Как починить порвавшуюся цепь на велосипеде
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Как починить порвавшуюся цепь на велосипеде

Основные параметры велосипедной цепи

Велосипедная цепь состоит из звеньев. В англоязычной литературе для этого используется термин link. Англ. Link – звено, links – звенья.

Звенья велосипедной цепи разные. Стандарт различает внутреннее звено, наружное звено, соединительное звено (замок цепи) см. Рис.1.

Рис.1. Наружное звено, внутреннее звено, соединительное звено

Производители велосипедных цепей позиционируют их по уровням надёжности, точности изготовления и долговечности.

Современные велосипедные цепи могут  с одинаковым успехом использоваться на велосипедах различных типов. Ту или иную велосипедную цепь можно эксплуатировать на городском или шоссейном велосипеде, на туристическом велосипеде или на горном. Тем не менее, некоторые производители чётко соотносят выпускаемые велосипедные цепи с типами велосипедов.

Для плавного переключения передач конфигурация велосипедной цепи усовершенствована. На некоторых участках пластин конструкторами предусмотрены специальные фаски. Эти фаски облегчают работу переключателей передач, ускоряя надёжное зацепление зубьев звёзд и велосипедной цепи см.Рис.2.

Рис.2. Фаски на пластинах звеньев велосипедной цепи

Износ цепи зависит от условий эксплуатации и регулярности обслуживания. Из-за разных условий эксплуатации одинаковые цепи одного производителя, установленные на горный велосипед и на шоссейный велосипед, будут изнашиваться по-разному.

Разберём основные параметры велосипедной цепи, которые играют важную роль при подборе новой цепи.

Шаг велосипедной цепи

Все современные велосипедные цепи имеют стандартный шаг равный 1/2” или 12.7 мм.

Шаг велосипедной цепи равен расстоянию между пинами см.Рис.3.

Рис.3. Велосипедные цепи имеют стандартный шаг равный 1/2” или 12.7 мм

Перевод в миллиметры дробных значений дюймов можно осуществить при помощи Таблицы перевода дробных значений дюймов в миллиметры

Количество звеньев велосипедной цепи и её рабочая длина

Длина велосипедной цепи определяется количеством звеньев, составляющих цепь. Например, цепи, поставляемые в запчасти и рассчитанные на работу с 12-скоростной кассетой, имеют длину 126 чередующихся внутренних и наружных звеньев.

Для комплектации велосипедов поставляются цепи длиной 108, 110, 112, 114, 116, 118, 120, 122, 124, 126 звеньев.

Велосипедные цепи, которые поставляются в запчасти, обычно состоят из 114 или 116 звеньев. Количество звеньев зависит от подхода производителя. Многие производители велосипедных цепей снабжают свои цепи специальным разъёмным звеном – замком цепи.

Количество звеньев 114 или 116 может оказаться избыточным. Для разных типов велосипедов требуется различная рабочая длина цепи. Рабочая длина цепи достигается путём удаления лишних звеньев.

Для горных велосипедов MTB цепь обычно приходится укорачивать до 106-108 звеньев. Такая длина цепи обусловлена размером звёзд системы и длиной задних перьев.

Для велосипедов с длинными задними перьями, например, для некоторых найнеров, цепь укорачивают до 112 звеньев.

Для велосипедов определённого типа, например, шоссейных, цепь можно не укорачивать и использовать из коробки.

При замене заводской цепи на новую цепь, следует обязательно посчитать и записать данные о количестве звеньев в заводской цепи. В новых цепях, при необходимости, следует оставлять такое же количество звеньев, какое было у заводской цепи.

Ширина велосипедной цепи или длина пина

Габаритная ширина велосипедной цепи определяется размером пина. Конструкторы проектируют ширину велосипедной цепи исходя из ширины кассеты и количества звёзд в ней.

Прослеживается явная тенденция к уменьшению ширины велосипедных цепей при одновременном росте числа звёзд в кассете.

Шаг 3: Как работают цепи?

Каждое звено цепи связано друг с другом стальным штифтом/втулкой. При помощи выжимки цепи (или молотка) вы можете забить или выбить штифты, чтобы убрать или добавить звенья. Починка сломанной цепи заключается в удалении сломанных звеньев, замены их на новые и соединения концов цепи. На велосипедах с механизмом переключения передач вполне достаточно дополнительных звеньев, так что вы сможете убрать парочку без особых проблем. На односкоростных велосипедах, возможно, нет достаточной слабины, чтобы можно было удалить звенья, так что придется позаимствовать их со старой цепи или купить новые.

Как определить длину новой цепи?

Обычно новая цепь слишком длинная, поэтому ее придется укоротить, снимая звенья. Существует несколько способов это сделать. Самый легкий и лучший способ определить длину новой цепи – приложить ее к старой цепи. Потом нужно только укоротить под стать старой (для уверенности стоит пересчитать количество звеньев).Другой вариант. Пропустите цепь через передний дерайлер и драпируйте ее над большой ведущей звездой спереди и над большим зубцом сзади. Пока еще не пропускайте цепь через задний дерайлер. Туго соедините два конца цепи. Если цепь соединяется, и остается еще 2 целых звена на перекрытии (пол звена еще останется в конце – место, где вы соедините цепь), длина цепи подобрана правильно.

Примечание: много полноподвешенных горных велосипедов используют схему, двигающую заднюю ось дальше от каретки, пока едет велосипед, через подвеску; это называется «рост цепи». Чтобы приспособиться к росту цепи, понадобится сильно сжать заднюю подвеску при использовании метода выше.

Перед тем как убрать ненужные звенья, убедитесь, что два конца цепи будут соединяться. Цепь может соединиться, только если внешняя сторона звена соединится с внутренней стороной соединяющего звена. Потом отсоедините оставшиеся звенья.

По теме: Как подобрать длину цепи велосипеда?

Ключи и кодовый замок

Сувальдные и цилиндровые замки. Старые велосипедные замки с ключами цилиндрической формы, так называемые сувальдные, были не очень надёжными. Их, постаравшись, можно было открыть, используя лишь стержень шариковой ручки.

Предполагается, что цилиндровые велозамки, у которых ключи имеют плоскую форму, более надёжные. Хотя касательно дорогих экземпляров не имеет значения, к какому типу относится их внутренний механизм. Замки, собранные с высоким уровнем секретности, в любом случае будут взломоустойчивыми.

Кодовый замок. По удобству повседневного применения лидирует кодовый замок для велосипеда, поскольку используя его, не нужно носить с собой ключ. Главное ─ не забыть установленный код.

Кодовый замок фирмы Citadel в оболочке с креплением на раму

Хотя все кодовые замки имеют четыре поворотных диска, и чтобы их открыть, нужно подобрать одну правильную комбинацию из 9999 возможных, опытные злоумышленники могут открыть некоторые, не самые лучшие из них, менее чем за минуту. О только что сказанном можно убедиться, просмотрев следующее видео.

На видео, скорее всего, показан взлом некачественных замков, так как большинство дорогих моделей не издают клацающего звука при попадании на нужную цифру. У надежного кодового захвата ощутимое увеличение свободного хода штока никак не означает, что вы правильно угадали одну из цифр. Некоторые рассеянные велосипедисты, забыв лично установленный код, не могут открыть свой замок уже второй год. Теперь у них только один выход ─ разрезать трос.

Шаг 6: Разъедините цепь

Поверните шуруп на выжимке цепи, чтобы начать выталкивать штифт из цепи.

Не выталкивайте штифт до конца! Вытолкните его настолько, чтобы цепь разъединилась. Нужно оставить конец штифта в цепи, чтобы потом снова его туда затолкнуть. Если хотите выполнить работу без инструмента: просверлите отверстие в кусочке деревяшки и поместите штифт, который нужно удалить, над отверстием.

Найдите крепежный винт такого же размера, как и штифт цепи и используйте его как колышек, чтобы выколотить штифт цепи с помощью молотка. Эта работа требует ловкости, так как вам не нужно выколотить штифт полностью.

О цепи

Каждый ребенок впервые получивший в подарок велосипед, знает, что если спадает цепь, то велосипед не поедет. Какова же роль этой детали? Цепь является главным элементом трансмиссии велобайка, с ее помощью на заднее колесо передается крутящий момент, что и приводит к движению велосипеда. Цепь велосипедная имеет размеры стандартные для каждой модели. В процессе эксплуатации цепь подвергается постоянным нагрузкам и постепенно изнашивается. От исправности велосипедной цепи зависит качество работы всего трансмиссионного механизма, поэтому за ней нужно систематически ухаживать. В каких случаях это необходимо?

Элементарная диагностика износа велосипедной цепи и ее неисправностей, состоит в простых действиях. От большой звезды отсоединяется цепь и проверяется количество свободных зубьев. Если их больше двух замена цепи требуется в самом срочном порядке. О неисправности этого элемента свидетельствуют проблемы с переключением скоростей, посторонние звуки, возникающие в процессе передвижения. Также причиной плохой работы трансмиссионного блока может стать стирание передних и задних звезд трансмиссионного узла. Велосипедную цепь снимают со звезд, чистят, смазывают, следят за целостностью звеньев. Велосипедные цепи на скоростных велосипедах более уязвимы и требуют постоянного контроля и тщательного ухода.

Регулировка и ремонт

Велосипедная цепь представляет из себя несложную конструкцию. Этот элемент выполнен из металла и состоит из отдельных звеньев, соединенных между собой. В конструкции каждого звена: две пластины внутреннего и внешнего расположения, пин и валик. Размер цепи зависит от величины и количества этих элементов. Велосипедная цепь не только участвует в движении транспортного средства, но и позволяет переключать скорость движения на многоскоростных велосипедах с помощью многоскоростных цепей.

Перед началом ремонтных работ необходимо снять цепь, удалить с неё загрязнения и старое масло. Для очистки можно использовать керосин или другие предназначенные для этой цели препараты, например, VD-40.

Как снять велосипедную цепь?

Различают велосипедную цепь с замком и без замка. Велосипедная цепь с замком имеет одно разъемное звено. В этом месте ее можно разъединить и с легкостью снять со звезд. Опасность представляет ситуация, когда разъемное звено по какой-то причине само раскрывается и цепь слетает. Беззамковый вариант не имеет такой особенности, но ремонт такой цепи затруднен. Как разъединить велосипедную цепь с замком подскажет инструкция. Соединительным элементом замочной цепи является клещевой зажим. Его достаточно легко найти, если цепь чистая. Клещевой зажим поддевается отвёрткой или пассатижами и раскрывается

Он состоит из трех деталей и очень важно эти детали не потерять, чтобы после ремонта или чистки, цепь можно было снова соединить

С помощью звена, соединяющего велосипедную цепь без замка, так просто разъединить не получится. Все звенья у нее одинаковые, поэтому, чтобы разобрать такую цепь, вам понадобится выжимка — специальный инструмент, предназначенный для этой цели. Чтобы без проблем разъединить беззамковую цепь, нужно соблюдать последовательность действий:

  • определиться со звеном, которое вы будете разъединять;
  • вставить его в инструмент, с помощью которого производится выпрессовка оси звена (пина);
  • вращая винт с помощью ручки, вытаскиваем пин. Полностью пин (ось звена) извлекать не стоит, существует опасность не вставить его обратно;
  • после окончания необходимых работ, в обратном порядке произвести запрессовку и без замка.

Если велосипедная цепь растянулась в процессе эксплуатации, то следует удалить из нее лишние звенья и отрегулировать так, чтобы она проходила по звездам без излишнего натяжения и не болталась. Растяжение цепи велосипеда может произойти, если на неё оказывается излишняя динамическая нагрузка, также в результате скопления грязе — пылевых частиц, смешанных с маслом между звеньями цепи. В совокупности эти факторы постепенно вызывают растяжение велосипедной цепи, ее провисание и как следствие, частое соскальзывание. Если цепь отслужила достаточно долго, ее нужно заменить. Оптимальным сроком работы велосипедной цепи считается пробег 1500 км. Следует заметить, что неисправная велосипедная цепь приводит к износу звезд и других деталей трансмиссионного узла, поэтому медлить с ее заменой специалисты не рекомендуют. Для начала цепь нужно демонтировать.

Многих начинающих велолюбителей интересует вопрос о том, как разъединить цепь на велосипеде без выжимки в срочном порядке и можно ли это делать. Если вам нужно срочно снять велосипедную цепь без замка, а необходимого инструмента под рукой нет, можно воспользоваться альтернативным вариантом. Для этого понадобится молоток и гвоздь или металлический штырь, с помощью которых производится извлечение оси звена. Действовать в таком случае, нужно очень аккуратно, чтобы не повредить соседние детали. Лучше сначала потренироваться на старой цепи и получить опыт. Такой вариант ремонта нужно применять только в крайнем случае. Всегда лучше использовать специализированный инструмент. Это послужит гарантией качественной работы. Если вы несколько раз производили разъединение цепи с помощью выжимки, то для каждого следующего раза выбирайте другое звено. В процессе работы выжимкой, звено или как его называют пин, расшатывается. Если много раз использовать одно и тоже звено для выжимки, оно деформируется и выходит из строя.

Обслуживание цепи

Цепь на велосипеде с планетарной втулкой

Цепь необходимо периодически промывать, смазывать, а каждые несколько тысяч километров — менять, так как в процессе эксплуатации цепь стирается, диаметр звездочек уменьшается из-за износа. Показателем того, что цепь необходимо заменить, является её удлинение. Существует простой способ измерить износ цепи: измерить длину 24 звеньев в центрах осей. Если это значение равно 304.8 мм или 1 футу, то цепь считается не изношенной. Если её длина увеличилась на 3-4 мм, то цепь считается изношенной и подлежит замене.

Несмотря на распространённый миф, увеличение длины велосипедной цепи происходит не из-за того, что цепь растягивается, а из-за износа на пинах, которые соединяют между собой звенья цепи.

Определение величины износа велосипедной цепи

Когда речь заходит об износе велосипедной цепи, то под этим подразумевается явление «вытягивания» или удлинения цепи в процессе эксплуатации. Это «вытягивание» происходит от того, что в каждом сочленении звеньев в результате износа появляется зазор. Сочленений с зазорами в обычной цепи больше ста. Все эти зазоры суммируются, и возникает эффект «вытягивания» цепи.

Например, если зазоры в каждом сочленении увеличатся на 0.01 мм, то это приведёт к общему удлинению цепи больше, чем на 1 мм.

Как сильно вытянулась цепь, подскажут нехитрые способы, доступные многим.

Например, можно просто сравнить новую и старую цепи см.Рис.4.

Рис.4. Новая велосипедная цепь (верхняя) и «вытянувшаяся» старая (нижняя)

Для определения величины «вытягивания» цепи можно воспользоваться разными способами см.Способы измерения износа цепи

2016 abcIBC.com. All rights reserved.

Удачных поездок!

См.также

12 советов велосипедистамВелосипедная рамаПередняя вилкаКаденсКаденс шоссейного велосипедистаКаденс маунтинбайкера MTBВелокомпьютерВелосипедные педалиОбычные и прогулочные педалиЭкстремальные MTB, BMX и DH педалиПедали с туклипсамиКонтактные педалиСредняя скорость велосипедистаПерекос велосипедной цепиВеличина передачи и её расчётМаксимальная скорость горного велосипедаМаксимальная скорость найнераКак уменьшить перекос цепиМаксимальная скорость велосипедаЗамки для велосипедной цепиУход за велосипедной цепью

 

Смазка для сухой погодыСмазка для влажной погодыЦепь для кассеты на 8 звёздЦепь для кассеты на 10 звёздКольца для рулевой колонкиДержатель флягиВелосипедная цепьИзнос велосипедной цепиКонтроль состояния цепиИзмерение износа цепи ч.1Измерение износа цепи ч.2Маркировка велосипедной цепиПеревозка велосипеда на автоПоложение тормозных рукоятокИндикатор износа велосипедной цепиТюнинг и кастомайзинг велосипедаПример сильного износа велосипедной цепиИзнос велосипедных звёздЧто мы смазываем, когда смазываем велосипедную цепь?Ширина руля и особенности посадки

Замки для цепей горных, шоссейных велосипедов и MTB

Из нескольких конструкций замков для цепей велосипедов наибольшей популярностью пользуется две конструкции замков.

Конструкция с симметричными деталями и конструкция с пружинной щёчкой.

Конструкция с симметричными деталями

Конструкция с симметричными деталями устроена достаточно просто и представляет собой пример изящного технического решения см.Рис.1.

Рис.1. Конструкция замка для цепи с двумя одинаковыми деталями

В этой конструкции замка для велосипедной цепи используется всего две одинаковых детали, состоящие из щёчки цепи с запрессованным в неё пином.

Пины имеют кольцевую проточку, которая входит в соответствующее отверстие второй детали см.Рис.2. Под действием натяжения цепи такой замок достаточно надёжен.

Рис.2. Фигурное отверстие в щёчке, в которое входит кольцевая проточка пина

Для размыкания такого замка достаточно свести пины в направлении друг к другу до совпадения пинов с расширенной частью фигурного отверстия. После чего велосипедная цепь легко разнимается.

Замыкание такого замка производится в обратном порядке. Пины каждой детали вставляются в расширенную часть фигурного отверстия ответной детали. Затем цепь натягивается до тех пор, пока проточка пинов не войдёт в узкую часть фигурного отверстия. Пружинный эффект снижает вероятность самопроизвольного размыкания замка.

Конструкция с пружинной щёчкой

Конструкция с пружинной щёчкой построена несколько иначе и состоит из двух разных деталей см.Рис.3.

Рис.3. Конструкция замка с пружинной щёчкой

Одна деталь замка представляет собой щёчку с запрессованными в неё двумя пинами. Другая деталь замка – это щёчка, выполненная из пружинистой стали. В самой щёчке выполнено продолговатое отверстие соответствующее диаметру кольцевой проточки пинов и дополнительное расширение, соответствующее диаметру пина см.Рис.4.

Рис.4. Кольцевая проточка пинов и расширение, соответствующее диаметру пина

Размыкание такого замка производится весьма просто. Для размыкания цепь слегка изгибается. Изгиб производится до тех пор, пока пин не окажется напротив расширения, соответствующего его диаметру. После этого щёчка с отверстием выводится из зацепления с пином и поворачивается, позволяя разомкнуть цепь. При необходимости щёчка снимается и со второго пина.

Замыкание производится в обратном порядке. На пины надеваются звенья цепи. Затем на один пин заводится пружинная щёчка и продвигается в кольцевую проточку пина. Далее цепь слегка изгибается и второй пин вводится в расширенное отверстие. После натяжения цепи продолговатое отверстие входит в кольцевую проточку каждого из пинов, надёжно фиксируя цепь.

Части велосипедной цепи и необходимые инструменты

Индикатор износа цепи: Типичный индикатор износа цепи зацепляется на штырь в цепи, пока другой конец вставляется между двумя штырями или роликами. Цифры на инструменте покажут, насколько изношена цепь и настало ли время ее менять.

Новая цепь: Вид цепи зависит от количества скоростей велосипеда. Так, например, если велосипед 9-скоростной, нужно купить 9-скоростную цепь. Более совершенные цепи включают в себя специальное покрытие, что отсрочит появление ржавчины, или они уже сделаны из нержавеющей стали.

Замена штырей или соединительного звена: Новые цепи сразу идут с новым штырем или специальным звеном под названием соединительное звено, соединяющее 2 конца цепи вместе.
Если вы ремонтируете уже имеющуюся цепь, нужно купить штыри на замену или соединительные звенья отдельно – они должны быть совместимы со скоростью цепи и брендом.

Выжимка: если у вас цепь со стандартными звеньями, понадобится совместимая выжимка, которая позволит легко снять старый штырь и поставить новый при разъединении и соединении цепи.

Пассатижи: Если у вас цепь, которая соединяется с соединительным звеном, понадобятся пассатижи, которые упростят процесс разъединения и соединения соединительного звена.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий