Особенности ГБО разных поколений
Итак, было принято решение установить на автомобиль ГБО. Вначале нужно разобраться, какое поколение оборудования лучше всего использовать. Здесь все зависит от самого автомобиля.
Если авто использует карбюраторную систему питания, то особого выбора нет – на такие авто устанавливается только ГБО 1 и 2 поколения.
Конечно, есть умельцы, которые монтируют на такие авто и более современное оборудование, но это трудоемко и затратно.
На инжекторные авто можно установить 2,3 и 4 поколение газового оборудования. Пройдемся по ним.
ГБО 2 поколения.
Является более простым конструктивно, имеет механическое управление и регулировку.
Это дает возможность использовать его на многих авто как со старыми, так и с новыми инжекторными системами питания.
Но у этого оборудования есть такой недостаток, как отсутствие четкости дозировки подачи газа, что зачастую приводит к его перерасходу.
ГБО 3 поколения.
Сейчасчитают 6 эффективных способов откачки лишнего масла из двигателя
914
Угорание масла в двигателе или как уменьшить «масложор» мотора
8.5k
Уже имеет механизм точной дозировки подачи газа. Но реализация подачи оставляет желать лучшего.
Оборудование, идущее как альтернативное бензиновой системе питания, значительно запаздывает с определением количества газа, требуемого в определенный момент работы силовой установки.
Этот недостаток обеспечил «недолгую жизнь» оборудованию этого поколения, встречается оно сейчас редко, и целесообразность его применения – под большим вопросом.
ГБО 4 поколения.
Самое совершенное на данный момент оборудование для использования на современных инжекторных авто.
И хотя уже существуют ГБО пятого и шестого поколений, все же на данное время газобаллонное оборудования четвертого поколения является самым популярным и распространённым.
Подключаемое к штатной системе питания и используя сигналы штатного блока управления системой питания авто, оборудование выполняет очень точную дозировку количества газа, требуемого в определенный момент для оптимальной работы силовой установки.
Изготовление кабеля ГБО
Что потребуется для настройки ГБО?
- кабель ГБО (его-то мы и будем делать)
- драйвер кабеля ГБО
- ноутбук с временем автономной работы около 2-х часов
- программа Lovato Easy Fast
- obd-адаптер
- мобильный телефон с bluetooth программой Torque или ODB Doctor
- прочитайте статью о сути настройки ГБО Ловато
Итак, на наше авто уже установлено ГБО 4 поколения, требуется произвести его настройку. Начнем с разъема, его можно найти неподалеку от блока ГБО. Он спрятан под черным колпачком и выглядит как показано ниже. Именно к нему мы и будем подключаться.
Распиновка разъёма Lovato
- GND (масса)
- Rx (прием данных)
- Tx (передача данных)
- +12 (питание, нам не пригодится)
Правильное подключение кабеля ГБО к разъёму:
В интернете приведено 2 вида распиновок этого кабеля и они противоречат друг другу. Если бы у меня тогда под рукой был вольтметр, пошел Ва-Банк:) Как оказалось, если перепутать и подключить массу кабеля ГБО на +12 разъема — ничего страшного не происходит, но лучше так не ошибаться. Rx и Tx можно путать местами. Rx и Тx адаптера должны быть подключены к Tx и Rx ГБО соответственно, т.е. перекрестно. Абсолютно понятно, что работать кабель будет, только после правильного подключения всех пинов.
Наш кабель | Разъём блока ГБО |
GND | GND |
Rx | Tx |
Tx | Rx |
нет | +12 |
Где взять преобразователь USB→UART?
Вы можете удивиться, но дата-кабель, ценой около 100$, можно изготовить самостоятельно за 3$. По факту, этот кабель не что иное, как USB→UART адаптер со специальными уровнями TTL. С этой задачей прекрасно справляется микросхема PL2303HX:
- Можно заказать преобразователь на чипе PL2303HX на AliExpress, ориентировочный ценник 0.85$.
Китайский преобразователь USB в UART.
Дата кабель от старого сотового телефона.
Для подключения к разъему ГБО Lovato очень удобно использовать DIP-штырьки, купить можно в любом магазине радиодеталей или заказать с AliExpress, их можно ломать и использовать по одному.
Планка пинов для DIP-монтажа.
Припаяйте провода к этим штырькам и вашему адаптеру. Рекомендую сделать провода достаточно длинными, что бы можно было конфигурировать ГБО из салона авто, это требуется для онлайн-настройки, об этом позже.
В итоге, у нас должен получится примерно такой кабель:
Самодельный кабель для ГБО.
Работает ли наш кабель? Последние тесты.
Для работы адаптера устанавливаем драйвер (скачать можно с сайта разработчика микросхемы Profilic PL2303HX). Если вы используете пиратскую версию микросхемы, драйвера установятся, но не будут работать, эта проблема реашается установкой драйвера более ранней версии(скачать можно в конце статьи). Проверить работоспособность свежесобранного кабеля можно программой Com Port Toolkit. Рабочая программа условно делится на две части: левая панель передача, правая прием.
Замкните между собой контакты Rx и Tx, таким образом, все что вы отправите через этот кабель, будет сразу же им принято. В левой панели Com Port Toolkit
попробуйте отправить несколько байт, если в правом окне отобразятся эти же байты, значит кабель исправен.
Поломки машин с ГБО и их причины
Само газобаллонное оборудование не ломалось ни разу. Единственная проблема возникла из-за заправки некачественным газом. Однажды я залила на АГЗС 35 литров газа — и почти сразу после выезда машина отказалась ехать на газе. Компьютер в оборудовании просто прекращал подавать газ в двигатель и автоматически переключал подачу топлива на бензин. Переключение вручную не помогало — подача газа почти сразу отключалась.
В этот день я ездила на бензине до вечера, а потом поехала на СТО выяснять, в чем дело. Хотя рабочий день и закончился, там было весело: много злых водителей материли газовщиков, а не менее злые механики сливали газ из баллонов и меняли фильтры. Оказалось, что дело в некачественном топливе на нашей АГЗС, у всех водителей была одна и та же проблема.
Ничего критичного не случилось — ни один двигатель не пришел в негодность. Денег за работу с меня не взяли, зато записали номер автомобиля. Насколько я понимаю, все работы согласился оплатить владелец заправки, но в детали я не вникала. Главное, что мне платить не пришлось. Потом этот список владелец СТО передал на АГЗС, и пострадавших водителей там заправили бесплатно.
Как выбрать СТО для проведения технического осмотра
Если обслуживание гарантийное, то оно будет проводиться на определенном сервисе. Когда срок гарантии истекает, у автомобилиста есть выбор: оставаться на сервисе или искать новый.
Лучше всего не менять мастера, так как к моменту истечения срока гарантии он уже будет знаком со всеми особенностями авто и самой системы ГБО, которая на нем установлена. Однако часто случаются ситуации, когда автомобилист вынужден сменить сервис. Это происходит по многим причинам, например, из-за слишком высокой цены или удаленности сервиса от дома.
Чтобы выбрать новое СТО, которое будет проводить обслуживание ГБО, нужно обратить внимание на некоторые детали. В первую очередь, ценник на сервисе должен соответствовать своему ценовому сегменту. Слишком низкая стоимость обслуживания должна настораживать
Слишком низкая стоимость обслуживания должна настораживать.
Также очень полезно изучить отзывы о сервисе, представленные в сети. Для этого лучше всего посетить тематические форумы, так как все отзывы на сайте сервисов обычно пишутся под заказ.
И также очень важно обратить внимание на оборудование, которое используется на СТО. В целом, своевременное ТО помогает значительно увеличить длительность использования ГБО и сэкономить в будущем
В целом, своевременное ТО помогает значительно увеличить длительность использования ГБО и сэкономить в будущем
В целом, своевременное ТО помогает значительно увеличить длительность использования ГБО и сэкономить в будущем.
УПРАВЛЕНИЕ НА ДОРОГЕ
Одно дело, освоить навыки управления скутером на пустой площадке, и совсем другое — вливаться в суету городских улиц
Надо ли напоминать о том, что во время езды все внимание должно быть сконцентрировано на том, что происходит вокруг. Если же вы только и заняты, что контролируете удержание равновесия, в том числе в повороте, — значит, рановато выезжать на дорогу. У водителей 50-кубовых скутеров немного легальных вариантов расположения на проезжей части
Им предписано двигаться в крайнем правом ряду, как можно ближе к тротуару или обочине. В жизни иначе: приходится выезжать ближе к середине, чтобы, скажем, обогнуть колдобины или посторонние предметы… Слепо следовать предписаниям ПДД и ехать у самой кромки опасно. А если пешеход сделает шаг с тротуара? Или откроет дверь своей легковушки зазевавшийся автовладелец?.. Безопасно держаться средины правой полосы или даже чуть левее
У водителей 50-кубовых скутеров немного легальных вариантов расположения на проезжей части. Им предписано двигаться в крайнем правом ряду, как можно ближе к тротуару или обочине. В жизни иначе: приходится выезжать ближе к середине, чтобы, скажем, обогнуть колдобины или посторонние предметы… Слепо следовать предписаниям ПДД и ехать у самой кромки опасно. А если пешеход сделает шаг с тротуара? Или откроет дверь своей легковушки зазевавшийся автовладелец?.. Безопасно держаться средины правой полосы или даже чуть левее.
Не стоит плестись в одном ряду с медленно тянущимися грузовиком или автобусом. И лучше к ним не приближаться: это быстро утомляет. К тому же так легко прозевать пропущенный вашим «ведущим» между колесами открытый люк или кирпич.
Сложность проезда городских перекрестков представляет даже не интенсивное движение, в котором сложно маневрировать. Многоуровневые развязки современных городов, «хитрые» разводки по полосам, запрещающие знаки светофора — все это ставит в тупик даже опытного водителя. Выучите назубок трудные участки пути на часто повторяющихся маршрутах, усвойте алгоритмы проезда перекрестков и развязок.
Законопослушные скутеристы обязаны помнить о предписанных для них ограничениях (главное из которых — запрещение левого поворота на многополосной улице). Будем надеяться, что устаревшие правила будут переписаны с учетом возросших возможностей скутеров, но до тех пор накопленный опыт и здравый смысл пусть станут проводниками и добрыми советчиками при езде.
Целесообразность установки ГБО
Может возникнуть вопрос о целесообразности установки газобаллонной системы на мотоцикл или скутер, ведь современные скутера и так имеют достаточно небольшой расход бензина. Стоит ли при потреблении 2-2,5, максимум 3 л бензина на сотню нести приличные затраты и заниматься установкой ГБО? Ответ однозначен – стоит, для желающих заняться модернизацией двухколесного друга.
Падение мощности и повышение расхода топлива-один из отрицательных моментов газобаллонной установки
Однако у тех, кто ездит мало и скутер использует только в качестве транспорта выходного дня, расходы окупятся не очень быстро. Вместе с тем, при необходимости ежедневно добираться на работу, преодолевая большие расстояния, такая переделка позволит значительно сэкономить.
Меньшее количество газа, попадающего в цилиндр двигателя через карбюратор или инжектор, вызывает падение тяги. Мотор нуждается в большем количестве газового топлива, что вызывает увеличение его расхода на 8-10% по сравнению с бензином.
Газовое оборудование на турбированный двигатель – можно или нет, подробное руководство
В нашей стране и других странах бывшего Советского Союза идея экономить людям передавалась с грудным молоком. Поэтому наш народ, старается сэкономить на все. Автомобили не исключение. Сегодня не будем говорить о покупках китайских заменителей оригинальных запчастей, их качество всем известно. Поговорим про экономию топлива. Изначально все автомобили проектируются под определенное топливо: бензин, дизель. Желание платить меньше за «горючку» провоцирует вмешиваться в конструкцию топливной системы авто, устанавливая ГБО. Очень много машин можно увидеть на наших дорогах, работающих на газу.
Но время не стоит на месте. Экологические нормы загоняют инженеров в угол. Они вынуждены уменьшать объем моторов, чтобы снизить выбросы вредных веществ в атмосферу. Но пользователям нужна мощность. На свет появляются турбированные двигатели. С небольшого объема можно получить хорошую мощность и динамику.
Установкой ГБО на атмосферный двигатель никого не удивишь, есть комплекты Евро 2,3,4. Но можно ли их устанавливать на турбомоторы? – задаются экономные владельцы. Ведь эра атмосферников приближается к концу, а на рынке все больше появляется авто с турбиной. А продолжать экономить на топливе никуда не делось.
Сегодня подробно разберем тему газового оборудования на турбированных двигателях. Какой комплект можно устанавливать и почему. Можно ли перенести ГБО со сторой машины с атмосферным мотором на новую с турбиной? – Это тоже спросим у специалистов газовщиков.
Этапы установки
При установке оборудования на двухколесное средство передвижения важно найти подходящее место для баллона в мотоциклетной конструкции. Стандартный автомобильный вариант здесь не подойдет из-за достаточно больших габаритов
Остальное оснащение занимает очень мало места, поэтому с его монтажом проблем не возникает. Здесь подачу топлива контролирует специальное электронное устройство, учитывая температуру окружающего воздуха, двигателя, разрежение и давление газа. Благодаря таким функциям, достигается максимальная экономия. В зависимости от условий эксплуатации, здесь можно использовать как бензиновые, так и газовые форсунки.
Процесс монтажа газобаллонного оборудования предполагает следующие важные этапы:
- Предварительная подготовка байка. Здесь нужно внимательно осмотреть мотоцикл, произвести диагностику, выбрать места крепления для блока управления, редуктора, датчика газа, выносного заправочного устройства.
- Прокладка газовой магистрали. Установка баллона, мультиклапана, редуктора, рейки газовых форсунок, монтаж заправочного устройства.
- Тщательная проверка герметичности соединений, надежности креплений.
- Контроль корректности работы ГБО на всех режимах работы мотора.
- Оформление всех необходимых документов для регистрации газобаллонного оборудования в МРЭО.
В результате проведенных работ мотоцикл получит комбинированную топливную систему. Появляется возможность при необходимости переходить с одного вида топлива на другой.
Популярные вопросы про ГБО
Что будет если газ закончится на ходу?
Ничего страшного не произойдет, система автоматически перестроится на бензин. Максимум что вы сможете почувствовать падение оборотов на секунду.
Почему взрываются машины на газу?
Такие случаи действительно случаются. Но все они вызваны серьезнейшими нарушениями эксплуатации ГБО. В попытках сэкономить, установка старого или неисправного оборудования. В попытках заполнить баллон по максимуму.
Что будет если произойдет ДТП?
Газовый баллон – одна из самых крепких частей автомобиля. Его толщина 3 мм, это мини броня. Для сравнения, толщина железа любой части автомобиля измеряется в микронах. Плюс ко всему в современном газовом оборудовании есть несколько систем безопасности. Максимум что произойдет с баллоном – он деформируется, но не лопнет.
Можно ли ставить ГБО на турбомоторы?
Если мы говорим о классическом турбомоторе, обычном бензиновом двигателе – то на него без проблем ставится ГБО. Есть некоторые тонкости в настройке, но не более того. А вот если мы говорим о дизельных, FSI и TFSI двигателях, здесь проблем больше. Оборудование значительно дороже. Плюс из-за специфики подачи топлива, полностью отключить подачу дизеля или бензина не получится. Максимум 30%. Соответственно экономический эффект значительно снижается. При этом в России практически нет сервисных центров, которые способны на такую работу.
Все машины на газу воняют?
Обычно противный запах идет от автомобилей, в которых не стоит катализатор. Либо оборудование очень старое, 1-2 поколение.
Что с гарантией на автомобиль при установке ГБО?
Если вы все сделали правильно, у вас есть все экспертизы, которые покажут, что поломка произошла не по вине ГБО, дилер обязан все сделать по гарантии. Если по вине газового оборудования, то все проблемы обязан решить установщик газа. Главное обязательно пригласить на экспертизу сотрудника центра, в котором вы устанавливали ГБО.
Срок службы газобаллонного оборудования?
Большинство дистрибьюторов ГБО в России дают гарантию 2 года или 100.000 км пробега. Но если вы его хорошо обслуживаете и регулярно проходите ТО, то оно будет «вечным».
Что может кабель
С помощью данного переходника возможно:
- Считывать коды ошибок неисправностей ГБО (стирать их).
- Корректировать (программировать) параметры ЭБУ.
- Калибровка датчика уровня газа.
- Настройка параметров вариатора угла опережения зажигания (ВУОЗ) и многое другое, всё зависит от модели контроллера.
Самодельный кабель для диагностики – универсальный, для многих блоков придётся лишь поменять расположение клемм в колодке шнурка.
Таблица распиновки и совместимости диагностического кабеля:
Производитель | Модель контроллера |
AG CENTRUM | JZ-2005 ZENIT |
ZENIT PRO | |
JZ-2009 ZENIT | |
COMPACT | |
SIROCCO | |
AUTOGAS ITALIA | EASY JET |
DREAM JET | |
POWER JET | |
AUTRONIC | MISTRAL I |
MISTRAL II | |
CARGAS | BARDOLINI |
ECU-07 ICS-03 | |
ECU-07 | |
MIMGAS | S2000U |
MIMGAS_V1.20 |
Производитель | Модель контроллера |
AGIS | AGISM 210 |
AGISM P13 | |
AS | STAG 200 |
STAG 300 | |
STAG 400 | |
STAG PLUS | |
STAG PREMIUM | |
STAG 4 | |
STAG ISA 2 | |
STAG 400 DPI | |
STAG Q-BOX | |
DIGITRONIC | DIGITRONIC 3D POWER |
DIGITRONIC (ВСЕ) | |
KME | AKME |
BINGO | |
BINGO M | |
BINGO S | |
DIEGO | |
DIEGO G3 | |
NEVO | |
LOVATO | FAST |
SMART | |
EASY LPGTECH | |
EASY TECH 100 | |
EASY TECH 200 | |
EASY TECH 300 | |
ATIKER | FAST |
MULTIFAST | |
SAFEFAST | |
ESGI | ESGI |
MILANO | MILANO |
TAMONA | TGSTREAM NEW |
Производитель | Модель контроллера |
A-MAX | KING |
AEB | KING |
BIGAS | SGISN |
SGISN OBD | |
AEB GREEN | |
ELPIGAZ | LEONARDO |
MILENIUM | |
NICOLAUS | |
STELLA/ELIZA | |
VIOLA PLUS | |
LANDI-RENZO | IGS |
LES PLUS | |
LSI NSI | |
LSI | |
IGSYSTEM | |
LCS/2 | |
LCSA1/05 | |
LCSE | |
LCS04 | |
OMEGAS | |
OMEGAS PLUS | |
OMEGAS PLUS MAX | |
MINT-XI ULTRAGAS | |
NMINT-XI-N P EOBD | |
OMVL | DREAM XXI-N P |
DREAM XXI-N P EOBD | |
ROMANO | RISN |
RISN EOBD | |
ENERGY REFORM | ENERGY REFORM |
TARTARINI | TEC 99 EVO |
ULTRA-GAS | ULTRA-GAS |
RSI+ | |
VOGEL | VGI |
Производитель | Модель контроллера |
EUROPEGAS | OSCAR-N |
Как работает турбированный двигатель на газу
Как видно, поставить газ на турбомотор не является проблемой. Главное, чтобы оборудование было правильно подобрано применительно к конкретному типу мотора. Дело в том, что разные типы газовых установок отличаются реализацией схемы управления подачей топлива, а также имеют некоторые отличия в способе самого впрыска газа.
Основной задачей разработчиков газобаллонного оборудования является максимально деликатная и функциональная интеграция подачи газа параллельно штатным системам управления и питания двигателя.
Дальнейшее развитие системы подачи газа в виде ГБО 5-го поколения позволило полностью объединить такую установку со штатным оборудованием. ЭБУ автомобиля не воспринимает газовую систему как стороннюю, то есть не возникает конфликтов устройств и различных ошибок. Более того, газ подается в двигатель не в испаренном, а уже в сжиженном виде.
Такая особенность позволяет турбокомпрессору работать в штатном режиме, плавно, без провалов. Установка этой системы позволяет даже запускать холодный мотор на газу, а не на бензине. При этом значительно снижаются риски причинения ущерба ДВС и сокращения его ресурса.
Также для справки добавим, что с появлением указанных систем также стало возможным поставить газ на дизельный двигатель. Турбодизель на газу часто называется газодизелем, предполагая наличие ГБО на дизельном двигателе.
Сразу отметим, такая установка является сложным решением, для реализации которого нужны серьезные переделки, конструктивные доработки и настройки дизельного ДВС. Однако при наличии ГБО на дизеле водитель получает возможность одновременного комбинированного использования как более дорогой солярки, так и дешевого газа. Среднее соотношение получается около 70% газа на 30% дизтоплива.
В двух словах, для воспламенения газа нужна более высокая температура. По этой причине в цилиндры сначала впрыскивается немного дизельного топлива, которое воспламеняется и далее поджигает газ. Результатом работы такой схемы питания становится ощутимая экономия дизельного топлива, которое попросту замещается дешевым газом.
Переоборудовать можно любой дизельный двигатель, даже с системой Common Rail Euro-4. При этом, как правило, для гражданских легковых и небольших коммерческих авто устанавливать подобное оборудование нецелесообразно по причине высокой стоимости проекта. Дело в том, что дизельные двигатели изначально отличаются высокими показателями топливной экономичности.
Однако газодизель полностью оправдывает вложения в том случае, когда пробеги коммерческого транспорта очень большие. Простыми словами, указанное решение хорошо подходит для тяжелых турбодизельных грузовиков, которые регулярно перевозят грузы на большие расстояния.
Какой вид ГБО устанавливать?
На сегодняшний день существует 6 «поколений» газобаллонного оборудования, каждое из которых отличается от предыдущего усовершенствованием системы впрыска топлива, то есть его подачи в цилиндры двигателя (собственно, это является главным конструктивным отличием ДВС, работающего на газу, от бензинового агрегата).
Наиболее «продвинутая» система впрыска газовой смеси установлена в системах 4-го, 5-го и 6-го поколений, однако ГБО-6 практически недоступно не только для российских, но и для европейских автолюбителей и монтируется, как правило, на определенные марки машин в штатном режиме, то есть на заводах-изготовителях.
Следовательно, при переводе турбированного мотора на газ рекомендуется выбрать оборудование 4-го или 5-го поколений. Наиболее предпочтительной станет установка ГБО-5 – оно отличается более высокой ценой при монтаже и обслуживании, но имеет неоспоримые преимущества:
- Технически совершенная система впрыска горючего в двигатель
- Использование газа в сжиженном, а не испаренном виде
- Легкий пуск газовой смеси
- При установке не требуется вмешательство в систему охлаждения мотора
- Оптимальный расход горючего (практически равен расходу бензина, при этом разница в стоимости между ними – более чем значительная)
При переводе турбированного авто на газ рекомендуется выбрать ГБО 5-го поколения
Выбор комплекта гбо
Самый простой способ — выбрать брендовое оборудование под конкретную марку автомобиля.
В составе комплектов от этих брендов присутствуют все необходимые элементы. Начиная от редукторов, форсунок, клапанов и заканчивая специальными электронными модулями, не требующими программирования и дополнительной настройки.
Модельное газовое оснащение автомобиля представляет собой систему, унифицированную под конкретную марку/модель автомобиля или платформу, на которой собирается автомобиль.
Такие системы оснащены всем необходимым крепежом, который унифицирован по посадочным местам и рассчитан на распределение основных узлов в безопасных местах в автомобиле.
Электронная часть модельного оборудования заранее калибруется на заводе под определенную модель машины, а это значительно упрощает настройку и сопряжение ГБО со штатной системой ЭБУ.
Брендовое модельное ГБО имеет ряд преимуществ и недостатков.
Плюсы модельного газового оборудования:
- не требует сверления большого количества отверстий и монтажа дополнительных фиксаторов и креплений, модельные комплекты подходят «по месту» и отлично устанавливаются на предусмотренные производителем места;
- не требует вмешательства в электронный блок управления автомобиля;
- надежность;
- сохранение дилерской гарантии (только при обращении в специализированные сервисы).
Минусы модельного газового оборудования:
- высокая стоимость;
- отсутствие выбора (только ограниченный список брендов и модификаций);
- большие финансовые затраты на установку в специализированном сервисе.
В случае, если у автолюбителя нет желания и средств тратиться на приобретение брендовых ГБО, то можно пойти другим путем и выбрать универсальный комплект оборудования. Подобные универсальные комплекты в изобилии представлены в ассортиментах многих автомобильных магазинов.
Возможность выбора и приобретения деталей по отдельности делает унифицированные комплекты газобаллонного оборудования весьма привлекательными для покупки. Как правило, установка гбо своими руками, собранного из различных комплектующих не вызывает серьезных трудностей, но требует знания определенных навыков.
Унифицированные комплекты газового оснащения варьируются по своим характеристикам (мощность, количество цилиндров, тип впрыска топлива, наличие турбонагнетателя и т.п).
Ограничивающими факторами в этом случае будут только мощность двигателя и заправочный резервуар. От мощности двигателя будет завесить то, какой именно редуктор и форсунки нужно будет устанавливать, а место расположения заправочного резервуара на всех автомобилях разное, поэтому этот момент стоит учитывать.
Преимущества универсальных газовых систем:
- низкая стоимость;
- широкая доступность;
- совместимость с большим количеством марок и моделей автомобилей;
- возможность индивидуального подбора комплектующих под определенные условия эксплуатации машины.
Недостатки универсальных газовых систем:
- есть риск нарваться на брак или подделку;
- требует проведения дополнительных работ по монтажу и подготовке навесного оборудования;
- лишение дилерской гарантии (в случае, если авто стоит на заводской гарантии, а установка производится не в сертифицированном сервисе);
- требует настройки электронного блока управления.
Что делать после установки
Как только монтаж завершен, необходимо настроить работу газобаллонной аппаратуры на авто. Этот вопрос можно решить самостоятельно (при наличии знаний и опыта) или обратиться к квалифицированным мастерам. Если делать работу своими руками, потребуется шнур за 30-45 долларов, а это дополнительные расходы. В таких тратах нет необходимости, поэтому лучше съездить на СТО.
Если порядок и правила установки газобаллонного оборудования на автомобиль соблюдены, приступайте к проверке. Сделайте следующие шаги:
- Набросьте клеммы на АКБ.
- Включите зажигание (пока не заводите авто).
- Повторите процедуру с включением зажигания два-три раза для накачивания бензонасосом нужного давления.
Если все сделано правильно, машина готова к настройке и подбору ДЮЗ форсунок. Прикоснитесь к редуктору. Если он горячий — хорошо, а если нет — попробуйте убрать воздушную пробку.
Зная, как установить ГБО на автомобиль правильно, вы сможете выполнить поставленные задачи. Но аппаратуру необходимо еще зарегистрировать, а здесь могут возникнуть трудности. Для этого необходимо пройти следующие шаги:
- Получите заключение предварительной техэкспретизы авто на возможность установки газобаллонной системы. Потребуется ПТС, СТС и паспорт владельца.
- Получите разрешение на установку в ГИБДД (даже если установка уже выполнена).
- Поставьте газобаллонное оборудование самостоятельно или обратитесь на сервис. Для этого нужно заранее уточнить, где устанавливают ГБО на автомобиль в вашем городе.
- С пакетом документов получите новую диагностическую карту.
- Получите свидетельство о соответствии конструкции машины требованиям безопасности.
- Приезжайте в отделение ГИБДД на авто с документами и получите новые СТС / ПТС с записью о ГБО.
В среднем этот процесс занимает около двух недель.
Какое газовое оборудование будет дружить с турбиной
До недавнего времени газ устанавливался исключительно на атмосферные моторы. Их было много на догах общего пользования. Применялись комплекты ЕВРО 2 для карбюраторных моторов, ЕВРО 3,4 – инжекторные автомобили.
Практика установки большая, опыт наработан солидные за многие годы. Но находились «рукожопы», которые не могли нормально настроить даже эти устаревшие типы ГБО, не говоря о современных.
Турбомоторы более капризные в плане обслуживания и своей работы. Подготовка топливовоздушной смеси на таких двигателях задача не простая. Старые комплекты ГБО с этим не справятся. Поэтому их устанавливать на турбодвигатели категорически запрещено.
Что сделать перед переходом на газ
Для начала я рекомендую посчитать, насколько выгодно это будет лично для вас, и изучить плюсы и минусы.
Установка оборудования стоит от 30 до 50 тысяч в зависимости от модели автомобиля и объема устанавливаемого баллона. Экономический эффект будет виден не сразу: если ездить редко, переход окупится только через несколько лет.
Считать нужно индивидуально для каждого автомобиля, результат будет зависеть от пробега в год, цены газа и бензина, расхода топлива. Можно посчитать на калькуляторе — при разнице в цене газа и бензина 12 Р, пробеге 10 000 км в год и цене за условный комплект оборудования 40 000 Р срок окупаемости составит около семи лет. Не каждый водитель эксплуатирует машину семь лет — многие продают ее раньше.
Я рассуждала следующим образом: если машину эксплуатировать в режиме «дом — работа — магазин — дом», пробег будет небольшим и окупать ГБО я буду очень долго. Но я как раз сменила работу и устроилась торговым представителем — по работе приходилось много ездить. Я прикинула: примерный пробег будет больше 20 000 км в год, а менять машину в ближайшие несколько лет я не планирую — так что ГБО должно окупиться.
Поколения ГБО, выбор оборудования для своего автомобиля
Теперь стоит подойти к немаловажному вопросу выбора поколений ГБО. Рассмотреть рекомендуется все существующие поколения
Всего существует пять поколений ГБО: от относительно старых до самых современных систем, которые рассматриваются в подробностях:
1. Отличительными особенностями первого поколения является наличие испарителя газа (редукторная система разделительного типа). Её использование началось еще с 90-х годов прошлого века. В настоящее же время эти системы являются старыми, и на их смену пришло второе поколение ГБО. Но большинство автолюбителей и специалистов по установке ГБО считают их весьма надежными.
2. Особенностью второго поколения ГБО является ручная подача топлива с помощью определенной трубки с отверстием внутри. Диаметр отверстия в дозаторе напрямую зависит от поперечно вкрученного в него болта. Чем больше вкручен, тем меньше происходит подача газового топлива. Минусом данного поколения ГБО является необходимость регулировки сечения в случае загрязнения воздушного фильтра.
3. В третьем поколении ГБО используется система подачи газа через специальный дозатор. Другими словами, подача топлива напрямую производится от специального моторчика, который питается от бортовой системы автомобиля. Соответственно, главным плюсом третьего поколения ГБО является его настройка через ПК.
4. Четвертое поколение ГБО своим производством совершило прорыв в машиностроении
Её главной и немаловажной особенностью от прошлых поколений является подача топлива из редуктора к форсункам силового узла. За счет этого происходит идеальная подача газа, что по своим характеристикам не уступает своим «бензиновым» конкурентам
Настройка «мозга» этой системы проводится исключительно через компьютер или ноутбук.
5. Пятое поколение ГБО не нашло высокой популярности у автолюбителей стран СНГ. Поскольку его работа возможна только через установку определенного насоса высокого давления, который устанавливается во внутренней части баллона. А также вследствие низкого качества сжиженного газа, необходимого для её работы. Плюсом же данного поколения ГБО является впрыск газа прямо в камеру сгорания транспортного средства.
К выбору системы подходят не только с учетом удобства, но и с предварительным осмотром технических характеристик автомобиля. Выбирать следует наиболее предпочтительный вариант в соответствии с возможностями транспортного средства.
Что дает газ турбомотору, подводим итог
Самое главное преимущество, ради чего он ставится – экономия на заправках. С учетом повышенного требования к качеству бензина для турбоагрегатов, рекомендуется заливать не ниже 98, то экономить получится внушительно. Кроме того, не везде, особенно в регионах, вы можете залить настоящий 98 бензин. Под маркой АИ-98 вам продадут, в лучшем случае, 95, в худшем ослиную мочу с присадками.
Соизмеряйте свои потребности. Не стоит бояться ставить газовое оборудование на турбомоторы. Если все сделано профессионалами, то проблем не будет, а будет только небольшие расходы на заправку газом.
Не стоит забывать. Стоимость ГБО для турбированных силовых агрегатов не маленькая. Срок окупаемости будет зависеть только то того, сколько будите ездить.
Если вы редко выезжаете, годовой пробег не больше пяти тысяч в год, то не стоит заморачиваться. Едите на бензине, это сэкономит вам деньги, нервы и время.