Как исправить восьмерку на колесе байка?
Пожалуй, самым широко встречающимся видом неисправности на велосипеде является так называемая «восьмерка на колесе». Наверное, не найдется райдера, который не сталкивался бы с данной проблемой. При этом устранить эту неисправность достаточно просто. С подобной задачей справится даже начинающий велосипедист.
Когда байк едет, на колеса воздействует несколько видов нагрузки. Они бывают следующими:
– вертикальными (их вызывает не только вес самого байка, но и райдера);
– поперечными (появляются при разгоне и во время торможения);
– осевыми (их провоцируют резкие повороты, а также различные маневры).
Данные нагрузки деформируют колеса, что приводит к образованию «восьмерок». При этом не имеет значение, где райдер совершал велопрогулки – в городе на асфальте или по бездорожью. На динамику появления восьмерки и ее масштаб влияет целый ряд факторов. Это не только стиль езды на байке, корректность регулировки колеса, а также материал, из которого оно изготовлено. Естественно, что более качественный колесный обод не требует регулярного исправления.
Кто виноват?
Если у вас стало ощутимо шататься колесо, скорее всего, произошло одно из трёх:
- велобайк работал на пределе возможностей и часто подвергался большим нагрузкам;
- на велосипеде были установлены некачественные детали;
- детали пришли в негодность из-за длительной эксплуатации.
На «микроуровне» могло произойти стирание какой-либо детали, приведшее к образованию люфта. Погрешности вращения обычно бывают вызваны следующими техническими или механическими неисправностями:
- втулка колеса стирается;
- изнашивается конус, из-за чего приходят в негодность дорожки качения подшипников;
- стираются насечки контргайки, приводящие к слишком плотному сцеплению контргайки с конусом.
Исправление дефектов
Исправить ту же самую восьмерку и прочие дефекты довольно легко. Но при этом потребуется потратить немало времени. Иными словами, чтобы достигнуть необходимого результата, надо обладать не только определенными знаниями, но и большим запасом терпения. Прежде, чем приступить к исправлению восьмерки, необходимо подготовить следующие вещи:
– колесо (всем новичкам рекомендуется рихтовать колесо, имеющее не более 2 восьмерок, а так он просто запутается);
– мелок либо маркер белого цвета (они потребуются, чтобы наметить зоны деформации);
– ключ для спиц (ключ должен соответствовать масштабу ниппелей спиц);
– станок, предназначенный для рихтовки колеса (им пользуются лишь в крайних ситуациях).
Искривления обода
Новенький обод колеса обязан иметь совершенную круглую форму и быть предельно плоским в профильном направлении. Однако, со временем и под воздействием различных нагрузок он искривляется. Чаще всего встречаются такие дефекты, как:
1. Восьмерка. Она образуется из-за выгибания к ободу. При этом амплитуда вращения не совпадает с поверхностью вращения остальной части колеса. С этим дефектом райдеры сталкиваются очень часто.
2. Зонт. Он появляется, если колесо установлено не пропорционально перьям рамы. Вместе с тем, есть колеса, которые уже оснащены смещенным зонтиком
В том случае, если он не препятствует езде, не стоит уделять ему внимание
3. Яйцо. Его провоцирует сплющенное в овал колесо. Данный дефект встречается не так часто, как восьмерка. Как правило, он возникает после того, как райдер спрыгнул на велосипеде с приличной высоты.
Восьмерка колеса велосипеда – определяем точное место
Чтобы определить точное место деформации необходимо перевернуть велосипед колесами к верху. Далее нужно вращать проблемное колесо, постепенно поднося мелок или маркер к крутящемуся ободу. В местах, где есть восьмерка, мелок или маркер коснется обода. Эти места необходимо отметить. Именно так можно определить проблемное место – очаг восьмерки.
Существует еще один метод определения очага восьмерки с использованием обыкновенных ушных палочек, скотча и маркера. Для выявления проблемного участка обода нужно наклеить ушные палочки при помощи скотча на перья передней вилки с двух сторон. Места, где ушные палочки будут соприкасаться с вращающимся ободом, являются проблемными зонами. Именно здесь необходимо будет подтягивать или ослаблять спицы в соответствие с алгоритмом описанным выше.
Устранение дефекта восьмерки – процесс несложный, но хлопотный, справиться с его проведением можно самостоятельно без помощи профильного специалиста. Этот метод универсален, он подходит для велосипедов различных типов.
Важно: после устранения дефекта нужно в обязательном порядке проверить степень подтянутости всех спиц проблемного обода. Это поможет вам избежать возникновения неожиданных аварий на дороге
Если у вас остались какие-либо вопросы относительно методики определения проблемного места и устранения деформации, рекомендуем вам просмотреть видео-инструкцию:
Алгоритм устранения деформации
Для начала нужно максимально точно определить проблемное место, выявив очаг поражения. Далее надо найти центральную спицу в пораженной зоне.
Обратите внимание: если восьмерка заваливается на правую сторону, первым делом нужно при помощи спицевого ключа подтянуть (или ослабить) спицу на противоположной стороне. рис
1
рис. 1.
После выполнения манипуляции (подтягивать спицу нужно понемногу, примерно на 1/3 оборота) необходимо незамедлительно проверять результат. Далее таким же образом надо подтянуть соседние спицы на противоположной стороне. Количество оборотов ключа для подтягивания соседних спиц должно быть меньшим примерно в два раза, чем подтягивали центральную спицу. По мере отдаления от очага деформации количество оборотов должно постепенно пропорционально уменьшаться.
рис. 2. Еще одним типом деформации колеса велосипеда является тип яйцо. В данном случае колесо принимает яйцеобразную форму, сплющиваясь по вертикали. Очень часто этот тип деформации сочетается с восьмеркой. Исправить ситуацию можно путем подтягивания спиц с обеих сторон. При выполнении манипуляций нужно следить за тем, чтобы спицы не были слишком ослаблены или перетянуты.
рис. 3
Устранение восьмерки
Чтобы отыскать восьмерку, потребуется раскрутить все колесо. Затем необходимо приблизить маркер к ободу. Едва маркер заденет обод, тут же уберите его. Участок, отмеченный белым, и будет тем самым местом, по которому проходит восьмерка.
После чего необходимо приступить к работам по исправлению. Потребуется ослабить спицы с одной стороны и подтянуть их с другой. Учтите, что эти действия надо выполнять предельно щепетильно и планомерно. При этом не допустите образование яйца.
Существует несколько разновидностей восьмерок. Ниже будет описано, какие именно спицы необходимо применять для устранения дефекта:
1. Когда восьмерка появилась между 2 спицами, одну из последних надо незначительно подтянуть, в другую, наоборот, ослабить.
2. Когда восьмерка возникла напротив одной из спиц – то спицу, расположенную напротив дефекта, требуется подтянуть на четверть оборота, а соседствующие с ней спицы ослабить двукратно предыдущему значению.
3. Когда восьмерка появилась напротив соседствующих друг с другом спиц – необходимо ту из спиц, которая находится поближе к центральной части дефекта, очень сильно подтянуть. Достаточно сделать пол оборота.
Осуществив регулировку обода, надо снова раскрутить колесо и провести проверку. В том случае, если дефект исчез либо уменьшился в размерах, то работа выполнена корректно. Когда же дефект увеличился, надо вернуть ниппели в прежнее состояние. После чего потребуется повторить вышеперечисленные операции, но в обратном направлении. То есть, спицы необходимо уже не закручивать, а ослаблять. И наоборот.
Неисправно заднее колесо
Если шатается заднее колесо велосипеда, необходимо снять его и совершить следующие шаги:
- Отсоединить трещотку, чтобы получить доступ к контргайке и конусу.
- Разобрать втулку, протереть её, удалив грязь, а также прежнюю смазку.
- Оценить состояние подшипников, особенно дорожек качения, просмотреть радиусные гайки.
- Если обнаружена неисправность, заменить деталь на исправную.
- Вернуть детали втулки на свои места, заложить свежей смазкой.
- Закрутить контргайки, конусы.
- Совершить поджатие конуса, а также контргайки с той стороны, где установлена трещотка, а с другого конца – отрегулировать натяжение подшипников.
- Поставить трещотку на прежнее место.
- Проверить легкость вращения (оно должно быть плавным), зафиксировать.
- Установить колесо на раму.