Смазка резьбовых соединений

Почему нельзя смазывать колесные болты и гайки?

Каждый автовладелец холит и лелеет свой автомобиль, стараясь все делать своевременно, меняя только качественные детали и жидкости. Опустим ту категорию водителей, которые не следят за своим авто и покупают самое дешевое, и, то, реже, чем по регламенту.

Я помню на автосервисе менял масло и приехал дедок на стареньких жигулях на замену по подвеске. Когда мастера подняли на подъемник эту классику, то резьба на всех болтах была залеплена обычным пластилином.

Мастера собрались и тупо поржали, а тот мастер, который должен был производить замену уже приготовил самую длинную трубу, чтобы надеть на вороток и увеличить рычаг. Но как же было его удивление, когда все откручивалось без этой трубы. Все мастера сразу перестали ржать с деда. Просто мастер готовился, что без горелки и огромной трубы ничего не поменяет, но оказалось все не так.

Многие подумают, что раз колеса откручиваются 2 раза в год при смене будет очень трудно открутить колеса и поэтому смазывают резьбу любой смазкой, типа литол, солидол, толуол или даже просто моторным маслом, думая, что так легче будет открутить колеса.

Почему нельзя смазывать колесные болты и гайки?

Задумайтесь! А смазывает ли производитель их? А на шиномонтажах смазывают? Нет, не смазывают. И вот почему! Мало того, что при движении болты и гайки закручиваются еще сильнее а смазка усиливает этот процесс еще сильнее.

Почему? Потому что при экстренном торможении тормозные диски разогреваются до 300 °C, а керамические вообще до 1000 °C. Вот и получается, что как ни старайся, а пыль все равно проникает в резьбовое соединение, а под действием высоких температур вся эта консистенция прикипает у резьбе намертво, как будто приварили сваркой.

https://youtube.com/watch?v=GVgR9PrBJmc

А через полгода можно и не открутить вовсе, даже с трубой. Поэтому, запомните, что никогда не смазывайте колесные болты и гайки, а если уже хотите все же смазать, то выбирайте хотя бы высокотемпературную смазку, выдерживающую высокие температуры!

Об усилии отворачивания

При проведении сравнительных испытаний усилия отворачивания могут использоваться в качестве показателей полноты заполняемости зазоров в резьбах, степени полимеризации и уровня адгезии. В принципе, между сопротивляемостью самоотвинчиванию и усилием отворачивания не существует прямой зависимости. На практике нередко возникает потребность в осуществлении демонтажа резьбовых соединений с использованием обычного инструмента.

С целью удовлетворения таких потребностей была разработана продукция, имеющая слабую и сильную степень фиксации. Чтобы различать продукты, используются определения: «разборка затруднена» и «разборку можно осуществлять с помощью обычных инструментов». Зафиксированные резьбовые элементы из-за коррозии не заедают, благодаря тому, что зазоры между ними заполняются продуктом. После удаления старого резьбового фиксатора и нанесения нового данные элементы могут использоваться повторно.

На усилие отворачивания влияет:

  • длина резьбы
  • материал, из которого изготовлены сопрягаемые резьбовые элементы
  • обработка поверхности
  • усилие преднатяга
  • диаметр болта

Дополнение: Болты не следует повторно использовать, если они напрягались до предела упругости. В случае повторного их использовании, при достижении напряжения такого же значения, риск поломки будет весьма вероятен. Главным преимуществом фиксаторов является то, что они эффективны при использовании на болтах любого диаметра и размера. Использовать данные продукты можно для всех (и специальных и стандартных) болтов, избегая тем самым необходимости создания больших запасов стопорящих элементов различного типа. Отпадает также и необходимость заниматься поиском или заказом других стопорящих средств или специальных болтов.

Если решили смазывать

Запомните, много, не значит лучше, не нужно поливать болт, как хлеб майонезом, минимальное количество смазки прекрасно справится с защитой от прикипания. Если под рукой солидола или литола нет, поищите графитную смазку. Наносите только на резьбовую часть, ни в коем случае не трогайте конусную — именно она фиксирует болт от самопроизвольного откручивания.

Использование отработанного масла категорически запрещается, да, оно помогает защитить пороги от коррозии, но для применения в колесах, не годится от слова совсем.

Есть, хороший альтернативный вариант — купить резиновые заглушки на колеса. В знаменитом китайском магазине, вместе с доставкой, все выйдет в 140-200 рублей. Они плотно одеваются на болты, снижая проникновения всего постороннего в места креплений, и да — на скорости не вылетают. Как вариант 100% панацею, не пойдет, но как доп. защита за копейки — вполне себе ничего.

Другой вариант

А вот, если болты прикипели, используйте методы и средства, описанные в статье (блок со ссылкой, будет прямо под этим материалом). Самый плохой вариант — придется его ломать — это долго, проблемно и стоит денег.

Важно:

не забывайте, что у болтов и гаек есть свой срок службы, все ломается, не нужно потом искать виновных (мол “нужно было смазывать ” или “зачем я это сделал ”).

Резьбовые фиксаторы обеспечивают герметизацию и фиксацию

С помощью фиксаторов не только обеспечивается эксплуатационная надежность. Заполнивший резьбовые зазоры отвердевший продукт не только препятствует относительному перемещению, но и надежно герметизирует соединение. Благодаря отличной химической стойкости фиксаторов, они могут применяться практически в любых имеющихся в современной промышленности агрессивных средах, газах и жидкостях. С их помощью соединения предохраняются от проникновения снаружи коррозийно-агрессивных веществ и влаги, сокращающих срок их службы. Подобное преимущество позволяет вместо глухих отверстий делать сквозные, что, в свою очередь способствует значительному упрощению и удешевлению производственного процесса.

Об использовании фиксаторов резьб в пищевой промышленности

В пищевых промышленных отраслях резьбовые фиксаторы используются в больших количествах. Местными законодательными органами разработаны строгие требования, охраняющие здоровье потребителей. Кроме того, к применению получают допуск только те синтетические продукты, которые прошли испытания и отвечают действующим требованиям.

*В правилах, разрабатываемых местными властями по защите здоровья потребителей, могут быть разного рода отличия. Все производители должны не только хорошо их знать, но и соблюдать неукоснительно.

Рис. 36: Образец сертификата использования в немецкой пищевой промышленности фиксатора резьб.

Свойства

Характеристики каждой смазки зависят в основном от показателя дисперсности медной составляющей, консистентности материала и разновидностей присадок, входящих в его состав.

Свойства медьсодержащих смазок:

  • защищают поверхности в максимальном температурном диапазоне — от -50 до +1400 °C;
  • применимы для всех распространенных металлов и сплавов;
  • не предусматривают замены в течение длительного времени;
  • возможно нанесение при высоком давлении;
  • предохраняют поверхности от пагубного влияния воды и агрессивных химосодержащих жидкостей;
  • не содержат свинца, что позволяет смазывать ими резьбовые элементы крепежа.

Медные смазки минимизируют трение, шумы и вибрацию, одновременно обеспечивая хорошую проводимость электричества и гидрофобный эффект.

При температурах выше 1000 °C нагревшееся масло из состава материала с содержанием частиц меди испаряется, выгорает, и порошок действует как твердая смазка.

Она эффективно предотвращает образование задиров при трении, схватывает резьбы, защищает узлы и детали от агрессивной среды. Обеспечивает защиту от преждевременного износа поверхности при нанесении на алюминий, никель, сплавы черных и цветных металлов.

Преимущества

Достоинства смазочных составов с содержанием частиц меди:

  • отлично уберегают от ржавения;
  • выдерживают высочайшие температуры и большое давление;
  • предотвращают заедание крепежных и заклинивание подвижных элементов механизмов;
  • продлевают срок службы деталей; не содержат экологически вредных примесей;
  • обладают мизерно низким коэффициентом испарения;
  • легко проникают в мельчайшие щели и поры, смазывая абсолютно всю поверхность;
  • применимы для смазывания элементов, которые работают в контакте с резиновыми и полиуретановыми деталями;
  • обладают высокой электропроводностью.

Последнее преимущество делает возможным использование смазочных материалов с содержанием порошка меди в резьбовых соединениях свечей и электродатчиках.

Виды болтов

Колеса крепятся двумя способами:

  • Болтам;
  • Гайками.

Вариант с болтами в наше время уже не актуален, поскольку это опасно (легче самопроизвольное откручивание), да и выглядит так себе.

Боты намного лучше закручиваются, сложнее раскручиваются

Этого удалось добиться, благодаря наличию специальных углублениях на дисках (не важно, литых или штампованных). Вариантов тут множество, начиная от форм, заканчивая размерами

Факт:

Стандартный размер колесных болтов 12-14 мм. По форме делаются под стандартный гаечный ключ, специальный шестигранник или секретку.

Смазка графитная

Смазка общего назначения, грубая плотная однородная мазь тёмно-коричневого или черного цвета с серебристым оттенком, изготавливается по ГОСТ 3333-80, имеет старое наименование “графитная УСсА”. По составу близка к синтетическим солидолам, но приготовлена на более вязком масле и содержит графит. Несмотря на плохие низкотемпературные свойства, используется в грубых, тяжелонагруженных тихоходных механизмах, в рессорах, торсионных подвесках гусеничных машин, в открытых шестернях, сальниках водопроводных кранов, а также в резьбовых соединениях для упрощения их монтажа и последующего демонтажа и т.д. Для точных механизмов и подшипников качения графитная смазка непригодна вследствие грубого помола графита.

Характеристики графтной смазки ГОСТ 3333-80

Температура каплепадения

≥ 77 oC

Предел прочности

300 … 700 Па при 20oC

≥ 100 при 50oC

Вязкость

1400 … 2000 Па•с при -15oC

55 … 100 Па•с при 0oC

60 … 100 Па•с при 20oC

Механическая стабильность

исходный предел прочности при разрыве 1000-2000 Па при 20oC

Испаряемость

2 … 4 % за 1 час при 100oC

Смываемость водой

10% за 6 часов при 40oC

Противозадирные свойства нагрузки

заедания 670 … 1000 Н

сваривания 2000 … 2500 Н

Температурный диапазон применения

-20oC

60oC

Разновидности смазок

Теперь пройдемся по некоторым разновидностям смазочных материалов, которые потенциально или полноценно подойдут для того, чтобы обработать ступичный подшипник.

Это актуально делать, если проводится замена подшипника ступицы или профилактика.

Электропроводящие

В основном используются для обработки электроконтактов машины.

К примеру, они необходимы для смазки соединений, клемм и контактов.

Они прекрасно защищают металлические элементы от процессов коррозии. Потенциально могут наноситься на подшипники. Но по факту для длительной работы под нагрузкой не применяются.

Как выбрать


Медные смазки делают разные производители, но их качество примерно одинаковое везде. Выбирать медную смазку нужно прежде всего исходя из того, где она будет использоваться. Автомобилистам подойдет самая обычная консистентная медная смазка без примесей — такая смазка будет отлично работать в узлах автомобиля и в ней нет ничего лишнего, за что пришлось бы переплачивать. Также можно купить смазку в виде спрея (аэрозоля) для труднодоступных мест.

Для промышленности подойдет смазка в виде пасты. Она наименее всего подвержена перегреву и хорошо работает в крупных, нагруженных узлах. Это касается как сталелитейного, так и пищевого оборудования. В данном случае есть смысл задуматься о покупке специальных смазок на основе синтетического базового масла. Также не помешают смазки с добавлением некоторых металлов, которые увеличат допустимые значения температуры и улучшат смазочные свойства.

Чем смазывать болты крепления колеса, ведь они могут выкрутиться, а от ВДшки говорят ещё хуже станет?

WD40, ничего страшного нет. Для первичной смазки резьбы более, чем достаточно. Раскручиваться не будет, момент затяжки большой. А вот насухую как раз затягивать не рекомендуется. Велика вероятность спортить резьбу. Порядок таков: болты либо гайки сняли, обработали вэдэхой, пока меняем колесо, лишнее с резьбы стечёт. Пользуюсь этим давно, по рекомендации журнала «За рулем».

да их обычно ничем не смазывают. . wd40 вымывает грязь и ржавчину и поэтому не годится как смазка.

сливочным. в жизни не мазал и никогда не имел проблем ни откручивая ни закручивая.

Смазывать графитной смазкой (без фанатизма, только резьбу) . Зажимать, моментом рекомендованным заводом изготовит.
PS Обычно 85% владельцев авто, забивают болт на регламентное обслуживание авто, меняя только масло.

Вообще То Гайки Для Болтов Либо КОНУСНЫЕ Либо С КОНТРАШАЙБОЙ.. .
Остальные Самоделкины…

Не знаю чем ВД-40 плохо. Всегда при сезонной замене колёс (зима-лето) перед откручиванием гаек брызгаю ей на резьбу.

отработанным моторным маслом на зиму.
а так тока графитная смазка.

Солидол, Литол-24, любая не жидкая смазка! А колёса надо нормально затягивать (не в шиномонтаже) а самим!

Не надо смазывать колесные болты, надо простм промыт их с тормознымы жидкостями.

Медной или алюминиевой смазкой спрей.

Для этих целей применяется медная паста. Или спреи с на основе всё тойже дисперстной меди. В их отсутствии можно заменить графитовой смазкой.

Размешай любую густую смазку с графитом и помажь резьбу. Хватит на весь срок эксплуатации авто.

затягивай нормально, и ничего у тебя не выкрутится

Характеристики сантехнического льна

  • Температура использования до 140 °С.
  • Уплотнитель хорошего качества не имеет запаха гнили.
  • Влажность должна быть не более 12 % (на ощупь это должен быть сухой материал).
  • Выпускается в форме косичек, бухтой или бобиной.
  • При определённых условиях выдерживает давление до 16 атм (см. ниже Нерастворимая сантехническая паста).

Сантехнический лён отличается друг от друга содержанием костры, это чёсанный и трёпаный лён (костра, это отходы, которые остались после первичной переработки, по сути своей, мусор). Количество содержания костры в уплотнителе обозначается цифрами от 8 до 24. Чем выше численное значение, тем ниже содержание костры в материале.

Чёсаный сантехнический лён

Это очищенные, тонкие и длинные волокна, предназначены для уплотнения газопроводов и водопроводов. Тонкие и длинные волокна плотно заполняют резьбу, тем самым делают соединение надёжным. Хорошо подходит для газовых магистралей, тонкотелой резьбы.

Трёпаный сантехнический лён

Трёпаный лён является сырьём для производства чёсаного льна. Для трёпаного льна большое количество костры является нормой. По этой причине трёпаный лён лучше всего применять для больших диаметров, чугунных соединений.

Преимущества

Достоинства смазочных составов с содержанием частиц меди:

  • отлично уберегают от ржавения;
  • выдерживают высочайшие температуры и большое давление;
  • предотвращают заедание крепежных и заклинивание подвижных элементов механизмов;
  • продлевают срок службы деталей; не содержат экологически вредных примесей;
  • обладают мизерно низким коэффициентом испарения;
  • легко проникают в мельчайшие щели и поры, смазывая абсолютно всю поверхность;
  • применимы для смазывания элементов, которые работают в контакте с резиновыми и полиуретановыми деталями;
  • обладают высокой электропроводностью.

Последнее преимущество делает возможным использование смазочных материалов с содержанием порошка меди в резьбовых соединениях свечей и электродатчиках.

Смазка для свечей и катушек – стоит ли использовать

Среди автовладельцев иногда возникают споры по этому поводу. Одни утверждают, что ездили на разных марках машин по 20-30 лет без использования смазочного материала и не было никаких проблем. Другие говорят о том, что, если резьба не обработана, то со временем она «закиснет», а деталь будет сложно выкрутить при замене.

Перед ремонтом рекомендуется читать инструкции производителей свечей. Например, компания Denso прямо пишет, что их изделия следует устанавливать в посадочные гнезда на сухую. Но, в целом, большинство фирм не против использования смазки. Но предупреждают, что если в колодцах стоит масло, то советуют отказаться от использования динамометрического ключа при монтаже детали.

Если возникает вопрос: нужно ли смазывать резьбу свечей зажигания при замене, то следует учесть:

  • Обработка деталей перед монтажом — несложная процедура.
  • Тюбик можно купить недорого (от 100 рублей), а его состава хватает на несколько лет.

Это незначительная цена за то, чтобы получить гарантированную защиту от пробоя свечи и прикипания ее резьбового соединения. Случаи электрического замыкания довольно редки. А вот прикипевшая деталь при откручивании может сломаться, доставив много лишних хлопот владельцу.

Свеча зажигания

Что и зачем мазать

Во время работы двигателя система зажигания подвергается сильным нагрузкам. На нее воздействуют высокие температуры, механические вибрации, газы от сгорания воздушно-топливной смеси и электрическим ток с напряжением 40 кВ. От этих факторов в резьбовом соединении, где стоит свечка и катушка, может произойти «спайка». В результате прикипевшие детали довольно сложно снять при необходимой замене, не повредив их.

  • Работает в широком диапазоне температур (не трескается при морозах и не плывет на жаре).
  • Устойчива к воздействию тока.
  • Не киснет от попадания влаги.
  • Совместима с изоляторами.
  • Обеспечивает герметичность.
  • Повышает срок эксплуатации.

Благодаря использованию смазки, съемные элементы системы зажигания не приварятся к колпачкам. А сам процесс установки деталей не потребует усилий.

Плюсы и минусы

Если использовать литол, например, Литол-24, или солидол вместе с графитовой смазкой, то такая смесь будет иметь следующие свойства:

  • физико-химические свойства сохраняются при температуре от -40 до +400;
  • эффективно отталкивает воду;
  • защищает детали от образования коррозии.

Недостатком графитовой смазки является то, что она абразивные, то содержит твердые частички. В высокоточных соединения деталей твердые частицы будут создавать сопротивление и царапать соприкасающиеся пары.

Загуститель графитной смазки

В основном, в качестве загустителя графитной смазки применяют солидол.

Графит на основе солидола

Использование солидола в качестве загустителя высоко не поднимает стоимость графитной смазки из-за недорогой цены солидола.

Густая смазка серого цвета.

Форма выпуска

Современные технологии позволяют выпускать графитовую смазку в виде аэрозоли. Это позволяет наносить смазку не лопаткой, тонким распылением.

Продается еще графит смешанная с медной пудрой. Называется меднографитная смазка спрей.

Виды загустителей графитных смазок:

  1. Органический.
  2. Неорганический.
  3. Углеводородный.
  4. Мыльный.

Своими руками графитную смазку делать не имеет смысла, так как стоимость оригинальной не высока, а добиться заводских характеристик в домашних условиях невозможно добиться.

Смазка для суппортов

Тормозные суппорты работают в тяжелых условиях. Это, в совокупности с особенностью конструкции, приводит к появлению скрипа, ускоренному износу колодок, нагреву. Эти процессы протекают неконтролированно, на разных суппортах с разной степень интенсивности. В результате тормозные усилия на колесах распределяются неровномерно, что может привести к заносу даже при легком торможении.

Указанные проблемы предотвращаются путем использования специальных материалов. Однако традиционные смазки для тромозных суппортов не подходят — они вымываются водой, выгорают или коксуются, что лишь усугбляет ситуацию и приводит к еще большему износу деталей тормозных механизмов.

Для смазки противоскрипных пластин, направляющих пальцев, тыльных и торцевых поверхностей колодок удачным решением стали медные смазки (пасты). Они эффективно гасят вибрации и обеспечивают отличное смазывание поверхностей при малых возвратно-поступательных перемещениях в условиях агрессивных факторов окружающей среды.

Дополнительные средства

Кроме перечисленных выше ТОП-10 жидких ключей в настоящее время на прилавках магазинов также можно встретить множество других похожих средств. Перечислим некоторые из них:

  • Pingo Bolzen-Flott. Обладает средними эксплуатационными характеристиками. Преимущества — большой объем (400 мл) и надежное крепление носика. Недостаток — высокая стоимость, около 400 рублей.
  • STP Multi-Purpose Lubricant Spray. Многоцелевая смазка. Борется со ржавчиной, вытесняет влагу, может использоваться для смазки петель и замков. Однако имеет средние эксплуатационные показатели. Трубочка на носик крепится с помощью липкой ленты, что неудобно и ненадежно. Реализуется в баллоне объемом 200 мл, стоимость которого составляет 300 рублей.

Если вас по каким-либо причинам не устраивает цена или качество того или иного жидкого ключа, то подобные составы можно изготовить самостоятельно.

Вакуумные уплотнительные смазки

К подгруппе вакуумных смазок относятся смазки, предназначенные для обеспечения герметизации подвижных и разъемных соединений, и уплотнений вакуумных систем – смазка «Вакуумная» и замазка «Вакуумная».

Смазка «Вакуумная» по ТУ 38.401-58-172-96 (табл. 3), представляет собой водостойкую, каучукообразную мазь, изготовленную из высоковязкого вазелинового масла, путем загущения церезином. Предназначена для уплотнения подвижных соединений вакуумных установок из стекла и металла. Температура применения в диапазоне 0…40 С.

«Замазка вакуумная» ТУ 38.5901248-90, применяется для уплотнения разборных, но неподвижных соединений вакуумных установок. Обладает хорошей водостойкостью, адгезионными и консервационными характеристиками. Основой замазки является высоковязкое вазелиновое масло, в качестве загустителя используется вакуумная смазка и церезин. Температура применения в диапазоне от минус 10 до 40 С.

Таблица 3

Наименование
показателей
Норма для маркиМетоды испытаний
Вакуумная

смазка

Вакуумная

замазка

1234
1. Внешний видОднородная липкая мазь от желтого до темно-коричневого цвета, с характерной для каучука структуройОднородная пластичная
масса
2. Температура каплепадения, С≥ 54≥ 240ГОСТ 6793
3. Пенетрация при 25 С, мм х 10-1, без перемешивания200-25070ГОСТ 5346
4. Вязкость эффективная, Па с, при температуре 0 С≤ 1000ГОСТ 7163
5. Предел прочности на сдвиг, Па,

при температуре 20 С

≥ 1000ГОСТ 7143

Преимущества и недостатки

Медная смазка универсальная и широко применяется благодаря своим уникальным свойствам. Она подходит для суппортов тяжелых станков, металлургического оборудования, работающего при очень высоких температурах, и для большинства узлов машин. Широко используется для авто и на заводах.

Преимущества медной смазки перед другими материалами:

  • обеспечивает равномерность затяжки резьб, ускоряет сборку;
  • делает легким демонтаж, препятствует спеканию деталей;
  • увеличивает время между сервисным обслуживанием автомобиля;
  • увеличивает ресурс резьбовых соединений, повышает их надежность;
  • снижает вибрацию и шум;
  • используется для покрытия клемм и контактов в электрических узлах и энергетическом оборудовании;
  • снижает трение деталей и повышает КПД сцепления;
  • предохраняет от износа и коррозии;
  • обладает гидрофобными свойствами, легко проникает во все щели и поры;
  • защищает трущиеся поверхности от заедания, схватывания и сваривания;
  • имеет высокую адгезию с металлами, хорошо на них держится;
  • повышает термостойкость;
  • имеет длительный срок эксплуатации;
  • не содержит никеля и других вредных веществ;
  • не допускает образования окислов и коррозии в агрессивных средах кислотных и солевых.

За исключением подшипников, остатки смазки снимать не надо.

Основной недостаток – медной смазкой нельзя покрывать резиновые детали. При непосредственном контакте с медью и маслом, содержащим ее, резина набухает и в скором времени разрушается

Смазывая узлы, следует обращать внимание на материал уплотнительных колец, колпачков и других элементов

Медную смазку следует наносить тонким слоем с помощью кисти. Поверхность металла должна быть очищена от грязи, жира, окислов и ржавчины. Медная смазка держится только на абсолютно чистых и сухих поверхностях.

Подшипники покрываются густой термопастой в случаях необходимости, когда редуктор и другой механизм работает в условиях сильного нагрева. Пасту наносят тонким слоем на дорожку, прокручивают подшипник и убирают весь лишний смазочный материал. Такая обработка допустима только для подшипников качения тихоходных валов. В быстроходные узлы не рекомендуется закладывать солидол и другие вязкие составы, включая медный.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий