Втулка переднего колеса велосипеда

Различные виды и стандарты

Существует много свойств, благодаря которым систематизируют передние втулки. К свойствам относят материал исполнения, ее прочность, вес и предназначение, а также внутренние части всего устройства.

Форм-факторы по вариантам присоединения спиц различают

  1. Фланцы с разъемами под спицы: этот вид устройства наиболее популярен. Без накрученного дискового тормоза (ротора), имеется возможность поменять непригодную спицу колеса. В ином случае, как минимум, придется снять диск тормозной системы, а в случае с задней втулкой и кассету;
  2. Сегментированные фланцы от Mavic с прямой спицовкой (Straightpull). Ныне изготавливается и другими брендами. Этот вид удобен тем, что при поломке спицы ничего не нужно снимать. Также считается, что этот вариант спицовки дает наиболее качественную жесткость колесу. Однако стоит отметить, что такие втулки имеют не малую цену. Менее распространены, нежели обычные фланцы;
  3. Бесфланцевые – создателем выступает бренд Shimano, но они уже не единственные. Данный вид устройства хорош тем, что он стоит недорого относительно прямой спицовки. Дабы поменять поломанную спицу не нужно снимать запчасти, как и с сегментированным исполнением. Тем не менее, среди всех плюсов данного вида есть и недостаток – прорези на корпусе, которые легко загрязняются при езде, что не только затрудняет уход за компонентом, но и последующее снятие спиц. Наиболее слабо распространенная система.

Типы крепления тормозного ротора

Крепление ротора тормозной системы существует двух стандартов:

  • Стандарт 6Bolt. Этот вид крепления наиболее распространенный. Он имеет шести болтовое крепление к втулке;
  • Стандарт Center Lock от компании Shimano. Данный вид устройства имеет шлицевое крепление.

Стандарты оси

Характеристики размеров втулки зависят от типа оси, которая проходит через нее. Так, от длины, диаметра и типа оси будет меняться и характеристика размеров компонента. Крепления к велосипедной вилке принято разделять на два типа: с эксцентриковым зажимом старого типа оси и на полой оси (может быть как с эксцентриком, так и на болтах). При затягивании с помощью эксцентриков можно обойтись без какого либо инструмента.

Основные ныне используемые виды осей:

QR эксцентрик:

9×100мм. – используется на бюджетных двухколесниках.

Thru-axle:

  • 15×100мм.
  • 20×110мм.

Boost Thru-axle:

15*110мм – один из самых новомодных стандартов. Используется преимущественно в жестких дисциплинах, так как трейл, эндуро, дайнхилл, оллмаунтин.

Внутреннее устройство

Этот компонент велосипеда выглядит в виде цилиндра. Корпус бывает двух видов: соединенный с чашечками и корпус, состоящий из центральной трубки и двух чашечек. По бокам над чашечками располагаются фланцы с отверстиями, в которые вставляются спицы колеса. Внутри данного механизма находится ось (место крепления колеса к раме), шариковые подшипники (располагаются в противоположных сторонах друг от друга и помогают вращаться оси внутри втулки), конусы, предохранительные крышки (для защиты), шайбы, контргайки (дополнительный крепеж, не позволяет конусам раскручиваться), а также гайки, которые прикрепляют части к передней вилке велосипеда.

Конусы закрепляют так, чтобы один из них был полностью неподвижным. Второй конус устанавливают таким образом, чтобы в подшипниках оставался зазор. Конусы закрепляются контргайками.

Шариковые подшипники состоят из чашечного углубления, шариков и конуса. Шарики вставляются по одному, а также иногда вставляются в специальные отверстия (сепараторы).

Обычно корпус передней втулки изготавливают из металла. Наиболее распространёнными являются сталь, алюминий или титан. Из стали изготавливают самые бюджетные варианты. Они довольно увесистые и склонны к разрушению. Лучший материал для изготовления – алюминий, он не такой тяжелый и не подвержен деформации и разрушению. Но при этом и стоит в несколько раз дороже. Титан наиболее дорогой и используется энтузиастами в спортивных дисциплинах.

Втулка заднего колеса: особенности, предназначение и работа

Втулка заднего колеса помимо опорных подшипников, роль которых воспринимать нагрузку на колесо, имеет механизм свободного хода, привод разобщающий, а также на некоторых моделях встроенный тормоз. Велотранспорт, обладающий передачами много ступенчатыми, на втулках своих задних колес имеет целый арсенал звездочек приводных. С их помощью происходит изменение отношения привода.

По конструкции исполнения такие втулки делятся на три главных типа, а именно:

  • тормозные, имеющие свободный ход
  • не имеющие свободного хода
  • бестормозные со свободным ходом

Работа механизмов втулки сводится к тому, что при повороте ведомой звезды в направлении часовой стрелочки поворачивается конус ведущий по отношению к чашке. При прекращении движения ведомой звездочки (отсутствует педальное вращение) велосипед некоторое время движется по инерции. В этот момент подшипник рабочего хода не затронут, что позволяет планомерно осуществлять свободный ход вело.

При повороте педалей назад относительно пути следования осуществляется торможение. В его процессе конус ведущий поворачивает против колесного хода, увлекая при этом чашку, которая и упирается выступами тормозными в конус, тем самым, заставляя его двигаться и проворачиваться внутри совмещенного тормозного барабана. Винтовые выступы чашки во взаимодействии с конусом начинают его продвигать во внутрь барабана, тем самым приводя к неминуемому торможению.

Все втулки в зависимости от типа велосипеда принято разделять по весу, прочности, размеру и устройству. Материалом для современных вело втулок стали алюминиевые сплавы, которые из этих сплавов производятся методом литья или выточки, штамповки. Втулки, выполненные методом литья или штамповки, являются более прочными и легкими. Задние втулки также могут различаться по типу переключения передач. Кроме того, втулки, предназначенные для скоростных велосипедов, будут иметь уплотнители, защищающие их от пыли. На горных велосипедах также имеются дополнительные пыльники от грязи.

Уход за веловтулками

Техобслуживание большинства велосипедных втулок заключается в уходе за подшипниками. Входящими в их состав. Их необходимо регулярно смазывать, чистить и регулировать. Чтобы втулка, а соответственно, и велосипед, прослужили вам долгие годы, следует знать такие нюансы ухода.

  1. При попадании влаги втулку нужно перебрать.
  2. Чем в более экстремальных условиях эксплуатируется байк, тем чаще его втулки нуждаются в переборке. Понятно, что детали городского либо шоссейного велосипеда можно перебирать реже, нежели его горного аналога. В первом случае достаточно обслуживания раз на каждые 5000 км (или раз в сезон).
  3. Если в процессе езды появился люфт или другие посторонние звуки, значит, байк нуждается в более частой регулировке.
  4. Нанесение смазки производится только после тщательного очищения втулки от предыдущей.
  5. На срок службы влияет и качество смазочных материалов. Рекомендуется применять пластичные смазки, как ШРУС или Литола в неразбавленном виде во избежание вымывания их из механизмов.
  6. Втулка на радиально-упорных подшипниках разбирается с использованием специальных конусных ключей и съемника кассеты. Если этих инструментов в наличии нет, то лучше всего воспользоваться услугами веломастерской.
  7. Замена спиц в передней веловтулке без дисковых или барабанных тормозов производится в таком порядке. Сначала следует завести спицу сбоку во фланец. Чтобы установить спицу в заднюю втулку, нужно будет дополнительно снять ротор звезды и тормоза с использованием специального инструментария. При использовании бесфланцевых втулок Shimano процесс становится проще. В последнем случае нет нужды снимать детали для замены спиц. Однако, чистить втулку от грязи придется чаще, поскольку она имеет свойство забиваться в прорези корпуса.
  8. Помимо подшипников, пристального внимания заслуживает и сама втулка. Нужно тщательно проверить ее целостность, наличие возможных трещин в месте спицевых отверстий и на корпусе.
  9. При работе с втулками любого класса следует избегать контакта с влагой.

Таким образом, при выборе втулки следует учитывать ее назначение и такие базовые параметры, как материал, крепление, количество спиц и тип подшипника. На работу втулки оказывает влияние как качество уплотнителей, так и вид подшипников. Немаловажным фактором является своевременное техобслуживание, чистка и замена смазки. Детали должны быть изготовлены в соответствии с допусками и техническим условиями, обладать ровной поверхностью, соответствовать размерам друг друга с точностью до миллиметра. Немаловажным критерием является и цена. Если бюджет позволяет, то приобретение дорогой качественной втулки будет правильным капиталовложением в ваш байк на долгие годы.

Обслуживание задней втулки

С целью долгосрочной и безремонтной эксплуатации механизма задней втулки его необходимо регулярно смазывать и чистить. Кроме того, техническое состояние этой детали напрямую влияет на легкость хода. Хорошо смазанная и качественно отрегулированная задняя втулка вращается легко и бесшумно, у нее отсутствует люфт и заедание.

В том случае, если она издает непонятные звуки, в частности, постукивание или хруст, а само колесо стало туго (тяжело) вращаться, то такую втулку рекомендовано промыть и смазать, а также в некоторых случаях и отрегулировать. Если уход за задней втулкой осуществляется правильно и регулярно, то она может безболезненно проработать до двадцати тысяч километров или больше.

Задняя втулка является более нагруженной в сравнении со втулкой передней. Именно этому факту нужно уделять первостепенное значение. Ведь обслуживание задней втулки более сложное.  Так, в частности, в начале сезона прогулок на велосипеде нужно обязательно проверять отсутствие люфта или, наоборот, чрезмерной затяжки подшипников втулки задней.

Важно сразу же правильно ее отрегулировать, чтобы в процессе дальнейшей эксплуатации велосипеда не возникало никаких проблем с этой деталью. Кроме того, после 2000 километров пробега велотранспорта необходимо заменить смазку

В случаях же езды зимой или по грязным дорогам рекомендуется смазку менять еще чаще.

Таким образом, если вы имеете и пользуетесь велотранспортом, которым дорожите и желаете, чтобы он эксплуатировался как можно дольше, необходимо на регулярной основе проводить профилактические работы, заключающиеся в смазке деталей

Особое внимание следует уделять работе задней втулке, периодически разбирая ее, смазывая и регулируя.

Правильный выбор задней втулки для своего велосипеда, на что следует обращать внимание

Задняя втулка, прежде всего, является в любом велосипеде функциональным и достаточно серьезным элементом. Именно благодаря этой детали обеспечивается эффективность вело, отвечает за его накат, значительно увеличивая КПД всего механизма. Она по праву считается одним из наиболее дорогих агрегатов велосипеда. Это утверждение верно, как для обычного прогулочного велосипеда, так и для современного и стильного горного байка.

Модификаций таких втулок в данный момент существует достаточное количество

Поэтому при их выборе крайне важно обращать свое внимание на надежность, востребованность и прочность материалов, из которых она изготовлена. Кроме того, немаловажную роль играет также и область, место использования той или иной втулки. Поэтому при выборе велотранспорта важно представлять себе, в какой местности он будет ездить, и какова будет конечная роль его эксплуатации (тренировки, прогулки, соревнования и т.д.)

Поэтому при выборе велотранспорта важно представлять себе, в какой местности он будет ездить, и какова будет конечная роль его эксплуатации (тренировки, прогулки, соревнования и т.д.)

Также в зависимости от нагрузок и ряда других причин могут подбираться втулки, которые имеют конструктивные особенности и определенные размеры. Так, в частности, втулки внедорожных и горных велосипедов помимо сальников на конусах зачастую имеют пыльники, обеспечивающие в полной мере защиту от грязи. Однако такая защита не может быть использована на шоссейных, гоночных вело вследствие уменьшения ими легкости хода и увеличении веса. А, например, велотранспорт, который оснащен дисковыми тормозами, будет иметь специальные втулки, к фланцам которых прикрепляются диски тормозные.

Таким образом, подходить к приобретению велотраснпорта нужно осознанно, помня, что задняя втулка играет существенную роль в движении и в особенностях нагрузок на нее.

Сервисное обслуживание

Техническое обслуживание различают двумя видами:

  1. Сезонное ТО. Обслуживание состоит из комплекса, включающего в себя профилактические действия. Сюда входит смазка и очистка узлов втулки, возможно, замена пыльников и подшипников. Частота таких мероприятий зависит от режима катания, жесткости велодисциплины, а так еж от качества дорог и устройства самого велокомпонента. Но рекомендуется проводить плановое ТО один раз в сезон;
  2. Вынужденное обслуживание. Проводится в том случае, если при катании на велосипеде вдруг послышится резкий шум от втулки или почувствуется снижение наката велосипеда, снижение КПД от педалирования. Тогда потребуется провести внеплановое сервисное ТО. Можно попытаться самому выявить и устранить причину поломки. Но не редко подобные попытки заканчиваются плачевно для велокомпонентов, особенно печально, если это качественныая дорогая вещь. Поэтому, по возможности, рекомендуется решать такие вопросы со специалистом.

Где купить?

Сортамент, который предлагает современный рынок достаточно большой. Есть множество малоизвестных производителей, производящих однотипную технику сомнительного качества. При этом заявленные характеристики заставляют думать о том, что велосипед оснащен всем необходимым. На деле оказывается, что покупка не будет удовлетворять возложенным требованиям.

Совершать покупку лучше всего в магазинах, которые специализируются на продаже этой техники. В этом случае есть гарантия приобрести качественный продукт и в дальнейшем усовершенствовать его, по мере необходимости. Выбрать и приобрести достойный велосипед, качественные запчасти, велоодежду, рекомендуем в самых больших европейских магазинах: chainreactioncycles.com, wiggle.com.

Конструкция втулки[править]

  • Виды
  • Устройство втулки с кассетой (вверху) и с трещоткой (внизу)

  • Втулка под 20-мм вставную ось с 6-болтовым креплением ротора и адаптером на 9 мм

  • 3-скоростная планетарная втулка Shimano с ножным тормозом

  • Втулка под 15-мм вставную ось стандарта Centerlock

  • Задняя 6-болтовая втулка

  • Втулка вилсета под прямые спицы

Корпусправить

Корпус втулки связывает воедино все её части. Одно из требований к нему — большая жёсткость, особенно к корпусу задней втулки, поскольку он испытывает скручивающую нагрузку от трансмиссии. Изготавливается он несколькими методами — горячей или холодной штамповками или литьём. Наиболее прочные корпуса (вместе с фланцами, представляющими собой единое целое с корпусом) изготовляются методом горячей штамповки. Только такие втулки можно использовать для радиального спицевого набора.

  • Для ободных тормозов,
  • Роллерных тормозов,
  • С креплением для дисковых тормозов, в т.ч.:
    • 6-болтового стандарта,
    • Centerlock,
    • Собственных стандартов.

Разумеется, на дисковой втулке можно собрать колесо для ободных тормозов, но не наоборот.

Фланцыправить

Фланцы — кольцевые выступы на корпусе втулки, к которым крепятся спицы. Во фланце сделаны отверстия, через которые спицы вставляются при наборе колеса. К прочности фланцев выдвигаются высокие требования — ведь их размер относительно небольшой, и при этом треть веса велосипеда с велосипедистом приходится на этот небольшой кусочек. Особенно прочность фланцев важна при радиальной спицовке.

Подшипникиправить

Основная характеристика подшипников втулки, влияющая на их ресурс, это грязезащита. Хорошая втулка после установки дает забыть о себе на 10 000 км, а то и более, тогда как плохая начнет люфтить и стучать уже после первых дождей, а проведя зиму без движения — просто заклинит.

Вторая по важности характеристика подшипников — необходимость и сложность обслуживания. Широко распространен миф, что промподшипники не требуют обслуживания, в отличие от насыпных

На самом деле, при равной хорошей грязезащите (напомним, что втулка на промподшипниках при этом будет дороже) обслуживание требуется одинаково часто — когда вследствие износа появляются люфты. Разница между втулками в том, что насыпную можно отрегулировать и убрать люфт, а промподшипники придется менять. Перед покупкой втулки не помешает узнать, легко ли добыть промподшипники для нее: если используются нестандартные подшипники (или информации вообще нет), то от покупки имеет смысл воздержаться.

Осьправить

Длина оси определяется параметром OLD (Over-Locknut-Dimension), характеризующим расстояние между внешними гайками на оси втулки (равное расстоянию между дропаутами рамы или вилки).

Переднее колесоправить

Существует несколько стандартов осей передних втулок:

  • 9×74 мм — складные велосипеды.
  • 9×100 мм — используется на большинстве велосипедов:
    • версия с эксцентриковым зажимом (QR) — наиболее популярна,
    • версия с креплением гайками — устаревший стандарт.
  • вставная полая 15×100 мм — начинает применяться в велосипедах для кросс-кантри и трейла, имеет эксцентриковый зажим.
  • вставная полая 20×110 мм — применяется в велосипедах для экстремального спорта:
    • версия с эксцентриковым зажимом — быстро ставится и снимается, но выдерживает меньшие нагрузки,
    • версия с креплением гайками — для экстремального спорта, выдерживает большие нагрузки.
  • 10×135 мм — для фэт-байков.

Чем больше диаметр оси, тем выше прочность и жесткость соединения колеса с вилкой. Но при этом несколько увеличивается вес всей конструкции, кроме того, колесо со вставной осью снимается и ставится дольше обычного. Во втулках под полую ось применяется специфический локринг centerlock, под съемник интегрированной системы.

Заднее колесоправить

Распространенные стандарты задних втулок:

  • 10×120 мм — велосипеды для трековых гонок;
  • 10×130 мм — шоссейные велосипеды;
  • 10×135 мм — большинство современных велосипедов;
  • 12×135 мм — изначально велосипеды для даунхилла и других экстремальных видов спорта, с недавних пор велосипеды для кросс-кантри высокого уровня.
  • 12×142 мм — изначально велосипеды для даунхилла и других экстремальных видов спорта, с недавних пор велосипеды для кросс-кантри высокого уровня. Также существует стандарт 142+, употребляющийся только компанией Spicialized, эти втулки шире стандартных 142 на 2 мм и не совместимы с рамами других производителей
  • 12×150 мм — велосипеды для даунхилла и других экстремальных видов спорта.
  • 10×160, 10×165 мм — для фэт-байков.
  • 10×170 мм — для фэт-байков.
  • 10×186 мм — для фэт-байков.
  • 14×110 мм — для велосипедов BMX.

Итоги

Итак, из написанного выше понятно, что этот элемент велосипеда не столь “навороченный” как многие другие велокомпоненты, но является так же очень важной комплектующей. При выборе необходимо понимать характеристики оси, для которой подбирается втулка – длина, тип, диаметр

После уже определяться с производителем, материалом изготовления и типом крепления спиц к фланцу. Если вам не безразлична долговечность службы устройства, нужно не пропускать осуществлять раз в сезон плановый сервисный технический осмотр. На котором будет проводиться чистка и смазка элементов механизма. А если заметили несвойственные для нормального вращения звуки или ухудшения в работе, то нести к веломастеру на внеплановое ТО.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий