Как сделать самому сани для рыбалки

ПОЛОЗЬЯ

Используемый материал:

труба круглая алюминиевая без термической обработки 30х4 ГОСТ 18482-79 • труба круглая алюминиевая без термической обработки 22х3,5 ГОСТ 18482-79 • листовой алюминиевый металл толщиной 4 (мм) ГОСТ 21631-76 • пористая ребристая резина


Для изготовления деталей из труб, нам понадобится трубогиб и аргонодуговая сварка. Дополнительно можно посмотреть видеоматериал, о том как правильно варить алюминий:

Порядок сборки узла:

  1. Из трубы размером 30х4 (мм) согнем полозья – основу финских санок.
  2. Из трубы размером 30х4 (мм) согнем полозья – основу финских санок.
  3. Как показано на чертеже, просверлим отверстия диаметром 22 (мм).
  4. В просверленные отверстия вставим направляющие трубки до упора (снизу, направляющая трубка обрезана по радиусу 11 (мм), который соответствует внутреннему радиусу трубы 30х4 (мм)) и аргонодуговой сваркой закрепим их.
  5. В просверленные отверстия вставим подножки и аргонодуговой сваркой закрепим их (сверху подножек приклеим пористую ребристую резину).
  6. Сверху на направляющие трубки, через сквозные отверстия, вставим рамку и аргонодуговой сваркой закрепим ее (рамка придаст жесткость конструкции).

Что лучше самодельные или покупные сани

Для того чтобы сделать финские сани своими руками, необходимо наличие нужных навыков, материалов и инструментов. Из положительных сторон самостоятельной работы можно отметить не только сэкономленные деньги, но и дизайн, ограниченный лишь фантазией домашнего мастера.

Купленные сани будут прочнее и долговечнее: для обработки металла и древесины используются заводские технологические процессы. Широкий ассортимент позволит выбрать модель с нужными функциями и сопутствующие аксессуары. Каким бы ни был выбор, финские санки будут и веселым зимним развлечением для детей и взрослых, и верным помощником на зимней рыбалке.

Что такое рыболовные зимние сани и зачем они нужны

До конца прошлого века почти ни у кого из рыболовов саней не было. Большинство пользовалось рыболовными ящиками, которые выпускались в двух вариантах: с пристегивающимися и с раскладными полозьями.

Первые были более надежными, но в продаже встречались редко, и некоторые рыболовы изготавливали их самостоятельно, стараясь делать полозья широкими. Так ящик реже опрокидывался и переворачивался.

Дело в том, что у рыболовных ящиков центр тяжести расположен довольно высоко и при движении по неровному льду они часто падают набок или вообще переворачиваются.

Срок жизни раскладных полозьев обычно был недолгим. Они перекашивались, крепления разбалтывались и, в конце концов, такой ящик становился непригодным для эксплуатации.

Наконец, кому-то пришла в голову изготовить рыболовные сани из пластика. Получилось изделие, в разговорной речи называемое «корытом», по сути же это — сани-волокуши.

Разновидности зимних саней для рыбалки

Все сани для зимней рыбалки можно разделить на две группы:

  • сани для индивидуального пользования и пешей рыбалки;
  • мотосани для буксировки за каким-либо транспортным средством.

Под транспортными средствами понимаются снегоходы и мотобуксировщики.


Сани-волокуши

1.Немного истории

Возраст самых старых саней относят ко второму тысячелетию до нашей эры. Считается, что территориально первые сани появились на севере. Полозья прообразов современных саней были найдены в Финляндии. Устройство первых саней было довольно простым, но самое главное то, что за тысячи лет его принцип существенно никак не изменился. Две жерди связывались между собой. Передние концы привязывали к собаке или лошади, а задние волочились по земле. Так появились волокуши. Так выглядели Карельские экспедиционные волокуши в XIX веке. Данные волокуши тащил сам человек, а не животное. В дальнейшем трансформировавшиеся в дровни. Те в свою очередь — в розвальни, сани и возки.


В допетровской Руси вследствие неудовлетворительности дорог и улиц, а также сравнительной дешевизны сани были чрезвычайно распространенным видом транспорта. Причем не только зимой, но даже в летнее время. В болотистых и лесистых местах Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний сани употребляются летом по сей день. Само слово «сани» является русским. Уже позже его заимствовали в свои языки многие другие народы, в первую очередь славянские. Лингвисты утверждают, что слово образовано от термина «сань», что буквально означает «змея». Аналогия здесь со следом от полозьев, который напоминает очертаниями змею.


В XVII веке получили распространение сани с парусом — буера. Народы Скандинавии использовали их для передвижения по ледяным озёрам. Климат 17 и 18 веков сильно отличался от климата нашего времени, в Европе тогда зимы были гораздо холоднее. В Северной Европе замерзали каналы и озера. Поэтому, к примеру, гранд-канал Версаля использовался как санный ипподром. Традиции богато украшенных саней пошли с XVII века.


Из дерева начали вырезать резные скульптуры, особой популярностью пользовались мифические божества и обитатели воды: тритоны, дельфины.


Во времена Петра I активное внедрение в российскую жизнь европейских мастеров и веяний наложило свой отпечаток и на развитии конструкции саней и богатство их убранства.


Сани времен Екатерины II:


В конце XIX века в конструкции саней активно начинают применять металл. В первую очередь для полозьев.

Современные сани отличаются изяществом линий и обилием разнообразных материалов:


Современные рождественские сани:

Советы профессионалов

Опытные владельцы снегоходов утверждают, что не существует универсальных саней. В снежных северных регионах этот транспорт используют для выполнения разных задач. Если нужно часто перевозить грузы, хочется ездить на отдых, катать гостей, оптимально обзавестись несколькими санями.

В снежных северных регионах снегоход с санями является востребованным средством передвижения

Материал для саней выбирают с учетом местности, по которой предполагается езда. Пластик хорош для глубокого снега. Для езды по ухабам нужны сани с металлическими широкими лыжами. Пассажирские модели оснащают амортизаторами.

При транспортировке груза важно правильно его уложить, чтобы достичь баланса нагрузки. Для защиты багажа от намокания оптимально для таких перевозок иметь сани-боксы

Предназначение

Стандартные рыболовные сани предназначены для перемещения зимних вещей рыбака по льду. Это рыболовный ящик, ледобур (пешня), палатка и остальное снаряжение. За рыбацкими санками можно укрыться от холодного ветра или использовать их (перевернув) как столик в палатке. В них кидается пойманная рыба. К рыбауким саням предъявляются требования:

  • Легкий вес;
  • Хорошее скольжение;
  • Устойчивость к переворачиванию;
  • Вместительность, при этом сани должны помещаться в багажник автомобиля;
  • Удобство перемещения с ними;
  • Стойкость к повреждениям.

Раньше, когда не было полимерных материалов, зимники использовали обычные сани или самоделки из ящиков и лыж. Всем этим требованиям отвечают пластиковые санки-волокуши из твердого полиэтилена. К тому же, они дешевые, долговечные, доступные к покупке во всех рыболовных магазинах.

Инструкция по изготовлению

Как мы уже отмечали выше, для наших санок нужны пластиковые трубы. Они необходимы для полозьев, учитывая то, что полозья должны быть плоскими, а трубы круглые, то для начала их следует нагреть, чтобы они выпрямились. Нагревают либо специальным нагревателем или строительным феном, но с последним очень аккуратно и внимательно следя за нагревом. В противном случае можно испортить трубу.

После нагрева будущие полозья помещают на ровное место под гнет до их полного остывания. И только после этого размечают переднюю сторону и загибают её под углом 30 градусов. Из профильной металлической трубы сваривают прочное каркасное основание, на которое в дальнейшем ставят полозья. Спереди наших санок устанавливают дышло, усиливают его стальным листом, ставят в него втулку. Затем закрепляют настил из фанеры, проваривают и проверяют соединение в местах сварки на прочность.

Учитывая то, что мы делаем сани для снегохода своими руками, многие технические решения не всегда удается реализовать. Из мотоколяски выйдут отличные сани, стоит только ее поставить на полозья. Правда, такая конструкция подойдет только для мощных снегоходов, так как ее вес все же значителен.

Можно также по принципу саней сделать своими руками тележку с колесами для вездехода или квадроцикла.

Волокуши

Это устройство представляет собой легкую, зачастую деревянную конструкцию, по типу похожую на нарты. Хотя нарты обычно используются для собачьих или оленьих упряжек, для снежной машины их тоже легко модернизировать. Волокуши ценятся за небольшие массу и размеры, простотой в действии и скоростью, с которой волокуши можно загрузить и выгрузить. Корпус у них не обмерзает. Впрочем, у этого оборудования есть большой недочет – из-за своих конструктивных особенностей перед подвержен деформации. Покупной вариант представлен в виде пластикового корыта на полозьях.

Пассажирские

Пассажирские снегоходные санки мало чем отличаются от грузовых. Только базовая конструкция грузовых санок делается из крепкого основания, лыж и невысокой платформы, а пассажирские модели рассчитаны на одного-двух человек. В России даже в специализированных магазинах их найти очень трудно. Для использования таких конструкции снегоход должен быть очень мощным, типа моделей Yamaha, «Буран», «Ярмак», «Русская Механика», «Викинг», «Стелс» и других машин.

Для увеличения комфорта пассажиров конструкция санок может быть дополнена амортизаторами. Корпус изготовлен по типу кабинки, в котором также дополнительно присутствуют осветительные и обогревающие элементы. Сама кабинка создается из фанерного листа, пластикового листа или других аналогичных материалов. Для лыж используют как канализационные ПВХ-трубы, так и тонкие ПНД-трубы, но в таком случае для создания полозьев нужно использовать несколько труб на каждую лыжину.

Ловля на кораблик — техника ловли

С чего начинается ловля? На кораблик можно рыбачить, используя обычное мотовило и собственные руки.  Более прогрессивный вариант —   использовать прочную спиннинговую снасть, пристегивая поводок к карабину на конце шнура.   Снасть для ловли на кораблик должна быть очень прочной. Желательно, чтобы тест спиннинга был не менее 200 грамм. Катушку нужно ставить инерционную или мультипликаторную, т.к. «мясорубка» быстро выйдет из строя из-за сильной нагрузки на механизм.

Оснащение «кораблика»

Что собой представляет сама ловля? На кораблик накидывается карабин поводка. К поводку, на расстоянии 5 м от кораблика, привязываются поводки с приманками или наживками с шагом 1-1.5м друг от друга. Кораблик ставится на границе воды и суши, шнур разматывается вдоль берега. Затем, «санки»  спускаются на воду. Когда шнур натянется,   «водяной змей» начнет отдаляться от берега.  В это время рыболову нужно просто стравливать необходимое количество  шнура. Когда рыболовная снасть будет в нужном месте, необходимо приподнять шнур, и «играть»  мушками или  натуральными насадками,  делая легонькие рывки. Если поблизости будет голодный жерех или голавль,  будьте уверены –  произойдет поклевка. На большом расстоянии осторожный хищник не видит рыболова.

На кораблик рыба обычно самозасекается, и подсечка не является необходимой. Когда рыба окажется на крючке,  нужно перевести реверс в положение «к берегу», и начать вываживание. Помните, что язь, голавль и жерех – очень сильные рыбы. Чтобы не произошел обрыв поводков, нужно  сначала немного утопить противника, и только потом подтаскивать его к берегу.

Ни хвоста, ни чешуи!

Как сделать красивые сани из картонной коробочки

Если мы делаем сани-волокуши самостоятельно, необходимо тщательно продумать реализацию предстоящего проекта и подготовить все необходимые материалы:

  • картонная коробочка размерами 15х10х10 мм;
  • синельная проволока любого цвета 20-30 см;
  • цветная бумага для обклеивания будущих саней;
  • палочки от мороженного для полозьев, 2 шт.;
  • шерстяная нитка, клеевой пистолет и ножницы;
  • спичечный коробок, выполняющий роль сиденья;
  • острый канцелярский нож и вата для украшения.

После выбора всех материалов и необходимых инструментов можно приступать к реализации задумки, к творческому процессу можно привлечь детей:

  • на дно картонной коробочки необходимо приклеить лист бумаги, для его укрепления;
  • верхние элементы крышки срезаются, а сама коробочка тщательно оклеивается цветной бумагой;
  • на боковые края импровизированных саней карандашом наносится узор капельками и овалами;
  • используя канцелярский нож, фигурные узоры вырезаются, картон вынимается из пазов;
  • во внутрь саней приклеивается спичечный коробок, предварительно оклеенный цветной бумагой;
  • из синельной проволоки формируется ажурный каркас с оставленными припусками для крепления;
  • после крепления каркаса к задней части саней, к их основе приклеиваются две палочки от мороженного;
  • внутрь саней укладывается импровизированный снег, сформированный из шариков ваты.

Изготовление санок своими руками

Нередко мужчины считают, что санки для зимней ловли рыбы надо делать своими руками.

Сооружая такое нехитрое приспособление, каждый рыболов учитывает свои потребности и интересы, например, кому-то из них нужны всего 2 отделения в ящике санок, а кому-то и 4-х отделений мало, чтобы уложить все мелочи.

Обратите внимание!

  • Зимние блесны на окуня: техника и тактика ловли рыбы на зимние варианты блесны (85 фото)

  • Кивок для зимней рыбалки своими руками — как и из чего сделать хорошие снасти. 115 фото и видео советы от профи!
  • Блесны своими руками — виды, особенности самодельных блесен и их сборка (100 фото и видео)

Самой широкой популярностью среди рыболовов, которые желают изготовить ручной транспорт для перевозки своих рыболовецких принадлежностей, пользуются простые деревянные санки.

Как сделать санки для рыбалки из дерева? Для этого надо подготовить следующие инструменты и материалы: доски и бруски из сосны или другого надежного дерева, клей, предназначенный для дерева, наждачную бумагу, дрель, лобзик и некоторые другие инструменты, которые наверняка найдутся в сарае у каждого мужчины.

Мотосани

Мотосани – это уже механизированное средство передвижения. Они представляют собой финские сани с сидением для одного рыболова, сзади которого находится небольшой двигатель, колесо, приводящее в движение сани и сидение для водителя.


Мотосани подразумевают место для водителя

По чистому льду и неглубокому снегу это средство передвижения показывает неплохие результаты, но, если толщина снега больше 10 см, то лучше использовать мини-мотобуксировщик – у него проходимость выше. В России выпускаются мотосани «Муравей» и «Термит» с различными модификациями. Их стоимость начинается с 45 тыс. руб.

Выбор модели

На рыболовном рынке представлены волокуши из пластика от разных производителей. Естественно, китайские «ноунеймы» – самые дешевые. Но они, как правило, выполнены из некачественного материала, имеют непродуманную конструкцию, низкую прочность, быстро протираются.

Изделия от известных брендов сегодня также делаются в Китае. Только их качество порой на порядок выше, что выражается в повышенной прочности и долговечности, эргономичной и продуманной конструкции. Правда, цена на них будет выше, как и их вес из-за применения толстого пластика.


Размер рыбацких саней надо выбирать под свои потребности

При выборе саней для ужения рыбы зимой необходимо учитывать их высоту, обращать внимание на конструкцию бортов. Слишком низкие модели будет засыпать снегом, с них может выпадать снаряжение, придется фиксировать его дополнительными стяжками

Чересчур высокие также не нужны, поскольку это необоснованно увеличивает их вес.

Совет! Оптимальная высота бортов саней волокуш должна составлять около 20 см.

Важным параметром является ширина саней. Казалось бы, чем она больше, тем устойчивее и вместительнее они будут. Но при перемещении по узким лесным тропкам такие габаритные волокуши могут доставить серьезные проблемы. Придется нести вещи в руках.

Как сделать подсачек для рыбалки своими руками

Как изготовить кораблик для рыбалки своими руками

Кораблик для рыбалки имеет много форм и видов. Даже названия могут отличаться друг от друга. Кто-то называет его водной змеёй, кто-то просто снасть кораблик, а у кого-то это сани для рыбалки.

Способов изготовления такой рыболовной снасти несколько. Есть конструкции сложного вида и простого. Материалом для кораблика может послужить дерево или пенопласт. Эти материалы недорогие и работать с ними легче, чем, к примеру, с пластмассой.

Если использовать при конструировании кораблика простой способ, то потребуются следующие детали:

  • деревянные доски, у которых разная длина, а толщина составляет от 13 до 15 мм;
  • влагостойкая краска;
  • олифа;
  • гайка М6 – 4 шт, М4 – 1 шт;
  • шпильки номер 6;
  • кронштейн;
  • винт, чтобы сделать крепление;
  • сверло;
  • клей;
  • саморезы и гвозди;
  • маленький кусок свинца.

Сборка санок

Когда все необходимые детали подготовлены, можно начинать собирать конструкцию.

Сперва необходимо обработать детали из дерева олифой и подождать пока она высохнет. На подсохшие доски нанести слой краски и вновь дать деталям высохнуть. Цвет лучше подобрать такой, чтобы рыба его не пугалась, но в то же время снасть хорошо была видна рыбаку с берега.

Затем из доски надо выпилить несколько деталей трапециевидной формы. Срезы по бокам следует сделать косыми. Детали нужно соединить и для этого надо просверлить отверстия, чтобы прикрепить к ним леску. Гайками и шпильками соединить детали между собой.

Для установки кронштейна просверливаются отверстия с двух сторон. Это делают для того, чтобы его можно было без труда переставить на другую сторону. Кронштейн перемещается на ту сторону, откуда движутся волны. Вниз к конструкции саморезами и при помощи клея прикрепляются свинцовые пластины. Подробный чертеж рыболовных санок, использующихся в ловле можно найти в интернете.

Как только клей высохнет, кораблик можно считать готовым и отправляться ловить крупную рыбу.

На кораблик лучше ловить рыбу, которая превышает по весу 200 грамм. Это могут быть голавли или другие виды хищных рыб. Неплохо ловится жерех. Он может достигать весом до трех килограмм. А в редких случаях попасться на кораблик может форель.

Приманка, которая используется для ловли с помощью кораблика должна быть живой – это главное ее качество. Насадки весьма разнообразны. Можно поймать:

  • стрекозу;
  • кузнечиков;
  • жучков, желательно которые будут покрупнее и многое другое.

В общем, что под руку попадется.

Таким образом, изготовить кораблик для рыболовства своими руками не так уж и сложно. Достаточно взять для этого несколько деталей и собрать правильную конструкцию. Такая снасть станет хорошей помощницей в ловле рыболову, особенно когда хочется поймать более крупные виды рыбы, которые обитают далеко от берега, и до которых не получится докинуть ни простую удочку, ни спиннинг. А использовать лодку в таких случаях нецелесообразно, потому как все рыба будет просто распугана.

Финские сани / Potkuri

Про них поговорим отдельно. Финские сани (их еще называют финками, как ножи) известны во всем мире. От привычных санок они отличаются более длинными полозьями и рукоятками на спинке. Их не тянут за верёвочку, а толкают сзади.

Проспект Ленина, 1947-1949 годы. Фото: из коллекции Национального музея Карелии / Г. Санько

В Петрозаводске сегодня финские санки уже не увидишь. Как только городские жители переселились в многоэтажные дома, potkuri из употребления вышли.

— Как-то (году в 2010-м, я тогда работал в туристической фирме) мы искали по всему Петрозаводску финские санки, — рассказывает Алексей Тигушкин, директор информационного туристского центра Карелии. — Возникла идея поселить группу туристов в коттеджах на берегу озера и воссоздать для них карельский быт: баня по-чёрному, катание на финских санях, рыбалка, уха на костре. Нужно было десять санок. Не нашли столько! 3-4 пары отыскали на Старой Кукковке и на Перевалке. И всё. Хотите покататься — поезжайте в Чалну, в резиденцию Талви Укко. Я там недавно отвёл душу!

Интересно, что появились финские сани в Швеции. К восьмидесятым годам XIX века в королевстве возник новый вид спорта, любители которого образовали первый в мире клуб финских саней (Стокгольм, 1889 год). Его основателем был капитан Виктор Бальк, по совместительству член первого Олимпийского комитета и друг барона де Кубертена.

В самой Суоми, тогда входивший в состав Российской империи, аналогичный клуб создали только в 1891-м. Его основатель, полковник Эдвард Фюруйельм, незадолго до этого начал устраивать гонки на санях среди солдат. Строго говоря, он просто требовал от своих подчиненных добираться до домов (очевидно, в увольнении) исключительно этим видом транспорта.

В конце века и в начале следующего финские сани стали популярны на российском Северо-Западе, в том числе в Олонецкой губернии. Здесь они, кстати, и получили приставку «финские».

В карельских деревнях их любят и чинят (не в Финляндию же за новыми ехать!). Полезная вещь: и воды привезти, и за продуктами съездить, и бабушку знакомую навестить.

Житель Спасской Губы Михаил. Фото: Игорь Подгорный

Эти санки хозяин подобрал на свалке и отремонтировал. Фото: Игорь Подгорный

К уроку готовились:

Евгений Лисаков, журналистТатьяна Бердашева, научный сотрудник Национального музея КарелииЕлена Малишевская, сотрудник музея-заповедника «Кижи»Игорь Подгорный, фотографНиколай Смирнов, фотографБорис Касьянов, операторИлья Дедюшко, режиссерПавел Степура, дизайнерЕлена Фомина, автор и редактор проекта «Уроки карельского»

При поддержке Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями

«Уроки карельского», национальный проект «Республики». Мы рассказываем о народе, который столетиями жил на берегах Онежского и Ладожского озер, о наших предках и современниках — о людях. История и природоведение, литература и география, труды и физкультура: всё о карелах, финнах, вепсах.

Особенности конструкции, на что обратить внимание

Стоит учитывать:

  1. Прочность материала
  2. Размер и высоту бортиков
  3. Длину, ширину, глубину волокуши
  4. Наличие или отсутствие полозьев
  5. Толщину днища
  6. Отсутствие трещин и царапин
  7. Аксессуары (отбойник, защитные накладки)
  8. Буксировочные ремни
  9. Надёжность

Делают современные сани-волокуши из полиэтилена низкого давления, стеклопластика, алюминиевых сплавов и дерева. Волокуши делятся по назначению и могут быть:

  • грузовыми
  • пассажирскими
  • универсальными

Для рыбалки зимой отлично подходят грузовые. С их помощью легко перевезти всю рыбацкую экипировку и трофеи.

Сани-волокуши различаются по виду материала.

В продаже встречаются:

  1. Алюминиевые
  2. Пластиковые
  3. Надувные
  4. Финские

Сани из дерева можно сделать самостоятельно.

Финские сани для прогулок

Длина полозьев прогулочного варианта финских саней составляет два метра. На таких санях запросто можно рассекать по ледяной глади катка, развивая при этом вполне приличную скорость. Если же необходимо съехать на рыхлый снег, то на стальные лезвия полозьев всегда можно надеть пластиковые полозья, которые выполнены в виде привычных беговых лыж. Такие полозья обычно предлагаются в виде опционного набора к саням, при этом незначительно удорожая покупку.

Конструкция «финок» при этом отличается хорошим запасом прочности, особенно это относится к ножкам кресел, внутри которых расположены железные стержни. Кресло саней традиционно изготавливают из хорошо просушенных пород древесины, которую затем покрывают краской и закрепляют бесцветным лаком. Финские сани чрезвычайно удобны в процессе транспортировки, так как выполняются в складывающемся варианте. Чтобы превратить сани в некое подобие ручной клади, необходимо всего лишь открутить пару-тройку винтиков. В разобранном варианте «финки» вполне удобны для транспортировки в багажнике автомобиля или даже в электричке. Масса классического комплекта к финским саням составляет порядка десяти килограммов.

Выбираем лучшие для зимней рыбалки

Среди разнообразия саней-волокуш заслуживают особого внимания:

Norfin Тайга


Эта модель пользуется высоким спросом у рыболовов. Идеальный размер и глубина позволяют взять с собой всё необходимое.

Волокуши отличаются отличным качеством, полиэтилен высокого давления выдерживает самую низкую температуру.

Достоинства:

  1. Небольшой вес
  2. Люверсы из металла
  3. Вместительность

Производятся в России, подходят для мотособаки.

Baltmotors

Эта модель волокуш выпускается в России по канадской технологии. Отличается отличным качеством и прочностью.

Особенности:

  • металлическая обвязка верхнего бортика
  • устройство для плавной езды
  • внизу нет отверстий и выступающих элементов, поэтому скольжению ничего не мешает

Подходят не только для мотособаки, но и для других мотобуксировщиков.

KTZ Active


Эта модель волокуш отличается большой грузоподъёмностью, прочностью и большим сроком службы.

В комплект входят:

  • органайзер
  • крыша
  • полозья
  • сцепное устройство
  • набор строп

модернизации рыболовных саней Волокуши сделаны из стеклопластика.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий