Мотоцикл Ява 350 — легенда своего поколения

Особенности Ява 350 634

В последние годы существования СССР можно было купить JAWA 634 с телескопической передней подвеской, с рабочим ходом в 15 см. Задняя же была маятникового типа и ходила на 80 мм.

Тормозная система переднего колеса работала на гидравлическом диске, который имел диаметр в 265 мм. Задние же базировались на барабанном типе.

Сухая масса мотоцикла достигла 148 кг. При этом, топливный бак вмещал 17 литров.  Двигатель Ява 350, как и большинство советских мотоциклов, имел двухтактный тип работы. Его объем в 344 куб.см. с поперечным расположением 2 цилиндров считался наиболее распространенным в СССР типом силового агрегата.

Карбюраторная система питания – еще один общепринятый советский и мировой стандарт того времени.

Мощность силового агрегата Ява, купить которую удавалось с трудом для большинства соотечественников, составила 23 лошадки. Запускалась 350-ка исключительно на кик-стартере и имела 4-х ступенчатую коробку передач. Максимальная рекомендованная ее скорость достигала 125 км/ч, но в большом количестве случаев мото чувствовал себя уверено и на большей скорости.

Примечательно, что железный конь имел слегка отличительный от прочей совковской мото-техники диаметр дисков (18). Ява 638 закрепился в памяти жителей СНГ, как самый чудной и навороченный байк времен социализма.

  • Назад

  • Вперёд

Мотоцикл Ява 350 634

Приветствуем на одном из крупнейших мотоциклетных порталов рунета, где собрано огромное количество материалов специально для почитателей двух- и трехколесных! Вы находитесь на «Все о мото». Это сайт, который поможет вникнуть во все особенности байкерского движения и разного рода мото-техники. Мы поможем вам познать все тонкости конструкции и показательных характеристик лучших моделей байков.

О создателях Jawa 634

Ява 350 – лучшие мотоциклы восточно-европейского мотопрома. Как лучшие дорожные мотоциклы всего социалистического блока, данные стальные агрегаты прославляли производителей Чехословакии. Еще в советские времена «ОТК» и четкого контроля производственных процессов эти мотоциклы считались лучшими из лучших. В продаже они были доступны по всей территории СССР, но возникновению дефицита на байки все же не удалось избежать.

Название своего бренда создатели мотоциклов Ява 634 не брали в сопоставление с островом Jawa. Такое имя стало сокращением от имени владельца фабрики в сочетании с буквами из названия фирмы «Wanderer», которая продала предпринимателю первое оборудование для налаживания производства в Чехии и лицензию на выпуск байков под новой маркой.

Культ Явы 350

Мотоциклы вышеуказанного производителя нередко снимались в отечественных кинофильмах. На одном из таких ездил даже герой мультфильма о зайце и волке.

Именно эти железные кони получали народные клички. Например, одна из таких «Ява-старуха». Те модели, что обладали одноцилиндровым двигателем народ просто и искусно называл «чекушками».

Куплю Яву – вот что интересует наших соотечественников даже в современности, при том что последнюю модель Jawa 350634 поставляли в СССР еще в конце 1980-х-начале 1990-х.  Главные ее отличия от модели 634 состоят в особенностях нового двигателя, электрике с напряжением в 12 вольт, а также в конструкции новой передней вилки. Крыло в передней части нового мото окрашивали в красный цвет. Заднее же было черным.

Вышеуказанную модель байка нередко называли «Ява-Пенал». Помимо этого, в народе она получила еще и прозвище «Банан» или «Белка». Последнее возникло из-за особенностей заднего спойлера.

Те модели, которые выпускались с индексом 000, получили народное прозвище «Люкс» либо же «Супер». Отличалась они, в первую очередь, своими выпускными трубами, обладающими большей длиной.

Новый старший брат

К 1934-ому году фабрика готовила новую модель с 350-кубовым двигателем, которая должна была встать между снятой к тому времени с производства громоздкой «пятисоткой» и маленьким Виллиерсом. Прототип, представленный на автомотосалоне 1934 года соответствовал моде и прогрессу тех лет. Фирменные черты, такие как сдвоенная рама в форме треугольников, каплевидный топливный бак и конечно же, красный цвет, стали уже доброй традицией марки Jawa.

Из новшеств появился электрический стартер-генератор и коробка передач, которая не соединялась, как прежде, с двигателем в едином блоке, а была отнесена назад, к оси заднего колеса. Крутящий момент передавался к ней от двигателя посредством вала — такую компоновку называют transaxle.

Но революционность модели обуславливала и обратную сторону медали –высокую цену, а каков спрос на дорогие мотоциклы Янечек уже знал на примере Jawa 500 cc. Поэтому в серию «триста пятидесятая» пошла в гораздо более простом исполнении. Четырехступенчатую коробку передач «вернули на место», причем управлять ею с помощью хитрого рычага можно было как рукой, так и ногой, а заднее ведущее колесо приводилось обычной цепью.

На фото: Jawa 350 OHV

Получился простой, но быстрый и неприхотливый мотоцикл. Цена в 6950 крон казалась вполне приемлемой для народа, а динамика 12-сильной машины позволяла и в соревнованиях участвовать. Модель быстро облюбовали поклонники быстрой езды и спортсмены, и в том же 1934 году фабрика подготовила гоночную версию мотоцикла для профессиональных соревнований – на таких чехословацкие мотогонщики Витвер и Дусил привезли к финишу шестидневных гонок в Германии каждый по золотой медали. Так становилась история марки Jawa в мотоспорте.

Впрочем, в гражданской версии Jawa 350 не снискала особой популярности – за три года было выпущено всего две с половиной тысячи экземпляров. Спортивное направление марки развивалось активно – команда Франтишека Янечека вкусила радость побед. Созданная в 1935-м году модель 350OHV не слишком сильно отличалась от простой «триста пятидесятки». Более мощный (15 л.с.) двигатель с увеличенной с 5:1 до 6:1 степенью сжатия, коробка передач с алюминиевым картером, широкие колеса – все это подняло цену на две тысячи крон, почти на треть.

Для покупателей это вовсе не стало помехой. Через два года свет увидела люксовая версия Special с богатой хромированной отделкой, иной фарой и спидометром с подсветкой. За такую просили еще на 500 крон больше. Таким образом, в 1935-ом году модельный ряд Jawa был представлен двумя моделями с двигателями 350 куб. см в трех версиях, младшей моделью Villiers с двигателем 175 «кубиков» и автомобилем.

Да-да, мало кому известно о существовании четырехколесных Jawa! Впрочем, машина не была плодом трудов чехословацких инженеров, а представляла собой лицензионную копию довоенного DKW. Позже были попытки создавать другие автомобили схожей конструкции, но выяснилось, что делать мотоциклы получается гораздо лучше.

Ностальгия о прошлом

Модель выпускалась на протяжении 10 лет, и за это время на территорию нашей страны из Чехословакии было поставлено более 100 000 единиц. Именно 634 модель стала последней «шестивольтовой», на смену пришел мотоцикл с бортовым напряжением в 12 V, модификация 638.

Несмотря на то что производство завершилось более чем 30 лет назад, иногда на дороге попадаются вполне хорошо сохранившиеся экземпляры. Некоторые люди просто хранят мотоцикл в гараже как память о «тех годах», пару раз в год берут покататься, тщательно следят и делают необходимый ремонт.

«Ява 634» (мотоцикл) можно назвать техникой из советского прошлого нашей страны, которой, к сожалению, практически не осталось!

Электрооборудование мотоцикла

Несмотря на высокое качество сборки и долговечность основных узлов и агрегатов, за техническим состоянием мотоцикла необходимо было постоянно следить.

В частности, требовалось регулярное техническое обслуживание:

  • Аккумуляторной батареи;
  • Системы зажигания;
  • Системы подачи топлива;
  • Системы смазки.


Производитель наглядно указывал в документации на узлы, требующие постоянного внимания

Аккумулятор

На мотоциклах чехословацкого производства устанавливалась фирменная АКБ TREPCHA 6А5. Ее обслуживание сводилось к:

  • Проверке уровня электролита в каждом элементе;
  • Проверке его плотности (номинальная величина — 1,26 г/см3);
  • Зарядке АКБ при снижении разряда на клеммах ниже допустимых (в полностью заряженой напряжение составляет 7,8—8,1 вольт). Зарядку аккумулятора производят током 0,6 А.


Аккумулятор TREPCHA 6А5 устанавливался под сиденьем

Проводка

Схема проводки Ява 634 6в также требовала пристального внимания от владельцев.

В частности:

  • Все провода необходимо осматривать время от времени, и в случае обрыва или повреждения изоляции отремонтировать либо заменить.
  • Проверять свечной провод. При появлении трещин в изоляции или на защитных колпачках провод следовало заменить.
  • Проверять работу выключателя стоп-сигнала, привод которого расположен довольно низко к дорожному полотну.
  • Проверять состояние контактов плавкого предохранителя на 15 А;
  • Проверять работу фары головного света.


За проводами мотоцикла следовало тщательно следить

Jawa (Ява) 350 — характеристика и обзор модели

В мотомире существует много мотоциклов-легенд. К примеру, на Западе одним из самых легендарных является Harley-Devidson.

У нас же наследием советской мотопромышленности , которое до сих пор довольно популярно и, в принципе, можно отнести к легендам мотопрома является мотоцикл «Ява», а именно модель Ява-350.

С момента появления на рынке, а это было давно – в 1974 году, и до сих пор — «Ява» является одним из самых желанных мотоциклов, на ряду с теперь уже полностью заполнившими рынок японскими мотоциклами и их китайскими копиями.

С начала производства этот мотоцикл претерпел несколько доработок, улучшивших его и технические характеристики, и внешний вид, поэтому рассматривать будем последнюю из моделей Ява-350, имевшая индекс – 638.

Эта модель, в народе получившая прозвище «Скамейка» из-за сиденья, являлась одним из «козырных» мотоциклов, колесивших дороги во времена Советского Союза, а также после его распада.

Но завод по производству мотоциклов, располагавшийся в Чехословацкой Республике после распада Союза обанкротился, да и республики такой уже нет, поэтому производство мотоциклов этой марки почти остановилось.

Ява-350-638 стала последней моделью перед закатом производства данного мотопроизводителя.

Модель Ява-350-638 являлась классическим дорожным мотоциклом. По нынешней классификации его можно еще и отнести к классу «нейкиды».

История появления мотоцикла

История легендарного советского мотоцикла началась еще в далеком 1934 году. Тогда появилась первая модель – Jawa 350 SV. Это был байк с одноцилиндровым движком мощностью 12 лошадиных сил. Его максимальная скорость была 100 км/ч, а весил он 125 кг. На таком железном коне советские гонщики побеждали в международных соревнованиях.

Из-за войны производство Явы приостановилось вплоть до 1948 года, но и новая Jawa 350 Тип 12 долго на конвейере не удержалась. Серийное производство вновь возобновилось в 1954 году с выходом Явы 350 354/06. С этого года мотоцикл начал пользоваться успехом на территории стран СССР и занял свое место на рынке мототехники. Байк оснащался двухцилиндровым двигателем с рабочим объемом 350 куб. см и системой воздушного охлаждения. Мощность повысилась до 16 л.с., а потом и до 18, когда на мотоцикл начали ставить новые карбюраторы.


Jawa 350 SV-байк с одноцилиндровым движком

Несколько раз легенду модифицировали. В 1958 конусные амортизаторы заменили поршневыми. Внешний вид Явы на тот момент считался прогрессивным и даже несколько футуристичным. Кстати, стоит вспомнить знаменитый памятник Виктору Цою – известный музыкант сидит именно на Яве 354/06.

Ходовая часть

При разработке рамы за основу была принята конструкция отлично зарекомендовавших себя ЯВ, предназначенных для труднейших шестидневных мотосоревнований. Рама мотоцикла Ява 634 — закрытая, сдвоенного типа, выполнена из труб круглого сечения. В ней предусмотрена широкая опора для задней маятниковой вилки, также сделанной из труб круглого сечения и имеющей повышенный запас прочности. Сочетание новых рамы и задней вилки представляет собой жесткую пространственную конструкцию, повышающую надежность мотоцикла в тяжелых условиях — прежде всего при езде с боковым прицепом на плохих дорогах. Одновременно эти изменения положительно сказываются и на эксплуатации мотоцикла-одиночки, особенно на его устойчивости при больших скоростях, прохождении поворотов, движении по скользким дорогам, на волнистом покрытии.

Рама мотоцикла Ява 634

Передняя вилка почти без изменений заимствована у прежних моделей. Задние подвески незначительно изменены с учетом конструктивных особенностей новой рамы и задней вилки.

Новый мотоцикл имеет барабанные тормоза диаметром 160 мм. На переднем колесе применена двухкулачковая конструкция, существенно повышающая эффективность торможения.

Усовершенствованию подвергся привод тормоза заднего колеса. Теперь усилие от педали через валик, проходящий сквозь ось задней вилки, передается на левую сторону, а затем, коротким тросом — на рычаг тормоза. Силы трения в приводе уменьшились, и тормоз стал эффективнее.

Колеса нового мотоцикла имеют обод и шины увеличенного до 18 дюймов диаметра, уже проверенные и хорошо себя зарекомендовавшие на ряде моделей, в том числе «ЯВА-Калифорниан-IV». На переднем колесе шина размером 3,25—18 с «направляющим» рисунком протектора, на заднем — 3,50—18 с «универсальным» рисунком.

У модели «634-01» открытый руль несколько больших размеров, чем у типа «360-00», причем рычаги сцепления и переднего тормоза выполнены с утолщениями на концах.

Первые шаги к успеху

Первый мотоцикл с которого началась история знаменитого завода JAWA, был представлен на Пражском автосалоне в 1929-м году. Это была модель JAWA 500cc OHV с каплеобразным бензобаком, созданная на базе немецкой модели Wanderer. Мотоцикл Ява был оснащен одноцилиндровым двигателем 498,7 куб см. мощностью 18 л.с., закрепленным в двойной штампованной раме. Этот мотоцикл, который разгонялся до 95 км/час, уже тогда обрел характерную для JAWA окраску — красный цвет с желтыми вставками. Последующие серии этой модели были лишены недостатков своего предшественника: в частности, появился новый глушитель, регулируемое параболическое зеркало, а переднюю вилку стали собирать из прессованного листа. Однако это был достаточно дорогой для того времени мотоцикл, поэтому возникла необходимость в создании новой модели.

Следующей моделью, разработанной английским конструктором Джорджом Уильямом Патчеттом, стал мотоцикл JAWA 175cc Villiers. Он был представлен на Пражском автосалоне в 1932-м году и стал позиционироваться на рынке как «самый лучший мотоцикл за малые деньги». Это была модель с трехканальным двухтактным двигателем объемом 172,6 куб см. мощностью 5,5 л.с., которая весила 70 кг и разгонялась до 70-80 км/час. В первый же год было произведено втрое больше мотоциклов JAWA 175cc Villiers, чем 500-кубовой Явы, так как эта модель стала пользоваться большим спросом благодаря своей легкости, компактным размерам и более доступной цене. В последующие годы мотоцикл приобрел седлообразный топливный бак, два длинных глушителя и другие конструктивные элементы.

30-е годы ознаменовались выпуском и других моделей Ява — JAWA 250 Special, JAWA 350 OHV, JAWA 100 Robot и JAWA 250 Duplex. JAWA 250 Special выпустили в 1935-м году, и в тот период времени эта модель стала одной из основных в продукции завода. У JAWA 250 Special был двухтактный одноцилиндровый двигатель 248 куб. см мощностью 9 л.с., модель весила 95 кг и достигала максимальной скорости в 100 км/час. Впоследствии мотоцикл оснастили карбюратором Amal, новым бензобаком и глушителем. Другой мотоцикл — JAWA 350 OHV, выпущенный в том же году, предназначался для спортивных соревнований. Это была модель с двигателем мощностью 15 л.с., весила она 142 кг и разгонялась до 115 км/час. Мотоцикл выпускался не только в стандартном, но и в улучшенном варианте, у которого было больше хромированных деталей, большая передняя фара и ножное переключение передач.

Одной из самых популярных моделей конца 30-х годов стал мотоцикл JAWA 100 Robot, рассчитанный преимущественно на молодежь. Подобные модели выпускал и завод CZ, причем они считались лучшими в сегменте небольших мотоциклов. Специалисты JAWA тоже решили укрепить свои позиции и разработали мотоцикл JAWA 100 Robot, представленный в 1937-м году. Это была модель с одноцилиндровым двигателем 98,8 куб. см мощностью 2,6 л.с., которая запускалась с помощью педалей с места или с разгона. JAWA 100 Robot весила всего 49 кг, достигала максимальной скорости в 65 км/час, и она действительно оказалась очень востребованной у молодежи и любителей легких мотоциклов. Перед началом Второй мировой войны завод успел выпустить еще одну новинку: JAWA 250 Duplex с двигателем объемом 246 куб.см и мощностью 9 л.с. Модель развивала максимальную скорость 100 км/час и весила 115 кг.

Технические характеристики

Советские мотоциклисты недаром мечтали об этой модели! У Явы 350 технические характеристики неплохи, особенно для своего времени, хотя сейчас они выглядят безнадёжно отстающими. Но этот мотоцикл был впервые выпущен почти 40 лет назад, и было бы несправедливо требовать от него соответствия современным стандартам.

Двигатель

Простейший (но для своего времени – очень даже прогрессивный!) 2-тактный 2-цилиндровый двигатель требует заливать в бензобак бензин с добавлением масла, чтобы механизмы могли нормально смазываться. Мощность – 26 л.с., и этот мотор способен разогнать мотоцикл до максимальной скорости в 130 км/ч. Двухтактный силовой агрегат не отличается высоким ресурсом, но всё равно он достаточно живуч.

Трансмиссия

В коробке передач не 5 передач, как привыкли байкеры в наши дни, а всего 4. Но передаточные числа довольно длинные, так что их хватает. А во всём, что касается надёжности, КПП Явы 350 может послужить образцом для подражания многим китайским бракоделам, которые в XXI веке ухитряются клепать мотоциклы с коробками, заедающими при каждом десятом переключении.

Ходовая часть и тормоза

Стальная рама со всей вышеописанной конструкцией покоится на четырёх стандартных амортизаторах – два сзади плюс вилка спереди. Никаких настроек не предусмотрено, что было нормой для 80-х годов прошлого века. Тормоза тоже простенькие, барабанные, причём дискового тормоза нет даже на переднем колесе. Тормозной путь довольно значительный, так как весит байк немало.

Электроника

Для этой модели впервые был применён аккумулятор на 12 вольт вместо 6. Это пошло мотоциклу на пользу – электросхема в нём чрезвычайно проста, пусть и архаична. Зарядка АКБ начинается, когда двигатель набирает обороты от 1000 в минуту и выше, а обеспечивает её генератор, работающий совместно с диодным выпрямителем напряжения. По сравнению с предыдущей моделью чехословацкого завода генератор стал в целых 2,8 раза мощнее.

Вес и габариты

Сухая масса байка достаточно велика, 156 кг без коляски. В ту эпоху никто особенно не задумывался о применении более современных технологий с целью снижения веса и, соответственно, улучшения энерговооруженности. Впрочем, по сравнению со многими советскими мотоциклами детище чехословацких инженеров тяжёлым совсем не кажется.

Управляемость

В наши дни этот байк наверняка бы назвали «мотоциклом двойного назначения«. Он одинаково хорошо справляется с ездой как по асфальту, так и по грунтовым дорогам, и даже лёгкого бездорожье ему по плечу, особенно если озаботиться покупкой подходящей резины. Если сравнивать его не с современными мотоциклами, а с теми, что выпускались на закате СССР, он будет очень даже хорош.

Расход топлива

Ява 350 способна ездить на любом бензине, какой вам только удастся найти. Не забывайте мешать его с маслом в пропорции 40 к 1! А если вы меняете двигатель или какие-то элементы поршневой группы, то соотношение должно быть 33 к 1, согласно рекомендации завода-производителя. Расход топлива на трассе может достигать 5 литров на 100 км, а в городских условиях вырастать и до 7 литров.

Ява 350 (Jawa 350) — легендарный мотоцикл — Мотоциклы | Гонки на мотоциклах

Легендарных мотоциклов за все время было немало, и один из них – Ява 350. Этот мотоцикл пользовался в свое время огромной популярностью, каждый уважающий себя байкер катался на таком мотоцикле. Мотоциклы Ява выпускаются и до сих пор, но легендой остается Ява 350, про нее мы сейчас и поговорим.Ява впервые появилась на рынке в 1974 году и сразу пришлась по вкусу байкерам того времени.

Мотоцикл Ява 350 периодически улучшался: дорабатывался внешний вид, улучшались технические характеристики, в итоге самая последняя версия Ява 350 была с индексом 638. В народе эту модель называли «Скамейка» потому сиденья похожи на скамейку и Ява-350 считался крутым мотоциклом.

Выпускались эти мотоциклы во время существования СССР в Чехословацкой Республике, но после того, как Союз развалился, завод тоже перестал работать, поэтому Ява 350-638 – это последний мотоцикл, который был выпущен на этом заводе в Чехии.

Ява 350 – дорожный мотоцикл с классическим внешним видом, если отнести к сегодняшней классификации, то это мотоцикл класса «нейкид».

Внешний вид мотоцикла

Ява 350 выглядит просто, у него большая фара спереди, по бокам – поворотники, приборная панель выглядит очень гармонично.

Колеса спицевые, поэтому, когда мотоцикл ехал в солнечную погоду, это смотрелось очень впечатляюще.В мотоцикле установлен довольно большой бак, но аккуратной формы. Есть накладки для колен водителя. На баке красиво смотрится название марки – «Jawa».

В Ява 350 638 модель ровное 2-х местное сиденье, которые разделено ремнем для пассажира, за которое он будет держаться. Бардачки для вещей есть под сиденьем и под баком. Внешне Ява 350 выглядел действительно стильно, чего не хватало мотоциклам типа ИЖ Юпитер 3.

Двигатель Ява 350

Ява 350 толкает в движение 2-х цилиндровый мотор, он ничем не закрыт, охлаждение – воздушное. Мотор Ява 350 – высокооборотистый, что давало этому мотоциклу серьезное преимущество над другими мотоциклами.

Также здесь оригинальный запуск мотора – ножка переключения передач выполняет роль кик-стартера, для этого надо вдавить ножку переключения передач в корпус коробки передач и поднять ее вверх, тогда это ножка переключения передач станет кик-стартером.

В целом, у мотоцикла одни достоинства, а среди недостатков – только то, что запчасти для этого мотоцикла найти непросто. А любая техника рано или поздно ломается.

Конструкция мотоцикла Ява 350

В Ява 350 классическая конструкция – трубчатая несущая рама, к ней крепятся все элементы мотоцикла.Спереди – телескопическая гидравлическая вилка, сзади – маятниковая подвеска и 2 амортизатора. Тормоза на всех колесах барабанные, спереди привод с помощью троса, а сзади – система тяг.

Мотор рядный, 2-х цилиндровый, 2-х тактный, есть карбюратор. Коробка передач – 4-х ступенчатая, переключается ногой, цепной привод. Так что, Ява 350 – это простой мотоцикл с привлекательной внешностью, поэтому в свои годы многие хотели такой купить.

Технические характеристики Ява 350

Технические характеристики Ява 350 638 уступают современным мотоциклам, но тем не менее, мотоцикл по-прежнему популярный и многие его даже сегодня хотят приобрести.

Цена Ява 350-638

Этот мотоцикл не производят уже давно, но все равно желающих купить такой аппарат много, поэтому цена на него остается достаточно высокой. Тем более найти в хорошем состоянии такой старый мотоцикл бывает очень сложно. Но тем не менее, найти интересные варианты можно, цена бывает разной и зависит от состояния, обычно это от 25 000 рублей до 250 000. Такой вот разброс цен.

А далее езда на Ява 350:

Jawa 350/639 (1991)

В 1991 году компания Jawa выпустила модель 350/639. Она представляла собой среднегабаритный нэйкед, оснащённый 2-тактным двигателем с двумя цилиндрами. Охлаждение двигателя осуществлялось воздухом. Рабочий объём двигателя составлял 344 куб. см. Диаметр цилиндра был равен 58 мм, а ход поршня составлял 65 мм. Пуск двигателя осуществлялся кикстартером. За подачу топлива отвечал карбюратор. Максимальный крутящий момент составлял 32 Нм на 4750 об/мин. Мотоцикл имел 4-ступенчатую коробку передач. Главный привод на заднее колесо осуществлялся цепью. Тормозная система модели была представлена дисковым тормозом на переднем колесе и барабанным тормозом на заднем. Объём топливного бака был равен 17 л. Резерв составлял 2 л. Расход топлива был равен 4 л на 100 км. Мотоцикл имел две выхлопные трубы из нержавеющей стали. Токсичность выхлопа составляла 92,8 CO2 г/км. Максимальная скорость, до которой была способна разгоняться данная модель, составляла 130 км/ч. Мотоцикл был доступен в нескольких вариантах расцветки: красной, белой и чёрной.

Внешность модели

Внешне он хоть и был сравнительно простым, но все же внимание притягивал. Большая фара, с выступающими по бокам круглыми поворотниками, и располагающимися сверху колодцами приборной доски сочетались очень гармонично

И пускай колеса на мотоцикле были спицевыми, на солнце они блестели очень хорошо.

Бак у мотоцикла был объемный, но формы имел аккуратные, в задней части его имелись довольно габаритные накладки для колен водителя. Но самое главное, что имелось на баке – это надпись «Jawa».

У модели 638 было двойное ровное сиденье, посередине разделенное ремешком для пассажира, за которое он должен был держаться. Под сиденьем и баком по обеим сторонам располагались вещевые бардачки.

Прозвище «Скамейка» этот мотоцикл получил из-за того, что под сиденьем располагались декоративные накладки, тянущиеся вдоль всего сиденья, и заканчивались стоп-сигналом. Из-за этого сиденье было объединено с задним стоп-сигналом.

Двухцилиндровый двигатель был полностью открытым для обозрения, все составные элементы его хорошо просматривались, хотя открытость его играла важную роль – мотор имел воздушное охлаждение.

К достоинствам этого мотоцикла можно было отнести очень стильный вид, до которого советским мотоциклам, к примеру, продукции «ИЖ» было очень далеко.

Дополнительно к этому двигатель был более высокооборотистый, что делало этот байк вне конкуренции. Многим также очень нравилось решение запуска мотоцикла.

У него ножка переключения передач еще и выполняла роль кик-стартера, достаточно было немного вдавить ножку в корпус КПП и поднять вверх.

Из всех недостатков этого мотоцикла можно выделить только дефицит запчастей. Как и любой другой мотоцикл, он мог сломаться, а запчасти достать было трудно.

По внешнему виду, мотоцикл ЗиД Сова 200 отличался от «Восхода» более современным дизайном, который мог помочь привлечь российских покупателей.

Мотоцикл от Урал, который отличаются высокой мощностью и надежность: https://themoto.net/moto/rossiyskie/ural/solo.html

«Ява-634» – популярный мотоцикл семидесятых

В 1973 г. инженерами народного предприятия JAWA была разработана новая модель мотоцикла, относящегося к большому семейству “Ява-350”. Она была оснащена двухтактным двигателем с рабочим объемом 350 см3, хорошо зарекомендовавшим себя на предыдущих моделях. Эта модель получила название “Ява-634” и выпускалась с небольшими усовершенствованиями в течение девяти лет (до 1982 года).

На советском рынке “Ява-634” присутствовала с обозначением 634/01. Для внутреннего рынка выпускалась модель 634/4/03. Принципиальных различий они не имели, за исключением двигателя. «Ява», выпускавшаяся для чехословацкого рынка, оснащалась менее мощными силовыми агрегатами (19 л.с. против 22 л.с.), чтобы не превышать установленные европейские нормы по уровню шума (84 дБ).

Описание мотоцикла “Ява-350” (тип 634)

Предназначение

Мотоцикл “Ява-634” представляет собой рассчитанное на перевозку одного или двух человек, а также грузов общей массой до 180 кг одноколейное транспортное средство. Он предназначен для передвижения не только по дорогам с твердым покрытием, но и по проселочным, что сделало его необычайно популярным в нашей стране. К мотоциклу возможно присоединение бокового или заднего прицепа с помощью дополнительных деталей.

Двигатель

Силовой агрегат представляет собой двухтактный двигатель с воздушной системой охлаждения объемом 350 см3, способный разгонять мотоцикл до 128 км/ч. Два цилиндра расположены поперек продольной оси с наклоном вперед на 25оC. Объем топливного бака – 16 л, расход топлива – 4 литра на 100 км. Отличающийся высокой надежностью и прочностью, он обладает превосходной приемистостью и невысоким уровнем шума. Для безупречной работы в бак необходимо заливать смесь бензина с маслом в пропорции 1:30.

Трансмиссия

Сцепление мотоцикла, работающее в масляной ванне, является многодисковым, со стальными дисками и огнеупорной накладкой. Для его управления на левой стороне руля расположен рычаг сцепления. Кроме того, предусмотрено полуавтоматическое выключение при изменении передаточного числа.

Коробка передач сделана четырехступенчатой со скользящими шестернями. Для переключения передач имеется ножная рукоятка, совмещенная с рукояткой запуска двигателя.

Ходовая часть

“Ява-634” получила новую конструкцию рамы, которая выполнена с поворотной стрелой, имеющей необходимую прочность и жесткость при эксплуатации мотоцикла как с коляской, так и без нее.

Тормоза у мотоцикла независимые барабанного типа, с механическим приводом. Торможение передними колесами осуществляется с помощью рукоятки, расположенной на руле с правой стороны, задними – ножной педалью (тоже справа).

Переднее колесо, а также стальные спиральные пружины с гидравлическими амортизаторами закреплены в телескопической вилке, что обеспечивает их хорошую работу при движении по неровной дороге.

Задняя маятниковая вилка, в которой закреплено колесо, обеспечивает хорошую устойчивость при движении по мокрой и скользкой дороге благодаря достаточно широкой опоре.

Электрооборудование

На мотоцикле “Ява-634” применяется батарейная система зажигания с напряжением 6 В. Генератор шестиполюсный с номинальной мощностью 75 Вт, на корпусе которого установлены щетки, прерыватели и конденсаторы, крепится к картеру двигателя. Аккумуляторная батарея расположена под двухместным седлом подушечной формы.

На панели приборов расположены четыре контрольных лампы: красная – для контроля системы зажигания (гаснет, когда генератор начинает работать), синяя – включение дальнего света, зеленая – указатель поворота, желтая – нейтральное положение рычага переключения передач.

Мотоцикл “Ява-634”, характеристики и внешний вид которого можно не без основания считать предметом гордости чехословацких конструкторов, выпускался в нескольких модификациях. Самой последней из них стала 634/7, которая при незначительных изменениях дизайна сохранила все основные детали, присущие поколению “Ява-350/634”.

Система питания

Бак вмещает 16,2 л, что при расходе 4 л/100 км, отвечающем скорости 80 км/час мотоцикла-одиночки, позволяет проехать по шоссе без заправки свы-

ше 400 километров. В городских условиях, во всех случаях при неравномерном движении расход топлива, естественно, несколько возрастет. Этому способствует также всякое повышение сил сопротивления движению — например, при езде с боковым прицепом, на крутых затяжных подъемах, при сильном встречном ветре.

Важнейшим элементом системы питания является карбюратор. Это отлично зарекомендовавший себя на прежних моделях ЯВЫ карбюратор 2926 СБДб. Воздух в него поступает из очистителя, объединенного с глушителем шума впуска. Новая его конструкция при высокой эффективности шумоглушения оказывает значительно меньшее сопротивление потоку воздуха, поэтому жиклеры карбюратора имеют соответственно увеличенную пропускную способность (производительность) по сравнению со старыми.

Карбюратор

Устанавливался однокамерный карбюратор с горизонтальной подачей бензина. Металл, из которого изготавливался весь механизм в сборе – алюминиевый сплав. Как большинство мотоциклов эпохи социализма, после обкатки требовал дополнительной регулировки. Осуществлялась она следующим образом:

  • Игла переставлялась с четвёртой на третью проточку.
  • Регулировочный винт холостого хода нужно было выкрутить на 0,5-1,5 оборота (на время обкатки он был выкручен на половину оборота).

Иногда двигатель мог начать немного «тупить» при разгоне, виной этому являлся карбюратор. «Ява 634» оснащалась деталью, носящей маркировку 2926 СБДб, которая очень чувствительна к качеству топлива, поэтому приходилось несколько раз тщательно промывать карбюратор бензином. После этого можно было снова наслаждаться ездой на чехословацком мотоцикле.

Модификации

Одновременно с выпуском мотоциклов для советского потребителя народное предприятие производило технику для внутреннего рынка. Так как в западноевропейских странах такая продукция считалась устаревшей, техника рассчитывалась только для продаж внутри Чехословакии.

Особенностями чехословацкой «Явы» можно назвать уменьшенную мощность двигателя (20 л/с, 14,7кВт). Это было сделано для того, чтобы не превышать уровень шума от работы в 84 дБ. Модель имела маркировку 634/4/03. Напомним, для российского рынка мотоцикл выпускался мощностью 22 л.с.

Вывод

Сравнивать мотоцикл Jawa 350 с современными байками некорректно и даже несправедливо. По техническим характеристикам эта модель, разработанная полвека назад, уступает любой мототехнике, которую можно купить в салонах сейчас, даже китайской. Но для своего времени чехословацкие стальные кони были великолепны, и у многих мотоциклистов сохранились о них самые тёплые воспоминания. Если при взгляде на этот узнаваемый силуэт на вас накатывает ностальгия, вам хочется запереться в гараже и заняться обслуживанием этого привета из прошлого столетия, то стоит его купить, чтобы побаловать себя. Доведённая до ума Ява 638 станет не только отличной игрушкой для настоящих мужиков, но и просто хорошим мотоциклом выходного дня.

Технические характеристики

Максимальная мощность двигателя:26 Л.с.
Рабочий объем:350 см3
Тип мотора (расположение цилиндров, число тактов):2-цилиндр., 2-такт.
Количество цилиндров:2
Кол-во клапанов:
Тип впуска (Инжектор / Карбюратор):
Диаметр цилиндра и ход поршня:
Система запуска (Электростартер, кик-стартер):
Максимальная скорость в км/ч:130 км/ч
Система охлаждения:Воздушное
Трансмиссия (коробка передач):4-ступенчатая
Сцепление (Сухое / В масляной ванне):
Привод:Цепь
Рама:Стальная трубчатая
Ходовая часть
Подвеска (Ход передней / задней):
Тормоза (Впереди / сзади):
Колеса / Шины / Резина:
Размеры и масса
Габариты (Длина / Ширина):
Высота по седлу:
Дорожный просвет:
Снаряженная масса:
Колесная база:1335 мм
Вес:156 кг
Емкость топливного бака:17 л.
Ёмкость аккумулятора:
Года выпуска:
Страна производства:
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий