Этап первый отмывка старых запчастей:
- Педали на этом велосипеде стоят с туклипсами. Я у них только меняю смазку и максимально счищаю грязь. Ремешки же в достаточно хорошем состоянии их возвращаю обратно.
- Каретка. Разборки показала, что смазка там уже давно засохла, а подшипники имеют заметные повреждения. Меняю подшипники и смазку. (В итоге по мере эксплуатации, старая каретка показала себя не с лучшей стороны, так как быстро захрустела из-за попавшего в нутрь песка)
- Манетки оставляю родные, конечно я представляю какие это будут мучения, но хочется для начала поездить на родных.
- Задний переключатель тоже пока останется родной в дальнейшем поставлю что-нибудь современное. Остается отмыть его и поменять смазку в подшипниках. Еще кстати не знаю подойдет ли он для современных цепей, так как у него в место шестеренок ролики. В итоге поставил переключатель shimano claris.
- Тросики на велосипеде и рубашки еще стоят родные я их меняю на современные. Сталкиваюсь с проблемой, что современные колпачки на рубашки не подходят в упоры рамы и рубашки вставляются без них. (Также было и изначально)
- Рулевая колонка пока я не нашел к ней сепараторных подшипников поэтому хорошенько отмыл старые и с новой смазкой поставил обратно. (Старые кстати оказались в хорошем состоянии)
- Клещевые тормоза. Разбираю тщательно мою и смазываю ставлю обратно, но уже с новыми тросиками. (Выявилась проблема, что задний томоз немного выступает за втулку из-за чего нельзя за крутить сильно болт, так как тогда клешня не будет двигаться, но не критично посмотрим, что будет дальше)
ХВЗ «Турист»
Самый обычный велосипед «Турист» Харьковского велосипедного завода о четырёхпередачах. Передняя вилка, естественно, жёсткая, других тогда в СССР и невстречалось. Да и в мире они ещё были большой редкостью. По сравнению стогдашними односкоростными «дорожными» велосипедами это была вещь, хотя знающиелюди утверждают, что по сравнению с велосипедами «Старт-шоссе» 70−х этивелосипеды уже существенно уступали как по массе, так и по прочности (походовым качествам по определению).
Итак, перейдем к методике ремонта велосипеда «Турист», «Старт-шоссе»,«Спорт»:
По причине отсутствия деталей (завод на Украине уже давно не работает вполную силу), а те запчасти которые выпускают по крохам в последние годы отвратного качества, но по цене не уступают импортному.
Модернизация каретки
Первым делом уходим от вала каретки системы ”клин” это пережиток прошлого ипереходим на вал каретки ”квадрат”. Все новые и современные системы ведущихпроизводителей рассчитаны на ”квадрат”. Для этого надо установить вал “картридж ” (лучше на промышленных подшипниках ресурс её очень велик от 3 до10 тыс. км).
1. При покупке комплекта передних шатунов первым делом определяемся (кол-возвездочек):
- Будут шоссейные звезды
- или комбинированные.
2. Измеряем глубину посадки на шатуне от нее будет завесить длина валакаретки “ картридж ”.
3. Покупаем “ картридж ”.
- Снимаем шатуны
- Разбираем каретку, выворачиваем чашки.
- Берем метчик 35×1.37 24 и нарезаем новую резьбу.
- Смазываем новую резьбу жидким маслом.
- Вворачиваем “ картридж ” (Пром. Подшипник). UN-25 фирмы Shimano
4. Устанавливаем новые шатуны. Вся процедура занимает около часа работы.
5. Настраиваем переключение передач.
Система (шатуны со звездами)
Если средства позволяют, ставим картридж каретки и систему зарубежногопроизводства. Это может быть всё тот же Shimano Tourney, Altus или Sora. Стакими передачами можно уже довольно смело ехать в приличный подъём.
Поскольку велосипед довольно резвый, то лучше, если передние звёзды будутиметь следующий набор: 48−38−28(30). При смене шатунов имейте в ввиду, что наоставшихся у вас деталях имеется определённая выработка (растянута цепь подточены задние звездочки износ заднего суппорта), всё зависит от пробега иинтенсивности эксплуатации.
Цепь
Если на пятерной трещотке цепь от «Старта» ещё худо-бедно работать может, тона 6−7 звёзд сзади уже нужна узкая импортная (ширина 7,1 мм). Мы жеиспользовали цепь фирмы Shimano UG50 или UG51 на 5/6 скоростей. На 6/7скоростей IG-31 Acera или IG-51 Alivio. На 7/8 скоростей IG-70, IG-90, HG73 или HG93 LX/XT.
Задняя втулка
Если есть большое желание сэкономить оставляйте от «Старта». Что следуетиметь в виду как втулки от «Старт-Шоссе», так и простенькие зарубежные имеютвесьма примитивную защиту от грязи и воды, поэтому при интенсивной езде парураз в год придётся втулочки перебирать. Кроме того, на этой втулке не оченьнадёжное эксцентриковое крепление заднего колеса.
Или покупаем втулку от зарубежного производителя. Наиболее распространенывтулки под резьбовое присоединение блока задних звеёдочек и под кассету. Болеенадёжными следует считать втулки под кассету.
Задний переключатель
Если денег мало ставьте любой. Если есть начните хотя бы с Shimano TY40или Altus. Российские дюралевые слишком хрупки, железный от ХВЗ достаточнонадёжен, хотя и примитивен донельзя.
При установке особенно обратите внимание на ограничители перемещенияпереключателя (такие болтики). Любимое занятие неотрегулированныхпереключателей в наиболее неподходящее время залетать в спицы
Нужно иметь ввиду, что если вы приобрели трещотку или кассету с большой задней звездой на 34зуба, нужен однозначно зарубежный переключатель, приспособленный под работу стакой звездой. Внешне у такого переключателя ролики большего диаметра.
Обода
Один из самых существенных моментов. Вот здесь денег жалеть не нужно. Выборободов на 28″ в Москве не ограничен, можно купить практически любой обод илизаказать нужные и подождать какое-то время. Однозначно не берём продукциюроссийских заводов. Та массовка, которая ими производится, имеет отвратительноекачество.
Обода от велосипедов «Турист». Во-первых, похоже, что в природе уже несуществуют. Во-вторых, даже если они и остались где-то, лучше вложить деньги взарубежные двойные обода. Одинарные и двойные зарубежные. Не стоит братьузкие клинчерные (сделанные специально для узких гоночных шин) обода. В этомслучае вы вынуждены будете использовать только гоночные покрышки(622−20/23/25), а это сильно скажется на проходимости велосипеда.
Подойдут обода шириной 18−21 мм и предпочтение однозначно нужно отдатьдвойным.
ХВЗ В-552 “Чемпион Шоссе”.
Производитель – Харьковский велосипедный завод имени В. И. Петровского.
Назначение – для соревнований по шоссе. Велосипед заказывала Федерация велоспорта СССР. Изготавливался из отечественных или импортных труб индивидуально для каждого спорсмена для лучших гонщиков страны.
Годы выпуска – (1962 ? -1964 ?).
Устройство и технические данные велосипеда ХВЗ В-552 “Чемпион Шоссе”.
1. Передняя вилка – трубы овального сечения (легированная сталь).
2. Рама:
– улучшенной геометрии, тонкостенные трубы (легированная сталь);
– база – 1060 мм;
– высота – 520 – 600 мм (через каждые 5 мм).
3. Руль – спортивный;
4. Тормоза:
– передний и задний тормоза – клещевые, тросовые с прижимом на обода.
5. Колёса:
– втулки – дюралюминиевые (сплав В 95), цельноточенные, фланцы увеличенные;
– обода – дюралюминиевые (из спецсплава);
– спицы – редуцированные, утончённые в средней части;
– размер шин – 600 х 24 мм (27″ х 1,1/8″) или 600 х 27мм.
6. Привод:
– шатуны – дюралюминий (сплав В95) с квадратным креплением на кареточном валу;
– педали – стальные, челночные с туклипсами;
– задний и передний переключатели – параллелограмного типа;
– передние звёзды – дюралюминиевые (сплав В 95), 48 и 51 зубьев;
– задние звёзды – 13, 15, 17, 19, 21 зубьев;
– цепь (размер) – 12,7 х 2,4 мм;
– количество передач – 10.
7. Седло – удобной формы, пластмассовое;
8. Покраска велосипеда – эмали разных цветов, концы цепной и передней вилки, а также стойки рамы с хромированным покрытием.
9. Вес велосипеда – 10,5 – 11,0 кг.
Несколько фотографий В-552 ”Чемпион-шоссе” из коллекции велосипедов Влада Карганова http://vk.com/albums70117629. Здесь серийный В-552, который являлся прообразом и прародителем спецзаказовского В-552-и. У В-552 ”Чемпион-шоссе” рама оказалась очень удачная и после доработок была принята за основу для производства В-552-и и для других спецзаказов.Фото с сайта http://veloretro.ru/
Ещё посмотреть на эту тему: