Дополнительная защита – не помешает
Поскольку остановка велосипеда на улице – дело рискованное даже при наличии продвинутой сигналки, не рекомендуется оставлять велосипед без присмотра на длительное время. Хоть сигнализация и молчит, необходимо периодически проверять, на месте ли ваш двухколесный друг.
Беспроводная система оповещения плюс тросовый или U-lock замок – более надежный вариант, если сравнивать с установкой только сигналки
Классическое правило «крепление и рамы, и колес» не отменяются: при закреплении только колеса есть риск потерять самое важное в велосипеде – раму и вилку
Еще одна неплохая рекомендация по защите скоростного байка от угона – установка низшей передачи
Вор, увлеченный процессом кражи, не сможет сразу далеко уехать от парковки, да и сигнализация больше привлечет внимание на низкой скорости
Особенности[править]
Складные велосипеды выпускаются самых различных конструкций и стоимости — от простейшего Аиста до титанового Brompton стоимостью несколько тыс. евро. Для уменьшения габаритов массово применяются складные рама, руль, подседельный штырь, педали. Существуют модели с различными видами тормозов, трансмиссии, отдельные модели оснащены амортизационной вилкой и задним амортизатором.
- Фотогалерея
Dahon и их многочисленные клоны — самые распространенные современные складные велосипеды
Strida — один из наиболее модных представителей
Велосипед Brompton складывается в компактный параллелепипед
Аист (и Кама) с 20″ колесами — наиболее известные складные велосипеды
A-bike сочетает колеса 6″ и вес 5,5 кг
Складные велосипеды высокого уровня имеют хорошие ходовые качества и спортивную посадку
Полноразмерные складные велосипеды максимально приближены по ходовым качествам к обычным
Mobiky — еще одна оригинальная конструкция, возможно оснащение электродвигателем
Достоинства и недостаткиправить
Достоинства:
- Занимает меньше места при хранении.
- Возможна перевозка на городском транспорте (в ряде случаев — бесплатная).
- Облегчена перевозка в пригородном транспорте (поезда, автобусы и даже маршрутные такси), в поездах дальнего следования, воздушным транспортом и в автомобиле.
- Ряд моделей велосипедов можно катить в сложенном виде наподобие тележки.
- Можно заходить туда, куда с обычным велосипедом не пускают.
- Минимизируется риск угона при городской езде.
Возможные недостатки (присутствует хотя бы один, но не обязательно все сразу):
- Высокая цена.
- Большой вес.
- Сниженная прочность конструкции.
- Плохая ремонтопригодность и модифицируемость из-за нестандартных узлов.
- Плохие ходовые качества: низкая скорость, непригодность для езды вне асфальтовых дорог.
- Может быть неудобен или непригоден для высоких и/или тяжелых байкеров.
Цена и качествоправить
Для складных велосипедов в целом характерно то же соотношение качества, массы и стоимости, что и для обычных. Другими словами — складной велосипед стоит столько же, сколько и обычный того же уровня. Вес складных велосипедов также мало отличается от традиционных: до 10 кг — ультралайт, 10-11 кг — хорошие синглспиды и дорогие многоскоростные модели, 11-12 кг — модели уровнем выше среднего и так далее. Особо чугуниевые экземпляры и там, и там могут весить больше 15 кг.
Плюсы и минусы
Пожалуй, начать этот раздел нужно с положительных черт описываемой продукции.
Плюсы
- Главные преимущества такого велосипеда связаны с его компактностью. Его легко не только перевозить, но и хранить дома. Даже самые лёгкие и тонкие цельные модели не могут соревноваться в компактности со складываемыми собратьями.
- Со складным велосипедом можно посещать различные заведения. Речь, конечно, идёт не о фешенебельных ресторанах и не о ночных клубах. Но, например, с таким изделием вполне можно зайти в магазин, в который нельзя входить с разложенным велосипедом. Администрация невычурного кафе тоже не сделает вам замечание, если вы расположите у своего столика сложенного «двухколёсного» друга. Эта особенность означает, что у владельцев сгибаемого байка отпадает необходимость в поиске парковки для него.
- На нём вы будете кататься чаще. Это касается особо ленивых велосипедистов. Ведь человек, который ленится ежедневно выносить из дома и заносить обратно громоздкий байк, обрадуется возможности носить снаряд в сумке и не испытывать при этом неудобств.
Минусы
В вылитой только что бочке мёда нельзя обойтись без ложки дёгтя. Дело в том, что недостатков у таких моделей два, но они взаимоисключающие.
Какое из этих неудобство терпеть, а с каким распрощаться — решать вам. Вы можете единовременно переплатить и после наслаждаться приятными поездками на компактном устройстве либо сделать выбор в пользу экономии и в дальнейшем принимать как данность неудобства при эксплуатации.
Итак, если недостатки такого изделия вас ни капли не напугали и вы всё-таки решили обзавестись таким байком, мы расскажем, как выбрать снаряд, который будет вас чаще радовать, чем огорчать.
Недостатки
Теперь пройдемся по недостаткам подобных механизмов:
- «Планетарки» обладают большим трением качения. В результате их нельзя применять для установки в спортивные байки.
- Значительный вес. Масса зависит от конкретной модели, в среднем она составляет 1.7 кг. За счет этого увеличивается общий вес транспортного средства.
- Высокая стоимость. Цена зависит от модели, производителя, количества передач, сложности изготовления. Подобная деталь обойдется в крупную сумму, а экономить покупая дешевые решения нельзя, они не прослужат вам долго.
- Невозможность самостоятельного обслуживания. При возникновении различных неисправностей приходится обращаться к специалистам. Без специальных знаний и опыта не стоит пытаться отремонтировать втулку, велик риск сломать ее полностью
- При агрессивной езде увеличивается вероятность поломки шестеренок. Поэтому предпочтительно использовать велосипеды с такими втулками для поездок по ровным дорогам со средней скоростью.
При покупке этих механизмов необходимо учитывать особенности последующей эксплуатации. Учитывайте, что вам придется серьезно переплатить за «планетарку», а в случае поломки вы не сможете самостоятельно отремонтировать её. Ремонт подобных деталей довольно сложный и дорогой, стоимость восстановительных работ зависит от поломки.
Типы велосипедных звонков
Механизмов подачи сигнала может быть сколько угодно, но производители предлагают следующие три типа.
Механический звонок
Самый простой и самый распространённый звонок. Никаких сложностей. Ударный механизм заключен в металлический корпус. Звук извлекается посредством удара язычка о корпус. Именно такие звонки мы помним из детства, и только такие звонки устанавливаются при продаже недорогих велосипедов.
Дизайнерский механический звонок
Плюсы механического типа:
- Дешевизна. Даже если не делать такой велосипедный звонок самостоятельно, то купить его можно за копейки.
- Узнаваемый звук. Удобно при езде по тротуарам: пешеходы сразу понимают, что это именно велосипедист и он находится рядом с ними.
- Дизайн – из-за своей стоимости, выбор дизайнов механических звонков невообразим – от детских вариантов с плюшевыми мишками до готских черепов и футбольных мячей.
Минусы:
- Совершенно нецелесообразен на дороге – водители просто не услышат его, так как звук очень тихий.
- Зависимость от погодных условий – плохо работает в дождь, морозы и при любых других атмосферных проблемах.
Дудка с грушей
Данный тип всем известен как «клаксон». Изобретенный уже больше сотни лет назад механизм не потерял своей привлекательности, но повторяет плюсы и минусы предыдущего типа. Данный тип звонка для велосипеда легко узнаётся пешеходами, удобен в использовании и симпатичен, но очень слаб, плохо работает в непогоду, и не будет слышен водителям автомобилей.
Пневмоклаксон
Эволюционное развитие клаксона – это подключение раструба не к груше, а к баллону со сжатым воздухом, который, выходя, будет создавать намного большее давление и, следовательно, устройство будет выдавать более громкий звук.
Пневмоклаксон с накачиваемым баллоном
Полный комплект пневмоклаксона:
- Раструб гудка.
- Кнопка управления (выпуска).
- Шланг и хомутки.
- Баллон для сжатого воздуха.
Баллоны бывают одноразовые (изготовленные на заводе) и переиспользуемые, которые накачиваются с помощью насоса. При замене таким баллоном может «работать» даже обычная пластиковая бутылка.
Плюс у данного механизма только один – это фантастически громкий звук, сравнимый со звуком сигнала грузового автомобиля. Такой заметят все. Минусы – сложности в эксплуатации (подготовка баллонов) и установке. Устройство требует большого внимания, места и серьёзно прибавляет велосипеду в весе. Кроме всего прочего, готовых наборов для пневмоклаксона очень мало, поэтому часть комплектующих придётся изготавливать самому, а также устанавливать звонок на велосипед самостоятельно.
Электронный звонок
Веяния современных технологий доходят и до звуковых аксессуаров. Всё большую популярность набирают электронные звонки для велосипеда. Это небольшое устройство с динамиком и контроллером, питающееся от батарейки и занимающее место, сравнимое с механическим звонком.
Установленный электронный звонок со стороны динамика
В отличие от других устройств, электрический тип очень лёгок и удобен в использовании. Плюсами будут:
- Вес – самая тяжелая часть такого звонка – это батарейка.
- Произвольная форма – Китай производит сотни и тысячи моделей.
- Разнообразие сигналов – большинство электронных звонков поставляется с контроллером мелодий (звуков).
- Неплохая громкость – не сравнима с пневматикой, но намного громче других устройств.
К минусам можно отнести то, что звук иной раз предлагается электроникой неестественный, и пешеходы с автолюбителями могут просто не понять, что им сигналят.
Как установить компьютер на велосипед и провести его настройку
Последовательность действий при установке компьютера на велосипед должна быть такова:
- Сначала следует поставить площадку для компьютера на руль или на вынос и установить в ней компьютер;
- Затем закрепляем датчик на пере вилки максимально прочно, с помощью хомутов. Считывающая головка геркона должна смотреть точно на спицы, без поворотов;
- Потом привинчиваем магнит на спицу, как можно крепче, чтобы не потерять его. Магнит должен смотреть на геркон. Расстояние между ними следует выбрать наименее возможное, в любом случае, не более 2-3 мм.
- После этого нужно прочно обмотать провод вокруг вилки и подключить его к компьютеру. При этом нужно убедиться, что поворот руля возможен даже в крайних положениях.
После установки необходима калибровка, или настройка, устройства. В зависимости от существующих размеров колес и длин окружностей, в компьютер «зашиты» разные формулы, поэтому нужно измерить длину окружности и установить соответствующий размер. Таблица размеров и маркировок покрышек приведена ниже.
Теперь вы знаете достаточно для того, чтобы установить велокомпьютер на свой байк. Дерзайте, неизведанные маршруты и спортивные рекорды ждут вас!
Техническая оснастка велосипеда
Любая деталь из конструкции велосипеда дарит комфортное передвижение и безопасность спортсмена или новичка.
К содержанию
Амортизация
Без нее, езда по неровностям превратится в болезненное приключение. Механизм делится на виды:
- Пружины. Они находятся внутри вилки, установленной на переднее колесо. Слабый эффект амортизации.
- Эластичный прут. Во время езды происходит сжатие и разгибание, благодаря чему и создается амортизационный эффект.
- Масло. Скольжение внутри вилки амортизирует усилия.
- Воздух. Принцип действия схож с обычным поршневым насосом. Избыток давления не дает поршню опуститься до конца, напротив, выталкивает его, отчего и происходит амортизация.
Последние 2 вида амортизации установливают на велосипеды дорогих сегментов
К тому же важно оценить ход вилки – от 80 до 200 мм. Выбор размера велосипеда по этому значению влияет на стоимость
Фото 8. Воздушная вилка для амортизации марки Magura
К содержанию
Тормоза
Виды их многочисленны:
Барабанные. Привычные старшему поколению, когда ручных тормозов не было. Они срабатывали за счет обратного движения педалями на барабане. При этом тормозные колодки распираются изнутри и заставляют велосипед тормозить.Этот вариант используется на шоссейных и сити-байках.
Плюсы: этим тормозам не мешает грунтовая грязь, сырость в летний период. Тормоза барабанного типа не требуют настройки. Неисправность руля и кривизна колеса не влияют на эффективность. Тормозит заднее колесо, что гарантирует безопасность велосипедисту во время экстренного торможения.
Минусы: плохая модуляция (контроль скорости), значительный вес, слет цепи выведет систему торможения из строя.
Фото 9. Барабанный тормоз широко использовался на советских велосипедах, отнимая у них маневренность
Ободные тормоза. Принцип работы заключается в зажиме обода колеса тормозными колодками, которые расположены на вилке или задних перьях велосипеда. Регулируется система при помощи специальной ручки на руле и тормозного троса. Колодки изготавливают из мягкой резины, со временем стираются об обод.
Плюсы: легкость конструкции, дешевизна, простота настроек, модуляция – контроль торможения в руках владельца, мощность.
Минусы: истирание обода и колодок, несмотря на качество материалов. Потеря эффективности в случае загрязнения или намокания. Тормоза требуют ровных колес – восьмерки заставят тормозить велосипед или, наоборот, не сработают из-за кривизны. Перегреваются в случае экстренного торможения.
Фото 10. Ободные тормоза трех типов
Дисковые тормоза. Конструкция состоит из двух частей – ротора и калипера. Крепится к велосипеду через переходник адаптер – есть размерные варианты. Принцип действия может быть механический или гидравлический. Первый аналогичен дисковому тормозу – усилие на ручку через натяжной трос вызывает зажатие диска. Второй – направляет давление на масло, которое находится внутри линии. Оно и выталкивает тормозные колодки.
Плюсы: эффективность, так как высок коэффициент торможения. Срок службы – металл не истирается в отличие от резины. Инертность к загрязнениям и погодным условиям. Не требуют ровных колес и специальной настройки. Даже при нагреве эффективность не снижается. Аккуратный вид.
Минусы: цена, особенно гидравлика. Тяжелые для конструкции велосипеда, следовательно, понизят скорость и будут влиять весом на спицы и втулку байка. Неремонтопригодны – придется приобретать новый комплект. Опасны при экстренном торможении – у велосипедиста высок риск перелететь через руль.
Фото 11. Конструкция дисковых тормозов обеспечивает хорошее качество торможения
Роллерные. Вид барабанных тормозов. Принцип действия аналогичен – распорка тормозной системы. Однако, она дополняется твердосплавными роликами, отчего тормозам гарантируется плавный ход. Втулка с механизмом заполняется смазкой, благодаря которой конструкции обеспечивается надежная долговременная работа.
Плюсы: обеспечение экстренного торможения. Нет износа обода. Инертность к грязи или воде. Не требуют настроек и регулировки. Возможна неидеальная геометрия колес.
Минусы: непопулярность в России – при замене нет возможности быстрого приобретения. Внушительные габариты. С некоторыми типами амортизационной вилки, эти тормоза несовместимы.
Фото 12. Роллерная тормозная система Shimano IM 81
Перечисленные виды тормозов присущи всем типам велосипедов. Есть и подвиды, но они представляют интерес для профессионалов велосипедного спорта.
К содержанию
Недостатки литых дисков
- Жесткость. Высокая жесткость и стойкость такого колеса может привести к деформации его конструкции. Классическое колесо со спицами умеет «пружинить и отскакивать» на некоторых сложных поверхностях, в то время, наткнувшись на это же препятствие, литьевое колесо может просто, без особых усилий, согнуться.
- Масса изделия. Несмотря на легкость алюминия и его сплавов, даже самый навороченный диск, изготовленный из легкого материала, будет на 150-250 грамм тяжелее классического спицевого колеса. Причина довольна проста: Все спицы, взятые вместе, просто-напросто легче весят, чем 5-6 лопастей. И маленький набор веса может быть у обода, что зависит от технологии изготовления.
- Ремонт. К сожалению, починить колесо с литым диском невозможно. Выравнивать конструкцию нельзя, да и нет никаких способов. Стоить учесть, что ездить на согнутом и деформированном диске очень опасно. Поэтому, если вы повредили диск, то стоит от него сразу избавиться и купить новый. Вот почему такие велосипеды предназначены для ровных дорог, а каких-либо трюках на таком велосипеде стоит напрочь забыть.
- Стоимость. Тут со стоимостью нет смысла спорить. Несомненно, учитывая специфику и сложность изготовления литого диска, думать о его дешевизне нельзя. Цена материалов, красивый внешний вид играют немало важную роль в расчете стоимости литья.
Конструктивные особенности
Давайте теперь перейдем непосредственно к конструкции городского велосипеда. Чаще всего на современных ситибайках вы сможете обнаружить следующее:
- большой задний багажник;
- переднюю корзинку;
- широкое мягкое подпружиненное седло с кожаной или виниловой обшивкой;
- регулируемый руль;
- металлический щиток на цепи и крылья.
Тормоза чаще всего барабанные ножные, но бывают также ободные и даже дисковые. Амортизаторы отсутствуют. Трансмиссия может быть без переключателя скоростей либо со сложной планетарной задней втулкой. Как правило, в универсальных ситибайках есть всего одна либо несколько передач. Есть модели многоскоростные с кассетным механизмом (от 7 до 21 скорости), но он будет довольно низкого качества.
Рама дорожного велосипеда длинная и преимущественно стальная (алюминиевые встречаются реже), бывает закрытого типа (мужская) и открытого (женская). Посадка высокая, а вес байка обычно в переделах 15 кг. Вилка изогнутая внизу и немного удлиненная, благодаря чему в некоторой степени смягчаются удары переднего колеса о неровности дороги.
Размер колеса у городского велосипеда обычно составляет от 20 до 28 дюймов, благодаря чему можно выбрать наиболее удобный вариант, а также имеются клинчерные покрышки с повышенной износостойкостью, средней ширины и мелким рисунком протектора. Некоторые модели комплектуются дополнительно подножкой, зеркалом заднего вида, электрооборудованием (фары), звонком, противоугонным замком и др.
Как вы уже поняли, они не предназначены для использования в спортивных целях, хотя некоторые люди все же умудряются гонять на таких велосипедах. Но это, скорее всего, исключение из правил.
Виды звонков и их особенности
На сегодняшний день, существует огромное разнообразие звонков на разный вкус: воздушные клаксоны, классические модели круглой формы, электронные с различными режимами мелодий и громкости, а также разного рода хэнд-мэйд.
Классические модели круглой формы (еще их называют ударными) — наиболее распространенный, максимально простой по конструкции и недорогой тип звонков. По дизайну он подойдет скорее для городских велосипедов и байков в винтажном стиле.
Электрическая модель классического звонка чаще встречается на спортивных и профессиональных байках. Такой звонок невероятно удобный, а большая гамма звуков на выбор предоставит Вам возможность настроить его по своему вкусу.
Единственный минус — работа от батареек или подзарядки, поэтому перед выездом на велопрогулку следует проверять не разрядился ли он, а в длительное путешествие взять дополнительные батарейки.
Кроме того, для крепления электрического звонка часто используются провода, а некоторые модели и вовсе непросты в использовании, поэтому такой вариант подходит скорее опытным велосипедистам, нежели любителям.
И третий вид звонков — клаксон, который начал свою историю очень давно. Раньше таким звонком пользовались абсолютно все, но в наши дни его почти вытеснили вышеперечисленные модели. Его забавный внешний вид и звук, который он издает теперь считается подходящим исключительно для детей, но если Вы большой любитель ретро вещей и катаетесь на винтажном велосипеде, то такой клаксон лишь дополнит образ Вашего двухколесного друга.
Виды багажников на крышу авто
- Классические, универсальные, базовые — под всеми этими словами подразумевается одинаковая конструкция. Это багажник, который вы не раз встречали на дорогах города: металлические поперечины и перекладины, закреплённые на крыше авто. Во-первых, установить такой багажник можно практически на любую машину, во-вторых, он совершенно универсален — на нём можно перевозить всё, что угодно, а ещё его можно дополнительно укомплектовать крепежами для спортивной экипировки и автобоксом.
- Экспедиционные созданы специально для туристов, охотников, поклонников активного отдыха. Это своего рода «корзины», которые помимо поперечин и перекладин оснащены местами, к которым можно прикрепить отбойники, фонари и запаски. А ещё экспедиционный багажник защищает крышу автомобиля от ударов ветками.
- Велосипедные — багажники, предназначенные для фиксации велосипедов и другого спортивного снаряжения на крыше машины. Он представляет из себя отдельные крепежи, установленные в разных местах. Кстати, помимо крыши, велосипеды можно перевозить на фаркопе — такой вариант автобагажников у нас тоже есть.
- Автобоксы жёсткие и мягкие. Жёсткие изготавливаются из ударопорочного пластика, мягкие выглядят как прочные спортивные сумки. Помимо перевозки груза, автобоксы дополнительно защищают его от атмосферных осадков, грязи и ветра. К тому же, жёсткие автобоксы имеют идеальную аэродинамическую форму — они не тормозят машину и не увеличивают расход топлива.
Дополнительные функции и аксессуары
Разберем дополнительные функции и детали:
К содержанию
Скорости
Сложные трассы, склоны и подъемы хорошо поддаются минимальным передачам. Трассы, асфальтовые площади преодолеваются на максимальных значениях. Количество скоростей зависит от стоимости велосипеда и его предназначения.
Фото 13. Велосипед Porshe RS с 20-ступенчатой трансмиссией Shimano XTR и тормозом Magura
К содержанию
Аксессуары
Производители велосипедов балуют покупателя многочисленными гаджетами и устройствами на железного коня. Ниже список полезных аксессуаров для велосипеда и его владельца:
Фото 14. Детский велосипедный шлем Velo предотвращает травмы и делает поездки безопасными
К содержанию
Замок для велосипеда
Чем трепетнее отношение владельца к своему велосипеду, тем сильнее он задумывается о том, как уберечь его и тем актуальнее вопрос подбора противоугонного замка.
Шанс быть угнанным возрастает у велосипеда пропорционально его стоимости. Кто-то может не знать, что существует целая воровская прослойка, специализирующаяся исключительно на кражах велосипедов. Чем крупнее населённый пункт, тем больше индивидуумов промышляющих этим ремеслом.
Но не надо думать, что только дорогие байки становятся объектами покушения, ведь жертвой велосипедного вора может стать любой байк, оставлен он без присмотра в мегаполисе или далёкой деревне. И какова бы ни была его рыночная стоимость, он всегда найдёт своего покупателя, за большие или меньшие деньги.
В такой ситуации размышлять о том, нужен велосипедный замок или нет, не приходится, так как вопрос стоит в другой плоскости: какой замок и за какие деньги?
Аксессуары для технического обслуживания велосипеда
Хоть производители дают гарантию на велосипеды, хозяину все равно придется иногда проводить хотя бы элементарное техническое обслуживание своего байка.
Велосипедный насос — первое, о чём следует позаботиться. Переносной насос желательно всегда иметь с собой на всякий случай, а стационарный (если считаете нужным его приобретать) — держать дома. Стационарным насосом значительно легче качать, но габариты его куда большие.
Запасная камера и велоаптечка понадобятся для возвращения в рабочее состояние камер. Замена камеры — процедура не долгая (10 — 15 минут), после которой можно продолжить поездку. Если же повреждена и запасная камера, ничего не остаётся, как прибегнуть к помощи велоаптечки. В ней имеются: клей, заплатки, наждачная шкурка.
Компактный набор ключей и шестигранников пригодится в дальней дороге. Очень часто в процессе езды возникает необходимость что-то раскрутить, закрутить, подтянуть, отрегулировать, настроить.
Выжимка и запасной замок цепи — желательны в длительной поездке. Хоть цепи рвутся и не часто, но если уж порвется, ни о какой дальнейшей езде не может быть речи.
Сумка для велосипеда позволяет уместить всё, что необходимо для технического обслуживания велосипеда в дороге, кроме, естественно, насоса.
Зеркала на велосипед
Часто катаетесь на велосипеде по городу? Значит Вам знакомы моменты, когда приходится постоянно вертеть головой, чтобы оценить ситуацию на дороге. В таком случае советуем задуматься о приобретении такого полезного аксессуара, как велозеркала.
Не смотря на то, что в наше время многие считают, что зеркала заднего вида для байков совсем не нужны, тех, кто не представляет своих покатушек без них все же остается немало.
Существует множество разных моделей велосипедных зеркал, но по сути они отличаются лишь по типу крепления. Одни предназначены для фиксации перед грипсами, другие цепляются в торце руля, а третьи — крепятся прямо на шлем велосипедиста.
Чтобы помочь определиться какой именно вариант подходит Вам, в данной статье мы рассмотрим особенности всех вышеперечисленных моделей и дадим несколько советов по выбору.