Техника фрирайда

Стили экстремального спортивного катания

Как уже говорилось, подвидом экстремального катания считается экстремальная спортивная езда. Её участники настроены на постановку рекорда, а не только на получение удовольствия, поэтому подготовка в этих видах экстремального спорта интенсивна и методична.

Даунхилл

Даунхилл считается одним из самых популярных стилей экстремального спортивного катания. Противоположный Апхиллу, он направлен не на подъём, а на спуск.

Не надо думать, что последнее легче. Развивая стремительную скорость (до 100 км/ч), велосипедист должен красиво преодолеть неровности рельефа – камни, рытвины, корни, стволы деревьев, крутые обрывы – и при этом не свернуть себе шею.

ВМХ-race

Этот стиль спортивного экстрима напоминает мотокроссинг: те же гонки на грунтовых дорогах, те же труднопроходимые участки, заносы и развороты, те же высокие требования к мастерству ездока и проходимости байка.

Дуал-Слалом

В парном слаломе (DS) спуск с горы на велосипеде ведётся одновременно на двух изолированных участках, поделённых между велосипедистами. Помимо естественных препятствий (поворотов и резких обрывов), трасса «оборудована» специальными трамплинами.

Байкер-кросс

В байкер-кроссе (4X) участвует сразу 4 райдера. Шанс пройти в следующий тур получают те, кто занимает 1-е и 2-е места. Затем они встречаются с парой победителей следующего заезда, а в финале соревнуются самые ловкие.

Подводя итог, можно сказать, что среди множества стилей трудно встретить хоть один, встречающийся в чистом виде. Если позволяет здоровье, можно свободно экспериментировать со стилями, увеличивая нагрузки и наращивая трюковое мастерство. А можно остановиться на прогулочном катании и на этом закончить поиск собственной манеры езды. Главное – получать удовольствие от происходящего!

Хардтейл и двухподвес: основные отличия

Обе разновидности велосипеда относятся к числу горных, однако между ними присутствует существенное отличие:

Хардтейл Silverback Stride

  • Хардтейлы конструктивно снабжены только амортизированной вилкой, что делает их отличным вариантом для небольших толчков, таких как, например, преодоление не высоких трамплинов, дропов, бордюров и прочих умеренных нагрузок. Однако хардтейл гораздо легче двухподвеса и на нем можно сделать более высокий прыжок. Также именно на хардтейже желательно изучать новые трюки.
  • Двухподвесы — более серьезная велотехника. Данные велосипеды обладают полной подвеской обеих осей и справляются даже с самыми экстремальными барьерами: обрывами, крутыми спусками, камнями, корневищами. Стоить заметьть, ашаны с задним аммортизатором, это не фрирайдные велосипеды, а вообще не велосипеды. Хороший двухподвес стоит нескольких тысяч долларов. На двухподвесе хорошо ехать вниз, но на подьемах они проигрывают хардтейлам. Кроме того, велосипеды с задним аммортизатором прощают больше техничных ошибок, поэтому учиться на них нежелательно.

Двухподвес Giant Glory

Широкие колеса

В
зависимости от обхвата шины меняется ее амортизирующая способность, поэтому для
экстремального велоспорта подходят широкие колеса. Дополнительно они помогают
повысить устойчивость велосипеда и «сопротивление» бездорожью.

Лучшее
сцепление с дорогой на моделях для фрирайда достигается за счет агрессивного
рисунка протектора. Высокие шипы позволяют велосипеду проходить по технически
сложным участкам, например, по песку, земле и камням, а широко расположенные
блоки отводят грязь

Важно помнить, что, если грязь будет задерживаться в
промежутках между шипами, покрышки станут гладкими и уровень сцепления
снизится

Экипировка

Ни в коем случае не стоит пренебрегать экипировкой, ведь она помогает защитить райдера от переломов, растяжений, ушибов.

Основой защиты является шлем типа Full-face, который полностью защищает голову сверху и снизу. Затем надевается шейная защита, после – нательная, которая плотно крепится к телу и в случае падения берет нагрузку от удара на себя, и сверху нее уже надевается велокуртка.

Помимо основных защитных приспособлений, надеваются наколенники, налокотники и специальные перчатки. Данные аксессуары помогают избежать ушибов и растяжений связок во время длительных заездов.

Некоторые велосипедисты используют специальные сетчатые маски для предотвращения попадания пыли, мелких камней и грязи в дыхательные пути, а также велоочки для защиты глаз.

Подводя итоги, хотим напомнить, что свободная езда – дисциплина, которая требует тщательной подготовки, как физической, так и моральной. Однако, освоив данный стиль, Вы сможете почувствовать свободу в полной степени и получить максимум экстремальных ощущений. Главное – не забывать про защиту и подходить ко всему с умом.

Техника езды по снегу, льду

Одним из самых важных этапов при езде по скользким поверхностям является правильное торможение. Рекомендуется тормозить 4 способами:

  1. Выполнять остановку при помощи обоих колес одновременно без их блокировки;
  2. Торможение с блокировкой заднего колеса;
  3. Торможение задним колесом без блокировки;
  4. Прерывистое торможение обоими колесами.

Основными правилами для простого преодоления заснеженной местности считаются:

  • медленное торможение чтоб переднее колесо не застряло в снегу;
  • умеренное нажатие на педали с плавным ускорением;
  • технически корректное торможение и преодоление поворотов (включая заблаговременно выставленную в сторону ногу);
  • при съезде со спуска рекомендуется блокировка заднего колеса и плавное торможение передним без его блокировки (альтернативный метод — прерывистое торможение);
  • перенесение вес назад при съезде с уклона;
  • использование специальной зимней шипованной резины для обеспечения лучшего сцепления с поверхностью.

Характеристики и особенности

Конструкция и качество исполнения велосипедов для фрирайда должны соответствовать тем задачам, которые перед ними стоят. Наивно полагать, что хоть один трюк можно выполнить на обычном велосипеде, не повредив его. Все модели для экстремальной езды разрабатываются на основе горных байков. Велосипед для фрирайда должен обладать:

  • прочностью;
  • легкостью;
  • отличной амортизационной системой;
  • надежной системой торможения;
  • прочными устойчивыми колесами.

Значение прочности велосипеда невозможно переоценить. Кроме веса спортсмена, конструкция испытывает огромные динамические перегрузки во время прыжков и резких поворотов. Рама и другие элементы конструкции у такого велосипеда изготовлена из легких и прочных алюминиевых сплавов. Они обладают достаточной способностью противостоять ударам и одновременно небольшим весом, который может обеспечить эффективный подъем в гору, прыжки, преодоление обрывов. Тяжелый байк – дополнительная нагрузка при выполнении трюков. Поэтому байки для фрирайда весят от 13 до 18 кг.

Конструкция такого велосипеда предусматривает две подвески, имеющие ход до 25 см, оснащенные двумя амортизаторами. Используют пружинно-маслянные, а для более легких моделей — пружинно-эластомерные подвесы. Они успешно гасят ударные колебания, приходящиеся на велосипед и на спортсмена.

Велосипеды для фрирайда оснащены дисковыми гидравлическими тормозами, обладающие отличными тормозящими качествами, надежностью, обеспечивающие точный контроль усилия. Диски установлены на обоих колесах, тормозные колодки – металлические, обеспечивающие повышенную прочность и надежность всей тормозной системы.

Высокую проходимость и дополнительную устойчивость байка обеспечивают большие широкопрофильные шины с глубоким рисунком протектора.

Байкер-кросс (four-cross или 4x).

Байкер-кросс – гонки, где четыре райдера борются за первенство на трассе, расширенной с таким учётом, что бы на каждом участке могли уместиться четыре гонщика, идущие бок о бок. Первые двое финишировавших переходят в следующий этап, проигравшие выбывают. Допускается некоторая контактная борьба.

Велосипед для байкер-кросса это чаще всего хардтейл с длинной рамой низкой ростовки, лёгкой и упругой вилкой с ходом около 100 мм, в меру широкими покрышками и лёгким, но достаточно прочным навесным оборудованием. Для особо злостных трасс используются короткоходные и среднеходные двухподвесы.

Варианты велофрирайда

Велосипедист-фрирайдер успешно преодолевает высокие обрывы, спускается по крутым извилистым тропинкам, прыгает через искусственные и природные преграды. Все это прелести классического велофрирайда. Для того, чтобы выполнить такие трюки без ущерба для своего здоровья, надо усердно тренироваться не один месяц. За такую настойчивость спортсмен получает незабываемые переживания. Чтобы действительно испытать ощущение полета, не ощущать границ в виде скорости, высоты прыжка или радиуса поворота, надо иметь серьезную подготовку:

  • владение техниками управления велобайком, прыжков и правильного приземления;
  • регулярные занятия, освоение навыков от простого к сложному;
  • выдержка, сила духа, умение, сохранив спокойствие, действовать по правилам в любых ситуациях;
  • специально оснащенный велосипед для профессионального фрирайда и надежная защитная экипировка.

Экстремальная езда необычна для обычного велосипедиста. Только со временем приобретаются навыки. Чтобы приобрести опыт, стоит освоить лайт-фрирайд или облегченную версию фрирайда. Ее очень любят туристы. Трассы смонтированы аналогично трассам для классического фрирайда. Но все испытания не такие экстремальные: спуски более пологие, камни небольшие, трамплины невысокие. По скорости нет ограничений, поэтому каждый может устроить себе экстремальное катание в меру своего понимания и возможностей.

Как обеспечить безопасность велосипедиста

Фрирайд – вид спорта, в котором велика вероятность получения травм. Для обеспечения собственной безопасности спортсмен не только должен владеть техниками выполнения трюков и выполнять все правила при этом, но и иметь надежную защитную экипировку. Наиболее тяжелые травмы, которые может получить фрирайдер:

  • черепно-мозговые травмы, полученные в результате удара головы;
  • деформации шейного отдела позвоночника;
  • травмирование других отделов позвоночника.

Самое главное в экипировке спортсмена: надежный шлем, нательное и шейное защитные приспособления. Вместе с защитой для суставов и перчатками они составляют минимальный набор.

Для защиты головы спортсмены используют велосипедный шлем Full-face. Он закрывает полностью всю голову со всех сторон. Шейная защита – это приспособление, одевающееся на шею. В случае падения оно принимает удар на себя, ограждает позвонки от деформации. Нательная защита действует по такому же принципу, одевается под велокостюм, крепится специальными приспособлениями.

Коленные и локтевые суставы защищают наколенники и налокотники. Они выполнены из прочной легкой пластмассы, крепятся к рукам и ногам фиксаторами. Наколенники защищают коленный сустав и часть ноги.

К обязательной защите относятся перчатки без пальцев с резиновыми, карбоновыми, силиконовыми защитными вставками. Они предохраняют ладони от потертостей и ссадин, пальцы – от вывихов и переломов. Перчатки облегчают управление велосипедом, т.к. увеличивают силу сцепления руки с рулем.

Следует знать, что после падения нельзя использовать повторно шлем и приспособление для защиты шеи, даже если они остались целыми. Образовавшиеся при ударе микротрещины при следующем падении не смогут обеспечить надежную защиту. Другие предметы защитной экипировки возможно использовать снова.

Велосипедные очки защищают глаза от попадания пыли, песка, сильного ветра, повреждения мелкими предметами во время езды или при падении. Иногда райдеры одевают сетчатые маски, защищающие дыхательные пути от пыли, песка и мелких камней.

Фрирайд. Особенности преодоления грязи, гравия, песка

Фрирайд предполагает наличие и таких препятствий. Перед тем как въехать на подобные участки нужно убедиться, что вес спортсмена распределен максимально равномерно. После ощущения баланса, вес смещается в область заднего колеса для предотвращения буксования. Скоростной режим должен быть умеренным для того, чтобы не потерять контроль над управлением и суметь вовремя среагировать на непредвиденные обстоятельства. Крутить педали нужно с равномерным каденсом. При ощущении того, что байк начинает засасывать в песчаную или грязевую оболочку, требуется понижение передачи. При преодолении таких препятствий важным правилом является запрет для остановки. Движение велосипеда может быть критически медленным, но нельзя допускать его полного торможения.

Не менее важное условие — правильно подобранные покрышки. Для жидкой грязи и луж сгодятся и узкие, а вот при переезде через гравий или песок без широких не обойтись

Идеально — фетбайк.

Байк для фрирайда

Соответственно, и байк для такого рубилова требуется качественный и прочный. Используются мощные двухподвесы с приличными ходами спереди и сзади. Рассматриваются варианты от 200 мм. Тормоза гидравлические, многопоршневые. Размеры роторов не менее 200 мм. Используются специальные роторы с улучшенным теплоотводом. Резина выбирается мягкая и цепкая. Необходимо, чтобы шина не только держалась на любой поверхности, но ещё и амортизировала сильные удары. Обода у колёс обычно двойные или тройные. Весь велосипед в сборе – это конструкция, которая больше напоминает мотоцикл с педалями. Вес её соответствующий. Несмотря на то, что это кажется абсурдом, иногда используются и прочные хардтейлы, которые оснащены длинноходной вилкой.

К велосипеду для фрирайда предъявляются самые жесткие и серьезные требования. Ведь он напрямую определяет безопасность спортсмена. Небольшая поломка может стоить жизни.

Популярные бренды велобайков для фрирайда

Велофрирайдеры оценили байки MTB Fully и 4-Cross торговой марки «GHOST», произведенный в Германии. Их привлекает эргономичность конструкции, высокое качество сборки, удачный дизайн. Не очень радует высокая стоимость.

Инновационные решения использованы в конструкции игольчатых подшипников. Рама выполнена из труб овального сечения, что придает дополнительную жесткость конструкции без увеличения веса.

В десятку лучших мировых производителей входит американский бренд «TREK». Маунтинбайки изготавливает с 1983 года.

Под торговой маркой «GIANT» компания из Тайваня выпускает 15 моделей двухподвесных горных байков. Именно она первой внедрила технологию, обеспечивающую жесткость конструкции, без использования сварных швов. Российским представителем компании является фирма «Неотрен».

Велофрирайд – увлекательный вид спорта, где одинаково необходимы сила духа, физическая подготовка и качественное оснащение. Умелая езда и надежная экипировка позволят пройти трассу без падений и травм, получить незабываемые ощущения.

Правильный амортизатор

Для фрирайда лучше всего выбирать велосипеды с пружинно-масляным воздушным амортизатором. В подобных системах в качестве рессора используется витая пружина из стали или титана, которая быстро реагирует на неровности дороги.

Важную роль также играет ход амортизатора. Чем выше этот показатель, тем больше разность длины амортизатора в растянутом и сжатом положении. Следовательно, чем больше ход, тем более сложные участки трассы способен проходить велосипед. Любителям фрирайда достаточно будет приобрести модель с ходом от 110 до 160мм, но есть также варианты для даунхилла (спуска с горы с обхождением препятствий) с ходом от 180 мм.

Классическая и лайт-версия дисциплины

В целом дисциплину freeride можно разделить на два основных вида –классический и облегчённый.

Классический стиль, как правило, выбирают опытные спортсмены. Он заключается в прохождении сложных природных трасс вдали от мегаполисов, с минимальным присутствием искусственных преград. При этом прохождение трассы осуществляется даже во время самых неблагоприятных погодных условий.

Иногда заядлые любители экстрима даже специально выбирают дни с осадками для усложнения трассы. Помимо ветра и дождя появляются такие факторы, как грязь и слякоть, которые затрудняют передвижение и делают прохождение еще интереснее.

В трассе классической версии дисциплины обычно используются такие элементы:

  • резкие спуски;
  • узкие тропинки;
  • обрывы;
  • трамплины, камни, бревна.

Однако для тех, кто только начинает заниматься данным видом велоспорта, преодоление подобных препятствий может оказаться не только сложным, но и травмоопасным.

Именно для таких случаев и была придумана облегченная версия (лайт-freeride). Она популярна среди туристов и обычных велолюбителей, желающих испытать острые ощущения. Облегченные трассы отличаются минимальным количеством холмов и склонов, а также часто оборудованы специальными дорожками, так как для начинающего велосипедиста даже небольшого количества прыжков и препятствий будет достаточно, чтобы получить удовольствие.

К облегченной версии в свою очередь можно отнести: 

  • Норт-шор – катание по специальным деревянным дорожкам.
  • Эндуро – езда на большие расстояния по относительно простым трассам без вылетов и сложных преград.

Важно помнить, что для безопасного прохождения трассы необходимо правильно подобрать байк и экипировку

Мощная подвеска

Велосипеды
для фрирайда всегда оснащены подвеской на обоих колесах – такие модели еще
называют двухподвесами. В отличие от хардтейлов, то есть велосипедов с
амортизацией только переднего колеса, двухподвесные модели обеспечивают гладкий
ход по неровным поверхностям. Фрирайд без задней подвески – занятие не только
неприятное, но и опасное, поскольку ваш велосипед не выдержит такой нагрузки и,
возможно, буквально развалится после первого же заезда.

Правда, стоит помнить и о недостатках двухподвесов. Прежде всего, за счет того, что подвеска постоянно пружинит, на них неудобно ехать по ровной дороге, особенно по асфальту. К тому же, возникает эффект «заторможенности», когда велосипед будто бы проседает под педалями. Другая особенность моделей с задней подвеской – большой вес. Да, за счет тяжести поддерживается надежность конструкции, но управление и транспортировка от этого проще не становятся. Радует то, что последнюю проблему решить довольно просто: можно подобрать велобагажник, который позволит без труда перевозить велосипед на автомобиле. Например, модели от Thule выдерживают до 20 кг и обладают надежным креплением, которые являются победителями многочисленных тестов ADAC.

Теперь рассмотрим эти подстили повнимательнее:

Дроппинг – это прыжки на велосипеде с плоских поверхностей вниз. Характерно, что поверхность не обязательно должна быть горизонтальной. Дропы бывают совершенно разные. Главное отличие от трамплина – отсутствие вылета. Происходит контролируемое падение, но не вылет.

фото с сайта pinkbike.com

Дерт джампиг – прыжки с дертов. Сегодня это полноценная и самостоятельная дисциплина горного велосипеда. Спортсмен выполняет совершенно немыслимые трюки на ограниченных секциях. Основная фигура – трамплин. Хотя встречаются и небольшие дропики.

Урбан фрирайд или стрит – это симбиоз экстремального горного велосипеда и городского пространства. Спортсмены используют городской ландшафт для получения острых ощущений. Прыгают с пролеток (лестниц), прыгают на плоскость, выполняют различные красивые трюки во время катания.

фото с сайта vmir.ru

Норшор – катание по специально подготовленным мостикам и деревянным конструкциям. Изначально появилось как способ преодолеть совсем сложные участки, а в результате вылилось в новое направление. В классическом фрирайде мостики строились для улучшения проходимости участка. Например, мостиком можно было накрыть канаву, которая мешает полноценной разгонке на сложный вылет. Теперь же, из нортшоров строят целые деревянные города. Правда в России это направление в качестве отдельного стиля практически не прижилось.

фото с сайта dirt.ru

Слоупстайл  – относительно новая дисциплина во фрирайде, которая подразумевает выполнение связки трюков на сложнейших секциях из ряда фигур. Фигуры, в отличие от дерт джампинга, намного более серьезные и сложные для прохождения.

Эндуро – это облегченная версия фрирайда. Воспринимается скорее как экстремальное кросс-кантри. По сути разница с классическим фрирайдом лишь в том, что нет совершенно немыслимых пролетов и трассы выбираются более простые, но при этом и довольно техничные.

Описание стиля и его особенности

В велосипедном спорте понятие фрирайд чаще всего ассоциируется со спуском по неподготовленной трассе (что отличает его от даунхилла), хотя и не исключает обратного. Этот стиль объединяет сразу все экстремальные направления и одновременно содержит их элементы. В классическом понимании велосипедист должен проехать по совершенно неподготовленной трассе, среди гор и перелесков. Отсюда и название – еду, куда хочу и как хочу! Соответственно, это одна из самых сложных и зрелищных дисциплин горного велосипеда. Ведь спускаясь с горы, спортсмен может попадать в самые различные передряги – дропы в никуда, съезжалки по вертикальным скалам, вылеты с естественных трамплинов.

Катание происходит в любую погоду. Поэтому, постоянный спутник фрирайдера – это грязь, пыль и броды горных рек! При всем этом, спортсмен, вылетая на длинных пролетах, должен (или может, если это не соревнования) успевать делать сложные трюки.

Прекрасным примером соревнований в стиле фрирайд является RedBull Rampage. Отличительной особенностью стиля также является масштаб препятствий. Постоянная склонность к максимализму отличает фрирайд от эндуро.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий