Типы креплений на раму велосипеда
Рассмотрим, какие крепления бывают на колесные оси. Традиционно представлены тремя типами:
- гайковые – на бюджетных дорожных и скоростных моделях, ось закреплена на дропауты двумя гайками;
- шлицевые – имеют аналогию с гайками, вместо них на ось накладываются плоские шлицевые накладки;
- эксцентрики – распространенное крепление на скоростных велосипедах, пружина фиксируется зажимной гайкой и рычагом.
С позиции удобства эксцентрики лучше гаек и шлицев – колеса снимаются и ставятся за полминуты, механизм простой и относительно долговечный. Однако сила закрепления не соответствует агрессивным условиям езды – слишком высокие нагрузки на крепления.
Специально для этих целей были придуманы гибридные крепления «эксцентрик-гайка». С правой стороны ось крепится к дропауту через обычную гайку, а с левой зажимается рычагом. Установка такого эксцентрика выглядит таким образом:
- Ось продевается через рычажное крепление через весь корпус втулки.
- Резьба накручивается на дропаут вилки или заднего пера.
- Сверху накидывается гайка.
- Зафиксированный с правой стороны эксцентрик зажимается обычным рычагом.
Рычажно-резьбовой эксцентрик Maxle
Таким образом, колесо не ослабнет на высокой скорости по бездорожью. Если обычный эксцентрик уже не спасает, есть смысл выбрать именно такой тип крепления.
Основные составляющие дорожного велосипеда
Стандартная схема дорожного велосипеда выглядит следующим образом. Различия заключаются только в наличии или отсутствии ручных тормозов, ручного насоса, звонка и бардачка для инструментов:
Рассмотрим все эти компоненты подробнее. Начнем с руля. Он фиксируется к рулевой колонке с помощью затяжного болта и прокладок. Эти два компоненты могут износиться достаточно быстро. Поэтому желательно беречь руль от воды и пыли, которые отрицательно сказываются на системе.
Поскольку дорожный велосипед бывает двух типов – шоссейный и городской – руль может иметь различную форму. От типа велосипеда также зависит наличие ручек для переключения передач или ручных тормозов.
Рулевая колонка функционирует благодаря сложной конструкции: контргайки, кронштейнов тормоза, конуса и подшипников, нижней и верхней чаши. Они отвечают за своевременный и легкий поворот руля.
Второй важный элемент велосипеда – это каретка. Именно от нее зависит, сколько усилий приложит велосипедист, чтобы устройство ехало. На каретке держится цепь. Структура каретки следующая: контргаечное кольцо, левая и правая чашка, обойма для шариков, собственно шарики. В некоторых моделях могут быть дополнительные прокладки. Зачастую, чтобы добраться до каретки, велосипедисту нужно снять ось шатуна, выбив два клинка. Шатун должен быть всегда смазанным.
Цепь отвечает за скорость движения велосипеда, своевременное торможение. Цепь натягивается с учётом параметров скорости и мягкости движения
Если она сильно загрязнена или вытянута, владелец велосипеда должен обратить особое внимание на это устройство дорожного велосипеда – и провести ремонт или очистку. Укорачивают цепь путем удаления одного звена
Применяют для этого гайку и молоток. Смазывают цепь керосином, автолом.
Педали – следующая составная часть дорожного велосипеда. Они могут иметь различную форму: овальную, квадратную, прямоугольную. Педаль дорожного велосипеда должна свободно вращаться. Она закрепляется на шатуне и фиксируется благодаря резьбе. Правая педаль имеет правую резьбу, а левая – левую. Именно это отличие позволяет не перепутать педали во время монтажа.
Следующее составное устройство дорожного велосипеда – это седло, которое фиксируется к подседельной трубе с помощью замка. Мягкость седла зависит не только от материала, но и от качества амортизирующих пружин. Они должны быть прочными и выдерживать вес человека. В шоссейных велосипедах седла могут встречаться без пружин.
Любая схема дорожного велосипеда включает в свой состав щитки для колес. Они крепятся к раме и втулке с помощью гайки. Главная задача щитка – защитить велосипедиста от воды, грязи, пыли и камней, которые могут отскочить от колес.
Теперь поговорим про переднее и заднее колеса. Это два одинаковых и в то же время отличимых друг от друга компонентов дорожного велосипеда. Изначально рассмотрим саму конструкцию колеса. В ее составе – следующие компоненты:
- втулка,
- обод,
- спицы,
- покрышка,
- камера.
Простая втулка имеет следующую конструкцию. Она изготавливается из титана, алюминия и стали.
Передняя втулка – самая простая. На неё отводится минимум нагрузки. Задняя втулка имеет дополнительный барабан для тормозного ротора. Поэтому переднее и заднее колесо отличаются друг от друга, хотя количество спиц, камера и покрышки могут быть одинаковыми.
Покрышки для дорожных велосипедов имеют стандартный размер – 28 дюймов. Некоторые шоссейные модели могут иметь 29-дюймовые покрышки.
Все остальные компоненты, которые не учтены в обзоре, имеют те же характеристики, что и в других типах велосипедов (например, горных) и должны быть изучены при покупке конкретной модели.
Виды велосипедных втулок и их компоненты
Классификация втулок
Существуют два вида втулок – передняя и задняя. Передняя проще устроена и не подвергается таким нагрузкам, как задняя, особенно если на велосипеде установлена вилка с амортизатором. Задняя втулка служит для передачи вращающего момента от педалей к заднему колесу, от неё зависят динамические характеристики байка, поэтому дальше речь пойдёт именно о ней.
Велосипедные втулки различаются по материалу, из которого они изготовлены, а также внутреннему устройству. Обычно они состоят из оси, ступицы с фланцами, к которым крепятся спицы, и подшипников. Различают следующие виды втулок для заднего колеса:
- Трещоточные, в которых набор звёздочек объединён с храповым механизмом в единое целое. Такие втулки часто ставятся на велосипеды нижнего ценового сегмента.
- Кассетные, в которых набор задних звёзд устанавливается на специальный барабан с помощью шлицевого соединения.
- Планетарные с внутренним переключением передач, в которых шестерёнки расположены внутри корпуса самой втулки. Они имеют высокий вес и стоимость, но надёжны и практически не требуют технического обслуживания.
Втулка задняя кассетная Novatec d042sb-ss
Первые два типа получили наибольшее распространение, а планетарные остаются скорее экзотикой, хотя довольно часто используются в ситибайках.
Втулки с трещоткой дешевле, но менее надёжны и считаются устаревшими, поэтому лучше выбрать вариант с кассетой.
Втулка задняя JOY TECH 434 под трещотку
Подшипники
Важным фактором, на который следует обратить внимание при выборе втулки, является тип подшипников, установленных в них. Наиболее распространённым видом остаются насыпные шарикоподшипники, но более надёжны промышленные подшипники в картриджах
В первом случае на оси велосипеда крепятся конусные гайки, которые прижимают шарики к чашкам, конструктивно являющимся частью корпуса самой втулки. Узлы с такими подшипниками легко обслуживать и ремонтировать, но они быстро засоряются.
Подшипник промышленный R8RS задней втулки КТ-155
В изделиях на промышленных подшипниках шарики в кассете запрессованы прямо в ступицу. Они отлично подходят для спортивного велосипеда, так как имеют больший коэффициент полезного действия и лучшую защиту от грязи. Другим преимуществом втулок на промподшипниках является то, что они не требуют регулировки осевого зазора и частой смазки, но разобрать их довольно трудно.
Корпус втулки
Как правило, корпусом втулки является ступица колеса. Она имеет фланцы, на которых крепятся спицы, причём из-за наличия на заднем колесе набора звёздочек спицы имеют с одной стороны немного меньшую длину. У втулок с насыпными подшипниками внутренняя поверхность имеет дорожки, по которым двигаются шарики.
Задняя ось
Задняя ось велосипеда представляет собой жёстко зафиксированный в дропаутах стержень с резьбой, который не передаёт крутящий момент, но при этом несёт основную нагрузку при движении велосипеда. Она обычно изготавливается из стали, титанового или алюминиевого сплава, и является неотъемлемым конструктивным элементом втулки.
В зависимости от типа крепления оси могут быть полыми или цельными. Полые используются вместе с эксцентриковыми стяжками, облегчающими установку и демонтаж колеса. Такие оси имеют большую жёсткость и меньший вес.
Эксцентриковые зажимы
Ещё одним способом крепления колеса является фиксация его оси в перьях рамы специальными гайками. Для рамы с горизонтальными дропаутами больше подойдёт ось на гайках из-за более надёжного и прочного крепления колеса.
Ось втулки задняя Quando KT-262R 175mm на гайках
В некоторых моделях горного велосипеда, а также байков для циклокросса, используются сквозные оси (thru axle), один из концов которых имеет резьбу. Такие оси являются частью конструкции рамы и обычно поставляются вместе с ней.
Толщина задней оси зависит от типа велосипеда, а её длина определяется расстоянием между дропаутами перьев рамы. В некоторых моделях втулок диаметр может меняться с помощью специальных переходников. Обычно применяются такие оси (первое число – диаметр, а второе – длина):
- 10×135 мм – используются в большинстве современных велосипедов;
- 10×130 мм – устанавливаются на шоссейные велосипеды;
- 12×150 мм – велосипедные оси для даунхилла и фри-райда;
- 10×170 мм – такие оси ставятся на фэт-байки;
- 10×120 мм – подходит для скоростного трекового велосипеда.
На велосипедах для экстремального спорта High End уровня могут использоваться специальные оси увеличенной толщины, которые обладают повышенной прочностью.
Что это за зверь такой
Функциональное различие между передней и задней втулкой заключается в сложности конструкции и предназначении в целом. Если передняя осуществляет только вращение переднего колеса, то задняя взаимодействует тем или иным способом с трансмиссией велобайка, позволяя определять скорость и накат колеса. От правильной работы задней втулки будет зависеть эффективность езды велосипеда.
Задние втулки различаются в зависимости от устройства, используемого материала, веса, размера и варианта изготовления. В основе каждой из них будет базовый комплект:
- внешний корпус, должен обеспечивать защиту всего механизма, поэтому изготавливается при помощи литья или штамповки. Но последний отличается более высоким показателем прочности. Необходимо помнить, что на маленькую вело-втулку, по сравнению со всем велосипедом, оказывается, 1/3 давления велосипеда;
- фланцы, представляет собой выступ сбоку, который позволяет соединять весь механизм со спицами колеса. Различаются под обычный тип спиц и под прямую спицовку;
- внутри задней втулки находится ось колеса. Различается по длине, диаметру и типу оси: QR (быстросъемный эксцентрик, бюджетные велосипеды), Thru-axle (полая ось, современный тип оси с повышенной жесткостью) и Boost Thru-axle (самый новый стандарт для экстрим дисциплин, с расширенным расстоянием между фланцами). При необходимости измеряется длина от одной гайки до другой;
- подшипники и его составляющие, обеспечивают работу всего механизма втулки велосипеда, и являются основным источником люфта. Их различают по: насыпные подшипники – легко регулируются и предоставляют возможность устранить люфт самостоятельно и промышленные – имеют высокий КПД, неразборные. Не подлежат ремонту, а меняются полностью. Чаще всего устанавливают на шоссейники.
Вид подшипника
Велосипедные втулки оснащаются подшипниками только 2-х типов:
- насыпными (в форме конуса, оснащенного металлической чашкой, между которыми «катаются» шарики);
- или промышленными (состоящими из внутренней и внешней обойм, пыльника, сепаратора и шариков).
Если говорить о подшипниках второго типа (промышленных), то на каждую втулку таких приходится по 2 шт. Пыльники плотно прикрывают их и надежно защищают от негативного внешнего воздействия, поэтому в каком-то частом или сложном обслуживании элементы промышленных подшипников не нуждаются. Этот вариант является универсальным и подходит практически для любого вида велоезды. Правда, любой промышленный подшипник принципиально дороже насыпного, но цена оправдывается его:
- высоким качеством;
- и прекрасными эксплуатационными характеристиками.
Впрочем, у промышленного варианта есть и минусы. И именно из-за них насыпные детали до сих пор не вытеснены с рынка. В частности, промышленные подшипники сложно устанавливать. В условиях велопохода, например, это сделать чрезвычайно трудно, практически невозможно, поскольку потребуется выпрессовка, а затем запрессовка уже собранного элемента. А вот с насыпным подшипником не будет никаких проблем. Сломался шарик? Заменить деталь — дело 10-ти минут от момента остановки велосипедиста и обнаружения им неисправности.
Правильный выбор велосипедных втулок
Выбираете втулку для велосипеда? Воспользуйтесь рекомендациями велопрофессионалов:
- не экономьте, если позволяют средства, купите веловтулку повыше классом (можно приобрести динамо-втулку или даже планетарную);
- перед походом по магазинам почитайте реальные отзывы в интернете;
- тип подшипника подбирайте под условия собственной езды;
- обращайте внимания на задние звезды (конкретно на их тип);
- лучше купить кассету, чем трещотку.
Вообще, лучше посоветоваться «вживую» со специалистом и/или опытным велосипедистом, сменившим не один байк. Профи обязательно дадут ценный совет новичку.
Выводы:
Выбирая втулку для собственного велосипеда, необходимо обращать внимание на:
материал, из которого она изготовлена;
вид крепления;
число спиц;
тип установленного подшипника;
репутацию производителя.
Приобретенная и установленная веловтулка нуждается в регулярном техобслуживании, качественной чистке, а также замене смазки.
Все составляющие части приобретаемой детали должны соответствовать существующим стандартам, в частности, обладать ровной поверхностью и соотноситься по размерам друг с другом (вплоть до миллиметра).
При покупке, если позволяет бюджет, правильнее приобретать втулки среднего ценового сегмента и выше, поскольку именно такие модели отличаются высоким качеством, надежностью и эксплуатационной долговечностью.
Тормоза «ви-брейк»: характеристики, как настроить и поменять
Задний v-brake – ободной тормоз, закрепленный на перьях велосипеда через специальные крепления. На рычагах крепятся колодки, которые воздействуют на обод колеса при торможении. Чтобы остановить велосипед при помощи заднего v-brake, нажимаем ручку на руле справа. Через трос (протянут по раме) происходит сжатие рычагов, колодки прикасаются к колесу.
Так работает новая или только что отрегулированная система. Со временем с векторными тормозами происходит следующее:
- износ тормозных колодок;
- ослабление тросика;
- неплотное закрепление рычагов на раме;
- трещины в рубашке, разрыв троса.
Отсюда два следствия – либо качество торможения сильно ухудшается даже в сухую погоду (а ободные, даже на 100% исправные, хуже ведут себя в дождь), либо они вовсе не работают.
При подозрениях на неполадки тормоза необходимо его проверить для начала:
- Приподнять и раскрутить заднее колесо.
- Сжать тормозную ручку. На износ колодок укажут свист и прокручивание колеса даже на максимальной силе зажима.
- На ослабленном тросе и поврежденной рубашке колодки не будут мгновенно срабатывать на нажатие и отскакивать при отпускании ручки.
- Приступить к регулировке или ремонту.
Регулировка тормозов v-brake – простая и домашняя процедура, за 10 – 15 минут вполне осуществима: 1. Настроить тормозную ручку: ослабить болт крепления на руле и повернуть крепление так, чтобы рука была в удобном положении. Это первый шаг на пути к безопасному использованию тормозной системы.
2. Затянуть крепления дуг на перьях. Со временем соединения могут разболтаться, оттого – неравномерное прижимание колодок и быстрый износ.
3. Снять накладки и осмотреть их на износ. Сильно срезанные углы на изделиях говорят о значительной выработке, их меняем.
4. Установить и настроить тормозные колодки
Очень важно выставить их правильное положение. При помощи шайб, которые образуют что-то вроде шарнира, можно приблизить к ободу один край колодки и отдалить другой
Для колодок без картриджей правильно устанавливать всю поверхность параллельно ободу. В случае с картриджными накладками передняя часть по направлению оси вращения должна быть ближе задней:
5. Подтянуть или ослабить трос на рычагах
Осторожно, не перетягиваем трос! Зачем это нужно? Дело в том, что дуги с колодками должны срабатывать сразу же при нажатии и сбрасывании
6. Выставить расстояния между колодками и ободом. Приближение и отдаление осуществляется при помощи этой незатейливой гайки:
7. Синхронизировать колодки – при нажатии на ручку они должны одновременно касаться обода. Сделать это можно при помощи винтов-натяжителей пружин (находятся на нижних концах рычагов). Усилением или ослаблением натяжений колодок добиваемся одинакового соприкосновения их с обеих сторон.
Настройка аналогична на любом скоростном велосипеде, где установлены ободные векторные тормоза.
Внутреннее устройство, принцип действия
Рассмотрим процесс работы устаревшей, но весьма показательной системы, с ножным тормозом и свободным ходом, на примере втулки «Торпедо». Оно основывается на трёх принципах работы:
- рабочий ход, в процессе педалирования ведущий конус вращается и за счёт своих “выпуклостей” цепляет ролики, заставляя двигаться вверх. Происходит вращение колеса в результате зацикливание корпуса;
- свободный ход – по окончанию вращения конуса, корпус начинает продавливать ведущие ролики в ямки между выступами. При таком “западании” происходит потеря связи между корпусом и конусом. Это характеризуется свободным движением колеса велосипеда;
- механизм торможения – происходит противоположным способом. Конус вращается в обратную сторону и за счёт косых выступов приводит в движение конус торможения. Ролики тормоза поступает в канавки тормозного барабана и конус тормоза задвигается в барабан. С обеих сторон барабан раздвигается конусами. После чего он прижимается к корпусу и колесо начинает тормозить.
Разновидности велосипедных втулок
Качественная и надежная втулка способна свести к минимуму трение во время движения велосипеда. Это, в свою очередь, приводит к улучшению показателей наката. Существуют самые различные втулки, в зависимости от той или иной характеристики:
- места расположения;
- способа фиксации;
- типа тормоза;
- применяемого сырья;
- количества спиц;
- габаритов.
У двухколесных транспортных средств помимо передней есть еще задняя втулка велосипеда. Причем первая устроена проще, поскольку ответственна только за крепление и вращение колеса. На задней втулке еще закреплена трещотка и кассета. Способов фиксации втулок всего два. Первый из них самый простой и в то же время дешевый – всего две гайки для ключа на 16. Другой способ еще проще, но уже дороже – использование эксцентрика. Чтобы снять колесо, нужно потянуть ручку механизма. Процесс проходит в считанные секунды. Эксцентрики применяются при производстве практически любого современного велосипеда.
Что касается тормозной системы, то некоторые задние втулки велосипеда совместимы лишь с ободными тормозами вида V-brake. Существуют втулки и под барабанную разновидность тормозов. Но в наши дни такое явление очень редкое и встречается не на каждом городском велосипеде. Чем надежнее втулка, тем дольше ее ресурс. Но тут есть свои особенности применения каждого материала. Стальные конструкции стоят недорого, но подвергаются коррозии. Алюминиевые аналоги, напротив, обходятся дороже, но более стойки к появлению ржавчины. Таким образом, здесь все упирается в финансовые возможности.
Количество спиц колес, согласно распространенному стандарту, может быть 32 или 36. меньшее число делает колесо легче, но менее жестким. И наоборот, чем больше спиц, тем колесо тяжелее и прочнее
При этом важно, чтобы и обод, и втулка были рассчитаны на одинаковое число спиц
Относительно размеров втулок – все зависит от их диаметра. Чем он больше, тем прочнее деталь, но и вес тоже будет большим. Диаметр задней втулки велосипеда стандартной комплектации равен 9 или 10 мм. При более интенсивном и экстремальном использовании двухколесного транспорта подойдут изделия с диаметром 14-15 мм. А что касается длины, то у передних втулок она равняется 108-110 мм. В то время как задние имеют большую длину – от 135 до 146 мм.
Устройство велосипедных втулок
Механизмы такого типа впервые появились именно на велосипедах. В основе работы втулки лежат подшипники качения – шариковые детали для передачи крутящего момента от оси на корпус втулки и вращения колеса. Распространение получили три основных типа подшипников качения – шариковая насыпь, сепараторные и закрытые (промышленные).
Классическим и универсальным устройством обладает передняя втулка:
- ось колеса с креплениями к дропаутам;
- подшипники;
- защитные вставки – пыльники;
- корпус;
- наружные крепления под спицы.
Конструкция идентична на велосипедах любого типа, начиная от стандартных дорожных моделей и заканчивая скоростными велосипедами специального назначения. Разумеется, что при схожести общего строения втулки будут различаться между собой по материалу, весу, прочности, степени защиты и ходовому ресурсу.
Втулки на передние колеса легче и проще, чем на задние. Это связано с меньшей динамической нагрузкой на переднюю часть велосипеда. Кроме этого, сложность заднего механизма по сравнению с передним связана с наличием свободного хода. Он устанавливается на всех велосипедах, кроме fix-байков. Также перед легче перебирать своими руками.
Стандартное устройство осевого колесного узла
Какими бывают корпуса втулок велосипеда? По типу производства они разделяются на:
- литые,
- штампованные,
- точеные.
По сравнению с точеными и штампованными (прокатными), литые втулки обладают низким запасом прочности, а также чуть уступают им по весу. Однако при грамотной эксплуатации и своевременном обслуживании они также могут прослужить достаточно долго без расспицовки колес. Применяемые материалы – алюминиевые сплавы для литья и точки, сталь используют в штамповке. Ось изготавливается из стали, алюминия и реже – из титана.
На большинство втулок велосипедов устанавливают конусные подшипники с радиальным упором. Деталь крепится таким образом:
- На ось навинчивается конус.
- Сверху на корпус насаживается подшипник.
- Внешняя часть плотно прилегает к корпусу втулки.
Подшипники такого типа получили распространение благодаря высокому ходовому ресурсу возможности перебрать и отрегулировать по мере износа. Некоторые модели горных и шоссейных велосипедов оснащаются радиальными пром-подшипниками. В сравнении с классическими открытыми шариковыми системами прома не требуют разборки и просты в установке. За счет меньшего сопротивления качению и более высокого КПД эти подшипники значительно увеличивают ходовой ресурс втулки.
На чем держится велосипед
Строение велосипеда схоже с автомобильным: здесь есть несущая конструкция, на которую крепятся все рабочие узлы. Для легковой машины это кузов, а у велосипеда – рама. Тип рамы во многом определяет назначение, а ее качество отвечает за срок эксплуатации байка.
Рама велосипеда представлена ромбовидным остовом, сваренным из элементов:
- главные передние трубы – верхняя и нижняя (закрытые), изогнутая передняя труба (открытые);
- подседельная труба;
- верхние перья;
- нижние перья.
Передние трубы «сшиваются» между собой в рулевой стакан, нижние труба и перья с подседельной – в кареточный стакан, а перья между собой – в дропауты заднего колеса. По обеим сторонам передние трубы и перья приварены сверху к подседельной трубе.
Относительно подседельной трубы передняя и задняя части представлены двумя неодинаковыми треугольниками, размеры и геометрия которых зависят от типа и назначения велосипеда. Для современного ассортимента существует большое количество вариантов рам, но все они разделяются на классы:
- городские – жесткие, прочные и тяжелые;
- горные – стойкие к нагрузкам, мобильные, прочные;
- шоссейные – легкие;
- спортивные – устойчивые к высоким нагрузкам, прочные, ударостойкие;
- трюковые – используют для BMX-велосипедов.
Устройство горного велосипеда в картинке
Велосипеды делятся на полноразмерные и складные. Первые не имеют складного механизма, и для перевозки в метро, общественном транспорте и багажнике автомобиля их необходимо разбирать. Складные имеют, по крайней мере, один стык, по которому складывается рама. Они более удобны в перевозке и хранении, но уступают полноразмерным по ходовым показателям.
Большое влияние на эксплуатацию велосипеда оказывает материал несущего остова. Современные велосипеды выпускаются на стальных, алюминиевых и карбоновых рамах.
Сталь используют на сити-байках. Материал обладает высокой прочностью и ударостойкостью, а его недостатки – тяжесть и невысокая гибкость, из-за чего рама плохо сглаживает толчки. Все это не лучшим образом сказывается на динамике велосипеда.
Алюминий – легкий, прочный и гибкий материал. По сравнению со стальными аналогами, рамы из него обладают лучшей маневренностью и пассивной амортизацией. Легкость и прочность улучшают динамику и не создают существенного сопротивления движению. Разумеется, стоимость их будет выше.
Самыми дорогими являются рамы на основе углеродного волокна – карбона. Этот материал используется на дорогих моделях шоссейных, горных и спортивных велосипедов. В числе достоинств по сравнению с металлическими конкурентами – долговечность, прочность, ударостойкость и легкость. Плюс к этому велосипеды на карбоне обладают лучшей маневренностью по сравнению с алюминием.
Уход за втулками
Техническое обслуживание абсолютного большинства втулок для велосипедов — это уход за подшипниками, входящими в их конструктив. Подшипники надо регулярно:
- Чистить.
- Смазывать.
- Регулировать.
- А также перебирать и сушить, если попала влага.
Вообще, в вопросе ухода за веловтулками есть определенные тонкости:
- частота переборок напрямую связана с интенсивностью и условиями эксплуатации каждого конкретного байка;
- увеличение частоты регулировок зависит от возникновения посторонних звуков во время езды, люфта и пр.;
- на срок службы устройства влияет качество средства для смазки (рекомендуется применять составы высококачественные — пластичные, неразбавленные);
- на радиально-упорных подшипниках для разбора нужно использовать особые конусные ключи, а также съемники кассет;
- если у велосипедиста нет нужного инструмента, проще и дешевле будет обратиться в веломастерскую;
- замена спиц в передней втулке барабанной тормозной системы или же дисковой ведется в определенном порядке (спица сбоку заводится во фланец — дополнительно снимается ротор звезды, а также тормоза);
- втулка тщательно проверяется на предмет ее целости (чтобы не было трещин на корпусе и в отверстиях для спиц);
- когда велосипедист работает со втулкой (устанавливает, меняет, пр.), не должно быть и намека на влагу рядом.
Распространенная неисправность
Самая распространенная неисправность задней втулки колеса велосипеда заключается в ослаблении или ее затяжке. Ослабление приводит к возникновению люфта колеса, который со временем, если не предпринимать никаких действий, может увеличиваться. В итоге это может привести к деформации, причем как самой втулки, так и колеса.
При сильной затяжке конуса задней втулки скоростного велосипеда его движение будет в значительной степени затрудненным. Не исключено, что в таком случае подшипники могут начать издавать хруст, что не есть хорошо. В некоторых случаях втулка может быть погнута или вовсе сломана. По большей части это случается по вине некачественных деталей, и решить проблему можно только заменой на надежный вариант.
Тип крепления
На велосипеде колеса держатся именно благодаря тому, что осевые втулочные концы заведены в отверстия перьев рамы и закреплены там. Самыми распространенными считаются следующие варианты подобного крепления:
- эксцентриковое, при котором легко монтировать/демонтировать колеса (практически без применения инструментов);
- и наиболее дешевое гаечное, при котором на каждую втулку приходится по 2 гайки (в этом случае колеса крепятся и снимаются с использованием гаечного ключа нужного размера).
В горных велосипедах, помимо обычных втулок, используют дисковые, рассчитанные на возможный монтаж ротора дисковых тормозов. При этом существует 2 стандарта роторного крепежа:
- шлицевое, оснащенное стопорным кольцом;
- и ISO на шести болтах.
Качественные же байки MTB-класса производители часто снабжают двойными контактными веловтулками или лабиринтными уплотнителями — и все это для снижения сопротивляемости колесному вращению до минимума. Правда, при этом может пострадать защита от воды и грязи.
Итоги
Устройство колёс велосипеда отличается сложностью, но не стоит бояться изучать его составные части, так как в процессе это позволит продлевать долговечность элементов втулки, что благоприятно отразится как на езде, так и на вашем кошельке. В конструкции задняя втулка отличается сложностью от передней, но ведь оттого она и способна выдержать такую нагрузку и приводить велобайк в движение
Не стоит пускать на самотёк жизнедеятельность важного компонента. Выполняйте систематическое обслуживание и при необходимости ремонт/замену частей, тогда втулка и колёса вашего велосипеда прослужат значительно-значительно дольше