Как выбрать велик и не пожалеть.

Выбираем велосипед по предназначению

Прежде чем отправиться в веломагазин за своим новеньким двухколесным другом нужно решить, а какой именно велосипед вам нужен. Оказывается это не такая простая задача и требует детального рассмотрения. 

  • Городской (ситибайк). Городские велосипеды подходят для поездок по городским улицам, по паркам. Они не предназначены для больших нагрузок. Женский ситибайк имеет 3-7 скоростей, комфортное, подпружиненное сиденье, большие колеса, высокую посадку, что особо хорошо для спины, и жесткую вилку. Как правило, механизмы необслуживаемые, поэтому уход практически не требуется. Также в комплектации – багажник, защита цепи, крылья, ножные тормоза и т.д.
  • Дорожный (дачный). Этот велотранспорт отличается простотой конструкции, высокой надежностью и довольно низкой ценой. Идеально подходит для поездок по дачным дорогам. Среди минусов следует отметить: неповоротливость, большой вес и невысокий уровень комфорта (при далеких дистанциях вызывает усталость).
  • Горный. Универсальный велотранспорт, который подходит как для катания по асфальтовым дорогам, так и по лесным тропинкам. Это делает его наиболее популярным среди остальных видов. Существует множество его подвидов – начальный уровень (для обычных поездок), транспорт для фристайла (исполнение трюков), даунхил (катание по горам).
  • Шоссейный (скоростной). Данный вариант отлично подойдет для скоростной езды по ровному асфальту. Его конструкция специально рассчитана на максимальную скорость передвижения. Функции шоссейного велосипеда – скорость, маневренность и эффективность. Главное преимущество и особенность: легкость рамы, колес и всех комплектующих. Руль выглядит как «бараньи рога». Широкие колеса – более безопасны, узкие – для большей скорости.
  • Туринговый. Этот подвид велосипеда является туристическим. Рассчитан на велопоходы. Отличительная особенность – возможность прикрепления багажника и перевозки велорюкзака. Тормоза клещевого типа. Колеса толстые и широкие, рама прочная и легкая. Передняя вилка оборудована амортизатором. Руль выглядит как «бараньи рога». Подходит для велосипедного путешествия по различным дорогам.
  • Круизер. Отличный вариант для спокойных велопрогулок по хорошему асфальту. Верхняя труба рамы расположена низко, имеется защита для цепи. Вес такого велотранспорта довольно большой. Седло широкое, скоростей минимум. Есть корзина (багажник).
  • Гибрид. Сочетает в себе свойства прогулочных, горных и шоссейных велосипедов. Отличаются наличием высокой рамы, амортизационной вилки, крыльев, дисковых тормозов и иногда багажника.

Выбрать велосипед по росту

Первоначально для подбора велосипеда любому начинающему велолюбителю обязательно нужно знать свой рост. Измерять рост необходимо без обуви, так как от точности измерений зависит правильный подбор велосипеда. Допущенные ошибки могут сказаться на правильности посадки и педалировании, а в дальнейшем это может проявится в болезненных ощущениях в коленных суставах и пояснице.

Ростовка

Что такое ростовка велосипеда? Ростовка – это размер рамы велосипеда, который измеряется от оси каретки велосипеда, до верхнего среза подседельной трубы. Ростовка может быть в сантиметрах, дюймах или в условных обозначениях (X, XL, XXL) и она влияет на общие габариты рамы. Чем больше ростовка, тем большего размера рама. Два велосипеда с соседними ростовками отличаются примерно на 150 – 200 грамм. У велосипедов больших размеров при изготовлении рам используют трубы большего размера, с более толстыми стенками – как правило люди, имеющие высокий рост, также имеют и больший вес.

Ростовка – это размер рамы велосипеда.

Универсальные таблицы подбора

В советские времена, большинство выпускаемых велосипедов имели один типоразмер рамы, которые практически на всех моделях были горизонтальными. Поэтому и проблемы выбора велосипеда, как таковой, не было: покупалось то, что было в наличии. На сегодняшний день на рынке присутствует очень большое количество брендов и моделей, и у многих производителей велосипедов свои конфигурации рам, что, конечно же, усложняет выбор. Некоторые производители разрабатывают свои собственные таблицы подбора велосипеда по росту.

Но, в целом, существуют универсальные таблицы подбора велосипедов в зависимости от роста человека. Для классических рам, состоящих из двух треугольников, универсальные таблицы наиболее точны и актуальны.

Универсальная таблица подбора.

Формулы для подбора

Также существуют и другие способы определения ростовки. Например, ее можно вычислить с помощью специальных математических формул, для чего необходимо лишь измерить высоту от пола до паха и данное цифровое значение умножить на коэффициент 0,57 или 0,66 в зависимости от типа велосипеда.

Формула для горного байка:

Размер рамы (см) = ВП * 0,57

Для шоссейного велосипеда:

Размер рамы (см) = ВП * 0,66

Для того, чтобы определить размер рамы в дюймах, необходимо полученное значение разделить на 2,54.

Способ примерки

 

 

И еще, хотелось бы обратить ваше внимание на самый простой способ подобрать велосипед по росту. При покупке велосипеда поставьте велосипед между ног, спиной коснитесь седла, при этом расстояние между горизонтальной трубкой рамы и пахом должно быть в районе 5-15 см или примерно ширина ладони

После чего подрегулируйте седло и оцените, насколько вам удобно сидеть. Езда на велосипеде с высокой рамой может привести к травме при экстренном торможении (встав на ноги вы можете ударится пахом об раму). Также рекомендуется произвести так называемый тест драйв на выбираемом велосипеде, что поможет вам понять, насколько удобен и подходит ли вам данный агрегат.

Способ примерки.

И еще несколько советов подбора под рост:

— Для пожилых людей и людей с избыточным весом, лучше выбирать велосипед чуть меньшего размера, что позволит легче и удобней ездить.

— Не покупайте один велосипед на двоих, особенно для людей разного роста (например, одновременно и для молодого человека высокого роста, и девушки ростом 160 см).

— Для скоростной езды рекомендуется остановить свой выбор на велосипеде чуть большего размера.

— Не покупайте байк меньшего размера из расчета, что руль и седло в дальнейшем можно будет сильно поднять: во первых, не на всех моделях это возможно, а во-вторых, это может привести к поломке рамы.

— Для выполнения трюков на велосипеде вам стоит приобрести велосипед на пару размеров меньше необходимого и с низкой рамой.

Тип велосипеда

 

 

Первое, на что нужно обратить внимание при выборе велосипеда – это его тип. Существует большое количество разновидностей велосипедов и несколько различных классификаций

Приведем наиболее используемые из них.

Все велосипеды можно разделить на следующие типы в зависимости от того, кому выбирается велосипед:

  • Детские велосипеды предназначены для обучения езде детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они бывают как трехколесными, так и двухколесными. Кроме того, к велосипеду могут быть привинчены маленькие колесики, чтобы ребенок научился кататься на двухколесном велосипеде. Если ребенку 2-3 года – самое время купить ему трехколесный велосипед, который очень простой, а также удобен для освоения и для обучения катанию. Не стоит выбирать велосипед для ребенка на вырост, ведь чем больше велосипед, тем сложнее им управлять. Для детишек дошкольного возраста (3-7 лет) можно выбрать двухколесный велосипед с дополнительными колесиками для обучения. Со временем, когда ребенок научится держать равновесие, эти колесики можно будет снять, и он будет кататься на полноценном велосипеде. Обычно детские велосипеды устроены гораздо проще взрослых: спицы и седло делают из пластмассы. Для удобства и простоты вождения, как правило, на детских велосипедах устанавливают широкие шины. При выборе детского велосипеда следует измерить рост ребенка: рост должен быть равен 2,5 диаметрам колеса. Кроме этого, ребенок должен нормально дотягивался до руля.
  • Подростковые велосипеды являются уже полноценными взрослыми моделями и отличаются от них только небольшими размерами. Такие велосипеды предназначены для детей подросткового возраста. Обычно размер колес равен 20 дюймам, и на них используются глубоко профилированные покрышки. В конструкции рамы присутствует скошенная верхняя труба. Для школьника не рекомендуется покупать большой велосипед, поскольку он будет неудобен в управлении и тяжел.
  • Взрослые велосипеды используются мужчинами и женщинами, также в продаже можно найти модели, разработанные специально для женщин. Их отличает удобное широкое седло и низкое расположение рамы.

По области применения все взрослые велосипеды делятся на:

  • Дорожные велосипеды – самые простые, не навороченные и дешевые. Замечательно подойдут для передвижения по городу и езды по дорогам.
    • Городской велосипед – самый комфортный для поездок по асфальтовым дорогам и ровным поверхностям, но он достаточно тяжел.
    • Шоссейный велосипед предназначен для высоких скоростей, он самый быстрый и легкий из дорожных велосипедов.
    • Туристические велосипеды используются в походах, они отличаются особой прочностью: туристический велосипед выдержит не только человека, но и груз, который он везет с собой.
  • Горные велосипеды также имеют другое название – MTB или маунтинбайк. Такие велосипеды предназначены для экстремальных условий передвижения. На горных велосипедах можно как кататься по пересеченной местности, так и пробираться через грязь и камни или спускаться с гор. Существует несколько типов таких велосипедов, каждый из них предназначен для конкретных условий езды. На сегодняшний день горные велосипеды являются самыми популярными.
    • Кросс-кантри – типичные горные велосипеды, удобны для поездок по пересеченной местности и для езды по горам.
    • Даунхилл лучше всего подходят для спуска с гор на больших скоростях.
    • Велосипеды фрирайд и all mountain используются для езды по бездорожью, all mountain имеют меньший вес.
    • Стрит велосипеды выбирают те, кто любит при городских поездках запрыгивать на различные возвышения и лестницы.
    • и др.
  • Гибрид – это велосипед, сочетающий в себе характеристики шоссейного и горного велосипедов. По сути – это облегченный горный велосипед. Гибридные велосипеды считаются универсальными: они подойдут и для поездок по шоссе и для пересеченной местности.
  • Трюковые и специализированные велосипеды используются профессионалами для выполнения различных трюков. Для тех, кого трюки не интересуют, нет смысла покупать такой велосипед, лучше выбрать горный или городской.

Кроме этого бывают складные велосипеды. Они очень удобны для перевозки в транспорте и хранения, т.к. складные велосипеды занимают мало места. Главным недостатком такого велосипеда является низкая прочность.

Рама велосипеда

Рама является основой велосипеда. Именно на нее приходится самая большая часть цены велосипеда. Рамы изготавливают из разных материалов, чаще всего это сталь, алюминий, титан или углеродное волокно (карбон). Каждый из этих материалов имеет свои собственные преимущества.

Алюминий является наиболее популярным материалом при изготовлении недорогих велосипедов. Это дешевый материал, и он отлично подходит для производства шоссейников, так как он достаточно жесткий и легкий. Алюминиевые рамы в последние годы все чаще отличаются продвинутыми характеристиками и интересными дизайнерскими решениями.

Лучшие модели алюминиевых рам делают с баттированными трубами, когда толщина стенок трубы на разных участках разная. Благодаря этому рамы получаются легкими и обеспечивают больший комфорт при езде. Рамы премиум класса: Deda, Easton, Columbus.

Из стали также можно делать отличные шоссейные рамы. Однако сегодня ее чаще применяют для велосипедов, производимых на заказ, и для туристских. Она тяжелее алюминия, но обладает свойствами, позволяющими достичь хорошего комфорта при езде. Тем не менее, недавние модели стальных рам от Columbus и Reynolds доказали, что из стали можно делать легкие и качественные шоссейники, хотя стоят они недешево.

Наконец, мы дошли до углеродного волокна, или карбона. Спору нет, большинство ездоков хотели бы, чтобы рама их двухколесного коня была сделана именно из него. Когда-то это был очень дорогостоящий выбор, но сегодня некоторые модели рам из углеводородного волокна доступны по вполне демократичным ценам.

Надо заметить, однако, что карбоновые рамы не одинаковы по своему качеству. Между дорогой и дешевой версией огромная разница, которая зависит от типа волокна, технологии производства и многих других факторов. Карбон удобен тем, что позволяет конструкторам легко воплощать свои задумки по части дизайна. Этот материал очень легкий, и при правильном подходе рама из него сочетает в себе жесткость и комфорт.

Хотя многие стремятся получить карбоновую раму, не стоит скидывать со счетов и алюминий. Очень часто бывает, что на алюминиевой раме стоят колеса более высокого качества и более интересный набор компонентов (система, кассета, тормоза и т.д.), чем на карбоновых версиях за ту же цену. Удовольствие от катания на таком байке будет выше, чем на карбоновой раме, которая идет в комплекте с не самыми лучшими колесами и компонентами, что делают некоторые производители для снижения общей цены байка. Поэтому не стоит выносить карбон в основные кандидаты для своей покупки только оттого, что у вашего друга уже есть байк на карбоне!

Стиль езды и тип велосипеда

 

 

Немаловажно заранее представить себе, как и где вы планируете в дальнейшем ездить. Если планируется езда, как по пересеченной местности так и в городе, то наиболее оптимальным будет выбор горного велосипеда

Если предполагается ездить только по бездорожью, то рекомендуется присмотреться к двухподвесам. Остальные велосипеды, в основном, предназначены для езды в городе по твердому асфальтовому покрытию: такие типы как шоссейный, городской, складной, гибрид и круизер.

Горный велосипед (MTB)

Это самый универсальный байк для езды по городу и бездорожью. Горный велосипед имеет переднюю амортизационную вилку, широкие покрышки и прочную конструкцию. Идеально подходит для стиля кросс-кантри – езды по пересеченной местности с перепадами высот.

Горный велосипед.

Двухподвес

Велосипед, имеющий, как передние амортизаторы, так и задний амортизатор, который создает более комфортную езду по бездорожью, особенно при спуске с возвышенности. Но при езде по ровной дороге задний амортизатор будет создавать дополнительные неудобства, такие, как раскачивание рамы. Двухподвес удобен для таких стилей езды, как кросс-кантри, трейл, олл-маунтинг.

Двухподвес.

Шоссейный велосипед

Этот спортивный байк предназначен для скоростной езды по ровному твердому покрытию. Шоссейный велосипед не имеет амортизаторов, у него тонкая рама, большие тонкие колеса практически без протектора и руль с нижним захватом. Данный байк не предназначен для езды по бездорожью.

Шоссейный велосипед.

Гибрид

Гибрид – это велосипед, сочетающий в своей конструкции элементы горного и шоссейного велосипедов, у него большие колеса диаметром от 28 дюймов, более узкие шины чем у горного, но, при этом, имеется короткоходная амортизационная вилка и прямой руль. Данный байк может развивать скорость, близкую к шоссейному, при управляемости и маневренности, как у горного. Для езды по бездорожью сравниться с горным не может.

Гибрид.

Городской велосипед

Этот велосипед предназначен исключительно для передвижения по городу, никак не по бездорожью. Городской велосипед имеет одну скорость и не имеет амортизаторов. Изначально укомплектован крыльями, защитой на цепь, багажником, корзинкой и т.п. Обычно используется для поездки на работу, в магазин и для неспешных велопрогулок.

Городской велосипед.

Складные велосипеды

Основным достоинством данного типа велосипедов является их компактность в сложенном виде: их можно легко перевозить в багажнике, в общественном транспорте, брать с собой в офис. Складные велосипеды имеют маленькие колеса, складную раму и доступны в единственном размере. Предназначены исключительно для передвижения по городу.

Складной велосипед.

Круизеры

Велосипеды этого типа предназначены для неспешной прогулочной езды. Они обладают большими колесами с широкими покрышками, которые проглатывают все неровности дороги. Рамы имеют интересный и красивый дизайн, удобное и мягкое большое седло и большой изогнутый руль. Байки данного типа считаются одними из самых комфортных.

Круизер.

 
 
 

Седло

Это один из важнейших элементов велосипеда, который напрямую влияет на удобство и уровень комфорта при катании. Именно поэтому к выбору сиденья стоит подходить вдумчиво, особенно если предполагаются долгие поездки на байке – неправильно подобранное седло может даже вызвать болевые ощущения и привести к ряду травм.

Многие новички заблуждаются в том, что «чем шире и мягче седло – тем лучше» (с этим утверждением можно согласиться лишь частично). Сиденье, как и сам велосипед, лучше всего подбирать, исходя из особенностей самого райдера, – для этого нужно знать расстояние между седалищными косточками таза, которые при посадке поддерживают тело в качестве опоры. Это самое расстояние определить достаточно просто: следует сесть на мягкую пластичную поверхность, а после встать и замерить расстояние между центрами оставшихся вмятин. Сразу можно отметить, что «мужские» сёдла уже и длиннее, а «женские» шире и короче – но это не отменяет необходимости «индивидуального замера». Дело в том, что на слишком узком сиденье имеется риск нарушения кровоснабжения промежности, а на слишком широком – может натираться кожа на внутренних поверхностях бедер.

При выборе сиденья для велосипеда приходится определяться и с материалом, из которого оно изготовлено. Наиболее распространенные варианты – кожа и кожзаменитель: первый – наиболее удобный, поскольку способен подстраиваться по форму тела, и практичный, так как без проблем отводит пот и пропускает воздух, но при этом стоит немало и требует кропотливого ухода; второй – значительно снижает стоимость седла, но при этом плохо справляется с отведением влаги и имеет довольно скользкую поверхность.

Стоит склоняться к такой форме велосипедного сиденья, чтобы площадки для опоры седалищных костей имели достаточную длину для смещения вперед-назад при катании. Мягкое седло лучше всего приобретать лишь для размеренных и непродолжительных велопрогулок по хорошим дорогам – они делают поездку комфортной лишь в первое время, но потом приводят к онемению промежности и увеличению потоотделения.

 

 

Кроме того, при выборе седла, не лишним будет обратить внимание на наличие/отсувствие амортизационных пружин в его конструкции:

 

  • на скоростных велосипедах (вроде шоссеров и маунтинбайков), как и в целом на моделях с рулем, расположенным на одном уровне или ниже места посадки – в пружинах нет необходимости
  • а вот на прогулочных «железных конях» (да еще и с высоко установленным рулем) – они окажутся весьма кстати.

Велосипед с рук

Подержанный велосипед может оказаться отличным решением, когда денег на покупку нового нет, а хороший велик очень хочется. Про выбор, подводные камни и специфику б/у велосипедов стоит рассказать отдельно, а сейчас мы кратко отметим два основных момента.

Первое. Все велосипеды (если это не уникальные изделия ручной работы) имеют серийный номер, который указан на раме, как правило, в области каретки. Этот же серийный номер внесен в документ (паспорт) при покупке велосипеда. Если продавец может вам показать такой документ на свой велик, и серийный номер в паспорте совпадет с номером на раме — покупайте смело, это честный продавец.

Если документов нет, то никаких доказательств того, что вы покупаете не краденый велосипед, тоже нет. Подумайте 10 раз.

Второе. Если вам предлагают велосипед марки, которой нет в РБ или которую невозможно купить, например, в России, Литве или Польше, то очень велика вероятность, что вам предлагают краденый велик.

У велосипедных воров действует такая схема: велосипед воруют в какой-нибудь европейской стране, затем дальнобойщик привозит его в Беларусь, а местный продавец как частное лицо продает этот велосипед под видом «своего, уникального, редкого, купленного за границей». Разумеется, без документов. Продают такие велосипеды чаще всего не в столице, а в областных городах недалеко от границы.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий