Как исправить восьмерку колесе на велосипеде

Как исправить восьмерку на колесе байка?

Пожалуй, самым широко встречающимся видом неисправности на велосипеде является так называемая «восьмерка на колесе». Наверное, не найдется райдера, который не сталкивался бы с данной проблемой. При этом устранить эту неисправность достаточно просто. С подобной задачей справится даже начинающий велосипедист.

Когда байк едет, на колеса воздействует несколько видов нагрузки. Они бывают следующими:

– вертикальными (их вызывает не только вес самого байка, но и райдера);

– поперечными (появляются при разгоне и во время торможения);

– осевыми (их провоцируют резкие повороты, а также различные маневры).

Данные нагрузки деформируют колеса, что приводит к образованию «восьмерок». При этом не имеет значение, где райдер совершал велопрогулки – в городе на асфальте или по бездорожью. На динамику появления восьмерки и ее масштаб влияет целый ряд факторов. Это не только стиль езды на байке, корректность регулировки колеса, а также материал, из которого оно изготовлено. Естественно, что более качественный колесный обод не требует регулярного исправления.

Кто виноват?

Если у вас стало ощутимо шататься колесо, скорее всего, произошло одно из трёх:

  • велобайк работал на пределе возможностей и часто подвергался большим нагрузкам;
  • на велосипеде были установлены некачественные детали;
  • детали пришли в негодность из-за длительной эксплуатации.

На «микроуровне» могло произойти стирание какой-либо детали, приведшее к образованию люфта. Погрешности вращения обычно бывают вызваны следующими техническими или механическими неисправностями:

  • втулка колеса стирается;
  • изнашивается конус, из-за чего приходят в негодность дорожки качения подшипников;
  • стираются насечки контргайки, приводящие к слишком плотному сцеплению контргайки с конусом.

Исправление дефектов

Исправить ту же самую восьмерку и прочие дефекты довольно легко. Но при этом потребуется потратить немало времени. Иными словами, чтобы достигнуть необходимого результата, надо обладать не только определенными знаниями, но и большим запасом терпения. Прежде, чем приступить к исправлению восьмерки, необходимо подготовить следующие вещи:
– колесо (всем новичкам рекомендуется рихтовать колесо, имеющее не более 2 восьмерок, а так он просто запутается);
– мелок либо маркер белого цвета (они потребуются, чтобы наметить зоны деформации);
– ключ для спиц (ключ должен соответствовать масштабу ниппелей спиц);
– станок, предназначенный для рихтовки колеса (им пользуются лишь в крайних ситуациях).

Искривления обода

Новенький обод колеса обязан иметь совершенную круглую форму и быть предельно плоским в профильном направлении. Однако, со временем и под воздействием различных нагрузок он искривляется. Чаще всего встречаются такие дефекты, как:

1. Восьмерка. Она образуется из-за выгибания к ободу. При этом амплитуда вращения не совпадает с поверхностью вращения остальной части колеса. С этим дефектом райдеры сталкиваются очень часто.

2. Зонт. Он появляется, если колесо установлено не пропорционально перьям рамы. Вместе с тем, есть колеса, которые уже оснащены смещенным зонтиком

В том случае, если он не препятствует езде, не стоит уделять ему внимание

3. Яйцо. Его провоцирует сплющенное в овал колесо. Данный дефект встречается не так часто, как восьмерка. Как правило, он возникает после того, как райдер спрыгнул на велосипеде с приличной высоты.

Восьмерка колеса велосипеда – определяем точное место

Чтобы определить точное место деформации необходимо перевернуть велосипед колесами к верху. Далее нужно вращать проблемное колесо, постепенно поднося мелок или маркер к крутящемуся ободу. В местах, где есть восьмерка, мелок или маркер коснется обода. Эти места необходимо отметить. Именно так можно определить проблемное место – очаг восьмерки.

Существует еще один метод определения очага восьмерки с использованием обыкновенных ушных палочек, скотча и маркера. Для выявления проблемного участка обода нужно наклеить ушные палочки при помощи скотча на перья передней вилки с двух сторон. Места, где ушные палочки будут соприкасаться с вращающимся ободом, являются проблемными зонами. Именно здесь необходимо будет подтягивать или ослаблять спицы в соответствие с алгоритмом описанным выше.

Устранение дефекта восьмерки – процесс несложный, но хлопотный, справиться с его проведением можно самостоятельно без помощи профильного специалиста. Этот метод универсален, он подходит для велосипедов различных типов.

Важно: после устранения дефекта нужно в обязательном порядке проверить степень подтянутости всех спиц проблемного обода. Это поможет вам избежать возникновения неожиданных аварий на дороге

Если у вас остались какие-либо вопросы относительно методики определения проблемного места и устранения деформации, рекомендуем вам просмотреть видео-инструкцию:

Алгоритм устранения деформации

Для начала нужно максимально точно определить проблемное место, выявив очаг поражения. Далее надо найти центральную спицу в пораженной зоне.

Обратите внимание: если восьмерка заваливается на правую сторону, первым делом нужно при помощи спицевого ключа подтянуть (или ослабить) спицу на противоположной стороне. рис

1

рис. 1.

После выполнения манипуляции (подтягивать спицу нужно понемногу, примерно на 1/3 оборота) необходимо незамедлительно проверять результат. Далее таким же образом надо подтянуть соседние спицы на противоположной стороне. Количество оборотов ключа для подтягивания соседних спиц должно быть меньшим примерно в два раза, чем подтягивали центральную спицу. По мере отдаления от очага деформации количество оборотов должно постепенно пропорционально уменьшаться.

рис. 2. Еще одним типом деформации колеса велосипеда является тип яйцо. В данном случае колесо принимает яйцеобразную форму, сплющиваясь по вертикали. Очень часто этот тип деформации сочетается с восьмеркой. Исправить ситуацию можно путем подтягивания спиц с обеих сторон. При выполнении манипуляций нужно следить за тем, чтобы спицы не были слишком ослаблены или перетянуты.

рис. 3

Устранение восьмерки

Чтобы отыскать восьмерку, потребуется раскрутить все колесо. Затем необходимо приблизить маркер к ободу. Едва маркер заденет обод, тут же уберите его. Участок, отмеченный белым, и будет тем самым местом, по которому проходит восьмерка.

После чего необходимо приступить к работам по исправлению. Потребуется ослабить спицы с одной стороны и подтянуть их с другой. Учтите, что эти действия надо выполнять предельно щепетильно и планомерно. При этом не допустите образование яйца.

Существует несколько разновидностей восьмерок. Ниже будет описано, какие именно спицы необходимо применять для устранения дефекта:

1. Когда восьмерка появилась между 2 спицами, одну из последних надо незначительно подтянуть, в другую, наоборот, ослабить.

2. Когда восьмерка возникла напротив одной из спиц – то спицу, расположенную напротив дефекта, требуется подтянуть на четверть оборота, а соседствующие с ней спицы ослабить двукратно предыдущему значению.

3. Когда восьмерка появилась напротив соседствующих друг с другом спиц – необходимо ту из спиц, которая находится поближе к центральной части дефекта, очень сильно подтянуть. Достаточно сделать пол оборота.

Осуществив регулировку обода, надо снова раскрутить колесо и провести проверку. В том случае, если дефект исчез либо уменьшился в размерах, то работа выполнена корректно. Когда же дефект увеличился, надо вернуть ниппели в прежнее состояние. После чего потребуется повторить вышеперечисленные операции, но в обратном направлении. То есть, спицы необходимо уже не закручивать, а ослаблять. И наоборот.

Неисправно заднее колесо

Если шатается заднее колесо велосипеда, необходимо снять его и совершить следующие шаги:

  1. Отсоединить трещотку, чтобы получить доступ к контргайке и конусу.
  2. Разобрать втулку, протереть её, удалив грязь, а также прежнюю смазку.
  3. Оценить состояние подшипников, особенно дорожек качения, просмотреть радиусные гайки.
  4. Если обнаружена неисправность, заменить деталь на исправную.
  5. Вернуть детали втулки на свои места, заложить свежей смазкой.
  6. Закрутить контргайки, конусы.
  7. Совершить поджатие конуса, а также контргайки с той стороны, где установлена трещотка, а с другого конца – отрегулировать натяжение подшипников.
  8. Поставить трещотку на прежнее место.
  9. Проверить легкость вращения (оно должно быть плавным), зафиксировать.
  10. Установить колесо на раму.
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий