Конструктивные особенности вилки
Рассмотрев повнимательней самую обычную вилку, можно увидеть, что ее конструкция выглядит следующим образом. Имеется рулевая труба, к которой с одной стороны крепится руль, а с другой она плавно переходит в корону.
Стоит отметить, что вилки бывают одно- и двухкоронными. Вилки с одной коронкой как правило устанавливаются на обычные горные и гибридные велосипеды с небольшим ходом. Двухкоронными вилками оснащаются байки, рассчитанные для скоростного спуска и прыжков.
Вернемся к устройству нашей вилки. Из коронки выходят внутренние трубки, которые входят в так называемые ноги вилки – это трубчатая часть вилки, которая задвигается в штаны амортизационной вилки.
Спицы колеса велосипеда
У спиц колеса велосипеда несколько задач:
— Во-первых они соединяют втулки с ободом;
— Во-вторых они должны обеспечивать хорошую жесткость и надежность колеса;
— В третьих, благодаря своей упругости, они создают дополнительную амортизацию и равномерно распределяют нагрузку по всему ободу.
Обычно спиц в колесе горного велосипеда 32 или 36 штук, их количество зависит от назначения колеса и вида спицевого набора. Иногда бывает и меньшее количество спиц. На гибридные и городские велосипеды обычно устанавливают 36 спиц. На тандемах спиц может быть даже до 40 или 48! А на шоссейных велосипедах 32, 28, 24
Снижением количества спиц достигают общее снижение веса велосипеда, в том числе, вращающихся масс колеса, а это очень важно для езды с частыми изменениями скорости движения.
Конструкция спицы велосипеда представляет собой тонкий стержень, загнутый и расклепанный на одном конце и с резьбой на другом. К ободу спица крепится специальной гайкой (ниппелем). Спицы велосипеда имеют разный диаметр, подбирать который нужно в зависимости от размеров втулки, диаметра обода и типа спицевого набора. У стандартных спиц диаметр от 1,6 до 2,3 мм.
По способу изготовления они разделяются на катанные и тянутые. Катаные спицы имеют одинаковую толщину по всей длине. Толщина тянутой спицы в середине меньше, чем по краям, за счет этого уменьшается ее вес. От разной толщины по краям и в середине спицы не ухудшается ее прочность потому, что большая нагрузка приходится на место крепления спицы к ободу, а не на середину. Зато у тянутой спицы увеличена эластичность и упругость за счет уменьшения ширины сечения в середине. Как следствие, амортизационные свойства таких спиц выше. Однако и стоимость тянутых спиц больше чем катанных. Так же существуют лезвиеобразные спицы велосипеда, у них кованная центральная часть и форма в виде лезвия. Механические свойства и аэродинамика у них значительно выше других видов спиц велосипеда.
Спицы велосипеда изготавливают из высоколегированной стали, титановых сплавов, конструкционной стали. Также велосипедные спицы делают из карбона, но они очень хрупкие и, следовательно, опасны.
Резьбу на спицу велосипеда либо нарезают либо накатывают. При втором способе изготовления диаметр стержня спицы несколько меньше диаметра резьбы. Спицы с накатанной резьбой более прочные чем с нарезной, но спицы с накатанной резьбой стоят дороже, так как их сложнее производить.
Гайки, которыми велосипедная спица крепится к ободу колеса, называются ниппели. У них грибовидная форма и они имеют прорезь под отвертку с одной стороны и грани под ключ с другой. Их производят из стали, бронзы и алюминия. Самые дешевые и наименее качественные ниппеля из стали. Бронзовые ниппеля ставят на титановые спицы, резьба на них очень гладкая, к тому же бронза практически не подвержена коррозии. Алюминиевые ниппеля довольно надежные и имеют небольшой вес. Однако при их использовании нужно учесть тот факт, что если ставить их на обода с алюминиевыми пистонами в месте соединения алюминиевых ниппеля и пистона может произойти химическая сварка.
При установке велосипедных спиц нужно следить за их оптимальным натяжением, так как при слабом натяжении может произойти поломка спицы в зоне головки. Это происходит из-за заметного изменения нагрузки при вращении колеса и возникает усталостное разрушение материала велосипедной спицы. Если длина спицы подобрана неправильно, то также может произойти поломка в резьбовой части или спица вырывается из ниппеля.
Как спицевать колесо — спицевые наборы
Количество и толщина спиц
Боли в ступне при езде на велосипеде
Все статьи раздела
Как определить неисправность ниппеля
Ослабление давления колеса – первые звоночки неполадок со спусковым устройством камеры. Причем оно снижается постепенно, и в дороге это можно обнаружить не сразу. Пробои стенок шины, как правило, дают знать о себе сразу.
За удержание воздуха внутри шины отвечает прорезиненый клапан ниппеля. Со временем он истирается, что ухудшает плотность прилегания его к металлической трубке. Сначала проблема может решаться сама собой за счет высокого давления изнутри. Также выходу воздуха частично препятствует накидной защитный колпачок.
Устройство автониппеля (разрез)
Сильно изношенный клапан и золотник уже не могут удерживать воздух и выпускают его даже при закрытом накидном колпачке.
Для определения неисправности есть три способа:
- Слуховой. Необходимо накачать камеру и прислушаться к звуку спускания. Если чувствуется легкий ветерок и тихо, пробита стенка велокамеры. Ниппель спускает громче.
- Визуальный. Нанести капельку воды на золотник. Выходящий воздух будет создавать мелкие пузырьки. На камерах с антипроколом наносить воду необязательно – при износе клапана герметик будет выходить наружу вместе с воздухом.
- Контактный. Здесь все просто: накачиваем камеру до определенного давления и зажимаем отверстие. Ждем 5–10 минут, затем быстро перемеряем давление. Если оно не упало, значит, проблема в ниппеле.
К неисправностям относятся не только износ клапана и золотника. Так, например, срыв штока на ниппелях Presta делает их полностью непригодными к эксплуатации. Также существует проблема срыва прорезиненой оболочки втулки с камеры – это для классического автониппеля. В случае с Presta деформируется герметизирующая шайба.
Причины этих неисправностей в неправильном давлении воздуха в шинах. Так, из-за перекачки колес на ниппеле Presta наблюдается срыв штока мощным потоком воздуха. При недостаточном давлении деформируется крепление резинового кожуха втулки к камере. Так что необходимо придерживаться оптимального давления в шинах велосипеда, чтобы избежать неприятностей и с проколами, и с ниппелем.