Титановая рама для велосипеда
Проекты 100 лучших инженеров и дизайнеров будут представлены на выставке в Бристоле, запланированной на 15–17 апреля 2016 года
Концепт Model №3 – последняя разработка компании Budnitz в линейке универсальных городских велосипедов. Этот многофункциональный, разработанный с нуля байк прекрасно подходит для быстрой и веселой езды по городу, а также ежедневных поездок на работу.
Титановый складной велосипед Helix, рекламируемый как самый маленький и легкий в мире, взял Kickstarter штурмом, собрав за первые пять дней ошеломляющую сумму привлеченных инвестиций — 1 миллион долларов.
Велосипед Solid, что в переводе означает «прочный» создан компанией Industry из Портленда в партнерстве с Ti Cycles. Эту модель они позиционируют как самый лучший байк для городских поездок и самый стильный, полностью напечатанный на 3D-принтере титановый объект. Достаточно серьезная заявка для отрасли, которая развивается уже больше сотни лет.
Две модели — односкоростной и высокотехнологичный, изготовлены из прочных титановых труб Gr9 с различной искривленностью и толщиной.
Этот 9-скоростной байк ручной сборки произведен в Канаде. Специальная запатентованная технология позволяет удобно складывать его до размеров колеса и экономить пространство. Складной велосипед Helix идеален для экскурсий и путешествий. К тому же, его удобно хранить в сложенном виде.
Езда на велосипеде зимой резко отличается от обычной следующими моментами: дорожным покрытием, погодными условиями и уходом за вашим транспортным средством. Экстремальные условия — лишь дело привычки, и городской велосезон можно не закрывать, соблюдая четыре правила зимнего катания
Компания из Лондона Comtat представила свою первую модель титановой рамы Sartorial Ti, которую будут изготавливать вручную под заказ в Италии. Покупателям предлагаются разнообразные варианты геометрии, отделки рамы, вилки и даже типа сварки — гладкая или видимая. Вес новой рамы от Comtat составит 1520 г.
Компания Holland Cycles производит сегодня одни из самых необычных титановых рам в мире. Новая модель шоссейного велосипеда ExoGrid Jet создана из высокотехнологичного титана с добавлением карбона. Весит такой байк не более 8 кг.
Другие детали из титана
Помимо лёгких и прочных титановых рам популярностью у велосипедистов пользуются другие детали из титанового сплава:
- титановая вилка (вес около 700 г) обладает хорошей торсионной жёсткостью, вместе с рамой составляет целостную конструкцию, позволяющую улучшить качество езды на подъёме в гору, а также смягчить эффект вибрации;
- титановый багажник – предмет чрезвычайно популярный в силу своей малогабаритности, небольшого веса (520 г) и высокой прочности (изготавливается по индивидуальным заказам под конкретную раму с особым креплением);
- титановый руль очень лёгкий, он не царапается и не ржавеет, но при этом стоит дорого.
В целом, позволить себе титановый велосипед может не каждый, а вот начать с улучшения одной из деталей для того, чтобы почувствовать разницу, вполне можно.
Преимущества титановых велобайков
Велосипед из титана бьёт рекорды по срокам службы и другим эксплуатационным свойствам.
Даже при учёте ежедневного использования байк, оснащённый титановой рамой, не выйдет из строя в течение двух десятков лет. Другая проблема любой велосипедной рамы – коррозия – этим изделиям тоже практически неведома. Помимо устойчивости к химическим реакциям и «ударам времени», имеются ещё и следующие преимущества:
- лёгкость, позволяющая совершать длительные подъёмы и спуски в условиях велопохода на пересечённой местности;
- стойкость к механическим повреждениям;
- дополнительная обработка рамы слоем хрома (вместо обычной краски), позволяющая не переживать о частом ремонте и подкрашивании;
- стойкость к химическим реакциям: отсутствие взаимодействия с солями и щелочами;
- способность гасить вибрацию и сглаживать плавность хода;
- способность развивать большую скорость;
- пригодность к использованию в условиях минусовых температур (все положительные характеристики езды сохраняются и на морозе);
- высокая маневренность.
Некоторые владельцы считают ещё одним важным достоинством титановых изделий их внешнюю неброскость, а значит, непривлекательность для велосипедных воров. Действительно, большинство велорам из титана лишены броских атрибутов в виде специальных нанесений или кричащей фирменной раскраски.
Все перечисленные достоинства помогают понять, что велосипеды с титановой основой незаменимы в условиях езды по бездорожью и пригодны для любых, самых невероятных, нагрузок. К тому же, они во много раз комфортабельней, нежели их алюминиевые собратья. А именно комфорт езды в случае частого пребывания в седле становится основным фактором, помогающим велосипедисту поддерживать и беречь здоровье (позвоночник, коленные суставы, область промежности).
Нельзя сказать, что рамы из титана лишены недостатков, но следует понимать, что эти дорогостоящие изделия не предназначены для тех, кто два раза в год выбирается на велопрогулку по асфальту. Тех же, кто ищет надёжного коня для реальных велоподвигов, эти байки точно не разочаруют.
Титановый велосипед разных фирм
Титановые рамы — редкое явление. У очень малого количества производителей присутствует в выпуске велосипед из данного сплава. Компания «Рапид» существует со времён СССР. Она прославилась за счёт удароустойчивого товара высокого качества. Стоит ознакомиться и с другими фирмами.
Компания «Рапид»
Этот отечественный изготовитель, прежде чем отправить велосипед на продажу, проверяет титановые рамы на прочность. Их качества получили европейскую награду и стоят в первых рядах агентств рейтинга. Велосипед «Рапид» из надёжного сплава стоит не только в месте массовой покупки. Он создаётся с индивидуальными особенностями по желанию заказчика. Естественно, основываясь на стандарте.
Титановая рама для велосипеда проходит рентген на соответствие условиям надёжности. Он способен найти буквально любой мелкий недостаток рамы. Если такое отклонение было обнаружено, транспорт возвращается к корректировке. За много лет работы компании, титановые рамы ломались всего 2 раза. Это случалось не по вине «Рапид», титан случайно столкнулся с оборудованием.
Особенности велосипедов из титана
Основой велосипеда является его рама. Срок службы байка напрямую зависит от её прочности и надёжности. Выбирая материал для изготовления велорамы, производитель должен выбирать между сверхпрочной, но тяжеловатой по современным меркам сталью, лёгким, но ненадёжным алюминием, изящным, но неудобным в обработке карбоном и титаном.
Титан стал использоваться человеком недавно. Он был открыт лишь в конце 18 века в графстве Корнуолл в Великобритании. Его название восходит к титанам греческой мифологии. Олицетворяя силу и мощь, этот металл оправдал своё предназначение в Советском Союзе, где стал любимым материалом авиакосмической промышленности. Холодная война способствовала разработке новейших оборонных технологий и повышению спроса на титановые изделия. А эрой рассвета титана можно назвать 1990-е годы, когда опыт работы с титановым сплавом стал распространяться на более мирные цели: изготовление велосипедных рам, лестниц, инструментов и деталей спортивного инвентаря.
Титан – довольно редкий, рассредоточенный в земной коре металл – даёт хорошие показатели предела прочности и предела текучести не столько в чистом виде, сколько в сплаве. За счёт того, что при изготовлении рам используется титановый сплав, их положительные характеристики увеличиваются по сравнению с прочими пропорционально количеству химических элементов, передающих сплаву свои полезные свойства.
Помимо титана, в сплаве в разных долях присутствуют:
- алюминий (облегчает конструкцию рамы);
- ванадий (считается сверхпрочным металлом);
- кремний (стоек к негативным факторам внешней среды).
Исключительный набор компонентов обеспечивает титановым рамам целый ряд преимуществ.
Производители велосипедов с рамами из титана
Производство титановых байков можно назвать узко специфическим. Среди компаний, выпускающих подобные изделия, следует отметить великолепно зарекомендовавшие себя на мировом рынке фирмы:
- Bianchi (стильные итальянские изделия для профи);
- Litespeed (пионеры в выпуске ведущих титановых рам в странах Европы);
- Merlin (первые американские производители серийной титановой велопродукции);
- Mongoose (одни из самых надёжных современных разработчиков в Китае и на азиатском рынке);
- Wheeler (неубиваемые высококлассные байки из Германии).
Неизменной популярностью у ценителей титана пользуется продукция отечественного концерна «Рапид», работающего на экспорт в Европу и Северную Америку. Цены на изделия «Рапида» приятно отличаются от цены зарубежных аналогов, при этом качество рам нисколько не проигрывает конкурентам.
Специалисты компании, основанной в 1991 году на базе советского предприятия, занимавшегося аэрокосмической промышленностью, выпускают высокотехнологичные изделия из титанового сплава. Коллектив сформировался за годы совместной работы над разработкой и испытанием авиационных моделей. Когда авиапромышленность оказалась нерентабельной, группа единомышленников запустила пилотный проект по производству титановых велосипедных рам и вскоре стала лидером в этой области за счёт использования уникальных технологий.
В работе проектировщиков используется техника распознавания дефектов с помощью рентгена. За годы существования предприятия рапидовские рамы ломались всего несколько раз (при столкновении велосипеда с автомобилем на высокой скорости), что никак не было связано с качеством производства.
В настоящее время «Рапид» производит как серийные модели велорам, так и изделия по индивидуальным заказам, в том числе даже цирковые велосипеды.
Подводя итог размышлениям о нужности титановых велосипедных конструкций, приходится вновь возвращаться к вопросу функциональности. Ещё раз подумайте, для чего вы покупаете велосипед, как часто и куда планируете на нём выезжать?
Новичкам-любителям, скорее всего, не понадобится титановый велобайк, так как оценить его достоинств по-настоящему они не смогут. А вот профессиональные велосипедисты, испытавшие на себе прелести катания на разных моделях байков, единогласно проголосуют за неубиваемый и комфортный титан.
Недостатки титановых рам
Как уже было сказано, титановые рамы – удовольствие не для всех. Это и есть их главный недостаток. Чтобы приобрести подобное изделие, придётся потратить от 600 до 3000 долларов. Но, учитывая, что стоимость высококлассных спортивных велосипедов редко бывает ниже 1000 долларов, цену можно назвать более чем адекватной. Недёшево обходится ремонт титановых рам. К счастью, потребность в нём возникает крайне редко, только под воздействием исключительных обстоятельств.
У велобайков с титановыми рамами есть ещё один «минус»: плохая динамика управления на плоском покрытии. Они долго разгоняются и вообще тяжелы в управлении во время катания по асфальту. Так что лучше не тратиться на дорогие велосипедные рамы, если вы не планируете покидать пределы города.
Титан или карбон?
На европейском рынке всё большую популярность получают рамы из карбона. Однако при ближайшем рассмотрении у него не так много преимуществ, как у титана. В отличие от титана, представляющего собой металлический сплав, карбон является композитным материалом с основой из углеволокна и эпоксидным связующим. Предел прочности карбона почти в 2 раза превышает тот же показатель у титана.
Что выгоднее использовать в велосипедостроении, однозначно сказать нельзя. Карбон лёгок и пластичен, но боится царапин. Титан прочен, устойчив к коррозии, но тяжелее карбона.
При выборе материала рамы стоит учитывать, что её пригодность зависит не от тяжести испытываемой нагрузки, а от количества мелких внутренних повреждений, возникающих под воздействием внешних факторов. С этой точки зрения более качественными оказываются титановые рамы, технология производства которых подразумевает повышенный контроль идеального состояния сплава.
Ещё одним достоинством титана можно назвать аккуратный внешний вид изготовленных из него изделий. При необходимости можно произвести дополнительную механическую обработку, после которой много лет прослужившая рама будет выглядеть как новенькая.
А чтобы не вести споры о преимуществах того или иного материала, лучше остановить свой выбор на углепластике, удачно сочетающей титан и карбон.
О бренде
Компания основана в 2012 году в Харькове. Этот город уже успел внести большой вклад в велосипедную истории Украины и в свое время СССР. Харьковским велосипедным заводом раньше выпускались одни из лучших спортивных и прогулочных велосипедов в стране. Компания Titan взяла немного другой ориентир – выпускать хорошие и доступные велосипеды для всех.
В итоге получилось, что компания Titan сегодня занимается производством бюджетных велосипедов для любителей и начинающих. Профессионалы не смогут найти подходящего велосипеда для соревнований или хотя бы для тренировок. Обычный же любитель будет доволен ассортиментом компании. Радует тот факт, что Titan активно развивается и каждый год расширяет свой каталог. Так, например, в модельном ряде 2018 года ожидается поступление более 50 моделей только горных велосипедов.
Ассортимент компании
Каталог Titan действительно достаточно богатый. Больше всего внимания уделяется горным байкам, но и другие виды великов не остаются без внимания. Итак, компания занимается поставкой следующих типов велосипедов:
- горные, включая хардтейлы и двухподвесы;
- городские,
- фэтбайки,
- складные,
- детские.
Ассортимент горных велосипедов представлен более чем 70 моделями. Среди них как бюджетные велики, так и модели для активных любителей. В каталоге можно найти даже двухподвесные велосипеды, но качество их достаточно низкое. На велики этой ценовой категории устанавливаются плохие задние амортизаторы, которые будут срабатывать себя только на больших кочках, а поглощать полезную энергию всегда. Среди хардтейлов же можно подобрать свой первый велосипед и остаться довольным выбором.
Двухподвес Titan
Выбор городских велосипедов уже не такой богатый, как горных. Модельный ряд представлен шестью моделями, включая синглспиды и скоростные байки. Есть модели для неспешных прогулок с открытой рамой, так и более быстрые велики с закрытой рамой и многоскоростной трансмиссией.
Фэтбайки, которые в последнее время пользуются большой популярностью, тоже можно найти в каталогах фирмы. Представлены 2 модели. Главное их различие в вилке: на дешевой модели установлена ригидная вилка, а на другой – амортизационная. Оба велика оборудованы семискоростной трансмиссией и дисковыми механическими тормозами.
Среди детских велосипедов можно выбрать трехколесные модели для самых маленьких, синглспиды со страховочными колесиками для детей постарше и скоростные байки для будущих гонщиков. Что касается последних, то есть модели на колесах 20 и 24 дюйма. Есть и байк с 26-ми колесами, но с геометрией, которая подойдет и подростку.
Другие фирмы
Титан — часть надёжного сплава. Производители, работающие с этим элементом, могут гарантировать особенность использования рамы. Любые дороги велосипед проедет с лёгкостью. Как было сказано выше, у него высокая скорость и небольшой вес. Для любителей езды по городу было бы хорошо иметь этот агрегат. Ровные асфальтированные дороги добавят комфорта.
Европейские и американские фирмы (Bianchi, Mongoose, Merlin, Wheeler и Litespeed) также известны высококачественными товарами. Титановые рамы этих производителей очень дороги. Это окупается, т.к. титановый велосипед высококачественен и прост в эксплуатации. Кросс-кантри – распространённый стиль рамы среди велосипедистов. Ещё одно её свойство, это повышенная жёсткость, благодаря термическому воздействию и сварке, для преодоления крутых подъёмов.
Представленные фирмы также, как и компания «Рапид», работают с заказчиками и создают титановые рамы по индивидуальными особенностям, зависящим от планов покупателя.
Любители велотуризма и здорового образа жизни. Подойдут ли им велосипеды из титана?
Для велотуриста очень важно, чтобы велосипед с лёгкостью проезжал пересечённые дороги, на которых не чувствовалась бы вибрация и всевозможные частые препятствия и ямы. Высокая скорость движения байка не сильно уменьшается, в отличие от других велосипедов, когда дороги заброшены камнями
Плавность при эксплуатации не уступает алюминиевому агрегату. Хоть вначале и имеется хороший разгон, дальнейший путь проходит почти на той же скорости. Это не зависит от ровности трассы — щебень, горы и ямы относятся к этому преимуществу.
Велосипед титановая рама. Её качества, идеально подходящие для велотуризма:
- Небольшой вес (Велосипед подходит для простоты прохождения горных дорог и обеспечивает спуск без вибраций);
- Отсутствие окисления и коррозии элемента, в отличие от стального транспорта (Велосипедисту не страшны различные погодные условия, будь то ливень или снег);
- Долгий срок службы;
- Непробиваемость (Она составляет от 600 до 900 Мпа. Для сравнения, прочность алюминия – от 80 до 90 Мпа. Велосипед с титановой рамой невозможно каким-либо образом повредить, согнуть, что не сказать о карбоне);
- Наличие багажника из титана, способного выдержать любой груз.
Выбор шоссейного велосипеда – сталь, алюминий, титан или карбон
В поисках нового шоссейного байка вы будете удивлены разнообразием выбора. Существует множество факторов, по которым вам стоит отфильтровать свой выбор, от цены и комплектующих элементов, стиля езды до личной преданности определенному брэнду и даже цвету.
Иногда выбор велосипеда основан на выборе материала, из которого изготовлена рама велосипеда. Шоссейные байки делают в основном из четырех материалов: сталь, алюминий, титан и карбоновое волокно, – а материал, как известно, может влиять на качество и стиль езды, так что неплохо было бы знать основные принципы и разницу прежде, чем вы сделаете выбор.
Ниже расскажем об основных преимуществах каждого материала, что поможет вам сделать правильный выбор.
Алюминий
Алюминий – самый популярный материал, используемый изначально для шоссейных велосипедов по доступной цене. Он идеально подходит для изготовления велосипедных рам, т.к. обеспечивает ей жесткость и легкость.
Долгое время алюминиевые рамы несправедливо клеймили как небезопасные и некомфортные для поездок, но жесткость зависит от дизайна – последние алюминиевые рамы развеивают мифы о своей ненадежности и предлагают мягкие поездки.
Хотя алюминий у большинства больших брэндов может считаться свойственным только велосипедам начального уровня, существует множество первосортных опций, так что не сбрасывайте его со счетов только потому, что он используется для шоссейных велосипедов начального уровня. Просто взгляните на супер легкий Kinesis Aethein (фото ниже) или новый Specialized Allez, как образец использования высококлассного алюминия.
Покупайте алюминий, если вы ограничены бюджетом и хотите получить легкую и жесткую раму для гонок или лучшую подборку характеристик за свои деньги.
Сталь
В прошедшие годы сталь была единственным материалом, поэтому выбор велосипеда был относительно прост.
В наши дни у нынешнего поколения сталь все еще имеет место быть, она славится своей плавностью во время езды, именно поэтому велотуристы все еще склоняются к ней, но последние стальные рамы возродили интерес к высокопроизводительным стальным шоссейникам и даже к гоночным велосипедам, как доказали Volare 953 команды Madison-Genesis пару лет назад.
Сегодня сталь используется небольшим количеством производителей, но в действительности с ней просто работать, и сталь стала выбором развивающейся индустрии изготовления на заказ. Если вы хотите раму по своим размерам, сталь – хороший вариант.
Покупайте сталь, если вы хотите раму на заказ или хотите улучшить качество гладкой езды, невзирая на лишний вес.
Титан
Титан – высоко востребованный материал, благодаря высокой прочности и амортизации. Он также легче стали, крепче алюминия и имеет анти-коррозийные свойства, а тот факт, что поверхность можно полировать, значит, что он долговечен, компенсируя высокую стоимость свойствами материала, хотя он и не настолько дорогой, как лет двадцать назад.
Титан может использоваться в самых лучших скоростных велосипедах, а также на великах, созданных для комфортных поездок на длинные дистанции с багажом или без него, как например, Sabbath September (на фото).
Большинство титановых рам делают из труб 3AL-2.5V (где к титану примешивается 3% алюминия и 2,5% ванадия), а титановый сплав 6Al-4V более высокого класса, можно увидеть на более дорогостоящих велосипедах.
Покупайте титан, если хотите получить долговечный и легковесный велосипед и обеспечить себе мягкие поездки.
Карбоновое волокно
Для многих велосипедистов не существует других вариантов, кроме карбонового волокна. В мире гонок это – преимущественно используемый материал, он самый легкий и жесткий из всех четырех материалов для рам, но он также может быть и самым дорогостоящим. В последние годы цены на рамы сильно упали, и теперь вы можете купить карбоновый велик за доступную цену.
Карбон – самый гибкий из материалов, а аэродинамика шоссейных великов дает возможность стать универсальным, как у этого Trek Madone.
Тем не менее, рамы из карбонового волокна не делаются по каким то общепринятым стандартам.
Карбоновое волокно легко используется дизайнерами для создания рам с определенными характеристиками, будь то легкий вес, комфорт, жесткость.
Покупайте карбон, если хотите получить самый легкий и жесткий шоссейный велосипед, который только можно купить за деньги, или же если хотите быть быстры как ветер.