Целесообразность покупки.
Если вы хотите купить велосипед с планетарной втулкой для езды в городе, то естественно хотите как можно больше передач. Но думаю многие с удивлением смогут понять, что для большинства применений велосипеду хватит всего трёх передач. Не больше и не меньше. Итак давайте обсудим почему 3-скоростные планетарные втулки могут конкурировать с более современными бюджетными 7-скоростными или 8-скоростными?
У планетарных втулок в сравнении с классическими системами переключения передач более узкий диапазон передаточных отношений. Общее передаточное отношение втулки не увеличивается прямо пропорционально количеству передач.
Например:3-скоростная планетарная втулка Shimano Nexus имеет общее передаточное отношение 186%.7-скоростная планетарная Shimano Nexus имеет общее передаточное отношение 244%.8-скоростная планетарная втулка Shimano Alfine имеет общее передаточное отношение 306%.
Обычные 7 и 8 скоростные втулки не предоставляют пропорционально больше ширины диапазона передаточных отношений, чем на 3-скоростной. Они дают в два раза больше меток для кликов переключателя, тогда как общее передаточное отношение только немного больше. Чем больше передач на втулке, тем меньше шаг между передачами. Поэтому на этих втулках можно чаще переключать передачи, оставаясь в пределах практически того же самого небольшого диапазона передач, что и на 3-скоростной втулке, на которой переключаться нужно ощутимо реже.
Исходя из моего личного опыта для местности с постоянными подъёмами и спусками тяжёлые велосипеды с вертикальной посадкой абсолютно не подходят, даже если не брать в расчёт количество передач. Большой пользы от дополнительных передач на 7- или 8- скоростной втулке не так много, так как в любом случае нижняя передача будет настроена на один и тот же передаточный диапазон. Если маршрут слишком сложный для 3-скоростной, то в таком случае потребуется лёгкий спортивный велосипед с классической системой переключения передач. От большой втулки на тяжёлом велосипеде с вертикальной посадкой не очень много пользы.
Сейчас в основном покупают велосипеды с планетарными втулками на 7 и 8 скоростей, но как мне кажется оптимальным выбором являются более простые лёгкие 3-скоростные. У вас может быть свой опыт эксплуатации планетарных втулок, но перед тем как выбрать планетарную втулку с большим количеством передач, обязательно сначала попробуйте лёгкую 3-скоростную. Возможно вы также удивитесь, как и я.
10. В интернете пишут о том, что у втулки слишком большой шаг между передачами и самих передач катастрофически не хватает, поэтому на втулке очень некомфортно ездить. Так ли это?
В самом деле, шаг между передачами не такой уж и маленький и составляет 36,4%. Да и самих передач, как это не удивительно всего три, ведь втулка трёхскоростная. Но надо понимать, что комфорт это вещь сугубо субъективная и не совсем корректно ориентироваться в подобном вопросе на мнение других велосипедистов, не попробовав самому. Отвечая на вопрос, скажу следующее: если прежде вы ездили на горном велосипеде с более чем 20-ю передачами, то конечно же вы будете чувствовать значительный дискомфорт при «пересаживании» на трёхскоростную планетарку. По сравнению с трансмиссией горного велосипеда, вам будет крайне не хватать количества передач, а большой шаг между ними будет создавать ощущение, что какую передачу не выбери, крутить всё равно неудобно и неприятно. С другой стороны, если вы «пересаживаетесь» на «трёшку» с односкоростного велосипеда, то вам планетарка скорее всего наоборот покажется очень удобной, позволяющей существенно повысить комфорт во время езды.
В общем, всё напрямую зависит от того, на чём вы ездили прежде и от вашего стиля езды. Из собственного опыта могу добавить, что до планетарки я ездил на однопередачнике, ну а когда пересел на Shimano Nexus Inter 3, она стала для меня просто незаменимой. Не буду лукавить, в течение первых поездок на «трёшке» я определённо ощущал большой шаг передач. Но в дальшейнем, когда привык к втулке и заменил заднюю звёздочку на более подходящую по количеству зубьев, понял, что более оптимальный шаг между передачами вряд ли можно было подобрать и производитель выбрал так называемую «золотую середину». Отъездив на планетарке ни много, ни мало почти 9 тысяч километров (на момент написания), по поводу количества скоростей могу сказать, что «трёшки» мне хватает практически для всех ситуаций и лишь изредка ощущается нехватка передач, с чем вполне можно мириться. Ну а на зиму, когда процесс передвижения на велосипеде требует большего количества энергии, я ставлю назад звёздочку побольше, это решает проблему нехватки крутящего момента.
Задние звёздочки планетарных втулок Shimano.
В планетарных втулках Shimano Nexus используются такие же 3-пазовые задние звёздочки, как и в планетарных втулках SRAM / Sachs и Sturmey-Archer. Задние звёздочки доступны с 13 – 24 зубьями. Заменив заднюю звёздочку, можно одновременно поднять или понизить передаточные отношения всех передач.
Задняя звёздочка удерживается на месте пружинным стопорным кольцом, которое можно снять с помощью тонкой отвёртки. Большинство задних звёздочек для планетарных втулок имеют «чашеобразные» форму, которая помогает настроить линию цепи, просто выбрав правильную сторону звёздочки. Установить на место пружинное стопорное кольцо легче всего с помощью отвёртки.
После переустановки задней звёздочки необходимо молотком легонько простукать пружинное стопорное кольцо по окружности
Это особенно важно на втулках с ножным тормозов, так как работоспособность тормоза зависит от задней звёздочки
2. Насколько корректно переключаются передачи втулки, возникают ли с этим проблемы?
Передачи во втулке переключаются просто изумительно! За весь период эксплуатации, а это на момент написания текста почти 9 тысяч километров, у меня с этим не возникало никаких проблем. Переключение происходит максимально чётко и быстро. Но следует отметить, что я использую не оригинальный грипшифт — крутилку, которая идёт в комплекте со втулкой, а двухрычажную триггерную манетку переднего переключателя передач от старого горного велосипеда. Кому интересно, модель моей манетки Shimano ST-EF50-L и она отлично совместима с планетаркой. Но всё-же, несколько недель я использовал и оригинальный грипшифт, с ним у меня так же не возникало никаких проблем, даже при переключении передач в зимнее время при температуре минус 20 градусов.
Эксплуатация планетарной втулки Shimano Nexus Inter 7.
Стартуя со светофора, вы можете как гонщик быстро прокликать вверх все передачи. Хотя конечно ваш разгон до 60 км/час вряд ли поразит Джереми Кларксона. Автомобилисты будут завистливо на вас поглядывать, так как они догонят вас на 50 метров дальше, чем ожидали. Намного чаще вы будете вызывать удивление у велосипедистов и многих будет интересовать вопрос, где же у вас на велосипеде расположен механизм переключения передач и что это за задний тормоз.
Технического обслуживания втулка практически не требует. Втулка хорошо герметизирована. У смазки длительный срок службы. Вероятно максимум что потребуется, так это регулировка троса переключения передач после того как пришлось снять колесо для заклейки прокола заднего колеса. Отрегулировать трос совсем несложно: необходимо только выбрать четвёртую передачу и на переключающем устройстве выстроить две красные метки (смотрите на фото ниже). Немного подстроить метки можно с помощью регулирующего устройства, установленного на конце поворотного переключателя.
Регулировка планетарной втулки Shimano Nexus 7.
Если передачи отрегулированы, то на втулке отсутствуют мёртвые «нейтральные» точки, когда вместо запланированной передачи приходится крутить педали вхолостую. Это особенно раздражает мужчин и вредит их шансам иметь детей.
Втулка изящная, с хорошо отполированной оболочкой из нержавеющей стали, хотя и немного громоздкая. Держать втулку в чистоте очень просто. Сразу кидается в глаза прочная добротная цепь, особенно если до этого у вас был велосипед с классической системой переключения передач. Так как на планетарных втулках цепь не испытывает никакого бокового искривления и идёт параллельно к ведущей к задней звёздочки, то по этой причине отсутствует необходимость в гибкой тонкой цепи.
На свободном ходу втулка издаёт слабый тикающий шум. Старая Sturmey-Archer также издавала подобные звуки. На данный момент в я проехал не одну сотню километров на работу и назад и хочу сказать, что велосипед с этой планетарной втулкой стал моим «любимым велосипедом» для передвижения по городу. Мой 24-скоростной велосипед лучше только при езде на длинные расстояния при условии проведения хорошего технического обслуживания, но для повседневных поездок я использую только 7-скоростной Trek. Учитывая большое количество передач, Shimano Nexus должна неплохо себя показать на бездорожье, так как она сама и задние тормоза хорошо защищены от грязи и воды (за исключением луж глубиной 15«, когда вода подбирается к тормозу или втулке). Но пока из всего «бездорожья» мне приходилось только брать бордюры.
Единственное, что мне ещё осталось сделать, так это избавиться от сликов с надписью «FAT BOY» большими красными и белыми буквами. Необходимо выбрать покрышку хотя бы с небольшим протектором и с менее обидной надписью.
Другие характеристики планетарных втулок Nexus:
Семискоростная планетарная втулка шимано нексус также включает в себя защищённую тормозную систему, доступную в двух вариантах:
- Ножной (педальный) тормоз,
- Ручной роллерный тормоз в задней втулке.
Тормоз хорошо работает как в дождь и снег, так и в солнечный весенний день.
Также можно купить передний роллерный тормоз, но лучше ограничиться обычным ободным тормозом. Я бы не рекомендовал использовать передний роллерный тормоз Nexus.
Также можно купить планетарную втулку Shimano Nexus с автоматическим переключением, но к сожалению цены на автоматические коплекты кусаются, да и заказать онлайн их пока невозможно.
11. Некоторые велосипедисты в своих отзывах о Shimano Nexus Inter 3 пишут о том, что практически никогда не используют третью передачу, потому что она слишком «ломовая». Неужели нельзя было сконструировать втулку так, чтобы задействовать все три передачи?
Для того, чтобы третья, повышающая передача не была слишком «ломовой» и редко используемой, нужно правильно подбирать соотношение между звездой системы и задней звёздочкой. Моя рекомендация заключается в том, чтобы подобрать это соотношение наиболее оптимально под ваш стиль езды. Если вы не любите ездить быстро, подберите заднюю звёздочку (или замените звезду системы) таким образом, чтобы третья передача была основной, для езды в среднем темпе, тогда прямая и понижающая передачи будут у вас в запасе для комфортного въезжания в горки. Для любителей быстрой езды я бы порекомендовал подобрать такое соотношение, чтобы третья передача позволяла вам достигать большой скорости, в то время как вторая давала возможность комфортно передвигаться в среднем темпе. Если кому интересно, для себя я подобрал следующее соотношение: спереди 40 зубов, сзади 18 (колёса 28 дюймов). С таким соотношением я езжу исключительно в летнее время года, на зиму заднюю звёздочку ставлю побольше.
Обзор в фотографиях
Покупал втулку в магазине, где они не продаются комплектом. И по сути комплект я собирал сам. Втулка, шифтер с bell crank, гайки и шток со стопорной шайбой, всё это продаётся раздельно. Я точно знал, что мне нужно и проблем не возникло. Показываю, как выглядит всё вместе. То что вы видите на фото ниже, позволяет установить втулку на велосипед и пользоваться ею. Здесь нет только звезды, которая также приобретается отдельно:
Покупка звезды дело не хитрое, продаются они практически в любом веломагазине. Сама втулка без роллерного тормоза имеет ширину 112 мм, что недостаточно для установки в раму с OLD 120 мм. Как я уже написал, у Shimano для таких случаев есть пыльник-заглушка с гайками, который доводит общую ширину втулки до нужных 120 мм. Такого пыльника в магазине не было, но мне дали другой. Помимо пыльника я также накрутил две гайки для достижения ширины втулки 120 мм. Одна гайка шириной 5 мм и вторая 3 мм: 112 мм + 5 мм + 3 = 120 мм. Ниже на фото втулка отдельно с пыльником и навёрнутыми гайками. В таком виде её ширина составляет нужные 120 мм. Вес втулки всего 885 грамм. Это самая лёгкая из всех планетарных втулок Shimano. Для сравнения, старые втулки типа Torpedo, которые использовались на советских велосипедах, весили около 900 грамм и имели лишь одну передачу.
Отдельно гайки, которые я использовал для увеличения ширины втулки:
К втулке вернёмся чуть позже. Прежде показываю шифтер с bell crank. Я привык к триггерным двухрычажным манеткам. Именно такую — ST-EF50-L я использую на другом моём велосипеде совместно с планетаркой и они идеально сочетаются. Shimano для планетарных втулок на 3 передачи таких не делает. Всё что у них доступно — грипшифт крутилка, который мне очень не нравится. Триггерная двухрычажная манетка обеспечивает точность. Можно смело нажимать рычаг до упора с любым усилием, что обеспечит переключение ровно на одну передачу. В случае с грипшифтом, стоит приложить чуть большее усилие и он провернётся сразу на две передачи. В процессе активного жёгова нет времени на нежности, хочется быстрым чётким движением переключить передачу, не подбирая усилие. С грипшифтом такое не прокатывает и приходится тратить время на аккуратное вращение. В будущем я планирую его заменить, а пока буду пользоваться тем, что есть:
Трос, как и всё остальное — фирменный, с надписью Shimano Sealed. Не знаю насколько оно sealed, но рубашка троса очень качественная, имеет высокую жёсткость:
Комплект мелких деталей, продающихся отдельно от втулки: крепёжные гайки, пыльник для правой стороны, стопорное кольцо для звезды, стопорная шайба на ось и шток. Его длина для этой модификации втулки 81,85 мм:
Переходим к осмотру непосредственно самой втулки. Первым делом покажу все надписи на корпусе. С одной стороны это надпись Shimano Nexus:
Следующая надпись, с другой стороны — Inter 3:
Также на корпусе видим модель — SG-3R40. Что означает VIA LG и цифра 5 в белом круге, я не знаю:
Рассмотрим втулку более детально со всех сторон. Это сторона со шлицами, куда устанавливается роллерный тормоз:
Вид крупнее:
Вид с установленным пыльником. Он хоть и от другой модели втулки, но садится на место как влитой, нигде не болтается:
Другой ракурс с навёрнутыми гайками:
Можно было бы скрутить гайку, которая контактирует с роллерным тормозом и заменить её на обычную. Скорее всего это дало бы более приятный внешний вид и меньший зазор между гайками и пыльником. Я не стал этого делать, поскольку втулка собрана должным образом, а замена гайки привела бы к необходимости заново выбирать люфт. Пыльник отдельно, даже на нём надпись Shimano:
Вид изнутри:
Сторона с приводом, куда ставится звёздочка. Вылезающая со всех щелей смазка белого цвета свидетельствует о том, что втулка внутри смазана как положено, без экономии:
Я снял большой пластиковый пыльник и под ним всё тоже в смазке:
Контргайка и посадочное место для звёздочки крупнее:
Вот пожалуй и всё, что можно было рассказать и показать про эту втулку. Если вам интересно посмотреть на велосипед, для которого куплена эта втулка, прошу пройти по этой и этой ссылкам. Также будет отдельная статья — дневник планетарной втулки, по типу этой.
3. Как правильно переключать передачи, можно ли делать это под нагрузкой, например при подъёме в гору?
Переключение передач планетарной втулки Shimano Nexus Inter 3 можно осуществлять в неподвижном состоянии велоипеда, при движении накатом (не вращая педали) и при вращении педалей без нагрузки. Я бы крайне не рекомендовал переключать передачи под нагрузкой, если вы хотите сохранить вашу втулку и возможность корректного переключения передач на долгое время. Переключение под нагрузкой конечно же не вызовет одномоментную поломку втулки, но, тем не менее, значительно уменьшит её ресурс, в частности элементов, которые осуществляют сцепление.
Наиболее оптимальный, с точки зрения продления ресурса, вариант переключения передач заключается в следующем: прежде чем переключить передачу, ослабьте давление на педали, замедлив их вращение так, чтобы педали вращались без нагрузки, сразу после этого выполните переключение и выждав момент продолжайте крутить педали как прежде, с полной нагрузкой. Когда вы привыкнете переключать передачи по этой методике, сам момент переключения будет занимать у вас не более одной секунды, при этом не создавая излишней нагрузки на собачки сцепления, сохраняя их ресурс.
Установка планетарной втулки на имеющийся велосипед.
Иногда требуется установить планетарную втулку Nexus на имеющийся велосипед .
В идеале для установки втулки Nexus рама должна иметь горизонтальные дропауты, так как на велосипедах с вертикальными дропаутами нет возможности обеспечить натяжение цепи, разве что для регулировки натяжения цепи установить натяжитель цепи (или задний переключатель скоростей).
Если на велосипеде установлены вертикальные дропауты, то для обеспечения правильного подведения троса придётся купить специальный разработанный для вертикальных дропаутов комплект шайб.
В идеальном случае расстояние между дропаутами на раме должно составлять 130 мм. Рамы на старых велосипедах обычно уже. У можно спокойно расширить задний треугольник до 130 мм. Эту процедуру может провести любой хороший веломеханик или даже можно сделать это самостоятельно. Если отказаться от роллерного тормоза и использовать тонкую конусную стопорную шайбу слева, то можно приспособить семискоростную или восьмискоростную втулку Nexus под ширину 126 мм. Если рама рассчитана на расстояние между дропаутами в 135 мм, то в таком случае для заполнения промежутка на ось можно добавить несколько шайб.
Shimano Nexus 7.
Задняя планетарная втулка Shimano Nexus Inter 7 может лучше всего показать себя на велосипеде, предназначенном для регулярных поездок на работу. Они не только обладают всеми преимуществами удобства эксплуатации старых добрых Sturmey-Archer, но и «достаточным количеством» передаточных отношений — семь передач. При желании можно купить надёжные планетарные втулки с 8 и 11 передачами.
На купленном мною велосипеде установлена 7-скоростная планетарная втулка Shimano Nexus. На велосипеде установлен ручной роллерный тормоз, а не ножной, как на многих европейских велосипедах. Мне не нравятся велосипеды с ножным тормозом, так как на таком велосипеде во время старта трудно добиться оптимального положения педалей
Это особенно важно при движении в автомобильном потоке. Задний тормоз на моём велосипеде управляется рычагом
Тормозное усилие хорошо модулируется. В целях защиты от перегрева тормоз снабжен теплорассеивающей пластиной.
Давайте вернёмся назад к передачам. Переключать передачи на втулке одно удовольствие. Передачи можно переключать, стоя на светофоре, педалируя или при езде накатом, хотя вы не можете сильно педалировать — втулка не переключится, пока вы не уменьшите давление на педали. Передачи переключаются с помощью поворотного переключателя для правой руки. Переключение происходит в виде семи щелчков с небольшими задержками. В отличии планетарных втулок, с которыми мне доводилось иметь дело раньше, здесь трос в не натянутом положении включает самую нижнюю передачу, а не верхнюю. К этому нужно просто привыкнуть, ну а в остальном здесь нечего изучать, скорее нужно разучиться.
Можно купить втулку Shimano Nexus Inter 7 отдельно и на её основе собрать колесо. Она вам обойдётся приблизительно в 159 долларов, что приблизительно составляет цену самого дешёвого нового велосипеда! Роллерный тормоз купить можно за 32 доллара. Абсолютно новое заднее колесо с ободом, спицами, втулкой, покрышкой, камерой и тормозами обойдётся в 238 долларов.