Лигерад

Введение

Далеко не все современные велосипедисты могли вживую видеть на улицах города лигерад. Эта конструкция представляет собой необыкновенный велосипед, на котором можно передвигаться в положении лёжа. Владелец такого оригинального транспортного средства может удобно расположиться в кресле, вытянуть ноги и с комфортом колесить по улицам города. Главное отличие лигерада от классического велосипеда кроется в особенностях конструкции первого устройства, а также в наличии ковшового сидения или мягкого кресла, которое заменяет привычное узкое сиденье обыкновенного велосипеда. Весьма интересная конструкторская особенность лигерада — его кареточный узел с педалями — располагается в передней части устройства, за рулевым агрегатом. Несмотря на все нововведения, лежачий велосипед прост в управлении. Это устройство приобрело широкое распространение у европейцев, например, немцы именуют его лигерадом, в то время как в остальных странах его называют рикамбентом.

Типы лигерадов

Лежачие велосипеды доступны в многочисленных вариантах: передний или задний привод, с высоким кареточным узлом или низким, руль в передней части рамы или под сиденьем.

Лигерады в магазине в городе Неймеген (Германия)

Многочисленные модели лежачих веломашин могут быть условно разделены на следующие категории, в соответствии с особенностями организации управления на них:

1. Короткие, с малой колесной базой, подходят для повседневного использования, а также для путешествий, и на сегодняшний день являются наиболее распространенными веломашинами.

2. Лоурайдеры, с малой колесной базой и низкой посадкой, явно ориентированы на спортивный стиль вождения, в частности, для гонок.

3. Переднеприводные имеют короткую колесную базу. У них рулём служит шарнирная рама, которая поворачивается при перемещении своего тела.

4. Длинные предоставляют высокий уровень комфорта, но из-за большой колесной базы громоздки и очень неповоротливы при управлении.

Американский длинный лигерад

5. Велоскутеры с посадкой над колесом имеют длинный руль и высокое положение сиденья. Они подходят как для городской езды, так и для путешествий.

6. Велоколяски с двумя колёсами спереди и задним рулевым дают картинговый опыт вождения.

7. Веломобили с тремя колёсами полностью закрыты кузовом и имеют хорошую защиту от непогоды, а также отличную аэродинамику, но они тяжелые.

8. Тандемы для двух водителей. Они доступны с двумя, тремя и редко с четырьмя колесами.

9. Гребные велосипеды относятся к лежачим машинам, которые приводятся в движение силой рук. Они могут быть с двумя и тремя колесами.

Наклонный велосипед

10. Наклонные велосипеды имеет низкое сопротивление воздуха, но в ущерб комфорту и обзору. На них ездить нужно, лежа на животе.

Достоинства лежачего велосипеда

Лигерад – необыкновенный лежачий велосипед, обладающий массой достоинств

Главным преимуществом, что обладает лигерад, считается наличие более удобного кресла, в котором едущий может не просто сидеть, а лежать. Большинство профессиональных велосипедистов часто жалуются на боль в запястьях рук, плечах и спине, а во время езды на лигераде все эти части тела расслаблены и не задействованы.

Лежачий велосипед помогает сохранить здоровье. Как доказали проведённые врачами опыты, езда на лигераде полезнее прогулок на обыкновенном велосипеде. Дело в том, что из-за удобного положения человек расслабляет позвоночник, ввиду чего восстанавливаются межпозвоночные диски. Кроме того, не передавливаются кровеносные сосуды, не возникает неприятного трения в нижней части ягодиц, не возникает раздражение периферийных нервов.

Третьим плюсом, которым обладает лежачий велосипед, является минимальное сопротивление воздушного потока. Этот показатель на 30% ниже того, который есть при движении на велосипеде с вертикальным сиденьем. В полулежачем положении проще и быстрее можно развить более высокую скорость.

Лигерад обеспечивает безопасность едущего в момент непредвиденного дорожного происшествия. Удлинённая рама «берёт» на себя все удары, которые приходятся на переднюю часть конструкции. В лежачем положении проще избежать травм головы и спинного мозга.

Лежачий велосипед за счёт удобного положения своего пассажира помогает максимально передать энергию. Полная поддержка таза и верхней части тела обеспечивает хорошее давление на педали.

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения 26 февраля 2015.
  2. Илья Абросимов. . AmberSport (1 ноября 2014).
  3. Илья Абросимов. . AmberSport.Ru (7 июня 2015).
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения 9 мая 2014.
  5. . Дата обращения 11 июля 2012.
  6. . Дата обращения 11 июля 2012.
  7. . Дата обращения 11 июля 2012.
  8. . Дата обращения 3 августа 2012.
  9. . Дата обращения 3 августа 2012.
  10. . Дата обращения 11 июля 2012.
  11. . Дата обращения 11 июля 2012.
  12.  (недоступная ссылка). Дата обращения 9 августа 2012.
  13.  (англ.). fallbrooktech.com. — Описание принципа работы велосипедного вариатора NuVinci N360. Дата обращения 17 августа 2012.
  14.  (недоступная ссылка). Дата обращения 2 мая 2011.
  15. Fehlau, Gunnar. The Recumbent Bicycle (неопр.). — 3rd. — Out Your Backdoor Press, 2006. — ISBN 1-892590-59-X.
  16. ↑ Шмитц А. — Сила человека — забытая энергия. Перевод с английского. — М.: ЭТРА. 2007.-144 с.: ил. ISBN 0-9536174-1-6
  17.  (недоступная ссылка). Дата обращения 9 мая 2014.
  18.  (недоступная ссылка). Дата обращения 8 августа 2011.
  19.  (недоступная ссылка). Дата обращения 18 августа 2012.

Шаг 2: Сборка рама для лигерада.

Я проектировал раму под себя, но с возможностью перемещения сиденья, чтобы можно было отрегулировать длину рамы. При сборке рамы в качестве отправной точки можете воспользоваться моими размерами, которые подбирались под длину ноги чуть более 80 см. Я оставил на раме немного запасного пространства, чтобы можно было отодвигать сиденье назад на 10 см.

Приступим к сборке лигерада. Сначала с большего велосипеда возьмём задний треугольник, подседельную трубу и каретку. Приварите 1,3 метра стальной прямоугольной трубы размерами 50 мм х 25 мм под к подседельной трубе под правильным углом на 175 мм выше каретки. Это будет верхней трубой самодельного .

Затем вырежьте каретку с меньшей рамы — она станет передней кареткой на новой раме. Чтобы создать новую нижнюю трубу, приварите каретку к стальной прямоугольной трубе 50 мм х 25 мм длиной один метр.

Из большей рамы вырежьте рулевой стакан и сточите вырезанные секции, чтобы осталась только труба. Удалите обойму подшипника и укоротите трубу примерно до 75 мм. Просверлите и отшлифуйте достаточно большое отверстие, чтобы рулевой стакан подошёл к новой нижней трубе. Это отверстие должно находиться примерно на 650 мм позади каретки. Приварите рулевой стакан к нижней трубе и затем снова вставьте обойму подшипника.

Чтобы соединить верхнюю и нижнюю трубу, сначала вырежьте гнездо шириной 25 мм по центру передней каретки. Верхняя труба должна войти в это гнездо, а нижняя труба приваривается к остальной раме (это хорошо видно на фотографиях). Чтобы просвет каретки мог функционировать, нужно отшлифовать верхнюю трубу, которая выглядывает внутрь из каретки.

Далее изготовим заднюю опору для сиденья. Это отрезок прямоугольной трубы, которая приваривается к верхней трубе как раз перед подседельной трубой и к верхним перьям заднего треугольника. Установите колесо, чтобы убедиться, что новая задняя опора хорошо согласуется с ним. Мне повезло, так как я выбрал раму, где верхние перья соединялись с одиночной трубой перед переходом в подседельную трубу, что значительно облегчило решение проблемы.

Чтобы полностью завершить сборку рамы, добавим новый рулевой стакан. Отрежьте рулевой стакан с меньшей рамы и приварите его к верхней трубе. Привариваем её под таким углом, чтобы она стала параллельной к другому рулевому стакану.

Чтобы закрыть отверстие в подседельной трубе, я воспользовался резиновой заглушкой от ножки стола.

Шаг 4: Рулевое управление.

Второй интересной особенностью этого самодельного лигерада является управление. При проектировании велосипеда я решил сделать руль ниже сиденья, так как по моему мнению это удобней. На велосипеде с длинной колёсной базой это требует удалённого рулевого управления.

Передняя часть рулевого рычага очень простая. Отрежьте конец одного из выносов и приварите кусок стали для плеча рычага. Установите вынос на трубу передней вилки и затяните заглушку как обычно.

Задняя часть рулевого рычага немного сложней. Сначала отрежьте трубу от второй передней вилки. Далее необходимо создать новое крепление для обоймы подшипника, чтобы после вставки трубы в рулевой стакан сверху оставалось около 30 мм резьбы. Укоротите второй вынос, чтобы его можно было вставить в рулевой стакан. Постарайтесь сделать его как можно длиннее.

Вставьте вынос в рулевой стакан. Затем вставьте трубу вилки и отметьте до куда она поднимается на выносе. Верх выноса должен находиться как раз ниже конца верхней трубы, но чтобы руль не оказался слишком низко. Удалите всё лишнее и приварите кусок стали чуть выше отмеченной линии, чтобы образовалось плечо рычага. Соберите тем же способом.

И в завершении необходимо изготовить рулевую тягу из стрежня с резьбой 10 мм и наконечниками с каждой стороны. После того, как вы определитесь с необходимой длиной, покройте стержень пластиковой трубой, чтобы получилась гладкая поверхность. Рулевая тяга должна находиться между левым шатуном и рамой, как раз над кареткой.

Классификация

Существуют различные способы классификации лигерадов. Наиболее часто лигерады разделяют на прогулочные, спортивные и рекордно-гоночные. Чтобы классифицировать лежачие велосипеды более точно, их рассматривают с точки зрения привода (передний или задний), величины колёсной базы и расстояния от сиденья до земли.

Привод

  • Задний привод — заднее колесо является ведущим. Часто используются направляющие ролики, пластиковые трубки или промежуточные валы, что вызвано необходимостью гасить колебания длинной цепи.
  • Передний привод с подвижной кареткой — переднее колесо является ведущим. Преимуществами такого привода являются высокая эффективность и надёжность. Недостатками — влияние педалирования на управление лигерада. Чувствительность управления зависит от угла установки передней вилки, ширины и формы руля, расстояния от руля до педальной каретки, а также от высоты сиденья относительно педальной каретки. Оптимальным углом установки передней вилки при такой компоновке считается 45 градусов.
  • Передний привод с неподвижной кареткой — переднее колесо является ведущим. Такой привод обеспечивает свободу в выборе расположения сиденья и позволяет сделать лигерад складным. Педалирование, в отличие от привода с подвижной кареткой, на управление лигерада не влияет. Угол поворота руля относительно небольшой и ограничивается эластичностью цепи.

Колёсная база

  • ККБ (короткая колёсная база) — короткобазный лигерад. Переднее колесо находится позади педальной каретки. Часто используются 20″ колёса. Короткобазные лигерады более манёвренные и компактные. Главным недостатком такой компоновки является пересечение цепи с передним колесом. Чтобы не допустить трения цепи об переднее колесо или вилку, цепь устанавливают через один или два направляющих ролика, что позволяет надёжно передавать крутящий момент на ведущее колесо, но снижает эффективность привода.
  • СКБ (средняя колёсная база) — среднебазный лигерад. Как правило, используются 24″ или 26″ колёса. Сиденье устанавливается ближе к заднему колесу или над ним для уменьшения колёсной базы.
  • ДКБ (длинная колёсная база) — длиннобазный лигерад. Педальная каретка находится позади переднего колеса. Переднее колесо, как правило, меньше заднего. Преимуществами длиннобазных лигерадов являются низкая высота педальной каретки и прямая линия цепи. Недостатки такой компоновки — плохое распределение веса, с сильным смещением центра масс назад. Также из-за большой длины существенно ухудшается манёвренность, однако, по сравнению с короткобазными лигерадами, повышается устойчивость на высоких скоростях.

Посадка

  • Высокая посадка — сиденье велосипедиста находится на расстоянии вытянутой ноги от земли. Лигерад с такой посадкой даёт хорошую обзорность. Используются 26″ и 28″ колёса.
  • Средняя посадка — сиденье велосипедиста находится на расстоянии согнутой ноги от земли. Лигерад с такой посадкой обеспечивает хороший компромисс между обзорностью и обтекаемостью. Используются колёса разных размеров.
  • Низкая посадка — сиденье велосипедиста находится на расстоянии 15-20 см от земли. Лигерад с такой посадкой обеспечивает минимальную фронтальную площадь, что выгодно с точки зрения аэродинамики. Однако такой лежачий велосипед малозаметен на дороге, и его не следует использовать на оживлённых дорогах. Используются колёса разных размеров, либо одинаковые 20″ колёса.

Все преимущества положения лежа

Лежачий велосипедист хоть и выглядит непривычно, зато во время езды получает массу удовольствия. Обеспечивает это удобное расположение. Поза, которую занимает пилот лигерада, позволяет расслабить позвоночник, снимает нагрузку с рук, предплечий и шеи. Активно работают ноги и мышцы пресса. Отсутствует и трение в области ягодиц и промежности. Поэтому к такому виду транспорта советуют присмотреться тем, кто особенно опасается простаты.

Лигерад – отличный вариант для длительных поездок. Обычные велосипеды сильно проигрывают на больших дистанциях из-за неудобной статичной позы. Спустя какое-то время велосипедист начинает чувствовать онемение в теле, покалывание в некоторых зонах. Положение лежа это исключает.

Еще одно важное преимущество лигерада – его безопасность. Многочисленные краш-тесты показали, что даже при столкновения с препятствием на большой скорости у велосипедиста остается много шансов отделаться «легким испугом»

Во-первых, у него появляется возможность торможения ногами. Во-вторых, если даже падение неизбежно, то оно принесет, то оно будет не таким опасным из-за низкой посадки.

Шаг 3: Трансмиссия.

Одной из интересных особенностей данного велосипеда является промежуточный привод. Он имеет несколько преимуществ по сравнению с обычной конструкцией трансмиссии лежачего велосипеда.

Во-первых, вокруг шатунов имеется свободная область и отсутствует передний переключатель скоростей. Во-вторых, меньше провисает цепь. Перед тем, как спроектировать этот самодельный лежачий велосипед, я просмотрел множество других моделей, у которых была проблема регулярного спадания цепи.

Конструкция достаточно продвинутая. Чтобы создать промежуточный привод, отрежьте шатун от тройной ведущей звезды и гладко отполируйте. Снимите внутреннюю ведущую звезду и установите несколько шайб, чтобы отодвинуть её достаточно далеко от средней ведущей звезды, чтобы передняя цепь не мешала задней цепи.

На передний шатун установите только маленькую ведущую звезду. Используйте такие же шайбы, как и в случае с промежуточным приводом, но скорей всего в этом не будет необходимости. Спереди я использовал эллиптическую ведущую звезду. У меня ушло много времени на трансмиссию, но в итоге я добился её стабильной работы.

И в завершении нужно натянуть переднюю цепь, чтобы убрать провисание. Для этого мне понадобился самодельный холостой ролик из куска стали и звёздочка с заднего переключателя скоростей. Настройте передний переключатель скоростей так, чтобы он не мог переключаться на самую маленькую ведущую звезду.

Недостатки лигерада

От немедленного приобретения лигерада многих его поклонников останавливает его цена. Стоят такие агрегаты от 1100 до 11 тысяч евро. Однако на этом траты не закончатся: запчасти так же влетят в копеечку. К тому же в российских магазинах их купить не так просто, придется заказывать на зарубежных сайтах.

При этом конструкторам велосипеда пока еще есть над чем поработать. При всех их преимуществах эти агрегаты далеко несовершенны. К примеру, они довольно много весят. Само ложе, большая трубная рама и увеличенная цепь прибавляют несколько килограммов. В итоге масса такого агрегата достигает 17 кг. Обычные двухколесные велосипеды весят около 12 кг.

Отметим и то, что наш климат не располагает к частым прогулкам на рикамбенте.

  • Лежачий велосипедист более чувствителен к непогоде: осадкам, ветру и т.д. Впрочем, многие производители уже учли этот момент, снабдив лигерады обтекателями – неким подобием крыши, которая дает достаточно надежное укрытие.
  • А вот защиту при езде по обычным для нашей страны льду, снегу и грязи пока не придумали. Риск упасть с лежачего велосипеда гораздо выше, так как в таком положении пилоту сложно сохранять равновесие.

Небольшая высота этого средства передвижения также может сыграть злую шутку. На дороге его могут попросту не заметить: велосипед не видно из-за автомобиля, а это может привести к аварийной ситуации.

Большой сложностью для рикамбента оказывается и преодоление препятствий: бордюров, небольших возвышений и т.д. Перескочить через них лежачий велосипедист сможет только на очень низкой скорости.

Конструкция

Конструкционные особенности лигерада значительно отличаются от обычного велосбайка. Типичный лигерад состоит из следующих компонентов:

  • рамы, которая имеет сварную конструкцию и состоит из круглых или прямоугольных труб. Для ее изготовления используют сплавы легированных металлов, алюминия или принципиально нового материала – карбона. Нередко они комбинируются с легкой авиационной фанерой;
  • обтекатели позволяют значительно улучшить аэродинамические показатели велобайка. В настоящее время на дорогах можно увидеть лежачий велосипед, оснащенный частичными или полностью закрытыми обтекателями. В большинстве случаев производители делают их съемными, чтобы при необходимости иметь возможность облегчить конструкцию. В заднем обтекателе, как правило, предусматривается устройство небольшого багажника, позволяющего перевозить инструмент и личные вещи велосипедиста. В производстве обтекателей, которые предназначены для установки на лежачий велосипед, могут применяться карбон и алюминий, кевлар или стеклопластик, а также специальная непромокаемая ткань, которая натягивается на имеющийся каркас;
  • привод – транспортное средство оснащается ножным либо ручным приводом, крутящий момент в котором передается ремнем или цепью, а также карданным валом или системой тросиков. При этом ведущим колесом может быть как переднее, так и заднее;
  • колеса – лигерад может комплектоваться колесами различного диаметра. Чаще всего устанавливаются колеса диаметром не более 20 дюймов. На байках с короткой базой они обеспечивают отличные управляемость и маневренность. На “болиды” со средней колесной базой устанавливают колеса диаметром от 24 до 28 дюймов.

Существенные недостатки лигерада

Наверное, главным недостатком, из-за которого лигерад менее популярен среди велосипедистов, считается его высокая стоимость. Такие агрегаты обычно выпускаются в ограниченном количестве, их конструкторские особенности требуют наличия нестандартных комплектующих (специального кресла, длинной цепной передачи и багажника). Самая бюджетная модель стоит порядка 1100 евро, в то время как самая дорогая — около 10000 евро.

Отсутствие изоляции от снега и дождя может сильно досаждать обладателю лигерада, так как капли воды и хлопья снега будут оседать на всё тело. Однако эту проблему можно решить посредством специального чехла, который фиксируется на передней рейке.

Как правило, лигерад весит значительно больше простого двухколёсного велосипеда. Из-за огромной трубной рамы, удлинённой цепи и сидения вес конструкции достигает 17 кг. Правда, некоторые спортивные модели обладают минимальным весом (7,5 кг). На рынке также можно выбрать более простые модели без подвески, которые будут весить 10–12 кг.

Из-за того, что владелец лигерада не может во время движения телом управлять своим транспортом, нарушается баланс. Вместе с этим слишком длинная колёсная база влияет на «клины» руля в момент вхождения в поворот.

Лигерад считается не самым безопасным транспортом для езды в пробках. Низкая посадка пассажира вкупе с невысоким агрегатом не всегда видна водителям габаритных автомобилей.

Во время движения на лежачем велосипеде весьма затруднительно перескочить через бордюр. Ввиду того, что поднять переднее колесо при езде не получится, подобные преграды лучше проходить на низкой скорости или вовсе избегать неровностей дорожного покрытия.

Лигерад из-за своей неустойчивости становится ещё более неуправляемым при езде по льду, снегу или грязи. Владелец необычного транспортного средства может упасть, не удержав баланса телом. Предпочтительнее выбирать трёхколёсные конструкции, которые значительно безопаснее двухколёсных аналогов.

Катающийся на лежачем велосипеде находится очень близко к дорожному покрытию, его глаза чаще всего напрямую могут смотреть на фары встречных автомобилей, ввиду чего в вечернее и ночное время хозяева лигерадов сильно страдают от ослепления включённым ближним и дальним светом.

Лежачий велосипед требует повышенной внимательности — оставленные в карманах брюк ключи или деньги могут выпасть после нескольких пройденных метров. Предпочтительно личные вещи класть в карманы с молнией или в специальную сумку.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий