Краткий справочник по покрышкам.
Корд: Это кольцо из кевлара или стали, которое удерживается на ободе благодаря давлению воздуха камеры и составляет часть силовой структуры велопокрышки. Стальной корд стоит дешевле, но кевларовый корд гибкий, что позволяет покрышкам складываться и экономит до 50 грамм веса на покрышку.
Клинчерные покрышки: Покрышка, в которой корд «обнимает» обод, удерживается на месте давлением воздуха. Приблизительно 95% велосипедных покрышек этого типа.
Кевлар: Синтетическое волокно, используемое в корде покрышки с целью увеличения долговечности, гибкости и в антипрокольных слоях. Термин кевлар (от англ. Kevlar) является торговым названием арамида (полипарафинелин-терефталамида), имеющего высокую прочность (в 5 раз прочнее стали, граница прочности 3620 МПа). Он был разработан в 1965 году американской компанией DuPont. В начале 1970-x годов началось коммерческое применение кевлара.
Укус змеи: Пробой, который возникает при защемлении камеры между ободом и острым или твёрдым предметом. Решить эту проблему позволяет накачка покрышки до максимально рекомендуемого давления.
Psi: Давление в покрышках в фунтах на квадратный метр.
Сопротивление качению: Трение, создаваемое при качении покрышки. На сопротивление качению влияют резиновый компаунд, рисунок протектора и давление в покрышке. Чем мягче резина, меньше проетктор и выше давление, тем ниже сопротивление качению.
Манометр для покрышек: Манометр, показывающий давление в покрышке в psi. Используется для определения давления в покрышке.
Tpi: Витков на квадратный дюйм. Измеряете расстояния между витками. Покрышки с большим количеством витков (120 – 160 tpi) более непрокалываемые, лёгкие и дорогие, тогда как покрышки с меньшим количеством витков (20 – 30 tpi) всегда дешевле, немного массивней и немного менее долговечней.
Однотрубка: Также известна как прикленная покрышка. Эти покрышки используются в основном в гонках. Камеры приклеены внутри к покрышке, которая в свою очередь приклеена к специальному ободу.
Несколько слов о конструкции велопокрышек
Чтобы ясно представлять себе, какие покрышки необходимо приобрести для своего велосипеда, любой владелец должен хотя бы немного ориентироваться в их конструкции.
Четыре основных конструктивных компонента шины – бортировочный трос, корд, борта
и протектор
.
- Бортировочный трос
служит для надежного крепления покрышки в ободе колеса. Изготавливается или из стальной проволоки, или синтетики, чаще всего – кевлара. Первый вид – очень распространённый и недорогой. Шины с кевларовым тросом (фолдинговые) легче, их можно компактно свернуть для хранения или для использования в пути в качестве запасной, но они значительно дороже. - Корд
– это основа шины, ее каркас, во многом определяющий прочностные характеристики. Представляет собой диагональное сплетение нейлоновых нитей с различной плотностью плетения, которая измеряется показателем TPI в диапазоне от 24 до 130 – количество нитей на дюйм. Понятно, что чем выше этот индекс, тем покрышка прочнее. - Борта шины
– резиновое покрытие боковин покрышки. Бывает двух видов:- Gumwall
– толстый слой резины при невысокой плотности плетения корда. Наиболее распространённый тип, износостойкий, недорогой, чаще всего применяемый в городских условиях или для туризма. - Skinwall
– тонкостенные шины с высокой плотностью плетения корда. Отличаются легким весом, используются, чаще всего, в спортивных целях.
- Gumwall
- Протектор
– часть шины, которая непосредственно контактирует с поверхностью. Во многом, именно рисунком и глубиной протектора определяются эксплуатационные качества покрышек, о чем буде рассказано ниже.
Шины могут быть изготовлены из резины или компаундных (полимерных) композитных материалов. И у того, и у другого материала есть свои достоинства и недостатки.
Резина
обеспечивает лучшее сцепление с поверхностью, но быстрее изнашивается. Компаунд
более дешев, а для некоторых видов дорог (например, для езды по грязи) его эксплуатационные характеристики будут и повыше.
Как протектор шин влияет на производительность?
Дизайн блоков протектора на узловатых шинах горных велосипедов широко варьируется.
Большие широко расставленные блоки протектора врезаются в мягкую грязную почву; широкие каналы помогают выпускать жижу.
Маленькие, близко расположенные блоки протектора предполагают малое сцепление с низким сопротивлением качению (для скорости).
Наклонные блоки протектора (скошенные назад): обычно расположены в центре, они понижают сопротивление качению и таким образом позволяют ехать быстрее.
Боковые блоки протектора: блоки обычно больше центральных и обеспечивают дополнительное сцепление на поворотах.
Переходные блоки протектора:, расположенные между центральными и боковыми блоками, увеличивают сцепление с дорогой, когда вы входите в поворот.
Канавки: щели между блоками протектора помогают иметь хорошее сцепление на твердых, скользких почвах.
Примечание: Многие производители описывают свои шины в соответствии с предполагаемой местностью.
Размер и ширина шин горных велосипедов
- Кросс-кантри имеют ширину покрышки от 1.9″ до 2.25″.
- Трейловый велосипед – 2.25″ to 2.4″.
- Велосипед для даунхилла, как правило, оснащен шинами шириной до 2.5″.
- Фэтбайк имеет ширину шины от 3.7 “до 5” или более.
Рассмотрим более широкие шины: хотя эти шины более тяжелые и широкие, они обеспечивают лучшее сцепление с дорогой (плюс для песка), это позволяет более уверенно себя чувствовать на пути. Они также вмещают больший объем воздуха, чтобы поглощать удары. Вы можете ехать с более широкой шиной на обычном ободе или поставить более широкое колесо для размещения еще более широкой шины.
Всегда проверяйте зазоры (клирэнс): устанавливая любую новую шину, особенно более широкую, вы должны быть уверены, что она имеет достаточное пространство в пределах рамы.