Размер имеет значение
Количество лопастей
Определившись с материалом, необходимо решить, какое количество лопастей станет для вас наиболее оптимальным. Это напрямую влияет на эффективность и плавность хода. Чем больше лопастей, тем меньше скорость, меньше вибрация и больше тяга.
Двухлопастные винты используются очень редко. Их область применения — это, как правило, болотоходы и электромоторы. Самые распространенные и оптимальные по своим свойствам — трехлопастные винты.
По мере увеличения площади упора увеличивается и площадь действия толкающих сил, и трение. Если нужна скорость налегке — выбирайте три лопасти. Это обеспечит вам высокий КПД, максимальную скорость и шанс, что, воткнувшись в песок, винт ляжет на две продольные лопасти, а третья будет торчать сверху, без повреждений.
Четырехлопастной винт считается грузовым, от него не стоит ждать максимальной скорости. Но зато более быстрый старт и уменьшение скорости выхода на глиссер вам обеспечены — и это хороший бонус для увлекающихся водными видами спорта. Очень важный момент, который часто становится решающим — большая площадь лопастей сэкономит расход топлива на крейсерском ходу. Благодаря четному числу расположенных друг напротив друга лопастей вибронагрузка снижается и ход лодки становится более плавным. Все эти плюсы актуальны, пока вы используете двигательную установку на 70–80% от полной мощности. Стоит достичь максимальной скорости — и четырехлопастной винт теряет все свои преимущества
Поэтому важно понимать, какую из ваших целей можно назвать первоочередной. Если вы — тягач, если вам не важна скорость и экономия топлива для вас — решающий фактор, то четыре лопасти в помощь
В остальных случаях лучше взять скоростной трехлопастной винт.
Диаметр винта
Также переменным значением является диаметр винта, измеряемый по внешнему краю лопастей. Чем больше диаметр — и, соответственно, площадь — тем выше тяговые свойства мотора, тем — как следствие — ниже скорость.
Самые часто встречающиеся: «круглое ухо» и эллипс, обеспечивающие оптимальное соотношение тяги и скорости. Для скоростных судов обычно ставят лопасти, сужающиеся к кончикам — такое строение уменьшает трение и увеличивает скорость перемещения легких судов. Для движения в заросших водоемах идеально подойдут косые винты, лопасти которых закручены по направлению движения и не имеют привычки накручивать водоросли.
Разновидности винтов
Конструкция зависит от материала изготовления. Лопасти стальных винтов тоньше. В процессе эксплуатации они не деформируется, не меняют геометрию.
Алюминиевые винты напротив, подвержены внешнему воздействию. Даже значительно большая толщина лопастей не уберегает их от временных изменений, деформаций при физической нагрузке.
При установке винта следует позаботиться о безопасности мотора. Если пластиковые и алюминиевые изделия могут разрушится при ударе, не нанося ущерба двигателю, то аналоги из нержавеющей стали могут привести к серьезным последствиям.
Выходом из ситуации может быть установка защитной втулки. При серьезной ударной нагрузке она станет преградой для критического воздействия на мотор.
Выбор по количеству лопастей важен в каждом конкретном случае. Больше, не значит лучше. Увеличенная площадь поверхности лопастей может привести к негативным последствиям. При высоких оборотах возможны нежелательные вибрации, излишняя нагрузка на двигатель.
Оптимальным считается четырехлопастной винт для судна под значительной нагрузкой. Не желательно его использовать при планируем передвижении в режиме глиссирования. Лучше в этом случае применить конструкцию с тремя лопастями.
Примечание! С выбором винта не стоит торопиться. Следует оценить возможности лодки, ее конструкцию и характеристики. Исходя из этих данный нужно рассчитать оптимальную модель для решения конкретной задачи. Если предполагается использовать водно-моторное средство в различных целях, то стоит иметь несколько винтов с различным шагом для их достижения.
Как подобрать гребной винт для лодочного мотора?
Поиск нового винта может быть продиктован желанием изменить характеристики водно-моторного средства, либо необходимостью покупки в следствии поломки.
Для оптимального выбора необходимо знать:
- Характеристики мотора, его мощность, количество оборотов;
- Особенности конструкции лодки;
- Целевое назначение водно-моторного средства;
- Материал изготовления;
- Особенности посадочного места винта, диаметр, количество шлицов.
Рекомендуется найти данные о штатном винте, который устанавливает производитель на имеющийся мотор. В описании характеристик имеются указания на какой тип лодки рассчитан двигатель, ее водоизмещение, осадку, массу.
Важна конструкция и материал изготовления водно-моторного средства. Если мотор мощностью 30-60 л.с. установлен на надувной лодке рассчитанной да двух человек, то в данном случае имеется запас мощности, который вычисляют по формуле 25 кг на одну лошадиную силу.
Можно увеличивать шаг винта. Такой же двигатель на катере для 5-х человек будет нуждаться в бережном отношении и для долгой безаварийной работе потребуется винт с более низким показателем шага.
Отметим! Для достижения скорости будет недостаточно увеличивать шаг. Здесь необходимо менять двигатель на более мощную модель. Считается, что при 80% загрузке лодки мотор должен выходить на паспортные значения оборотов.
Материалы изготовления гребного винта
Кроме технических характеристик, геометрии, количества лопастей, винты могут изготовляться из различных материалов:
- Пластик. Самый дешевый вариант, но это не значит, что этот выбор плох. Для моторов малой мощности пластиковый винт выглядит оптимальным решением. Он пластичен, долговечен, способен выдерживать ударную нагрузку без повреждений. Не подойдет для мощных оборотистых двигателей. При сильной нагрузке начинает деформироваться, менять геометрию, что приводит к снижению скорости, увеличению расхода топлива;
- Алюминий. Винты выполняются из сплавов с добавлением металлов, улучшающих показатели изделия. Алюминий при этом становится не таким пластичным, как чистое вещество. Металл приобретает твердость и вместе с тем хрупкость. При поломке можно обнаружить сколы с зернистой, кристаллической структурой. Невысокая цена при хороших эксплуатационных характеристиках делает этот винт очень популярным среди владельцев водно-моторных средств;
- Сталь. Чаще это нержавеющий сплав. Винт прочен, надежен. Рассчитан на предельные нагрузки. Отличный выбор для скоростной лодки. Форма лопастей и тщательная обработка поверхности для уменьшения коэффициента трения делают его характеристики недостижимыми в конкуренции с изделиями из других материалов. Цена высокая, но и технические параметры, долговечность также превышают аналогичные значения у винтовиз пластика и алюминия;
- Карбон. Изделий из этого материала пока не так много на рынке, но популярность их растет. Прочные винты из карбона имеют практически такие же характеристики, как металл, но они существенно легче. Стоимость сравнима с высококачественными изделиями из нержавеющей стали.
Выбирать винты на лодку следует с учетом особенностей эксплуатации. Для прогулочного катера достаточной мощности подойдут изделия из нержавеющей стали.
Отметим! Рыбацкая лодка, особенно если использоваться она будет в водоемах с большим количеством растительности, может оборудоваться винтами из пластика и алюминия. Это практично и недорого.
Что такое гребной винт в лодочном моторе?
Движение становится возможным, когда вращательный момент двигателя передает потенциальную энергию лопастям, которые создают тягу, опираясь на воду. Гребной винт передает усилие, возникающее при работе корпусу мотора, закрепленного на конструкции лодки.
Чем больше количество воды за единицу времени будут перемещать лопасти, тем мощнее будет движение. Габариты и форма гребного винта должны соответствовать поставленным задачам и возможностями силового агрегата.
Неправильно подобранный он может приводить как к снижению КПД, так и к рискам преждевременного выхода из строя двигателя.
Технические характеристики
Обращать внимание при выборе винта нужно на следующие показатели:
- Диметр винта. Измеряется он по краям противолежащих лопастей если это четырехлопастной винт, а когда их три, то умножение на два значения от центра до дальней точки;
- Шаг винта. Фактически это угол расположения лопасти относительно оси вращения. Шагом называют расстояние, которое преодолеет винт за один полный оборот. При этом не учитывается момент проскальзывания. Достигнуть паспортного значения можно это только в твердой среде. Практические показатели в воде ниже теоретических;
- Количество лопастей. Их может быть 2, 3, 4 и более. Двухлопастные используются крайне редко. Слишком много побочных эффектов возникает в процессе эксплуатации, поэтому применяют их толь ко для специальных целей. Самые популярные сегодня трехлопастные винты. Оптимальной сочетание геометрических особенностей для решения большинства задач. Винт с четырьмя лопастями и более имеет некоторое нюансы и применятся чаще на судах с большим водоизмещением и мощными моторами;
- Дисковое отношение. Значение показывает площадь поверхности лопастей в сравнении с аналогичным показателем диаметра. Измеряют спрямленные контуры. Конструкции винтов могут быть выполнены с перекрытием одной лопасти другой, поэтому значение дискового отношения может быть больше 1. Существуют модели с показателем 1, 5. Это означает что площадь лопастей превышает площадь диаметра на 50%. Практическое применение винтов на большинстве частных водно-моторных средств получили изделия с отношением 0,6 – 1, 2. Значения больше единицы актуальны для мощных моторов, способных приводить в движение большие массы воды за единицу времени, и соответственно развивать большую скорость.
Аббревиатура на имеет единого стандарта. Встречаются обозначения, где первой цифрой указывается количество лопастей. Потом следует диаметр. Затем идет значение шага винта и направление вращения. Например, 3х10х15R. Означает это, что винт трехлопастной, диаметром 10 дюймов с шагом 15, правого вращения. Часто торговая маркировка бывает иной.
Отметим! Первым указывается диаметр, а количество лопастей прописывают в конце. Уточнить все значения нужно в спецификации детали, которая имеется в сопроводительных документах, на упаковке изделия.
Характеристики гребных винтов
Алюминий или сталь?
Каждый из этих металлов имеет свои преимущества. Главный вопрос заключается в том, как Вы собираетесь использовать гребной винт? Безусловно, наиболее распространенным материалом, используемым сегодня для гребных винтов, является алюминий. Он прочен, легко ремонтируем и необычайно стоек к коррозии. Однако нержавеющая сталь примерно в 5 раз более прочная. Фактически, это самый прочный и долговечный из всех материалов, использующихся для гребных винтов. Это означает, что нержавеющей стали не грозят повреждения от трещин и ударов, которые обычно появляются на алюминиевых винтах. Это также означает, что лопасти такого гребного винта могут быть тоньше, что придаст ему дополнительную эффективность. Неудивительно, что нержавеющая сталь, по сравнению с алюминием, гораздо более устойчива к коррозии — хотя она также может стать причиной корродирования ближайших алюминиевых поверхностей в соленой воде в том случае, если не использовалась хорошая анодная защита. Кроме того, алюминиевые гребные винты не привязаны к типу судна, в то время как лопасти из нержавеющей стали определены для разных типов, позволяя Вам выбрать наиболее подходящий для того, чтобы достичь желаемого результата
Таким образом, если Вы цените ускорение, скорость и эффективность, то при выборе материала гребного винта Вам следует обратить внимание на нержавеющую сталь
Диаметр
Внешний диаметр винта – это диаметр окружности, описываемой внешними кромками лопастей. Как правило, на небольшие надувные лодки и катера устанавливают винт с большим внешним диаметром, а для скоростных судов — с меньшим; диаметр тем больше, чем меньше обороты двигателя (меньше скорость двигателя и/или больше редуктор). При увеличении поверхности лопастей диаметр будет увеличиваться.
Шаг винта
Шаг винта – это расстояние, пройденное винтом в осевом направлении за один оборот. Если винт имеет характеристику 13 3/4 х 21, то это значит, что его диаметр 13 3/4 (35 см) и шаг – 21 (53 см). Таким образом, теоритически этот винт проходит расстояние 21″ (53 см) за один оборот. Изменение шага вина в некоторой степени эквивалентно изменению передаточного отношения. Если Вы хотите, чтобы двигатель лодочного мотора имел заданное число оборотов, то имейте ввиду, что чем быстрее движется судно, тем больший шаг винта необходим.
Увод лопасти винта
Увод лопасти винта – это угол между задней кромкой лопасти винта и перпендикуляром к оси ступицы. Как правило, стандартные винты для подвесных и стационарных двигателей имеют увод лопасти равный 15°. Более эффективные гребные винты имеют переменный увод лопасти, доходящий до 3000 у периферии лопастей.
Больший увод лопасти гребного винта обеспечивает лучшую работу в ситуации, когда лопасть винта встречает сопротивление поверхности воды. На более легких и быстрых лодках больший увод лопасти позволит поддерживать оптимальное положение лодки и катера, и как результат увеличить максимальную скорость и снизить гидравлическое сопротивление. Однако, для некоторых легких и быстрых катеров слишком большой увод лопасти может способствовать их меньшей стабильности на воде, в этом случае лучше выбрать гребной винт с меньшим уводом лопасти.
Принцип и механизм работы гребного винта:
Основа механизма работы гребного винта – преобразование вращения вала двигателя судна в силу, заставляющую его двигаться, т.е. создание из толщи воды своеобразного упора, от которого как обычная лодка, так и многотонный крейсер могут оттолкнуться и начать (а в дальнейшем – продолжать) ход.
Главная составляющая винта – лопасти, от правильного расположения которых зависит ход машины. Когда конструкция начинает вращение, на поверхности лопастей создаются определенные силы:
– на стороне, обращенной по ходу движения (засасывающая), возникает разрежение;
– на стороне, расположенной против хода (нагнетающая) – увеличенное давление водной массы.
Разница в получаемом с разных сторон давлении и образует искомую силу (Y), имеющую название подъемной. Она, в свою очередь, состоит из сил, направленных в сторону движения машины (Р) и перпендикулярно к самому судну (Т), благодаря чему:
– достигается нужный упор для работы винта;
– образуется крутящий момент, чье преодоление возложено на двигатель.
Большое значение имеет и угол атаки профиля лопасти (α), который должен находится в пределах 4-8 градусов. Угол атаки – это угол, образующийся между вектором скорости потока воды, надвигающейся на лопасть, и самой поверхностью нагнетающей лопасти. Повышение этого значения приведет к увеличению крутящего момента, а значит, производительность двигателя будет затрачиваться впустую. При снижении возникнет обратная ситуация: уменьшатся подъемная сила и упор, что приведет к недоиспользованию мощности двигателя.
Как подобрать гребной винт для лодочного мотора?
Поиск нового винта может быть продиктован желанием изменить характеристики водно-моторного средства, либо необходимостью покупки в следствии поломки.
Для оптимального выбора необходимо знать:
- Характеристики мотора, его мощность, количество оборотов;
- Особенности конструкции лодки;
- Целевое назначение водно-моторного средства;
- Материал изготовления;
- Особенности посадочного места винта, диаметр, количество шлицов.
Как ловить больше рыбы?
Каждый ярый рыбак несомненно имеет свои секреты успешной рыбалки. Я и сам за время осознанного рыболовства нашел не мало способов, как улучшить клев. Делюсь своим ТОПом:
- Активатор клева. Стимулирует сильный аппетит у рыбы, привлекая ее даже в холодной воде. Всему виной феромоны, входящие в его состав. Жаль, что Росприроднадзор хочет ввести запрет на его продажу.
- Правильный подбор снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти на страницах моего сайта.
- Приманки на основе феромонов.
Остальные секреты успешной рыбалки вы можете получить бесплатно, читая другие мои материалы на сайте. Рекомендуется найти данные о штатном винте, который устанавливает производитель на имеющийся мотор. В описании характеристик имеются указания на какой тип лодки рассчитан двигатель, ее водоизмещение, осадку, массу.
Важна конструкция и материал изготовления водно-моторного средства. Если мотор мощностью 30-60 л.с. установлен на надувной лодке рассчитанной да двух человек, то в данном случае имеется запас мощности, который вычисляют по формуле 25 кг на одну лошадиную силу.
Можно увеличивать шаг винта. Такой же двигатель на катере для 5-х человек будет нуждаться в бережном отношении и для долгой безаварийной работе потребуется винт с более низким показателем шага.
Отметим! Для достижения скорости будет недостаточно увеличивать шаг. Здесь необходимо менять двигатель на более мощную модель. Считается, что при 80% загрузке лодки мотор должен выходить на паспортные значения оборотов.
Материалы изготовления гребного винта
Кроме технических характеристик, геометрии, количества лопастей, винты могут изготовляться из различных материалов:
- Пластик. Самый дешевый вариант, но это не значит, что этот выбор плох. Для моторов малой мощности пластиковый винт выглядит оптимальным решением. Он пластичен, долговечен, способен выдерживать ударную нагрузку без повреждений. Не подойдет для мощных оборотистых двигателей. При сильной нагрузке начинает деформироваться, менять геометрию, что приводит к снижению скорости, увеличению расхода топлива;
- Алюминий. Винты выполняются из сплавов с добавлением металлов, улучшающих показатели изделия. Алюминий при этом становится не таким пластичным, как чистое вещество. Металл приобретает твердость и вместе с тем хрупкость. При поломке можно обнаружить сколы с зернистой, кристаллической структурой. Невысокая цена при хороших эксплуатационных характеристиках делает этот винт очень популярным среди владельцев водно-моторных средств;
- Сталь. Чаще это нержавеющий сплав. Винт прочен, надежен. Рассчитан на предельные нагрузки. Отличный выбор для скоростной лодки. Форма лопастей и тщательная обработка поверхности для уменьшения коэффициента трения делают его характеристики недостижимыми в конкуренции с изделиями из других материалов. Цена высокая, но и технические параметры, долговечность также превышают аналогичные значения у винтовиз пластика и алюминия;
- Карбон. Изделий из этого материала пока не так много на рынке, но популярность их растет. Прочные винты из карбона имеют практически такие же характеристики, как металл, но они существенно легче. Стоимость сравнима с высококачественными изделиями из нержавеющей стали.
Выбирать винты на лодку следует с учетом особенностей эксплуатации. Для прогулочного катера достаточной мощности подойдут изделия из нержавеющей стали.
Отметим! Рыбацкая лодка, особенно если использоваться она будет в водоемах с большим количеством растительности, может оборудоваться винтами из пластика и алюминия. Это практично и недорого.
Подбор винта для лодочного мотора – нюансы и рекомендации
Итак, прочитав о технических параметрах, вы решаете купить винт лодочного мотора и идете в магазин или ищите подходящую модель в интернете. И тут может встретиться неприятный сюрприз: подробно характеристики не расписаны, а представлены в виде заводской шифровки. Тогда как подобрать винт на лодочный мотор, наверняка, озадачитесь вы. Да легко и просто, ведь прямо сейчас мы расскажем, как перевести заводскую маркировку на «человеческий» язык.
Маркировка винта
Информацию о технических параметрах изделия производители обычно наносят на лопасти или ступицу. Взглянув на винт, можно увидеть запись следующего вида:
- 12 ¼ х 15 – первым в дюймах указывается диаметр, а вторым шаг винта.
- 12 ¼ х 15 4R – иногда добавляют отметку о количестве лопастей и направлении вращения (R/RH – right – правая сторона). В примере говорится о 4 лопастях, вращающихся вправо.
- 3829-292-09 – просто числовая запись говорит о том, что это порядковый или каталожный номер изделия. В таком случае описание технических параметров следует искать на упаковке*.
Как видно, расшифровать заводскую надпись довольно легко. Но, прежде чем выбирать винт для лодочного мотора нужно точно определить, какие параметры гребного винта подойдут вашей лодке ПВХ. А как это сделать, выясним в следующем разделе.
Возможно будет интересно: Электромотор для лодки: как выбрать, характеристики, особенности эксплуатации
Расчет подходящего гребного винта
Уже отмечалось, что главным критерием выбора считается шаг винта, поэтому его значение мы и будем рассчитывать. А чтобы определить подходящий шаг винта для лодочного мотора следует провести измерения ходовых качеств. Выполняются они в несколько этапов.
- Обкатайте мотор в течение 20 часов «налегке», т.е. с минимальной нагрузкой.
- Замерьте тахометром число оборотов.
- Нагрузите лодку до максимального требуемого лимита. Если вы планируете выходить на воду с семьей или рыбачить с напарниками, следует проверить ход судна со всеми пассажирами и сопутствующим грузом.
- Снова замерьте число оборотов, которое мотор выполняет с полной нагрузкой лодки.
- Выпишите технические параметры установленного на мотор винта (напр. шаг 12).
Теперь записываем полученные данные и сопоставляем их с паспортными характеристиками.
Итак, первым делом берем показатель максимальных оборотов. Допустим он равен диапазону 4000-5000. Обращаемся к данным пункта №2. Если тахометр выдал максимальное значение, например, в 4800, значит установлен оптимальный винт лодочного мотора, т.к. замеры соответствуют паспортным данным. Но ходовые качества можно еще отрегулировать, устанавливая винты с разным шагом.
Вернемся к расчётам. Если наш винт 12 и показатель оборотов 4800, то до пикового значения остается 200 оборотов. Значит, установив винт с шагом 11, мы добьемся 5 000 оборотов, при этом скорость упадет на 5%, но увеличится тяга. А винт 13 уменьшит обороты до 4600, но увеличит скорость
Важно отметить, что с шага 10 для данной нагрузки начинается запредельное количество оборотов, что приведет к перекруту и износу мотора. НО увеличение нагрузки изменяет требования к винту, поэтому проверим измерения с полной нагрузкой (пункты №3-4)
Допустим с максимальным грузом число оборотов снизилось до 4200. Это все еще в пределах нормы, но улучшить тягу поможет винт меньшего шага. Например, если вместо установленного 12 поставить винт с шагом 10, обороты повысятся до 4600, а 8 и вовсе позволит добиться предела в 5000. Поэтому в идеале тем, кто выходит на воду и в одиночку, и в большой компании, рекомендуется иметь минимум 2 винта с разным шагом, точно рассчитанным под определенную нагрузку. Это позволит оптимально настроить ход судна и по максимуму использовать его технические возможности.
Отметим также, что нужно сделать, если показания тахометра расходятся с паспортным диапазоном. Нужно вычислить разницу между максимально допустимыми оборотами (большее число в диапазоне) и показаниями замера, а затем поделить это значение на 200 оборотов. Например, диапазон 4500-5000, а показания 3800. Проводим расчет.
(5000-3800):200 = 1200:2 = 6
Значит для повышения оборотов при данной нагрузке необходимо уменьшить шаг на 6. Если использовался винт с шагом 15, меняем его на винт с шагом 9 и получаем максимальные 5 000 оборотов.