Виды компрессии передней подвески
Компрессия позволяет изменять скорость сжатия вилки, обеспечивая равномерный ход и плавное затухание. На передней вилке профессионального уровня компрессия представлена тремя вариантами:
- низкоскоростная,
- высокоскоростная,
- блокирование.
Первый тип компрессии стабилизирует положение велосипеда на неровностях. Мягкость, точность прохождения препятствий, комфорт – все это низкоскоростная компрессия. По сути, ее настройка есть preload, о которой уже сказали выше.
Высокоскоростная компрессия отвечает за снижение ударных нагрузок на колесо, раму и велосипедиста. Замедляет ход амортизатора на приземлении, благодаря чему велосипед не подскакивает.
Функция блокировки вилки позволяет перевести ее в режим 100%-ной жесткости. Устанавливая подвес на фиксированное положение, велосипедист выкатывает байк на ровные дороги. Для езды по пересеченным трассам вилку лучше не блокировать.
На некоторых воздушных моделях (например, Dual Air) можно отрегулировать отдельно давление и в позитивной, и в негативной камерах. Превышение компрессии в негативной части сделает вилку чрезмерно мягкой, а сам велосипед начнет раскачиваться на ходу.
Жесткая вилка
Такие вилки применяются на городских, шоссейных, дорожных, прогулочных и просто бюджетных велосипедах, которые, как правило, представляют собой некий гибрид из разных типов. Байки, которые передвигаются по ровному асфальту, не нуждаются в амортизации
Что для них действительно важно, так это скорость. Кстати говоря, такие велосипеды называют ригидами
Жесткая вилка гораздо меньше весит, чем амортизационная, что сказывается на общей массе велосипеда и его скорости. Подвеска поглощает часть энергии, передаваемой велосипедистом своему байку, что также негативно сказывается на скорости движения. Из-за того, что жесткая вилка не может отрабатывать неровности дороги, велосипед оснащенный ею менее комфортен. Большая часть энергии удара поглощается колесом, что увеличивает риск его повреждения.
В состав жесткой вилки входят такие элементы:
- Шток. Элемент, который через вынос крепится к рулю. Шток вилки для велосипеда проходит через рулевую труду рамы, в которой с помощью колодки реализовано его свободное вращение.
- «Корона». Элемент вилки, соединяющий ее перья («ноги») со штоком. Как правило, «корона» цельнолитая с «ногами». Однако иногда их запрессовывают в нее.
«Ноги» или «перья». Представляет собой элемент, соединяющий вилку с осью колеса.
«Дропаут». Часть вилки, выступающая точкой крепления «ног» к оси втулки.
«Брейк боссы». Приваренные к вилке крепления для ободного тормоза типа V-brake.
Крепления для дискового тормоза. Приваренные к вилке элементы, служащие для крепления суппорта дискового тормоза.
Какие типы существуют
На бюджетных разновидностях велосипеда устанавливается пружинная разновидность вилки.
Устройства такого типа просты в ремонте. Категория характеризуется плохой отработкой неглубоких неровностей. Основа изделия представляется в виде обыкновенной пружины. Быстро загрязняется по мере использования.
Обслуживание пружинного типа устройства заключается в замене главного элемента. Возможность настройки и регулировки у подобных моделей отсутствует.
Главное отличие межу пружинным и эластомерно-пружинным типами – в последней разновидности в основу входит полимерный стержень. Обе категории характеризуются высокой уязвимостью к температурам ниже 0 градусов по Цельсию.
Воздушный тип вилки имеет оптимальное соотношение денежной стоимости и простоту эксплуатации, обладает небольшим весом. В качестве амортизатора используется сжатый воздух в специальной капсуле.
В некоторых моделях используется одновременно с демпфером. Отмечается высокий комфорт во время езды на велосипеде, однако негативные стороны использования вилки данной разновидности также имеются. Не подходит для экстремального спуска.
При своевременном техническом обслуживании и бережной эксплуатации увеличивается срок службы амортизационного элемента.
Наиболее качественной считается пружинно-масляная вилка. Оптимальный вариант для использования в экстремальных условиях. Механизм включает в себя картридж на основе масла и пружину, изготовленную из титана. Отличительной чертой является длительный срок использования.
Типы амортизационных вилок
Вилки горных велосипедов бывают нескольких типов:
- Обычная. Наиболее распространенная модель. Ею, как правило, оснащают велосипеды, предназначенные для легкого передвижения по пересеченной местности. Вилки такого типа довольно просты в производстве и надежны. Они обеспечивают неплохую амортизацию.
- Двухкоронная. Считается, что самым слабым местом горного велосипеда является «корона». Поэтому на некоторые вилки ставят сразу две короны для пущей жесткости. Байки с двухкоронными вилками используют для скоростного спуска с гор.
- Перевернутая. Конструктивно такая вилка является зеркальной копией обычной – «штаны» прикреплены к штоку, а «ноги» вставляются в них снизу. Эта конструкция с одной стороны выдерживает большую нагрузку, а с другой – отлично нивелирует неровности. Чаще всего, перевернутые вилки горных велосипедов используются для прыжков с большой высоты.
- Одноногая. Это наименее распространенный вариант конструктивного исполнения вилки на велосипед, тем не менее он имеет место. Установить ободной тормоз на такую вилку невозможно, зато она позволяет менять камеру без демонтажа колеса.
Амортизационная вилка
Если тип велосипеда предполагает наличие переднего амортизатора, то он обычно интегрируется в вилку. кие байки используются для езды по пересеченной местности, с преобладанием бугристых дорог. Амортизационная вилка призвана сглаживать мелкие неровности и смягчать крупные. Чем сложнее устроен амортизатор и чем он дороже, тем качественнее он справляется со своей работой. Если обычные вилки в силу своей простоты не нуждаются в обслуживании, то за амортизационными постоянно нужно ухаживать. И даже если велосипед основное количество времени просто стоит, обслуживать его амортизаторы нужно хотя бы раз в год.
Внешне такие изделия отличаются от своих жестких налогов лишь двумя деталями:
- «Штаны». Они состоят из двух трубчатых стаканов, которые соединяются в одну деталь с помощью «гориллы». «В штаны» задвигаются «ноги» вилки. Именно в них и происходит процесс амортизации, на котором мы с вами остановимся ниже.
- Заглушки. Закрывают трубы «ног» с верхней стороны. В более дорогих моделях, вместо заглушек установлены регуляторы жесткости подвески и блокировка.
Советы по использованию компрессоров
Первый и самый главный совет, снимающий все дальнейшие вопросы по компрессии: если ты а) понял принцип действия компрессии, б) твёрдо знаешь как воздействует на звук тот или иной параметр и в) успел на практике попробовать несколько разных моделей — никакие советы тебе уже не нужны.
Я абсолютно серьёзен. Если ты внимательно прочёл эту запись, поэкспериментировал со штатным компрессором твоей DAW и одним-двумя плагинами, но так и не понял в каких случаях нужно устанавливать большие значения атаки, какой коэффициент ratio применять и в каком из режимов обрабатывать исходный сигнал — то так и будешь дальше искать в интернете готовые рецепты, применяя их бездумно куда попало.
Рецепты точной настройки компрессора это примерно как рецепты точной настройки ревербератора или хоруса — лишено какого-либо смысла и не имеет ничего общего с творчеством. Поэтому настойчиво повторяю единственно верный рецепт: вооружись этой статьёй, хорошими мониторными наушниками, плагином для визуального контроля формы волны и проведи вечер в компании с парочкой компрессоров.
Действуй!
Поблагодарить
новичкам, девайсы, сведение
← Ресемплинг midi-сигналов в Ableton Live Формула расчёта задержки звука →
Основные параметры компрессора
Не смотря на огромное количество программных и аппаратных моделей компрессоров, вся «магия» компрессии происходит при правильной настройке основных параметров: Threshold, Ratio, Attack и Release. Рассмотрим их подробнее:
Threshold или порог срабатывания, dB
Этот параметр позволяет установить значение, с которого компрессор будет работать (то есть сжимать аудиосигнал). Так, если мы установим в threshold -12dB, компрессор будет срабатывать только в тех местах динамического диапазона, которые превышают это значение. Если весь наш звук тише -12db, компрессор просто пропустит его через себя, никак на него не влияя.
Ratio или коэффициент сжатия
Параметр ratio определяет насколько сильно будет сжиматься сигнал, превышающий threshold. Немного математики для полноты картины: допустим, мы настроили компрессор с threshold -12dB, ratio 2:1 и подали на него барабанный луп, в котором громкость бочки равна -4dB. Каким в этом случае будет результат работы компрессора?
В нашем случае уровень бочки превышает threshold на 8dB. Эта разница в соответствии с ratio будет сжата до 4dB (8dB / 2). В сумме с необработанной частью сигнала это приведёт к тому, что после обработки компрессором громкость бочки составит -8db (threshold -12dB + сжатый сигнал 4dB).
Attack, ms
Это время, спустя которое компрессор будет реагировать на превышение порога срабатывания. То есть, если время атаки выше 0ms — компрессор начинает сжатие превышающего threshold сигнала не мгновенно, а спустя указанное время.
Release или восстановление, ms
Противоположность атаке — значение данного параметра позволяет указать спустя какое время с момента возврата уровня сигнала ниже threshold компрессор прекратит сжатие.
Все остальные параметры опциональны. Они могут отличаться в разных моделях компрессоров, отчасти поэтому продюсеры и применяют различные модели для каких-либо определённых целей (например, один компрессор для вокала, другой на группу ударных, третий — на мастер-канале). Я не стану подробно останавливаться на этих параметрах, а лишь дам общую информацию для понимания что это вообще такое:
- Колено или излом (Hard/Soft Knee). Этот параметр определяет как быстро будет применяться коэффициент сжатия (ratio): жестко по кривой или плавно. Отмечу, что в режиме Soft Knee компрессор срабатывает не прямолинейно, а начинает плавно (насколько это может быть уместно когда мы говорим о миллисекундах) поджимать звук уже перед значением threshold. Для обработки групп каналов и общего микса чаще используется именно soft knee (так как работает незаметно), а для подчёркивания атаки и других особенностей отдельных инструментов — hard knee;
- Режим реагирования: Peak/RMS. Режим Peak оправдан когда нужно жёстко лимитировать всплески амплитуды, а также на сигналах со сложной формой, динамику и читаемость которых нужно полностью передать. Режим RMS очень бережно влияет на звук, позволяя уплотнить его, сохранив атаку;
- Предусмотрительность (Lookahead). Это время, за которое компрессор будет знать что ему предстоит. Своего рода предварительный анализ входящих сигналов;
- Makeup или Gain. Параметр, позволяющий компенсировать понижение громкости в результате работы компрессии.
Настройка велосипедной вилки под вес ездока
Самое главное в настройке — это соответствие упругости пружины весу велосипедиста. В случае с пружинными вилками всё непросто, потому что установленная пружина рассчитана на средний вес велосипедиста, примерно на 75-85 кг.
Пружинные вилки
Получается, что если ваш вес больше, то вилка будет слишком глубоко проседать, рискуя пробиться на жестком препятствии, а если меньше, то амортизация получится некачественная, так как веса не хватит, чтобы преодолевать сопротивление пружины на мелких неровностях.
В первом случае может помочь такая штука, как Preload, то есть закручивание (ужесточение) пружины механическими упорами, но могу сказать из собственной практики, что этот прелоад здорово затупляет работу, и вилка перестает «жрать мелочь», то есть обрабатывать мелкие препятствия.
Пружины под больший или меньший вес можно купить, но во-первых, это не всегда легко сделать для всех моделей, а во-вторых, требуется частичная разборка вилки, чтобы произвести замену.
Воздушные вилки
Воздушные велосипедные вилки значительно более универсальны, потому что их можно накачать практически под любой вес. Почти все вилки требуют специальный насос высокого давления, который стоит еще ~ 30$ (иногда идет в комплекте).
Без него не обойтись, потому что, несмотря на обычный ниппель типа Шредер на воздушных камерах, обычным насосом невозможно набить большое давление. К тому же, у спецнасоса есть накручивающийся шланг и кнопка стравливания воздуха, чтобы точно подогнать нужное давление.
Регулировка вилки велосипеда
В зависимости от типа и качества вилки, количество ее регулировок может варьироваться. Так как в жестких моделях регулировать нечего, речь здесь идет сугубо про подрессоренные модели. Итак, рассмотрим основные регулировки вилки на велосипед:
- Preload. С английского языка данный термин переводится как «предзагрузка». Масса велосипедистов бывает разной, а изначальная нагрузка на пружину у всех одинакова. Выставить ее можно с помощью этой регулировки.
- Rebound. Данная регулировка позволяет задавать скорость восстановления (возврата) пружинного элемента в исходное состояние.
- Compression. Этот тип настройки амортизатора противоположен предыдущему – задает скорость сжатия пружины.
Lockout. Дает возможность блокировки амортизатора. Эта регулировка очень полезна, так как она делает из подрессоренной вилки жесткую. Данная функция реализовывается разными путями. На самых дорогих вилках блокировка автоматически отключается при сильном ударе колеса о препятствие. Неавтоматические системы предполагают дезактивацию блокировки с помощью специального переключателя, выведенного через тросик на руль.
Длина хода амортизатора. Полезная регулировка для тех, кто эксплуатирует свой байк на разных дорогах и умеет ездить в разных стилях. Чем активнее езда и хуже дорога, тем более нужно выставлять ход вилки. Переключатели, отвечающие за такую настройку, как правило, устанавливаются на «ногах».
Что такое компрессия звука
Первое, что стоит уяснить перед препарированием — компрессия это работа с динамическим диапазоном звука. А динамический диапазон, в свою очередь, — ни что иное как разница между самым громким и самым тихим уровнем сигнала:
Так вот, компрессия это сжатие динамического диапазона. Да, просто сжатие динамического диапазона, ну или другими словами понижение уровня громких частей сигнала и увеличение громкости тихих. Не более того.
Ты можешь вполне резонно удивиться с чем тогда связан такой хайп? Почему все говорят о рецептах правильной настройки компрессоров, но никто ими не делится? Почему, не смотря на огромное количество классных плагинов, во многих студиях до сих пор используются дорогущие раритетные модели компрессоров? Почему одни продюсеры применяют компрессоры на экстремальных настройках, а другие не используют совсем? И кто из них в конце концов прав?
Задачи, которые решает компрессия
Ответы на подобные вопросы лежат в плоскости понимания роли компрессии в работе со звуком. А она позволяет:
- Подчёркивать атаку звука, делать его более выраженным;
- «Усаживать» в микс отдельные партии инструментов, добавляя им мощности и «веса»;
- Делать группы инструментов или весь микс более цельным, таким единым монолитом;
- Решать конфликты между инструментами с помощью sidechain;
- Исправлять огрехи вокалиста или музыкантов, выравнивая их динамику;
- При определённой настройке выступать в качестве художественного эффекта.
Как видишь, это не менее значимый творческий процесс чем, скажем, придумывание мелодий или наруливание интересных тембров. При этом любая из вышеперечисленных задач может быть решена с помощью 4-х основных параметров.
Настройка вилки велосипеда
Если вы владелец велосипеда, на котором установлена воздушная, масляно-воздушная или масляно-пружинная амортизационная вилка, рано или поздно вы решите заняться настройкой параметров ее работы в соответствии со своим вкусом и стилем катания.
Как правило, многие байкеры панически боятся самостоятельно проводить эксперименты с настройками амортизационных вилок, опасаясь того, что не смогут вернуть все колесики и клапаны в исходное положение. И это не удивительно, ведь практически на всех современных системах подвесок предусмотрено обилие разнообразных крутилок, которые способны довести начинающего велосипедиста буквально до истерики.
Рекомендуем прочитать: Ремонт вилки велосипеда
В принципе, ничего страшного не произойдет, если, меняя разные настройки, вы будете записывать количество щелчков или оборотов рукояток. Тогда вам не составит труда вернуть все настройки в исходное положение
Кроме того, важно обкатывать каждую измененную настройку, чтобы определить, как поменялся ход велосипеда
В этой статье мы расскажем о трех основных настройках амортизационных вилок:
- предварительной нагрузке (sag, preload);
- скорости отскока (rebound);
- скорости сжатия (компрессия).
Предварительная нагрузка (sag, preload)
Данная настройка отвечает за жесткость пружины. Ее еще называют негативным ходом пружины. Величина сэга влияет на способность амортизатора отслеживать и обрабатывать при езде все неровности дороги. Чтобы определить сэг, нужно установить полный ход вилки (касается вилок с изменяемым ходом), максимальную скорость ее сжатия и отключить блокировку.
Для измерения данного параметра вам понадобится пластиковое или резиновое кольцо, или же пластиковая стяжка, которую нужно закрепить на ноге вилки. Если вы сядете на велосипед и спокойно проедите несколько метров, под весом вашего тела вилка сожмется на определенную величину. Затем остановитесь и сдвиньте стяжку вниз по ноге вилки к сальнику, и аккуратно встаньте. Вилка вернется в свое исходное положение, и стяжка окажется на определенном расстоянии от сальника – это и есть величина сэга.
Поскольку этот параметр напрямую зависит от веса велосипедиста, его регулировка для каждого выполняется индивидуально. Также на величину сэга влияет стиль катания на велосипеде:
- для фрирайда сэг может составлять 30-40% от полного хода вилки;
- для даунхилла – 20-30% от хода вилки;
- для кросс-кантри – 5-15 процентов.
Если в пружинных вилках сэг можно настроить посредством внешней регулировки или же замены самой пружины (если внешней регулировки недостаточно), то в пружинно-воздушных и воздушных вилках предварительную нагрузку можно отрегулировать, изменяя давление в позитивной воздушной камере.
Скорость отскока (rebound)
Это один из важнейших параметров вилки, который нужно индивидуально подстраивать исходя из выбранного стиля катания. Так, если вы предпочитаете спокойную езду по асфальтированной дороге, можно полностью закрутить отбой, тогда вилка не будет создавать лишних вибраций. Если же вы в основном катаетесь по грунтовке и пересеченной местности, скорость отбоя нужно наоборот откручивать, чтобы вилка быстрее отрабатывала встречающиеся на пути неровности, но при этом руль не должен бить по рукам из-за слишком быстрого отскока.
Обычно скорость отскока регулируется либо снаружи вилки, либо внутри (требуется частичная разборка вилки).
Скорость сжатия (компрессия)
Данная настройка позволяет определить скорость, с которой вилка будет сжиматься, обрабатывая неровности на дороге. Обычно в вилках с возможностью регулировки скорости сжатия можно настраивать либо низкоскоростную (Low Speed Compression) либо высокоскоростную (High Speed Compression) компрессии.
Регулируя низкоскоростную компрессию, можно настраивать поведение вилки при обработке мелких дорожных неровностей, убирать нежелательное раскачивание вилки при педалировании и рывки при торможении и скоростном прохождении поворотов.
Регулировка высокоскоростной компрессии, как правило, актуальна для вилок, применяемых в условиях экстремальной езды. Она позволяет настраивать вилку для обработки средних и крупных неровностей на высоких скоростях, а также предотвращать пробивание вилки при серьезных ударах, таких как приземление после прыжка.
(86 голос., средний: 4,97 из 5) Загрузка…
sportzoom.ru
Обслуживание вилки
Обслуживание вилки предполагает соблюдение трёх этапов:
Съём передней вилки
Процесс несложный, достаточно понимать виды крепления:
- Крепление без резьбы. Стандартная технология, поддерживаемая всеми производителями. За счёт верхнего подшипника держится рулевой вынос, который закрепляет якорь (расширяющуюся трубку). Якорь, в свою очередь, размещается в рулевой трубе вилки и привинчивается в двух местах. Чтобы снять саму вилку, нужно просто отвинтить эти болты.
- Резьбовое крепление. Способ применялся ещё с давних времён на детских механизмах. Зажим верхнего подшипника производится гайкой, конусом, шайбой с усиком и контргайкой. Очень легко снимается, при этом фиксируется намного сложнее. При условии работы под большой нагрузкой в скором времени образуется люфт.
Чистка механизма
Адекватная эксплуатация велосипеда заключается в соблюдении чистоты всех пыльников, кожухов, поверхностей труб. Грязная изоляция влечёт за собой различные повреждения, вследствие чего засоряется и портится сам внутренний механизм.
Регулировка скорости отбоя амортизатора
Отскок амортизатора характеризует скорость возвращения вилки в исходное положение под нагрузку. Скорость срабатывания отбойного механизма должна быть такой, чтобы амортизатор не выстреливал сразу же и смог погасить удар от следующего препятствия.
Как определить эффективность отскока велосипедной вилки? При движении по неровностям удары гасятся раньше, чем попадут на руль – отскок настроен хорошо. Амортизатор не срабатывает на мелких препятствиях – необходима небольшая корректировка. И, наконец, запущенный случай, когда отбой сильно запаздывает.
Настройка отскока на ходу:
- Найти дорогу или тропинку с неровностями.
- Выставить регулятор на самый быстрый отскок.
- Разогнаться, по ощущениям проверить, насколько сильно бьет в руль.
- Подкручивать регулятор, пока биение не прекратится.
Важно настроить Rebound так, чтобы удары не приходились на колесо, но при этом сохранилась мягкость езды. Если отскок выставлен на правильное значение, но амортизатор ведет себя непредсказуемо, возможно, придется заново отрегулировать ход вилки и компрессию
Настраивать переднюю вилку рекомендуется не сразу, а в последовательности «Preload – Compression – Rebound». Индивидуальный подбор каждого параметра улучшит работу амортизатора и подарит комфортные поездки.
На просторах интернета и среди моих знакомых постоянно всплывает вопрос: «Что это за регулировка прелоад на моей вилке?» Вопросов много, ответов не меньше, но правильных ответов, к сожалению, сильно меньше. Самым распространенным из неправильных ответов – preload (иногда еще пишут reload) регулирует жесткость пружины. Это так и не так, данная настройка, несомненно, влияет на жесткость пружины, но в состоянии покоя.
Дословно Preload переводится как «преднагрузка». Для того чтобы понимать зачем это и как это работает, нужно вспомнить, что у амортизационной вилки есть три состояния: – без нагрузки, это значит, что велосипед просто стоит на колесах на земле, – со статической нагрузкой, это значит, что на велосипеде сидит человек, не касаясь ногами земли, но и не создает динамические нагрузки, – с динамической нагрузкой, это значит, что вилка работает во время движения.
Preload на вилке Suntour XCM
Как правильно настроить preload на вилке?
Preload создан именно для того, чтобы настраивать вилку под статической нагрузкой. Если говорить более простым языком, то нужно сесть на велосипед и замерить насколько ноги вилки погрузятся в штанины. Оптимальным считается 10-15% от общей длины хода. В этом случае вилка будет работать максимально эффективно. Получается, что Preload – важный элемент настройки вилки, но нужно понимать, что не во всех вилках он работает. В большинстве дешевых вилок Preload выполняет функцию присутствия надписи и не более
А еще важно помнить, что подбирая вилку, нужно учитывать стиль катания и ваш вес, ибо при неправильном подборе вилки никакие настройки вам не помогу
Благодарю за внимание, до новых встреч. Алексей Евдокимов. Видео-бонус:
Видео-бонус:
Устройство вилки
Корона – Большинство вилок для горных велосипедов имеют всего одну поперечину (корону), соединяющую две ноги под рулевым стаканом рамы. Велосипеды для даунхилла с длинноходной вилкой часто оснащаются вилками с двумя коронами, т.е. со второй поперечиной, расположенной над рулевой для обеспечения дополнительной жесткости. Вилки могут быть изготовлены из разных материалов, бывают также полыми для увеличения соотношения жесткость/вес.
Рулевая труба – Это верхняя труба вилки, которая вставляется в рулевой стакан. Большинство труб изготавливаются из сплавов, но иногда используются также стальные (дешевые) или выполненные из углеродного волокна (сверхлегкие, но при этом и сверхдорогие). В большинстве вилок используются стандартные рулевые трубы 1-1/8дюйма, но применяются также конические или увеличенные трубы, обеспечивающие дополнительную жесткость; они устанавливаются только с рулевыми соответствующего размера. Мы настоятельно рекомендуем использовать коническую рулевую трубу, если она совместима с вашим велосипедом.
Настройка мягкости вилки на велосипеде
Предварительная настройка хода амортизационной вилки – preload – позволяет выставить жесткость пружин. В оптимальном состоянии демпфирующая система гасит колебания, где это необходимо, и сохраняет твердость на ровных участках.
Регулировка заключается в изменении расстояния между верхней «ненагруженной» и нижней точкой максимального давления.
Рассмотрим несколько примеров:
В первом случае ход вилки близок к максимально возможному. На дорогах это выльется в постоянные колебания пружин «вверх-вниз» под давлением велосипедиста. Что интересно, препятствия в виде кочек и выбоин такая вилка будет отрабатывать плохо.
Второй вариант – высокая жесткость вилки, длина хода менее 50% от первоначального. Для беспрепятственного проезда крупных препятствий этой величины недостаточно.
В третьей ситуации амортизатор полностью настроен, позволит эффективно отбивать удары, не ухудшая динамику велосипеда. В среднем, правильная настройка – от 70% до 90% хода вилки от расстояния в ненагруженном состоянии.
Метод preload зависит от типа амортизатора:
- На пружинных моделях величина сжатия изменяется вручную с помощью специального регулятора. При замене пружины для усиления нагрузки подбирается более жесткий амортизатор, и наоборот.
- Для пружинно-воздушных вилок настройка жесткости проводится через давление в камере.
- На пневматических амортизаторах ход вилки регулируется изменением давления в позитивном секторе.
Измерить нагрузку можно в неподвижном положении, сидя на велосипеде или в процессе движения. Для точных результатов корректировку рекомендуется проводить небольшими подходами.
Амортизация
Данный процесс осуществляется в вилке при помощи пружины и демпфера. Несложно догадаться, что при наезде колеса на препятствие, пружина сжимается, нивелируя удар. Ну а демпфер играет противоположную роль. Он необходим для того, чтобы после удара не произошло отскока – резкого возврата пружины на исходное положение. Оба элемента названы условно. То есть пружина, к примеру, — это не всегда металлическая спираль. Ее функции могут выполнять различные вещества, в том числе и воздух.
В зависимости от типа пружины и демпфера, велосипедные вилки бывают:
- Пружинные. В таких вилках на велосипед, демпфер отсутствует. В качестве основного элемента здесь выступает простая стальная пружина. Несмотря на простоту конструкции, ездить с такой вилкой по неровной дороге, гораздо комфортнее, чем с жестким аналогом.
- Пружинно-эластомерные. В этих вилках, в тандеме со стальной пружиной работает демпфер. В качестве последнего используется эластомер – элемент, выполненный из мягкой пластмассы. Такой демпфер неплохо выполняет свои задачи, но мало служит. Из-за быстрого стирания, эластомера хватает всего на сезон боле или менее активной езды.
- Воздушные. В таких вилках, воздух выступает одновременно пружиной и демпфером. Малый вес такой конструкции является ее главным достоинством. Недостатки у воздушных амортизаторов также присутствуют. Среди них отмечают подтравливание воздуха в холодную погоду и отсутствие настройки. Накачка воздуха в вилки такого тип производится с помощью велосипедного насоса высокого давления.
Масляно-воздушные. Этот тип вилок считается самым лучшим. Роль пружины играет воздух, а роль демпфера – масло. Благодаря плавному восстановлению воздуха после сжатия, масло перетекает из одной секции в другую. Такие вилки считаются оптимальными в плане веса и отличаются большим количеством настроек.
Масляно-пружинные. Как можно понять из названия, в этих вилках пружинным элементом является стальная пружина, а демпфером – масло. Амортизаторы такой конструкции имеют наибольший вес. Есть у них и весомое преимущество – отличные амортизационные показатели и плавность хода.
Настройка мягкости хода
Данная функция имеется на большинстве амортизационных устройств для велосипеда. Чаще располагается на верхнем участке ног модели.
В нормальном виде демпфер нивелирует колебания, что позволяет сохранить твердость пружины на ровном участке. Регулировка позволяет изменить расстояние между точками максимально допустимого давления.
Выделяется несколько типов нагрузки на амортизационное устройство для транспортного средства.
- Минимальная степень жесткости устройства обеспечивает мягкость хода вилки. Это увеличивает дискомфорт во время езды при резких колебаниях в процессе кручения педалей и наезда на препятствия.
- Высокая степень жесткости характеризуется плохим обрабатыванием небольших неровностей на дороге, что сопровождается дискомфортом.
- В случае правильной настройки амортизационное устройство обрабатывает неровности дороги, что положительно сказывает на скоростных характеристиках велосипеда. Как последствие этого, после посадки на байк свободный ход сокращается до 80 – 85%.
Большую роль играет разновидность используемой вилки. Для пружинного элемента изменяется величина сжатия при помощи специальной регулировки. Чтобы изменить степень жесткости у воздушных конструкций изменяется давление в камере.
В простейших моделях настройка данного параметра незначительно скажется на характеристиках вилки. При использовании пружинного вида амортизационного элемента следует установить пружины с изменением степени жесткости.