Специальная обувь
Контактные педали требуют приобретения специальной обуви, подошва которых сконструирована для крепления шипа. Туфли выпускают шоссейные и для МТБ.
Шоссейные туфли
Шоссейные туфли бывают только спортивные. Подошва гладкая и жесткая из пластика или композитных материалов, чтобы не терять энергию педалирования на прогиб подошвы. Форма туфель не нарушает аэродинамику при езде. Вес небольшой. Пара туфель может весить всего 550 гр. В подошве три отверстия для крепления шипа.
Обувь для МТБ
В зависимости от стиля и частоты катания МТБ туфли делятся на туристические и спортивные. Для неторопливых и нечастых поездок во время которых нужно иногда и ходить, подойдут туфли с маркировкой МТ. Подошва у них мягче. Шип утоплен глубже и не цепляется за асфальт. Верх замшевый. Шнуровка. Для остальных стилей катания выбираются спортивные модели.
Спортивные туфли маркируются буквами XC и имеют следующие особенности и отличия от туристических и шоссейных моделей:
- Чем выше класс туфлей, тем более жесткая подошва и меньший вес. Застегиваются клипсами с регулировкой и липучками.
- МТБ туфли имеют ребристую подошву. В передней части подошвы есть 2 отверстия с резьбой для вкручивания зацепов, облегчающих бег в гору по грязи. Если таких зацепов нет, то можно вкрутить обычные болты или шурупы.
- Внутри туфли, под стелькой, в специальном углублении находится металлическая пластинка с резьбой, в которую вкручиваются болты для крепления шипа.
- Шип требуется установить на одной линии с суставом большого пальца ноги. Для этого в подошве вырезаны две канавки для перемещения вперед-назад.
- После установки «шипа» нужно через 2 недели проверить его затяжку потому что он «усаживается», может разболтаться и потеряться.
Как выбрать велосипедные туфли?
В магазине помогут правильно прикрутить шип, настроят педали и объяснят принципы встегивания и выстегивания. Если в магазине представлены несколько брендов, то обувная колодка может не совпадать несмотря на одинаковый размер. Например, Shimano и Cube выпускают маломерки и брать туфли надо на размер больше. У SCOTT туфли узкие и низкий подъем стопы.
Если поначалу новичков одолевают сомнения и страхи, то после покупки, покатавшись и освоившись с педалями, страхи уходят. Вместо них приходит ощущение полного контроля и слияния с велосипедом при езде.
Как обслуживать педали?
Чтобы велосипедная педаль прослужила долгое время, нужна профилактика. Профилактический ремонт касается всех разновидностей педалей. Для этого рекомендуется раз в 3 месяца осматривать подшипники, а также менять масло на подшипниках. Если Вам кажется, что слышен какой-то хруст или крепитация, то нужно срочно смазывать специальным маслом.
Процесс смазывания велосипедной педали
Перед тем как начать смазку педалей, необходимо удалить весь мусор и наслоение грязи на деталях. Это можно сделать обычной тряпкой. Полностью нужно прочистить всю грязь на подшипниках, на самом корпусе, а также на оси. Самым эффективным для смазывания педалей велосипеда является литол. Его можно приобрести в любом автомобильном магазине, а также на рынках. Ни в коем случае не стоит смазывать педали без первичной чистки грязи. Иначе теряется смысл в смазывании.
Очень хорошо сохраняется педаль велосипеда, а именно шипы, если обрабатывать воском. Особенно это касается отверстий на платформе. Желательно проверять время от времени плотность прикрученных болтов и гаек. Чтобы педали велосипеда не быстро загрязнялись, рекомендовано надевать чистую обувь.
Преимущества
Каждый, кто начал в контактных педалях отмечает больше достоинств , чем недостатков. Вот список основных из них:
- Позволяют прилагать усилие педалирования в любой точке на окружности включая «мертвые точки» на 12 и на 6 часов.
- Частота педалирования (каденс) выше. Доходит от 100 до 180 оборотов в минуту. На обычных педалях такой частоты достичь невозможно.
- Включаются в работу мощные мышцы задней поверхности бедра.
- Более эффективное ускорение и езда в гору.
- Снимается нагрузка с коленей и снижается их износ.
- Повышается КПД педалирования и снижается расход энергии.
- Выше контроль над велосипедом.
- Возможность перепрыгивания невысоких препятствий: бревен, бордюров, камней.
- Ноги не соскакивают с педалей при езде по пересеченной местности.
- Эффективность педалирования возрастает на 40% за счет включения задней поверхности бедра.
Подбираем правильные ботинки
Если вы уже решили, какой тип педали наилучшим образом соответствует вашим потребностям, то найти ботинки не составит труда – нужно просто найти самую удобную модель с рисунком болта, совместимым с новыми бутсами.
Так же как и педали, обувь к велосипеду также можно разделить на разные категории (для поездок по дорогам, МТБ или для туристических поездок).
Обувь для поездок по дорогам
Обувь для езды по дорогам характеризуется самыми жёсткими подошвами, которые позволяют увеличить мощность педалирования. Эти подошвы обычно изготавливаются из углеродистого волокна, нейлона или другого облегчённого, но прочного материала с целью обеспечения высокого уровня жёсткости для того, чтобы не пришлось тянуться вниз.
У подошв также есть рисунок с тремя отверстиями, который позволяет адаптировать бутсы для дорожных педалей. Верхняя часть обуви для поездок по дорогам также как правило, жёсткая, хотя и довольно удобная, что позволяет сохранить эффективность педалирования и передачи энергии.
Верхняя часть ботинок для езды по дорогам обычно изготавливается как из натуральной, так и синтетической кожи, с сетчатыми вставками для вентиляции и двумя или тремя планками, липучками или пряжками, что даёт больше возможностей настраивать посадку.
Обувь MTB
Обувь МТБ тоже жестковата, но не так легка, как обувь для поездок по дорогам. Это связано отчасти с тем, что эти ботинки, как правило, имеют довольно агрессивный рисунок протектора, позволяющий сделать пешие прогулки с велосипедом по непроходимым дорогам удобнее. Протектор также позволяет бутсам углубляться, что делает ходьбу с велосипедом гораздо удобнее, чем в обуви для поездок по дорогам.
Верх обуви также может быть немного прочнее, чем у обуви для поездок по дорогам, поскольку они должны выдерживать испытание дорогой. В обуви MTB, как правило, нет сетчатых панелей, видимо, для того, чтобы впитывать в себя настолько много грязи, воды и многого другого, насколько это возможно. Так же как и обувь для поездок по дорогам, ботинки МТБ, как правило, имеют две или три планки для того, чтобы обеспечить хорошую пригонку.
Повседневная обувь
Как вы уже догадались, данный тип обуви изготовлен для повседневной езды. Повседневная обувь является самой удобной и простой для ходьбы. Эти ботинки имеют более гибкие подошвы, чем другая обувь для велосипеда, и расположение шипа схоже с MTB обувью (встраиваемый).
Верхняя часть повседневной обуви для велосипеда очень похожа на верхнюю часть лёгких походных ботинок или обычных кроссовок. Как правило, данная обувь изготавливается из синтетических материалов с сетчатыми вставками для вентиляции и у неё шнурки вместо липучек (хотя у некоторых моделей есть шнурки и ремень, а у некоторых – два ремня, как у другой обуви для езды на веолосипеде.).
Приобретение этой обуви – лучшее решение для велосипедистов, собирающихся путешествовать.
Размеры обуви
Размеры обуви к велосипеду почти всегда совпадают с европейскимии и перед тем, как платить деньги, очень важно померить обувь. Если вы заказываете обувь в интернете, перед оформлением заказа убедитесь, что проверили размер
Если можете ненадолго придержать несколько сотен рублей, то хорошим решением будет заказать обувь того размера, которого вы считаете нужным, а также обувь на один размер больше и меньше (или обе), а затем приобрести тот размер, который лучше всего подходит и вернуть другой(-ие).
Как следует подбирать обувь к велосипеду?
Когда вы крутите педали, то не хотите, чтобы ноги двигались внутри обуви. Если же это произойдёт, то вы просто тратите силы, которые пытаетесь сберечь, покупая модные педали, и, в первую очередь, обувь. По этой причине, обувь к велосипеду, как перчатка, должна всё плотно облегать.
Так же, как и в любой обуви, в ней должно быть немного простора для ног, но в противном случае обувь должна держать ноги туго и не давать им выпасть. (МТБ и повседневная обувь может быть немного слабее в предотвращении отёка стопы во время ходьбы.). Обувь для велосипеда также не должна очень сильно тянуться, поэтому во время примерки убедитесь, что она вам точно подходит.
Лучшие шоссейные педали для райдеров с проблемными коленями
Keywin Carbon
- Вес: 300 г
- Цена: 8 000 рублей
Выберите нужные параметры, сохранив колени здоровыми, с педалями Keywin Carbon. Новозеландская система Keywin имеет уникальную конструкцию – шип и педаль притягиваются вплотную друг к другу, 6 градусов свободного хода с осью, которая перемещается внутри корпуса педали.
Однажды настроенная, система прекрасно работает. Супер-плотное состегивание большого шипа и большой педали делает безопасным соединение между райдером и велосипедом. После двух месяцев использования, мы не заметили ощутимого люфта в системе – нет раскачивания или дергания из стороны в сторону или вперед-назад.
Шесть градусов свободного хода внутри корпуса педали обеспечивают комфортное горизонтальное движение. Высота стека 14 мм, это соответствует отраслевым стандартам. При вращении педалей, они фактически ничем не отличаются от уже упомянутых Shimano Ultegra.
Обувь к контактным педалям
Велосипедисты-новички иногда боятся контактных педалей, так как думают, что ноги застрянут в педалях. И это действительно так. Иногда подобные вещи всё же происходят. Но не надо бояться – немного попрактиковавшись, вы сможете легко и без особых усилий научиться крутить педали вперёд и назад.
Практика, практика и ещё раз практика!
Если вы переходите от педалей с туклипсами к контактным педалям, нужно переучить ноги тому, чтобы отпускать педали, а не тянуть назад. Если же вы сразу делаете переход со старых педалей с платформой, нужно знать, что тот процесс, когда вы ставите ноги на землю, стал двухступенчатым.
Самый простой способ привыкнуть вращать бутсы и педали туда и обратно – просто практика на месте. Проще всего этого можно добиться, наняв тренера. Просто сядьте на велосипед, посидите на нём и попробуйте покрутить педали туда и обратно до тех пор, пока не сможете делать этого, не задумываясь. Если же у вас нет тренера, попытайтесь выбрать место, где можно зафиксировать своё положение (например, стена, дерево и.т.д.) и проделайте всё то же самое. В конце концов, движение станет вашей второй природой, и у вас сформируется мышечная память.
Регулировка напряжения педалей
Пока контактные педали вам подходят, для того, чтобы легче было их крутить, вы можете ослабить их напряжение. Единственный недостаток педалей заключается в том, что у них низкое напряжение и ноги могут случайно слететь во время быстрой езды через ухабистый участок дороги или тропки. Когда вам слишком удобно двигаться, рекомендуется увеличивать напряжение во избежание случайного соскальзывания ног с педалей.
Уход за обувью и педалями
- Если ботинки грязные, почистите их щёткой. Это касается как обуви, так и педали. Если же грязь остаётся, они могут неправильно функционировать (подумайте о швах обуви, бутсы и механизмах педалей), что в дальнейшем может привести к неприятностям.
- Если они мокрые, высушите их. Самый лучший способ их сушки после езды – напихать в ботинки бумаги и оставить их. Что касается педалей, то их просто можно вытереть полотенцем.
- Старайтесь как можно меньше ходить в ботинках. Они предназначены для того, чтобы крутить педали, а не для ходьбы. Слишком частая ходьба может привести к преждевременному износу шипов. (Для бутс можно отдельно купить подкладку для их защиты во время ходьбы, но лучше просто в них не ходить.).
- Бутсы постепенно изнашиваются независимо от того, насколько хорошо вы за ними ухаживаете. Изношенные бутсы нужно менять, так как это может привести к рассогласованности с педалями, что скажется на качестве езды, а в худшем случае, даже может подвергнуть вас опасности.
Виды
Педали выпускают для горных и шоссейных велосипедов. К ним необходимо приобретать специальную обувь, которая тоже делится на МТБ (для маунтинбайков) и шоссейную.
Для горных велосипедов
Педаль выполняет роль зажима и фиксатора. С помощью пружин она зажимает «шип», который прикручивается к подошве велосипедной обуви. Несмотря на жесткость фиксации позволяет быстро высвободить ногу из педали в любой ситуации.
МТБ педали не обеспечивают абсолютной жесткости. Шип встегнутый в МТБ педаль немного «гуляет» внутри, и стопа двигается влево-вправо на 6 градусов. Выстегивание происходит быстро и легко. Достаточно повернуть пятку в сторону на 10 градусов, и нога высвобождается.
Основные производители: Shimano, Time, Crank Brothers, Look.
Педали Shimano
Имеют маркировку SPD (Shimano Pedaling Dynamics). Впервые японская компания представила дизайн новых педалей в 1990 году. С тех пор дизайн значительно не менялся. SPD легкие, долговечные, надежно встёгиваются и выстёгиваются в любых условиях.
Модельный ряд начинается с модели PD-M505. Эти педали не поступают в розничную продажу. Shimano поставляет их только производителям велосипедов. Подойдут новичкам, которые хотят только попробовать. Не годятся для езды по пересеченной местности, так как могут забиться землей.
PD-M520 — самая популярная модель. Недорогие, надежные, неприхотливые:
- подходят для любительских соревнований и тренировок по кросс-кантри, походов любой сложности и длительности, езды по городу;
- в отличие от М505 самоочищаются от грязи, песка и снега так как имеют сквозную конструкцию;
- не требуют переборки и смазки, так как ось представляет собой картридж с подшипниками закрытого типа;
- есть регулировочный винт жесткости с маркировкой «+ и –»;
- выдерживает до 5 лет эксплуатации без обслуживания.
PD-M324. Модель для городской езды и для туризма. Контактная педаль с одной стороны и платформа для повседневной обуви с другой.
PD-530, 424, 545. Модели где к контактной педали добавляется и рамка из металла или пластика вокруг, для контакта с обувью. Применяются для экстремальных и спусковых дисциплин.
Педали Shimano обладают следующими преимуществами:
- Универсальный шип, который подходит ко всем педалям этой фирмы, даже произведенным 10 лет назад.
- Высокая износостойкость шипа и педалей.
- Нет необходимости в обслуживании.
Для шоссейных велосипедов
Первыми педали для шоссейных велосипедов представила компания LOOK в 1984 году. Концепция оказалась настолько удачной, что с тех пор шоссейные педали изготавливают по такому же принципу.
Что отличает шоссейные педали от остальных:
- Удлиненная конструкция для лучшего контакта с обувью.
- Особенности шоссейных педалей — это жесткая фиксация обуви и отсутствие свободного хода. Но производители выпускают шипы двух модификаций: жесткие (fixed) и свободные (float). У жестких, передний язычок шипа более широкий и плотно сидит в педали. У свободных, язычок бывает разной ширины и позволяет педали двигаться. Например, к модели Ultegra SPD- SL 6800 купить шипы с ходом 1 градус, 3 градуса и 6 градусов.
- Шип крепится на трех болтах. Болты находятся далеко друг от друга в виде треугольника. Сами отверстия широкие и длинные, что позволяет регулировать положение шипа в широком диапазоне.
- Шип сильно выступает из подошвы, что сильно мешает при ходьбе. Чтобы пластиковые шипы не стирались, на них можно надеть специальные резиновые накладки для передвижения пешком.
- Конструкция односторонняя для облегчения конструкции. Вес шоссейных педалей существенно ниже, чем МТБ. Например, пара педалей PD- M520 весит 380 гр. А пара PD- R540 весит 330 гр.
- Шип изготовлен из пластика или композита.
CrankBrothers 5050 3
- Цена: $77
- Положительные свойства: большая платформа с крепко закрепленной ручкой хорошо преодолевает комки грязи; гарантия CrankBrothers – 5 лет.
Зная CrankBrothers, можно с уверенностью сказать, что педали 5050 3 будут наивысшего качества, так что цена соответствует качеству. Платформа большая и имеет удобную, вогнутую форму, что обеспечивает отличное сцепление в сочетании с 10 установочными винтами типа штифтов на каждой стороне.
Корпус педали сидит достаточно далеко от шатуна, так что вы действительно можете занять большую часть платформы размером 96×95 мм, даже в громоздких ботинках.
Педали хорошо проходят по грязи и позволяют ей спадать сквозь них, такой метод освобождает от использования скользящей поверхности против грязи. Пятилетняя гарантия CrankBrothers также придает спокойствие и уверенность.
Педали платформенного происхождения
Самыми простыми педалями являются педали для прогулки. Их можно спокойно приобретать для бюджетных видов велосипеда. Дешевизна данной продукции сказывается на качестве. Большая часть педали сделана из пластических материалов. Конструкция неустойчива, тем самым нога велосипедиста не оптимально фиксируется. При небольших колебаниях нога может выскакивать из педали.
Чаще всего приобретают педали общего значения. Корпус установлен из металлических конструкций. Большая часть изготовлена из алюминия. Для умеренного крепления обуви на поверхности есть шипы. Можно такие педали использовать как по городским улицам, так и для скоростной езды. Существует огромное количество фирм, которые изготовляют такие педали. Приобрести можно в любом веломагазине за умеренную плату.
Для любителей экстремальной езды существует специальные педали МТВ. Они сделаны из алюминия. Их можно применять для прогулок по городу, так и для экстремального вида спорта. Ширина педали несколько увеличена, тем самым удобно ставить ногу. Бывают как с шипами, так и без них. Но желательно покупать с шипами, для нормальной фиксации ноги. Чтобы приобрести эти педали, необходимо немножко потратиться. Они относительно дороже вышеперечисленных видов педалей. Комфорт этих педалей стоит таких денег.
Самыми лучшими среди всех разновидностей являются складные педали. Состоит конструкция из множественных составляющих. Но складывать и раскладывать довольно легко. Вес этих конструкций небольшой, тем самым уменьшает нагрузку на велосипедиста. Очень комфортно выглядят на раскладных велосипедах. Изготовлены из смесей различных металлов, которые делают педали мощными и устойчивыми. Данный тип педалей используется для того чтобы сделать велосипедисту поездку комфортной. Что касается приобретения, то не везде можно их купить. Чаще всего их заказывают через интернет — магазины.