Велосипедизация Москвы и Московской области
Самый большой прорыв в велосипедизации за этот год совершила Москва: открыла второй сезон системы совместного использования велосипедов, которая расширится до 4500 велосипедов и увеличит географию прокатных станций; запланировала этим летом довести длину велодорожек до 281 км (текущая протяженность – 146 км), организует велополосу вдоль Бульварного кольца и поставит велосипедные светофоры, установит охраняемые велопарковки возле метро и вокзалов. Помимо этого, в Москве теперь можно провозить велосипед в наземном общественном транспорте бесплатно – вне часов пик. Агентство общественных проектов Департамента культуры г. Москвы разработало насыщенную программу мероприятий для велосипедистов, среди которых фестивали «Велокино» и «Велобульвар», «Велосипедный лекторий» и благотворительный велопробег. За существующую велосипедную инфраструктуру и амбициозные планы столицу уже признали самым лояльным к велосипедистам российским городом-миллионником.
Московская область тоже развивается: в Сергиевом Посаде запланированные на это лето велодорожки и велополосы привяжут к объектам культурного наследия – точные адреса станут известны на этой неделе, в Красногорске рядом с жилым микрорайоном «Изумрудные холмы» построят велотрассу. Велоактивисты и проект «Веломост» 4 апреля договорились с министрами транспортного блока Правительства Московской области о создании целевой комплексной программы велосипедизации Подмосковья, к разработке которой будет привлечена общественность. Ещё одна интересная новость из Подмосковья: врачи Запрудненской участковой больницы Талдомского района решили посадить пациентов на велосипеды: поставили велопарковку на 10 мест и обезопасили её видео-наблюдением.
Велополоса на проезжей части
Полоса для велосипедного движения – участок дороги, отделенный от основного автомобильного потока. Ограничена с левой стороны сплошной линией, справа – бордюром. Сплошная разметка одновременно запрещает пересечение линии и водителям байков, и автомобилистам.
Преимущества велополосы:
- относительная безопасность по сравнению с движением в общем потоке;
- четкий приоритет прямого проезда на перекрестках;
- меньше припаркованных автомобилей и дверей на пути.
Парковка машинам на участке с полосой для велотранспорта запрещена. Однако не все уважительно относятся к ПДД, не говоря уже о водителях велосипедов. Таким образом, припаркованный автомобиль и рискованный объезд препятствия с нарушением правил.
Вынужден нарушать правила из-за припаркованных машин
Особенности движения:
держаться нужно возможно правее, уступать часть полосы обгоняющим велосипедистам; на перекрестках проезд разрешен только прямо и направо (даже если проезжая часть двухполосная); контролировать дорожную обстановку: обращать внимание на знаки и сигналы светофора, оценивать расстояние до других ТС. Велодорожки на проезжей части – не лучший вариант, поскольку гарантии безопасности здесь нет
Может также внезапно остановиться машина или выскочить пешеход. Полоса на проезжей части скорее подходит как промежуточный вариант. Но если такая вдруг внезапно появилась на крупной улице города, это уже прогресс!
Велодорожки на проезжей части – не лучший вариант, поскольку гарантии безопасности здесь нет. Может также внезапно остановиться машина или выскочить пешеход. Полоса на проезжей части скорее подходит как промежуточный вариант. Но если такая вдруг внезапно появилась на крупной улице города, это уже прогресс!
Разновидности
Велосипедная дорожка — очень широкое понятие. Это называние охватывает различные типы велодорожек. Наиболее распространены следующие варианты:
Велосипедная дорожка с односторонним движением в Копенгагене
Велодорожки с односторонним движением, расположенные по обеим сторонам проезжей части (cycle track) на городской улице. Такие велодорожки составляют основы велосетей в Голландии и Дании. В этих странах велодорожки, как правило, приподняты в уровне над проезжей частью. В США, в частности, в Нью-Йорке велодорожкой считается полоса для одностороннего движения велосипедистов, расположенная в уровне проезжей части, но отделенная от автомобильных полос парковочной полосой и буферной зоной.
Велосипедная дорожка с двухсторонним движением в Минске
- Велодорожка с двухсторонним движением, проходящая вдоль улицы или дороги (two way cycle path). В крупных городах такие велодорожки встречаются нечасто, они более обычны в пригородах, в небольших посёлках и на загородных трассах. К такой велодорожке обычно примыкает тротуар или же она сама служит для прохода пешеходов. Такие велодорожки, как правило, делают:
- если дорога имеет много примыканий второстепенных улиц с одной стороны. Велодорожку тогда можно проложить с другой стороны, чтобы велосипедистам не надо было часто пересекать второстепенные дороги. Типичный пример такой ситуации — набережные рек в черте города;
- на улицах, где точки интереса расположены преимущественно с одной стороны. Здесь разумнее расположить велодорожку именно с этой, представляющей интерес, стороны, чтобы велосипедистам не приходилось пересекать дорогу у каждого пункта назначения;
- на улицах с односторонним движением, где нужно организовать движение на велосипедах в обоих направлениях. Здесь вроде все понятно. Альтернатива велодорожке с двухсторонним движением — отдельные велодорожки по обе стороны улицы, но проблема в том, что водители, выезжающие со дворов и второстепенных проездов на улицу с односторонним движением, не ожидают встретить велосипедистов, движущихся навстречу потоку.
- Изолированная велодорожка (cycle path, solitary cycle track) — самостоятельная, не привязанная к автодороге, велосипедная дорожка с двухсторонним движением. Это уже полноценная велодорога, она может даже иметь свой тротуар. Если тротуара нет, что обычно бывает в местах с небольшим пешеходным и велосипедным трафиком, пешеходы имеют право идти по велосипедным полосам.
- Совмещенные велопешеходные дорожки — это дорожки, по которым разрешено движение и пешеходам, и велосипедистам. Формально их дорожки нельзя относить к велосипедным. В англоязычной литературе велодорожками считаются только обособленные пути. В России же подготавливаются изменения к правилам дорожного движения и ГОСТам, в случае принятия которых появится новый тип дорожной инфраструктуры — (совмещенная) «пешеходная и велосипедная дорожка» и «пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения». Подобные «велодорожки» имеются в Швеции и Финляндии. Как правило, такие дорожки создают за счёт тротуаров на улицах, ширина которых или незначительный объём велосипедно-пешеходного трафика не позволяют выделить полноценные велодорожки.
Велосипедные дорожки на Украине
На Украине велосипедные дорожки встречаются крайне редко и не образуют транспортную сеть.
В 2009 году был создан проект ВелоСтрана (укр. ВелоКраїна), конечной целью которого является создание инфраструктуры для рекреационных велосипедных поездок в горах Карпаты. Территория проекта включает Ивано-Франковскую, Закарпатскую и Черновицкую области.
По территории Украины проходит ветка 4 маршрута EuroVelo Роскофф — Киев, соединяющая украинские города Киев и Львов.
АРК: 15 июля 2012 был открыт первый туристический веломаршрут, который проходит по Южному берегу Крыма. Туристический веломаршрут начинается от Ливадийского дворца, проходит через территорию Гаспринского поселкового совета по Солнечной тропе и завершается у дворца-музея «Ласточкино гнездо». Маршрут создан с учётом стандартов сети европейских транснациональных маршрутов EuroVelo.
Винница: 2 июня 2011 года произошла встреча винницкого городского главы Владимира Гройсмана с велосипедистами областного центра. Результатом встречи стало создание рабочей группы, в течение двух недель было обследовано состояние асфальтного покрытия, наличие пандусов и протяженность будущих велосипедных дорожек. Учитывая, что в городском бюджете на 2011 год не были предусмотрены средства на проведение работ по адаптации городских улиц для нужд велосипедистов, было принято решение частично реализовать этот проект в 2011 году и выделить полосы для велосипедистов на тротуаре вдоль Хмельницкого шоссе и на проезжих частях проезда Пирогова и проспекту Космонавтов. На соответствующих участках была нанесена дорожная разметка и значки, установлены соответствующие дорожные знаки, были обустроены пандусы. Первые дорожки появились в июле 2011 года. Общая протяженность составляет 6,4 км.
Киев: в 2008 году горгосадминистрация вместе с велосипедистами разработали и утвердили перечень улиц для обустройства велосипедных полос и дорожек в составе городской схемы велосипедных маршрутов города. Специалисты определили 17 самых популярных веломаршрутов длиной 161 километр, в которых задействованы 62 столичные улицы. На август 2012 года известны маршруты по проспекту Бажана (2 км из 6 запланированных) и проспекту Победы, среди отрицательных черт которых — отсутствие удобных заездов на велодорожку, резкие повороты и постоянное пересечение велодорожки с пешеходными выходами. До конца 2012 года будет спроектировано 5 городских маршрутов протяженностью 38 км. Пилотным для развития велосипедной инфраструктуры стал Дарницкий район Киева. В сентябре 2015 года был открыт веломаршрут Троещина-Европейская площадь, который проходит по улице Оноре де Бальзака, проспекту Ватутина, Северному мосту, Трухановому острову, далее по Пешеходному мосту и Крещатому парку выходит на Европейскую площадь. Городской голова Киева Виталий Кличко анонсировал дальнейшее строительство велодорожек во всех районах столицы.
Львов: при содействии немецкого Общества технического сотрудничества (GTZ) группа разработала план поэтапной постройки велосипедной сети во Львове. На 2012 год построена одна дорожка, проходящая по улице Липинского, её протяженность составляет 400 метров. Велодорожки прокладываются рядом с пешеходными дорожками. Для велодорожек используется асфальтобетон красного цвета, для лучшей ориентации пешеходов.
Мариуполь: в июне 2011 года, по требованию велообщественности города была нанесена разметка вдоль проспекта Нахимова. Планируется нанесение разметки на участке по Приморскому бульвару. Для создания велосипедных дорожек используется нанесение разметки, отдельные дороги не строятся.
Одесса: единственная дорожка — на Трассе здоровья размещена в начале июня 2012 года. Проходит от улицы Ланжерона. Ширина поверхности — 2 метра, нанесена дорожная разметка и сеть знаков. Дорожка освещается, территория охраняется внутренними войсками.
- Чернигов: Первая пилотная велодорожка открыта в июле 2015 года на ул. Щорса от Дворца культуры до Круга. Проект выполнен по заказу общественных организаций, в основном, силами волонтёров этих же общественных организаций.
- Черноморск: Первую тестовую велодорожку открыли по улице Корабельная в июле 2015, она выполнена с двухсторонним движением и закольцована. Следующая велодорожка появилась в августе 2015 по проспекту Мира. Власти хотят создать в городе сеть велодорожек, так как с каждым годом число велосипедистов увеличивается. Уже по всему городу установлены велопарковки.
Велосипедные дорожки Приднестровье[ | ]
В Приднестровье существует единственная велосипедная дорожка в городе Днестровск. Она идёт от элетростанции до посёлка. Длина 2,3 км.
Дорожные знаки и разметка |
Дорожные знаки на Украине соответствуют Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах. Разделение дорожных знаков на группы, нумерация, названия, размеры, форма, символы и требования по размещению регламентируются ДСТУ 4100-2002.
Дорожная разметка соответствует «Конвенции о дорожных знаках и сигналах» 1968 года, а также «Протоколу о разметке дорог» 1973 года. Все требования изложены в ДСТУ 2587-94. Дорожная разметка представляет собой линии, надписи или другие обозначения, наносимые на проезжую часть, бордюры и элементы дорожного сооружения. Линии горизонтальной разметки имеют белый цвет.
Дорожные знаки и разметка Украины | ||
1.34. Выезд велосипедистов. Участок дороги, на котором возможно появление велосипедистов, или место пересечения с велосипедной дорожкой вне перекрёстка. | 3.8. Движение на велосипедах запрещено. Не распространяется действие знака на транспортные средства, которые обслуживают граждан или принадлежат гражданам, проживающим или работающим в этой зоне, а также на транспортные средства, которые обслуживают предприятия, расположенные в обозначенной зоне. Зона действия знака — от места установления к ближайшему перекрёстку за ним. | 7.5.7. Вид транспортного средства: велосипед. Указывает вид транспортного средства (велосипед), на который распространяется действие знака. Табличка размещается непосредственно под знаками, с которыми она применяется. |
4.12. Дорожка для велосипедистов. Движение только на велосипедах. Если нет тротуара или пешеходной дорожки, разрешается также движение пешеходов. | 4.14. Дорожка для пешеходов и велосипедистов. Движение пешеходов и велосипедистов. | Разметка 1.15. Обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть. |
Исторические факты
Въезд на веломагистраль в Пасадене
В Голландии велосипеды появились в 1870 г. и быстро стали основным видом транспорта. К 1920 году их доля в транспортном потоке составила 75 %. Конфликты велосипедистов с другими участниками дорожного движения — всадниками и пешеходами, в до автомобильную эпоху тоже были обычным делом. Поэтому уже сто лет назад звучали предложения разделить дорожное пространство на обособленные секции для разных видов транспорта и пешеходов.
Первые знаки для дорожки были текстовыми. Например, с 1883 года в Англии ставили таблички To cyclists: This hill is dangerous Велосипедистам: Этот спуск опасен .
На заре прошлого века велосипед был очень модным и популярным развлечением в США. 1 января 1900 (!) года в Калифорнии была открыта первая часть платной прогулочной вело магистрали Пасадена — Лос-Анджелес. По проекту велодорожка должна была протянуться на 10 км и соединить Пасадену, тогда ещё пригород Лос-Анджелеса, с городским районом Хайлэнд Парк. Открытая в 1900 году часть имела в длину 2 км, была вымощена сосновыми плитками, и освещалась в темное время суток. Проезд по дорожке стоил 10 центов в один конец, 15 — туда и обратно. Из-за падения популярности велосипеда, владельцы вело магистрали отказались от дальнейшего строительства, а через несколько лет разобрали и уже построенную часть.
Появление и начало массового производства автомобилей в конце XIX — начале XX-го века быстро изменило соотношение сил на дороге. В Германии в 1920—1930 годы авто промышленное лобби пыталось изгнать велосипедистов с дорог. Причём, заметьте, тогда никто не называл дороги автомобильными. Это были просто дороги и просто улицы. В те же годы в Англии сторонники велосипедного движения пытались сделать то же самое с автомобилями — запретить им ездить по обычным дорогам и улицам, изгнать их в резервации — на специальные автомобильные дороги, которые, правда, ещё нужно было построить. Пока автомобилей было немного, это казалось вполне возможным. Но и на континенте, и в Англии довольно быстро победили автомобилисты. С весьма простой и демократической идеей — с идеей свободного пользования общественными дорогами.
Велодорожки, проходящие вдоль проезжих частей улиц, в Англии планировали строить ещё в 1920-х годах. Но английский клуб велотуризма тогда выступил против этого, опасаясь, что велосипедистам придётся платить дополнительный налог в счет постройки велодорожек, и в итоге до 1970-х годов велодорожки в Англии почти не строили.
Велодорожка в Бюссюм, Нидерланды.
История появления вело пешеходных дорожек восходит к послевоенной Швеции. Исследовательская группа SCAFT из Технического университета Чалмерса разработала руководство по городскому планированию, которое оказало значительное влияние, как минимум, на североевропейские страны. Данный документ предлагал отделить моторизованное движение от не моторизованного везде, где это возможно. Пешеходы и велосипедисты при этом считались гомогенной группой, и дорожки для них предлагалось строить по одинаковым принципам, или даже совмещать их на одних и тех же дорожках. Поэтому сейчас больше всего совмещенных пешеходно-велосипедных тротуаров можно наблюдать именно в Швеции и Финляндии. Под влиянием этого руководства была построена обширная велосипедная сеть в Хельсинки.
В Германии к концу 1960 — началу 70-х число велосипедистов значительно сократилось, и велодорожки «за ненадобностью» стали застраиваться автомобильными парковками. К этому времени автомобиль стал основным средством транспорта в европейских странах. Даже в такой велосипедной стране, как Голландия, строительство велодорожек практически прекратилось.
Начало велосипедного возрождения в европейских странах связывают с ухудшением экологической обстановки из-за автомобилей и нефтяным кризисом 1973 года. В Голландии к этому также прибавилось большое количество жертв среди детей и велосипедистов, погибших из-за автомобилей. В результате уже в 1978 г. в плане транспортного развития Амстердама приоритет был возвращен велосипеду и велосипедной инфраструктуре.
В 2014 году в Нидерландах открылась первая в мире велодорожка, сделанная из солнечных батарей.
Велосипедизация Санкт-Петербурга
Несмотря на замороженную велоконцепцию Санкт-Петербурга, 3 апреля КРТИ на встрече с велоактивистами постановаил сформировать рабочую группу по развитию велосипедной инфраструктуры с включением в работу общественных движений. Летом 2014 года в культурной столице появится байкшеринг от «Банка Москвы», а у петербургского ЗакСа установили парковку для депутатов. «Велосипедизация Петербурга» продолжает бороться за развитие велоинфраструктуры в городе: запустила проект «Можно с велосипедом», под крылом которого собирает организации и магазины, куда можно зайти с байком внутрь; открыла сайт «Велосипедиллион парковок» для тех, кто хочет установить велопарковку, но не знает как; обновила брошюру «Как безопасно ездить по городу на велосипеде», организует первую в России профессиональную конференцию «Велосипед в большом городе: вызовы будущего» и множество других велособытий, продолжает вести занятия в «Велошколе» и начинает цикл велоэкскурсий по городу.
Фестиваль «За велогород»
Как велодороги развивались в Европе
История говорит, что первые специальные дороги для велосипедов появились в самой велосипедной стране — Нидерландах, где количество велосипедов превышает число жителей этой страны. Пылкая любовь голландцев к двухколесным братьям обусловлена особенностями развития транспортной сети этой страны.
Когда по всей Европе строились дороги для конных экипажей, Голландия в этом направлении отставала на долгие годы. Произошло это из-за того, что пассажирские и грузовые перевозки осуществлялись с помощью водного транспорта. К тому же тогдашние технологии строительства сухопутных дорог не позволяли строить их условиях местного мягкого грунта.
Поэтому власти страны не сосредотачивали на этом направлении своё внимание. Только в начале 19-го века Наполеон, завоевавший Голландию издал приказ построить сеть дорог в стране для удобного передвижения войск
Но в 1813 году французы ушли из Голландии и приказ не был выполнен до конца. Некоторые участки дорог все-же успели построить. Но ими редко пользовались из-за плохого качества брусчатки. Когда появились железные дороги про них вообще практически забыли.
Так получилось, что отсутствие стандартной для всех европейских стран транспортной сети, особенно в сельской местности способствовало жителей Голландии массово использовать велосипеды. Главной причиной была экономическая целесообразность их использования. К концу 19-го столетия велосипеды повсеместно завоевали страну.
Самая первая велосипедная дорога появилась в Голландии в 1885 году. Вначале ее использовали для велогонок. После 1890 года начали массово строить велодороги для обычных граждан на велосипедах.
Те отрезки дорог, которые были построены по приказу Наполеона не подходили для велосипедных поездок, поэтому велодорожки строили вдоль обычных грунтовых и брусчатых дорог, а повозкам и каретам запретили по ним передвигаться. Извозчики часто нарушали это правило и имели проблемы с законом из-за того, что велодороги были качественней тех, которые предназначались для них.
Велодороги приходили в негодность из-за передвижения по ним гужевого транспорта, поэтому в 1905 году власти ужесточили наказание за нарушение закона извозчиками вплоть до уголовной ответственности.
В голландских городах велодорожки начали строить позже, чем в сельской местности — только в 40-х годах прошлого века, когда на улицах появилось много автомобилей. Правила дорожного движения были примитивными и водители часто наезжали на велосипедистов, поэтому власти страны решили отделить их друг от друга.
В других европейских странах, к примеру в Германии, к велодорогам пришли намного позже, потому что автомобиль для немцев долгое время был намного важней велосипеда. Там долгое время считали, что велосипедисты являются помехой машинам.
С развитием автомобилей и роста их скоростей и после множества несчастных случаев с велосипедистами в 1926 ввели закон о разделении полос движения автомобиля и велосипеда. В других европейских странах появлению велодорог как и в Германии способствовало мнение, что велосипедисты не должны мешать автомобилям.
В конце 20-го века проблемы экологической безопасности, а также на фоне велосипедного бума строительство велодорог начало развиваться огромными темпами. Власти многих европейских городов хотят при помощи велодорог решить проблемы транспорта и улучшить экологию.
Также читать на эту тему:
Дания велосипедная. Самое интересное, что расплачиваться за строительство новых велодорог будут водители автомобилей. Проект будет реализован за счёт средств, вырученных с налога, который взимается за въезд машин в Копенгаген…
Велотуризм в Чехии. В Чехии провоз велосипеда в транспорте бесплатный, или стоит недорого. По трассам находится много кемпингов, где можно остановиться и переночевать. Чехия является горной страной…
Европейская велосипедная сеть EuroVelo. Общая длина велотрасс более 70 000 км. В настоящее время полноценной велосипедной трассой (вернее отрезком трассы), имеющую всю инфраструктуру для велосипедистов является Прага – Париж, открывшаяся в Апреле 2008 года…
Велосипедная трасса Прага – Париж. Создать такую дорогу для велосипедистов первыми предложили немцы в 2001 году. На 70 % дорога уже состояла из отдельных участков, пригодных для поездок на велосипеде, их только необходимо было соединить между собой…
Дороги для велосипедистов. В Европе давно уже определены и систематизированы термины, которые дают характеристику дорог, по которым передвигаются велосипедисты. Существует общий термин велодорога – это…
Базель, Швейцария
Велосипедная стоянка в Базеле
Базель — тихий и живописный швейцарский городок на берегу Рейна. То что нужно для размеренной велосипедной прогулки! Тем более, в Базеле для этого созданы все условия. В городе только парковок для байков порядка 1 600. Все частные велосипеды зарегистрированы в правоохранительных органах и застрахованы. Но в Базеле на велосипеде ездят не только на работу — в городе есть велосипедная курьерская служба. Особой популярностью у любителей покрутить педали в Базеле пользуется так называемый «мост трёх стран», соединяющий французский Юнинг и немецкий Вайль-на-Рейне, — там для велосипедистов есть специальная полоса.