Смазка велосипеда — Нижегородский экстрим
Смазка — предмет одного из наиболее жестоких споров в байкерской среде. Смазывать нужно только чистый байк. Это аксиома. После мытья нужно, чтобы смазываемые узлы высохли. Как правило, для этого достаточно пары часов. Ходовая часть велосипеда, к которой можно отнести систему, кассету и цепь (плюс, если есть, успокоитель цепи), подвержена стойким загрязнениям: здесь отлагается трудновымываемая смесь смазки, которую наносили цепь.
Существует несколько распространенных способов смазки и чистки цепи , но не один из них нельзя признать удовлетворительным. Действительно работают только два способа.
Традиционный способ чистки цепи
состоит в том, что цепь снимается с велосипеда и моется в растворителе. Такой способ создает определенные трудности при мытье современных цепей, поскольку они спроектированы таким образом, чтобы выдерживать большие напряжения, возникающие при переключении под полной нагрузкой, что стало возможным на современных конструкциях звездочек. Пластины современных цепей прочнее склепаны, и ось трудно вынимать и вставлять, не повредив или боковую пластину или саму ось. Если ты хочешь мыть цепь, сняв ее с велосипеда, то лучше всего приобрести специальное разъемное звено, такое как Craig Super Link. Такое звено позволяет снимать и надевать цепь без инструментов. Имеются и готовые цепи с таким звеном. Например, SACHS PC-61.
Просто и идеально цепь можно отмыть, сняв ее с велосипеда и засунув в пластиковую бутылку с небольшим количеством солярки или керосина, и хорошенько поболтав, а потом повторить с «фери» и чистой водой — даже руки не запачкаешь.
Другой способ чистки
состоит в том, что ты моешь цепь, не снимая ее с велосипеда с использованием приспособления (машинки) для чистки цепи. Такое приспособление представляет из себя коробочку, через которую пропускается нижняя ветвь цепи. Внутри коробочки находятся щетки и ролики, которые изгибают и чистят цепь, пропуская ее через растворитель. В машинку наливается немного Fairy и немного воды — чем горячее, тем лучше. Ты ужаснешься тому количеству грязи, которое сойдет с цепи после этого! С одной стороны, когда моют цепь, сняв ее с велосипеда, то, как правило, используют больше растворителя, чем помещается в приспособление для чистки цепи. Поэтому и грязи раствориться может больше. С другой стороны, приспособления для чистки цепи вращают ролики и изгибают цепь. Такой способ способствует более глубокой очистке цепи.
Но все же лучший способ очистки цепи — ручной с использованием щеточки и растворителя. Звезды приходится чистить с помощью пластиковой щетки и Fairy, смазывать их не нужно.
Как осуществляется замена?
Для того чтобы выполнить самостоятельно замену элемента, вам нужно приобрести и подготовить такие элементы:
- Новый успокоитель для автомобиля вашей марки (стоимость около 500 руб.).
- Кусок стальной проволоки: длина — 20 см, диаметр — 1,5 мм.
- Рожковые ключи.
- Торцовые ключи и вороток, трещотка.
- Отвертки плоские.
Вам нужно выполнить такие манипуляции при ремонте:
- Снимите фильтр очистки воздуха. Ключом на «12» выкрутите 5 болтов, которыми он крепится.
- Головкой на «13» выкрутите болты, которыми крепится крышка ГБЦ и снимите ее.
- Ослабьте крепление башмака ключом на «13».
- Плоской отверткой теперь нужно отжать в сторону башмак.
- Удерживаете отверткой в таком состоянии башмак и затягиваете гайку колпачка.
- Сделайте из проволоки крючок, которым будете удерживать успокоитель. В противном случае он провалится внутрь мотора.
- Выкрутите все болты, которыми крепится успокоитель.
- Прокрутите распределительный вал примерно на 1/3 оборота по ходу движения часовой стрелки.
Далее необходимо извлечь успокоитель при помощи проволоки. Новый устанавливается на место старого, и осуществляется сборка в обратном порядке.
Успокоитель цепи — что это такое и как используется? на News4Auto.ru.
Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.
Как работает успокоитель?
Когда происходит запуск двигатель, начинают от стартера вращаться коленчатый и распределительный валы. В идеале все механизмы должны работать максимально синхронно, но выходит сделать это не всегда. На обоих валах установлены специальной конструкции звездочки, на них ставится цепь. Она изнашивается и провисает, а еще иногда можно наблюдать и вовсе странное явления – обламывание зубцов. При этом провисание только увеличивается.
В итоге распределительный вал при запуске начнет вращаться после того, как коленчатый сделает треть оборота. Происходит рассинхронизация, цепь провисает еще больше и может соскочить со звездочек. Для того чтобы не произошла рассинхронизация, устанавливается система успокоения. Это башмак и успокоитель. Башмак соединяется с маслопроводом, у которого на штуцере стоит датчик давления. Если провисание цепи достигает критического значения, то при помощи датчика фиксируется падение давления масла.
При этом в маслопровод нагнетается дополнительная порция масла, которая выталкивает башмак. Он выдвигается и начинает надавливать на цепь привода ГРМ. Это не позволяет ей соскочить со звездочек на распределительном и коленчатом валах. Но проблема в том, что давит башмак сильно и резко, цепь при этом колеблется. Причем колебания наблюдаются не под башмаком, а с обратной стороны. Именно для гашения этих колебаний установлен успокоитель цепи. На “Ниве” используется устройство такой же конструкции, как и на ВАЗе классической серии.
Это всего лишь пластина из металла, которая имеет высокую прочность. В конструкции нет подвижных элементов, но без успокоителя цепь и зубья звездочек изнашиваются очень быстро.
Какие модели лучше купить
Сегодня большинство и профессиональных велосипедистов, и любителей стараются установить успокоитель цепи на велосипед. Для чего нужен понятно каждому, но какой лучше выбрать?
Ценовая политика в этом сегменте рынка достаточно широкая. Можно подобрать пластиковый элемент, изготовленный в Китае и заплатить только тысячу рублей. Но если нужен качественный комплект от известных брендов, то придётся отдать и $100.
Наш рынок рассматриваемой продукции нельзя назвать разнообразным. Но, всё-таки на нём представлены лучшие мировые производители. К ним относятся:
- компания Truvativ, выпускающая высококачественную продукцию;
- производитель из Великобритании Hope, применяющий только современные материалы;
- занимающая средний сегмент по стоимости своего товара, компания Shimano.
Товары от названных выше производителей, безусловно, не нуждаются в дополнительной рекламе, но на их покупку придётся раскошелиться.
Хотя некоторые любители вполне способны изготовить успокоитель цепи на велосипед своими руками. Он вполне выполняет поставленную задачу и деньги, при этом, не придётся выбрасывать.
О способах крепления
Для достижения высокой эффективности применения успокоителя цепи на велосипеде его необходимо правильно установить. Выделяются следующие типы монтирования:
- Для крепления частичных видов защиты, в число которых входит и «банан» используют ВВ крепление. В данном случае успокоитель размещается на каретке, прижимающей его к раме.
- Крепление ISCG, предусматривающее установку устройства на раму путём прикручивания в трёх местах. Они располагаются по окружности диаметром около 60 мм. Дистанция между крепёжными болтами почти 48 мм.
- Появившийся всего несколько лет назад стандарт ISCG 05. Считается на сегодняшний день самым прогрессивным и используется признанными в мире производителями велотехники. В данном случае увеличен до 73 мм диаметр окружности, и места крепления размещены на расстоянии до 53 мм.
Известны и другие стандарты крепления, но наиболее широко используются описанные выше.
Рокринг
Рокринг – элемент силовой защиты передней звезды велосипеда от механических ударов о бортик, землю и прочие препятствия. Конструкция рокринга предельно проста, она представляет собой круг стандартных габаритов, диаметр которого немного превышает диаметр самой крупной звезды велосипеда. Рокринг монтируется на стандартное крепление и, по сути, заменяет самую крупную звезду ходовой части транспортного средства. Рокринг можно использовать одновременно с передним переключателем скоростей. Для изготовления этого защитного элемента используются: металл, ударопрочный пластик.
Комплектация устройства
Успокоитель цепи подразумевает целый набор элементов для велосипеда, призванных не только уберечь вас от травмы и порчи новой велоодежды, но и упрощающих техническое обслуживание байка во время путешествия. Стандартная комплектация включает:
- рокринг;
- два ролика, которые ставятся на раму на месте переднего переключателя. Они защищают звездочки и фиксируют цепь, не давая ей упасть.
Инженеры постоянно модернизируют конструкцию, чтобы снизить вес и стоимость. Уменьшают детали, заменяют ролики рамками, а в дворовых сервисных центрах защита монтируется прямо на кассету.
Давайте рассмотрим основные составляющие успокоителя.
Рокринг
Призван защищать переднюю звезду от деформации об препятствия, поверхность земли и борта. Внешне рокринг выглядит как круг, немного превышающий стандартную крепежную звездочку по размерам. Им заменяют самый большой элемент в системе.
Важно! Можно использовать деталь вместе со скоростным переключателем.
Для производства рокринга используется прочный пластик или металл.
Чтобы снизить громоздкость конструкции компании-производители предлагают «бананы» – определенную часть окружности, которая прикрывает самые уязвимые места от ударов снизу.
Стоит знать! Это тот же самый рокринг, только в виде четверти кольца, который крепится снизу на успокоитель. Ставится в основном на гоночные байки.
Роликовый успокоитель
Успокоением цепи обычно занимается именно ролик, который поддерживает звенья и не допускает их соскальзывания. Встречаются успокоители трех видов:
- С одним или двумя роликами – часто велосипедистам хватает одного элемента, так как он легко справляется с основной задачей.
- С широкими роликами для нескольких звездочек – используется для скоростных и профессиональных велосипедов
- Без роликов – в данном случае цепь будет держаться за счет рамки. Такая простая модель подойдет, если устройство монтируется с допуском и не предусматривает постоянного нахождения в работе.
Защита велосипедной цепи
Вело-цепь, как один из важнейших технических узлов транспортного средства, нуждается в регулярном и грамотном защитном уходе. Специалисты дают велосипедистам ряд действенных рекомендаций по защите и продлению срока службы современных велосипедных цепей:
- Не следует использовать густые смазки (типа литола). Они цепляют огромное количество пыли и грязи, что существенно сокращает цепной срок службы.
- Смазывать цепь лучше специальными вело-маслами через каждые 100-300 км (в зависимости от характера езды и местности, по которой приходится двигаться).
- Необходимо применять только те смазки, которые соответствуют текущему сезону.
- Нельзя ездить на «перекошенных» передачах, поскольку это значительно сокращает ресурс велосипедных цепей. Неопытные начинающие велосипедисты допускают одну распространенную ошибку — включают большую звездочку спереди и сзади. Цепь оказывается чудовищно перекошенной и начинает «жрать» сама себя.
- Стоит приобретать цепи с большим ресурсом. Например, Campagnolo, которые без проблем будут работать до 10000 километров.
- Надо продуманно и осмотрительно пользоваться передачами. Например, спереди поставить среднюю звезду, а дальше задействовать задний переключатель. Как только задних передач не будет хватать, необходимо переходить на большую или маленькую передние звезды. Ситуация на дороге нормализовалась? Значит, нужно снова задействовать переднюю среднюю. Тогда цепь точно будет работать с минимальным возможным перекосом.
- Использовать «правило трех цепей». Это когда у велосипедиста есть три хорошие цепи и он меняет их, что называется, «по кругу» через каждые наезженные 600 км. Звезды кассеты при таком «раскладе» протачиваются равномерно, а цепной ресурс существенно возрастает. «Тройного комплекта» велосипедных цепей хватит на 10, а то и 15 тысяч километров пути, что позволит сэкономить серьезные денежные суммы на цепных заменах по износу.
Как подобрать и установить успокоитель цепи
Успокоитель представляет собой простую конструкцию, изготавливаемую из металла высокого качества, которая предотвращает слёт звеньевого элемента. Для правильного функционирования его необходимо грамотно установить.
Порядок установки успокоителя:
- демонтировать педали;
- снять с велосипеда звёзды переключения передач. В некоторых моделях необходимо снять каретку;
- самую крупную звезду, место которой займёт роклинг, необходимо установить на место средней;
- закрепить конструкцию на местах кареточных выступов;
- смазать все трущиеся элементы;
- надеть цепь и правильно её натянуть.
Следуя вышеописанным инструкциям, можно понять, как на спортивном велосипеде натянуть цепь или сделать ту же операцию на более простом двухколёсном транспорте.
Как выбрать?
Девайсы, как правило, рассчитаны на 2 звезды. Очень мало успокоителей цепи велосипеда на 3 звезды
Также обратите внимание на количество зубьев на звезде – это тоже влияет на выбор успокоителя
По материалам успокоители различаются на пластиковые (легкие, дешевые, хрупкие), металлические (как правило, алюминиевые – относительно тяжелые, средней стоимости, прочные) и карбоновые (дорогие, легкие, не такие прочные, как металлические). Если вы любите гонять, вам нужен успокоитель полегче. Если вы часто катаетесь по бездорожью, холмам, горам, выполняете трюки – вам нужен прочный успокоитель.
Успокоитель для цепи велосипеда может быть оснащен рокрингом – это кусок пластика, который защищает звезду велосипеда от ударов о различные препятствия – бордюры, камни и пр. Бывают также легкие, но не очень долговечные (пластиковые) и тяжелые, но выносливые (из металла). Рокринги нужны тем, чей стиль катания имеет черты экстремального – трюки, фрирайд, гонки, кросс-кантри, катание по горам и пр.
Успокоители могут быть с рокрингами или без, без рокрингов, но с защитой звезды (она крепится снизу, весит меньше, чем рокринг, но и защищает хуже). Также есть и «голые» успокоители без рокрингов и защит. Они, соответственно, легче, но звезда ваша открыта всем камням и бордюрам. Такие успокоители состоят только из рамки и одного или двух прижимных роликов.
По креплениями натяжители цепи подразделяются на BB, ISCG и ISCG 05. Первый – крепится на каретку, успокоитель к раме прижимается кареткой. Второй – крепится болтами непосредственно к раме.
Смазка велосипеда
Итак, велосипед является механизмом, который нуждается в регулярной чистке и смазке. Эта аксиома знакома всем, кто хоть немного разбирается в механике.
Смазка велосипеда нужна для того, чтобы уберечь от преждевременной деформации и разрушения трущиеся части узлов и механизмов велосипеда. Но это не единственное ее предназначение. В современном велосипеде специальные смазки применяются в качестве демпфирующей жидкости в велосипедных вилках и задних амортизаторах. Также существуют смазки для резьбовых соединений (для обеспечения их нормальной работоспособности).
Какие части велосипеда нуждаются в смазке?
Для начала отметим те части, смазка которых вполне доступна самому велосипедисту (разумеется, не искушенному в полной сборке и разборке велосипеда):
Цепь велосипеда (читайте нашу статью «Велосипедная цепь. Чистка и смазка.» ). Оси движущихся частей тормозных ручек. Оси движущихся частей заднего и переднего переключателей передач (в т.ч. ролики). Оси движущихся частей тормозов. Тросики, передающие усилия на переключатели передач и тормоза. Ось маятника заднего амортизатора (если, конечно, ваш велосипед им оснащен).
Следует сказать, что при проведении смазки велосипеда, многие начинающие велолюбители пренебрегают смазкой системы переключения передач и тормозов. А зря. Смазанные переключатели скоростей, тормозные ручки и тросики работают гораздо плавнее, тише и легче несмазанных (как правильно смазывать тормозную систему и переключатели передач читайте в нашей статье «Обслуживание велосипеда» ).
Защита пера велосипеда
Защиту пера велосипеда часто называют защитой от цепи. Правое заднее нижнее перо рамы, над и под которым проходит цепь, часто царапается цепью в то время, когда на велосипеде съезжаешь с бордюра или на тряской дороге.
Цепь бьёт по перу, что приводит к сколам краски и лака и делает неэстетичным внешний вид велосипеда. На стальных рамах этот вопрос встает еще актуальней, так как на месте повреждения лакокрасочного покрытия возникает коррозия металла.
Избежать этого помогает защита пера велосипеда.
Для чего ставят защиту пера велосипеда
Подавляющее большинство начинающих велосипедистов вначале не подозревает, что цепь может царапать заднее перо рамы и узнают об этом, когда перо уже имеет непристойный вид. Велосипед еще новый, а перо уже поцарапано.
Защита пера велосипеда изготовливается самостоятельно, причем несколькими доступными способами. Самый простой вариант — намотать изолентой несколько слоев на перо. Еще один вариант, сделать защиту пера из термополиестерола — этот материал используется для термоизоляции труб.
И еще из многого другого. Стоимость такой самоделки стоит копейки, а эффект ощутимый. Крепится самодельная защита пера при помощи одноразовых пластиковых хомутов.
Защита пера велосипеда имеет широкий спектр цветовой гаммы, чтобы подобрать под цвет рамы велосипеда. Нелишними являются светоотражающие надписи, заметные в темное время суток и работающие в качестве светоотражателя, которые будут нелишними в для безопасности.
Еще посмотреть на эту тему:
Габаритные огни велосипеда. Габаритные огни предназначены для того, чтобы обозначить велосипедиста при езде в темное время суток. Главным средством обеспечения безопасности в темноте является красный габаритный огонь…
Светоотражатели для велосипеда. Боковые светоотражатели как правило устанавливаются на спицах колес и они имеют жёлтый или оранжевый цвет. Многие велосипедисты, особенно продвинутые не очень любят отражатели на спицах, они нарушают центровку колеса. Такое происходило в случае со старыми отражателями…
Велосипедный звонок. Так как велосипедисты – это полноправные участники дорожного движения, то они согласно ПДД должны подавать предупредительные звуковые сигналы. С помощью звонка велосипедист может предупредить пешеходов или других участников движения о своих намерениях…
Курьерская сумка – модный аксессуар. Курьерские сумки для велосипедистов (Messenger Bag) становятся всё более популярными аксессуарами (по крайней мере в Европе и США), вытесняя небольшие заплечные рюкзаки…
Натяжка велоцепи
Механизм возможно натянуть самостоятельно, как на скоростных моделях с переключением передач, так и на велосипедах без них.
Для того чтобы правильно натянуть цепь на велосипеде, особенно, если она начала проскальзывать, понадобятся гаечные ключи (которые обычно идут в комплекте с транспортным средством) и немного терпения.
На велосипедах без скоростей
Перед началом работы с этим элементом обыкновенного велосипеда, который отличается от других видов, следует знать основное правило – нельзя натягивать цепь до состояния струны. Нормальным состоянием этого узла считается провисание до 5-ти мм.
Как натянуть цепь на обычном велосипеде, последовательность операций:
- Транспортное средство переворачивается. Чтобы не повредить сиденье или поверхность руля, под них можно подкладывают небольшие куски мягкого материала.
- Заднее колесо держится на двух гайках. Для работы с цепью, их необходимо ослабить.
- Последствием движения колеса по наклонным пазам, надо настроить требуемое провисание.
- После того, как было достигнуто рекомендуемое расстояние в 5 мм, заднее колесо надо закрепить на 2 гайки, которые потом следует аккуратно затянуть. Не стоит прикладывать массу усилий.
- Слишком натянутый механизм не даст велосипедисту свободно вращать педали. Также при возвращении транспорта в исходное состояние, внимательно следят за тем, чтобы ось колеса проходила параллельно валу каретки.
На скоростных с передачами
Как натянуть цепь на велосипеде со скоростями? Конструкция скоростных обеспечивает натяжение звеньевого элемента посредством увеличения жёсткости пружины заднего переключателя. В случае неправильного выбора длины звеньевого элемента и последующей замены, переключатель не обеспечит должного натяжения.
При сильном провисании цепь будет бить по раме, а переключение передач станет затруднительным. Также не следует ставить слишком короткий механизм, натяжение ускорит износ всего механизма скоростей.
Это можно сделать двумя способами:
- Натягиваем цепь на самую большую переднюю и заднюю звездочки. Тянем за нее, отводя задний переключатель до максимума вперед. Добавляем два звена и получаем оптимальную длину цепи.
- Перебрасываем цепочку спереди на самую большую звезду, сзади — на самую маленькую. Подтянуть ее до такого положения когда:
- рамка заднего перебрасывателя будет указывать ровно вниз;
- ролики переключателя должны быть в одной вертикальной линии.
Аккумулятор
С аккумулятором электровелосипеда основная засада в том, что вариантов выбора слишком много. Можно купить специальный багажник с отсеком под аккумулятор. Но в этом случае людей на багажнике уже не покатать.
У этой весьма неплохой модели емкость аккумулятора 17 Ah (по честному наверное 15 Ah). Цена: 27 773 руб.Если вариант с багажником вас заинтересует, берите сразу комплект багажник + батарея набитая аккумуляторами или багажник + корпус батареи. Если брать по отдельности, то велик риск того, что багажник с батареей не подружатся.
Можно купить батарею типа «лягушка» на подседельный штырь.
Встречаются довольно объемные батареи с заявленной емкостью 25 Ah (врут конечно). Но они исключают использование багажника и нормального подседельного амортизатора.
Наиболее часто используемые батареи крепятся во внутренний треугольник рамы и бывают трех типов: «треугольники», «бутылки» и «дельфины».
Можно спроектировать батарею и вам ее соберут профессионалы:https://www.voltbikes.ru/services/shell/https://li-force.ru
Поскольку я не испытываю доверия к китайцам и предпочитаю иметь возможность предъявлять претензии за косяки при личном общении, пришлось поступить следующим образом. Корпус для батареи был приобретен в Китае. За 2133 руб.Сборка батареи на 60-ти элементах LG MH1 была заказана в Маленьком Китае (расположенном в Москве). Честная ёмкость батареи получилась чуть больше 18 Ah. Там же было приобретено зарядное устройство (Professional Lithium Power Battery Charger, на 42.0 V, производитель Shuangye) и один из проводов был раздвоен для подключения фары. Обошлось мне это в 25000 руб.
Покупка
Цены на подобные устройства сильно варьируются – от 1000 р. за китайский пластик или изделие из соседней мастерской до 100 и более долларов за профессиональные комплекты с рокрингом и качественными роликами.
Рынок изделий достаточно узок. Выделяют всего несколько приличных компаний:
- Truvativ – бренд от SRAM, безусловный лидер по качеству. Официально ввозится в Россию несколькими компаниями;
- Hope – британская компания, делающая ставку на современные материалы при изготовлении деталей велосипеда;
- Funn – тоже британская компания, ввозится в РФ достаточно редко, и цены обычно завышены;
- Shimano – занимают средний ценовой сегмент.