Как устроен велосипед
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Как устроен велосипед

Плюсы и минусы

Четырёхколёсные велосипеды не так популярны, чтобы так просто заглянуть к их хозяевам в гости и спросить о плюсах и минусах конструкции. Рассмотрим ключевые факторы, которые влияют на переход к «четырёхколёсному другу». Плюсы:

  • Максимальная устойчивость изо всех доступных сейчас велосипедов.
  • Удобство расположения седока.
  • Большая грузоподъёмность и объём для загрузки.
  • Интересность и необычность конструкции.

Минусы также очевидны:

  • Сложность конструкции – веломобиль сложно собирать самостоятельно и нелегко ремонтировать.
  • Меньшая надёжность – 4 колеса, сложный приводной механизм, дополнительные элементы рулевого управления, множество сварных сочленений – узлов, которые могут сломаться и подвержены повышенной нагрузке намного больше, чем в обычном байке. Соответственно, намного выше шанс поломки.
  • Высокая цена – покупать готовый трайк или веломобиль мало кто решится – стоимость велика, да и серийное производство практически отсутствует. Изготовление же своими руками потратит много времени и средств на нестандартные заказные детали.
  • Габариты – сложно поставить такой байк на балкон или занести в гору – с транспортом придётся работать как с полноценным автомобилем.

Nulla – конструктивная особенность и дизайн

В переводе с итальянского, Nulla – ничто, пустота. Это не просто колеса без спиц, у них отсутствуют даже центры вращения.

Ободное кольцо – все, что осталось от привычного велосипедного колеса. Надо сказать, это упрощение значительно сказалось и на геометрии рамы – теперь это просто треугольник. Минималистичный дизайн полностью оправдывает название байка. Сейчас эти велосипеды на стадии разработки, так как отсутствие спиц и стандартного привода колеса приводят к некоторым сложностям:

  • установка системы передач;
  • переключателей;
  • тормозов;
  • амортизации.

Для решения проблем со скоростями можно внедрить планетарную втулку или поставить электромотор.

Велосипед Nulla напоминает схематичное изображение байка

Особенность конструкции. Задний обод выполнен в виде внутренней шестерни, в зацеплении с которой находится внешняя шестерня – втулка. Узел расположен в непосредственной близости от педалей, что гарантирует высокую эффективность крутящего момента на выходе. Усилия передаются через приводной ремень.

Альтернативный вариант – цепная передача. Принцип работы: 1. Передача крутящего момента от ведущей звезды к промежуточной оси. По ее концам расположены маленькая и большая звездочки.

2. От большой ведомой звезды через цепь усилие передается на звездочку втулки.

3. Раскручиваясь, втулка входит в зацепление с зубчиками обода и приводит его в движение.

К рулевой части рамы крепятся ролики, на которых установлено переднее колесо. Эти ролики обеспечивают две функции – поддержание движения и поворот. Передняя вилка отсутствует – это еще один шаг к принципиальному изменению конструкции велосипеда.

Подведем итог. Сегодня велосипед без спиц относится к разряду редких и уникальных моделей. Основная задача производителей – учесть все конструктивные нюансы, доработать технические детали и тщательно изучить возможность спроса у покупателей. Поскольку эти модели кардинально меняют стандартный подход к сборке, они могут смело претендовать на отдельный класс велосипедов.

Меньше забот и больше езды — берём городской велопрокат

Обычный велопрокат

С 2013 года с мая по октябрь в Москве работает городской велопрокат — можно взять велосипед на одной станции, а вернуть на другой. Станции проката стоят в центре города и частично в Северо-Восточном, Западном, Юго-Западном, Южном и Восточном округах.

Цена складывается из двух составляющих: право допуска к системе (день, месяц, сезон) и оплата за время использования. Первая часть тарифа фиксированная, а вторая начинает действовать с 30 или 45 минуты пользования велосипедом (зависит от тарифа). За поездки до 30 минут плата за езду не взимается, перерыв между сеансами проката минимум 15 минут.

Эти велосипеды выполняют транспортную функцию — они дополняют метрополитен и наземный общественный транспорт, поэтому действует прогрессивная шкала тарифов.

Ознакомиться с правилами работы велопроката, тарифами, пройти регистрацию и посмотреть ближайшие велостанции можно на сайте оператора velobike. Станции велопроката с количеством велосипедов и свободных мест есть также на велокарте.

Будьте осторожны — велосипеды тяжёлые, поэтому могут возникнуть проблемы с подземными переходам и лестницам.

Электропрокат

В Москве в тестовом режиме работает городской прокат электровелосипедов. На них действует аккаунты и тарифы городского велопроката, но начинать и заканчивать прокат можно только на специальных станций. Сами велосипеды крайне тяжёлые (40 кг), но имеют запас хода на электротяге в 18 км.

Узнать больше можно на сайте оператора

Ещё раз обращаем внимание, что электропрокат работает в тестовом режиме

См. также:Тест-драйв московского электровелосипеда

Классические прокаты

Если вы хотите взять велосипед на длительное время (от пары часов до нескольких дней), то настоятельно рекомендуем воспользоваться частными велопрокатами. К примеру, практически во всех крупных парках есть пункты проката.

АвторАркадий Гершман
ВидеоDorokhov Horse/Bike, bazilCyclist
ФотографииАркадий Гершман, Валерий Ларионов и Иван Иванов

Ассортимент магазина «Лангту»

Ну что ж, теперь вы примерно понимаете, как устроен кросс-кантри и готовы купить горный велосипед. Цена на перечисленные модели Langtu будет указана в рублях (учитывайте, что они могут меняться):

  • MK500 – от 23 848;
  • MK200 – от 17 582;
  • MK300 – от 22 176;
  • ALT 310 – от 37 700.

Сразу хотелось бы отметить последнюю модель. Её характерная черта – вес в 13 кг за счёт карбоновой рамы. Этот велосипед прочный, лёгкий. Конструкция из углепластика отлично поглощает вибрации, а, значит, и езда на нём будет ещё более комфортной и приятной. К другим преимуществам можно отнести как часы работающее навесное оборудование от Shimano категорий Alivio и Deore, именитую вилку Rock Shox на масляном демпфере, двойные пистанированные ободья, шимановские гидравлические тормоза и старый проверенный стандарт колеса – 26 дюймов!

Если вы новичок, но очень хотите купить недорогой горный велосипед, обратите внимание на модель Langtu MK500. Она создана для тех, кто с первого дня готов к активным поездам

Трансмиссия и тормоза Shimano второго уровня – простая, но эффективно работающая система. Основной плюс заключается в наличии отдельной от манеток системы тормозных ручек Sram, что позволяет в будущем заменить по отдельности каждую из этих составных

Современные стандарты руля, рулевого выноса и двойные ободья – это тоже очень важно

А для тех, кто хочет попробовать новинку диаметра колёс 27,5 дюймов, предлагаем модель KLT 900. Это средний по оборудованию и весу скоростной горный велосипед. Цена на него стартует от 29 тыс. рублей.

Принципы работы и обслуживания

В финале – немного о процедуре работы переключателя.

Работа переключателя

При натяжении тросика рамка вытягивается под цепью таким образом, чтобы звенья входили в другую звезду, переключая скорость. В обратном направлении велосипедист ослабляет тросик, позволяя пружине переключателя вернуть рамку в положение над соседней звездой.

Вторая функция переключателя – поддержание провисающей части цепи, которая освобождается при работе на меньших, чем максимальные, звёздах.

От рамок и параллелограммного механизма требуется лишь чёткость движения и достаточная износоустойчивость.

Настройка

Настраиваются в данных устройствах несколько вещей:

  1. Натяжение тросика и его ход – с помощью манеток и специального винта подтяжки.
  2. Крайние положения рамки с обозначениями High и Low – для ограничения движения.
  3. Ход и пропорциональность сдвига с помощью винта настройки.

Есть определённые правила по измерениям и положению рамки, цепи и звёзд, но подробнее о них лучше прочитать в нашем материале о настройке переключателей велосипеда.

Ремонт и монтаж

Ремонт может понадобиться переключателю в нескольких случаях:

  1. Ремонт петуха – если повреждение пришлось на него, а не на сам переключатель – демонтируем и исправляем.
  2. Если разболтались или были повреждены ролики.
  3. Когда была погнута рамка.

Всё исправляется либо заменой элемента (ролика), либо выправлением погнутых частей, ну а иногда – просто заменой изделия. Самое главное – это корректно установить задний переключатель, об этой процедуре наша отдельная статья.

Велосипед на литых дисках

Литые диски – простой способ уйти от стандарта. Спицы заменены лопастями, которые соединяют втулку с ходовой частью. Никакой регулировки натяжения у литья нет, колеса неразборные.

Велосипеды на литых дисках носят названия известных автомобильных брендов (правда на самом деле большинство из них не более чем низкокачественные китайские подделки не имеющие к этим брендам никакого отношения):

  • BMW,
  • Ferrari,
  • Land Rover.

Принципиальные отличия от спиц:

  • оригинальный дизайн;
  • повышенная жесткость;
  • высокие аэродинамические показатели.

Литые диски придают байку своеобразный автомобильный лоск, выглядят круто, привлекают внимание. Эффектность им добавляет световой тюнинг

А еще круче смотрится окрашенное литье (велосипед BMW)

Из-за высокой жесткости по сравнению со спицевой конструкцией, эти колеса не пружинят и легче разгоняются на ровных дорогах, но абсолютно не подходят для экстремальной езды. Обслуживать такие колеса намного проще, а вот ремонт поврежденного диска невозможен.

Изогнутая форма лопастей улучшает аэродинамику, что должно положительно сказываться на скорости велосипеда. Однако это преимущество перекрывается увеличением общей массы. Привес литья к велосипеду 1 – 1.5 кг, в то время как спицы не прибавят и полкило.

Стоимость дисков довольно высока, особенно с учетом их непригодности к ремонту. Ставить отдельно на велосипед накладно, а катать нужно с особой аккуратностью, что в общем невыгодно.

Колонки

Резьбовая

Немного о том, какие бывают типы колонок.

В первую очередь, следует рассмотреть «классику» -– резьбовую колонку, встречающуюся сейчас на бюджетных велосипедах. Очень неприхотливая, лёгкая и недорогая, она используется уже несколько десятилетий. К минусам можно отнести меньшую надёжность и сложность настройки.

В данной конструкции на верхней чашке колонки нарезана резьба, а рулевая труба закрепляется в ней с помощью контргайки.

Безрезьбовая

Современный стандарт, называемый ещё Aheadset, по бренду компании, впервые его представившей. Данная конструкция не принимает на себя нагрузку фиксации вилки, и в ней отсутствует резьба.

Колонка состоит из верхней и нижней чашек, каждая из которых запрессовываются в рулевой стакан, а уже в неё устанавливается подшипник, который закрывается кольцом качения. В данной конструкции сначала производится установка простановочных колец и выноса, а затем уже фиксируется рулевая труба.

Стандартная компоновка также называется «неинтегрированной». Как же выглядит интегрированная и прочие колонки?

Неинтегрированная, Aheadset колонка

Полуинтегрированная

Полуинтегрированная колонка содержит подшипники (обычно оба промышленные, в других вариантах бывают комбинации) и чашки, полностью уходящие во внутрь стакана, снаружи можно увидеть только пыльники. Несмотря на чуть большую сложность устройства и стоимость, комбинация считается одной из лучших, так как не выступает за пределы стакана и позволяет выставить произвольную высоту руля.

Интегрированная

Целый ряд стандартов интегрированных безрезбовых колонок отличается от других полным отсутствием чашек. Т.е. подшипники напрямую запрессовываются в раму. Соответственно, нет никаких канавок качения, использовать можно только промышленные подшипники. Наряду с простотой и лёгкостью, модели такого типа отличаются сложностью в ремонте (особенно вне мастерской) и огромным разбросом размеров.

Разновидности задних велосипедных втулок, отличия их друг от друга

В зависимости от конструкции, задняя втулка имеет несколько модификаций:

  • со свободным ходом, без тормозного механизма;
  • бестормозная, не имеющая свободного хода;
  • со встроенным ножным тормозом и свободным ходом.

Принципиальное отличие тормозного варианта в том, что для остановки велосипеда на педали нужно давить в обратном направлении. Внутри располагается тормозной механизм: барабан и колодки, которые приводятся в действие при вращении звезды в противоположную сторону.

Кроме барабанных, есть и другая разновидность – червячная втулка. Такие типы встречаются на односкоростных дорожных велосипедах. Эффективность торможения педалями не очень высокая, так как происходит остановка только заднего колеса. Зато ресурс таких деталей и неприхотливость смело перечеркивают этот минус!

«Дорожка» с ножным тормозом

Втулки бестормозные устанавливаются на скоростные велосипеды. По сравнению с тормозными, они имеют более простое устройство, меньше по размерам и легче. Свободный ход не дает педалям вращаться при движении колеса.

На велосипеде без свободного хода наоборот: колесо вращает заднюю звездочку, которая через цепь передает крутящий момент на ведущую звезду и шатуны. Бестормозной тип можно встретить на колесе горного и шоссейного велосипедов, а вариант без свободного хода используют на fix-байках.

Большое распространение получили редукторы колеса со скрытой системой переключения передач, иначе называемые планетарками. Такой тип втулок для велосипедов используют на байках дорожно-шоссейной направленности и предназначается для езды по ровным дорогам с плавными подъемами и спусками. Подробнее о том, что такое планетарная втулка, можно прочитать здесь.

Сравнительно новой разновидностью является динамо втулка, которая снабжена электрическим генератором. Энергия вращения частично преобразуется в электрическую, которую можно направлять на работу осветительных приборов. Несмотря на такое, казалось бы, разнообразие, каждая втулка знает свое место, и выбор детали другого типа на один и тот же велик крайне ограничен.

Задние втулки – разновидности и принципиальные отличия

Устройство осевых узлов для задних колес сложнее, чем для передних – выше уже упомянули о встроенном механизме свободного хода. Кроме этого, втулки снабжаются специальными вставками под кассету, трещотку, тормозные диски. На моделях с планетарным переключением передач задние втулки – это сложные шестеренчатые системы.

И конечно, на классических советских велосипедах и современных сити-байках они оснащены тормозным механизмом:

Схема задней втулки с барабанным тормозом

По конструкции задние велосипедные втулки разделяются на виды:

  • классическая, без тормозов, с креплением под кассету и/или диск;
  • тормозная с внутренним барабанно-колодочным механизмом;
  • планетарная;
  • червячная;
  • flip-flop;
  • без свободного хода.

Классические узкие втулки по внешнему виду схожи с передними. Устанавливаются на скоростные модели, имеют встроенный механизм свободного хода. Принцип работы заключается только в прямой передаче усилий от педалей через трансмиссию на ось. Фиксацию втулки обеспечивают собачки, которые в отсутствие приложенных усилий удерживают корпус, за счет чего колесо крутится самостоятельно по инерции.

Отличия передней и задней втулок горного велосипеда

Планетарка – модель, которая вызывает живой интерес у велосипедистов. Вся многоступенчатая трансмиссия скрыта в корпусе втулки, благодаря чему ей не требуется регулировка, она на 100% защищена от вредных погодных условий и обладает очень высоким ходовым ресурсом.

Планетарная втулка с тормозом, на 3 передачи

Классическая система планетарки – три передачи: стандартная, повышенная и пониженная. На картинке показана модель с ножным тормозном, как на советских сити-байках, но существуют и бестормозные планетарки. Высокоскоростные трансмиссии оснащаются пятью, семью и восемью передачами. По числу передаточных отношений они сопоставимы с 24-ступенчатыми кассетными системами.

Ремонт планетарок не предусмотрен, они служат один раз. Сложности могут возникнуть с обслуживанием осевого узла и подшипников, если они износятся раньше механизма переключения скоростей. Также есть и пара других недостатков – высокий вес и относительно низкая ударная прочность. Планетарки ставятся на городские модели, так как в агрессивных условиях быстро изнашиваются.

Червячная и барабанная тормозные втулки устанавливаются на задние колеса односкоростных велосипедов. Торможение происходит при движении педалями назад. Механизм работает по следующему алгоритму:

  1. При движении ведомой звезды назад активируется механизм свободного хода. На всех ножных тормозных системах есть некоторый запас, когда звезда может провернуться назад на 1/8 оборота. Это, в свою очередь, снижает эффективность торможения.
  2. Остановка корпуса.
  3. Вращение барабана и раздвижка тормозных колодок, остановка колеса.
  4. При отсутствии приложенных усилий на педали пружина барабана должна мгновенно отскакивать. Если этого не происходит (говорит об износе механизма), колесо необходимо растормозить, прокрутив педали вперед.

Червячный тормозной механизм отличается от барабанного тем, что к внутренней стенке корпуса при вращении звезды в обратном направлении прикладывается резьбовой шнек. Преимущества тормозных втулок:

  • не требуется частое обслуживание – этому способствует герметичный корпус и большое количество смазки;
  • по необходимости легко извлечь и смазать подшипниково-осевую часть, не задевая тормоза;
  • относительно небольшой вес, хорошая прочность.

Flip-flop, или двухзвездочная втулка, – система, которая позволяет развернуть колесо на 180 градусов. По обоим концам расположены две звезды разного диаметра, в зависимости от предполагаемых условий езды колесо повернуть большой или маленькой звездочкой.

Велосипед на flip-flop можно считать двухскоростным

Двухзвездочная модель не имеет встроенного тормозного механизма и даже свободного хода. Задняя втулка без свободного хода передает усилия в обоих направлениях – от педалей к колесу и от колес к педалям. Благодаря этому, динамика велосипеда заметно увеличивается по сравнению с моделями на свободном ходу.

Амортизационные втулки – сравнительно новая и малоизвестная разновидность. Устанавливается на передней оси и служит гасителем колебаний колеса. При движении велосипеда совершает возвратно-поступательное движение вверх-вниз по направляющей скобе. Для достижения амортизационного эффекта снаружи окаймлена упругими эластичными вставками.

Настройка

Набор настроек зависит от типа и производителя. Рассмотрим все возможные. Единого типа переключателей так и не выработано, потому настраивать каждую переднюю вилку придётся по инструкции производителя.

LockOut – блокировка хода

Блокировка есть практически на любой вилке. Этот переключатель используется чаще всего не при подготовке, а в процессе катания, например, перед горкой или скоростным участком на асфальте. Злоупотреблять функцией не стоит. Значительно сэкономив силы, легко получить серьёзный удар по рукам на малейшей кочке и сломать при этом переключатель. Кроме того, для велосипеда такой ход тоже не сулит ничего хорошего.

Вилка Manitou Black Elite со включенным LockOut

Preload – предварительная нагрузка

Предварительная нагрузка обычно настраивается внешним переключателем, но бывает (на самых дешёвых и самых дорогих моделях) — простой заменой пружин. Влияет на амортизацию, а конкретно — на реальную жёсткость пружины, путём её докручивания. В спортивных комплектах при настройке заменой пружины различный уровень жёсткости отмечается цветом.

Compression & Rebound – скорость сжатия и возврата

Настройка встречается у вилок хорошего уровня. Отвечает за скорость возврата и сопротивление сжатию переключатель обычно с двух сторон — на ногах. Чаще всего регулируется именно возврат — для прыжков и даунхилла помедленнее, чтобы не вылетала быстрее, для катания побыстрее, дабы не терялось сцепление, и энергия педалирования не уходила в перекос рамы.

Extension control – длина хода

Расширенный вариант блокировки — добавляются несколько позиций, фиксирующих уход по определённой длине. Например, на уровне 100 мм при максимальном ходе в 150 мм для прямых участков вместо прыжков. Риски использования таких переключателей аналогичны блокированию. При активной нагрузке переключатель можно сломать. В любом случае, настройка востребована достаточно мало, поэтому она встречается только на единичных моделях.

Виды велосипедов и их назначение

Обычный велосипед, прародитель всех велосипедов, в том или ином виде они путешествуют по улицам наших городов и поселков, самые простые, дешевые и не прихотливые, на нем можно двигаться со скоростью до 20 километров в час, хотя обычно на велосипеде можно без особого напряжения ехать со скоростью 3 м.с или чуть больше 10 километров в час.Подробнее об этом виде и его назначении в статье — про обычный велосипед.

Гоночный велосипед, облегченная, скоростная модель, название вида само говорит о его назначении – гонки. Требует хорошего покрытие и подготовки владельца велосипеда. Поскольку гоночный велосипед оборудован довольно сложным механизмом переключения скоростей, а большинство моделей только ручным тормозом простым смертным его не рекомендуем. На гоночном велосипеде можно кратковременно двигаться со скоростью до 50 километров в час.

Подробнее об этом виде велосипеда и его назначении в статье — про гоночный велосипед.

Дорожный велосипед, очень сильно похож на гоночный, но имеет более мощную раму, но тот же сложный переключатель скоростей с теми же проблемами, что и у гоночного велосипеда. На нем можно двигаться со скоростью до 30 километров в час.

Подробнее об этом виде велосипеда и его назначении в статье — правда, что каждый современный дорожный велосипед должен иметь переключатель скоростей.

Специальный городской велосипед, отличия, назначение.

Для этого вида велосипеда скорость не главное, главное комфорт и повышенная безопасность в условиях города. Их выпускают складными и облегченными, с высокой посадкой, мягким удобным сидением, резко выделяющимися знаками безопасности. На этом велосипеде можно без особого напряжения ехать со скоростью 3 м.с или 11 километров в час.

Подробнее о характеристиках и назначении специального городского велосипеда в статье — про велосипед для города.

Горный велосипед – вопреки названию его назначение не езда в гору, а езда по бездорожью и скоростной спуск с горы.

Из-за сверхпрочной и очень оригинальной конструкции горный велосипед иногда называют монстром дорог, вот только из-за всяческих наворотов скоростью он не блещет, крейсерская скорость с которой может двигаться горный велосипед 20 километров в час, с горы 30. Если вы желаете более подробно ознакомиться с назначением данного вида велосипеда, читайте статью — что за монстр горный велосипед.

Велосипед такси — для перевозки пассажиров.

Звучит как-то не реально, но между тем такие модели до сих пор выпускаются в странах Азии. Все о моделях велосипедов такси, их назначении, а также специальности велорикши вы можете прочитать в статье — кто или что такое велорикши.

— как сделать велосипедную прогулку более безопасной

— как устроен переключатель скоростей для велосипеда

Что еще почитать по теме:

Обзор лучших

Из миллиона типов тормозных систем все чаще и чаще на байках среднего и очень среднего уровня можно встретить гидравлику. Так как растет их популярность, то и цена соответственно падает. Поэтому есть смысл подумать о том, чтобы переоборудовать свой велосипед под гидравлическую тормозную систему. Примеров много, но мы приведем всего два. Для контраста.

Shimano представили новую коллекцию в начале года, обновив линейку Deore. Приятные ручки стабильная работа главного тормозного цилиндра доставляют настоящее удовольствие от четкого срабатывания и послушности всей системы в целом. Немного омрачает картину мелкое дребезжание самой ручки.

В новой линейке предлагают на выбор шлицевое или болтовое крепление ротора. В комплекте Shimano Deore идут два вида колодок – прорезиненные и металлизированные. Первые изнашиваются очень быстро. Гидравлика в целом отличного качества и своих 50 у.е., безусловно, стоит.

CLIM 8 CLARK`S. Преимущества этих тормозов в том, что за цену одноцилиндрового тормоза вы получаете полноценный многоцилиндровый гидравлический тормоз. Но чудес не бывает, и за все надо платить. Дизайн ручек слегка настораживает, но это на любителя. Зато гидрошланги армированы кевларом и металлом.

Калипер имеет интересную шестицилиндровую конструкцию, обещающую быть надежной. Минусы этой системы в несколько увеличенном весе. В установке они тоже не так просты, как кажутся – при установке требуют тщательной подгонки колодок к дискам.

Есть очень разные отзывы о работе гидравлических тормозов. Говорят, что они сложные в обслуживании. Позволим себе отметить, что это очень спорное утверждение. Не очень они сложные. Убедитесь сами. Одна из самых сложных работ по обслуживанию тормозной системы – это их прокачка. С прокачкой тормозов хот раз, но сталкивался каждый байкер, использующий гидравлику. Насколько процедура сложна, судите сами.

Ручные насосы

Есть два основных вида: со шлангом и с интегрированной головкой.

Насос со шлангом имеет отдельную трубочку для соединения с ниппелем камеры. Эти устройства имеют преимущество в том, что они дешевы, но неэффективны по сравнению с другими видами. Они имеют много соединений, через которые может выходить воздух.

Насосы с интегрированной головкой имеют в боковом отверстии резиновую вкладку, которая нужна для уплотнения ниппеля по кругу. Зачастую при соединении такая вкладка обжимается с помощью рычажка на головке. Поскольку эта резинка хорошо уплотняет, жестко соединяет, да так, что и не нужен шланг, то этот тип изделий является очень эффективным. Интеграл диаметром 8 дюймов, как правило, быстрее накачает колесо, чем 18-дюймовый насос со шлангом. Но работая насосом интегрального вида, не придерживая его свободной рукой, есть риск вырвать из камеры ниппель, особенно конструкции Presta.

Самый простой ручной насос имеет пластмассовый или войлочный поршень чашевидной формы. При движении вперёд воздух прижимает стенки этой чашки, так же плотно к цилиндру, как и запорный клапан. Таким поршнем можно толкать воздух только вперёд до выпускного отверстия в противоположном конце.

Наиболее эффективны насосы двойного действия. Их поршень герметизируется с двух сторон в цилиндре и может нагнетать воздух в шину при обоих ходах – вперед и назад.

Небольшой насос может быть установлен на кронштейн рамы, на зажим или винт либо на припаянную вешалку, а ещё его можно возить в корзине или сумке на велосипеде, а также в рюкзаке или кармане велосипедиста.

Закреплённый на раме зажимом насос

Насосы, перевозимые на велосипеде, часто имеют довольно небольшой размер, чтобы не быть тяжелыми. Но из-за их малого размера, объём воздуха, который они могут подать, намного занижен в сравнении с напольными вариантами. Так что понадобится сделать довольно много нажатий чтобы накачать колесо.

Виды манеток, их отличия

Изначально велосипедные шифтеры работали по принципу скольжения троса и фиксации тросика за счет гайки. Здесь передача определялась натяжением на корпусе манетки, примерно так, как было описано выше. Позднее в них стали устанавливать храповики, а метод изменения положения троса называется индексным.

Современные модели велосипедов оснащаются несколькими видами приводных механизмов:

  • грипшифтовые;
  • триггеры;
  • тормозные — Dual control;
  • пистолеты.

Манетки грипшифтеры изменяют натяжение тросика за счет перемещения барабана вокруг оси руля. Движение осуществляется вперед-назад, в центре расположен указатель, по которому выставляется передача. Другие модели могут оснащаться дисплеем со стрелками.

К достоинствам этих шифтеров относятся геометрическая целостность устройств, отсутствие выступающих частей и моментальное срабатывание при движении барабана. Отмечено, что грипшифты легкие в управлении.

Среди недостатков имеет место:

  • случайное переключение;
  • занимают много пространства на руле;
  • поворотный механизм бюджетных моделей легко ломается.

Shimano-манетка типа GripShift

Триггеры – второй распространенный тип шифтеров, где переключение осуществляется за счет выступающих рычажков: натяжной и сбрасывающий. Первый повышает передачу, второй – понижает. Передняя и задняя манетки работают противоположно друг другу: повышающий рычаг передней является понижающим для задней, и наоборот.

Шифтер SRAM для 9-ступенчатого заднего переключателя

Преимущества триггеров:

  • понятный принцип работы;
  • рычаги легки на ощупь, не отвлекают от управления;
  • нет риска случайного переключения как с грипшифтерами – руки на грипсах не задевают манетки.

Разумеется, есть и недостатки, с учетом которых грипшифты лучше триггеров:

  • при падении велосипеда рычаги могут сломаться;
  • тугое натягивание троса на быстрых перебросах через 2-3 передачи, что вызывает запаздывание переключения;
  • неправильное совмещение с тормозными клешнями (правда, это больше «косяк» производителя велосипеда, нежели манеток).

Триггеры выпускаются в нескольких вариантах:

  • рычаг и кнопка над рулем (Ez-Fire Plus) – бюджетные «шимановские» модели;
  • с подрулевым размещением рычагов (Rapidfire) – Shimano высокого класса;
  • Trigger: манетки SRAM с одним подрулевым рычагом, новые модели SRAM с подрулевым рычагом и кнопкой.

Dual Control, или тормозные шифтеры, приводятся в работу движением тормозного рычага в перпендикулярном направлении. Новинка была представлена фирмой Shimano. По сравнению с предыдущими типами, приводные устройства этого типа используются в узких кругах и устанавливаются на дорогие зарубежные модели.

Dual Сontrol не мешает управлению велосипеда даже при перемещении хвата. Также большой интерес представляет их конструкция, где тормозная клешня имеет две степени свободы. Можно сказать, манетки этого типа интегрированы в тормоза. Вместе с этим, имеется ряд серьезных недостатков:

  • невозможно установить на гидравлику;
  • плохая совместимость с задними переключателями;
  • ставятся только «с нуля».

Передний шифтер Dual Control

Пистолеты – манетки специально для гоночных велосипедов. Их устройство имеет аналогию с Dual Control тем, что механизм переключения передач и тормозной привод интегрированы и управляются единым рычагом. Чтобы затормозить, необходимо дернуть рычаг назад, для повышения передачи внутрь, а чтобы понизить ее – нажать на вспомогательный рычаг под клешней.

К весомому преимуществу этого механизма относится удобство управления в любом хвате, недостатки – высокая цена и низкое тормозное усилие.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий