Шаг 3: Материал
Давным-давно единственным материалом изготовления велосипедной камеры был тяжелый и дорогой каучук. К счастью, те времена прошли и появилась надежная синтетическая резина:
- Битул-каучук;
- Латекс.
Битул-каучук используется повсеместно – это оптимальный материал для изготовления велокамер. Разные марки «играются» с составом, добавляя в эту резину дополнительные ингредиенты. Материал относительно легок и долгосрочен, а потому отлично подойдет любому райдеру для повседневного использования.
Второй материал – латекс. Он дорог, но удивительно легок. И легкость – его единственный плюс. К сожалению, использовать его каждый день не выйдет, ведь он крайне не устойчив к физическим повреждениям. Латекс – это хороший выбор для спортсмена, но для повседневного использования не годится.
Шаг 4: Цена
Одна из основных составляющих, которая определяет стоимость продукта – качество самого ниппеля и его припайки. В продуктах дешевле ниппель имеет свойство отрываться от материала, а также пропускать воздух. Качество материала дешевой камеры тоже оставляет желать лучшего.
В дорогих велокамерах вероятность подобных проблем снижена. Дополнительным «за» выступает легкость и качество материала. Причем легкость камеры не только снизит вес велосипеда, но и, в прямом смысле, не ляжет на плечи велосипедиста тяжким грузом.
С меньшей охотой они приобретают Kenda – марка не плохая, но зарекомендовала себя неважно: на форумах жалуются, что некоторые модели «лопаются по шву» при накачке, а некоторые – травят воздух, впрочем, бывают и исключения
Шаг 2: Ниппель
Второй параметр, на который следует обратить внимание – ниппель. Он устанавливается в специальное отверстие в ободе
На данный момент существует всего 3 вида велосипедных ниппелей (название – диаметр отверстия):
- Shrader, AV – 8-8,5 мм;
- Presta – 6 мм;
- Dunlop – 8 мм.
Shrader является автомобильным и широко используется в Российском велоспорте. Presta хорошо подходит для шоссейных, гибридных и циклокроссовых велосипедов с 28’ колесом. Dunlop устанавливался на советские велосипеды и сейчас практически не используется.
Рекомендуется выбирать ниппель Presta – он лучше остальных держит воздух, да и накачивать его значительно легче. Плюс, практически все современные насосы обеспечены нужными переходниками. Если по каким-то причинам пользователь хочет отказаться от Presta в пользу Shrader или Dunlop, а размер отверстия в ободе уже, чем диаметр ниппеля, можно провести работу по расширению отверстия с помощью дрели и сверла.
Какой ниппель выбрать для велосипедной камеры?
Через односторонний клапан ниппеля в камеру накачивают воздух, он же удерживает воздух в камере.
Есть 3 вида ниппелей, которые применяются для велосипедной камеры:
- Спортивный Presta;
- Велосипедный Dunlop;
- Автомобильный Shrader.
Наиболее старый и наименее надежный вид ниппеля – Dunlop. Раньше они встречались на велосипедных моделях советского производства, сегодня производится все меньше камер с такими ниппелями.
Спортивные ниппели Prestaвстречаются на камерах для горных, шоссейных и гибридных велосипедов. Правда, в последнее время его стали применять и на более простых велосипедных моделях.
Самый распространённый тип ниппеля – автомобильный Shrader. Очень удобно иметь велосипедную камеру именно с таким ниппелем, потому что в этом случае подкачать колесо можно будет даже на автозаправке. В целом, сейчас большинство производителей делает универсальные насосы, которые подходят и для ниппелей Shrader, и для Presta. Поэтому можно выбрать любой из этих двух.
Несколько слов о конструкции велопокрышек
Чтобы ясно представлять себе, какие покрышки необходимо приобрести для своего велосипеда, любой владелец должен хотя бы немного ориентироваться в их конструкции.
Четыре основных конструктивных компонента шины – бортировочный трос, корд, борта и протектор.
- Бортировочный трос служит для надежного крепления покрышки в ободе колеса. Изготавливается или из стальной проволоки, или синтетики, чаще всего – кевлара. Первый вид – очень распространённый и недорогой. Шины с кевларовым тросом (фолдинговые) легче, их можно компактно свернуть для хранения или для использования в пути в качестве запасной, но они значительно дороже.
- Корд – это основа шины, ее каркас, во многом определяющий прочностные характеристики. Представляет собой диагональное сплетение нейлоновых нитей с различной плотностью плетения, которая измеряется показателем TPI в диапазоне от 24 до 130 – количество нитей на дюйм. Понятно, что чем выше этот индекс, тем покрышка прочнее.
- Борта шины – резиновое покрытие боковин покрышки. Бывает двух видов:
- Gumwall – толстый слой резины при невысокой плотности плетения корда. Наиболее распространённый тип, износостойкий, недорогой, чаще всего применяемый в городских условиях или для туризма.
- Skinwall – тонкостенные шины с высокой плотностью плетения корда. Отличаются легким весом, используются, чаще всего, в спортивных целях.
- Протектор – часть шины, которая непосредственно контактирует с поверхностью. Во многом, именно рисунком и глубиной протектора определяются эксплуатационные качества покрышек, о чем буде рассказано ниже.
Шины могут быть изготовлены из резины или компаундных (полимерных) композитных материалов. И у того, и у другого материала есть свои достоинства и недостатки.
Резина обеспечивает лучшее сцепление с поверхностью, но быстрее изнашивается. Компаунд более дешев, а для некоторых видов дорог (например, для езды по грязи) его эксплуатационные характеристики будут и повыше.
Камеры
Размер
Для того, чтобы правильно подобрать камеру, необходимо учитывать типоразмер и ширину покрышки
Важно, чтобы размер камеры и покрышки были одинаковыми. Например, при ширине покрышки 3 дюйма подойдет камера с шириной в диапазоне от 2.75 до 3.125 дюймов
Правильно подобранная камера улучшит накат и снизит вероятность пробоев.
Ниппель
Presta — имеет встроенный колпачок, который откручивается перед накачиванием и закручивается после. Широко распространен в дорогих велосипедах (шоссейные и другие).
Schrader — более широкий, чем Presta. Его клапан напоминает тот, который применяется в автомобильных камерах. Чаще всего встречается в недорогих и средней цены велосипедах.
Существуют также бескамерные покрышки, которые в основном используются спортсменами для гонок. К достоинствам таких покрышек относятся: хорошая устойчивость к проколам, меньший вес. Недостатки: высокая цена, более сложный ремонт и замена покрышки, для них требуются специальные обода.
Производитель
На рынке покрышек и камер представлено не очень много фирменных брендов. Ценовой диапазон у всех приблизительно одинаков: есть более бюджетные модели эконом-класса, а есть покрышки для имиджевых велосипедов. Наиболее качественная продукция марок покрышек и камер: Continental, Michelin, Kenda, Maxxis, Rubena, Schwalbe, камер — Longus. Стоит отметить, что при покупке товаров Continental или Michelin возможна небольшая переплата за известный по всему миру бренд. Однако все эти производители выпускают покрышки из высококачественной резины с минимум примесей, она устойчива к перепадам температур. Самые дорогие модели имеют антипрокольную защиту и кевларовые нити в составе — это самые легкие и прочные покрышки.
Не стоит покупать покрышки китайских ноунейм фирм — вряд ли они прослужат долго, а выйти из строя могут в самый неподходящий момент.
Шаг 5: Дополнительные рекомендации
Во-первых, рекомендуется приобрести средство «Антипрокол». Это вещество способно эффективно закупорить дырку, образовавшуюся при взаимодействии колеса с колючками и гвоздями. Оно заливается внутрь камеры, и если вдруг образовывается прокол, выдувается вместе с выходящим воздухом, надежно закупоривая отверстие. Ведущим производителем вещества выступает Hi-Gear.
Второй совет: при накачке колеса следует ориентироваться на цифры, которые указываются на покрышке (min – max BAR). Рекомендуется заполнять камеру до среднего значения этих показателей (например, если данные на покрышке гласят 2.8-4.6 BAR, лучше всего закачивать до 3.4 BAR).
Перед покупкой любого изделия не лишней будет привычка сверяться с отзывами потребителей и консультироваться с профессионалами. Следует быть внимательным и соблюдать соразмерность деталей. При соблюдении этих правил, велосипед будет всегда в хорошей форме, а значит, не подведет своего владельца.
Установка бескамерной покрышки
Монтировать бескамерную шину немного сложнее, чем камерную. Её нельзя установить или снять при помощи привычных инструментов, таких как отвёртки или бортировки, потому как существует риск повреждения внутренней части борта подобными предметами. Все действия, касающиеся установки или снятия, придётся производить руками либо специально предназначенными пластиковыми монтажными лопатками.
- Убедитесь в целостности боковых стенок шины и обода, протрите их.
- Установите ниппель, обод колеса.
- Протрите обод и контактирующую с ним поверхность шины специальной смазкой для бескамерных покрышек или мыльной водой.
- Начинайте надевать с противоположной стороны от золотника сначала один борт, затем второй. Расправьте покрышку на ободе, проверьте правильность её положения.
- Распределите герметик по всей внутренней поверхности шины.
- Начинайте накачивать резину с помощью насоса или компрессора. Максимально допустимое значение давления для каждой модели будет разное, оно должно быть указано производителем. Вы поймёте, когда надо будет остановиться и давление достаточное, так как накачать бескамерное колесо на велосипеде нужно до характерного щелчка.
- Подкачивать резину придётся несколько раз, пока герметик полностью не застынет.
Установка бескамерной покрышки
Процедуру по замене герметика придётся проводить довольно часто, так как со временем он приходит в негодность. Непосредственное влияние на срок службы оказывают погодные условия. Жару герметик переносит значительно хуже, а заправленные колёса обязательно должны функционировать, а не пылится в гараже или на балконе. Так, при постоянном использовании покрышек их жизнь продлится дольше, чем когда вы позволите составу застояться и состариться от времени.
Приобретать бескамерные шины для городских велосипедов нет острой нужды, однако тут уже решать стоит исходя из собственных потребностей, насколько извилистыми маршрутами вы катаетесь, какой прочности колёс требует местность, на которой используется транспортное средство. Оптимальный вариант можно подобрать, основываясь на этих факторах.
Экстремальные виды катания обязывают оснастить велосипед бескамерными покрышками. Изначально такие шины предполагались только для горных баков и ассортимент изделий для них значительно разнообразней, чем для шоссейников. Но ввиду стремительной популяризации увеличение спектра бескамерных покрышек для обычных велосипедов не заставит себя долго ждать.
Совместимость
- Камера с ниппелем Dunlop без каких-либо дополнительных манипуляций легко устанавливается на обод со Schrader отверстием.
- На ниппелях Dunlop и Presta оконечная резьба одинакова, поэтому их колпачки и насосы всегда совместимы.
- Практически все велосипедные насосы совместимы с Schrader и Presta.
- С помощью гайки-переходника можно использовать автонасосы под Schrader с ниппелем Dunlop и Presta.
- Существуют специальные пластиковые вкладыши для монтажа велосипедных камер с ниппелем Presta в обод с отверстием Schrader.
- Обод с внутренней шириной от 17 мм для ниппеля Presta может быть рассверлен под Schrader 8-мм сверлом, с дальнейшей обработкой краев отверстия круглым надфилем.
Ну что же, теперь вы вооружены знаниями и можете смело отправляться в магазин за новой камерой для своего любимого велосипеда. И не стоит экономить на хорошей камере, т.к. это сэкономит вам время на латание мелких проколов. Напоследок хотим вам пожелать лишь «ни гвоздя, ни бутылочного осколка»!
- Экономная эксплуатация горного велосипеда
- Как выбрать городской велосипед?
- Какие педали выбрать для велосипеда?
- Подготовка велосипеда к сезону
- Добро пожаловать на сайт Crazy-Riders.ru!
На что обращать внимание при выборе
Нужно разобраться, что из себя представляет бескамерка для велосипеда. Такие колеса отличаются от обычных, как ни странно, отсутствием камеры внутри.
При выборе бескамерной резины нужно поискать в интернете, согласно марке своего колеса, присутствие следующих маркировок: tubeless ready, TR, TLR, TLE, UST и т.п. Можно использовать второй способ, в котором не потребуется интернет, визуальный. На внутренних стенках обода будет углубление, которое необходимо для удержания шины. Такие выемки в профиле обеспечивают прочное, герметичное сцепление. Установка на обод без таких зацепов возможна, но нужно помнить, что на крутых поворотах при маленьком давлении в покрышке может произойти срыв резины с колеса.
Помимо, вышеуказанного параметра нужно знать ширину профиля обода. Если он узкий, то покрышка будет иметь грушеобразную форму, что плохо сказывается на поведении резины в процессе езды. Проявляется такое поведение в таком эффекте: рулевая перекладина играет под руками в стороны, а колеса как будто плывут по дороге. При слишком широком профиле резина ухудшает накат, а в дополнение боковые зацепы елозят по дороге.
Перед покупкой нужно свериться с таблицей совместимости обода и покрышки велосипеда.
Для установки на обод велосипеда, помимо самой бескамерной шины потребуется герметик, упаковка ниппелей, лента на обод и бустер или напольный насос.
Несколько советов по эксплуатации велосипедных покрышек
Мало подобрать необходимые покрышки по размеру и характеру протектора – надо уметь их правильно эксплуатировать.
Давление в шинах велосипеда должно соответствовать номинальному давлению воздуха в камере, указанное в маркировке, измеряемой в специальных единицах, фунтах на дюйм — PSI. Величина, для нашего восприятия, малопонятная, но ее легко перевести в привычные для нас «атмосферы», разделив примерно на 14.
Перекачивание шины ведет к ухудшению сцепления с дорожным покрытием, более жёсткой езде, не исключено нарушение целостности камеры. Недостаточное давление заберёт у велосипедиста силы, приведет к быстрому износу и повреждению покрышки.
Велосипедное колесо нуждается в защите от проколов. Для этого, еще на стадии приобретения, можно остановить свой выбор на шинах с усиленным боковым покрытием, предназначенным специально для этих целей, и с максимальным, по возможности, показателем плотности кордового плетения. Можно (и нужно) проложить между камерой и покрышкой дополнительную антипрокольную ленту. Ремкомплект для покрышек у любого велосипедиста должен быть всегда с собой.
Достаточно распространённая ошибка начинающих – неверная установка колеса
Обязательно надо обратить внимание на возможные надписи «REAR» или «FRONT», что означает заднее и переднее колесо. Имеет очень большое значение и направление вращения колеса – оно указано на покрышке стрелкой
Правильно выбранные велосипедные покрышки – основа комфортной и безопасной езды с минимальной затратой усилий. Никогда нельзя подходить к этому вопросу легкомысленно, приобретая их без учета всех нюансов, ориентируясь лишь на стоимость.
Размеры велосипедных покрышек
Это вопрос, в котором стоит разобраться обстоятельно. Дело в том, в классификации велосипедных шин наличествует некоторый разброс стандартов – существует французский, дюймовый (который, в свою очередь, также может различаться), европейский ISO, кое-где даже можно встретить советский или российский. Как не запутаться в этом многообразии?
- Французская система маркировки отражает лишь приблизительный внешний размер установленной на обод шины, включая ее собственную толщину. Состоит из трехзначной цифры, говорящей о диаметре колеса в миллиметрах, и буквенного обозначения ширины покрышки – от А до D по нарастанию. Подобная система классификации достаточно неудобна, и не отражает всего многообразия велосипедных шин.
- Дюймовый стандарт также характеризует покрышки по их внешнему диаметру. Маркировка предполагает наличие двух или трех числовых групп. На первом месте – приблизительная величина внешнего диаметра в дюймах. Второе число – ширина покрышки, которая может быть указана или десятичной, или обычной дробью. Если попадается маркировка с тремя группами цифр, то на втором месте – высота покрышки, и лишь на третьем –ее ширина. Например, 20 х 1,5; 24 х 1 ⅜; 26 х 1,25 х 1,375.
- Самым удобным, наверное, будет считаться европейский стандарт ISO ETRTO, который в последнее время притемняется большинством мировых производителей. Эта система отталкивается от ширины покрышки и от посадочного диаметра обода колеса, выраженных в миллиметрах.
Кроме диаметра, очень важно соответствие ширины шины внутренней посадочной ширине обода. В системе ISO эта величина также стандартизирована и принимает значения от 15 до 23 и шире миллиметра с шагом в 2 мм
Правильный подбор ширины покрышки увеличит срок ее службы, снизит вероятность проколов, «подламывания» или выскакивания с обода.
Очевидно, что при подборе необходимой резины удобнее всего использовать систему ISO ETRTO. Зная размеры ободов колес своего велосипеда, по таблице совместимости несложно подобрать необходимые покрышки. Подобные справочные таблицы, в обязательном порядке, должны быть во всех специализированных магазинах, несложно найти их и в сети интернет.
Виды протектора
Покрышки отличаются между собой особенностями протектора — трехмерного рисунка на ее внешней стороне.
Грунтозацепы —скосы и выступы протектора покрышки, препятствующие скольжению колеса по поверхности. Они обеспечивают повышенный уровень сцепления на сложных участках дороги, то есть улучшают ходовые и тормозные качества покрышки.
Протектор определяет надежность сцепления с дорожным покрытием. Следует отметить, что чем больше сцепление, тем больше усилий надо приложить велосипедисту, чтобы развить нужную скорость.
Основные виды протекторов.
Слик — имеет практически гладкую поверхность. Предназначен для сухого и ровного асфальта, где есть хороший накат, но непригоден для любого другого покрытия. Оптимальный вариант для шоссейного велосипеда.
Высокий протектор (до 10 мм) — имеет большое количество грунтозацепов. Предназначен для езды по бездорожью (в том числе песку, грязи, щебню и т.д.) где обеспечивает максимальную проходимость, но издает гул и вообще малоэффективен при движении по асфальту (невысокий накат). Хорошо подойдет для даунхилла и дёртджампинга.
Полуслик — компромиссный вариант между двумя предыдущими видами шин, так как в центре он гладкий, а по бокам имеет грунтозацепы. Предназначен для большинства видов дорожного покрытия. Издает небольшой гул при езде по асфальту и применяется в основном для велосипедов кросс-кантри.
Грязевой протектор — отличается очень высоким грунтозацепом (свыше 10 мм), внешним видом напоминает иголки. Предназначен для снега и грязи. Не используется для других поверхностей.
Шаг 1: Размер
Основным критерием при выборе камеры на велосипед является ее размер
Важно, чтобы данные, обозначенные на покрышке, совпали с размерами камеры, которую велосипедист собирается приобрести. На всех покрышках указывается точный размер колеса
Как правило, эти данные можно найти на их боковых поверхностях. Обычно они предоставляются в виде D x B, где D – диаметр, а B – ширина (например, 26х1,95).
Почему соблюдение соразмерности – это важно?
Если на колесо установить камеру, превышающую его размер, вероятнее всего произойдет ее зажевывание.
Для того чтобы избежать подобных проблем, рекомендуется внимательно сверять данные и выбирать только те детали, которые будут соразмерны покрышке.
Давление в велокамере
Параметр давление (Bar), создаваемое внутри камеры велосипеда, должно иметь оптимальное значение, которое указано сбоку покрышки. Значение может быть точным или написано через дефис, то есть максимальное и минимальное число.
Не забывайте, что недокачанная камера в покрышке велосипеда может привести к быстрому проколу. Кроме этого, накат велосипеда ухудшается и осуществлять педалирование становится тяжелее. А перекачанная не будет выполнять свои амортизационные функции, и ее опять же будет легче проколоть. Однако не стоит забывать, про собственный вес, который прибавляется во время езды. Его тоже нужно учитывать при накачивании велокамеры.
Камеры и покрышки. Диаметр, размер и направление.
Каким бы ни был ваш велосипед, у него обязательно будут колёса. Бывалые велосипедисты даже не задумываясь скажут какого диаметра колесо установлено на их велосипед, а заодно подскажут какую покрышку и камеру к нему можно поставить, а какие не подойдут.
Новички начинают задумывать об этом когда время Ч уже наступило и либо камера пробита, либо повреждена покрышка и надо их менять. Чтобы не попасть впросак, давайте разберёмся как понять какие компоненты у нас уже есть.
Сначала обратим внимание что написано на покрышках (как они промаркированы)
Теперь давайте разбираться, что это значит. Понятное дело что на покрышке написан производитель и модель, чаще всего ещё и страна производитель, но нас интересуют цифры как на картинке сверху.
Надпись 20х1.95 означает, что перед нами покрышка диаметром 20 дюймов и шириной 1.95 дюйма. Как вы уже догадались все размеры покрышек и камер принято указывать в дюймах.
Для самого распространённого на данный момент горного велосипеда чаще всего цифры будут 26х1.95 или 26х2.0
Такие обозначения можно найти даже на колёсах от детской коляски, только конечно диаметр колеса там составляет примерно 14-16 дюймов. Такие же примерно по диаметру колёса используются для беговелов. Последние несколько лет стали популярны велосипеды с большим диаметром колёс: 27.5, 28 и 29 дюймов. На данный момент это самые большие по диаметру колёса для серийных моделей велосипедов.
Обратите внимание, что на покрышке есть и другие обозначения. Эти обозначения нам тоже очень даже интересны
Ведь именно они показывают на какое рабочее давление рассчитаны покрышки. Эта надпись означает, что минимально давление на которое рассчитаны эти покрышки равняется 40 PSI а максимальное значение 65 PSI, что соответствует 2.8 и 4.5 bar соответственно или 280 и 450 кило Паскалей. На вело насосе чаще всего используют шкалу PSI на автомобильных насосах bar
Эти обозначения нам тоже очень даже интересны. Ведь именно они показывают на какое рабочее давление рассчитаны покрышки. Эта надпись означает, что минимально давление на которое рассчитаны эти покрышки равняется 40 PSI а максимальное значение 65 PSI, что соответствует 2.8 и 4.5 bar соответственно или 280 и 450 кило Паскалей. На вело насосе чаще всего используют шкалу PSI на автомобильных насосах bar.
Многих кто видит эти цифры в первый раз вызывает удивление, неужели для велосипедных колёс рекомендуют давление больше чем в автомобильных. Да, это так.
Рисунок протектора покрышки может подсказать направление в котором вращается покрышка на колесе по расчётам её разработчиков. Если рисунок образует стрелку, то она должна смотреть вперед при взгляде на колесо сверху.
Однако далеко не всегда можно так просто определить направление вращения покрышки. Специально для этого покрышки нередко маркируют стрелкой указывающей направление вращения и надписью Rotation или Direction.
Теперь, когда мы знаем размеры нашей покрышки, к ней легко будет подобрать и камеру.
На камерах как правило вы сможете найти аналогичную покрышкам маркировку.
С той лишь разницей, что на камере указывают 2 размера. Не сложно догадаться, что это минимальный и максимальный объём на который рассчитана камера. Используемая покрышка должна помещаться в этот диапазон.
К сожалению, далеко не все производители считают обязательным наносить маркировку на камеру. В этом случае маркировка присутствует на упаковке камеры.
Теперь вы не ошибётесь в том, что у вас уже есть и какого размера покрышки и камеры вам нужны в качестве запаски. А о том, как подбирать новую покрышку или камеру по их свойствам и особенностям с учётом предполагаемого использования мы поговорим в следующий раз.
Удачных всем покатушек и поменьше проколов
Марченко Владимир a.k.a. Knight
Обсуждение на форуме.