Ремонт звездочек велосипеда и втулок своими руками
Набор звезд, которые установлены на любом скоростном велосипеде, насаживается на барабан втулки, который сделан из выступов. Обычно это 7 шестеренок, которые при установке закрепляются на пауке. Иногда в кассету входит дополнительные 1-3 звезды для замены. Как правило, в сервисных центрах звездочки просто очищают, реже ремонт звездочек велосипеда представляет собой замены компонента. Чтобы их снять, нужен специальный съемник.
Каретка. Технической инструкции ремонта каретки велосипеда нет, однако ее в мастерских тоже меняют при износе или механическом повреждении. Не обязательно байкеру обращаться за помощью к мастеру, не сложно в этом отношении осуществить ремонт каретки велосипеда своими руками.
Два типа кареток (картриджных и интегрированных) состоят из двух чашечек. В каждой установлен свой подшипник
При разборке и замене во время ремонта каретки велосипеда Стелс, важно запомнить, где находиться и одна и вторая чашечка каретки. Чтобы понять механизм посмотрите видео по устройству и ремонту велосипеда: задняя втулка
Как починить велосипед?
Есть два варианта: либо идти в специальные мастерские, либо взяться за работу самому. В первом случае не нужно прикладывать никаких усилий, мастера сами все сделают. Но за предоставляемые услуги нужно платить, поэтому такой подход может серьезно повлиять на состояние кошелька человека, у которого сломался велосипед. Ремонт своими руками поможет сохранить совсем нелишние деньги у владельца. Но это не означает, что все так радужно и прекрасно. Чтобы заниматься самодельным ремонтом, надо очень много знать и разбираться в некоторых системах. Поэтому перед тем, как разобрать своего двухколесного друга, нужно узнать, как он устроен. Только после этого уже можно приступать к самому ремонту.
Какие инструменты обязательно нужно брать с собой?
1. Гаечный ключ. Первым делом нужно приобрести набор гаечных ключей. Это святая святых. Каждый уважающий себя велосипедист должен иметь набор гаечных ключей. Самый почитаемый – так называемый ключ на четырнадцать. Именно он выполняет самые распространенные функции (открутить гайку на колесе, раскрутить гайку под седлом и так далее).
2. Крестообразные отвертки. Они тоже должны быть в наличии. С их помощью проводится регулировка переднего и заднего переключателя скоростей. Очень часто бывает, что эти узлы расстраиваются после долгой езды (особенно после тяжелой трассы). Поэтому всегда нужно иметь под рукой крестообразную отвертку.
3. Набор шестигранников. Они участвуют в настройке как дисковых, так и ободных тормозов. Его лучше брать с собой в дорогу, потому что расстроившийся тормоз – это большая проблема, которая может привести к аварии.
4. Насос. Вещь, без которой не стоит выезжать из дома. Особенно актуален для длительных дистанций. Ввиду несовершенства наших дорог колеса часто протыкаются и сдуваются. Поэтому они нуждаются в регулярном подкачивании с помощью специального насоса.
Это стандартный набор инструментов, который велосипедист должен возить всегда с собой. Если что-то приключится в дороге, то именно эти вещицы помогут хоть не своим ходом добраться до первой станции технического обслуживания или дома. Такой набор инструментов – гарантия безопасности на велосипеде.
ПОДСТАВКА ДЛЯ РЕМОНТА ВЕЛОСИПЕДА СВОИМИ РУКАМИ
Занимаясь самостоятельным обслуживанием велосипеда, рано или поздно приходит осознание того, что велостойка значительно облегчит жизнь. Даже выполнение настройки передач или чистки цепи без подставки, вызывает раздражение. Именно вследствие этого и была изготовлена подставка для ремонта велосипеда своими руками.
Итак, из чего же сделать подставку?
- Супермаркетовская тележка;
- Трубка металлическая Ø 47 мм;
- Трубка металлическая Ø 60 мм;
- Приток из металла Ø 10 мм;
- Уголок из металла 25 на 25 мм;
- Уголок из металла 34 на 34 мм;
- Резина 30 мм в толщину.
Итак, основание подставки – это нижняя часть тележки из супермаркета. К основанию, под углом 90° привариваем толстостенную трубку Ø 47 мм.
Теперь перейдем к узлу, фиксирующему велосипед. Для начала заготовки. Потребуется отрезать 2 кусочка от трубки и кусочек кругляка из металла. Диаметр одного из кусков должен превышать диаметр трубки, которую задействовали как вертикальную стойку, то есть 60 мм.
Принцип трубка в трубке позволяет регулировать вертикальное положение байка. Приваривание кругляка выполняется к широкому куску трубы. Далее нужно разрезать вдоль кусок трубки, и наварить на него крепежные «губы».
Получаем разрезанную трубку с «губами» на кругляке. Это даст возможность менять угол байка относительно горизонта.
Теперь делаем полку для инструментов и деталей. Для этого привариваем уголок 25 на 25 к ножкам тележки чуть повыше колес в форме параллелограмма. Один уголок даже используется как дополнительная основа под вертикальную трубу.
Стык трубы и уголка нужно проварить. Чуть выше к ножкам основания привариваем 2 уголка под верхнюю полку. Чтобы усилить конструкцию, 2 уголка свариваем при помощи металлического прута.
С той же целью привариваем диагональную перемычку от нижней точки вертикальной трубки к верхней точке на каркасе основания. Чтобы передние колеса не вращались, выполняем сваривание их шарниров при помощи перемычки. После этого нужно вырезать сами полки, из фанеры и установить их.
Теперь снова возьмемся за фиксирующий узел. Берем пару толстостенных пластин из металла, и просверливаем посередине. Один конец пластин свариваем с уголком 35 мм. Между этих уголков и будет крепиться велосипедная рама. Другая сторона пластин соединяется шарниром.
За тем одну пластину привариваем к горизонтальной трубке имеющей продольный разрез. В отверстия в «губах» вставляем «палец» для сжатия, который можно снять с советского сборного байка.
После сварки, крепим резину на внутренние стороны уголков, чтобы лучше фиксировать велосипедную раму.
Одно колесо нужно зафиксировать, чтобы избежать движения при работе. Это делается путем приваривания гайки к колесному шарниру и ввинчиванием болта.
Вот и все, стойка готова, теперь осталась только покраска.
Ремонт тормозных колодок
Очень часто на тормозные колодки попадает смазка или масло, помимо этого они постоянно подвергаются загрязнению. Это негативно отражается на их работе и со временем они вообще могут выйти из строя.
В некоторых случаях колодки нужно тщательно прогреть. Для этого можно съехать вниз с крутой горы, нажав на тормоза. Данный способ прогрева является безопасным, так как во время движения не получится развить достаточно высокую скорость, а колодки в результате таких манипуляций прекрасно очистятся от грязи. Во время движения с горки не следует прекращать крутить педали. Вращение педалей еще больше усилит эффект и поспособствует очистке колодок. Не стоит проверять собственноручно силу нагрева колодок. Их температура будет достаточно высокой, поэтому есть вероятность получения ожога.
Тормозная система может выйти из строя и при разрыве тормозного троса. Если есть такая возможность, то его нужно завязать. Для выполнения этой работы понадобятся плоскогубцы. С их помощью разорванные концы можно связать, а полученный узел вставить в манетку. И проблема будет полностью решена, правда, на непродолжительный период времени.
РЕМОНТ ЗАДНЕГО КОЛЕСА ГОРНОГО ВЕЛОСИПЕДА
Так как горный велосипед используется в основном для достаточно агрессивной манеры катания, то и неисправности в нем возникают соответствующие. Чаще всего, в велосипеде такого типа страдает заднее колесо. А вот уже ремонт заднего колеса горного велосипеда сводится обычно к выравниванию «восьмерок» и обслуживанию втулки.
ВЫРАВНИВАНИЕ «ВОСЬМЕРКИ» ЗАДНЕГО ОБОДА
Если произошло искривление обод, то исправить это не так сложно, как кажется на первый взгляд, и в этом вам поможет спицевой ключ. Колесо «восьмеркой» может так выглядеть из-за ослабления спиц из-за агрессивной езды, по этой причине, они периодически требуют, чтобы их подтягивали.
Чтобы выполнить подтяжку ослабшей спицы, требуется орудовать спицевым ключом по направлению движения часовой стрелки, а чтобы ослабить спицу – нужно крутить в обратную сторону.
Следует отметить, что при помощи спицевого ключа мы выполняем вращение ниппеля, а спица в этот момент не двигается. Нужно найти на колесе место, где оно скривлено, Для этого можно использовать мел, и вращать шину.
Когда место искривления будет найдено, следует затянуть спицы с одной стороны, а с дугой ослабить, причем, подтяжка и ослабление должны быть одинаковыми.
ОБСЛУЖИВАНИЕ ВТУЛКИ ЗАДНЕГО КОЛЕСА
Ни для кого не секрет, что втулка может содержать насыпные подшипники и промышленные подшипники. Втулка нуждается в обслуживании, сразу после того, как начинает издавать звуки, которых до этого не наблюдалось, туго проворачиваться, и т.д.
1. Втулка с насыпными подшипниками. В обычном велосипеде смазка меняется через 1000—2000 км, а для горного и того чаще. Чтобы произвести смазку втулки заднего колеса, нужно демонтировать велосипедное колесо с рамы, снятие камеры и покрышки – это уже лишнее, они не мешают.
Так как вами проводится операция обслуживания ремонта втулки в заднем колесе байка, то вам не обойтись без хлыста для снятия и съемника кассеты. Нужно произвести снятие эксцентрика, открутить осевые гайки при помощи гаечного ключа. После этого нужно вытащить ось, а вслед за ней бережно извлечь подшипники, в этом деле вам поможет пинцет.
Следующий шаг – это тщательная промывка подшипников, нужно удалить все следы старой смазки (вайт спиритом, спиртом или бензином), само собой, нужно выполнить протирку конуса и самой оси колеса байка, и естественно, посадочного места под подшипники внутри втулки.
Будьте внимательны, если состояние подшипников вызывает сомнения (есть видимая деформация), они должны быть заменены новыми
Кроме этого, внимание нужно уделить и самой оси втулки, ведь следствием агрессивной езды на горном велосипеде может быть искривление именно задней оси
Когда все, что было написано раньше, будет выполнено, следует смазать густым смазочным материалом место, куда садятся подшипники внутри втулки и бережно, по очереди установить каждый подшипник на его место. Затем, поверх, выполняем смазку подшипников еще раз, чтобы обеспечить плавность хода.
Ну и теперь можно выполнить установку оси на место, и зажать гайками. Гайки не нужно закручивать со всей силы, достаточно, чтобы колесо не болталось в разные стороны.
2. Втулка с промышленными подшипниками. Для снятия оси придется её выбивать со стороны барабана. Чаще всего, после выбивания, на оси остается один подшипник.
Следующим шагом нужно выбить второй подшипник отверткой. Теперь нужно снять барабан. После этого протереть каждое посадочное место. Если подшипник нужно поменять, то делаем это. После чего устанавливаем все составляющие на свои места.
Сложно ли поменять камеру? Насколько это грязная работа?
Камеру поменять можно. Операция не очень сложная, нужно только разобраться как крепится колесо. На горных велосипедах и шоссе, как правило, используются эксцентрики, на остальных велосипедах — гайки: либо под рожковые ключи, либо под шестигранники.
Переднее колесо снимается просто: ослабляется крепление и тормоза (где есть). Вынимаем колесо из вилки или дропаутов, вооружаемся перчатками и монтажками, пытаемся высвободить корд покрышки (это ее твердый каркас) с одной стороны. Полностью покрышку можно не снимать, достаточно одной стороны. Силу и упорство, конечно, применить придется, но это физически не очень тяжело.
Читай также: Как правильно, легко и быстро заклеить камеру
Когда одна сторона покрышки снята, нужно осмотреть саму покрышку, обод, флиппер (резинка, защищающая камеру от спиц) и саму камеру. Если с ободом, покрышкой и флиппером все в порядке, а у камеры есть прокол, пробой, или она порвалась в месте соединения с ниппелем, то можно смело ставить новую. Новую камеру стоит немного накачать (так ее легче заправлять) и вставить в покрышку. Камера должна быть в расправленном и не перекрученном виде. Не забудьте про ниппель, который нужно вставить в специальное отверстие в ободе.
Далее — все те же действия, но в обратном порядке. Надеваем покрышку с помощью монтажек (аккуратно, не прищемите камеру!), накачиваем колесо и ставим его на место.
С задним колесом все то же самое, но его сложнее снимать из-за цепи (а на велосипедах с ножным тормозом нужно вдобавок освободить дужку тормоза, которая крепится болтом к раме).
Вот неплохое видео на эту тему (по существу вопроса — с 1:44).
Можно ли самостоятельно ремонтировать горный велосипед?
Подобные вопросы задают многие владельцы двухколесных транспортных средств. И этому есть объяснение. Сегодня стоимость горных велосипедов достигает больших сумм. Не каждый может себе позволить менять одно транспортное средство на другое, не задумываясь о своих финансовых расходах. Поэтому владельцы горников при возникновении неисправностей стараются тщательно изучить все тонкости и нюансы предстоящей работы. Многие из них доверяют свое имущество только специалистам, которые перебрали не один десяток велосипедов.
Более продвинутые владельцы горных велосипедов знают, что с профилактическими мероприятиями и ремонтными работами можно справиться самостоятельно, без помощи профессионалов. Самое главное — иметь под рукой необходимые для работы инструменты (плоскогубцы, проволоку, клей, ножницы, смазку, тормозную жидкость и так далее) и безупречно разбираться в устройстве велосипеда.
КАК ОТРЕМОНТИРОВАТЬ ВЕЛОСИПЕД: СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Так или иначе, сперва следует досконально изучить теорию, а уже после этого приступать к практике. Множество информационного материала, связанного с ремонтом велосипедов, немного пугает своим количеством. Да и достоверность написанного никем не гарантируется.
Не стоит пугаться, начинайте постепенно. Первым делом вы должны досконально изучить именно свой велосипед, а не разбираться от и до в байке любого типа. Со временем, вы сами поймете, какие инструменты будут необходимы именно вам.
Большая часть велосипедных деталей достаточно удобны в эксплуатации и обслуживании. Снять или поменять их не составит особого труда, да и выявить в них поломку тоже проще простого.
Рассмотрим основные моменты, которые нужно учитывать при ремонте велосипеда:
- Большая часть резьбовых соединений в байке (как, в общем-то, и везде) откручивается против часовой стрелки, а зажимается по часовой. Но есть исключение — это резьба левой педали. Левую педаль откручивают по часовой стрелке, а затягивают против часовой.
- В велосипеде есть достаточно хрупкие детали. Не нужно прилагать максимальные силы в работе с запчастями, ремонтом которых вы еще никогда до этого не занимались.
- Бывает, что вы не можете собственноручно снять какую-либо деталь или ослабить соединение. В этом случае, лучше попросите помощи у знающего человека, поверьте, это гораздо лучше, чем поломать велосипед. Да и на будущее, вы уже научитесь справляться с проблемным местом, и вмешательство в этот узел больше не потребует дополнительной помощи.
- Если вы собрались чинить велосипед, лучше не спешить. Ремонт, сделанный наспех, чаще всего, требует еще одного ремонта.
- Приготовьте место для работы. Лучше, если это будет специально обустроенный уголок, в котором вы будете поддерживать чистоту, и использовать для подсветки качественные приборы. Хоть ремонтировать собственный велосипед — это не ежедневный кропотливый труд, лучше заниматься этим в специальном месте.
Какой мелкий ремонт можно сделать своими руками?
Читай также: Как правильно поменять тормозные колодки на дисковых тормозах
Если на велосипеде тормоза вида V-brake (ободные) или дисковые механические, можно самостоятельно их отрегулировать. Для этого понадобится шестигранник (номер 5) и немного терпения. Суть операции сводится к натяжке тросика, который уменьшает расстояние от колодки до обода / тормозного ротора. Чем меньше это расстояние, тем эффективнее тормоза. Как именно это делается, показано в ролике. Смотреть с 3:07.
Читай также: Можно ли смазывать велосипедную цепь подсолнечным маслом
Также в домашних условиях можно почистить и смазать цепь. Чистят цепь с помощью специальной машинки — цепемойки, продающейся в веломагазинах. После чистки цепь обязательно нужно смазать. Смазка тоже продается в веломагазинах. Можно самостоятельно почистить кассету (набор задних звездочек) и систему (набор передних звезд) с помощью специальной щетки.
На синглспидах и фиксах можно самостоятельно натянуть цепь. Для этой операции понадобится ключ на 17 (иногда на 15). Ключом нужно ослабить гайки на оси заднего колеса, после чего сдвинуть это колесо назад в дропаутах (при этом следить, чтобы колесо ровно стояло между перьями рамы) и затянуть гайки.
Для всех этих операций стоит иметь дома и возить с собой перчатки. Бывают тоненькие, тканевые, но плотные. Это должно спасти маникюр, ну и руки останутся чистыми.
Профилактические работы
Полный осмотр двухколесного транспортного средства проводится несколько раз в год. Перед началом сезона и после его окончания нужно тщательно оценить состояние.
Для этого следует осмотреть следующие элементы:
- втулки,
- покрышки,
- передние и задние переключатели,
- спицы,
- системы тормозов, педалей, тросов, шатунов.
Обязательно нужно проверить состояние цепи, руля, седла и манетки
Очень важно во время профилактического осмотра измерить длину цепи. В случае несоответствия нормам ее следует заменить
Такой подход позволит избежать в дальнейшем деформации цепи и необходимости полной замены всей системы.
При оценке состояния деталей горного велосипеда нужно проверить их на наличие деформаций, порчу. Обязательно следует смазать все детали, посмотреть, насколько надежно они прикреплены к общему механизму, удалить скопившуюся грязь.
Тормозная система является важнейшей составляющей конструкции горного велосипеда. Специалисты советуют перед эксплуатацией транспортного средства проверить работоспособность тормозов
Во время профилактических работ очень важно узнать состояние тормозной жидкости. В том случае, если она стала прозрачной или окрасилась в бело-розовый цвет, ее нужно поменять
Отправляясь в длительное путешествие, следует проверить настройку руля и седла. Каждый элемент конструкции должен быть тщательно очищен от грязи.
Видео-обзор процесса замены спицы
Стоит отметить, что многие проблемы, возникающие с горным велосипедом, можно решить своими силами. Самое главное — тщательно проанализировать ситуацию, запастись необходимыми инструментами и поэтапно устранить поломку. Отправляясь в дорогу, следует запастись инструментами, можно взять с собой инструкцию или мануал. И не стоит забывать про средства личной защиты. Шлем, нарукавники и наколенники являются обязательными атрибутами современных владельцев двухколесных транспортных средств.
В заключение предлагаем вам ознакомиться с видео, на котором показано, как можно самостоятельно собрать и отрегулировать все системы горного велосипеда.
Велосипед – прекрасный транспорт, который не требует определенных затрат, не загрязняет окружающую среду и держит нас в тонусе. Но ничто не вечно. И поэтому случаются моменты, особенно если не беречь своего “железного коня”, когда что-то обязательно ломается. Что делать в таких ситуациях? Самое главное – не паниковать, ведь можно сделать ремонт
Ремонт велосипеда своими руками: фото и перечень расходных материалов
Для успешного ведения биазнеса, вам понадобится не только расходовать свой капитал на инструмент для ремонта велосипеда, но и смазочные жидкости растворители и другие наборы.
Перечень:
- Жидкость для смазки пружин переключателей передач, цепи, педалей (для любителей велосипедных прогулок на битых дорогах и неровностях).
- Жидкость для смазки, вилки, сальников, мазки для воздушных амортизаторов.
- Масло для вилки;
- Тормозное масло и жидкость для гидравлики. Если вы приобретаете жидкость для себя, тогда для ремонта скоростных велосипедов купите один вид смазки, если открываете мастерскую, тогда купите обе разновидности.
- Очиститель для тормозов и трансмиссии;
- Смазка для пружин вилки, подшипников манетки и других частей.
То подразумевается под износом велосипеда. Каждая деталь, составляющая часть, независимо от разновидности со временем изнашивается.