команде;
- индивидуальным. Каждый геймер отвечает только за себя и свои действия и состязается с таким же геймером из команды соперника.
Существуют киберспортивные команды, в которых есть отдельные составы геймеров, специализирующиеся на определенных играх. Часто киберспортсмен сосредоточен на одной конкретной киберспортивной дисциплине. Но случается, что он занят в нескольких видах виртуального спорта.
Что такое киберспорт, чем он полезен? Это не просто хобби. Благодаря Эйнджелу Муньезу, который создал в 1997 году профессиональную киберспортивную лигу (Cyberathlete Professional League – CPL), киберспорт перерос из развлечения в признанный, в том числе и Россией, официальный вид спорта. Позже появились другие лиги: Electronic Sports World Cup, World Cyber Games и пр.
Рекламодатели, инвесторы, спонсируя турниры и чемпионаты, способствуют развитию игровой и компьютерной индустрии. На деньги, оставшиеся после выплаты призовых, создаются, прокачиваются, обновляются старые и новые компьютерные игры. Часто часть суммы жертвуется в различные благотворительные фонды, идут на поддержку больных, престарелых, животных, экологии.
Кто такой киберспортсмен
Кто такие киберспортсмены? Это игроки, которые участвуют в соревнованиях по киберспорту. С одной стороны, геймеры много времени проводят за компьютерами. С другой стороны, это их работа. В эпоху кибернетики, нано-технологий, компьютеров и интернета такой вид заработка, если речь идет о профессиональных командах, имеет право на существование.
Киберспортсмены постоянно тренируются, то есть работают над повышением собственной квалификации. В день они проводят за ПК от 6 до 12 часов, изучая игру, постоянно следя за гайдами, новостями, участвуя в тренировочных встречах, квалификационных турнирах. С тем, чтобы позже выехать на турнир, который часто проводится в другом городе или даже стране.
Самый большой призовой фонд в киберспорте
Что такое киберспорт? Это вид спорта. Логично, что за победу в турнире профессиональные геймеры получают, если не зарплату, то призовые. Чем статусней турнир и чем выше место команды в турнирной таблице, тем выше гонорар. Сумма может исчисляться сотнями и миллионами долларов США.
Ежегодно самые большие призовые фонды приходятся на важные международные турниры по киберспорту, например на The International – состязания по Дота 2, Blast Premier Spring Series – состязания по Counter Strike GO.
Самый большой призовой фонд за победу в Дота 2 был в 2019 году. Разыгрывалось 3 млн. $. В 2020 году призовой фонд по CS GO ожидается 1,375 млн. $.
Конечно, весь призовой фонд одной команде не достанется. Его распределят между чемпионами, командами, которые вошли в тройку лидеров, и теми, кто занял более низкие места. Таким образом, компьютерный спорт также может приносить дивиденты, поэтому стоит развиваться, работать, чтобы пробиться в важные чемпионаты.
Сообщество женщин в киберспорте
Одно время считалось, что киберспортивные игры являются мужским развлечением. Не было женских команд или игроков-женщин в мужских командах. Сегодня состязания проводят между женскими командами, как и между мужскими. В Америке, например, около 40-43% всех команд – женские.
Правда, в одной паре не встретишь противостояние женской и мужской команд. И это не шовинизм, организаторы объясняют закономерность различным подходом женщин и мужчин к решению задач, разную степень эмоциональности, стрессоустойчивости, сосредоточенностью, скоростью реакции.
2018-2020 год
2018 стал годом рождения новых кибер-дисциплин. Несмотря на то, что МОБА всё ещё держат позицию самой популярной дисциплины и турниры по таким играм, как LoL и Dota 2, проходят с большими призовыми фондами и многотысячной аудиторией, в киберспорт неожиданно ворвался новый жанр.
Королевская битва — это один из жанров массовых многопользовательских онлайн-игр, совмещающий в себе элементы симулятора выживания с режимом last man standing. Самой первой игрой, добившейся успеха в этом жанре, стал PUBG. Это новая игра в киберспорте, которая завладела всем миром — миллионы игроков играют в PUBG. Забавно то, что игра отличается от всего, что мы видели ранее: главная задача — это выжить на обширной карте, которая вмещает, помимо вас, ещё 99 участников. Остаться единственным выжившим, используя предоставляемый лут с боеприпасами. PlayerUnknown’s Battlegrounds был выпущен в 2018 году и приобрёл немыслимую популярность. Однако у игры есть прямой конкурент.
И это Fortnite, который почти ничем не отличается от PUBG. Но медиа-продвижение сыграли свою роль, в связи с чем многие игроки PlayerUnknown’s Battlegrounds медленно, но верно переходят в Fortnite.
Что станет с МОБА в будущем — пока неизвестно. Но, вполне вероятно, что они сдадут в позициях, как это случилось с RTS играми, когда на сцену ворвалась МОБА. Жанры киберспортивных игр не стоят на одном месте — и это здорово. Продолжайте играть и получать удовольствие от всех новинок, при этом не забывая о классике.
Начать в условные 25 лет нереально?
Начать играть можно в любом возрасте, но пробиться в киберспортивную Доту или CS – задача почти невозможная. Есть всего один относительно известный дотер, которому это удалось: Никола «LeBron» Попович дебютировал в первой серьезной команде в 25 лет.
В 2016 году (через полгода после дебюта) он играл на замене в Нави, но заменой тогда все и ограничилось. Следующие два года Никола провел в командах третьего эшелона, а в начале 2018 года получил шанс всей карьеры – его снова позвали в Нави, но не на замену, а в качестве постоянного игрока. Только закрепиться там не удалось во многом из-за слабой игры и отсутствия опыта игры на высоком уровне – через 3 месяца его заменили на другого игрока.
После Нави в карьере Леброна команд такого уровня уже не было, сейчас он выступает за организацию, далекую от топов. Но в каждой его команде отмечали, что Леброн – отличный тиммейт, способный поддерживать позитивную атмосферу в команде. Так что у возраста есть и свои плюсы.
Топ-10 киберспортивных игр
- Dota 2. Безоговорочный лидер списка. По данным Esportsearnings, по Доте было проведено полторы тысячи турниров (календарь актуальных турниров Dota 2 – тут), а общие призовые составили почти 232 млн долларов. Все дело в огромных призовых на серии турниров The International. Недавно разработчики анонсировали, что TI10 пройдет с 5 по 15 августа в Швеции, а его призовой фонд составит 40 млн долларов. Когда турнир завершится, Dota 2 оторвется от преследователей по топу еще сильнее.
- CS:GO. Еще одна игра от Valve, но которая развивается по совсем другому пути. Мейджоры тут не дают игрокам возможности заработать 20 млн долларов за один раз. Вместо этого по игре проводится множество лиг и турниров от сторонних организаторов, и призовые фонды на них серьезные, но не сумасшедшие. За 5600 турниров было разыграно 113,5 млн долларов.
- Fortnite. Если вы не следили со новостями Фортнайта, то третье место игры может стать для вас сюрпризом. По игре было проведено меньше 700 турниров, но Epic Games успели разыграть внушительные 102 млн долларов. Особенно сильный упор на киберспорт в Фортнайте делался в сезоне 2019 года, когда на Fortnite World Cup 2019 разыграли 30 млн долларов. Но после этого интерес Epic к киберспортивному Фортнайту поостыл.
- League of Legends. Главный соперник Доты в жанре киберспортивных MOBA-игр. На турнирах от Riot Games разыграли в три раза меньше призовых – 83,6 млн долларов, но самих турниров было проведено на целую тысячу больше. Да и в целом LoL развивается по другому пути: издатель вкладывается не столько в призовые, сколько в поддержку сцены через зарплаты игроков, в том числе и на более низком уровне. В то время как в Доте только недавно была добавлена система DPC, которая должна сделать жизнь тир-2 и тир-3 команд немного легче.
- StarCraft 2. Классика киберспорта, которая живет до сих пор. Поскольку это соло-дисциплина, призовые на турнирах во много раз меньше, но игра компенсирует это количеством турниров и долгим временем жизни. Всего в SC2 было разыграно 34,7 млн долларов, а самый крупный призовой фонд одного турнира составлял 700 тыс. долларов столько разыгрывали на WCS в 2017, 2018 и 2019 годах. Больше всего призовых за карьеру заработал финский игрок Serral – 912 тыс. долларов.
- PUBG. Судьба киберспорта в королевской битве была непростой, но разработчики продолжают его развивать. На недавнем PUBG Global Invitational было разыграно 7 млн долларов, но у клубов из СНГ турнир не особо задался: Virtus.pro заняла десятое место, NAVI – семнадцатое. Седьмое место в топе PUBG-игроков занимает россиянин ubah, выигравший за карьеру 390 тыс. долларов. Всего же разработчики разыграли на киберспортивных турнирах по игре почти 33 млн долларов.
- Overwatch. Заход Blizzard на поляну киберспортивных шутеров и создание киберспортивной сцены, похожей на серьезный спорт с продажей слотов в Overwatch League, где разыгрывается по 3 млн долларов за сезон. Всего же за 5 лет с момента релиза Оверватча было разыграно 26,7 млн долларов.
- Hearthstone. Еще одна игра от Blizzard. Несмотря на то, что игра вышла на два года раньше Оверватча, призовых тут было разыграно меньше – 25 млн долларов. Сказывается тот факт, что это соло-игра. Больше всего призовых заработал Thijs (полмиллиона долларов), а на третьем месте россиянин Pavel с 300 тыс. долларов, победивший на Близзконе в 2016 году.
- Arena of Valor. Первый представитель мобильного киберспорта в этом топе лучших игр. «Арена», мягко говоря, не особо популярна в СНГ: в топ-25 игроков по количеству призовых только представители Китая, но в игру также играют и в других странах Азии: Таиланде, Вьетнам и Корее. За 62 турнира по игре были разыгранф 24,09 млн долларов.
- Heroes of the Storm. Киберспорт в Хотсе официально мертв с 2018-го года, но напоминание о былых временах живет. За время киберспортивной жизни Хотса были разыграны 18 млн долларов, а в топе преобладают игроки из Южной Кореи, на втором месте – Китай, третьем – США.
2006-2014 года
Этот период, пожалуй, включает в себя появление множества лиг и игровых организаций. Например, Dreamhack — организатор киберспортивных соревнований, проходящих два раза в год в шведском городе Йёнчёпинг в формате LAN party. По количеству участников данный фестиваль держит мировой рекорд, признанный книгой рекордов Гиннеса. Первое мероприятие, проведённое организацией, состоялось в 2010 году.
GSL (Global Starcraft 2 League) — ещё одна лига, о которой стоит упомянуть. Она является крупнейшей и самой популярной лигой по StarCraft в Южной Корее. В этой стране наиболее популярны стратегические игры. GSL на Twitch собирает более 17 миллионов зрителей и является одним из популярных каналов среди геймеров. Выпущенный в 2010 году Starcraft 2 занял первое место среди игр жанра RTS.
В 2010 году киберспортивную сцену всколыхнул жанр МОБА. МОБА — это многопользовательские онлайн-битвы между двумя командами, которые сражаются на карте. Главная задача — это спушить вражеский трон. Наиболее популярная игра в жанре МОБА — Dota 2. Сегодня Dota 2 одна из успешных и популярных игр в киберспорте. За событиями игры наблюдают миллионы. Огромные суммы денег предоставляются победителям и участникам многих турниров по этой игре. Напомним, что призовой фонд The International 2018 превысил 25 миллионов долларов. Игры в жанре МОБА считаются стратегией в реальном времени, однако под вашим контролем только один герой, а не целые подразделения, как в Starcraft.
МОБА является популярной дисциплиной в киберспорте. Однако Dota 2 — не единственная успешная игра в этом жанре. И речь идёт о League of Legends.
LoL появился в 2009 году от разработчиков Riot Games. В настоящее время считается более популярной игрой, чем Dota 2. Механики игр практически идентичны. Различаются они в содержании и, конечно, стратегиях, однако цель та же: спушить вражеский трон, действуя вместе с командой.
В 2011 году Dreamhack провели первый турнир по League of Legends. Зрителей было свыше 11 миллионов человек по всему миру.
В 2013 году League of Legends добилась профессионального признания. Правительство США относится к игрокам в LoL, как к профессиональным спортсменам, и предоставляет им рабочие визы.