Если спешить некуда
Допустим, вы купили новые шатуны и хотите заменить их, но старые еще могут протянуть несколько дней. В таком случае можно попробовать следующий способ:
- Открутите крепежные болты каретки.
- Набрызгайте в место контакта любую проникающую смазку.
- Отправляйтесь на велопрогулку, не вкручивая болты.
Есть шанс, что от частых вибраций шатуны сами сойдут с вала. Будьте осторожны, если они слетят в момент прыжка, будет крайне неприятно.
Наименьшее количество проблем доставляет стандарт Hollowtech II. Для того чтобы снять шатуны, потребуется лишь шестигранник 5 мм, специальный ключ для этого стандарта, который запросто заменяется шестигранником на 10-11 мм, и немного усилия, если система прикипела к подшипникам. Справиться с этим под силу даже ребенку.
«>
Снимаем шатун без съёмника
Для снятия шатунов велосипеда без съёмника рекомендуем отвинтить болты, которые стягивают рычаг с кареткой и проехать небольшое расстояние без деталей. Благодаря этому вы сможете с лёгкостью открепить шатун. Постучите по нему каким-либо тупым предметом, например, деревянным. Есть ещё один метод. Часть соединения детали с кареткой нужно нагреть горячей водой. Это поможет отмокнуть грязи и пыли и конструкция снимется проще. Нельзя использовать горелки, поскольку деталь повредится. При съёме педалей своя хитрость. Сначала открутите именно педали, а затем и шатун.
Снимать шатуны с велосипеда со съёмником или без него – вопрос ситуации и вашего выбора . Как ни крути, с инструментом работать будет эффективнее и комфортнее. Используйте наши рекомендации, так как это поможет с лёгкостью снять шатун с вашего велосипеда – как со съёмником, так и, в экстренных ситуациях, без него.
На первый взгляд конструкция педали выглядит простой, но чтоб ее демонтировать нужно обладать определенными знаниями и набором инструментов.
Снятие велопедалей может быть необходимо по различным причинам: перед транспортировкой велосипеда, для регулярного осмотра в целях профилактики или после того, как вы , перед началом сезона. Бывают ситуации, когда деталь хрустит или издает другие нетипичные звуки, в таком случае ее надо либо прочистить, либо полностью демонтировать, заменив на новую. Педальные узлы новых транспортных средств нередко нуждаются в дополнительной корректировке под конкретного человека. Поэтому у многих возникает вопрос, как открутить педали на велосипеде.
Перед тем, как снимать педали, для начала нужно ознакомится со строением этого узла. Эти действия нужно выполнять перед любыми подобными операциями . Педаль состоит из нескольких элементов, причем каждая модель может иметь разную конструкцию, а именно:
- ось
– это специальный штырь из металла, который вкручивается в шатун. Она является базой для остальных деталей; - платформа
– плоская поверхность, непосредственно контактирующая с подошвой и находящаяся на конце оси; - подшипники
– элементы, необходимые для соединения предыдущих деталей в единый механизм, именно они позволяют платформам вращаться; - фурнитура
– разнообразные болтики и гайки, которые скрепляют все составляющие педали. При разборке крепеж откручивается специальными инструментами.
В зависимости от платформы педали делятся на две группы: контактные, в которых предполагается наличие особого крепления для велосипедной обуви, и стандартные модели.
Снятие простых устройств не требует особых усилий
, а контактные механизмы, обладающие более сложными фиксаторами, не так легко демонтировать.
Установка шатуна
После демонтажа детали и выполнения всех запланированных манипуляций необходимо вернуть конструктивный элемент на прежнее место. Перед проведением работ желательно очистить все поверхности и соединения, после чего выполнить их обработку густым смазочным материалом. Подобный подход позволит ровно установить шатун и существенно облегчит работу при необходимости его очередного демонтажа.
В ходе установки необходимо выполнить глубокую посадку детали на вал. Это позволит избежать появления люфта в ходе передвижения. При недостаточно плотной фиксации шатуна гнездо постепенно придет в негодность. Для надежного закрепления детали достаточно приложения усилия порядка 50-70 Нм.
Пошаговая инструкция как снять педаль с велосипеда без съемника
После окончания подготовительных работ, приступаем к демонтажу:
- В первую очередь сдвиньте систему в сторону руля, такое положение считается рабочим.
- Аккуратно откручивайте педали от шатуна при помощи разводного ключа. В какую сторону откручивать педали на велосипеде? Правую — против часовой стрелки, левую — по ходу.
- Снимите заглушку на торце, чтобы открыть доступ к контргайке. Для этого действия используйте небольшую плоскую отвертку.
- Плавно откручивайте гайку, придерживая вторым ключом ось.
- Также на торце остается шайба, которую нужно снять.
- На этом этапе открутите конус.
- Остается снять платформу с оси, старайтесь контролировать положение подшипников, чтобы исключить их внезапное падение.
Обратите внимание! Каждая педаль обладает уникальной резьбой. Ось правой педали откручивается против часовой стрелки, а левой — наоборот
Трудности во время демонтажа возникают из-за воздействия внешних факторов или при сильных нагрузках . Существует два варианта решения подобных проблем:
- обработайте элементы керосином или растворителем. После замачивания в подобных жидкостях грязь, затрудняющая вращение, легко удаляется;
- можно нагреть ось и шатун, произойдет небольшая деформация металла, и ось легко снимется по резьбе.
Важно! Во избежание порчи резьбы манипуляции с осью производятся предельно аккуратно, в противном случае следующий демонтаж будет сложным. В целом процесс снятия педалей довольно простой, гораздо важнее подготовить нужные инструменты и материалы, а также следовать инструкции
Возвращать детали на место рекомендуется сначала вручную , и только в конце затягивать специальными ключами
В целом процесс снятия педалей довольно простой, гораздо важнее подготовить нужные инструменты и материалы, а также следовать инструкции. Возвращать детали на место рекомендуется сначала вручную , и только в конце затягивать специальными ключами.
Типы шатунов и способы их крепления
Динамика движения на велосипеде зависит от многих факторов, в том числе и длины педальных рычагов. Размеры варьируются от 150 до 185 мм. Чем длиннее шатун, тем меньше частота педалирования и больше сила вытягивания, и наоборот. Эта закономерность помогает подобрать оптимальный размер для удобного катания.
На гонных велосипедах ставятся удлиненные рычаги более 177.5 мм, на трековых моделях предпочтительны укороченные детали. Традиционно длина шатунов на взрослый байк колеблется от 165 до 185 мм. Подростковые, детские и трековые модели оснащаются короткими рычагами размером от 150 до 177.5 мм. Диапазон 165 – 177.5 мм можно считать неким универсалом для всех моделей.
Тип шатунов по способу установки и демонтажа:
- монолитные (односоставные) – рычаги интегрированы с валом каретки (BMX и детские модели);
- двусоставные: правый шатун + ведущие звездочки, левый рычаг отдельно;
- разборные: правый шатун крепится к звездам с помощью болтов, распространенная конструкция на большинстве моделей (можно разобрать систему и заменить только изношенные звезды или рычаги).
Крепление к валу каретки бывает:
- под клин (ромб) – устаревшая конструкция встречается на старых моделях и детских велосипедах;
- под квадрат – фиксация на квадратных наконечниках оси, подтяжка производится с помощью гаек внутри входной полости рычага, снаружи устанавливается пластиковая защита-пыльник (встречается на бюджетных дорожных велосипедах);
- шестигранное – установка и фиксация шатунов с помощью шестигранного ключа (распространенная конструкция на скоростных моделях);
- шлицевое: ось имеет сквозную полость, на креплениях к шатунам диаметр увеличен, рычаги сопряжены канавками с выступами на валу (шлицы) и затягиваются шестигранниками.
Шлицевое крепление не откручивается обычным съемником
Какая резьба нарезается на шатунную пару и в какую сторону крутить съемник при разборке системы? Резьба на оба рычага правая: раскручивание против, закручивание – по часовой стрелке.
На внешней стороне рычага находится отверстие для педали. Традиционный размер ключа для снятия и установки – 15 мм. Резьба на педалях направлена только по ходу движения. В комплекте педали помечаются буквами R и L. Поставить левую педаль на правый шатун и наоборот не получится.
В каких ситуациях может потребоваться демонтаж шатуна?
Шатун представляет собой довольно простую деталь, которая не нуждается в особом обслуживании и уходе. Замена компонента чаще всего производится по причине механического повреждения. Необходимость снятия может возникнуть также, когда необходимо получить свободный доступ к каретке, выполнить регулировку либо промывку системы.
Нередко после езды в дождливую погоду в области каретки возникают неприятные скрипы, причиной которых выступает попадание песка и загрязнений в узловой механизм. В данном случае может потребоваться снятие шатуна для очистки посадочного места.
В целом же сам по себе шатун не демонтируется. Для этого прибегают к эксплуатации специального съемника либо применению импровизированных способов, которые будут рассмотрены далее.
Шатуны
Шатуны — одни из самых сильно нагруженных деталей велосипеда. На отечественных дорожных велосипедах их делают из стали, а на импортных и спортивных — из алюминиевых сплавов. Чтобы уменьшить вес и сохранить прочность, производители пускаются на разные ухищрения — делают их полыми, имеющими замысловатые поперечные сечения.
Иногда (чаще на недорогих велосипедах) блок передних звездочек выполнен в виде неразборной конструкции, объединенной вместе с правым шатуном, и тогда при замене звездочек приходится менять оба шатуна. На велосипедах средней и верхней ценовых категорий передние звездочки обычно можно отсоединить от правого шатуна, то есть их можно менять независимо, по мере износа зубьев.
Необходимость замены шатунов возникает также при их поломке или повреждении. Снимать шатуны (один или оба) приходится еще для того, чтобы добраться до каретки (для ее регулировки или замены).
Шатуны никакой регулировки не требуют.
Обычно новые шатуны приобретаются вместе с передними звездочками.
При покупке новых шатунов надо учитывать то, что существуют несколько разновидностей кареток, отличающихся типом оси. Надо выбирать шатуны, совместимые с имеющейся кареткой. Кроме того, шатуны выпускаются разной длины, (от 165 до 180 мм). Слишком длинные шатуны на раме небольших размеров могут привести к неудобствам при езде по неровной местности, а слишком короткие потребуют дополнительных усилий при педалировании.
Как снять каретку без съемника?
Хотелось бы мне написать ответ на этот вопрос, что «никак», но на самом деле есть несколько варварских способов, которые не гарантируют результата и могут повредить ваш велосипед. Если вы готовы рискнуть и не хотите покупать специальный ключ, то приступим:
1. Большой разводной ключ. Берем разводной ключ и сильно обхватываем чашку каретки. Крутим в сторону кручения педалей и надеемся, что ключ удержит чашку и вы ее открутите.
2. Зубило (отвертка) и молоток. Упираемся зубилом в шлицы каретки и бьем как следует пока чашка не сдвинется с места.
После проделанной работы вы вряд ли уже сможете воспользоваться съемником и каретку останется только высверливать из рамы или оставить ее там навсегда. Поэтому купите себе съемник или обратитесь в веломастерскую.
(Visited 10 002 times, 14 visits today)
Устройство и назначение детали
Шатун для велотехники представляет собой металлический рычаг, который имеет на стержне большую и малую головки. Этот элемент бывает нескольких видов:
- Однокомпонентные. Они представляют собой единую конструкцию — левый, правый шатун, ось. Преимуществами данного вида являются большая прочность, простое обслуживание, но они имеют значительную массу;
- Двухкомпонентные. Здесь ведущая звездочка, правый шатун и ось соединены, а левый присоединяется отдельно при помощи гайки;
- Трехсоставные. Такая наиболее известная и популярная система представляет собой ось, левый шатун и правый совместно со звездой.
Нагрузка на шатун очень большая, и поэтому они чаще всего производятся из твердой стали, но есть и варианты из алюминиевых сплавов, например, в велосипедах спортивного типа или импортных моделях. Недорогая двухколесная техника имеет передний блок звезд, объединенный с шатуном и неразборный. В этом случае при замене звезд необходимо заменить и оба шатуна. Новые подбираются в зависимости от типа уже имеющейся каретки.
Данная деталь велосипеда может иметь и различные виды крепления, например, квадрат, шлиц. Первый используется в профессиональных спортивных моделях техники, а также есть и новейшая разработка — роторная система.
Пошаговое руководство по съёму шатунов с велосипеда
Чтобы снять шатун с личного велосипеда, необходимо соблюдать приведённую последовательность.
- Вытаскивание либо же откручивание заглушки-пыльника. Определённая часть заглушек легко поддевается обычной отвёрткой, а есть такие, которые требуют выкручивания.
- Вывинчивание болта/гайки, притягивающей шатун прямо к каретке, с последующим извлечением шайбы, если таковая имеется. Процедура проводится накидным ключом преимущественно на 14. В качестве альтернативы можно воспользоваться шестигранником на 8 при условии квадратного соединения, а на 10 подойдёт при шлицевом соединении.
- Использование съёмника шатунов для полного выворачивания внутреннего винта.
- Ввинчивание съёмника в шатун. Производится полное закручивание съёмника. Если закрутить не до упора, высока вероятность срыва и повреждения резьбы.
- Закручивание внутреннего винта съёмника. Потребуется гаечный ключ, с помощью которого винт закручивается по часовой стрелке. Будет заметно смещение шатуна с точки.
- Как только удалось снять шатун, производится откручивание съёмника. При возникновении трудностей со съёмом шатуна, нет необходимости чересчур усердствовать, поскольку резьба сорвётся и демонтаж лишь усложнится. В этом случае целесообразно замаслить соединение или забрызгать его аэрозолю WD-40, после чего повторить попытку.
За неимением съёмника шатунов допускается прибегнуть к отвинчиванию болтов, стягивающих шатун с кареткой. Без деталей можно проехать некоторые сотни метров. Столь короткое путешествие способствует лёгкому съёму шатуна. Остаётся лишь постучать по нему деревянным бруском или палкой. Иногда используют другой метод: соединительную часть шатуна с кареткой несколько нагревают. Использовать горелки запрещено, поскольку повредится шатун. Нагревание производится заливанием горячей воды.
Если возникает надобность в съёме педалей, сначала откручивают именно их, а затем шатун.
Немного о стандартах
На велосипедах разных классов логично устанавливать велосипедные шатуны и каретки разных стандартов. На данный момент популярны следующие типы кареточного узла:
- Стандартное крепление под квадрат – старый вид, устанавливающийся на бюджетные велосипеды.
- Octalink, придуманный Shimano. Имеет несколько подвидов, в том числе и очень схожие по конструкции стандарты других производителей. По сути, является некой разновидностью «квадратных» кареток, но имеет переработанную конструкцию вала и видоизмененные шлицы.
- Hallowtech II считается лучшим вариантом по соотношению жесткость/вес, но стоит дороже остальных. Также придуманный компанией Shimano.
На старых велосипедах распространенным видом крепления были клинья. Проблем с такой системой было довольно много, из-за чего она и осталась в прошлом веке. Сейчас их практически не выпускают, и даже самые бюджетные велосипеды комплектуются каретками с квадратным валом.
«>
Применение съемника
Специальное приспособление, которое предназначено для демонтажа трудносъемных деталей называют съемником. Это и ежу понятно. В нашем случае, для снятия шатуна с вала каретки велосипеда. Выглядит он так.
Такой вид съемника шатунов предусматривает возможность для снятия также и педали.
Шатун на валу удерживается мощным болтом с размером головки 8мм. Отвинтить болт не представляет никакого труда. Но сложность в том, что шатун сидит на валу с небольшим натягом и имеет конусообразную посадку. Очень часто в мокрую погоду вода и грязь проникают в место сопряжения шатуна и вала. Тогда он прикипает к валу и снять шатун практически невозможно. Но у нас в инструментарии, конечно же, имеется съемник для шатунов, который представляет собой сложную токарную деталь – винт с двухуровневой головкой под рожковый ключ и гнездовой. На винт навинчена хитрая гайка с наружной и внутренней резьбой. Долго объяснять, а на фотографии все предельно понятно.
Демонтаж без съемника
В этом случае научно технический прогресс предлагает немного вариантов.
- Сам собой напрашивается вариант первый. Шансов снять шатун 2%. С применением высокотехнологичной кувалды и ударокомпенсирующей старой футболки желательно темного цвета. Но мы крайне не рекомендуем этот метод, т.к. несложно повредить подшипники каретки. Не смертельно, конечно, но неприятно будет из-за собственной лени менять еще и каретку.
- Вариант второй. Срабатывание 35%. С помощью той же WD-40 тщательно обрызгиваем место крепления со всех сторон и выезжаем на прогулку с открученными болтами. При этом нужно стараться максимально нагружать шатуны. Может помочь.
- Вариант третий. Срабатывание 100%. Берем болгарку и делаем надпил на втулке шатуна. Затем пробоем и молотком окончательно добиваем деталь. Жаль только, что после этой манипуляции ей место только на помойке…
- Вариант четвертый. Срабатывание 100%. Ничего не делаем, садимся на велосипед и едем в ближайший магазин за съемником. Самый надежный и проверенный на практике вариант, позволяющий безболезненно снять шатуны.
Как видим, нам никуда не уйти от передовых технологий и прогрессивных методов. Даже в таком, казалось бы, пустяковом вопросе.
Демонтаж и установка шатунов
Зачем надо снимать шатуны? Причин может быть несколько:
- поменять изношенные звезды на разборной системе;
- переборка и ремонт каретки (снятие рычагов лишь предыстория);
- подтягивание (эффективнее будет именно с полным снятием и установкой).
Трогать систему просто так не рекомендуется, хотя для тренировки в обслуживании велосипеда приветствуется. Главное ‒ потом правильно все установить на место.
Ход работы: 1.Снять защитную заглушку.
2.Вставить съемник внутрь полости и скрутить фиксирующую гайку. Если гайка идет плохо, сбрызнуть WD-40 или другой смазкой. В случае имбусового крепления подбираем соответствующий ключ.
3.Вставить съемник в шатун другим концом и ввинтить до упора в резьбу.
4.Закрутить болт инструмента при помощи гаечного ключа.
5.Шатун выдавится с вала.
6.Делаем все, что нужно, и приступаем к обратной установке.
7.Очистить и смазать место крепления рычага к оси каретки.
8.Надеть шатун на вал, вставить съемник и с усилием закрутить в обратную сторону.
9.Надеть фиксирующую гайку и заглушку.
Достаточно прозрачный вопрос, как снять шатуны, если под рукой имеется съемник. Гораздо интереснее этот процесс выглядит без использования этого инструмента.
Несколько кустарных методов:
- Скрутить фиксирующие болты и выкатить велосипед на прогулку. При длительном максимальном нагружении шатуны должны отвалиться сами. Правда, есть риск повредить крепления.
- Выбить молотком с отверткой. Наконечник обмотать мягкой тканью. Направлять удары по направлению «против часовой стрелки». Делать очень аккуратно, иначе можно повредить резьбу и подшипники каретки.
- Надрезать и сорвать крепление. Варварский метод для снятия неисправных деталей.
Какой из этих способов выбрать? Самое верное решение – купить новый съемник, тем более стоит он недорого.
Устройство системы достаточно простое, и поменять ее компоненты реально самостоятельно. Для снятия шатунов потребуется съемник и немного свободного времени. Немаловажную роль играет отслеживание состояния системы, чтобы вовремя поменять изношенные компоненты. Поэтому не забываем проводить визуальную диагностику своего велосипеда.
Особенности применения инструмента
Прежде чем приступить к выполнению работ при помощи съемника, необходимо убрать пластиковую заглушку, прикрывающую гайку шатуна. Если соединения в этом месте заржавели и прикипели к валу, потребуется обработка креплений средством WD-40 либо керосином. Такая подготовка к выполнению работ не позволит сорвать резьбу.
Приступая к вкручиванию съемника в соединение, нужно убедиться в том, что винт-толкатель, упирающийся в торцевую часть вала, без препятствий проходит в посадочный проем шатуна
Если не уделить внимание указанному моменту, инструмент может начать выжимать не шатун с вала, а сам себя из шатуна. Последствием станет повреждение резьбы
Отвинтив болт, удерживающий деталь на валу, необходимо вкрутить съемник до упора в шатун. Далее следует провернуть толкатель инструмента. Затем останется стянуть шатун с вала, на котором он удерживался. Для этого может потребоваться приложение значительного усилия. Туго сидящую деталь стоит разогреть, воспользовавшись строительным феном, горячей водой либо горелкой. Такое решение позволит в значительной степени облегчить задачу. Впрочем, действовать рекомендуется крайне аккуратно. Ведь кипяток может залить блок подшипников, расположенных в области каретки, а фен и горелка испортить краску на раме велосипеда.
Снимаем шатун со съёмником
Съёмник — это инструмент, который используется при демонтаже деталей, в частности используется для снятия деталей с вала каретки велосипеда. Этим инструментом можно также открепить и педали. Можно, конечно, сделать съемник шатунов велосипеда своими руками, но это может получиться несколько дороже, чем купить новый, уже готовый. Следует учитывать потраченное время, стоимость заготовок, оплату работы.
Инструмент для снятия шатуна и педали
Шатун на валу закреплён болтом. Этот элемент находится на валу с лёгким натяжением и имеет конусообразную посадку. Зачастую, когда грязь или вода попадают в месте соприкосновения рычага и вала — он плотно присаживается к валу и снять его очень затруднительно. В подобных случаях на помощь приходит съёмник. Инструмент представляет собой винт, на котором располагается двухсекционная головка для рожкового и гнездового ключа. На винт накручена гайка с резьбой снаружи и внутри.
Необходимый набор инструментов и материалов
Перед тем, как разобраться, как снять педали с велосипеда, необходимо собрать все подручные средства, которые понадобятся во время выполнения этих работ.
Интересно! Эти средства всегда должны быть под рукой у велосипедиста, чтобы он мог самостоятельно провести ремонт. Приобретать их стоит на стадии выбора велосипеда для или .
Список материалов, которые могут понадобиться:
Кроме вышеперечисленных вещей для снятия педалей пригодятся:
- смазочная жидкость
– все демонтированные детали необходимо прочистить и смазать для улучшения рабочих свойств и продления срока эксплуатации (можно использовать то же средство, что и для ); - ветошь
– используется для очищения всех элементов; - растворитель
– применяется при наличии обширных грязных областей или проблемах с откручиванием элементов. Его аналогом является керосин.
Облегчить процесс снятия велопедалей поможет специальный стенд, фиксирующий транспортное средство в воздухе. Однако некоторые велосипедисты утверждают, что так, приходится прикладывать больше физических усилий.