Настройка 4-, 7- 8- и 11-скоростных планетарных втулок Nexus.
Поворотные переключатели у 7, 8 и 11-скоростных втулок разные, но настройка похожая.
Регулировка втулки производится при переключателе, установленном на четвёртую передачу для 7- и 8-скоростных втулок и на шестую передачу для 11-скоростной втулки. С правой стороны втулки, как раз кнаружи от задней звёздочки, находится поворотный «муфтовый блок», вращающий трос при смене передач. Далее за ним расположен неподвижный «муфтовый держатель». И на блок, и на держатель нанесены индексные метки. Велосипедная планетарная втулка шимано считается правильно настроенной, если метки блока и держателя выстроены в одну линию при переключателе находящемся на 4-ой передаче (шестой передаче для 11-скоростной втулки).
На втулку нанесено два ряда меток: сверху и снизу. Это позволяет видеть метки, когда велосипед стоит правильно и когда перевёрнут вверх ногами.
Процедура настройки одинакова для всех 4-, 7- и 8-скоростных втулок Shimano Nexus. Но на восьмискоростной втулке необходимо выстраивать в ряд не красные, а жёлтые метки.
Особенности велосипедов с планетарной втулкой
Планетарные втулки имеют долгий срок службы, не требующий дополнительного техобслуживания. Любителям экстрима следует знать, что такой тип велосипедов не предназначен для их использования в соревнованиях, езде по горной местности и плохим дорогам. Многие велосипеды оснащены втулками с семью и восемью скоростями, но на старых и более дешевых экземплярах можно встретить механизм с тремя передачами.
Некоторые модификации планетарных втулок имеют заднюю передачу, которая будет полезна для трехколесного велосипеда. Есть механизмы с фиксированной передачей, не имеющей свободного хода, которые хорошо подходят для зимней езды и тренировок.
На современном рынке есть в продаже втулки с максимальным количеством 14 передач, которые способны составить конкуренцию дерайлерам.
На байк с планетарной втулкой ставится надежная защита цепи велосипеда, которая увеличит срок ее эксплуатации и снизит на нет риск загрязнения одежды.
1. Вступление
Прежде, чем перейти к дневнику (бортовому журналу) непосредственно, скажу несколько слов о том, как я пришёл к покупке планетарки. Дело в том, что прежде я уже два с половиной года ездил на втулках с одной скоростью (аналоги втулки типа Torpedo, но от noname производителя) и они меня всем устраивали кроме ненадёжности. Суть сей ненадёжности проявлялась прежде всего в том, из чего сделаны детали механизма втулки. Всем известно, что любой, даже самый совершенный механизм будет слишком ненадёжен, если его сделать из мягкого, недопустимого металла. Так было и у меня с односкоростными втулками. Сами по себе они вполне себе ничего, если бы были сделаны из прочного металла, но то, из чего лепят детали для этих втулок, в порыве гнева, после часового ремонта и металлом-то назвать язык не поворачивается. Я покупал детали к ним столь часто, что у меня уже накопился мешок около 5 кило весом. В конечном итоге мне всё это надоело и я стал присматриваться к планетарным втулкам, про которые на первых страницах поисковой выдачи пишут, что они весьма надёжны и не требуют практически никакого обслуживания. Впрочем, не могу сказать, что я загорелся идеей приобретения планетарки. Дополнительные передачи сами по себе не являются для меня чем-то необходимым, я уже давно привык вполне комфортно передвигаться на одной скорости. Склоняло к покупке меня совсем другое — потенциальная надёжность, о которой расписывают практически на любой странице, где в заголовке фигурирует словосочетание «планетарная втулка».
Поскольку большая часть информации с первых страниц поисковой выдачи является копипастом, пусть и порой немного изменённым, мне пришлось копнуть поглубже. Я стал просматривать поисковую выдачу всё дальше и дальше, потом перешёл к чтению форумов, которые дали огромное количество информации по разным моделям планетарных втулок. К сожалению практически вся эта информация является бесполезной, поскольку людям свойственно выражать свои отзывы о планетарных втулках в формате «езжу уже второй год — никаких проблем». При этом совершенно непонятно, сколько человек проезжает за год. Согласитесь, одно дело 500 километров в год и совсем другое — 5 тысяч километров. Так что подобная информация совершенно бесполезна. Также во время чтения форумов мне встречалось большое количество диаметрально противоположных отзывов, в том числе непосредственно про ту втулку, которую я приобрёл. Некоторые отзывы носили восторженный характер и превозносили трёхскоростную планетарку Shimano до небес, например — «на мой взгляд трёшка самая надёжная планетарка из всех». Другие же, противоположные отзывы — гневные, в стиле «дерьмо полное, сломалось на следующий день, не успел поездить». И как же вынести истину из столь большого количества отзывов, имеющих противоречащий друг другу характер?
К счастью, во время просмотра форумов, мне встретилось несколько действительно полезных постов, где люди писали конкретный пробег своих втулок и то, как часто они её обслуживали, были ли поломки. Эта информация дала мне понять, что несколько тысяч километров втулка должна отходить беспроблемно. Однако, как я уже написал, подобных отзывов с конкретными цифрами пробега очень-очень мало и их непросто найти. Данная ситуация натолкнула меня на мысль, что когда я получу свой экземпляр планетарной втулки, мне нужно начать вести эдакий бортовой журнал, где я буду регулярно записывать даты и происходящие события, сопровождая их комментарием. Ниже я представляю вашему вниманию получившийся дневник планетарной втулки, он будет содержать информацию обо всём, что касается втулки. Даже если с ней ничего не будет происходить, я как минимум буду отмечать там круглые цифры пробега — 1000, 2000 км и так далее.
2. Установка втулки Shimano Nexus Inter 3 (SG-3C41) с ножным тормозом на раму велосипеда
Оденьте цепь на звездочку и установите колесо, чтобы ось (A) встала в дропауты (B) рамы:
Затем наденьте стопорную шайбу жёлтого цвета (C) на ось втулки. Стопорная шайба одевается снаружи рамы со стороны тормозного рычага и должна быть направлена выступами в дропаут рамы, поскольку она предназначена для того, чтобы ось втулки не проворачивалась в дропаутах. Для совмещения выступов стопорной шайбы с дропаутом рамы, необходимо провернуть ось втулки в соответствующее положение:
После проверните тормозной рычаг (D) к нижнему перу рамы (G), наденьте на перо хомут (H), вставьте болт (F) и слегка наверните на него гайку (E), затягивать гайку пока не нужно, это необходимо для того, чтобы хомут мог двигаться относительно нижнего пера рамы, когда вы будете натягивать цепь:
Теперь обеспечьте натяжение цепи, передвигая колесо в дропаутах рамы и после затягивайте гайки (I) с обеих сторон оси ключом на 15 мм, момент затяжки 30—45 Н·м. Если у вас нет динамометрического ключа, то соответственно затягивайте гайки на глаз, слишком усердствовать, надавливая на ключ всем весом, не стоит, чтобы не сорвать резьбу. Прежде чем окончательно затянуть гайки, убедитесь, что жёлтая стопорная шайба не сместилась во время регулировки натяжения цепи и её выступы по-прежнему направлены внутрь дропаута. Также я рекомендую подложить тоненькую шайбу под гайку со стороны звёздочки, тогда гайка не будет портить дропаут при затягивании.
И наконец можно окончательно затянуть гайку (K) на хомуте (N), удерживающем тормозной рычаг, с помощью ключа 10 мм. Момент затяжки 2-3 Н·м, если у вас нет динамометрического ключа, затягивайте гайку с не слишком большим усилием (примерно в 10 раз меньшим, чем при затягивании гаек оси втулки):
4. Как часто нужно смазывать втулку Shimano Nexus Inter 3? Чем смазывать? Нужно ли её разбирать для смазки?
По поводу технического обслуживания втулки у меня есть отдельный пост с официальной информацией производителя. Если кратко, Shimano рекомендует смазывать втулку с периодичностью один раз в два года или один раз в 5000 км. Сам процесс смазывания предлагается выполнять следующим образом: втулку разобрать, извлечь механизм, окунуть в специальное ремонтное масло, выдержать в нём механизм некоторое время, извлечь, дать смазке стечь и собрать втулку.
Также могу поделиться собственным опытом. На момент написания этого текста, я смазывал втулку всего два раза и оба раза литолом. Первый раз без разборки, закачивая разжиженный маслом литол через ось с помощью шприца. Второй раз втулку разобрал и смазал точечно чистым, не разбавленным литолом. Попробовав оба варианта, я пришёл к мнению, что наилучшим для меня способом является смазка втулки с разборкой. А на вопрос «чем смазывать?», каждый велосипедист предложит свою, уникальную, неповторимую и самую лучшую смазку. По моему же мнению, обычного литола для этих целей вполне достаточно.
Эффективность.
Как и у S2C, нижняя передача прямая, когда внутренние механизмы блокируются и усилие с задней звёздочки передаётся напрямую к оболочке втулки без каких бы то ни было деформаций или люфта. Это очень эффективная передача.
Высокая передача достигается через простой планетарный механизм. И опять же как и в случае с S2C не заметно никаких потерь эффективности. Конечно в лабораторных условиях можно точно измерить эти потери, но они гораздо ниже моего порога чувствительности.
Мне на велосипеде с этой втулкой на высокой передаче даже довелось поучаствовать в серии интенсивных заездов на короткую дистанцию.
Стопорные шайбы.
Для установки планетарной втулки на велосипед обязательно используйте стопорные шайбы, соответствующие пазу дропаута. Иначе из-за принципа работы планетарной передачи втулка просто не будет работать. С левой и правой сторон используются разные стопорные шайбы.
Дропауты | Стопорная шайба | ||
---|---|---|---|
Метка/цвет | Размер | ||
Правая | Левая | ||
Стандартные | 5R/Жёлтая | 5L/Коричневая | θ≤20° |
7R/Чёрная | 7L/Серая | θ≤38° | |
Инвертированные | 6R/Серебряная | 6L/Белая | θ=0° |
Инвертированные (полная защита цепи) | 5R/Жёлтая | 5L/Коричневая | θ=0° |
Вертикальные | 8R/Голубая | 8L/Зелёная | θ=60° – 90° |
Выступающие части должны находится с наружной стороны дропаута. Установите стопорные шайбы так, чтобы их выступающие части надёжно зафиксировались в пазах дропаутов с обоих сторон втулки.
Ось планетарной втулки является компонентом планетарной передачи и поэтому ей требуется система защиты от вращения. Как и в большинстве других планетарных систем, для предотвращения вращения оси Shimano использует стопорные шайбы, устанавливаемые в щель дропаута.
Так как переключающий модуль («муфтовый модуль» по терминологии Shimano) также крепится на ось, то из-за различия в углах дропаутов существуют разные типы стопорных шайб. Каждой раме соответствует свой тип стопорных шайб. В первых планетарных втулках Shimano стопорная шайба использовалась только с правой стороны. Современные планетарные втулки Shimano используют две стопорные шайбы, являющиеся зеркальным отражением друг друга. Используется цветовая маркировка стопорных шайб (указана в таблице):
Тест планетарной втулки Shimano Nexus 3.
Наконец я купил недорогой велосипед с лёгкой планетарной втулкой Shimano Nexus 3 для поездок на работу и представляю обзор этой втулки.
На велосипед была установлена 3-скоростная втулка Shimano SG-3D55 на 32 спицы, с шириной по контргайкам 135 мм, с бесшумными собачками и центральным замком под дисковый тормоз. Единственный доступный в продаже велосипед с этой втулкой — Specialized Globe, появившийся несколько лет назад. До этого на работу я ездил на односкоростном велосипеде и не могу сказать, что он меня устраивал, так как мне приходилось с большими усилиями подниматься на подъёмы, особенно во время дождя и встречного ветра. Поэтому у меня и возник интерес с к 3-скоростной планетарной втулке.
На фотографии выше односкоростной велосипед Salsa Casseroll, на который я установил 3-скоростную втулку. У Salsa Casseroll диагональные дропауты, которые идеально подходят для планетарных втулок. С этими дропаутами можно снять заднее колесо и при этом не нужно снимать заднее крыло. У мало опыта езды на планетарках: как-то один раз довелось покататься велосипеде с планетарной втулкой Shimano Alfine на 8 скоростей в местном веломагазине. Восьмискоростная Alfine конечно неплохая втулка, но она довольно тяжёлая и мне не нравится её грипшифт. SG3d55 относительно дешёвая (125 долларов), а переключатель и коленчатый рычаг обойдётся ещё приблизительно в 20 долларов. И самое главное — она где-то на полкилограмма легче.
У SG-3D55 внутренние механизмы такие, же как и у всех остальных 3-скоростных втулок Shimano. Первая передача — 0,733:1; вторая — 1:1; третья — 1:1,36. У меня звёзды 48/19, что приводит к трансмиссии с соотношением хода 1,85, 2,53 и 3,44. Шаги между передачами достаточно большие, приблизительно как на переднем дерайлере обычного шоссейного велосипеда (39/53). Я преимущественно езжу на второй передаче. У меня нет на неё нареканий, но мне не хватает передач в промежутке между второй и третьей.
Переключение на повышенную передачу работает идеально. Даже при умеренной нагрузке на педали велосипед переключается на повышенную передачу быстро и бесшумно. Переключение на пониженную передачу не настолько хорошее. Для гладкого переключения вам нужно прекратить крутить педали. Мне кажется, что сложнее переключаться со второй на первую, чем с третьей на вторую. При переключении передач тяга с троса переключателя с помощью коленчатого рычага передаётся стержню, расположенному внутри оси. Поперечное положение стержня и определяет передачу втулки. Коленчатый рычаг крепится несколькими винтами. Перед тем как снять заднее колесо, сначала необходимо удалить коленчатый рычаг и ослабить гайки на оси. Мне очень не нравится грипшифт и в своих старых запасах мне удалось обнаружить 7-скоростной дискретный переключатель Suntour. Чисто случайно так совпало, что два клика на Suntour приводили к переключению одной передачи на втулке Shimano. После небольшой настройки система заработала хорошо. Я проложил трос без рубашек от переключателя под кареткой прямо к коленчатому рычагу — без рубашек. Отказаться от рубашек мне пришлось для увеличения жесткости системы.
Кроме крепления под дисковый тормоз другим являются «бесшумные собачки». Но как оказалось на самом деле собачки не такие уже и бесшумные. Втулка действительно бесшумна на первой передаче: при движении накатом и педалировании. Вторая передача бесшумная при педалировании, но при движении накатом жужжит. А вот третья передача разочаровывает: втулка жужжит как при движении накатом, так и при педалировании. Получается втулка не такая уж и бесшумная. Насколько я помню у Alfine нет проблемы с шумом, так что теоретически в их силах было сконструировать бесшумную втулку.
5. Насколько долговечна (как часто ломается) планетарная втулка Shimano Nexus Inter 3?
В интернете можно найти определённое количество информации о поломках и уж поверьте, я очень серьёзно интересовался этим вопросом прежде чем купить себе втулку. Однако большая часть отзывов в интернете о поломках втулки мало чем полезна, поскольку практически никто не указывает пробег. Основная масса информации сводится к заявлениям в стиле «езжу два года и ничего не сломалось». К сожалению, подобные высказывания не дают возможности оценить реальную долговечность и ресурс втулки, поскольку совершенно не ясно, сколько такой велосипедист проезжает за этот самый год. Это может быть 500 километров, может быть 5000, а может у него велосипед вообще два года в гараже стоял и он на нём не ездил. В связи с этим, как только я приобрёл свой экземпляр втулки и начал на ней ездить, создал отдельный пост — бортовой журнал планетарки, если можно так выразиться. Туда я записываю всё, что происходит или не происходит с втулкой, обязательно указываю дату события и пробег. Настоятельно рекомендую прочитать этот пост по этой ссылке.
8. В планетарной втулке Shimano Nexus Inter 3 половина оси полая, не сломается ли ось подо мной на первой же кочке?
Ответ на этот вопрос в первую очередь зависит от того, каков вес катальца, намеревающегося использовать Shimano Nexus Inter 3 и насколько экстремально он будет использовать втулку. Опишу собственный опыт. Поначалу, в первые дни катания на планетарке, я всерьёз беспокоился по поводу полой наполовину оси, объезжал каждую кочку, спешивался перед каждым бордюром. Однако, чем больше проходило времени, тем меньше я уделял внимания этому моменту, постепенно забывая о былом беспокойстве. В конечном итоге я вообще перестал вспоминать и про кочки и про бордюры, появилась уверенность в прочности оси. На данный момент я откатал около 9 тысяч километров и ось до сих пор целая = ) Думаю, что это свидетельствует о её прочности.
Но, справедливости ради, считаю нужным подчеркнуть следующие моменты. Во-первых, мой вес всего около 70 кг, во-вторых, я старался всячески ограничивать себя в перевозке тяжёлых грузов, чтобы не испытывать ось планетарки на прочность лишний раз. Ну и в-третьих, мой стиль езды вряд ли можно назвать экстремальным, я никогда не проезжаю бордюры не вставая с сидушки, не летаю по каменистым склонам гор на скорости 50 км/ч и так далее. Хотя с другой стороны, езжу достаточно активно и быстро, как по асфальту, так и по грунтовкам, изредка бездорожью, лесным тропинкам. Езжу круглый год, в том числе и зимой, когда температура за бортом опускается ниже минус 30 градусов. За прошедший 2015 год я оттоптал на втулке 8500 километров, что не так уж и мало. Так каков же всё таки ответ на вопрос? Если ваш вес не превышает 70 кг и вы не собираетесь возить на своём велосипеде, оснащённом втулкой Shimano Nexus Inter 3 мешки с картошкой, разгоняясь по колдобинам под 50 км/ч, то скорее всего беспокоиться о целостности оси вам не стоит, она не подведёт.
Группа C.
Группа втулок C: Втулки с общим передаточным отношением выше 300%
Сразу же бросается в глаза, с каким огромным отрывом лидирует Rohloff Speedhub. График группы C действительно впечатляет, так как здесь собраны все самые передовые втулки!
Классификация внутри группы B исходя из общего передаточного отношения:
1. Rohloff / Speedhub
2. Sram / i-Motion 9
2. Shimano / Alfine & Nexus Inter-8
2. Sturmey Archer / 8
5. Sram / S7
Данный график на первый взгляд сбивает с толку.
Опять же первое место по шагу передач в группе C выигрывает Rohloff. У втулки наименьшие шаги практически одинакового размера. Ни у одной другой втулки нет настолько маленьких шагов (13,8%). Это однозначно самая лучшая втулка на рынке.
Но Sram со своей i-Motion 9 наносит ответный удар. Шаги передач, расположенные в интервале между 14,5% и 17,3% показывают, что ребята из Schweinfurt / Germany не зря едят свой хлеб — им удалось создать втулку с приблизительно одинаковыми маленькими шагами передач.
Shimano улучшили свою планетарную втулку Nexus Inter-7 и назвали её Nexus Inter-8 и Alfine. Но достаточно посмотреть на график и увидеть, что эти улучшения никоим образом не затронули шаги между передачами. Посмотрите на график. График неоднократно скачет от 22,2% до 13,8% верх и вниз. Втулка плохо сбалансирована. И если вы хотите купить планетарную втулку Shimano, то лучше купите хорошо сбалансированную Nexus Inter-7 и сэкономьте деньги (если конечно вам устраивает её общий диапазон).
График Sram S7 напоминает гору. Начинается с 17,9% внизу и взбирается на 23,6% наверху.
Но давайте спустимся с гор в долину. У инженеров Sturmey Archer наверное был плохой день, когда они конструировали свою втулку 8-скоростную втулку. График начинается с невероятного прыжка с 28% до 13,3% (разница более чем на 15%), потом он останавливается на плоском 13% участке и наконец прыгает до 28,2%.
Выводы.
Общие отличия по размеру шага между передачами и размеру шагов в сравнении друг с другом в группе C очень огромные. Если бы вы выбирали планетарную втулку только исходя из этих критериев, то учтите следующую классификацию:
1. Rohloff / Speedhub
2. Sram / i-Motion 9
3. Shimano / Nexus Inter-8 / Alfine
3. Sram / S7
5. Sturmey Archer / 8
Общее положение в группе C:
1. Rohloff / Speedhub
2. Sram / i-Motion 9
3. Shimano / Alfine & Nexus Inter-8
4. Sturmey Archer / 8
4. Sram / S7
Итак давайте сделаем окончательные выводы по всем доступным сейчас на рынке планетарным втулкам.
- Shimano Nexus Inter-7 многие недооценивают и совершенно зря.
- Инженеры Rohloff хорошо поработали и выпустили невероятный продукт!
- Результаты изучения двух крупных игроков на рынке планетарных втулок — Sram и Shimano — показывают, что опережает Alfine 8.
- И наконец нас удивила втулка Sturmey Archer 3, занявшая первое место в группе A.
2. Первое впечатление
И последнее, что хочу рассказать, перед тем, как перейти к дневнику — первое впечатление от езды на новой втулке. В день установки я на ней не ездил, поскольку время было уже слишком позднее, а вот на следующий день — 06.01.2015 проехался 18 километров. После односкоростной втулки очень непривычно, что передаточное отношение можно быстро изменить лёгким движением руки. Все три скорости переключаются быстро и чётко при температуре -2°C за бортом, что очень тепло для нашей зимы. В основном ехал на первой передаче, но даже несмотря на большое количество снега, присутствие сугробов, нашлось место и для второй. Третья передача зимой конечно же не актуальна, однако я пробовал её включать и думаю, что летом она будет отрабатывать в полной мере. Очень порадовал короткий обратный ход педалей. Я видел значительное количество отзывов на форумах, где люди сетовали, что тормоз срабатывает при малейшем движении педалей назад и это плохо. Меня же этот момент наоборот приятно удивил. Дело в том, что за долгое время езды на односкоростной втулке с ножным тормозом я уже привык очень точно управлять положением педалей и нагрузкой на них при вращении назад, поэтому цепкий тормоз для меня скорее плюс, чем минус.
Интересно, как будет вести себя втулка при более низких температурах. На форумах можно встретить отзывы о том, что переключение передач при низких температурах происходит очень плохо — с большой задержкой. Хотя, даже если это и так, ничего страшного, не думаю что зимой в сильный мороз будет востребована какая-либо передача, кроме первой. Ну да ладно, это уже пошли рассуждения, теория, нас же интересует непосредственно практика, факты, цифры. Далее я представляю вашему вниманию дневник, где вы найдёте всю информацию по использованию мною планетарной втулки. Из этого дневника можно будет составить определённое мнение о том, как долго и как хорошо планетарная втулка работает на самом деле в условиях реальной эксплуатации в течение всего календарного года.
9. Меня смущает Bell Crank (коленчатый рычаг), устанавливаемый сбоку на оси втулки. Не сломаю ли я его в первый же день, выходя из дома, задев за дверной проём, дерево, камень или при падении велосипеда набок?
Вопрос действительно актуальный и думаю, возникал у многих, в том числе у меня. Так и есть, Bell Crank или коленчатый рычаг по-русски, находясь на торце оси, является выступающей частью велосипеда. В последние годы его к тому же делают из пластика, что не внушает доверия в плане прочности. Может показаться, что каждая дверь, каждый косяк, так и норовит свернуть ему голову. Тем не менее, как показывает мой опыт, если относиться к велосипеду бережно, аккуратно, то и вероятность сломать Bell Crank случайным ударом чрезвычайно низкая. В первые дни после установки втулки на свой велосипед, я думал, что постоянно буду ударять Bell Crank’ом об дверь при выкатывании вела из подъезда. На деле же всё оказалось иначе. За год эксплуатации, я так ни разу и не задел Bell Crank’ом никакой предмет.
Что касается падения велосипеда набок, тут тоже всё не так страшно. При падении набок велосипед упрётся педалью и краем заднего колеса в землю, а Bell Crank просто не будет доставать до поверхности земли, что убережёт его от удара. Но это справедливо только при размере колёс в 28 дюймов, на колёсах меньшего диаметра я это не проверял. И не стоит забывать, что простое падение велосипеда набок, о котором я написал, очень сильно отличается от падения в результате ДТП или на большой скорости. В таких случаях может случиться что угодно. К счастью, проверять подобные ситуации лично мне не доводилось ни разу.
Инструкции по установке и разборке.
В таблице ниже перечислены модели в каждой серии 8-скоростных втулок Shimano в порядке убывания от самых новых к самым старым.
Ширина втулки по контргайкам составляет от 132 до 135 мм. Можно уменьшить расстояние, если избавиться от роллерного тормоза или использовать узкие шайбы.
Эти втулки претерпели некоторые незначительные изменения конструкции, что привело к новой нумерации моделей и несовместимости компонентов. Модели нумеруются в виде SG-8Rxx, например, SG-8R20. Первая из двух цифр после «R» означает серию, отражающую количество роликовых муфт и тип переключения втулки — тросиком или электронное. Наиболее совместимы втулки в пределах одной серии.
Внутренний механизм достаточно сложный и поэтому ремонт втулки обычно заключается в полной его замене. Механизм можно заменить на механизм более новой версии, но он должен быть такой же серии: с или без ножного тормоза и таким же количеством контактирующих с оболочкой роликовых муфт. Учитывайте также другие незначительные отличия, затрагивающие конструкцию оболочки. Shimano указывает совместимость оболочек втулок разных моделей. У меня не было возможности поэкспериментировать, но мне кажется, что оболочки Alfine наиболее совместимы с механизмами для втулок Nexus, имеющих две контактирующие с оболочкой роликовые муфты, и наоборот. Внутри механизма премиум моделей имеется третья роликовая муфта, но она не оказывает эффекта на совместимость оболочек.
Правое наружное кольцо подшипника уязвимо к попаданию воды. Для предотвращения этой проблемы, для упрощения очистки, сборки и разборки рекомендуется использовать масляную смазку. Наружное кольцо подшипника в случае его поломки подлежит замене, что позволяет сберечь колесо.
В большинстве руководств имеется информация по совместимости. Технические характеристики втулок можно сравнить визуально, сравнивая две таблицы наподобие того, как астрономы сравнивают две фотографии неба, пытаясь найти сверхновую или астероид.
Модели Shimano Nexus 8 и Alfine 8 | Возможности |
---|---|
Alfine EV SG-S501 | Две внешних роликовых муфты; обратно совместима с S500. |
Alfine EV / SG-S500 | Две внешних роликовых муфты; по большей части взаимозаменяема с S501. |
Alfine / WH-S500-8D | 8-скоростное заднее колесо; центральный замок крепления ротора; две роликовых муфты |
Alfine / WH-S500-V-8D | 8-скоростное заднее колесо; центральный замок крепления ротора; две роликовых муфты |
Nexus SG-8C56 | Одна роликовая муфта, ножной тормоз |
Nexus SG-8C45 | Одна роликовая муфта, ножной тормоз |
Nexus SG-8C31 | Одна роликовая муфта, ножной тормоз |
Nexus SG-8C22 | Одна роликовая муфта, ножной тормоз |
Nexus SG-8C20 | Одна роликовая муфта, ножной тормоз |
Nexus SG-8R56 | Электронное переключение, две внешних роликовых муфты, роллерный тормоз / отсутствие тормоза (центральный замок) |
Nexus SG-8R55 | Электронное переключение, две внешних роликовых муфты, роллерный тормоз / отсутствие тормоза (центральный замок) |
Nexus SG-8R45 | Электронное переключение, одна роликовая муфта, роллерный тормоз / отсутствие тормоза (центральный замок) |
Nexus SG-8R36 | Две внешних роликовых муфты, роллерный тормоз / отсутствие тормоза (центральный замок) |
Nexus SG-8R35 | Две внешних роликовых муфты, роллерный тормоз / отсутствие тормоза (центральный замок) |
Nexus SG-8R31 | Две внешних роликовых муфты, роллерный тормоз / отсутствие тормоза (центральный замок) |
Nexus SG-8R30 | Две внешних роликовых муфты, роллерный тормоз / отсутствие тормоза (центральный замок) |
Nexus SG-8R27 | Одна роликовая муфта, роллерный тормоз / отсутствие тормоза (центральный замок) |
Nexus SG-8R25 | Одна роликовая муфта, роллерный тормоз / отсутствие тормоза (центральный замок) |
Nexus SG-8R22 | Одна роликовая муфта, роллерный тормоз / отсутствие тормоза (центральный замок) |
Nexus SG-8R20 | Нет роликовых муфт, роллерный тормоз / отсутствие тормоза (центральный замок) |
Nexus WH-8R25 | 8-скоростное заднее колесо; только для ободных тормозов; две внешних роликовых муфты |
Из чего состоит и как работает планетарная втулка
Устройство планетарных втулок достаточно сложное и напоминает механизм автомобильной коробки передач. Для наглядности покажем стандартную схему для всей планетарной передачи:
Желтым цветом изображена солнечная шестерня. «Солнышко» жестко закреплено на оси заднего колеса велосипеда. Именно с ней зацепляются обозначенные синим цветом планетарные шестеренки. Для их фиксации используется «водило» (зеленый цвет). Эта деталь не позволяет сателлитам – так иначе можно называть планетарные шестерни – разъезжаться и сцепляться друг с другом, а также определяет их направление движения.
Довершает механизм эпициклическая шестерня, которая вращается за счет педалирования. На рисунке она показана красным цветом.
Звездочка сопрягается с механизмом втулки с помощью шлицевого привода, исполнительного механизма втулки. При изменении передачи он изменяет скорость вращения водила относительно кольцевой шестерни, благодаря чему и достигается подстройка велосипеда под угол направления дороги и регулируется его скорость.
Интересная особенность такого типа механизма – это работа в качестве редуктора. Солнечная шестерня играет роль неподвижного элемента, эпицикл – ведомого элемента цепи, водило замыкается на корпус втулки. Для примера рассмотрим, как работает механизм планетарной передачи на простой трехскоростной планетарке:
- Пониженная передача. Кольцевая шестерня опережает водило за счет его зацепления корпуса планетарной втулки. Передаточное отношение меньше единицы и составляет 0.733.
- Главная передача. Крутящий момент с эпицикла передается на втулку за счет зацепления ее с планетаркой. Иначе говоря, со втулкой соединено не водило, как на первой передаче, а звездочная шестерня. Что происходит при этом? Втулка вращается быстрее водила, а для достижения максимальной скорости понадобится больше усилий по сравнению с пониженной передачей.
- Передаточное число повышенной, или третьей, передачи больше единицы, и для трехскоростных велосипедов оно составляет 1.364. Направление движения водила и втулки противоположны, благодаря чему достигается ее ускорение по сравнению с главной передачей.
- Для планетарных втулок с 5, 7 и т.д. скоростями диапазон передаточных отношений выше, чем у трехскоростной за счет большего количества шестеренчатых механизмов. Принцип работы многоскоростных и простых втулок будет одинаковым. Разница только в том, что у каждой планетарной составляющей будут свои фиксированные (как у 3-х ступенчатой планетарки) значения отношений передач, а в целом у механизма их будет в несколько раз больше.
Сильные и слабые места конструкции втулки Sram.
Планетарные втулки SRAM отличаются высоким качеством обработки своих внутренних частей. Поверхности зубьев шестерней и обоймы подшипников гладкие. У 3-скоростной SRAM самый высокий КПД из всех 3-скоростных втулок, что вероятно было достигнуто как раз из-за высокого качества обработки.
Также как и у классических втулок Sturmey-Archer, конструкция планетарных втулок Sachs / SRAM достаточно прочная. Механический дизайн относительно простой и консервативный: даже в 7- и 9-скоростных втулках используется только простая одноступенчатая планетарная передача. Более старые втулки переключаются с помощью тяговой цепи. У современных втулок есть одно слабое место — уязвимый пластиковый переключающий механизм, расположенный на оси втулки с правой стороны. Для переключателя продаётся защита и её необходимо обязательно устанавливать. В новой 9-скоростной втулки SRAM отказался от этого механизма в пользу вращающегося переключающего механизма, расположенного кнутри от правого дропаута.
Также у втулок SRAM могут быть проблемы с манетками. В старых 3-скоростных втулках Sachs и 3 x 7 используется триггерный переключатель, также как и в Sturmey-Archer, который можно установить на любой руль. С этими втулками будет работать триггерный переключатель Sturmey-Archer. Триггерный переключатель Sachs не будет работать со втулками Sturmey-Archer, которым требуется более сильное натяжение тросика для переключения между верхней и средней передачей. Старый передний дискретный переключатель Shimano STI также будет работает с втулками Sachs. На моём велосипеде Friday установлен комплект переключателей Shimano RSX STI 3 x 7, с которыми втулка переключается безошибочно. Более новые втулки SRAM используют кликбокс и доступны только с двойными манетками, устанавливаемые на . SRAM допустило, что ориентированные на производительность велосипедисты не проявят интереса к планетарным втулкам и оказались правы. Существуют различные приёмы, благодаря которым манетки SRAM можно установить на бараньи рога, — например, установить рожки на вынос.
В 5-ти и 7-скорстных моделях с кликбоксами используется один трос, один соосный стержень, и двойной коленчатый рычаг, установленный внутри кликбокса. Я хочу модифицировать 7-скоростную втулку, чтобы она использовала тяговую цепь с левой стороны и коленчатый рычаг с правой.
3 x 8, 3 x 9 и Spectro T3 допускается использовать только с оригинальными манетками. В этих втулках используется стержень, допускающий возможность конверсии на тяговую цепь. Кассеты Shimano, устанавливаемые на втулки DualDrive, работают с широким диапазоном дерайлеров и манеток.
За исключением втулок Dual Drive, имеющих относительно лёгкие алюминиевые оболочки, SRAM уделяет относительно мало внимания уменьшению веса большинства своих планетарных втулок — многие модели доступны только с тяжелыми стальными оболочками. Например, все три версии Spectro S7 (без тормозов, с ножным тормозом и с барабанным тормозом) весят приблизительно одинаково. Можно предположить, что самая тяжёлая версия с барабанным тормозом, но только она одна идёт с оболочкой из алюминиевого сплава. У других 7-скоростных втулок стальные оболочки очень толстые и тяжёлые.
9-скоростную i-Motion из-за её размера и веса часто называют «пушечным ядром»! Версия с карбоновой оболочкой находит своих покупателей, но вес внутренних механизмов всё ещё пока солидный.
Выводы.
Такие автоматически втулки не очень практичны. За исключением того случая, когда вы хотите ездить медленно. Мне нужны передачи в диапазоне от 60″ до 82″, как на обычном односкоростном велосипеде (66 – 72″). Но на этой втулке вы никогда перед переключением на повышенную передачу не добьётесь каденса выше 60 об/мин А высокая передача сразу сбросит вас на 40 об/мин!
Умеренный подъём также был сродни пытки, так как я должен был держать скорость 16 – 22 км/час. Втулка не позволяет добиться комфортных 80 об/мин, если скорость не превышает 32 км/час!
Но теперь, когда втулка настроена на оптимальную точку переключения, то я могу её вам рекомендовать со всей уверенностью.
Ножной тормоз неплох (не так хорош как S2C, но всё же неплохой), но переключение гораздо лучше — устойчивое и уверенное, что вверх, что вниз.
Также вам не приходится после торможения постоянно переключать передачи, как на S2C.
Культовая вещь! Настоятельно рекомендуем купить!