Негатив вследствие неправильного ремонта цепи
Последствия условно можно разделить на два вида: для человека и для велосипеда. Рассмотрим, чем это грозит двухколесному другу.
Любое провисание снижает скоростные характеристики и увеличивает мышечные затраты на создание скорости. То есть, если вы слабо натянули цепь, будьте готовы к тому, что она может срываться, а главное начнет калечить велосипед. Слишком сильное натяжение приводит к быстрому истиранию деталей. Тогда заменой одной цепи не обойтись. Кроме звезд, страдают спицы, втулки, их составляющие и другие детали.
Для человека. Усилие, которое передается на колеса при кручении педалей в режиме растянутой цепи, быстро приводит к повышенному утомлению. Собственно снижается возможность длительной поездки. Вместо любимого отдыха можно получить дорожные мучения. Самыми страшными по данным статистики, являются случаи слета цепи на скорости при нахождении на дороге. Это не только травмы. Это вероятность летального исхода.
Поэтому вовремя регулируйте цепь и любите своего двухколесного товарища.
- Для горного и гибридного велосипеда
- 1 способ
- 2 способ
- Для шоссейного велосипеда
- Для односкоростного велосипеда
- Проверка на длину цепи
Думаю, многие, кто самостоятельно меняет цепи на своем велосипеде, задается вопросом: «Какая должна быть правильная длина цепи?», так как новые цепи идут с запасом по длине. И, конечно, самое простое, что мы можем сделать — это посчитать количество звеньев на старой цепи и оставить столько же на новой.
Но что если вы ставите не только новую цепь, но еще и меняете кассету или устанавливаете систему с другим количеством звезд? Длина цепи поменяется, и старая цепь уже не помощник. Тогда следует воспользоваться этими 3 способами по расчету длины цепи велосипеда, и никакого калькулятора для этого не потребуется:
Вариант первый. Правильный
Это вариант подойдет тем, у кого есть грамотно подготовленный и правильно хранившийся велосипед. Итак, начнем. У вас есть велосипед, который осенью был вымыт, ему приспустили колеса, ослабили тросики переключателей и тормозов, цепь с него была снята и уложена на хранение в пакет, да и зимовал он в сухом помещении.
Для начала просто протрем его слегка влажной тряпочкой, удалим скопившуюся пыль, которая может попасть на механизмы, к тому же просто с чистым и сверкающим велосипедом приятнее работать. Далее составляем маленький план того, что нам нужно сделать:
- Привести в порядок и надеть цепь.
- Проверить и подтянуть все затяжные и крепежные болты.
- Проверить в «боевое положение» колеса.
- Отрегулировать и настроить тормоза.
А теперь обо всем этом по порядку.
Искривление звена
В процессе эксплуатации, мелких аварий и падений звенья велосипедной цепи могут деформироваться, что неблагоприятно сказывается на всей работе трансмиссионного узла велосипеда. Возможно, проблема заключается в плохом состоянии цепи, что периодически приводит к ее соскальзыванию. Чтобы восстановить работу, нужно выровнять звенья с помощью специального прибора — выжимки. Этот прибор стоит приобрести в магазине запчастей для велосипедов и возить с собой. Он не занимает много места, но в нужный момент может очень существенно помочь. Если деформация занимает большую часть велосипедной цепи или не поддается ремонту, нужно заменить цепь второй и избавиться от деформации зубьев.
Как отрегулировать цепь на скоростном виде велосипеда.
Горный, шоссейный или другой тип велосипеда, использующий в своем механизме возможности перемещения цепки с звезды на звезду, требует отдельного способа натяжки цепи. В таком двухколесном механизме нет постоянной фиксации. Процедуру натяжения гарантирует пружина, находящаяся на заднем переключателе скоростей. Когда цепь начинает провисать ухудшаются скоростные характеристики вашего друга и слышится стук. Если в процессе ремонта цепь перетягивается – это приводит к плохому переключению скоростей и быстрой изношенности звезд.
В начале всей ремонтной процедуры стоит определить состояние цепи относительно провисания. Это можно сделать двумя методами.
Возможность № 1.
Выставляем скорость на максимальную переднюю звезду и такую же заднюю. В области передней звездочки оттягиваем цепь по направлению переднего колеса. Как только задний переключатель достиг упора, вычисляем количество лишних звеньев. Если их две штуки значит все в норме. Остальные показатели говорят о том, что необходимо производить регулировку.
Возможность №2.
Скорости располагаем так, чтобы одновременно использовались максимальная передняя и минимальная задняя звезды. При этом ролик, который направляет и тот, что натягивает заднюю перекидку, обязаны, соотносится по оси и обладать перпендикулярностью относительно поверхности земли.
Типы велосипедов
Процесс подтягивания заключается в удалении звеньев, которые оказались лишними. Как это сделать рассмотрим в отдельном пункте.
При регулировке скоростного велосипеда можно использовать отдельное приспособление – натяжитель цепи. Его основная функция – управлять жесткостью и избавить своего хозяина от лишних проблем с ремонтом проблемной зоны.
Механический вариант натяжителя цепки монтируется рядом с задним переключателем. Несложная конструкция такого прибора не только четко фиксирует цепь, но и служит защитой от непредвиденного слета при вытягивании.
Установка натяжителя подразумевает одномоментное выравнивание самого прибора и переключателя. Цепь будет ходить как по маслу: ровно и четко. Но все же такой механизм не панацея от описываемой проблемы. Рано или поздно придется осуществить процесс снятия натяжителя и регулировать цепь удалением звеньев. В силу физических свойств цепь со временем будет растягиваться, особенно на скоростном велосипеде. Но с точки зрения практичности приобретение натяжителя необходимо, чтобы не попасть в трудную ситуацию во время путешествия.
Байки без замка цепи
Чтобы деталь снять, используют подручные средства, выполняя следующие манипуляции:
- закрепить на столе обычные тиски;
- цепь в них фиксируют, подложив с одной стороны гайку так, чтобы соотносились отверстие гайки и пин;
- шуруп прикрепляют шляпкой с противоположной стороны;
- пин проталкивают в гаечное отверстие при зажимании тисков шариком.
Совет:
чтобы снять деталь, недостаточно разомкнуть только одну сторону. Требуется звено отодвинуть, чтобы ее извлечь или продолжать попытки, добавив шар.
После удачной попытке (или неудачной), велосипедист понимает, насколько незаменимой является выжимка: если цепь с замком, которая требует ремонта, с велосипеда можно снять, то, касательно этой детали без замка, сделать это крайне сложно без выжимки. Приведенные инструкции в форс-мажорных ситуациях выручат, но потрудиться нужно изрядно.
Видео: Как разъединить, расклепать, разомкнуть, велосипедную цепь. Снять замок.
Разные способы натягивания цепи
Велосипеды сейчас бывают разные, имея существенные отличия в конструкции. Чтобы правильно натянуть цепь на велосипеде, нужно знать правила, которые относятся к типу вашего транспортного средства.
Если велосипед без передач
Для велосипеда, в котором не предусмотрена система переключения передач, цепной механизм должен провисать всего на 5 мм. Чтобы добиться правильной работы транспорта и не столкнуться в дороге с определёнными проблемами, необходимо натягивать цепь в соответствии с определёнными правилами:
- Расположить двухколёсный транспорт таким образом, чтобы он стоял на руле и сидении, а колёса располагались сверху.
- На заднем колесе потребуется ослабить гайки крепления или эксцентрики.
- Путём передвижения колеса по наклонным пазам (дропауты), необходимо добиться правильного провисания цепного механизма.
На этом можно было считать установку цепи завершённой, если бы не ряд тонкостей, которые могут сильно усложнить всю эту затею:
- закрепление заднего колеса осуществляется только в том случае, если его ось располагается строго параллельно относительно вала каретки;
- если цепь на велосипеде будет слишком натянутой, то вращение педалей будет усложнено, а сам механизм быстро придёт в негодность;
- при сильно провисающей цепочке велосипедисту придётся часто останавливаться и поправлять её;
- удаление звеньев на цепном механизме требуется в том случае, если во время его установки или подтягивании дальнейшая регулировка колеса по дропаутам становится невозможной, а цепь всё ещё провисает.
Если велосипед обладает несколькими скоростными режимами
Сила натяжения цепного механизма на велосипеде, конструкция которого предполагает наличие заднего параллелограммного переключателя, напрямую зависит от показателя жёсткости, которым характеризуется пружина на переключателе.
С длинным цепным механизмом натяжитель просто не сможет компенсировать излишнее провисание, соответственно, цепь будет биться о раму
На эту проблему стоит обратить особое внимание владельцам велосипедов с недостаточно длинным задним перебрасывателем. С коротким цепным механизмом выполнять переключение скорости будет весьма сложно
В результате вся конструкция передачи будет быстрее изнашиваться. Более выраженной эта проблема является в случае с двухподвесными механизмами.
Распространённой проблемой во время установки новой цепи на такой тип велосипедов является необходимость её укорачивания. Для этого можно воспользоваться одним из двух способов:
- Установка цепного механизма выполняется на самых больших звёздочках впереди и сзади. Тянем за неё и отводим задний переключатель максимально вперёд. Путём добавления двух звеньев можно определить необходимую длину цепи.
- Цепной механизм перебрасывается впереди на самую большую звёздочку, а сзади, наоборот, на самую маленькую. Затем цепь подтягивается до тех пор, пока рамка на заднем перебрасывателе не будет указывать точно вниз. Необходимый момент можно вычислить по осям роликов переключателя — они должны составлять одну линию в строго вертикальном направлении.
Если дело приходится иметь с двухподвесными велосипедами, то настройка цепи осуществляется немного по другому принципу. Для этого потребуется придавить на задний маятник таким образом, чтобы передняя кассета со звёздочками удалилась от задней трещотки на максимальное расстояние. В таком положении делаем отметку, соответствующую необходимой длине цепи и удаляем лишние звенья.
Какие нужны инструменты?
Цепи для велосипедов с переключателями скоростей должны быть определенной длины. Слишком длинная или слишком короткая цепь может являться причиной проблем, возникающих при переключении скоростей и при поездке. Тем не менее, лапка заднего переключателя должна быть достаточно длинной, чтобы подтягивать ослабленную цепь, когда она будет перемещаться между различными комбинациями передач. Все это относится к теме «Общая мощность» и обсуждается ниже.
В данной статье описываются три способа, при помощи которых можно подобрать необходимую длину цепи. Все три способа позволяют этого добиться. К тому же, нет необходимости использовать все три метода, достаточно выбрать один, понравившийся вам, и подходящий к ситуации. Первый способ можно обозначить как ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ЦЕПИ. Он подразумевает, что у велосипеда цепь уже установлена. Второй способ называется: САМОЙ БОЛЬШОЙ ЗВЕЗДОЧКЕ – САМОЕ БОЛЬШОЕ КОЛЬЦО ЦЕПИ, и он не предполагает наличия старой цепи. Последний способ – СПОСОБ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ВЫЧИСЛЕНИЯ длины цепи.
НАПОМИНАНИЕ О ЗАДНЕЙ ПОДВЕСКЕ: Если у велосипеда есть тяга задней подвески, то необходимо рассчитать движение задней ступицы от каретки. Если задняя ступица движется от каретки, то цепь находится в самой длинной позиции. Если сомневаетесь, проконсультируйтесь у производителя по поводу нужной длины цепи.
ЕМКОСТЬ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ: Термин «Емкость переключателя» относится к его способности приподнимать лапку при переключении скоростей. У некоторых велосипедов установлены комбинации звездочек, которые не позволяют переключателю приподнять лапку цепи. В этом случае передачи на велосипеде превышают емкость переключателя. Если емкость переключателя не соответствует размерам передачи велосипеда, то цепь не пройдет проверку на предмет «слишком длинная» или «слишком короткая». Нельзя подобрать длину цепи, которая удовлетворяла бы обоим параметрам. В таком случае лучше оставить цепь длиннее, чем короче. Оба метода: и метод с использованием уже существующей цепи, и метод математического вычисления, описанные ниже, позволят определить безопасную длину цепи, если нарушена емкость переключателя. Возможно, в этом случае, стоит избегать тех скоростных комбинаций, которые приводят к проблемам при передвижении на велосипеде.
По теме: Как поменять цепь на велосипеде?
Регулировка цепного натяжения на вело-моделях без передач
Для безупречного функционирования велосипедов без скоростей, их цепь не должна быть предельно натянутой. Необходимо обеспечить ее свободное провисание на длину до 5 мм. А чтобы натянуть таким образом, нужно выполнить определенный набор действий в правильной последовательности:
- Перевернуть транспортное средство колесами вверх.
- Ослабить крепление заднего колеса — отвернуть гайки или крепежные эксцентрики.
- Настроить цепное провисание на необходимую величину. Для этого надо аккуратно двигать колесо по наклонным пазам (дропуатам).
- По окончании настройки следует снова закрепить колесо в исходное положение. При этом колесная ось должна быть параллельна валу каретки.
Если цепь будет слишком натянута, то крутить педали станет тяжело. А элементы цепной передачи очень скоро придут в негодность. Также плохо, если велосипедная цепь будет чересчур провисшей. Она просто в определенный момент соскочит со звездочек и дальше ехать будет невозможно.
Когда колесо буквально уперлось в дропуаты и его совсем некуда дальше двигать, но при этом велосипедная цепь болтается, придется удалить с нее пару звеньев. По всей вероятности, она растянулась или вовсе была не по размеру для конкретной модели.
Строгое уравнение
Примером велосипедов, для которых необходимо использования точного уравнения, могут быть шоссейные велосипеды с большими передними звездочками, (возможно 55 зубчиков) и маленькими задними звездочками (11 зубчиков). Кроме того, если у велосипеда очень короткое расстояние между центром коленчатого болта до задней оси (15 дюймов и меньше), то опять же понадобится применение строгого уравнения. Так как передняя и задняя звездочки различаются по размеру, то цепь должна расходиться, представляя собой треугольник. Длину цепи получившегося треугольника можно добавить за счет гипотенузы. Опять же это применяется в очень исключительных случаях.
В качестве примера применение строгого уравнения предположим, что длина цепи односкоростного велосипеда 15 дюймов, передняя звездочка имеет 58 зубчиков, а задняя – 11. На велосипеде не установлен переключатель скоростей, поэтому длину не нужно увеличивается на 1 дюйм. Этот дюйм стоит добавлять только на велосипедах с переключением скоростей.
Просчитав длину цепи шоссейного велосипеда по укороченному уравнению, получим ответ 47.25 дюймов. Этот результат округляем до 47 дюймов. Применив строгое уравнение, получаем результат 48.17 дюймов, который округляем до 48 дюймов. Опять же, в приведенном примере не добавлен дюйм цепи, так как нет переключателя скоростей. При подсчете по упрощенному уравнению, цепь получится на дюйм короче. Но это нетипичная ситуация. Обычно, даже в примере с односкоростным велосипедом, если звездочку уменьшить до 55 зубцов, два уравнения покажут одинаковый результат.
Какие разновидности велосипедных цепей встречаются
На всех типах велосипедов, не зависимо от их предназначения используется одна и та же конструкция цепи. Такое изделие представляет собой роликовую однорядную цепь с четко обозначенным шагом – 12,7 миллиметров. При этом отдельное звено включает в себя:
- внешние пластинки;
- внутренние элементы;
- пины;
- валики;
- ролики.
Основное отличие цепей основано на том, скоростной велик или нет. Количество скоростных режимов обуславливает наличие подходящих звездочек. А это в свою очередь влияет на ширину велоцепи. Также характерной разновидностью будет наличие специфического замка или его отсутствие. Он служит для простоты демонтирования цепи и ее обратной установки.
Последняя классификация относится к производителям товара, но это уже вопрос предпочтений.
Регулировка седла
В первую очередь нужно отрегулировать высоту, угол наклона и удаленность седла под физиологические особенности пассажира.
Для определения правильной высоты седла разработано множество различных методов. Самый распространенный и доступный обычному человеку – это «метод пятки». Для определения высоты седла по данной методике необходимо проделать следующие манипуляции:
- Поставить ногу в обуви пяткой на педаль. Педаль должна находиться в нижнем положении и быть параллельной полу
- Установить высоту сидения таким образом, чтобы в сидячем положении нога, стоящая на педали, была почти полностью выпрямлена в колене, но при этом таз принимал горизонтальное положение без перекосов
Правильное расстояние от седла до педалей
То есть, если нога недотягивается до педали, то седло нужно опустить, и наоборот, сильно согнута в колене – поднять. Регулировка высоты сиденья велосипеда регулируется после ослабления подседельного болта.
Обязательно нужно помнить, что на подседельном стержне любого велосипеда нанесена отметка максимально возможного выноса седла, выше которой поднимать сидение не стоит, так как это чревато поломками для велосипеда и возможными травмами для пассажира.
Наклон сиденья. Обычно сидение устанавливают либо параллельно земле, либо слегка приподнимая переднюю или заднюю его часть вверх, в зависимости от индивидуальных особенностей велосипедиста. Нужно учесть, что если седло сильно задрать вверх передним концом, то пассажир при движении будет скатываться назад, следовательно, чтобы удержать равновесие, ему придется задействовать руки и пресс.
Как результат такой поездки может возникнуть боль в мышцах рук и живота. И наоборот, если поднять заднюю часть седла, пассажир начнет скатываться уже вперед на раму велосипеда, что тоже увеличит нагрузку на руки и добавит возможность получения неприятных ощущений в промежности.
Правильное положение седла велосипеда
Регулировка удаленности седла от руля выполняется следующим образом:
- Необходимо ослабить подседельный штырь
- Подвиньте седло велосипеда вперед или назад таким образом, чтобы коленный сустав оказался точно над осью педали. Педаль при этом должна находиться в положении, параллельном земле
- Закрепите подседельный штырь
Правильная регулировка седла по высоте, углу наклона и удаленности очень важна, так как неправильное и не подходящее седоку положение оказывает существенное влияние как на скорость, так и на самочувствие велосипедиста.
Интересно: Как вернуться к тренировкам после перерыва
Итак, при настройке седла необходимо учитывать индивидуальные особенности анатомии пассажира
Но также следует принимать во внимание и стиль катания, например, при скоростном движении оправданным будет более низкое положение седла, чем при спокойной поездке по шоссе
Причины ослабевания цепей
Прежде чем приступать натягивать цепь, важно понять одну истину. Для велосипеда так же плохо, когда цепной механизм плохо натянут, как и когда цепная передача перетянута слишком сильно
Самый верный способ проверить натяжение цепи – продавить ее сверху вниз, при этом нормальный уровень провисания не должен быть более 1-1.5 см. Если эта величина далеко за своими пределами, цепную систему необходимо подтянуть.
Еще один симптом, который должен насторожить водителя – это если цепь стала проскакивать.
Начнем с того, что с проблемой провисания чаще всего сталкиваются владельцы обычных односкоростных велосипедов. Все дело в том, что здесь цепь не способна натягиваться автоматически, как в горных или иных подобных видов велосипедов.
Но почему же цепи начинают провисать? Причины здесь две. Во-первых, любая цепь имеет свойство растягиваться, не смотря на то, что она сделана из металла. При этом более дешевые варианты растягиваются сильнее, ну а дорогие фирменные изделия практически не имеют такого свойства.
Во-вторых, цепная система может ослабевать в том случае, если плохо были затянуты гайки заднего колеса, в этой ситуации при нагрузке оно несколько смещается вперед и натяжение цепного механизма ослабевает.
Регулировка заднего переключателя во время езды
Потом уже, когда вы будете ездить, если почувствуете, что цепь не закидывается на бОльшую звезду (для снижения скорости) — вам нужно немного натянуть трос — это делается ОТКРУЧИВАНИЕМ гайки. Много не крутите — один щелчок — проехались, пощелкали манетками — попереключали скорости, проверили, если недостаточно — еще на один щелчок. Если перетянете -то:
Цепь может плохо скидываться на мЕньшую звезду (для увеличения скорости). И чтобы дать ей возможность скидываться корректно — закрутите гайку на один щелчок. Дальше проверьте — если мало — то еще на один. Так же проедьтесь, попереключайте скорости. Ну а если слишком ослабили — то крутим по одному щелчку обратно
Переключатели уровня Shimano Deore, Shimano XT нужно будет слегка регулировать каждые 500-700 километров. Если класс переключателя ниже — то чаще.
А как часто вам приходится регулировать переключатели?
Алекс «На Байке» Сидоров
Блюдо дня: Как «АвтоАс» Кен Блок тренируется между заездами на своей полноприводной тачке
- Чистка и смазка велосипедной цепи Давайте продолжим ломать копья по поводу чистки и смазки велосипедной…
- Как отремонтировать задний переключатель Shimano Если при езде начинает что-то щелкать, и передачи переключаются нечетко…
- CAMPAGNOLO RECORD — цепь на 8500 километров Да-да. Именно так и написано в толстенной инструкции к этой…
- Как снять кассету звездочек с колеса велосипеда Когда в первый раз моя кассета «сточилась» и зубья стали…
Друзей нужно любить. Даже если они двухколесные. Такие отношения подразумевают квалифицированный уход за своим другом. Натяжка цепи осуществляется во имя своей безопасности и продления срока службы велосипеда. Проанализируем вопрос о том, как нужно натянуть велосипедную цепь грамотно, быстро и качественно.
Как самостоятельно сделать успокоитель цепи на велосипед
Способ 1
Велосипедную спицу согнуть спиралью и поместить на трансмиссию. Необходимо, чтобы спираль оттягивала велоцепь. Это старый и несложный метод, где успокоитель выглядит не совсем эстетично.
Способ 2
В качестве материала используется алюминиевая либо дюралевая пластина 8–11 мм толщины. Натяжитель изготавливается с помощью:
- метчика размером М10*1 с его держателями;
- напильника с керном;
- ножовки с тисками;
- наждачной бумаги;
- технического масла;
- молотка со сверлом;
- сверлильного станка или дрели;
Маркером обрисовывают старую деталь на заготовке из металла и просверливают в центре отверстие. Затем берут ножовку, которой отпиливают заготовку и обтачивают её напильником. Альтернативный вариант – выполнение паза по диаметру вала, предназначенного для последующей вставки в этот паз. Установочный участок паза в велораму должен быть шириной 4 мм с одной стороны, 8 мм – с другой.
Отверстие выполняется сверлом чуть меньшего диаметра, чем диаметр самого отверстия. Тем более из мягкого металла. Для идеальной точности желательно воспользоваться электродрелью, а не ручной. Резьбу нарезают посредством поступательно-возвратных движений.
Видео. Как натянуть цепь на велосипеде
Автор статьи — Акимова Алина
Важнейшим элементом в конструкции как детского, так и взрослого профессионального велосипеда является цепь, которая определяет качество поездки, плавность хода и мягкое переключение передач. Перед тем как натянуть цепь на велосипеде, необходимо убедиться в том, что длина её подобрана верно: в нормальном состоянии цепь может находиться в чуть свободном состоянии, провисая на 3 мм, но не больше. Вообще, вопрос, как правильно натянуть цепь на велосипеде, актуален всегда, поскольку она является частью определяющего движение механизма и будет чаще требовать за собой ухода вследствие большого числа трущихся деталей. Проверить натяжение цепи можно следующим образом: пальцем следует надавить на неё примерно в середине (напротив внешнего радиуса заднего колеса) и замерить величину провиса. Если она составляет больше 1,5 см, цепь необходимо натянуть.
Итак, чтобы натянуть цепь на велосипеде, который имеет лишь одну передачу, следует, во-первых, перевернуть его вверх ногами, поставив его на сидение и рулевую колонку. Далее необходимо ослабить крепления заднего колеса (в большинстве случаев колесо крепится с помощью эксцентриков или гаек), но не снимать его полностью. Затем следует найти специальный регулирующий паз, который называется дропаутом (от англ. ‘’drop out’’ – опустить), и передвигать колесо в ту или другую сторону. После того, как необходимая длина цепи подобрана, колесо следует закрепить обратно, следя при этом за тем, чтобы плоскость оси колеса была параллельна плоскости вала каретки (это предупредит развитие «восьмёрки»)
Важно знать, что натягивать слишком сильно цепь не имеет смысла по двум причинам: во-первых, крутить педали при чересчур натянутой цепи очень сложно, а во-вторых, полный износ элементов цепи наступает гораздо быстрее
Знать, как натянуть цепь на велосипеде обычной конструкции без передач, необходимо, но при этом следует уметь и удалять лишние звенья из цепи, так как зачастую бывает ситуация, когда колесо уже некуда двигать в пазе, а цепь всё также провисает. В этом случае понадобится специальный инструмент – выжимка, с помощью которого удаляется валик на ослабленной цепи и соединяются два соседних.
Натянуть цепь на велосипеде с передачами несколько проще, поскольку частично она регулируется параллелограммным переключателем (на принципе настройки длины и жёсткости цепи основано само переключение передач), однако слишком длинную цепь даже механика не сможет скомпенсировать, вследствие чего возможно появление проблем с движением велосипеда на средних скоростях. Для начала регулировки длины цепи на велосипеде с передачами необходимо также установить его вверх колёсами, после чего переключиться на самую большую звёздочку и спереди, и сзади, определяя таким образом верхние передачи.
После этого задний переключатель следует отвести за цепь максимально вперёд, а цепь на системе переключения (где педали) также увести немного вперёд, дабы определить оптимальную длину цепи. Затем цепь отпускается и аккуратно надевается на специальные зубчики. Смысл заключается в том, что после полного прогона цепи механический переключатель с помощью роликов подберёт нормальное положение. Его, разумеется, при желании можно намертво зафиксировать в том или ином состоянии, однако в этом случае переключение осуществлять будет невозможно. После такой грубой настройки следует приступить к более тонкой, установив цепь у педалей на самую большую звёздочку, а у заднего колеса – на наименьшую. Для цепи стоит найти такое положение, при котором оси роликов переключателя если не соединяются в одну вертикальную линию, но, по крайней мере, близки к этому.
Теперь о том, как поставить слетевшую на односкоростном велосипеде цепь на место.
Идея такая: Сначала она полностью одевается на одну из звезд (обычно на заднюю, но можно и на переднюю) и накидывается на вторую звездочку (переднюю или, соответственно, заднюю), чтобы лежать на части зубьев. Далее при прокрутке педалей по ходу движения цепь захватывается остальными зубьями звездочки и полностью ложится на всю звезду и таким образом одевается.
Алгоритм действий при надевании цепи примерно следующий.
- Переверните велосипед вверх ногами, поставив его на седло и руль, или приподнимите так, чтобы заднее колесо свободно вращалось.
- Если на велосипеде установлена защита велоцепи — лучше ее снять. Так будет удобней и проще достать до передней звезды. Если лень снимать, или можете и так дотянуться до звездочки – ну дело Ваше.
- Полностью накиньте цепь на заднюю звездочку. (Если не снимали защиту, тогда может быть удобнее полностью одеть её на переднюю звездочку).
- Накиньте цепь на переднюю звезду по ходу ее вращения и крутите педали вперед по ходу движения. При вращении педалей она сама накидывается на оставшиеся зубья.
Здесь нужно понимать, что если велосипед стоит вверх ногами, то цепь закидывается на нижнюю часть звезды (по отношению к Вам) и, прокручивая саму звезду за педаль по часовой стрелке, накидываем её на переднюю звездочку целиком. Если начнете накидывать цепь на верхнюю часть звезды по отношению к Вам, то не сможете крутить педали – ведь фактически Вам придется нажимать на тормоз.
Если велосипед находится в нормальном положении (колесами вниз), то опять же накидываете цепь сверху на звезду и крутите педали по часовой стрелке – как если бы ехали вперед.
Все – цепь одета.
Как удалить лишние звенья цепи велосипеда
В данной статье мы не будем рассматривать «дедовские» способы удаления звеньев. Как нам кажется, нет абсолютно никаких проблем в приобретении необходимого инструмента, а конкретнее выжимки. Цена ее не велика (около 4$), а профита гораздо больше. Она позволит без особого труда как разъединить и снять цепь или удалить лишние звенья, так и собрать ее обратно. Данный инструмент обладает двумя пазами: одно для выжимки пина, а второй для его впресовки.
Далее все относительно просто. Отсчитав количество подлежащих к удалению звеньев, разъединяем и снимаем цепь. Для этого вставляем ее в выжимку, поджимаем фиксатором, и не спеша крутим вороток по часовой стрелке.
Важно все делать предельно внимательно и следить, чтобы стержень выжимки попал точно в пин цепи
Пин следует выдавливать не полностью, для этого следует обращать внимание на усилие вращения. В начале будет наблюдаться тугой ход, затем чуть легче, и под конец снова тугой
На последнем этапе действуем предельно аккуратно. Затем разъединяем и снимаем цепь. Пин остается на внешней пластине. После отмеряем количество ненужных звеньев в сторону цепи, где отсутствует пин (см. рисунок).
Удаляем звенья тем же способом и соединяем цепку обратно. Для этого при помощи все того же инструмента вдавливаем пин обратно.
После требуется тщательно осмотреть место нового соединения. Пин должен равномерно выходить с обеих сторон, а место сочленения двигаться легко, так же как и остальные звенья.
Подробнее о применении выжимки вы можете узнать, посмотрев видео ниже.
Причины слёта цепи
Механизм выходит из строя в двух случаях:
- Загиб звезды на системе (передней группе звёзд). В этом случае возможно ехать на иной скорости, где нет погнутой звезды. При использовании всех скоростей настоятельно рекомендуется в скором времени заменить испорченную деталь. В разборной системе заменяется лишь одна погнутая звезда. Сплошная система предполагает полную замену системы наряду с шатуном.
- При некорректно настроенных скоростях. Убедившись в исправности шатунов, целесообразно заняться настройкой скоростей. Скоростные переключатели (передний с задним) сверху дополнены регулировочными болтами, предупреждающими запредельную трансмиссию. При некорректной регулировке высока вероятность слёта цепи. Если механизм слетел с главной крупной звезды, вкручивается L-болт (low подразумевает лёгкую передачу). Вкручивание производится до параллельного положения звёзд на переключателе относительно большой звезды. По аналогии в обратном порядке с наименьшей звезды вкручивается Н-болт (high – высокая передача) до параллельной линии переключателя 7-й скорости.
При провисании передней части цепи с малой цепи к велораме следует закрутить L-болт, правильная регулировка которого напрямую зависит от выставления минимальной скорости на байке. Вкручивание продолжается, пока расстояние от внутренней рамки переключателя до цепи не сократится до 1 мм. В случае серьезных повреждений и большого износа цепь следует заменить.
При условии слёта цепи с крупной звезды вкручивается Н-болт, регулировка которого предполагается на самой высокой скорости. Закручивается до 1 мм расстояния от цепи до наружной рамки переключателя.
Что делать, если провисла цепь на горном велосипеде?
Если с проблемой провисания цепи вы столкнулись на горном велосипеде или любом другом, имеющим несколько передач, то в такой ситуации ее меняют. Дело в том, что в таких велосипедах за натяжение цепи отвечает машинка. С помощью пружины она постоянно и автоматически корректирует то, в каком натяжении должен находиться цепной механизм.
Машинка на горном велосипеде
Чтобы сэкономить, некоторые умельцы «перерубывают» цепи, то есть режут ее и уменьшают количество звеньев. При этом звенья соединяются специальным замочком
Такой вариант конечно тоже возможен, но важно понимать, что растянутая цепь – это изношенный механизм и долго он не прослужит
Покупая новые цепи, важно знать, что они бывают разными и могут не подойти к вашему верному двухколесному другу. Прежде всего, нужно удостовериться в том, какой шаг цепи используется на вашей модели велосипеда
А еще нужно определиться с ее длиной, которая измеряется обычно в количестве звеньев.
Планетарная втулка
Иногда можно встретить переключатели, находящиеся прямо внутри задней втулки, не похожие на всем знакомые переключатели, которые закреплены на петухе и перекидывают цепь по кассете. Это планетарная втулка. Такие втулки чаще всего можно увидеть на дорожных велосипедах. Плюс таких втулок в том, что переключение проходит без резких скачков цепи, что очень удобно, к тому же грязь не попадает на рабочие детали, вследствие чего переключение не так зависит от внешней среды. Также переключение в планетарной втулке происходит без вращения педалей, а значит, можно переключиться даже стоя на месте. Минус же таких втулок в том, что они много весят, а самое главное то, что трудно найти сервис, способный отремонтивать их, а тем более, их невозможно отремонтировать самостоятельно во время поездки.
Натяжка велоцепи
Обычного велосипеда
Чтобы подтянуть цепь обычного велосипеда, необходима установка транспорта колёсами кверху. Это самое удобное положение для раскручивания крепёжных гаек на заднем колесе. При раскручивании легко установить оптимальное провисание и натяжение велоцепи. Передвигать колесо нужно по пазам. Закрепление механизма производится только в параллельном положении оси относительно кареточного вала. Правильное провисание составляет 5 мм. При перетяжке цепи отмечается затруднённое вращение педалей. Недостаточная натяжка влечёт за собой соскок механизма. Иногда случается плотный упор колеса в края пазов и лишние звенья удаляются.
Спортивного байка
Натяжка цепи спортивного байка производится несколько иначе. Поскольку спортивный байк оснащён задним параллелограммным переключателем скоростей, велоцепь несколько отличительна от обычной. В этом случае натяжение определяется степенью жёсткости пружины переключателя. Чрезмерная длина механизма приводит к ударам цепи о велораму. Недостаточная длина вызывает затруднение переключения. В результате детали быстрее изнашиваются. Основная причина провисания механизма спортивного байка – лишние звенья. Слёт цепи можно предупредить устранением лишних звеньев выжимкой для велоцепи.