Запрягаем лошадей. Этапы процесса
Правильная запряжка лошади заключается в последовательном совершении следующих действий:
- осмотрите и вычистите лошадь. Затем осмотрите визуально и проверьте руками все элементы упряжи на предмет их целостности. Убедитесь, что ни на одном из элементов нет потертостей, разрывов и прочих слабых мест. Сравните гужи по длине. Если они разные, выровняйте их, в противном случае сбруя будет перекошена, и нормального движения не получится;
- после предварительно осмотра принесите все элементы сбруи к месту запряжки;
- подбрюшник и чересседельник соединены одним кольцом. Возьмите их и пропустите ремешки через это кольцо так, чтобы получилась петля. Эту петлю накиньте на оглоблю;
- затем на самого коня наденьте хомут, седелку и узду. Седелку следует положить так, чтобы она оказалась на нижней части холки животного. Оптимальное её расположение нужно будет еще поискать, так как на спине – слишком низко, а на самой холке – высоковато. Хомут следует надевать только вверх клещами, а уже потом опускать на шею и переворачивать в рабочее положение. Нужно положить хомут так, чтобы он удобно охватывал шею животного;
- шлею кладем на холку лошади и начинаем её расправлять. Ремешки нужно соединить с пряжками. Ремни затягиваем настолько, чтобы между ними и седалищным бугром пролезала человеческая ладонь;
- заводим коня в оглобли. Это можно делать несколькими способами.: либо лошадь перешагивает через жердь, либо её заводят задним ходом, либо саму оглоблю накатывают на стоящего неподвижно коня. Последний способ обычно используют при запряжке молодого или пугливого животного;
- берем дугу и встаем перед мордой коня, глядя на неё. Дугу прислоняем к правой ноге лошади, а левой рукой перекручиваем гуж до тех пор, пока он не станет нужной длины;
- гуж оставляем на краю оглобли. Берем дугу и вставляем левый её край в гужевую петлю, а правый – перекидываем через жердь оглобли, которая должна оказаться в вырезе. Сама дуга должна оказаться на лошадиной шее;
- подходим ко второй оглобле и поворачиваем дугу к ней так, чтобы та попала в выемку. Гуж накладываем на оглоблю, а его петлей – крепим к дуге;
- после этого затягиваем хомут, обматывая его клещи супонью до тех пор, пока они не сомкнутся. При это нужно проследить, чтобы угол между дугой и оглоблей составлял 90 градусов;
- привязываем коня к жерди левой оглобли. Хомут вставляем после подтяга животного на один шаг назад;
- надеваем элементы упряжи на голову животного. На шею накидываем повод, темляк крепим к гуже. Следует сделать это так, чтобы после крепления лошадь могла поднять голову. Чтобы не болтались, ремни перекидываем через оглобли;
- в последнюю очередь крепим вожжи к удилам. Лучше всего одну вожжу пропустить над гужем, и вторую – под ним.
Одиночная оглобельно-дуговая русская запряжка
Инструменты и материалы
Для того, чтобы сделать сани для лошади необходимы:
- Несколько труб около 25-50 мм в диаметре (они будут нужны для стоек и полозьев).
- Листы металла.
- Уголки (их можно будет заменить швеллерами или профилями).
- Довольно большое количество досок.
- Несколько листов фанеры.
- Лакокрасочный материал.
- Две-три банки краски по металлу и дереву.
- Слесарные инструменты.
Слесарные инструменты
В целом, это все, что потребуется для изготовления и управления экипажем для лошади (сани). Все это можно с легкостью купить в любом строительном, а купив, приступать к работе. Инструменты, которые потребуются для работы, также очень широко распространены, и проблем с ними не возникнет. Так, лобзик найдется в любом хозяйстве, а это – практически основной инструмент для создания саней. Проблема может возникнуть только со сварочным аппаратом, но его можно одолжить буквально на день, так как создание саней больше времени не займет.
Как приучить лошадь к упряжке?
Перед тем как впервые запрячь лошадь, необходимо приучить ее к этой процедуре, научить слушаться. Для начала обучите животное понимать и выполнять команды: «право», «лево», «стоп». Выводите лошадь на вожжах без повозки, постепенно приучая к седлу. Делать это нужно с помощником на открытой местности. Сидя в седле, гораздо проще учить жеребца. Большое значение во время дрессировок имеет голос, расположение человека.
После научения лошадь важно похвалить и дать любимый корм. В этом случае животное запомнит положительный момент дрессировки
Следующий раз сидеть в седле нужно дольше, неторопливо проехать верхом. Занятия в седле можно чередовать с приучением к повозке. Запрячь лошадь, которая уже привыкла к седлу, легко, если к этому подготовиться
Обратите внимание на длину оглобли (две жерди, которые связывают повозку и лошадь): животное не должно ударяться о телегу задними ногами
Первые заезды необходимо делать в максимально пустой местности, где мало людей и ровная дорога. Телега не должна греметь и пугать животное. Лучше всего совершать поездку в сухую погоду. Для того чтобы научить лошадь пятиться назад, держите лакомство возле шеи или так, чтобы животное не могло до него дотянуться. При этом повторяйте команду «назад». Лошадь, запряженная в телегу (а также во время запряжки), не должна находиться рядом с детьми. Перед поездкой или дрессировкой дайте лошади побольше сена и меньше овса. Таким образом, у нее останется желание взять лакомство во время научения.
Альтернативный вариант, чтобы сделать сани для лошади
Как известно, сани готовить надо летом. Однако, переносный смысл эта поговорка приобретает только в том случае, если у вас нет лошади. Если же это прекрасное животное стоит у вас в стойле для лошади, то вопрос о санях становится весьма актуальным.
Конечно, его можно решить очень просто, просто-напросто купив сани. Однако, сани для лошади можно сделать и своими руками, для этого будут нужны только инструмент, материал и, в обязательном порядке, желание. Итак, как сделать сани для лошади?
Прежде чем начинать мастерить телегу для лошади без колес, нужно обзавестись необходимыми материалами. В целом, каких-то редких или вышедших из употребления вещей для постройки саней для лошади не потребуется, да и не за всем надо будет бежать в магазин – многое из необходимого есть у каждого под рукой или в гараже. А если и нет, то материалы, в любом случае, обойдутся дешевле, чем готовые сани для лошади.
Необходимые инструменты и материалы
Все инструменты и материалы можно найти в ближайшем магазине стройматериалов. Конные сани потребуют:
- трубы диаметром 30 мм;
- листы металла;
- металлические уголки;
- доски;
- листы фанеры;
- лак;
- краска по металлу;
- инструменты: лобзик, пила, молоток, рубанок, отвертки, рулетка и пр.;
- сварочный аппарат.
Трубы понадобятся для изготовления полозьев, а также для того, чтобы смастерить стойки. Их диаметр в списке указан приблизительно. Можно выбирать в диапазоне от 25 до 50 мм. Вместо металлических уголков можно пользоваться различными видами профилей, в том числе и швеллерами.
Листы фанеры нужно будет использовать в тех местах, где не предполагается сильной нагрузки. Таким образом уменьшается вес телеги. Цвет краски, которой будет покрыта повозка, зависят от личных вкусов мастера. Очень эффектно смотрятся зимние повозки ярких цветов. Вид огненно-красных саней среди белоснежных просторов как минимум будет создавать вам хорошее настроение
Завершающий этап – полозья
Сделать полозья не так уж и просто. Если их делать из метала, тогда лучше взять нержавеющую сталь. Эту часть саней нужно делать плоскими кованными. Вам нужна будет помощь, чтобы согнуть их.
Когда вы решили делать полозья из дерева, тогда вам нужно сделать выкройку и перенести ее на дерево. С помощью лобзика, вырежьте полозья и повторите такую операцию еще раз, для другого полозья. Используя шлифованную машинку, зачистите ребра вырезанных полозьев.
Делая большие сани, нужно прикрепить к полозьям дополнительные планки и закрепить их круглыми шипами, на которых уже есть клей. Благодаря этому, сани будут надежными и крепкими. Когда клей высох, нужно обрезать ненужные части шипов и прошлифовать их вместе с полозьями.
Чтобы прикрепить между собой полозья, нужно просверлить глухие дырки в середине круглых поперечин. После этого, просверлите отверстия в полозьях и с помощью деревянного шипа, прикрепите к ним поперечины.
Последний штрих – это приделать к нижней части полозьев алюминиевый лист, закрепив его шурупами. Это нужно для того, чтобы сани было легко передвигать по снегу.
Материалы и технологии изготовления
Материал для саней В старину сани изготавливали из чистого дерева без использования гвоздей, поскольку металл был очень дорогим. Со временем сани начали укрепляться металлическими листами, профилями, болтами и сваркой. И сейчас для изготовлении саней применяют, например, следующие материалы:
- древесина (дуб, ясень, берёза, вяз, черёмуха, липа);
- сталь.
В настоящее время используются самые разнообразные материалы, в том числе и высокопрочные стали типа титана и композиционные материалы с применением кевлара. К примеру, санки от компании HUBLOT — самые дорогие санки в мире:
Изготовление деревянных полозьев для саней Это самая трудоемкая часть работы при изготовлении саней и требует определённых навыков и сноровки. 1. Надо выбрать дерево, из которого будут выгибаться полозья. Полозья, нащепы и копылья заготавливают летом и осенью. В изготовлении русских саней использовали дуб, ясень, берёзу, вяз, черёмуху и липу.
- Черёмуха самая мягкая из всех деревьев, вязкая и хорошо гнётся.
- Дуб самый твёрдый из всех, поэтому требует более длительного выпаривания и капризен в работе.
- Берёза должна быть срублена весной, когда она сочнее всего.
2. Подготовка древесины. Перед сгибанием дерево нужно подготовить, чтобы оно приобрело эластичность. Чаще всего дерево несколько часов держат на пару. Некоторые мастера пропаривают его в бане, а другие вымачивают в воде по несколько месяцев. Кто-то даже подолгу кипятит. Ещё существует метод запаривания дерева в собственном соку. Заготовку заворачивали в кору и укладывали на 2-3 часа в тлеющий костёр. После чего в нужном месте делали сгибание. В наше время для выпаривания изготавливают специальные камеры по длине заготовок.
Какая бы технология не была выбрана, в любом из вариантов при сгибании вероятен разлом заготовки. В этом случае главное не останавливаться, а продолжать попытки достижения цели. Ведь многое зависит от самой древесины. Если не поддаётся на изгиб вяз, попробуйте липу или берёзу. Также, рекомендуется сделать подпилы дерева на предполагаемом изгибе с внутренней стороны, как это сейчас делают к примеру при изготовлении гнутых панелей. Сначала циркулярной пилой делают многократные резы на равном расстоянии. Причем ширина растояния между пропилами, определяет радиус изгиба.
Затем с помощью лобзика и фрезера изготавливают шаблон и контршаблон, между которыми и будет зажиматься заготовка.
3. Придание формы полозьям. Для придания формы надо согнуть дерево так, чтобы диаметр изгиба был одинаковый на обоих полозьях. Для этого используется шаблон и немалое усилие, которое прикладывается во время процесса загибания.
Для фиксации могут применяться не только струбцины, но и прижимы (зажимы) В прошлые века в качестве шаблона использовался широкий ствол дерева, распиленный вдоль всей длины, в котором с помощью топора и редко долота — стамески выдалбливалось углубление желаемой формы изгиба полозьев. Также нередко форма создавалась с помощью забитых клиньев, между которыми и укладывалась древесная заготовка. Ниже приведено видео изготовления детских санок по старинной технологии.Видео: Современные решения позволяют создавать изделия практически любой кривизны.
В наше время для этого используют струбцины, зажимы/прижимы, самодельные шаблоны с контршаблонами, ленты для стяжки.
На фото: Струбцины для зажима и распора EHZ Wolfcraft
Выгнутые пластины между собой склеивают клеем (к примеру Titebond III). Затем держат несколько дней под прессом или стянутыми по всей длине к примеру С-образными струбцинами. Такие полозья прослужат по срокам не меньше, чем полозья из цельного дерева.
Последние штрихи
Когда сама конструкция готова, необходимо будет придать ей «товарный вид». Где-то нужно будет зачистить несколько швов, провести косметические работы.
Декорирование и покраска
Ну и конечно, чтобы сани для лошади сделанные своими руками радовали глаз, их необходимо будет покрасить. Дерево можно покрыть резьбой, украсить, насколько хватит фантазии. Можно сделать удобные сиденья, положить несколько шкур. В целом, последние штрихи – дело каждого.
Готовые сани принесут не только пользу, но и много радости, веселья детям и хорошее настроение.
Видео: Как делают конные сани
На рынке сегодня можно найти много разных зимних повозок всех видов, типажей и любой конструкции, но их стоимость часто необоснованно высока. Используя самый простой чертёж или собственную смекалку, изготовлением саней для лошадиной упряжки можно заняться самостоятельно.
На оленях мы помчимся
Катание в оленьих упряжках — традиция народов стран крайнего севера, где по просторам тундры такие сани, запряженные низкорослыми и выносливыми северными оленями, ездят с Х века. Разумеется, в то время это трудно было назвать катанием — вполне себе обыденный и традиционный транспорт, грузовой и пассажирский. Зато сегодня такие упряжки — замечательный туристический аттракцион.
Обычно катаются в легких северных деревянных санях-нартах по двое, укрывшись теплыми оленьими же шкурами, а животными (их в запряжке для катания обычно бывает одна/две/три головы, запряженных цугом-цепочкой) управляет сидящий на передке саней каюр. Особенно интересны такие маршруты детишкам, ведь каждый современный малыш знает, что именно на оленьих упряжках ездит главный зимний добрый волшебник, когда настает пора развозить подарки — так почему бы не повторить его развлечение?
Взрослым помимо собственно катания на оленьих упряжках на таких туристических программах обычно предлагают еще обучение искусству каяра, национальные угощения и даже ночевки в традиционных чумах или куваксах. Разумеется, это если катание проходит действительно на Севере, а не в средней полосе России, где сегодня такие маршруты тоже вполне доступны во многих загородных развлекательных комплексах.
Изготовление
Поэтапный вариант сборки зимних металлических саней:
- Изготавливаем полозья. Берем 2 железных трубы (нержавеющая сталь) диаметром 30–40 мм. Если длина саней 1,8 метра, труба должна быть 2,8 метра с учётом загибов. Трубогибом одинаково сгибаем трубы с передней стороны и загибаем на 20 см с задней — для хода назад.
- На полозья привариваем металлическую полосу шириной 4 см. Она будет служить для устойчивого хода по снегу.
- Изготовление стоек и поперечных перекладин. Количество стоек зависит от массы груза, который вы собираетесь перевозить. Возьмем 8 стоек (по 4 на каждую сторону) и 4 перекладины. Трубы диаметром 10 мм соединяем сваркой между собой и к полозьям. Высота от полозьев до места соединения с перекладинами 20-30 см. При скреплении стоек с полозьями учитывайте, что крайняя стойка не должна находиться на краю полозьев. Впоследствии это может привести к излому полоза.
- Изготовление кобылок. Из трубы нарезаются кобылки длиной 10-20 см. Привариваются к полозьям и перекладинам.
- На оглобле приваривается поперечная планка с петлями и крючками.
- Изготовление настила. Очень простой вариант взять фанерный лист. Вырезать по ширине и соединить металлическими болтами с поперечными перекладинами. Можно взять металлический лист и приварить его к перекладинам и стойкам, но это сильно утяжелит конструкцию.
- Покрасить.
Изготовление полозьев
Полозья не только основная ходовая часть зимней повозки, но и требует наибольших трудозатрат при изготовлении. Этот элемент должен быть не только самым прочным у санка, но и довольно легким. Для изготовления «лыж» используют различные материалы.
Из металла
Для производства «санных лыж» применяют закаленную либо нержавеющую сталь. Качество езды ни как не зависит от того из какой именно стали сделаны эти «лыжи», поэтому выбор материала зависит только от предпочтений и платежеспособности изготовителя. Нужно помнить, что металлические полозья не приспособлены к сильным морозам, и поэтому, если чрезмерно нагружать сани при температурах значительно ниже 0С, то на полозьях могут образоваться трещины.
В идеале полозья саней должны быть выполнены из цельного листа металла. Однако для этого потребуется кузнечная мастерская и умение выковывать изделия. Исходя из этого, популярным материалом для полозьев на данный момент являются стальные трубы, диаметр которых 25 – 50 мм.
При подборе труб, следует помнить, что их длина должна быть на 1,5 м. больше чем предполагаемая длина повозки. Это необходимо для того чтобы загнуть полозы. Делать это необходимо с обеих сторон: спереди – чтобы обеспечить зимней повозке плавный ход, сзади – чтобы была возможность ездоку сдать назад. Изогнуть трубы можно двумя способами: с помощью нагрева либо трубогибом.
После того как полозья изогнуты, можно приступать к их скреплению между собой. Делается это с помощью других труб, которые согнуты буквой «П». Для того чтобы сделать каркас более прочным, их необходимо приваривать к полозьям на расстоянии 20 см. друг от друга, а благодаря П — образной форме, эти трубы будут выполнять обязанности копылов, на которые будет закрепляться настил. Так же в качестве копылов можно приварить к полозьям отрезки труб, нужного размера.
Если изготавливаются рабочие сани, то не стоит слишком высоко изгибать полозья. Для того чтобы усилить каркас, применяются металлические профили, уголки. Все части скрепляются между собой с помощью сварки, после чего места сваривания необходимо зачистить и отшлифовать.
Из дерева
Изготовить полозья можно и из древесины, но для этого мастер должен иметь не только теоретические знания, но и практические навыки. Потребуется не только подобрать подходящую древесину, но и правильно ее подготовить, чтобы она стала эластичной. Для этого существует масса способов и все они довольно трудоемкие. Поэтому лучше всего доверить изготовление таких полозьев профессионалам.
Из пластика
Можно сделать полозы из пластиковых труб. Это сделает конструкцию более легкой и маневренной, однако грузоперевозимость у данного вида саней довольно низкая. Трубы из ПВХ можно выгнуть с помощью специальных паяльных ламп. Такие полозья придется дополнительно обшить железом, это убережет пластик от повреждения во время заездов.
Какие бывают запряжки?
Оглобельно-дуговая запряжка
1 — удила; 2 — узда; 3 — дуга; 4 — повод с темляком; 5 — зга; 6 — седелка; 7 — чересседельник; 8 — шлея : 8а — продольный ремень, 8б — поперечные ремни, 8в — откосный ремень, 8г — ободовый ремень, 8д — мочка; 9 — оглобля: 9а — гребенка, 9б — тяж; 10 — подбрюшник; 11 — подпруга; 12 — гуж; 13 — хомут; 14 — супонь; 15 — вожжи.
Данный способ запрягания коней идеально подходит для одноконной русской телеги. Для запряжки понадобится хомут, шлеи, супони, сидёлка, чересседельник, дуга.
Процесс снаряжения амуниции:
- Первое, что надевается, – узда. Во время холодов железные удила согреваются (предварительно занести в теплое помещение или подержать в руках несколько минут). В противном случае металл передаст холод телу животного, после чего начнутся воспалительные процессы в мягких тканях.
- Далее левой рукой беремся за упряжь, а в правую кладем сидёлку и чересседельник. Потом накладывается на спину сидёлка. Делать это нужно в определенной последовательности: уложить на участок, расположенный около холки, расправить шерсть, разложить по спине.
- Таким образом, верхняя часть должна находиться на холке, нижняя – на расстоянии от 9-го до 15-го ребра на спине. При этом шлея должна спускаться до уровня локтя лошади.
- Следом надо затянуть подпругу. Между кожей животного и шлеей необходимо оставить расстояние в 3-5 см.
- Следующий шаг – накладывание хомута. Перевернуть нижней стороной вверх, продеть через голову коня. В самой узкой зоне шеи перевернуть хомут, придав правильное положение. Осталось расправить гриву и набросить шлею.
- Завести животное в оглобли, кончики которой должны быть на одном уровне с гужей.
- К оглобле справа, а потом слева, прикрепить чересседельник за петли, расположенные на сидёлке.
- Затем дуга подводится с нижней левой зоны под оглоблю, обгибается против хода часов, конец вдевается в петлю. Снова обогнуть оглоблю и уложить дугу на хомут.
- В итоге кончик справа должен соприкоснуться с оглоблей этой же стороны. Аналогичным образом поступают с петлей гужи справа.
- Взять в руки супонь, стянуть хомут за оба края. Оба концы должны сомкнуться. Если не получается, то надо удлинить гужи. Бывает такое, что хомут смыкается, но дужки не имеют правильного положения. Ошибка в этом случае заключается в том, что гужи слишком длинные.
- Пристегнуть вожжи к уздечке. Особенность: вожжи можно продевать через середину или снаружи дуги. Первое нужно сделать тогда, когда конь не слушается повода.
Полезные рекомендации:
- гужи не должны находиться спереди дуги;
- хомут подбирается по индивидуальному размеру коня (при точном соответствии он плотно прилегает к плечам);
- если хомут, который есть в наличии, большой, на внутреннюю его часть нашивается войлочная ткань;
- если хомут маленький, использовать его нельзя;
- запрещено накладывать только чересседельник (без сиделки) – это чревато травмированием кожного покрова лошади.
Постромочно-дышловая
Такая запряжка применяется при паре коней, которые используются в сельском хозяйстве. Обязательное условие – наличие дышла на телеге. Это одна оглобля, расположенная точно по центру, к которой пристегивают лошадей по отдельности. Дополнительно берут нагрудник, постромки, нашильник.
1 — кочеток; 2 — вага; 3 — валек; 4 — постромка; б — передняя вага; 6 — нашильник; 7 — нагрудник; 8 — дышло.
Процесс запряжки:
- надеть уздечку и хомут на каждое животное;
- поставить коней с 2-х сторон дышла;
- натянуть нашильник на дышло, закрепить на нагрудниках в кольце;
- зафиксировать хомут, правильно натянуть постромки;
- прикрепить нагрудник за постромок и хомут;
- вожжи пристегнуть к уздечке.
Постромочная
Данный метод запряжки считается простейшим и самым быстрым. Здесь не понадобится ни дышло, ни дуга, ни оглобля. Поэтому способ носит и другое название – пристяжка.
Спектр применения широкий – тележка, плуг, борона, экипаж. Постромочная упряжь напоминает оглобельно-дуговую запряжку. Основана на накладывании шлеи и пристёгивании ремня за воз (для этого есть специальное кольцо).
Еще существует смешанный тип запрягания лошади, суть которого заключается в использовании одновременно нескольких видов запряжки. Применяется преимущественно для телег с грузами и людьми.
История появления сбруи
Согласно историческим данным, люди начали использовать конскую сбрую примерно во 2-м тысячелетии до нашей этой. По крайне мере об этом свидетельствуют элементы упряжи, найденные в древних захоронениях. Впрочем, многие исследователи склонны предполагать, что древние люди стали использовать упряжь еще раньше.
В древности владельцы лошадей большое внимание уделяли не только качеству упряжи, но и ее внешнему виду. Дело в том, что по художественному оформлению этого конского снаряжения можно было определить социальный статус владельца
Мода на красивую упряжь прошла в Средние века. В то время угла ставился функционал. Лошадей стали использовать в основном для перевозки тяжелых грузов. Никому в голову не приходило просто так кататься на этих животных.
Примерно с середины 16-го века упряжи для лошадей стали снова делать красивыми и качественными. Объясняется вхождением в обиход людей карет и открытых конных экипажей.
К сожалению, сегодня конная сбруя полностью утратила свое значение. Техника полностью вытеснила лошадей из хозяйственной деятельности человека. Их используют в спортивных соревнованиях и развлечениях.