Теоретическая подготовка
Для того чтобы научиться летать, надо летать, чем больше, тем лучше. Однако нельзя забывать про другой аспект летной подготовки – теоретические знания, необходимые для понимания, как летать безопасно. Это достигается во время наземной подготовки.
Занятия по наземной подготовке обычно проходят в течение нескольких месяцев в специально оборудованных классах. Кроме того, в школе может быть возможность самостоятельного изучения программы в электронном виде. Если вы дисциплинированный, схватываете все на лету, вам легко будет изучить материал самостоятельно. Возможно, лучший вариант представляет собой комбинацию из двух. Обычно в школе имеется традиционный лекционный класс и время для самоподготовки.
Многие школы на стадии начального обучения для наземной подготовки используют тренажеры. Они могут быть на базе компьютера, а могут быть как макеты учебно-тренировочных самолетов. Тренажер может существенно сэкономить ваши деньги, поскольку его эксплуатационные расходы намного меньше, чем на реальном самолете, и на нем можно хорошо освоить узлы управления и интерьер кабины, отработать штатные летные процедуры, прежде чем сесть за реальный самолет.
Аэроклуб АБН АЭРО организует обучение пилотов по авиационным дисциплинам на сайте. Обучение проводят ведущие преподаватели Военно-воздушной академии им. Ю.А.Гагарина, профессора Н.Е.Жуковского, преподаватели МАИ, авиационные специалисты ДОСААФ России. Обучение доступно, теоретический материал легко и быстро усваивается, курс максимально приближен к жизни и практике полетов.
Учебный самолет
Место, где вы сможете применить ваши знания, полученные на земле.
Не имеет большого значения высокоплан это или низкоплан, важно то, насколько хорошо оборудован самолет и как он обслуживается.
Количество воздушных судов школе зависит от числа активных студентов. Обычно, тренер обслуживает четыре или пять студентов-очников. Это соотношение может варьироваться от школы к школе.
Также следует обратить внимание на состав флота школы: одномоторные, двухмоторные самолеты.
Поскольку учебные самолеты летают часто, а иногда и очень часто, то безопасности полетов должно уделяться соответствующее внимание. Задавайте вопросы о том, как проводится техническое обслуживание и какая надежность парка воздушных судов школы.
Пообщаться с инструктором
Стать хорошим пилотом может помочь выбор хорошего и опытного инструктора. Не стесняйтесь задавать вопросы о подготовке и об опыте работы инструкторов.
Хороший способ познакомиться с вашим инструктором: совершить с ним ознакомительный полет. Во время полета оцените вашего инструктора, насколько его стиль преподавания отвечает вашим требованиям. Хороший инструктор это тот, кто стремится к совершенству, и будет работать с вами, пока оно не будет достигнуто. Нет ничего зазорного в том, чтобы перейти к инструктору, чей стиль преподавания лучше соответствует вашим требованиям. Ознакомительная экскурсия это хороший способ получить представление о том, какого уровня и как будет проходить обучение.
Пройдя через все это, попросить рекомендации от нынешних студентов и выпускников. Смотрите, какие у них были проблемы и как они решались.
Достоинства и недостатки профессии
- Несмотря на техническую сложность, профессия является вполне доступной, так как стать гражданским пилотом можно даже без высшего образования;
- Летчики имеют много бонусов, среди которых долгий отпуск, финансовая помощь при найме на работу, лечение для членов семьи и ранний выход на пенсию;
- У пилотов самая высокая зарплата в России. Доход командира авиалайнера в два раза больше того, сколько зарабатывает менеджер по продажам в «Газпроме»;
- Летчик может побывать в десятках экзотических стран и осмотреть сотни городов, не вкладывая в путешествия ни копейки из личных средств;
- У пилотов гражданской авиации нет границ. Так как знание английского языка для них обязательно, они могут устроиться в любую авиакомпанию мира.
Однако опасность полетов не является секретом. Многие люди, осознавая реальность и тяжесть последствий авиакатастроф, предпочитают выбирать более спокойную работу и задумываются о том, сколько зарабатывает архитектор в России. Но на самом деле лайнеры падают редко, тогда как другие минусы профессии выглядят не менее важными:
- Сидячая работа, стрессы, перепады давления не лучшим образом влияют на здоровье пилотов. У многих из них после 40 лет появляются проблемы с сердцем;
- Летчик отвечает за все происходящее в полете. Даже если он предотвратит аварию и спасет пассажиров, его ждут не премия и медаль, а допросы и штрафы;
- У пилотов непредсказуемый график работы. Как следствие, они редко бывают дома и сталкиваются с нехваткой времени на общение с семьей;
- Часто приходится летать ночью и перемещаться через несколько часовых поясов. Это приводит к дезориентации организма и вызывает накопление усталости;
- После ухода из авиации сложно найти место в жизни. Вряд ли бывшему командиру лайнера приятно озадачиваться тем, сколько зарабатывают таксисты в Москве.
Манхэттен, Нью-Йорк
Летные категории и последующее трудоустройство
Перечисляя образовательные учреждения, которые позволят вам воплотить в жизнь мечту и стать летчиком, мы сделали небольшую оговорку напротив школ частных пилотов.
Почему это важно? Потому что летные права, как и автомобильные, также подразделяются на несколько категорий. В Российской Федерации таковых три.
В частности:
- Пилот-любитель. Первая ступень летного мастерства, включающая в себя возможность работы по правилам визуальных полетов днем. При повышении квалификации допускается аналогичный вариант ночью. Представители данной категории могут совершать только частные некоммерческие полеты, следовательно, работать в авиакомпаниях не могут.
- Коммерческий пилот. Вторая ступень мастерства, включающая в себя возможность работы в авиакомпаниях. Однако в данном случае существует ряд ограничений на самостоятельный полет. Так, на территории РФ коммерческие пилоты не могут назначаться командирами воздушного судна, их назначают лишь вторыми пилотами на суднах, включающих двух и более членов экипажа.
- Линейный пилот. Третья и последняя ступень мастерства в РФ. Обладатели летных прав данной категории получают возможность работать командирами воздушного судна, а также с них снимается целый ряд ограничений, предусмотренных внутренними и международными правилами авиаперевозок.
Таким образом, если вы хотите стать пилотом «для себя», не имея конкретной цели трудоустройства в военную или гражданскую авиацию, вам будет достаточно окончить частную летную школу. А вот для получения категории коммерческого пилота, от вас потребуют пройти курс обучения в летном училище, иначе никак. Только вторая ступень мастерства дает право трудоустройства работника в авиакомпанию и выполнения полетов с целью получения прибыли.
Однако необходимый документ не гарантирует возможности трудоустройства. Получить летные права при определенных условиях реально. А вот что делать с налетом? Каждая авиакомпания предъявляет ряд требований, подразумевающих необходимость наличия у кандидата определенного количества летных часов. Для коммерческого пилота в РФ таковых должно быть не менее 200! А работа на симуляторе позволит вам засчитать не более 10 часов. Где взять остальные 190? Вот эту проблему вам придется решать самостоятельно.
Возможно, стоит даже выехать за рубеж, где авиаперевозки более активны, чем в РФ. Там получить необходимый опыт и стать коммерческим пилотом несколько проще. Но сразу же оговоримся, что авиационная отрасль РФ все сильнее нуждается в свежих кадрах, ведь летчики, которые проходили подготовку в СССР, активно уходят на пенсию. А значит, авиакомпаниям приходится набирать кадры, которые еще не имеют необходимого налета.