Как это работает
Принцип действия автоматического переключения не сильно отличается от схожего узла у автомобиля. Коробка собирается с участием в ней трех валов. На шестернях зубья прямые, что обеспечивает лучшее переключение передач. Нижний вал отвечает за педали, шестерни верхнего вала жестко к нему прикреплены вместе со звездой. Между ними находится третий вал, который свободно движется и нужен для связки остальных деталей между собой.
Также здесь отсутствует задний переключатель, поэтому цепь натянута достаточно хорошо и не будет слетать на бездорожье. Трансмиссия полностью открыта — цепь, ведущие и ведомые звезды. Их придется регулярно обслуживать, следить за состоянием и готовностью к работе. Но это нужно выполнять в любом велосипеде, в этом нет ничего удивительного. Но при этом трансмиссия выполняется в более широком виде — ее целью больше не является гибкость, только передача усилий для увеличения скорости.
В разных моделях имеется обычно от 9 до 18 скоростей. Переключаются скорости последовательно, одна за другой нужные шестеренки соединяются и разъединяются, фиксируя нужную на среднем валу. Но скорости соответствуют заявленным производителем, если указано 9, то именно столько их и будет. Планетарные втулки не могут показать такой результат.
Зачем может понадобиться
Несмотря на то, что такие велосипеды появились относительно недавно, они уже нашли своего покупателя, вышли на небольшую нишу рынка и понемногу модернизируются. Если владелец такого аппарата — любитель кататься по большому бездорожью или горным склонам, то велосипед с автоматическим переключением передач подойдет ему идеально. Они выгодно выглядят, когда нужно срочно переключить скорость. Кроме того, на заднем колесе тут отсутствует дополнительная конструкция, которая могла бы соскакивать.
На руле в этом случае отсутствует большое количество переключателей, манеток и прочей неэстетичной загруженности рулевой части. Конечно, есть и над чем еще работать.
В первую очередь, нужно добиться полного закрытия трансмиссии в целях обеспечения безопасности здоровья владельца, непрерывной работы самого велосипеда и планетарных втулок. Нужно закрыть цепь и комплектующие кожухом или подобной конструкцией. Это позволит полностью исключить попадание грязи в неподобающие места, не даст ломать звенья цепи, обрывать ее или нарушать целостность смазки. Есть наработки, в которых вся конструкция переключения передач находится внутри карбоновой рамы и полностью защищена от возможных механических повреждений.
Другим регулируемым вопросом остается цена вопроса. Такие модели дороже обычных механических собратьев. Однако, при увеличении спроса на подобный товар и массового его производства цена будет снижаться, а отсутствие необходимости в постоянном техническом обслуживании велосипеда способствуют увеличению продаж. В конце концов, кататься на таком аппарате будет значительно комфортнее, особенно тем, кто привык к бездорожью, холмистой местности и небольшим склонам гор. Там такая техника будет просто незаменимой.
АКП — так ли необходимо
Основной идеей такой коробки изначально была попытка защитить переключение передач от грязи, мусора, пыли, механических повреждений и коррозии металла. Уже существует планетарная втулка, но она устроена таким образом, что вся развесовка велосипеда сильно оттянута к заднему колесу велосипеда.
В случае же автоматического переключения центр тяжести находится точно в центре велосипеда, позволяя улучшить его маневренность и внешний вид.
Основным минусом подобного атрибута на велосипеде будет появление дополнительного лишнего веса аппарата — коробки передач весят порядка 2,5-3 килограмм, увеличивая вес железного друга в среднем на четверть. Если не брать в расчет тяжелые горные варианты, даунхилы и кросс-кантри, где 3 килограмма не имеет такого большого значения, то средний велосипед имеет 9-13 килограмм.
Преимущества и недостатки
Планетарка обладает целым рядом преимуществ, о которых грех умолчать:
- механизм переключения передач идеально защищен от агрессивных сред;
- передачи можно переключать во время стоянки, что является большим плюсом при езде по городу;
- очень простая в эксплуатации – одна манетка и нет риска попасть на «запрещенную зону» переключения передач;
- наличие одной звезды позволяет установить кожух защиты цепи от внешних воздействий;
- возможность использования более долговечных цепей от односкоростных велосипедов.
По этим преимуществам сразу вырисовывается тип велосипеда, куда так и просится планетарная втулка. Но не будем забегать вперед. Теперь о недостатках планетарной передачи:
- очень высокая стоимость, по сравнению с системами внешнего переключения;
- высокая вероятность поломки шестерен при агрессивном стиле езды;
- узкий диапазон передаточных соотношений;
- большое количество зубчатых шестерен приводит к уменьшению КПД;
- невозможность ремонта «на коленях»;
- несовместимость с эксцентриковым зажимом колеса.
Механизм планетарки придуман и внедрен не вчера. И даже не позавчера. Еще в начале ХХ века первые двухскоростные велосипеды с планетарной втулкой колесили по дорогам Англии. Их с 1902 года с успехом собирала фирма Sturmey-Archer. Сейчас такие втулки ставят на велосипеды класса «комфорт» и они очень популярны среди бюргеров западной Европы.
В нынешнее время сборку планетарных втулок могут себе позволить очень не многие производители в силу сложных технологий изготовления. Среди них такие гиганты велоиндустрии, как Shimano, Sram, Rohloff. Есть планетарки и под привычные V-Brake, и под дисковые тормоза. Выпускают даже варианты с ножным тормозом, как у односкоростного велосипеда.
Рассмотрим несколько, по возможности разных, планетарных втулок и особенности их применения на конкретном велосипеде.
Преимущества коробки
Подобные коробки передач требуют построенную именно под них раму, которая до сих пор не придумана. В имеющейся коробка выглядит неправильно, при этом сама рама смотрится менее устойчивой. Незавершенные треугольники заставляют задуматься о том, что такая рама проще треснет в самый неподходящий момент. Но все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Автоматические коробки передач были придуманы не от безделья и они вовсе не бесполезны. Среди явных и неоспоримых плюсов можно отметить:
- Больше безопасности. Максимально закрытая коробка защищает владельца от падения в результате попытки переключить скорость с застрявшей в звезде веточкой.
- Обслуживать нужно только открытые части трансмиссии. Все, что закрывается в коробку, можно годами не открывать и не обслуживать. Сам производитель заявляет, что нужно будет лишь подливать в нее масло раз в год.
- Гораздо реже необходима замена деталей.
- Правильно распределенный вес.
- Легко подстроить под эксклюзивные замены цепи — ремни, канаты и прочие привлекающие вид вещи.
- При этом цепь или ее замена точно не будет болтаться.
- Переключение скоростей возможно без прокрутки педалей, в любую погоду и загрязнение цепи.
- Шкала переключений скоростей интуитивно понятна, и передачи не повторяются.
- Максимально снижен вес заднего колеса и снято с него лишнее оборудование, которое легко могло поломаться.
- Поддается ремонту, более того, у этого велосипеда имеется 70 километров гарантийного пробега. Всегда можно вернуть некачественный товар.
Однако не стоит забывать о значительно более высокой цене по сравнению с обычными велосипедами. Чтобы кататься на таком эксклюзиве, придется выложить приличную сумму. Кроме того, у таких аппаратов хуже КПД, но это становится заметно только в большом спорте. Человек, который брал велосипед для катаний с друзьями или для самостоятельного длительного перехода, даже не заметит этой разницы, так как она составляет до 7%.
Небольшая зарисовка из жизни ремня
Дополнение #1
По результатам лета 2017 года, года было много непростых маршрутов могу сказать следующее — ремень на месте, он целый, следов износа незаметно. Запасной ремень лежит уже пять лет. Так и живем. 🙂
Дополнение #2
Прошло 5 лет. Решил поменять переднюю звезду. Она немного подустала, но в общем и целом вполне еще была живая. Просто износилась и я решил ее поменять. Вот сравнение новой и старой.
Кстати новую нашел на китайской алибабе. У них вышло 39 долларов за штуку.
Дополнение #3
Когда сухо, много пыли или наоборот — грязно, ремень имеет свойство скрипеть. Это частички абразива трутся между зубьями ремня и звезды. В походе обычно это решалось поливанием ремня водой. В этом году нашел замечательное средство, решающее проблему скрипа и соответственно износа. Жидкое мыло. Самое дешевое в пакетике как майонез. С крыжечкой. 40 рублей за штуку. 2/3 ушло на герметик (кстати работает замечательно и зимой и летом, забыл про подкачивание колес), а остальное вожу с собой и смазываю ремень. Скрипа не стало. В дождь ремень покрывается пеной, все это можно легко смыть и ремень остается чистый. Достаточно его еще раз немного смазать жидким мылом и когда все это высохнет, скрипа не будет. 🙂
Состояние ремня на июнь 2018 года.